Научная статья на тему 'Ставка на газ в энергетической политике Китая: некоторые вопросы внутреннего ценообразования в свете конъюнктуры мирового рынка'

Ставка на газ в энергетической политике Китая: некоторые вопросы внутреннего ценообразования в свете конъюнктуры мирового рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
493
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
природный газ / энергетическая политика / ценообразование / спрос на газ / импорт газа / внутренний рынок газа / Китай. / natural gas / energy policy / pricing / gas demand / natural gas imports / domestic gas market / China.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Матвеев Владимир Александрович

Статья обращает внимание на то, что состояние и перспективы мирового энергетического рынка чрезвычайно важны для такого его ведущего «игрока», как Китай. Конъюнктура этого рынка влияет и на расстановку приоритетов в собственной модели развития страны, и на «иерархию» внешних поставщиков углеводородов, и на интенсивность сотрудничества с ними. Прогнозируется, что в ХХ! веке, несмотря на бурный рост сектора возобновляемых энергоресурсов, наиболее энергично будет расти потребление газа. Автор констатирует, что в качестве ведущего стратегического приоритета современной энергетической политики руководство КНР позиционирует ускоренную газификацию страны, для чего требуется не только наращивание внутренней добычи, но и увеличение импортных поставок. Причем на нынешнем этапе развития Китай склоняется к выбору той национальной энергетической стратегии, которая предусматривает более полное самообеспечение энергоносителями. Здесь Китай решил сделать ставку на газ. В то же время состояние газового рынка Китая вследствие исторически сложившихся обстоятельств (а именно — высокоинерционного перехода генерации с угля на газ) до сих пор следует охарактеризовать как несистемное и низкоконкурентное. Автор подчеркивает, что эффективному использованию газа препятствует складывающееся нерациональное соотношение конечных цен на газ и уголь у потребителей. В статье указывается, что среди определяющих направлений новой государственной политики КНР в сфере энергетики весьма значимую роль будет играть дальнейшее совершенствование ценообразования на газ как в аспекте внутреннего ценообразования, так и ценовой конкуренции между экспортерами газа в страну. Автор утверждает, что до сих пор механизм ценообразования на газ на китайском рынке далек от совершенства. Непрозрачность, а вместе с тем и непредсказуемость порядка определения этих цен усложняют принятие инвестиционных решений и производителями, и, во многих случаях, — промышленными потребителями отечественного и импортного газа. Делается вывод, что вопросы ценообразования на китайском рынке газа являются одними из самых злободневных для отрасли, а действующий механизм ценообразования нуждается в реформировании в направлении увеличения роли рыночных сил. Большое значение для процесса совершенствования ценообразования будет иметь способность государства переосмыслить его роль в регулировании ценовой политики в топливно-энергетическом комплексе страны и преодолеть вызовы сложившейся системы ценообразования на газ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Bet on natural gas in China’s energy policy: some issues of the domestic pricing in light of world market conditions

The author draws attention to the fact that the status and prospects of the world energy market are extremely important for such a leading “player” as China. The conditions of the market affects alignment of priorities in the country's own development model, as well as “hierarchy” of external suppliers of hydrocarbons, and the intensity of cooperation with them. It is predicted that in the XXI century, despite rapid growth of the renewable energy sector, gas consumption will grow most rapidly. The article emphasizes that the leading strategic priority of China's modern energy policy is the accelerated gasification of the country. Moreover, at the current stage of development, China is inclined to choose such national energy strategy that will provide for a more complete self-sufficiency in energy resources. China has decided to bet on the natural gas. And China's state authorities are making significant efforts to increase domestic production and rise natural gas imports as well. At the same time, the status of China's gas market due to historical circumstances (namely — the high-inertia transition from coal to gas) should still be characterized as non-systemic and low-competitive. The author emphasizes that the problem of efficient use of gas is aggravated by the emerging irrational ratio of final gas and coal prices among consumers. The article proves that among the determining directions of China's new state policy in the energy sector, a very important role will be played by further improvement of gas pricing both in terms of domestic pricing and price competition between gas exporters. It is recognized that the mechanism of natural gas pricing in the Chinese market is still far from perfect. The lack of transparency and, at the same time, the unpredictability of how these prices are determined complicate investment decisions by both producers and, in many cases, by industrial gas consumers too. It is noted that the most important role will be played by rethinking the role of State regulation in the pricing policy of the fuel and energy complex of the country and overcoming the challenges of the current system of natural gas pricing. It is concluded that the issues of pricing in the domestic gas market are among the most pressing for the industry, and the current pricing mechanism needs to be reformed in the direction of strengthening the role of market forces.

Текст научной работы на тему «Ставка на газ в энергетической политике Китая: некоторые вопросы внутреннего ценообразования в свете конъюнктуры мирового рынка»

DOI: 10.24411/2618-6888-2019-10020

В.А. Матвеев СТАВКА НА ГАЗ

В ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ КИТАЯ: НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ВНУТРЕННЕГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В СВЕТЕ КОНЪЮНКТУРЫ МИРОВОГО РЫНКА

Аннотация. Статья обращает внимание на то, что состояние и перспективы мирового энергетического рынка чрезвычайно важны для такого его ведущего «игрока», как Китай. Конъюнктура этого рынка влияет и на расстановку приоритетов в собственной модели развития страны, и на «иерархию» внешних поставщиков углеводородов, и на интенсивность сотрудничества с ними.

Прогнозируется, что в ХХ! веке, несмотря на бурный рост сектора возобновляемых энергоресурсов, наиболее энергично будет расти потребление газа.

Автор констатирует, что в качестве ведущего стратегического приоритета современной энергетической политики руководство КНР позиционирует ускоренную газификацию страны, для чего требуется не только наращивание внутренней добычи, но и увеличение импортных поставок. Причем на нынешнем этапе развития Китай склоняется к выбору той национальной энергетической стратегии, которая предусматривает более полное самообеспечение энергоносителями. Здесь Китай решил сделать ставку на газ.

В то же время состояние газового рынка Китая вследствие исторически сложившихся обстоятельств (а именно — высокоинерционного перехода генерации с угля на газ) до сих пор следует охарактеризовать как несистемное и низкоконкурентное. Автор подчеркивает, что эффективному использованию газа препятствует складывающееся нерациональное соотношение конечных цен на газ и уголь у потребителей.

В статье указывается, что среди определяющих направлений новой государственной политики КНР в сфере энергетики весьма значимую роль будет играть дальнейшее совершенствование ценообразования на газ как в аспекте внутреннего ценообразования, так и ценовой конкуренции между экспортерами газа в страну.

Автор утверждает, что до сих пор механизм ценообразования на газ на китайском рынке далек от совершенства. Непрозрачность, а вместе с тем и непредсказуемость порядка определения этих цен усложняют принятие инвестиционных решений и производителями, и, во многих случаях, — промышленными потребителями отечественного и импортного газа.

Делается вывод, что вопросы ценообразования на китайском рынке газа являются одними из самых злободневных для отрасли, а действующий механизм ценообразования нуждается в реформировании в направлении увеличения роли рыночных сил. Большое значение для процесса совершенствования ценообразования будет иметь способность государства переосмыслить его роль в регулировании ценовой политики в топливно-энергетическом комплексе страны и преодолеть вызовы сложившейся системы ценообразования на газ.

Ключевые слова: природный газ, энергетическая политика, ценообразование, спрос на газ, импорт газа, внутренний рынок газа, Китай.

Автор: Матвеев Владимир Александрович, кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Центра изучения стратегических проблем Северо-Восточной Азии и ШОС. E-mail: matveevva@mail.ru

V.A. Matveev

Bet on natural gas in China's energy policy: some issues of the domestic pricing in light of world market conditions

Abstract. The author draws attention to the fact that the status and prospects of the world energy market are extremely important for such a leading "player" as China. The conditions of the market affects align-

ment of priorities in the country's own development model, as well as "hierarchy" of external suppliers of hydrocarbons, and the intensity of cooperation with them.

It is predicted that in the XXI century, despite rapid growth of the renewable energy sector, gas consumption will grow most rapidly.

The article emphasizes that the leading strategic priority of China's modern energy policy is the accelerated gasification of the country. Moreover, at the current stage of development, China is inclined to choose such national energy strategy that will provide for a more complete self-sufficiency in energy resources. China has decided to bet on the natural gas. And China's state authorities are making significant efforts to increase domestic production and rise natural gas imports as well.

At the same time, the status of China's gas market due to historical circumstances (namely — the high-inertia transition from coal to gas) should still be characterized as non-systemic and low-competitive. The author emphasizes that the problem of efficient use of gas is aggravated by the emerging irrational ratio of final gas and coal prices among consumers.

The article proves that among the determining directions of China's new state policy in the energy sector, a very important role will be played by further improvement of gas pricing both in terms of domestic pricing and price competition between gas exporters.

It is recognized that the mechanism of natural gas pricing in the Chinese market is still far from perfect. The lack of transparency and, at the same time, the unpredictability of how these prices are determined complicate investment decisions by both producers and, in many cases, by industrial gas consumers too.

It is noted that the most important role will be played by rethinking the role of State regulation in the pricing policy of the fuel and energy complex of the country and overcoming the challenges of the current system of natural gas pricing.

It is concluded that the issues of pricing in the domestic gas market are among the most pressing for the industry, and the current pricing mechanism needs to be reformed in the direction of strengthening the role of market forces.

Keywords: natural gas, energy policy, pricing, gas demand, natural gas imports, domestic gas market, China.

Author: Vladimir A. MATVEEV, Ph.D. (Economics), Leading Research Fellow, Institute of Far Eastern Studies of the Russian Academy of Sciences (e-mail: matveevva@mail.ru).

Согласно сценариям таких мировых энергетических агентств, как Международное энергетическое агентство и Агентство энергетической информации США, природный газ (ПГ) в анализируемый в настоящей статье период 2015—2040 гг. однозначно займет центральное место в мировой структуре потребления первичной энергии по темпам роста потребления. Это во многом произойдет благодаря стремлению мирового сообщества снизить вредные выбросы в атмосферу в соответствии с требованиями Парижской конференции по климату. Ожидается, что прирост спроса на природный газ (ПГ) в указанный период может составить от 43 до 57 %. [Новые прогнозы мировой энергетики и место России в ней, с. 17].

Основной рост спроса придется на развивающиеся страны Азии, Африки, Латинской Америки и Ближнего Востока, и среди них на ведущих позициях — Китай.

Стоит подчеркнуть, что несмотря на бурный рост сектора возобновляемых энергоресурсов, ведущее место в структуре мирового энергопотребления останется за нефтью и газом. Причем наиболее быстро будет расти роль газа, поэтому XXI век именуют веком газа. И в целом роль ПГ как наиболее чистого ископаемого топлива будет увеличиваться и в структуре энергопотребления многих стран, и во внешней торговле энергоресурсами. Его доля в общем мировом энергобалансе дойдет почти до четверти, вплотную приблизившись к долям угля и нефти, что сделает его основным энергоносителем [Текслер].

Естественно, состояние и перспективы мирового энергетического рынка чрезвычайно важны для такого его ведущего «игрока», как Китай. Конъюнктура этого рынка влияет и на расстановку приоритетов в собственной модели развития страны, и на «иерархию» внешних поставщиков углеводородов, и на интенсивность сотрудничества с ними.

Однако на нынешнем этапе развития Китай склоняется к выбору той национальной энергетической стратегии, которая предусматривает более полное самообеспечение энергоносителями.

Тем не менее, ситуация в добыче углеводородов остается неоднозначной. Добыча собственной нефти в стране снижается третий год подряд. В 2018 г. она сократилась еще на 1,3 % — до 189,11 млн т.

Путем резкой интенсификации геологоразведочных работ Китай планирует стабилизировать добычу нефти, а к 2020 г. — в несколько раз увеличить ее добычу внутри страны — до 200 млн т [Китай в 2018 г. нарастил импорт нефти на 10 %]. Однако «ножницы» между производством нефти и ее потреблением в стране все увеличиваются. Спрос на нефть в Китае продолжает расти: в 2019 г. он увеличится на 6,9 % по сравнению с 2018 г. и составит 667,9 млн т. Спасает ситуацию с нефтью только импорт, он вырастет с 460 млн т в 2018 г. до 505,3 млн т в 2019 г. Исходя из этого можно заключить, что зависимость страны от поставок нефти из-за рубежа растет угрожающими темпами и достигнет в 2019 г. 72,8 % по сравнению с 68,4 % в 2018 г. [Замедление экономики Китая...].

В то же время в результате масштабных геологоразведочных работ, развернутых в Китае, происходит открытие преимущественно газовых месторождений. Это касается не только запасов «традиционного» газа, но и огромных запасов сланцевого газа (крупнейших в мире), а также шахтного метана.

Вследствие этого ведущим стратегическим приоритетом современной энергетической политики КНР позиционируется ускоренная газификация страны. Китай решил сделать ставку на газ. В стране идет реализация весьма капиталоемких проектов по всей цепочке производства и распределения газа. Это, во-первых, массированное вложение средств в геологоразведку, разработку месторождений и широкомасштабное строительство магистральных газопроводов; во-вторых, развитие инфраструктуры регазификации и снабжения сжиженным природным газом (СПГ) таких сфер, как энергетика, химическая промышленность и металлургия, преимущественно в южных, восточных и северо-восточных провинциях КНР; в-третьих, активизация китайского участия в разведке и разработке газовых ресурсов по всему миру и их транспортировке в КНР; в-четвертых, интенсивное развитие газовой инфраструктуры, в частности сооружение подземных газохранилищ и сетей.

К тому же стратегический курс на снижение вредных выбросов в атмосферу за счет, в том числе, перевода электрогенерации с угля на природный газ требует все большего количества газа.

Государственные власти Китая прилагают значительные усилия для роста внутренней добычи. Ставка на инвестирование в рост внутренней добычи в нынешних условиях для китайских государственных нефтегазовых компаний осуществляется в соответствии с недавним распоряжением председателя КНР Си Цзиньпина, который, не слишком считаясь с затратами, предписал представителям сектора нарастить разведку и добычу газа (как и нефти) в Китае с целью поддержания энергетической безопасности страны [Китайские СКРС и СКООС увеличат добычу нефти и газа...]. И недавно компания СКРС сообщила о планах расширения геологоразведочных работ внутри страны с целью увеличения вдвое доказанных запасов нефти и газа в течение семи лет.

Стоит отметить, что в Китае сохраняется весьма высокий уровень государственной поддержки отрасли в форме субсидий добычи ископаемого топлива. Так, по информации МВФ, еще в 2015 г. Китай потратил больше других стран на такого рода субсидии (1,4 трлн долл.), что более чем в 2 раза превышает показатель США (649 млрд долл.), не говоря уж о других акторах мирового газового рынка. Международный валютный фонд продолжает призывать к сокращению господдержки добычи ископаемого топлива, аргументируя это тем, что субсидии поощряют чрезмерное потребление энергии, ускоряя истощение природных ресурсов, а также уменьшают стимулы для инвестиций в другие, чистые виды энергетики. Еще в 2009 г. G20 также призывала к поэтапной ликвидации субсидий на ископаемое топливо во всех странах, а потом повторила этот призыв и в 2012 г. [МВФ оценил энергетические субсидии России в 551 млрд долл.].

Однако темпы роста потребления газа продолжают быть такими высокими, что собственная добыча газа в Китае уже не покрывает растущий спрос народного хозяйства. В связи с этим страной взят курс на значительное увеличение инвестиций в импортоориентиро-ванную газотранспортную инфраструктуру и регазификационные мощности в целях гарантированного обеспечения народного хозяйства газом.

Между тем за гигантскими темпами развития газового хозяйства в Китае, по нашему мнению, плохо просматриваются новые вызовы дальнейшему развитию газовой отрасли.

За последние годы в политике страны произошло несколько фундаментальных сдвигов в деле дальнейшего развития энергетики Китая. Во многом определяющей стала программная установка на экологизацию экономического роста. Кроме того, среди определяющих направлений новой государственной политики КНР в сфере энергетики можно выделить курс на снижение спроса на уголь как энергоноситель, рост и диверсификацию предложения энергетических ресурсов за счет нетрадиционных видов газа, СПГ и возобновляемых источников энергии (ВИЭ), а также повышение энергоэффективности использования энергоресурсов.

Среди этих направлений весьма значимую роль, по нашему мнению, будет играть дальнейшее совершенствование ценообразования на газ как на внутреннем рынке, так и в контексте ценовой конкуренции между экспортерами газа в Китай.

Правительством Китая было принято решение о постепенном повышении внутренних цен на газ до мирового уровня. Параллельно должны быть реализованы планы по резкому сокращению энергоемкости народного хозяйства и снижению экологической нагрузки предприятий.

В связи с этим совершенствуется методология ценообразования на газ, а также идет отладка механизмов предоставления преференций нефтегазовым компаниям для стимулирования эффективной разработки национальных газовых ресурсов и доставки газа потребителям.

Все это свидетельствует об обретении газовой промышленностью статуса стратегического приоритета в современной энергетической политике Китая.

Однако ряд аналитиков акцентирует внимание на нарастающей неопределенности как главной тенденции в развитии энергетики КНР в среднесрочной перспективе [Другой Китай...]. На фоне структурных изменений в экономическом развитии Китая становится неизбежным замедление темпов роста спроса на энергию. Тем не менее представляется, что этот спрос (пусть и медленно) продолжит увеличиваться вплоть до 2035 г.

Учитывая пределы национальной сырьевой базы по ПГ, значительную стратегическую роль в стабилизации газоснабжения будут

играть расширяющиеся сухопутные трубопроводные поставки газа из богатых ресурсами регионов Центральной Азии и России. В связи с этим проблема установления оптимальной цены по закупкам импортного газа обретет особую актуальность.

Тема ценообразования на внутреннем рынке газа — это неотъемлемая часть энергетической политики Китая, которая должна проводиться в интересах всех участников рынка. При этом механизм ценообразования на китайском газовом рынке по-прежнему далек от совершенства. Непрозрачность, а вместе с тем и непредсказуемость порядка установления этих цен усложняют принятие правильных долгосрочных инвестиционных решений как производителями, так и во многих случаях промышленными потребителями газа. Поэтому вопросы ценообразования на внутреннем рынке являются одними из самых злободневных для газовой отрасли, а действующий механизм ценообразования нуждается в реформировании.

Дальнейшее развитие газовой отрасли в Китае, как показывает опыт стран с развитой газовой промышленностью, должно быть связано с ростом эффективности, экономии и рационализации использования газа. И здесь большое значение будет играть переосмысление роли государственного регулирования в ценовой политике топливно-энергетического комплекса страны и преодоление вызовов сложившейся системы ценообразования на газ.

А недостатков у нынешней системы цен на газ достаточно.

Главной особенностью нынешней системы ценообразования на газ в Китае является жесткий государственный контроль, нацеленный на сдерживание их роста вслед за продолжающимся увеличением затрат на добычу.

Между тем рост затрат имеет объективный характер в условиях перехода на более глубокие продуктивные горизонты и ведет к перманентному росту издержек, а сдерживание роста цен чревато убытками от реализации газа по регулируемым ценам в некоторых сегментах внутреннего рынка. Опыт других стран с развитой газовой промышленностью показывает, что в конечном итоге в целях развития отрасли придется приводить цены на газ к рыночному уровню, постепенно отказываясь от их сдерживания и устраняя монополизм

на рынке газа. Нефтегазовые компании также заинтересованы в плавной дерегуляции цен в целях того, чтобы доля свободного рынка газа на территории Китая постепенно нарастала.

Стоит отметить принципиальную важность оценки последствий для народного хозяйства как перехода к политике реалистического отражения роста стоимости газа, так и эффективности задуманных реформ для страны в целом.

Под государственное регулирование цен в Китае, а это прежде всего — утверждение государственными органами тарифов на газ, подпадают такие наиболее важные звенья всей системы производства и доставки газа потребителям, как магистральной транспорт, хранение и оптовый сбыт.

Эти подотрасли являются основными доходообразующими компонентами газовой промышленности. В них доминируют госкомпании. Из них СКРС с дочерними компаниями контролируют около 75 % сети магистральных газопроводов и 95 % подземных хранилищ. В этих сферах реализуется подавляющая часть объемов оптовых продаж газа (около 2/3) [Азарин].

Для всех компаний — операторов магистральных газопроводов государственными органами утверждаются тарифы на транспорт природного газа. Тарифы фиксированные и не меняются в зависимости от объема транспортировки и степени загрузки конкретного газопровода. Они взимаются за расстояние транспортировки, при этом выплаты за вход и выход из трубопроводной сети не предусмотрены.

Остальные объемы оптовых продаж газа реализуются по свободным ценам. Это реализация газа в сжиженном виде, а также реализация трубопроводного газа крупным промышленным потребителям.

И совсем небольшую часть (менее 1 % всех продаж газа на рынке Китая) пока еще занимают сделки по продаже газа (трубопроводного и сжиженного) через Шанхайскую нефтегазовую биржу. Это направление реализации газа имеет многообещающие перспективы.

В объемах поставок газа народному хозяйству Китая все более существенную долю занимает импорт посредством трубопроводного транспорта и морской транспортировки СПГ. В 2018 г. импорт газа

Китаем составил около 125 млрд куб. м, из которых 47,4 млрд куб. м. — из Центральной Азии, 4 млрд куб. м — из Мьянмы и 74 млрд куб. м (53,7 млн т до регазификации) в виде СПГ. Импорт составил около 45 % общего потребления газа в стране [Замедление экономики Китая не приведет к снижению...].

Следует отметить, что сегмент импорта природного газа в Китае (как и внутренней добычи в стране) отличается крайне высокой степенью монополизации: на независимые компании в общей структуре закупок приходится лишь минимальная часть [Азарин].

Средняя цена импортного газа на границе КНР (до налогов) в 2017 г. составила 201 долл. за 1000 куб. м для трубопроводного газа (ТПГ) и 278 долл. за 1000 куб. м для СПГ. При невысоких внутренних ценах на газ отмечается убыточность импортных поставок как трубопроводного газа, так и СПГ в связи с чем таможенные пошлины на импорт газа для всех существующих на данный момент каналов закупок — нулевые [Азарин].

В конечном итоге фактор продолжающейся убыточности импортных поставок представляет собой одну из серьезнейших ценовых проблем.

Среди многих недостатков действующей системы ценообразования на газ в Китае основным следует считать то, что она не создает стимулов для развития ключевых поставщиков газа, нефтегазовых компаний. Особенно это важно в связи с тем, что дальнейший рост объемов поставок газа на рынок КНР связан с необходимостью наращивания импорта. Увеличение объемов импорта в действующей системе ценовых координат ведет к росту убытков поставщиков, которые вынуждены продавать газ по регулируемым оптовым ценам, что дестимулирует их работу.

Из-за жесткого государственного регулирования оптовых цен, а также транспортных тарифов безубыточная продажа импортированного трубопроводного газа становится трудновыполнимой задачей. СКРС, как ведущая нефтегазовая корпорация, транспортирующая подавляющие объемы импортируемого газа, является крупнейшим получателем дотаций от государства, которые выплачиваются компании в счет компенсации понесенных при импорте убытков.

Так, например, затраты СКРС при транспортировке трубопроводного газа из Центральной Азии в КНР выше, чем оптовые цены в системе распределения газа. Поскольку тарифы на транспортировку являются фиксированными, убытки принимает на себя корпорация-импортер. В результате дальнейшая транспортировка импортного природного газа по ГТС «Запад—Восток» и «Шэньси— Пекин» и сдача его по фиксированным оптовым ценам в газораспределительную систему Пекина оказываются непосредственной причиной существенных убытков для СКРС [Азарин]. При этом повышение тарифа в системе распределения газа на максимально допустимое значение (+20 %) возможно только в отопительный сезон, и посему СКРС может рассчитывать лишь на минимизацию убытков или извлечение небольшой прибыли.

По импорту СПГ ситуация аналогичная. При импорте СПГ по средней цене 2017 г. (7,8 долл./млн БТЕ (британская тепловая единица) и дальнейших поставках газа уже внутреннему китайскому потребителю СКРС также несет значительные убытки: цена импортного СПГ ныне превышает оптовую цену в системе распределения газа даже без учета расходов на регазификацию и транспортировку [Азарин]. И поскольку тарифы на регазификацию и транспортировку являются фиксированными, убытки принимает на себя также импортер.

Чрезмерная зарегулированность цен на газ осложняется «социальным» характером существенной части поставок природного газа, то есть необходимостью поддержания низких цен на газ для населения. Это так называемая проблема кросс-субсидирования: для потребителей в жилищном секторе установлены значительно более низкие цены, чем для промышленных потребителей в целях сокращения расходов населения на приобретение газа и поддержки малообеспеченных социальных слоев.

Между тем такая ценовая диспозиция ставит разные группы потребителей газа в абсолютно неравные условия и ведет к ценовой дискриминации определенных групп потребителей.

Это создает значительные препятствия для расширения использования газа в промышленном секторе и в сфере генерации электроэнергии, а также усугубляет проблему сезонности спроса на газ в

Китае. Так, необходимость поддержания низких цен на газ для населения ведет к продажам газа промышленным предприятиям с существенной наценкой. Следствием этого в ряде отраслей промышленности использование газа по высоким ценам недостаточно эффективно, что дестимулирует переход на газ (например, в сфере генерации электроэнергии). К тому же высокие цены на газ для промышленности сдерживают темпы решения проблемы загрязнения воздуха. В целом использование газа в Китае обходится значительно дороже, чем использование угля. В связи с этим рост газопотребления в Китае в основном стимулируется правительственной установкой на экологичность при общем требовании расширить газоснабжение.

Немалые благоприятные перспективы усматриваются в связи с усилением роли рыночных сил посредством развития такого механизма, как биржевая торговля.

Конечно, есть ряд отличий, которые не позволяют рассматривать природный газ в качестве стандартного биржевого товара: прежде всего то, что это природный ресурс, запасы которого распределены неравномерно, а инвестиции в добычу и транспортировку — высокоспецифичны. Тем не менее, биржевая торговля природным газом развивается в разных регионах мира, уже завоевав долю в 99 % на североамериканском рынке. Конкурентное ценообразование усиливает позиции и на европейском рынке [Миронова].

Выводы

Одним из наиболее знаковых явлений энергетической политики Китая последнего десятилетия стало бурное развитие газовой промышленности. Ожидается продолжение устойчивого роста спроса на газ в КНР. Тем самым предполагается решение целого клубка таких насущных проблем развития Китая, как модернизация технологических процессов, перевод генерации электроэнергии с угля на газ согласно курсу на сокращение вредных выбросов, ускоренный перевод автомобилей на газомоторное топливо. Особенно важна широкая газификация для реализации программных установок по повышению качества жизни городских и сельских жителей.

В то же время состояние газового рынка вследствие исторически сложившихся обстоятельств (а именно — трудно идущего перехода генерации с угля на газ) до сих пор следует охарактеризовать как несистемное и низкоконкурентное.

Прежде всего это следствие недостаточного развития газотранспортной инфраструктуры и инфраструктуры потребления газа, в результате чего наличные объемы газа не находят повсеместного потребления. Усугубляет проблему эффективного использования газа складывающееся нерациональное соотношение конечных цен на газ и уголь у потребителей.

Планы по почти двухкратному увеличению доли газа в топливно-энергетическом балансе страны за период 13-й пятилетки (с 5,9 до 10 %) требуют принятия государственными органами Китая кардинальных решений в плане роста добычи сланцевого газа и физического наращивания импорта сетевого газа и СПГ, а также в сфере совершенствования ценообразования на газ [Барсуков].

Важнейшую роль будет играть переосмысление роли государственного регулирования в ценовой политике топливно-энергетического комплекса страны и преодоление вызовов сложившейся системы ценообразования на газ.

Реализация планов правительства КНР по либерализации оптовых цен на газ с учетом убыточности импорта ожидаемо приведет к росту цен. Ввиду этого правительство КНР скорее всего будет допускать только управляемые ценовые колебания в рамках так называемого ценового потолка.

В конечном итоге, несмотря на явные сдвиги в сторону рыночного характера ценообразования, ныне механизмы ценообразования в газовой отрасли Китая нельзя назвать в полной мере конкурентными и рыночными. Создание конкурентной среды между ведущими китайскими нефтегазовыми компаниями остается делом отдаленного будущего.

В то же время значительные перспективы намечаются в плане увеличения роли рыночных сил посредством развития такого механизма, как биржевая торговля газом. Для этой цели была задйство-вана Шанхайская нефтегазовая биржа.

Как уже указывалось, газ не является стандартным биржевым товаром, будучи природным ресурсом территориально неравномерного залегания. Однако мировая практика свидетельствует о том, что наиболее эффективный путь развития конкурентного ценообразования на газ проходит через биржевую торговлю, что сейчас все более и более признается Китаем.

Библиографический список

Азарин А.Л., Кислов А.В. Система ценообразования на природный газ в КНР: особенности, проблемы и перспективы реформирования. Пекин, 2018.

Барсуков Ю, Коростиков М. Китай переходит на газ. URL: http://www.komm ersant.ru/doc/3195636 (дата обращения: 15.04.2019).

Другой Китай. 2016. URL: http://neftianka.ru/drugoj-kitaj/ (дата обращения: 15.04.2019).

Замедление экономики Китая не приведет к снижению импорта нефти и газа // Россия сегодня. АЭИ «Прайм». 13 марта 2019 г. URL: https://1prime.ru/ state_regulation/20190313/829797060.html (дата обращения: 15.04.2019).

Китай в 2018 г. нарастил импорт нефти на 10 % // Вести. Экономика. 21.01.2019. URL: https://www.vestifinance.ru/articles/113423 (дата обращения: 15.04.2019).

Китайские CNPC и CNOOC увеличат добычу нефти и газа по распоряжению Си Цзиньпина. 10 августа 2018 г. // Chem.ru. Химический портал № 1 в России. URL: https://chem.ru/neftgaz/17584-kitajskie-cnpc-i-cnooc-uvelichat-dobychu -nefti-i-gaza-po-rasporjazheniju-si-czinpina.html (дата обращения: 15.04.2019).

Матвеев В.А. Международное сотрудничество КНР в газовой сфере как стратегический приоритет современной энергетической политики Китая // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. Вып. XXII. М.: ИДВ РАН, 2017. С. 308—321. DOI: 10.24411/9785-0324-2017-00020.

МВФ оценил энергетические субсидии России в 551 млрд долл. // РБК. 08.05.2019. URL: https://www.rbc.ru/economics/08/05/2019/5cd235869a79471fadf99 daa (дата обращения: 15.04.2019).

Миронова И.Ю. Механизмы ценообразования на газ в мире: обзор по регионам, проблематика глобализации и выводы для России. СПб., 2015. URL: https:// eu.spb.ru/images/centres/ENERP0_RC/Reports/2015_Mironova.pdf (дата обращения: 15.04.2019). С. 1—47.

Новые прогнозы мировой энергетики и место России в ней // Энергетический бюллетень. 2017. № 54. Ноябрь / АЦ при Правительстве РФ. URL: http:// ac.gov.ru/files/publication/a/15318.pdf . С. 1—29 (дата обращения: 15.04.2019).

Текслер А. Энергетика будущего // Известия. 17.07.2017. URL: http://izvestia. ru/news/670767 (дата обращения: 15.04.2019).

References

Azarin, A.L.; Kislov, A.V. (2018). Sistema tsenoobrazovaniya na prirodnyy gaz v KNR: osobennosti, problemy i perspektivy reformirovaniya [Natural gas pricing system in China: features, problems and prospects of reforming]. Beijing: 1—26. (In Russian).

Barsukov, Yu; Korostikov, M.(2017). Kitajperekhodit na gaz [China goes on gas]. URL: http://www.kommersant.ru/doc/3195636 (accessed: 15 April, 2019). (In Russian).

DrugojKitaj(2016) [Other China]. URL: http://neftianka.ru/drugoj-kitaj/ (accessed: 15 April, 2019). (In Russian).

Zamedleniye ekonomiki Kitaya ne privedet k snizheniyu importa nefti i gaza (2019) [The slowdown in China's economy will not lead to a decrease in oil and gas imports], Rossiya segodnya. AEI «Praym». 13, March. URL: https://1prime.ru/state_regulation/ 20190313/829797060.html (accessed: 15 April, 2019). (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Kitay v 2018 godu narastil import nefti na 10 % (2019) [China in 2018 increased oil imports by 10 %.], Vesti.Ekonomika [News. Economies], 21 January. URL: https://www. vestifinance.ru/articles/113423 (accessed: 15 April, 2019). (In Russian).

Kitayskiye CNPC i CNOOC uvelichat dobychu nefti i gaza po rasporyazheniyu Si TSzin'pina (2018) [Chinese CNPC and CNOOC will increase oil and gas production by the order of Xi Jinping], Shem.ru. KHimicheskiy portal № 1 v Rossii [Shem.ru. Chemistry portal No.lin Russia], 10 August. URL: https://chem.ru/neftgaz/17584-kitajskie- cnpc-i-cnooc-uvehchat-dobychu-nefti-i-gaza-po-raspoqazheniju-si-czii-cno.html (accessed: 15 April, 2019). (In Russian).

Matveyev (Matveev), V.A. (2017). Mezhdunarodnoye sotrudnichestvo KNR v gazovoy sfere kak strategicheskiy prioritet sovremennoy energeticheskoy politiki Kitaya [China's international cooperation in the gas sector as a strategic priority of China's modern energy policy], Kitay v mirovoy i regional'noy politike. Istoriya i sovremennost'. [China in world and regional politics. History and modernity]. Iss. XXII. M.: IDV RAN (IFES RAS): 308—321. (In Russian). DOI: 10.24411/9785-0324-2017-00020.

MVF otsenil energeticheskiye subsidii Rossii v $551 mlrd (2019) [The IMF estimated Russia's energy subsidies at $551 billion], RBK, 8 May. URL: https://www.rbc. ru/economics/08/05/2019/5cd235869a79471fadf99daahttps://www.rbc.ru/economics/ 08/05/2019/5cd235869a79471fadf99daa (accessed: 15 April, 2019). (In Russian).

Mironova, I.Yu. Mekhanizmy tsenoobrazovaniyanagaz vmire: obzorporegionam, problematika globalizatsii i vyvody dlya Rossii (2015) [The pricing mechanisms of natural gas in the world: an overview across regions; globalization and the implications for Russia]. SPb. (In Russian).

Novye prognozy mirovojenergetiki i mesto Rossii v nej[New forecasts of world energy and Russia's place in it] (2017), Energeticheskiy byulleten'. ATSpri Pravitel'stve RF, No. 54, Noyabr'. [Energy Bulletin. Analytical Center by the Government of the RF]. No. 54. November. URL: http://ac.gov.ru/files/publication/a/15318.pdf (accessed: 15 April, 2019). (In Russian).

Teksler A. (2017) Energetika budushchego [Energy of the future], Izvestiya [The News].17 July. URL: http://izvestia.ru/news/670767 (accessed: 15 April, 2019). (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.