ПРОБЛЕМЫ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
М.А. Хамурадов, канд. экон. наук, доцент Чеченский государственный университет (Россия, г. Грозный)
DO1: 10.24411/2411 -0450-2019-11409
Аннотация. Данная статья посвящена изучению основных проблем формирования местного бюджета в современных условиях экономики. Здесь обозначено влияние существующих проблем на доходную часть бюджетов муниципальных районов. Для более детального изучения проблемы был проведен анализ доходной части бюджетов муниципальных районов Чеченской Республики за 2016-2018 гг. Определены проблемы, препятствующие эффективному формированию доходов муниципальных образований и сформулированы меры, направленные на повышение эффективности формирования и исполнения доходной и расходной части муниципальных бюджетов.
Ключевые слова: бюджет, бюджетная система, доходы бюджета, муниципальные образования.
Для рассмотрения вопросов формирования и исполнения бюджета на уровне местной власти необходимо раскрыть проблему устойчивости бюджетов на местном уровне в Российской Федерации, отвечает ли бюджетная политика, проводимая в стране современным требованиям, устанавливаемым рыночными отношениями.
В настоящее время бюджетная система Российской Федерации, с точки зрения формирования региональных, и, в особенности, местных бюджетов, действующих в условиях рыночной экономики, не эффективна [1, с. 17].
Как известно, в современных условиях экономики России на местном уровне бюджета наблюдается нехватка собственных средств для покрытия текущих расходов органов местного самоуправления, которые закреплены за ними Бюджетным законодательством Российской Федерации.
Проблема развития местного самоуправления и обеспечения бюджетной самостоятельности относится к числу наиболее актуальных проблем не только в Чеченской Республике, но и во всей стране.
В Чеченской Республике, как и во многих других регионах, доходная часть местных бюджетов формируется в основном из межбюджетных трансфертов, предоставляемых с вышестоящего уровня бюджета. В процентном соотношении доля собственных доходов составляет примерно 20%, а доля межбюджетных трансфертов в бюджете поселений занимает около 80% [4].
Недостаточность собственных доходов и несовершенство существующего механизма формирования и исполнения местных бюджетов является одной из главных проблем, стоящих перед местным самоуправлением. Стоящие перед органами власти местного самоуправления задачи и функции требуют значительных финансовых и материальных затрат [2, с. 192-196]. Для более детального изучения проблемы состава и структуры доходов бюджета муниципального образования, был проведен анализ доходной части бюджета Толстой-Юртовского сельского поселения за 20162018 гг.
Таблица 1. Анализ структуры доходов бюджета Толстой-Юртовского сельского поселения^_
Наименование показателя 20l6 г. 20ll г. 20l8 г. Темп роста 2018 г. от: (%) Отклонение 2018 г. от: (+;)
20l6 20ll 20l6 20ll
Доходы бюджета, всего, в т.ч. 3 394 806,93 6 6ll 9 ll ,23 l 5l5 349,93 223,l5 ll4,4l 4 l80 543,00 95l 438,l0
Налог. и неналог. доходы l25 4l6,93 2 652 522,33 3 206 l0l,09 442,05 l20,89 2 481 284,l6 554 ll8,l6
Безвозм-ые и безвозв-ые поступления 2 669 390,00 3 965 388,90 4 368 648,84 l63,66 ll0,ll l 699 258,84 403 259,94
Как видно из таблицы за анализируемый период мы наблюдаем значительные темпы роста в доходной части бюджета.
Объем налоговых и неналоговых доходов в 2018 году составил 3206701,09 руб., что почти на 20% больше поступлений, приходящихся на 2017 год.
Исходя из данных с таблицы, мы наблюдаем положительную динамику в части безвозмездных и безвозвратных поступлений в бюджет: так в 2018 году сумма поступлений составила 4368648,84 руб., что на 63,66% больше в сравнении с 2016 годом и на чуть больше 10% поступлений - в сравнении с 2017 годом.
Общий объем доходов бюджета сельского поселения за 2018 год составил 7 575 349,93 руб., что на 123,15% больше объема доходов, полученных в бюджет за 2016 год и на 14,47% больше объема доходов, поступивших в бюджет за 2017 год.
Данная положительная динамика общего объема доходов бюджета муниципального образования за последние 2 года связана с увеличением поступлений от НДФЛ и земельного налога, а также дотаций и других межбюджетных трансфертов, предоставляемых сельским поселениям из
Сложившаяся ситуация организации бюджетного процесса на местном уровне непосредственно указывает на ряд существенных недостатков, заметно ссужающих возможности местного самоуправления по организации эффективного муниципального управления. К числу таких недостатков можно отнести:
- степень высокой зависимости местного уровня от вышестоящих бюджетов, что приводит к иждивенчеству и не стимулирует местные органы власти самостоятельно искать пути и способы пополнения доходной базы бюджета;
- отсутствие бюджетных приоритетов и незаинтересованность в развитии собственной экономической базы местного самоуправления;
- неспособность оценить эффективность деятельности руководителей и учреждений, а также отсутствие стимулов к экономии бюджетных средств.
Для того, чтобы улучшить экономический потенциал местного уровня бюджета необходимо провести ряд комплексных мероприятий, которые обеспечат стимулирование, а также поддержку частного сектора, что, в свою очередь, позволит привлечь внебюджетные инвестиции и интеллектуальный потенциал населения, тем самым увеличит поток налоговых и неналоговых поступлений в бюджет муниципального образования.
Систему бюджетных отношений необходимо выстраивать именно таким образом, чтобы она реально позволяла четко разграничить сферы деятельности федерального центра, регионов и муниципальных образований, наделив каждый из этих уровней управления не только полномочиями, но и соответствующим этим полномочиям объемом финансовых ресурсов. Без этого повысить эффективность работы субфедеральных и муниципальных органов управления не удастся, а значит, не удастся устранить полностью угрозу «социального взрыва» на территории наиболее проблемных территориальных образований.
В результате реформирования бюджетной системы местные бюджеты потеряли в качестве доходных источников гарантированные ранее федеральными законами отчисления от НДС, налога на прибыль, налога на имущество юридиче-
ских лиц, снизилась доля НДФЛ. В их распоряжении осталось два налога - налог на землю и налог на имущество физических лиц [3, с. 136-139].
Преодолеть некорректность в системе формирования доходов местных бюджетов, сложившаяся по результатам первых лет реформы местного самоуправления, возможно, прежде всего, путем повышения реальной финансовой самостоятельности в долгосрочной перспективе через изыскание резервов роста налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов. Следствием этого будет снижение объемов межбюджетных трансфертов в форме дотаций и субсидий.
Большинство предлагаемых путей повышения объемов мобилизации налоговых доходов в местные бюджеты связано с изменением состава местных налогов, а также с увеличением нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов в пользу бюджетов муниципальных образований.
Это, прежде всего, совершенствование налогового законодательства о земельном налоге и налоге на имущество физических лиц в части определения налоговой базы, налоговых ставок и налоговых льгот с перспективой формирования единого местного налога на недвижимость, зачисляемого в бюджеты городских и сельских поселений. Налог на недвижимость в пределах межселенных территорий должен будет зачисляться в бюджеты муниципальных районов.
Также прирост налоговых доходов местных бюджетов возможен за счет проведения систематической работы по анализу и выявлению дополнительных возможностей наполнения бюджета за счет его малодоходных статей. Одним из таких направлений может стать изменение порядка зачисления взыскиваемых штрафов за нарушение норм законодательства. В частности, целесообразно их зачисление не по месту регистрации органа, принявшего решение о наложении штрафа, а по месту совершения правонарушения.
Основной путь повышения объемов аккумулирования неналоговых доходов в бюджетах муниципальных образований
связан с увеличением поступлений от использования муниципального имущества. Для этих целей необходима принципиально новая модель управления муниципальным имуществом в административно-правовой и экономической сферах. К основным составным элементам данной модели, по нашему мнению, относятся следующие:
1. Разграничение прав собственности на объекты имущества между органами государственной власти и местного самоуправления в целях обеспечения имущественной основы выполнения органами местного самоуправления законодательно возложенных полномочий.
2. Формирование состава муниципального имущества на основании процессов инвентаризации имущества, находящегося в муниципальной собственности.
3. Совершенствование нормативно-правового обеспечения процессов использования муниципального имущества, в первую очередь в части оценки его стоимости.
4. Внедрение новых, более экономически эффективных форм использования муниципального имущества, таких как доверительное управление, лизинг, концессия.
Диверсификация видов неналоговых доходов местных бюджетов также является одним из резервов роста доходов местных бюджетов. Наиболее перспективным направлением является повышение эффективности деятельности муниципальных учреждений.
Важным резервом роста неналоговых доходов местных бюджетов, представленным в работе, является повышение качества их планирования. В данном случае будет полезен опыт европейских стран, где данный вид доходов четко планируется и жестко контролируется. В части поступлений от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, таковым может стать переход к автоматическому или по объектному планированию взамен действующего сейчас планирования методом «от достигнутого».
Потенциал роста есть и по другим неналоговым доходам. Он реализуем, прежде
всего, путем решения ряда законодательных проблем в области администрирования этих доходов. Это актуально не только для местных бюджетов, поскольку вся система неналоговых доходов бюджетов в целом нуждается в совершенствовании законодательства и выработке эффективных методов управления ими.
В условиях развития финансовых взаимоотношений в России между органами власти всех уровней необходимо создать условия для эффективной реализации требований нового бюджетного законодательства, обеспечить методологическую и финансовую поддержку новой системы разграничения полномочий в целях укрепления самостоятельности бюджетов и финансовой устойчивости муниципальных образований как базиса всей бюджетно-финансовой системы страны.
На уровне муниципалитетов происходит весь процесс создания материального
изводственные, социальные и прочие организации расположены на территории муниципалитета, и местные органы власти должны создавать все инфраструктурные условия для функционирования этих организаций, независимо от того, какому уровню власти они относятся. Наличие соответствующих условий для функционирования организаций, способствует налаживанию эффективной производственной деятельности этих организаций и созданию широкой налоговой базы, что станет причиной самостоятельного обеспечения местного бюджета достаточными собственными доходами. А чтобы обеспечить бюджет собственными доходами, нужно реализовать принцип достаточности денежных средств для формирования местных бюджетов, а далее вышестоящих государственных бюджетов. В ином случае российская бюджетная система всегда останется дефицитной.
богатства страны, поскольку любые про-
Библиографический список
1. Бюджет и бюджетное финансирование: сборник нормативных документов. - Калуга: Финансы, 2015. - С. 17.
2. Проблемы формирования местного бюджета в современных условиях экономики // М.А. Хамурадов, М.Ш. Давтукаева // ФГУ SCIENCE, Издательство: Чеченский государственный университет (г. Грозный), 2019. С. 192-196.
3. Жидкова Е.Ю., Видеркер Н.В. Бюджетная система Российской Федерации. Учебное пособие. - Северо-Кавказский федеральный университет, 2015. - С. 136-139.
4. Официальный сайт Министерства Финансов Чеченской Республики. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.minfinchr.ru/
5. Официальный сайт Администрации Грозненского муниципального района Чеченской Республики. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.grozraion.ru/
PROBLEMS AND THE BASIC DIRECTIONS OF PERFECTION OF FORMATION AND EXECUTION OF MUNICIPAL BUDGETS
M.A. Khamuradov, Candidate of Economics, Associate Professor Chechen State University (Russia, Grozny)
Abstract. This article is devoted to the study of the main problems of local budget formation in modern economic conditions. Here the influence of existing problems on the revenue part of the budgets of municipal districts is indicated. For a more detailed study of the problem, the analysis of the revenue part of the budgets of municipal districts of the Chechen Republic for 2016-2018 was carried out. The problems hindering the effective formation of municipal revenues are identified and measures aimed at improving the efficiency of the formation and execution of the revenue and expenditure part of municipal budgets are formulated.
Keywords: budget, budget system, budget revenues, municipalities.