Л.И. Лугачева
МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ НА ФОНЕ ТЕНДЕНЦИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА1
Машиностроительный комплекс Новосибирской области в последние годы функционировал в условиях форсированного вхождения страны в период экономического роста и формирования активной промышленной политики, как на федеральном, так и на региональном уровне. Именно в 1999-2001 гг. была обеспечена политическая, экономическая, социальная и макроэкономическая устойчивость; активизировалось государство в сфере сохранения ядра научного и образовательного потенциалов страны; сформировались и стали проявляться элементы инновационной системы. В постдефолтный период происходит изменение стратегий поведения между субъектами экономики: расширение их организа-ционных возможностей в процессе формирования партнерских отношений и построения интегрированных корпоративных структур, что позволяет в определенной мере решить проблему восстановления разрушенных с переходом на рыночные отношения кооперативных связей. Изменения во внешней и внутренней среде функционирования машиностроительных предприятий привели к структурным преобразованиям регионального комплекса.
Целью данной статьи являются выявление сложившихся закономерностей в развитии регионального машиностроения, анализ новых тенденций в государственном регулировании машиностроительной промышленности на региональном уровне; выявление приоритетов кооперации и интеграции машиностроительных предприятий.
Несмотря на положительные темпы экономического роста в стране часть машиностроительных предприятий все еще находится в сложном финансово-экономическом положении; во многих случаях для вывода хозяйствующих субъектов из кризиса требуются значительные объемы инвестиций. Недостаточность собственных средств предприятий для осуществления необходимых капиталовложений, практически полное отсутствие госфинансирования и многочисленные трудности, возникающие при попытке привлечь внебюджетные средства на приемлемых для производителей условиях, не только фактически «ставят крест» на реализации сколько-нибудь масштабных инвестиционных проектов и программ, но зачастую также делают невозможным нормальное функционирование и возобновление производства. Последнее особенно характерно для наукоемких и фондоемких отраслей машиностроения.
Сибирское машиностроение пока сохраняет свою жизнеспособность. Однако, чтобы преодолеть долгосрочные негативные тенденции и успешно конкурировать с зарубежной техникой в будущем, сибирские машиностроители должны значительно сократить технико-технологическое отставание от иностранных аналогов. Сложившееся положение во многом объясняется недостаточной проработанностью промышленной политики, которая позволяет системно влиять на развитие машиностроения и повышение его конкурентоспособности. В связи с этим актуальным становится разработка возможных подходов к формированию активной промышленной политики на основе концепции динамичных конкурентных преимуществ.
Новосибирская область является одним из наиболее развитых центров обрабатывающей промышленности РФ: доля машиностроения и металлообработки в составе промышленной продукции области составила около 27% в 2001 г. (по России в целом этот показатель равнялся 20%), поэтому ей должно быть уделено особое внимание при проведении структурных и институциональных преобразований в регионе. По удельному
1 Работа выполнена в рамках гранта РГНФ 03-02-00318 а.
весу в структуре выпуска машиностроительной продукции и темпам ее роста область занимает лидирующее место в Сибирском федеральном округе. В начале XXI века объем машиностроительной продукции в НСО составлял 26-28% от объема производства машинотехнической продукции Сибири.
Таблица 1
Параметры развития машиностроения и металлообработки в НСО
1997 1998 1999 2000 2001
Число предприятий машиностроения, единиц 1893 1898 1831 1518 1603
Объем продукции, млн. рублей 4829,3 4142,9 7882,2 9469,0 13386,3
Индекс физического объема производства, в % к предыдущему году 86,8 84,0 118,3 108,6 121,5
Удельный вес продукции отрасли в объеме промышленного производства области 30,1 26,3 31,9 25,9 27,3
Среднесписочная численность работников, человек 99965 89648 82243 79531 78949
Темп роста среднесписочной численности работников, в % к предыдущему году 76,5 89,7 91,7 96,7 99,3
Среднемесячная заработная плата одного работника, рублей 841 924 1343 1863 2723
В % к предыдущему году 132,8 109,9 145,3 138,7 146,2
В % к предыдущему году с учетом потребительских цен 112,5 90,5 85,8 114,8 121,2
Источник: «Промышленность Новосибирской области в 1997-2001 гг.». Новосибирск, 2003 г., с. 23, 27-29, 31.
Состояние регионального машиностроительного комплекса:
итоги последних лет
Машиностроение и металлообработка НСО в 2001 г. насчитывала в своем составе около 1600 предприятий с численностью работающих почти 80 тыс. человек (см. табл. 1). Среди них ведущими по объемам производства основной продукции в России (до 71% от общего объема данной продукции в отрасли) являются такие предприятия машиностроительного комплекса г. Новосибирска как ОАО «Тяжстанкогидропресс», ОАО НПО «ЭЛСИБ», ОАО «Сибстанкоэлектропривод» и ОАО «Сиблитмаш». Темпы роста производства на вышеназванных предприятиях по итогам 2001 года составляли до 15,2%, при этом предприятия получили 54,7% от общего объема инвестиций, привлеченных в машиностроение г. Новосибирска. Эти предприятия, реализующие заметную часть своей продукции в других регионах России, активно задействованы в межрегиональном экономическом сотрудничестве.
На фоне продолжающегося экономического роста в России доля машиностроения в промышленности НСО в общем объеме выпуска товарной продукции перестала расти: в 1997 г. доля машиностроения и металлообработки в составе промышленной продукции области равнялась 30,1%, в 1999 г. эта доля составила около 31,9%, а в последние три года 25-27%. Факторы, сдерживающие развитие машиностроительных предприятий, преобладали над факторами их роста (см. табл. 2). Вместе с тем динамика индекса физического объема производства в машиностроении и металлообработке в НСО с 1998 г. имеет положительную направленность: в 1999 г. - 118,3 к соответствующему периоду прошлого года, в 2000 году -108,6 %, в 2001 году - 121,5%.
Таблица 2
Классификация ограничений и факторов развития машиностроения НСО
Факторы, сдерживающие развитие Факторы, способствующие развитию
Низкий технический уровень производства, вследствие низких темпов обновления основных фондов. Недостаточная конкурентоспособность продукции. Замедление процессов импортозамеще-ния. Повышенная материало- и энергоемкость производства. Высокая концентрация производства, недостаточное количество мелких внедренческих фирм по оказанию услуг производственного характера. Неудовлетворительное решение социальных проблем. Обострение проблемы обеспеченности молодыми кадрами Расширение спроса на машиностроительную продукцию со стороны предприятий-экспортеров. Наличие достаточных сырьевых и материальных ресурсов. Существующие научные разработки в области машиностроения, в т.ч. ноу-хау. Невысокие в сравнении с зарубежными предприятиями производственные затраты. Наличие квалифицированных рабочих кадров и инженерного персонала. Формирование территориальных интегрированных структур. Наличие внутренних резервов повышения эффективности производства.
Дополнительными факторами развития регионального машиностроительного комплекса являются: высокий образовательный уровень населения, достаточное наличие квалифицированных специалистов, значительный научно-технический потенциал НСО. Основными факторами, положительно влияющими на динамику производства продукции в отрасли в 2000-2002 годах, явились: проведение на многих предприятиях работ по оптимизации мощностей; реконструкция долгов перед бюджетами различных уровней, модернизация и перевооружение производственного аппарата в промышленности и самом машиностроении, освоение новой продукции, рост объемов поставок на экспорт отдельных видов машиностроительной продукции, в основном за счет конкурентных преимуществ по параметру «цена - качество». Эти внешние благоприятные тенденции были подкреплены участием институтов государства (см.табл. 3).
Машиностроительная промышленность НСО, несмотря на замедление темпов роста, обнаруживает признаки активно протекающих внутриотраслевых структурных изменений, что позволяет более оптимистично прогнозировать параметры ее развития. Структурные изменения в машиностроении уже охватили большую часть предприятий.
Таблица 3
Государственное участие в развитии промышленности: региональная проекция
Направления участия Институты государства
Структурная политика Администрация Новосибирской области и мэрия Новосибирска разрабатывают Концепции развития научно-технической и промышленной политики на пять лет, создают эффективные и перспективные программы вывода из кризиса промышленных предприятий.
Создание новых организационно-институциональных структур на региональном уровне для построения взаимоотношений между областной властью и хозяйствующими субъектами области Экономический Совет Администрации НСО; Департамент экономического развития и промышленности в администрации НСО.
Формирование инфраструктуры на местном уровне, направленной на поддержку обрабатывающей промышленности; Организации коллективной экспозиции города Новосибирска для участия в региональных выставках-ярмарках. Учреждение некоммерческой организации Новосибирского Фонда «Дом промышленности»: мэрия Новосибирска выступит одним из «учредителей».
Сокращение неэффективных производств, реструктуризация задолженности предприятий Межведомственная комиссия по рассмотрению финансового состояния неплатежеспособных предприятий.
Стимулирование построения интегрированных структур Система поддержки кредитами, налоговыми льготами; открытие представительств и торговых домов в соседних регионах; дешевая или бесплатная реклама местных товаропроизводителей в СМИ.
Поддержка и формирование приоритетов развития малого бизнеса с позиций решения проблем занятости в регионе Содействие установлению более тесных кооперационных связей субъектов малого, среднего и крупного предпринимательства. Поиск и содействие в предоставлении производственных площадей и помещений для малого бизнеса.
Резкое сокращение инвестиционного спроса за годы реформ значительно сузило рынки сбыта машиностроительной продукции. В то же время потенциал спроса на продукцию машиностроения весьма велик, о чем свидетельствует как средний возраст оборудования в промышленности, составляющий более 14 лет, так и значительная доля в импорте РФ машин и оборудования.
Вместе с тем не следует переоценивать положительные итоги развития машиностроения за последние годы. Во-первых, даже при 10-процентном росте производства на отдельных предприятиях большинство из них не смогло восстановить прежний объем производства, достигнуть необходимой степени деловой активности и финансовой устойчивости. Во-вторых, подавляющее число предприятий из-за отсутствия достаточных инвестиционных ресурсов не осуществило глубокой модернизации технологической базы. В результате, качество машинотехнической продукции и ее конкурентоспособность остались на весьма низком уровне. Нарастающая конкуренция для машиностроителей Сибирского региона оборачивается потерями рынков сбыта, снижением общих объемов производства и реализации продукции, в большей степени - трудоемких и
наукоемких ее видов, выводом из эксплуатации производственных мощностей, утратой квалифицированных кадров и, как следствие, снижением достигнутого стратегического потенциала и конкурентного статуса, а нередко и балансированием на грани банкротства.
В-третьих, и это, возможно, самое главное, - не преодолена опасная тенденция оттока из машиностроения высококвалифицированных инженерных и рабочих кадров и их старения. Если в российском машиностроении в целом с 2000 г. впервые за последние 10 лет в машиностроении начался прирост численности работающих (с небольшим сокращением 1,1%. 2002 г.), то в машиностроении и металлообработке НСО продолжался отток квалифицированных кадров из отрасли, хотя темпы сокращения численности промышленно-производственного персонала замедлились в 1999-2001 гг. Одна из основных причин -неудовлетворительный уровень заработной платы: он по-прежнему, несмотря на рост в 33,3 % в постдефолтный период, остается ниже уровня средней зарплаты в целом по промышленности.
Кроме того, подчеркнем, что вышеназванные положительные итоги сложились в основном в результате действия внешних, конъюнктурных факторов, а не явились следствием здоровых, глубинных процессов в хозяйстве и эффектом конструктивной промышленной политики.
Структура выпуска и конкурентоспособность продукции
Машиностроительные предприятия НСО по выпускаемой продукции условно можно объединить в четыре группы в зависимости от того, на какой рынок их продукция ориентирована.
1. Группа предприятий инвестиционного машиностроения (тяжелое, энергетическое, транспортное, химическое, нефтяное, строительно-дорожное машино-строение), развитие которых определяется инвестиционной активностью ТЭКа, строительного и транспортного комплексов. В тяжелом, энергетическом и транспортном машиностроении конкурентоспособна горная техника, железно-дорожное оборудование, а основное энергетическое оборудование для тепловых и гидростанций (это турбо- и гидрогенераторы, трансформаторы, крупные электрические машины, электродвигатели) соответствует по техническим показателям лучшим мировым образцам.
Таблица 4
Динамика выпуска продукции машиностроения предприятиями Новосибирской области в 1997-2001 гг.
1997 1998 1999 2000 2001 2001/ 1997
Производство инвестиционного оборудования (в % или кратно к предыдущему году)
Генераторы к паровым, газовым и гидравлическим турбинам 25,0 в 3 р 133,3 50,0 В 2,5 5р
Электростанции передвижные 86,3 69,9 31,2 В 3,2 р 143,6 1,0 р
Электрические машины крупные 165,6 74,0 115,5 126.8 109,8 1,2 р
Инструмент металлообрабатывающий 94,5 67,3 195,0 177,9 127,2 2,97р
Оборудование литейное 48,8 66,7 в 2,9 р 55,0 в 2,6 р 2,7 р
Химическое оборудование и запасные части к нему 21,6 в 3,7 р в 2,8 р 95,9 в 22,3 р 267,7 р
Аппаратура низковольтная электрическая 99,6 79,7 196,2 133,2 104,3 2,2 р
Бетоносмесители 52,2 в 4,2 р 72,9 В 2,6 р 126,7 9,9 р
Переводы стрелочные 67,6 114,2 95,7 125,2 102,3 1,4 р
Краны мостовые электрические 66,6 25,0 100,0 200,0 50,0 0,25
1997 1998 1999 2000 2001 2001/ 1997
Производство важнейших видов машинотехнической продукции для АПК (в % или кратно к предыдущему году)
Технологическое оборудование для легкой промышленности и запасные части к нему 63,7 84,7 207,2 121,7 92,5 2,0 р
Станки ткацкие 19,1 146,2 110,5 27,4 в 2,3 р 1,0
Машины сельскохозяйственные 51,6 188,5 в 3,2 р В 3,2 р 175,8 33,6 р
Сеялки тракторные 29,6 в 2,4 р в 2,5 р 151,1 111,1 10,1 р
Машины и оборудование для животноводства и кормопроизводства 42,0 44,3 в 6 р В 2,1 р в 2,2 р 12,1 р
Технологическое оборудование для перерабатывающих отраслей агропромышленного комплекса и запасные части к нему 155,6 112,9 в 2,5 р 114,5 в 2,2 р 7,2 р
Комбайны кормоуборочные 18,7 100,0 77,8 57,1 в 2,5 р 1,1 р
Производство продукции станкостроения (в % или кратно к предыдущему году)
Станки металлорежущие 100,0 40,0 - - 37,5 0,30
Станки деревообрабатывающие 62,7 3,0 - - в 4,1 р 0,33
Кузнечно-прессовые машины 142,8 100,0 90,0 77,8 28,6 0,20
В том числе прессы гидравлические - 125,0 80,0 125,0 20,0 0,25
Производство товаров длительного пользования (шт.)
Телевизоры 2633 1349 2700 1320 565 0,21
Из них цветного изображения 261 122 - - - -
Устройства радиоприемные 5840 2650 3538 4302 2808 0,48
Громкоговорители абонентов 13109 6100 - - - -
Магнитофоны 1185 48 - - - -
Электробритвы, тыс. штук 221,8 277,5 318,8 348,8 366,3 1,74
Электролампы настольные, тыс. штук 20,0 10,3 9,9 10,9 12,7 0,64
Электроплитки 7000 8028 3925 4149 4000 0,57
Машины стиральные 6281 2935 1231 1617 613 0,10
Электроутюги 5100 300 3804 750 421 0,08
Источник: «Промышленность Новосибирской области в 1997-2001 гг.». Новосибирск, 2003 г., с. 50-51.
В посткризисный период рост выпуска в той или иной степени наблюдался по всем видам продукции инвестиционного машиностроения, за исключением кранов мостовых электрических и передвижных электростанций (см. табл. 4). В 2002 г. на новосибирских предприятиях группы инвестиционного машиностроения продолжалось освоение и развитие производства продукции для топливно-энергетического комплекса и предприятий добывающих отраслей Кузбасса и других регионов, в том числе:
• разработка перспективных технологий транспортировки и глубокой переработки угля с участием Института катализа СО РАН, ФГУП ПО «Сибсельмаш» и др. предприятий области;
♦ наращивание объемов производства и поставок средств комплексной механизации производственных процессов для угледобывающих, горно-обогатительных предприятий, деталей и узлов для горно-шахтного оборудования на ОАО «Завод «Труд», ОАО «Тяжстанкогидропресс», ОАО НПО «Сибгормаш», ФГУП ПО «Сибсельмаш», ОАО «Сибстанкоэлектро-привод», ОАО «Электроагрегат», ОАО «Бердский электромеханический завод» и др. предприятиях.
Для привлечения внешних инвестиций некоторые предприятия этой группы в последние два года поступаются своей собственностью и распродают пакеты своих акций. В число таких предприятий входит крупнейшее предприятие - ОАО «Сибстанкоэлектропривод», который специализируется на производстве электро-двигателей и электрогенераторов мощностью от 100 до 600 кВт. Менеджмент предприятия пришел к выводу, что без инвестиций практически нереально погасить кредиторскую задолженность и развивать производство.
2. Группа предприятий тракторного и сельскохозяйственного машино-строения, машиностроения для перерабатывающих отраслей АПК и предприятий легкой промышленности. Их деловая активность зависит от платежеспособности сельхозпроизводителей и переработчиков сельскохозяйст-венной продукции, а также частично от спроса населения.
Наибольший спад в выпуске продукции этой группы отраслей происходил в производстве станков ткацких (на 27,4%) в 2000 году. Отсутствие спроса со стороны легкой промышленности привело к тому, что отечественное производство машин и оборудования для легкой промышленности на протяжении 90-х годов резко сократилось. Предприятия легкой промышленности России не решали вопросы технического перевооружения по причине нехватки финансовых ресурсов. Большинство предприятий отрасли приобретали б/у импортное технологическое оборудование, в связи с этим машиностроение для легкой промышленности остается одной из самых депрессивных подотраслей регионального машиностроительного комплекса. Лишь начиная с 2001 г. платежеспособный спрос предприятий текстильной промышленности на продукцию сопряженных фондосоздающих отраслей стал оживляться.
Если по России в целом начиная с 2000 г. происходит снижение объемов в тракторном и сельскохозяйственном машиностроении (к 2002 г. оно составило 22,4%) из-за отсутствия заказов на выпускаемую технику, в связи с недостатком финансовых средств у сельских товаропроизводителей, дефицита оборотных средств, ужесточением требований при оплате комплектующих «живыми деньгами», продолжающегося передела собственности и сезонности производства сельхоз-техники, то в НСО отмечается увеличение объемов производства в тракторном и сельскохозяйственном машиностроении, что связано с развитием лизинговых схем и развитием межрегиональной кооперации в рамках «Сибмашхолдинга» в Сибирском федеральном округе (см. табл.4).
В соответствии с направлениями промышленной политики в НСО на 2003 г. развитие производства современных видов конкурентоспособной сельскохозяйст-венной техники, машин и оборудования для агропромышленного комплекса и перерабатывающей промышленности, предполагает:
♦ модернизацию и увеличение объема выпуска пресс-подборщиков ПР-Ф-750; ППР -1,5; ППР-1200; сеялок ППМ «Обь-4»; культиваторов КСП-3.8; АКП «Лидер-4»; АКП «Лидер-8», лущильников ЛДГ-10Б, ЛДГ-15Б; борон дисковых БД-10Б; БДТ-7А, зерносушилок С3; сеялок с катками СЗП -3,6; комплектов по санитарной обработке яиц «Ритм 16-6», «Росса 16-6» на ФГУП ПО «Сибсельмаш»;
♦ возобновление производства комбайнов силосоуборочных КСС-2,6 под выполнение областного заказа на ФГУП «НАПО имени В.П.Чкалова»;
♦ расширение производства кормораздатчиков КИС-10; культиваторов КТМ-4КС; стогометателей ПФ-0,5; клеток для цыплят; опрыскивателей ОП2-24М на ОАО «Новосибирский опытный экспериментальный завод нестандарти-зированного оборудования» и косилок КД-4,0; граблей ГП-14 на ООО «Нива-сельхозтехника». Машиностроительные предприятия Новосибирской области продолжают выпускать дешевую традиционную сельхозтехнику, без которой сельско-хозяйственные предприятия не могут осуществлять свой производственный цикл.
3. Группа предприятий наукоемких отраслей (электротехнической промыш-ленности, приборостроения). Потребность в выпуске наукоемкой продукции развивается вслед за потребностями всех иных отраслей промышленности, включая к само машиностроение. Ряд изделий электротехнической промышленности и приборостроения по техническому уровню и основным параметрам не уступают аналогам зарубежных фирм (кабели, преобразовательная техника и др.). Но расширение экспортных поставок электротехнической и приборостроительной продукции сдерживается из-за высокой насыщенности ею зарубежных рынков.
Недостаток собственных инвестиционных ресурсов для реализации инновационных проектов на предприятиях электротехнической промышленности и приборостроения заставляет нынешних собственников искать внешних инвесторов. Так, холдинговая компании «НЭВЗ-Союз», в которую входят многие предприятия электротехнической промышленности — «НЭВЗ-Вольфрам», «НЭВЗ-Титан», «НЭВЗ-Автоэлектроника», Завод композиционных материалов и др. — для реализации нового инвестиционного проекта привлекает крупную российскую компания - производителя светотехнической продукции «Лисму». Последняя готова вложить $8 млн., чтобы в четыре раза увеличить выпуск вольфрамовой проволоки на «НЭВЗ-Союз». Реализация проекта по модернизации производства на «НЭВЗ-Союз» позволит уменьшить стоимость новосибирской проволоки, сделать ее конкурентоспособной по сравнению с китайской (которая дешевле отечественной на 30 - 40%), а также снизить долю импортной проволоки (по некоторым данным она достигает 50%) на ламповых заводах России.
Несмотря на растущий тренд региональной экономики и огромные потребности фондопотребляющих отраслей в техническом перевооружении, ни по одному виду продукции станкостроения не было положительной динамики. В постдефолтный период продолжал снижаться объем выпуска металлорежущих станков (в 2001 г. уровень выпуска составил лишь 37,5% от уровня 2000 г.), кузнечно-прессовых машин (в 2001 г. уровень выпуска составил лишь 28,6% от уровня 2000 г.) и гидравлических прессов (в 2001 г. уровень выпуска равнялся только 20% от базы 2000 г). Причинами этого снижения - отсутствие финансовых средств у потребителей и рост цен на многие виды продукции станкостроения и их выравнивания до уровня зарубежных аналогов (см. табл.4).
4. Автомобильная промышленность, выпуск продукции которой ориентирован на потребность предприятий, фирм и исполнительных органов власти (в части производства грузовиков и автобусов). Это сравнительно новая ниша для новосибирских предприятий, сформировавшаяся на базе государственного заказа. Ее освоение связано с острой потребностью муниципалитета г. Новосибирска в обновлении и технической реконструкции общественного транспорта.
В г. Новосибирске реализуется проект серийного сборочного производства пассажирских МАЗов совместно с Минским автозаводом на заводе им. Коминтерна. Этот вариант, с одной стороны, устраивает Новосибирский муниципалитет, который остро нуждается в собственном пассажирском транспорте, с другой стороны дает возможность заводу им. Коминтерна погасить задолженность перед городским бюджетом в виде налоговых платежей, получив муниципальный заказ на изготовление готовых автобусов и инвестиционные льготы на освоение нового производства. В перспективе на новосибирской территории будут окончательно и комплектоваться МАЗ-ЮЗ (городской низкопольный автобус), и МАЗ-ЮЗС (пригородный низкопольный автобус). В Департаменте
промышленности мэрии считают, что со временем доля белорусских комплектующих может быть уменьшена до 70%, а остальное будет производиться в Новосибирске.
В рамках проекта «Троллейбус» муниципальной целевой программы «Научно-промышленная и инвестиционная политика мэрии города Новосибирска на 2002-2005 годы» на базе действующего сервисного центра по обслуживанию городского электрического транспорта создано предприятия по сборке собственных троллейбусов. Ее цель — обновление порядком изношенного подвижного состава новосибирского троллейбусного парка, 80% троллейбусов которого уже отслужили свой эксплуатационный срок.
В рамках промышленной политики мэрии Новосибирска обсуждается возможность создания холдинга на базе «Сибэлтранссервис» по производству сибирских троллейбусов для всего Сибирского федерального округа, поскольку во многих сибирских городах существует значительная потребность в обновлении троллейбусных парков.
Помимо выпуска автобусов и троллейбусов, развитие автомобилестроения в НСО, как наиболее динамично развивающейся отрасли, предполагает производство комплектующих изделий в ближайшей перспективе, а именно:
• организацию серийного производства электромеханического усилителя рулевого управления в ОАО «Бердский электромеханический завод» и датчиков скорости для автомобилей ВАЗ в Корпорации «Электросигнал»;
• расширение производства приборов автомобильной электроники и оборудования позволяющего использовать природный газ в качестве топлива для автотранспорта на ФГУП ПО «Север»;
• создание производства запчастей (карданные валы, фильтры и пр.) для автомобилей ГАЗ, УАЗ, ВАЗ в ОАО «Каз-Холдинг»;
• расширение номенклатуры выпуска автомобильного инструмента в ОАО «Новосибирский инструментальный завод», ОАО «Реминструмент».
Таким образом, потребность в продукции автомобилестроения приводит к диверсификации производства многих оборонных предприятий НСО.
Совершенно неконкурентоспособными на сибирском рынке остаются машинотехнические товары длительного пользования. В последние годы после восстановления реальных доходов россиян до уровня 1998 г. значительно возрос ввоз электронно-бытовой техники. Ориентация на закупку импортных товаров для внутреннего рынка имела пагубные последствия для сибирских товаропроизводителей товаров длительного пользования, которые, не выдерживая конкуренции, вынуждены были значительно сократить производство. В частности, только в период с 1998 г. по 2001 г. в НСО более, чем в 2,5 раза сократилось производство телевизоров, в т.ч. полностью прекратилось производство телевизоров цветного изображения; почти в 2 раза уменьшился выпуск электроплиток, машин стиральных в 4,9 раза (см.табл.4).
Итоги работы машиностроительных предприятий за 2001 и 2002 годы подтверждают, что факторы роста производства, связанные с импортозамещением и активизацией экспорта, исчерпываются. Причинам является постепенное сокращение ценового разрыва между импортной и отечественной продукцией, идущее вследствие постоянного роста тарифов на энергоносители, транспортные перевозки, цен на комплектующие изделия, и издержек, связанных с экономически недостаточным объемом продаж. Снижение эффективности работы машино-строительных предприятий и их конкурентоспособности инициируется ограниченными ресурсами технологической модернизации.
Технологическое состояние, динамика и структура капитальных ресурсов машиностроения и металлообработки
Состояние производственной базы, физический и моральный износ основных средств производства из-за недостаточных инвестиций в основной капитал не позволяют сохранить темпы роста производства на высоком уровне, т.е. кратковременный всплеск роста производства не привел к обновлению и модернизации оборудования и технологий в машиностроение.
12 3
Рис. 1. Показатели воспроизводства основных производственных средств
в промышленности и машиностроении в 1997 - 2001 гг. (по крупным и средним предприятиям)
1 — коэффициент ввода, 2 — коэффициент обновления, 3 — коэффициент выбытия,
4 — степень износа (в % к основных средствам на конец года),
5 — темп роста основных производственных средств (в %).
•-• — промышленность в целом, А-А — машиностроение.
На фоне реальной потребности развитие инвестиционной активности в машиностроении происходит весьма вяло и достаточно противоречиво. Прежде всего, хотя уровень износа в региональном машиностроительном комплексе был значительно ниже (58,8%), чем в среднем по российскому машиностроению (около75%), однако степень износа основных средств в машиностроении и металлообработке НСО продолжала нарастать.
Неблагополучное положение в производстве вызвано в значительной (если не в решающей) мере оторванностью от него финансово-кредитной сферы. В стране сложилась уникальная по экономической несостоятельности ситуация, когда банковская система выступает чистым заемщиком по отношению к реальному сектору экономики, т.е. «выкачивает» из него и без того скудные ресурсы вместо аккумуляции их в других секторах и перелива в производство, и чистым кредитором по отношению к нерезидентам (ресурсы отечественной промышленности переправляются отечественными банками в зарубежную экономику). Это положение со всей очевидностью свидетельствует о порочности осуществляемой в годы реформ денежно-кредитной политики и всей системы управления банковским хозяйством страны.
В настоящее время прогрессирующее ухудшение технологической и возрастной структуры основных производственных фондов машиностроительных предприятий — одна из наиболее серьезных проблем развития региональной экономики в среднесрочной и
долгосрочной перспективе. Повсеместное использование такого оборудования при отсутствии необходимых ресурсов для ввода новых мощностей крайне негативно сказывается как на качестве производимой продукции, так и на ее себестоимости, принципиально сдерживая решение проблемы повышения конкурентоспособности сибирского машиностроения на внешнем и внутреннем рынках.
Одним из возможных путей решения проблемы дефицита инвестиционных ресурсов как раз и является формирование интегрированных структур. Корпоративная интеграция промышленных предприятий способна содействовать мобилизации внутренних резервов (например, на основе переориентации деятельности каждого предприятия на получение общекорпоративной прибыли и последующего ее реинвестирования в приоритетные направления развития объединения) и облегчать доступ к внешним источникам финансирования (в связи с более широким и диверсифицированным залоговым потенциалом, ростом имиджа заемщика, возможностями предоставления участниками интегрированной структуры взаимных гарантий, и т.д.).
Новые тенденции в развитии регионального машиностроительного комплекса в постдефолтный период
На наш взгляд, к ним относятся следующие.
1. Совершенствование его организационной структуры в двух взаимо-связанных направлениях: формирование интегрированных структур различного вида и. расширение сети малых узкоспециализированных предприятий, ориентированных, главным образом, на нужды регионального машиностроения, местный потребительский рынок. Установление устойчивых внутрирегиональных и межрегиональных кооперационных связей между регионами Сибирского федерального округа (в рамках программ «Лифт», «Троллейбус», межрегионального холдинга «Сибагромаш» и др.). Исходя из сложившейся структуры и потенциала машиностроительного комплекса, можно отметить формирование интегрированных структур в Новосибирской области:
• консорциум предприятий машиностроении, производящих оборудование для ресурсодобывающих ( угольной и нефтегазовой) отраслей в соседних регионах;
• контрактную группу «Силовая электроника»;
• региональные холдинги по выпуск продукции для нужд городского хозяйства: дорожных и уборочных машин, троллейбусов, лифтов.
2. Высокая ориентация деятельности предприятий ОПК на выпуск продукции, обеспечивающей нужды внутреннего рынка. Мерами политики развития, обеспечивающими удовлетворение внутреннего спроса области на машиностроительную продукцию, были:
• размещение государственного заказа на предприятиях области, в том числе за счет исполнения ими бюджетных обязательств. В приоритетном порядке использовались встречные поставки производимых в области товаров, по сравнению с осуществляемые предприятиями — поставщиками из других регионов;
• комплектация оборудования запасными частями, осуществление ремонтных и других услуг на фондоемких производствах (Новосибирскэнерго, Западно-Сибирская железная дорога, Сибирьгазсервис и других) преимущественно машиностроительными предприятиями области.
На заводах ОПК происходило сокращение или прекращение производства высокотехнологичной, наукоемкой продукции и переход к выпуску непрофильной, но имеющей спрос, продукции В качестве крайнего примера можно привести завод «Экран», который был образован как предприятие электронной промышленности по выпуску электронно-оптических приборов. С 1994 году завод был перепро-филирован на выпуск стеклотары. В 2002 году «Экран» на 11 технологических линиях выпустил 170 млн.
стеклобутылок, а производство электронной техники практически прекратилось. Загрузка производственных мощностей предприятий ОПК осуществлялась в значительной степени с помощью муниципального заказа, ориентированного на местные нужды. В связи с этим на большинстве предприятий ОПК происходили отход от узкой специализации и диверсификация производства, при этом акцент был сделан на выпуск сельскохозяйственной техники.
3. Появление достаточно большого числа современных менеджеров и эффективно действующих собственников. Передел собственности происходит как внутри регионального машиностроительного комплекса, так и по инициативе внешних инвесторов — крупнейших российских групп-производителей машино-технической продукции.
Так, активы обанкротившегося ОАО «Сибтекмаш» выведены в новое предприятие -ЗАО «Сибтехномаш», а контрольный пакет в ЗАО достался новосибирскому заводу «Труд» -успешному производителю горного и горно-шахтного оборудования. «Труд» таким способом добился цели, поставленной еще три года назад, — загрузить мощности «Сибтекмаша» своими заказами. Группа «Дедал» выкупила контрольный пакет завода «Сибстанкоэлектропривод». Он будет включен в состав создаваемого промышленного холдинга группы, который будет выпускать двигатели для поездов, системы управления поездами и сами поезда.
4. Образование новых, не типичных для области машиностроительных производств. В их число необходимо включить сборку автобусов, производство троллейбусов, перепрофилирование средних по размеру предприятий машиностроения на выпуск оборудования для ЖКХ.
5. Меры активной промышленной политики региональных и муниципальных властей. Машиностроительная промышленность является решающей сферой для подъема экономики региона, и именно на ее росте к настоящему времени сосредоточены усилия всех ветвей власти и основных экономических структур. В связи с этим при разработке региональной промышленной политики в НСО машиностроению отдаются приоритеты. Основные меры поддержки машиностроительной промышленности: поддержка цен и доходов производителей; внешнеторговое регулирование; меры, направленные на снижение затрат производителей; содействие в инвестиционной политике и кредитованию предприятий; содействие развитию экономических и кооперационных связей и др.
В последние годы активная промышленная политика в НСО в своем арсенале выделяет такие стратегии развития регионального машиностроительного комплекса как:
• протекционизм (защита и поддержка местных предприятий, в первую очередь товаропроизводителей, выпускающих продукцию со значительной долей добавленной стоимости, отвечающую производственным и экологическим стандартам);
• минимакса (минимизация расходов за счет уменьшения издержек, улучшения энергосбережения и др. при одновременной максимизации доходов за счет роста объемов производства и сбыта, освоения новью рынков и видов продукции и др.);
• инноватизации (обновление технологий, внедрение инноваций).
В ближайшей перспективе, как представляется, первоочередными мероприятиями по реализации активной промышленной политики должны стать: модернизация структуры экономики области в пользу высокотехнологичных производств, способных выпускать конкурентоспособную продукцию с более высоким уровнем добавленной стоимости; создание новых конкурентоспособных производств, отвечающих мировым стандартам качества; обеспечение оптимальной производственной нагрузки на производственный потенциал; выделение приоритетных отраслей машиностроения и др. Именно эти меры позволят превратить НСО в инновационный регион по внедрению передового российского и зарубежного опыта в машиностроении, используя потенциал наукоградов на базе Сибирского отделения Российской Академии наук.