Научная статья на тему 'Техническое обновление в машиностроении – не альтернатива развитию ремонтного хозяйства'

Техническое обновление в машиностроении – не альтернатива развитию ремонтного хозяйства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
162
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
модернизация машиностроения / ремонтное хозяйство / экономика Украины.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гаврись А. Н., Лукьяница И. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Техническое обновление в машиностроении – не альтернатива развитию ремонтного хозяйства»

Гаврись А.Н.

к.э.н., профессор, НТУ «ХПИ»

Лукьяница И.Ю.

ст. преподаватель, НТУ «ХПИ»

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБНОВЛЕНИЕ В МАШИНОСТРОЕНИИ - НЕ АЛЬТЕРНАТИВА

РАЗВИТИЮ РЕМОНТНОГО ХОЗЯЙСТВА

Ключевые слова: модернизация машиностроения, ремонтное хозяйство, экономика Украины.

В экономическом процессе в тесной взаимосвязи находятся все факторы производства - материальные ресурсы в их первичном виде, труд, финансовый капитал, средства производства, т.е. уже сформированные трудовой деятельностью основные фонды. Каждая из этих составляющих выполняет свою роль, расходует свои ресурсы и требует восполнения или восстановления. Особую роль как в производственном, так и в восстановительном процессе, играет машиностроение, которому присуща определенная двойственность: оно имеет «у себя» сложный комплекс технических средств, а с другой стороны - его продукция потребляется другими отраслями, куда она входит как техническая база и таким образом формирует основные фонды этих отраслей. И в этом смысле машиностроение является главной составляющей промышленной индустрии.

Ситуация в машиностроении Украины на данном этапе развития ее экономики явно проблемная: многие машиностроительные предприятия разрушены или законсервированы, износ оборудования достигает 60-70% от его первоначального состояния, обновление парка машин 2-4% в год, средств на замену оборудования выделяется в несколько раз меньше, чем требуется. В таких условиях, чтобы поддержать машиностроение в работоспособном состоянии выход один - восстановить и укрепить его ремонтную базу. Ситуация с ремонтом оборудования, конвейерных линий, энергосистем на машиностроительных предприятиях ничуть не лучше (если не хуже), чем в машиностроении в целом. Поэтому проблема развития ремонтного хозяйства в машиностроении для украинской экономики весьма актуальна. Актуальность ее непреходяща и в том плане, что в процессе технического перевооружения в отрасль поступает еще более сложное и дорогое оборудование, требующее и ухода, и ремонта, так как при всей его повышенной надежности износ, старение, дефекты и поломки новому оборудованию также присущи в реальном эксплуатационном режиме его работы.

История развития промышленности, а в ее структуре машиностроения, имеет большую ценность для современников и ею пренебрегать неосмотрительно. «Ремонтная история» свидетельствует, что на пике развития машиностроения в СССР (70-80-е годы) была создана мощная индустрия проведения ремонтов. На Украине были созданы крупные специализированные объединения и тресты по ремонту промышленного оборудования1. В 1972 году на Украине работали 112 ремонтных предприятий в системах: атомэнергоремонт, домнаремонт, станкоремонт. Только в сфере горно-шахтного оборудования действовало 40 «рудоремонтных заводов». На уровне министерств были созданы Всесоюзные объединения, к примеру «Союзстанкоремонт». На развитие этих централизованных предприятий и объектов типа «Центральных ремонтно-механических мастерских» направлялось до 15% средств от общего объема капиталовложений в машиностроение. В данный период эта структура разрушена, но, на наш взгляд, рынок к этому непричастен. Причина в недальновидной трансформационной политике перехода экономики на рыночные условия взаимодействий меж хозяйствующими субъектами.

В настоящее время на Украине основные средства составляют в денежном выражении около 600 млрд. грн. и имеют тенденцию к росту 2-3% в год. Но с учетом физического износа 60%, а из других оценок - до 76%, остаточная их стоимость меньше более чем в 2 раза. В этой структуре здания, сооружения, и передаточные механизмы составляют более 50%, а машины и оборудование - 41,7%. Воспроизводство основных средств в целом по промышленности в последние годы снизилось до отметки в 0,8-1,1%, а в машиностроении 1,2-1,4%2. И если в таких условиях отрасль работает, то понятно, что только за счет ремонтного обслуживания.

Следует отметить, что ремонтная деятельность даже в странах с самым высоким уровнем обновления технической базы машиностроения (США, Англия, Германия, Япония) признается важной и необходимой. «Руководство многих американских предприятий рассматривает «ремонтную службу» как «равного партнера» с основным производст-

1 Характеристика состава ремонтного хозяйства промышленного предприятия. - http:uchebnikionline.com/menedgment

2

Еськов А. Л., Беличенко Н.А. Реорганизация ремонтной службы машиностроительного предприятия в рамках внутреннего экономического механизма // Економiчний вюник Донбасу. 2011. - № 1(23). - С. 16-20.

вом1. Согласно имеющимся данным, ремонт не только стабилизирует ситуацию, но и обеспечивает эффект прироста в выпуске продукции на 1,2%.

В ФРГ ежегодные финансовые затраты на техническое обслуживание и ремонт составляют 6-10% от стоимости приобретенного оборудования. В США выпуск запчастей в машиностроении составлял 12-17% от общего объема выпускаемого отраслью оборудования. Сегодня на Украине такие случаи единичны: положительный опыт в этом отношении имеют только такие Харьковские заводы, как ОАО «Турбоатом» и ПАО «ФЭД».

В мировой практике управления ремонтными работами представлены готовые (уже работающие) системы со своей документалистикой и информационной системой. В работе приведена группировка таких систем. В первую группу включены: шведская система, впервые разработанная для ремонта на АЭС, JFS Applications, система компании SAP - my SAP Business Suite, Oracle E Business Suite - для алюминиевой корпорации. Это достаточно универсальные системы управления ремонтами и они насчитывают сотни фактов внедрения на разных предприятиях.

Вторая группа - частные разработки отдельных корпораций под свою систему оборудования. Такие системы у себя создали компании «Бизнес Технологии» - «Global EAM», MRO Software - «Maximo», DPSI-система «iMaint» и др. Третью группу проектно-отработанных и освоенных систем составляют разные работы информационных отделов предприятий, которые практически переводят действующую на предприятии практику управления ремонтом в режим организованного информационного обслуживания.

Одна из таких систем EAM/TORO установлена в России на предприятиях разных отраслей: нефтегазовой -52 предприятия, металлургической - 22 предприятия, электроники и ЖКХ - 12 предприятий.

Некоторые предприятия создают у себя в индивидуальном порядке автоматизированные системы управления ремонтом (АСУРем), оснащая ими ремонтные службы2. Такие системы призваны:

• Систематизировать информацию о станках, агрегатах, автоматизированных линия, запчастях, инструментах, затратах на ремонт;

• Хранить эту информацию в электронном виде;

• Планировать работы и контролировать ход их исполнения;

• Формировать наряды и заказы;

• Планировать закупки запчастей, приборов и др.;

• Создавать отчетные документы по формам.

«Общепринятой глобальной стратегией информационного сопровождения процессов, выполняемых на протяжении жизненного цикла изделия ... является CALS (Continuous Aquisition and Life-Cycle Support) информационная поддержка жизненного цикла изделий». Для внедрения CALS-технологии в наших условиях необходимо упорядочить и интегрировать большой объем разнородных данных (конструкторско-технологических и ремонтно-эксплуатацион-ных). Такую задачу предлагается выполнить в рамках мероприятия «ремонтный проект». Иноземцев А.Н. раскрывает суть этого понятия: «ремонтный проект - это единый иерархически структурированный информационный объект, который объединяет проектные решения и конструкторско-технологические документы в сферу технологической подготовки ТОРиМ оборудования». Автор рассматривает «ремонтный проект» как составную часть СALS-технологии.

В практике ремонта американских организаторов вспомогательного производства использовался метод разработки и управленческого учета «карточек жизни станка». Из этих карточек составляется ремонтная картотека технологического оборудования. Операционная обработка банка таких карточек давала исходный учетно-аналитический материал для системы управления техническим обслуживанием и ремонтом оборудования. В карточке представлены: тип оборудования и его характеристики, время работы и простоя (план и факт), дефектные оценки, поломки и другие причины остановки на ремонт, план и операции обслуживания, ранее выполненные ремонты, затраты, эффект. Данные о затратах вносятся в месячный отчет по эксплуатационным расходам и проходят аналитическую обработку. Результат работы картотеки используется для корректировки плана ремонта и нормативов затрат на ремонт.

С учетом опыта работ в третьей группе систем блочная схема функциональной модели управления ремонтом оборудования на машиностроительном предприятии может быть представлена в относительно новом варианте, как показано на рис. 1.

Сферу технического обслуживания и ремонта оборудования в своей работе Самчик М.Ю. и Яковец Г.Ю.3 справедливо определили как «тонкое и уязвимое место» предприятий, особенно в экономическом смысле, поскольку эта деятельность находится в структуре «вспомогательных производств» и этим несколько затушевывается в сознании управляющего персонала тот факт, что расходы ремонтных служб на промпредприятиях составляют от 10 до 40% общего объема затрат. Обращая на это внимание, хотим подчеркнуть, что ремонтная деятельность должна рассматриваться вместе с другими центральными задачами комплексной стратегии развития предприятия. При этом стратегия должна нацеливаться не только на конечный итог ремонтной системы - надежную роботу оборудования, но и на экономию затрат, обеспечивающих эту надежность. А затраты эти представлены полным спектром: материалы, труд, энергоресурсы, время, финансы.

1 Тарасова Н.В. Стан основних засобiв i тенденцш вщгворювальних процесш у промисловост Украши / Рада по вивченню сил Украши НАН Украши, 2008. - С. 43-55.

2 Андрианов А.С. Ремонтное обслуживание промышленного оборудования на основе корпоративной информационной системы.

3

Самчик М.Ю., Яковець Г. Ю. Суттсть поняття «ремонт основних засобiв» в економiчнiй лiтературi для цшей бухгалтерского облку // Вюник ЖДТУ. 2011. - № 3 (57). - С. 142-145.

Рисунок 1.

Основные блоки системы управления ремонтами и их информационное обеспечение

По разным оценкам в машиностроительном комплексе Украины сосредоточено более 2000 предприятий крупного и среднего масштаба и 9 тысяч малых предприятий. В отрасли занято около 800 тыс. населения (третья часть от занятых по промышленности в целом). Вклад в ВВП (в доли от промышленного потенциала) около 18%. Машиностроение поставляет на экспорт до 60% своей продукции. Правда, в этих объемах доля инновационной продукции незначительна 6-7%. Согласно другому информационному источнику в машиностроительном секторе украинской промышленности 365 крупных предприятий, 57 научно-исследовательских институтов, 233 тыс. наемных работников, 15% основных фондов и 6% оборотных активов. Вклад в ВВП - 12%.

Но весь этот мощный потенциал машиностроения находится в зоне риска и проблем выживания, в решении которых ремонтная индустрия может внести свой весомый вклад.

Как следует из рекомендаций фирмы «Делойт» нужна оптимизация деятельности ремонтных служб. Проблемные вопросы «Делойт» выделяет таким образом.

Нечеткость, необоснованность в подходах к выбору предметов ремонта оборудования и технологий, а отсюда и к выделению средств.

• Приобретение запчастей и материалов не в зависимости от ситуации, а «впрок», чтоб обезопасить себя на случай сокращения финансирования (ненормативное накопление ресурсов).

• Разделение затрат по видам ремонта (КР, ТР, ТОбсл) часто обосновано не экономически, а с целью манипуляции и скрытия затрат от налогообложения.

• Затраты на содержание собственного персонала не включаются в ТОиР (при этом выполнение работ собственными силами составляют от 30 % до 70 % общего объема ремонтных работ).

• Негибкость и непрозрачность сметной модели ценообразования.

• Излишне детальная регламентация ремонтных работ может стать барьером для их проведения, особенно в текущем ремонте, где масса нестандартных операций.

• Неразвитость коммуникационных отношений между специалистами и управленцами.

С учетом этих оценок в нашей концепции улучшение ремонтной системы предлагается:

1) Разработку целевых установок стратегии ТОиР производить индивидуально под задачи и специфику предприятия;

2) Смещение центра принятия решения на уровень линейных менеджеров по вопросам ремонта при централизованном контроле расхода средств и качества ремонта.

3) Отдельный учет и анализ затрат на ремонт: через механизм управления запасами, прогнозирования потребностей, ранжирования ремонтных работ, эффективного стимулирования.

4) Организация взаимодействия между специалистами (механики, энергетики, ремонтники).

5) Освоение практики расчета рисков.

6) Управление заказом на «сторону» ремонтных услуг (методология управления подрядчиками - по модели аутсорсинга).

7) Внедрение центров ответственности.

8) Согласование четырех процессов: планирования, неплановых ремонтов, бюджетирования, управления ресурсами (в основном материальными и энергетическими затратами).

Технический прогресс меняет конструкцию и технологию оборудования, вводит в практику блочно-модульную компоновку, поставляет на предприятия уникальные станочные комплексы, агрегаты, машины. Это ставит в ранг приоритетов задачу оптимизации ремонтного процесса. В общем комплексе работ возрастает доля технического обслуживания, а капитальный ремонт совмещается с модернизационными мероприятиями. Для автоматизированных производственных технологий поддержания надежной его работы требуется развитие приборного контроля и использования развитой информационной системы, что адаптивно включается в состав ремонтного обслуживания. А это дополнительные знания, новые кадры и усложненные расчеты. Обостряется проблема - готовить свои кадры или использовать аутсорсинг - передачу на длительный срок определенных функций (ресурсов) по ремонту сторонним специализированным организациям. Для принятия решений нужны расчеты и оценки «выгод» и «потерь». В любом случае усиливается фактор специализации ремонтных работ и соответствующих служб. В работе1 приводятся данные о структуре затрат на ремонт по группе машиностроительных предприятий (табл.1).

Таблица 1

Структура затрат на ремонт машиностроительных предприятий

№№ Статьи затрат Текущий ремонт Капитальный ремонт

1 Зарплата 15% 2-3%

2 Материалы 10% 31%

3 Запасные части 27% 34%

4 Услуги внешнего подряда 1% 29%

5 Услуги других цехов 37% 4%

Сравнивая приведенные показатели, отметим:

• При проведении текущих ремонтов в структуре затрат преобладают расходы на запчасти, услуги других цехов своего предприятия и зарплата.

• При проведении капитального ремонта оборудования более 90% всех затрат составляют запчасти, материалы и услуги внешних организаций.

В целом же в ремонтной деятельности зарплатная составляющая незначительна и ожидать существенной экономии по этой статье от улучшения работы ремонтной службы не приходится. Поэтому и все усилия по оптимизации трудового потенциала ремонтников вряд ли существенны, скорей речь должна идти о повышении стимулирующей роли зарплаты, чем об ее экономии.

А вот по статьям «материалы» и «запасные части» ремонтный менеджмент может и обязан находить ресурсы экономии. При этом надо учесть, что в затратах не выделены и, возможно, не полностью учтены энергозатраты. А с учетом значительной их доли в затратах (10-12%) и постоянного роста цен на энергоносители эта задача становится все более актуальной.

Анализ структуры ремонтных затрат также обращает внимание на услуги со стороны. Внешние организации и «другие» заводские структуры (цеха) принимают участие в ремонтной деятельности достаточно масштабно, поэтому в этом вопросе возникают несколько задач:

• Принятие решения «самим делать» или «сдавать заказ на сторону».

• Организационно объединить эти работы в единой ремонтной технологии.

• Проработать и усовершенствовать систему контроля работ и конечных результатов.

Видимо, предприятию необходимо иметь свою стратегию развития ремонта и организации ремонтного обеспечения всей технической системы основного производства. Дилемма «ремонт или замена» в 90% случаев решается в пользу ремонта. Техническое обслуживание и ремонт осуществляется быстрее, чем производство нового оборудова-

1 Хорешок А.А., Кудреватых А.В., Кузнецов В.В. Характеристика методов технического обслуживания горнотранспортного оборудования // Горный информационно-аналитический бюллетень. Отдельный выпуск № 5. Горный инженер-2. Перспективы развития горнотранспортного оборудования. 2011. - 344 с.

ния, экономит до 90% материалов, расходуемых при изготовлении оборудования, решает вопрос их совместимости с основным изделием. Ремонт предпочтителен в том значении, что система ремонта, сама находясь в постоянном развитии, прогрессирует качественно и не отстает от растущих требований производства, обеспечивая некоторые характеристики выше, чем они изначально были заложены в новом изделии.

Таким образом, качественная сторона ремонтной системы включает две составляющие - качество субъекта ремонтной деятельности, т. е. ремонтной службы и качество результата ее функционирования - восстановленного и модернизированного оборудования.

Качество ремонта как экономическая категория учитывает и ряд других аспектов сущности производственно-хозяйственной системы: технический, правовой, социологический. Результат качества ремонта проявляет себя в увеличении выпуска продукции, снижении потерь от брака, эффективности использования основных фондов, трудовых и материальных ресурсов. От качества ремонта зависит и срок - как долго отремонтированный объект сохранит свои нормативные свойства.

Учитывая значимость качества ремонта, специалисты и ученые разрабатывают методы его оценивания. На данный момент достаточно апробированы в практике оценки результативности и качестве ремонтных работ такие методы:

- инструментально-приборные;

- аналитико-расчетные;

- опытно-экспериментальные;

- сравнительные (с новым оборудованием или лучшими техническими характеристиками действующего оборудования);

- экспертные, в т. ч. методом аудита.

В комплекс задач оценки качества ремонтной системы входит и оценивание организации, оснащения и выполняемых функций самой ремонтной службы предприятий. Особенности такой оценки представлены на рис. 2.

Самооценка эффективности работы

Г Разработка нормативов по уходу и эксплуатации оборудования

—> Планирование (ППР)

— Планирование потребности в деталях материалах запчастях

-о Изготовление (заказ) запчастей

— Диспетчирование сложных ремонтных работ

Организация ремонтного процесса

— Организация работ по утилизации смазочно-охлаждающих материалов

— Разработка проектно-технологической документации

-о Контроль качества ремонта

и Надзор за правилами эксплуатации оборудования

1А1

Л О И

ё к

о к

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и И

Ю

Стимулы

Санкции

Рисунок 2.

Функции и характеристики оценки работы ремонтной службы предприятия

Как следует из рис. 2, заданием ремонтной службы предприятия является обеспечение надежности и постоянной работоспособности оборудования и его модернизация, изготовление запчастей, организация планирования и про-

ведение ремонтных работ, повышение культуры эксплуатации технической базы производства. Эти задания имеют цель повышение качества ремонта и снижение затрат на его выполнение.

Затраты на ремонт - составная часть оценивания качества работы ремонтной службы1. При этом квалификация и дисциплина ремонтного персонала выступают только одним из факторов качества ремонта. Более полно затраты зависят от целой группы факторов влияния. Исходя из выше изложенного определим такой функционал зависимости затрат на ремонт от факторов влияния:

2р=/|С Ба,Р„КтеФ„МО}

где г - затраты на ремонт;

С - стадия жизненного цикла (период эксплуатации);

в„

- вид оборудования;

- опыт и культура «ремонтной команды»;

- качество технического обслуживания;

- метод (форма) организации ремонтных работ;

МО - уровень и качество материального обеспечения.

Работа по экономическому анализу работы ремонтной службы включает несколько направлений - снижение затрат, оценку эффективности ремонта, совершенствование нормативной базы, поддержку управления, включая его перестройку в условиях АСУ. Поскольку на предприятиях устойчиво выдерживается ситуация несоответствия фактических затрат на ремонт плановым расчетам и нормативам, то необходимо отобрать важнейшие контролируемые характеристики и систематически их отслеживать. Контролируемые характеристики (параметры):

- график ППР (нарушение сроков);

- затраты на ремонт (отклонение от нормы);

- динамика изменений (падение экономических показателей);

- качество ремонта (технические характеристики);

- движение товарно-материальных ценностей;

- состояние бухгалтерского учета затрат на ремонт.

При проведении ремонтов накопительным образом создается база фактических данных: причин ремонта, особенностей его проведения, расхода ресурсов (затрат). Эта база данных анализируется:

- по фактам переноса сроков ремонта;

- по отклонениям от норм длительности;

- по заменам видов ремонта;

- по отклонениям от норм затрат;

- по аварийным ситуациям.

Контролю подлежат и функции выполнения работ (рис. 3).

Документального сопровождения ремонтных работ

Материального обеспечения

Учетная

Координационная

АСУРсл мониторинг

Информационные ресурсы

Рисунок 3.

Контроль выполнения функций ремонтной службы

1 Маркус О.В., Корнеева К.О. Застосування бюджетування як шструменту контролю витрат на ремонти основних засобш тдприемства // Молодий вчений. - 2014. - № 5(08). - С. 149-152.

На рис. 3 показано, что в системе управления ремонтом информационная составляющая требует к себе особого подхода, что может быть реализовано в условиях создания автоматизированной системы управления ремонтной службой (АСУРсл).

В АСУРсл ведется учет дефектов, простоев, потерь, аварий, внеплановых остановок. В условиях работы автоматизированной системы достигается рост производительности труда, уменьшение складских запасов, сокращение объема срочных закупок, снижение уровня аварийности оборудования. По зарубежным данным при использовании систем типа АСУРсл достигается и сокращение затрат на ремонт до 20%. Доля же проводимых работ по системе ППР достигает 78%, это значит, что ремонт выполняется стабильно, устойчиво и в значительной мере превентивно. И одна из важнейших пропорций «плановый ремонт - аварийный» в качественной информационной среде существенно смещается в сторону предсказуемости и плановости, а не стихии и случайности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.