Научная статья на тему 'Проблемы и основные направления развития машиностроения в России'

Проблемы и основные направления развития машиностроения в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
765
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы и основные направления развития машиностроения в России»

Все таблицы * «

Сотрудники л Э Сотрудники: таблица Сотрудники га Сотрудники

И Отрасли экономики : таблица i 10000

Квалификации сотрудников А

_ёУ Квалификации сотрудников... Специальности А 9 Специальности: таблица Степанов

Имя

Афанасий

Юрьевич

Пал

мужской

Дата рождения

21.12.1984

Рисунок 2 - Форма «Сотрудники».

Система управления базами данных СУБД Microsoft Access, появившаяся в 1992 году, быстро завоевала популярность среди пользователей программ офисного направления в силу того, что она позволяет повысить производительность труда при работе с большим объемом табличных данных и помогает принимать более удачные деловые решения в бизнесе. Большой набор новых, удобных инструментов для работы с данными и, интуитивно понятный интерфейс, позволяют быстро создавать довольно сложные базы данных даже непрофессионалам.

Список использованной литературы

1. В. И. Аблязов «Проектирование баз данных в среде Microsoft Office Access 2003, 2007 и 2010»/ СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2014. - 107 с.

2. Ю. Б. Бекаревич, Н. В. Пушкина «Самоучитель Microsoft Access 2013»/ СПб.: БХВ-Петербург, 2014. - 464 с.

3. А. С. Сурядный «Microsoft Access 2010. Лучший самоучитель», 3-е изд., доп. и перераб./ М.: Астрель; Владимир: ВКТ, 2012. - 448 с.

© Мамучиев И.И., Арванова С.М., Машуков И.А., 2016г.

УДК 621.003:658.5.015

М.М.Минаев

студент группы МТб-141, 2 курс Научный руководитель С.М. Бугрова,

к.э.н., доцент кафедры «ИЭиУ» Кузбасский государственный технический университет

им. Т.Ф Горбачева г. Кемерово

ПРОБЛЕМЫ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МАШИНОСТРОЕНИЯ В РОССИИ

Одной из главных задач в машиностроении сегодня является реконструкция и опережающий рост таких отраслей, как станкостроение, приборостроение, электротехническая и электронная промышленность,

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070_

производство вычислительной техники, что позволит России набрать темпы для приближения к мировому уровню экономики.

Основными проблемами в отечественном машиностроении сегодня являются низкие темпы обновления оборудования и выпускаемой продукции. Согласно данным статистики, до 70% оборудования в отечественном машиностроении имеет средний возраст 20 и более лет. Это означает, что подавляющая часть основных фондов устарела не только морально, но и физически. Надежность производимых машин из-за плохого качества комплектующих резко снизилась и в первый же год эксплуатации из строя выходит от 20 до 30% изделий машиностроения. Не менее важной проблемой является кадровое обеспечение. Машиностроение - отрасль, которая относится к трудоемкой и требует высочайшей квалификации персонала.[5]

Для обеспечения своего лидерства машиностроению необходимы определенные условия. Одно из них можно изобразить соотношением: «1:2:4». Это значит, что если темпы развития хозяйства страны принять за единицу, то машиностроение должно развиваться в 2 раза быстрее, а важнейшие его отрасли (электроника, приборостроение и другие) — в 4 раза быстрее. В России это соотношение пока составляет «1:0,98:1». [3]

Машиностроение же с 2014 года демонстрирует отрицательные темпы роста. Спад производства составил более 10%. Производство многих видов машиностроительной продукции сократилось до самого низкого уровня за несколько последних лет. Так, выпуск зерноуборочных комбайнов снизился до шестнадцатилетнего минимума, пассажирских вагонов — до исторического минимума.

Основная причина спада - сокращение внутреннего спроса на отечественное оборудование для добывающей и для других отраслей промышленности, а также на технику, предназначенную для потребительского рынка. [4]

Частично поднять уровень отечественного машиностроения можно с помощью той же добывающей промышленности, так как в себестоимости каждой тонны угля заложено примерно 25% от стоимости горных машин и оборудования. Эксплуатация же импортной техники связана с более высокими рисками: при поломке оборудования может возникнуть остановка технологического процесса из-за резкого роста стоимости запасных частей для нового импортного оборудования.

Пока основной стратегией добывающих компаний в части обеспечения непрерывности производственного процесса и поддержания низких затрат на содержание основных фондов является совершенствование системы планово-предупредительных ремонтов и своевременное обеспечение запасными частями (так как их поставка длится несколько месяцев). Однако количество средств, выделяемых добывающими компаниями на планово-предупредительные ремонты, чаще всего недостаточно. Ремонтные подразделения, считаясь непрофильными, финансируются по остаточному принципу, располагают недостаточно квалифицированными кадрами и устаревшими производственными технологиями, что не позволяет выполнить требуемые ремонтные работы и замену изнашиваемых деталей в полном объеме.

Имеются и положительные примеры решения данной проблемы. Например, компания «Казцинк», являющаяся крупнейшим производителем цинка в Казахстане, определила максимальный перечень «критически важных запасных запчастей». Под этим термином подразумевается узел или механизм, установленный в «узком месте» производства, чья поломка может вызвать остановку основного производства и, соответственно, потерю прибыли корпорации. Для того что бы уйти от проблем с запчастями и оборудованием импортного происхождения, «Казцинк» вложили инвестиции в ТОО «Казцинкмаш», которая в дальнейшем стала обеспечивать запасными деталями как собственные горнообогатительные и металлургические производства "Казцинк", так и другие предприятия черной и цветной металлургии внутреннего и внешнего рынка. На момент начала проекта общий объем производства запчастей составлял около 20 млн. долларов, что позволило увеличить долю запасных запчастей собственного производства до 50%. [1]

К ситуации, характеризующейся узостью рынка и низкой конкурентоспособностью машиностроения, следует добавить немаловажный факт: машиностроительные отрасли изначально создавались как единые

хозяйственные комплексы, объединявшие в своем составе предприятия, родственные по характеру выпускаемой продукции, технологическим процессам, сложившимся хозяйственным связям. В современных условиях такое единство превратилось в чистую формальность и к настоящему моменту можно говорить лишь о совокупности независимых, предпринимающих попытки бороться за выживание предприятий, а - не мощного промышленного комплекса.

Таким образом, менеджменту предприятий российского машиностроительного комплекса в рамках первоочередных мероприятий, на наш взгляд, требуется изменить в первую очередь стереотип депрессивного мышления в рамках управления хозяйственной деятельностью вверенных структур, стремясь к повышению степени финансовой устойчивости за счет оптимизации продуктового портфеля под постоянно меняющиеся потребности российского и глобального рынка.[2] Список использованной литературы:

1.Умное производство. Выпуск 30 от 6.15 - Режим доступа: http: //www.umpro.ru/index.php?page_id=17&art_id_1=395&group_id_4=92

2. Мельковская К.Р. Основные проблемы машиностроительного комплекса России //Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - январь 2012. - № 1 URL: http://www.uecs.ru

3. Проблема развития машиностроения. - Режим доступа: http://www.grandars.ru/shkola/geografiya/razvitie-mashinostroeniya.html

4. Бугрова С.М., Степанова Д.С. Проблемы и перспективы развития машиностроительной отрасли в Кузбассе// Сборник материалов Международного Экономического форума «Социально-экономические проблемы развития старопромышленных регионов»(20-21 мая 2015 года).- КузГТУ, Кемерово, 2015.

5. Степанова Д.С., Бугрова С.М. Роль машиностроения в экономике Кузбасса. -Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 1-11. С. 121-124.

© Минаев М.М., 2016

УДК 62

Ю.П. Моисеева

заместитель генерального директора, Е.Л. Филатова руководитель экспертного центра, И.Н. Щетинин технический директор, ООО «Волжская газо-топливная компания» г. Тольятти, Российская Федерация

ПРИМЕНЕНИЕ КВАЛИМЕТРИЧЕСКОГО ПОДХОДА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ АУДИТА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ В ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация

Для получения качественного результата оценки деятельности системы управления промышленной безопасностью в организации предлагается использовать квалиметрический подход.

Ключевые слова

Промышленная безопасность, аудит, квалиметрия, система управления промышленной безопасностью

(СУПБ)

Аудит промышленной безопасности направлен на оценку качества и эффективности функционирования системы управления промышленной безопасностью организации. С помощью аудита

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.