Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы агроэкономического образования в России'

Проблемы и перспективы агроэкономического образования в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
75
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ / REFORM OF EDUCATION / АГРАРНЫЙ ЭКОНОМИСТ / ECONOMIST IN AGRICULTURE / ЭФФЕКТИВНОСТЬ АГРАРНОГО СЕКТОРА / EFFICIENCY OF AGRIBUSINESS / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / FOOD SECURITY / ПРИКЛАДНЫЕ ЗНАНИЯ И НАВЫКИ / APPLIED KNOWLEDGE AND SKILLS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кошелев В.М.

Реформа российского образования, вызванная переходом от командной экономики к рыночной, все еще продолжается. Наиболее негативные последствия ощутила на себе система аграрного экономического образования в силу отказа Минобрнауки России от отраслевого принципа формирования направлений подготовки. В результате резко сократилось число бюджетных мест в «непрофильных» аграрных вузах по экономическим направлениям и ухудшилось их финансовое, материально-техническое, информационное и кадровое обеспечение. Это, в свою очередь, ведет к понижению уровня подготовки выпускников и в конечном итоге к снижению качества экономической работы в аграрном секторе экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND PERSPECTIVES OF AGROECONOMIC EDUCATION IN RUSSIA

The reform of Russian education caused by transformation from command to market oriented economy and enforced by Bologna process is still being carried out. Particularly dramatic changes have taken place in the system of economic education. The reform requires abandonment of sectoral principle in economic education making Russian agriculture suffer because classic universities and universities specialized in pure economics are not able to provide applied knowledge and skills in agriculture and agribusiness to their students. This leads to decreasing of the number of graduates of appropriate qualification and skills. Moreover, global and national problems generate new challenges for Russia: anti-russian sanctions, reflecting food embargo, WTO requirements and limitations, food security and food safety, global warming, environment pollution, soil degradation, mass migration from rural areas, etc. All these and other problems need to be analyzed and economically estimated, the solutions should be carefully substantiated. Just economic education provided by agricultural universities can supply future economists with these abilities.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы агроэкономического образования в России»

S 74

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ АГРОЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

PROBLEMS AND PERSPECTIVES OF AGROECONOMIC EDUCATION IN RUSSIA

B.M. КОШЕЛЕВ

Доктор экономических наук, заведующий кафедрой управления, Российский государственный аграрный университет —

V.M. KOSHELEV

Doctor of Economies, Head of Management Department, Russian State Agrarian University — Moscow Timiryazev Agricultural Academy

АННОТАЦИЯ

Реформа российского образования, вызванная переходом от командной экономики к рыночной, все еще продолжается. Наиболее негативные последствия ощутила на себе система аграрного экономического образования в силу отказа Минобрнауки России от отраслевого принципа формирования направлений подготовки. В результате резко сократилось число бюджетных мест в «непрофильных» аграрных вузах по экономическим направлениям и ухудшилось их финансовое, материально-техническое, информационное и кадровое обеспечение. Это, в свою очередь, ведет к понижению уровня подготовки выпускников и в конечном итоге к снижению качества экономической работы в аграрном секторе экономики.

525

ABSTRACT

The reform of Russian education caused by transformation from command to market oriented economy and enforced by Bologna process is still being carried out. Particularly dramatic changes have taken place in the system of economic education. The reform requires abandonment of sectoral principle in economic education making Russian agriculture suffer because classic universities and universities specialized in pure economics are not able to provide applied knowledge and skills in agriculture and agribusiness to their students. This leads to decreasing of the number of graduates of appropriate qualification and skills. Moreover, global and national problems generate new challenges for Russia: anti-russian sanctions, reflecting food embargo, WTO requirements and limitations, food security and food safety, global warming, environment pollution, soil degradation, mass migration from rural areas, etc. All these and other problems need to be analyzed and economically estimated, the solutions should be carefully substantiated. Just economic education provided by agricultural universities can supply future economists with these abilities.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Реформа образования, аграрный экономист, эффективность аграрного сектора, продовольственная безопасность, прикладные знания и

KEYWORDS

Reform of education, economist in agriculture, efficiency of agribusiness, food security, applied knowledge and skills.

Российская система образования формировалась в XVIII—XIX веках под сильным влиянием европейской, и в первую очередь германской, системы и до конца XX века считалась одной из лучших в мире. Начавшийся в конце прошлого века Болонский процесс, направленный на гармонизацию национальных систем образования

на всем европейском пространстве, затронул и Россию, и Германию. Наиболее интенсивный этап реформирования российского высшего образования начался в 1999 году, после подписания Россией Болонской декларации, и до сих пор не закончился. В результате реформы рейтинг России по уровню высшего образования с пятого места откатился в шестой десяток, в то время как Германия удерживает высокие позиции.

Особенно большие изменения в России коснулись экономического образования, что было вызвано объективными причинами, связанными с переходом от командно-административной к рыночной системе экономики. Реформа предполагает отказ от отраслевого принципа формирования направлений подготовки, чем существенно затрагивает систему аграрного экономического образования, провозглашая его «непрофильным». Такой подход ведет кряду негативных последствий. В частности, в «профильных» экономических вузах (ВШЭ, Финансовый университет при Правительстве РФ и др.) не готовят и не могут готовить экономистов и менеджеров для агропромышленного комплекса страны, а их выпускники не работают и не могут работать в АПК в силу высокой специфичности данного сектора экономики и вытекающих из нее особенностей требований к специалистам.

В подавляющем большинстве стран дальнего и ближнего зарубежья аграрная экономика выделена из общей экономики как самостоятельное направление. Это обусловлено существенными отличиями предмета и методов данного направления науки от общей экономики. Особенности аграрной экономики как науки являются следствием специфики самой отрасли:

• сочетание производства с условиями развития сельских территорий и жизни сельского населения;

• взаимосвязь производственных и биологических процессов;

• особенности территориального размещения производства;

• сезонность, зависимость от погодных и климатических условий;

• воздействие отрасли на окружающую природную среду;

• ДР-

«Непрофильность» аграрных вузов в экономическом образовании привела к резкому сокращению и практически к полной ликвидации бюджетного финансирования подготовки экономистов и управленцев, что, в свою очередь, ведет к возникновению в ближайшее время острого дефицита кадров, специально подготовленных к профессиональной работе в отраслях АПК и способных обеспечить их поступательное и эффективное развитие. Так, в 2015 году на 100 сельскохозяйственных организаций насчитывалось лишь 38 дипломированных экономистов [1]. Кроме этого, возникает опасность полной потери существующих в аграрных вузах научно-педагогических экономических школ, основанных признанными во всем мире российскими учеными A.B. Чаяновым, Н.Д. Кондратьевым, А.Ф. Фортунатовым, B.C. Немчиновым, A.A. Никоновым и др., восстановить которые впоследствии будет невозможно. Ситуация усугубляется резким сокращением бюджетных мест в аспирантуру [2], а ведь именно аспирантура всегда выступала в качестве основного двигателя и стимула для научных исследований.

При этом следует отметить, что в большинстве стран, затронутых Болонской реформой, подготовка аграрных эконо-

578

мистов и менеджеров не только сохранена, но и постоянно совершенствуется.

Обучение по этому направлению осуществляется во многих университетах стран Европы и Северной Америки: Шотландский сельскохозяйственный колледж (Великобритания), Университет Вагенинген (Нидерланды), Университеты Гуэлф и Саскачеван (Канада), Гумбольдтский университет, Университет Хойенхайм, Университет Геттингена, Университет Киля (ФРГ). В США в сельскохозяйственных колледжах практически всех университетов системы land-grant готовят экономистов для аграрного сектора.

В большинстве из этих университетов наряду с направлением «аграрная экономика» существует и «общая экономика», изучающаяся на отдельных факультетах экономических и социальных наук, а не на аграрных факультетах. Так, в университете г. Киля (ФРГ) на факультете экономических и социальных наук открыта специальность «мировая экономика», в то время как на факультете сельского хозяйства и перерабатывающей (пищевой) промышленности готовят магистров по аграрной экономике со специализацией «агробизнес». В ведущем университете по подготовке специалистов для аграрной сферы в ФРГ — Хойенхайм существует бакалавриат и программы магистратуры в данной области: агробизнес и аграрная экономика. А в 2015 году дополнительно к существующим программам дополнительно введена новая магистерская программа «Биоэкономика и управление природными ресурсами», финансируемая из бюджета страны. И это только единичный пример из их большого множества.

В рамках бакалаврской подготовки в течение первых лет студенты изучают общеэкономические и социальные науки, в рамках основного периода подготовки происходит

знакомство с основами сельскохозяйственного производства, управления предприятием, методиками анализа, организацией агробизнеса, менеджментом и маркетингом, политикой в области сельского хозяйства и пищевой промышленности. Магистратура направлена на подготовку специалистов с углубленными знаниями в перспективных или совершенно новых, наиболее востребованных и бурно развивающихся направлениях.

Большинство выпускников работают руководителями мелких и средних аграрных и пищевых предприятий, в общественных, государственных и международных организациях, в т.ч. ФАО, ВТО, Европейской комиссии, союзах товаропроизводителей, информационно-консультационных службах, правительственных организациях, а также в образовательных и научных учреждениях.

Глобальные проблемы современности ставят перед Россией острые вызовы: антироссийские санкции и ответное эмбарго на продовольственные товары, вступление в ВТО, продовольственная безопасность и независимость, глобальное потепление, загрязнение окружающей среды, деградация почв и других природных ресурсов, опустение сельских территорий. Все эти и другие вызовы и проблемы требуют экономического осмысления, а процессы, направленные на их решение, — грамотного управления. В этом смысле аграрный экономист должен обладать необходимыми знаниями и навыками анализа возникающих проблем, проектирования и подготовки эффективных управленческих решений в следующих областях:

• внедрения инновационных технологий в растениеводстве, животноводстве, переработке сельскохозяйственной продукции, создания новых продуктов;

sao

• применения биотехнологий и генной инженерии;

• развития органического (биодинамического) сельского хозяйства и охраны окружающей среды;

• развития альтернативной сельской энергетики;

• рационального использования природных ресурсов;

• управления рисками (природными, производственными, финансовыми и др.);

• диверсификации сельской экономики (сочетания сельскохозяйственного производства с переработкой, хранением и реализацией продукции, с биоэнергетикой, агротуризмом, народными промыслами, формированием агроландшафтов и др.);

• инфраструктурных проектов и социально-экономического развития сельских территорий [3].

Такое расширение функций и совершенно новых требований к подготовке специалистов со стороны бурно развивающегося научно-технического прогресса во всех отраслях и областях знаний практически полностью меняет взгляд на будущее аграрного образования, в том числе экономического. Не случайно подавляющее большинство университетов мира, ранее называвшихся аграрными или сельскохозяйственными, сменили не только названия на «университеты наук о жизни» (Life Sciences University) или «биоресурсов», они разработали и открыли абсолютно новые дополнительные программы и направления подготовки, связанные с коренными изменениями, происходящими в экономике. Адаптация вузов к новым условиям и тенденциям обеспечивает им более высокую степень привлекательности и востребованности со стороны бизнеса и общества, а значит, делает их более эффективными и устойчивыми. Видимо, и всем 55 российским аграрным вузам не удастся избежать

этих изменений, если они вовремя сориентируются в новых условиях и активно включатся в процесс адаптации. В противном случае существует риск потери потенциальной ниши и полного ухода с рынка образовательных услуг.

Так что же должен знать и уметь «профильный» экономист-аграрник в отличие от общего экономиста и почему его надо готовить в аграрном вузе?

Чтобы ответить на данный вопрос, необходимо сначала определиться, где он будет работать и какие функции выполнять. Рабочих мест, где возможно, а часто и необходимо приложение экономических знаний и навыков, в народном хозяйстве, в том числе в аграрном секторе и прямо или косвенно связанных с ним отраслях, великое множество. Это сельскохозяйственные организации, крупные интегрированные формирования, крестьянско-фермерские и личные подсобные хозяйства (КФХ и ЛПХ), производственные и потребительские кооперативы, перерабатывающие предприятия (молочные заводы, мясокомбинаты и т.п.), местные, региональные и федеральные органы управления исполнительной и законодательной власти, компании, поставляющие ресурсы, оборудование и технологии, консультационные службы, научно-исследовательские и образовательные учреждения и др. На каждом рабочем месте выполняются специфические функции и, соответственно, к работникам предъявляются различные квалификационные требования. Нет необходимости перечислять весь набор функций и требуемых компетенций. Остановимся лишь на их отличиях для аграрного и общего экономистов.

Экономист на крупном и среднем сельскохозяйственном предприятии не сможет полноценно и грамотно выполнять свою работу, если он не будет иметь прикладных знаний

5Я2

в области технологий производства, хранения и переработки продукции растениеводства и животноводства, что не изучается и не может изучаться в классических университетах и экономических вузах, где нет специальных лабораторий, опытных полей, садов, теплиц и ферм, учебно-опытных хозяйств, сельскохозяйственных машин, тракторов и комбайнов. Кроме этого экономист в своей работе должен учитывать особенности сельского уклада, психологии сельских жителей, экологического законодательства и много другого, чему также затруднительно научить вне стен аграрного вуза, где весь учебный процесс настроен на комплексное изучение разноплановых дисциплин, обеспечивающее уникальное сочетание приобретаемых компетенций.

Бытует мнение, что в КФХ и тем более в ЛПХ экономисты не нужны. Здесь применяются упрощенные системы учета и налогообложения, решения принимаются, как правило, на основе приобретенного ранее опыта, а не глубоких профессиональных знаний. С этим утверждением частично можно согласиться. Действительно, фермеру необязательно (да и нежелательно) быть чистым экономистом. Но основы экономики он все же должен знать, чтобы не делать стандартных ошибок при принятии оперативных решений (выбор сортов культур, рациона кормления животных, приобретения удобрений и средств защиты растений и т.п.), которые могут привести к финансовым потерям. Для подготовки стратегических решений, требующей глубоких знаний в области планирования и прогнозирования, маркетинга, логистики, информационных технологий, инвестиционного анализа, а часто и математического моделирования, фермер должен иметь возможность привлекать профессиональных экономистов в качестве экспертов. Такого рода услуги при-

звана оказывать система сельского консультирования, для которой и необходима вузовская подготовка высококвалифицированных экономистов-консультантов, владеющих широким арсеналом методов экономических исследований.

Особую важность приобретает глубокая целенаправленная подготовка экономистов-аграрников для органов управления различных уровней. Растущая государственная поддержка аграрного сектора требует грамотного и максимально эффективного ее использования. На федеральном и региональном уровнях активно разрабатываются соответствующие программы и дорожные карты развития сельского хозяйства и других отраслей АПК, а также устойчивого развития сельских территорий. Законодательные органы активно формируют нормативную базу, а исполнительные — разрабатывают инструменты для достижения основных показателей продовольственной безопасности страны и обеспеченности населения продовольствием. Задача носит комплексный характер и требует от разработчиков системных знаний экономики продовольственного сектора, производства и распределения продукции, законодательства, миграционных процессов, специфики сельского образа жизни, а также инструментов анализа, прогнозирования и проектирования сбалансированного развития отраслей продовольственного комплекса. Подготовку таких специалистов аграрные вузы способны осуществлять в рамках магистратуры и аспирантуры.

Однако не все вузы и не по каждому направлению могут (и должны) готовить кадры высшей квалификации. В этом вопросе необходимо разумное разделение функций. Так, в Тимирязевской академии, например, еще в 1996 году был открыт бакалавриат по направлению «Аграрная

584

экономика». Программа была основана на лучшем опыте «Тимирязевки» и ее старейшего в России экономического факультета, а также на специально изученном в рамках реализации нескольких международных образовательных проектов передовом опыте европейских и других развитых стран. Высокое качество подготовки подтверждается высокой востребованностью выпускников на рынке труда. Большинство из них успешно реализовали себя в лучших российских и зарубежных компаниях, университетах, научных институтах или продолжили обучение в магистратуре и аспирантуре в России или за рубежом (Голландия, Германия, США и др.).

Первая магистерская программа по подготовке экономистов и менеджеров для информационно-консультационных служб была открыта в 1999 году, и ее выпускники принимают активное участие в создании и развитии систем сельского консультирования во многих регионах России и стран СНГ.

Подобные примеры есть и в других аграрных вузах России. В рамках реформы системы аграрного образования необходимо выявлять такие «центры превосходства», способные осуществлять эксклюзивную подготовку по специализированным направлениям, и придать им приоритетное развитие. Именно концентрация усилий и ресурсов на узких прорывных направлениях, а не распыление скудных средств по всей системе аграрного образования обеспечит сохранение и развитие сформировавшихся передовых научных школ, создание устойчивых академических межуниверситетских сетей, интенсификацию академической мобильности студентов и преподавателей и в конечном итоге повышение качества подготовки.

Библиографический список

1. Г.Д. Золина. Кадры для нового уклада // Информационный бюллетень Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. 2016. № 11. С. 12-15.

2. Гаязова Л.А., Мелентьева О.С. Организация многоуровневого сотрудничества между аграрными высшими учебными заведениями и предприятиями АПК: метод, реком. — М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2016. — 52 с.

3. Н. Бабаев, Т. Юрасова. России нужна реформа аграрного образования//Эксперт. 2015. № 1. С. 60-63.

References

1. G.D. Zolina. Kadry dlya novogo uklada // Informatsionnyi byulleten' Ministerstva sel'skogo khozyaistva Rossiiskoi Federatsii. 2016. № 11.

2. Gayazova L.A., Melent'eva O.S. Organizatsiya mnogourovnevogo sotrudnichestva mezhdu agrarnymi vysshimi uchebnymi zavedeniyami i predpriyatiyami APK: metod. rekom. — M.: FGBNU «Rosinformagrotekh», 2016. - 52 s.

3. N. Babaev, T. Yurasova. Rossii nuzhna reforma agrarnogo obrazovaniya//Ekspert. 2015. № 1.

Контактная информация

Кошелев Валерий Михайлович

Адрес: 127550, г. Москва, ул. Тимирязевская, 49, РГАУ-МСХА

имени К.А. Тимирязева.

E-mail: vmkoshelev@gmail.com

Contact details

Koshelev, Valeriy Mikhailovich

Address: Timiryazevskaya str., 49, Moscow, Russia, 127550,

RSAU-MTAA

E-mail: vmkoshelev@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.