© М.В. Мокроусова, 2007
УПРАВЛЕНИЕ НАДЕЖНОСТЬЮ, БЕЗОТКАЗНОСТЬЮ, РАБОТОСПОСОБНОСТЬЮ ОСНОВНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФОНДОВ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
М.В. Мокроусова
Основные производственные фонды характеризуют собой экономический потенциал страны. Они непосредственно связаны с производственным потенциалом предприятия, поэтому повышение их эффективного использования с учетом передовых достижений в информационной сфере представляет особый интерес. В прямой зависимости от состояния ОПФ находится рост производительности труда. Влияют они также на часть национального дохода, которая идет на потребление.
Целесообразность любого вида деятельности характеризуется конечным результатом. Следовательно, деятельность промышленных предприятий оценивается по эффективности производства продукции. Но эффективность производства прежде всего зависит от эффективности создания, эксплуатации, загруженности, содержания, воспроизводства основных фондов.
Проблемы воспроизводства и эффективности использования ОПФ с применением новейших информационных технологий занимают ведущее место в экономических исследованиях. Так, О.В. Бабич рассматривает методику выявления путей повышения эффективности использования основных фондов промышленного предприятия, основанную на всестороннем анализе базовых показателей, характеризующих работу ОПФ. О.В. Бабич касается рассмотрения преимуществ информационных систем, автоматизирующих процессы эксплуатации, технического обслуживания и ремонта технологического оборудования класса EAM (Enterprise Asset Management)1.
Д. Шехватов рассматривает интегрированные системы управления основными фон-
дами класса EAM, которые явились логическим развитием компьютерных систем управления ремонтами (Computerized Maintenance Management Systems - CMMS), отмечает функциональности этих систем и основное отличие CMMS-систем от систем EAM, заключающееся в том, что системы EAM «управляют всем жизненным циклом оборудования, начиная с проектирования, изготовления, монтажа и сборки и, далее, последующего обслуживания, сервисных и профилактических работ, модернизации, реконструкции и списа-ния»2. Также М. Шехватов рассматривает эволюцию систем управления техобслуживанием и ремонтами оборудования и акцентирует внимание на концепции-идеале - «стратегия функционирования без отказов»3 (Zero Breakdown Strategy). Данный подход получил название TPM, Total Productive Maintenance -всеобщее и продуктивное управление ремонтами и техническим обслуживанием. Также Д. Шехватов приводит примеры компаний-разработчиков EAM-систем.
И.Н. Антоненко рассматривает автоматизацию управления ремонтом подъемнотранспортного оборудования специализированных транспортных предприятий. Он отмечает очевидную потребность применения систем поддержки принятия решений (СППР) по техническому обслуживанию и планированию ремонтов (ТОиР) на предприятиях в целях получения положительного эффекта за счет принятия адекватных управленческих решений, основанных на наглядном и систематизированном представлении больших объемов информации по эксплуатируемым ОПФ 4. И.Н. Антоненко отмечает, что приме-
нение СППР по техническому обслуживанию и ремонтам (ТОиР) позволяет оптимизировать планирование графиков ТОиР, помогает управлять потоками работ и документооборотом, а также позволяет организовать снабжение запчастями, что положительным образом влияет на рост коэффициента использования оборудования.
М. Нагель и В. Номоконов в своих исследованиях также уделяют внимание эволюции идеологии ремонтов на основе прогрессивных методов их организации 5.
В настоящее время для сохранения конкурентоспособности от предприятий все больше требуется адаптивность производства к разнообразным требованиям поставщиков. В этой связи повышается заинтересованность и материальная ответственность предприятий, отдельных коллективов в рациональном использовании инвестиций, вкладываемых в производство, их наибольшей отдаче. От использования ОПФ зависит эффективность производства, а следовательно, и хозяйственный результат деятельности предприятия. Именно поэтому ОПФ должны постоянно совершенствоваться на основе роста их износостойкости, прочности, безотказности в работе, что возможно обеспечить за счет технического прогресса, а также рационального управления ОПФ, осуществляемого с помощью использования автоматизированных информационных систем.
По состоянию использования в производственно-хозяйственной деятельности основные фонды подразделяются на основные средства, находящиеся в запасе, эксплуатации, консервации, аренде 6. Наибольший интерес в связи с развитием информационных технологий и возможностью создания автоматизированной СППР по управлению работоспособностью ОПФ представляют ОПФ в эксплуатации.
Если рассматривать металлургию, то она является фондоемкой отраслью промышленности. Следовательно, от надежности и безотказности основных фондов зависит деятельность всего предприятия: своевременное выполнение плановых заданий по выпуску продукции, то есть исполнение подписанных заказов на производство продукции в предусмотренные договором сроки и, как следствие - результаты финансово-хозяйственной
деятельности предприятия; загрузка основных фондов; отношения с потребителями. От своевременности выполнения заказов зависит и репутация предприятия. Важным при рыночном типе хозяйствования становится надежность партнерских отношений. Осуществляя финансово-хозяйственную деятельность в условиях риска, динамичности внешней среды, а также большой ресурсоемкости изготавливаемой продукции, промышленные предприятия прибегают к использованию заемных средств. При этом заемные средства можно получить под уже готовую продукцию на складе, обеспеченную реальными, подписанными договорами на ее поставку. И здесь предприятию следует выступать надежным поставщиком продукции, так как только в этом случае при положительной кредитной истории предприятие может рассчитывать на продление сроков текущих кредитов и выдачу новых.
При рассмотрении металлургии можно отметить и тот факт, что одними из основных потребителей продукции нередко выступают смежные отрасли промышленности - например, автомобильная промышленность. Автомобильная промышленность обладает поточным производством, что делает его особенно зависимым от своевременной поставки металла для избежания простоев оборудования. Исходя из этого, требуется особый контроль над сохранностью и эффективным использованием ОПФ. Управление ОПФ, в свою очередь, можно осуществлять при наличии информации о их состоянии в полном объеме количественно-качественных параметров оценки. Такую возможность дает применение автоматизированных информационных систем, поддерживающих управление ОПФ.
Деятельность управленческих и организационных служб, поддерживающих оборудование в работоспособном состоянии, напрямую коррелирует с такими процессами, как техническое обслуживание, планирование и проведение ремонтов, диагностика и мониторинг состояния оборудования, ведение паспортно-нормативной базы. Данные процессы являются ключевыми в управлении ОПФ и активами предприятия. Для эффективного управления этими процессами применяется система планово-предупредительных ремонтов (ППР) оборудования.
Под системой ППР понимается совокупность организационных и технических мероприятий по уходу, надзору, эксплуатации и ремонту оборудования, направленных на предупреждение преждевременного износа деталей, узлов и механизмов и содержание их в работоспособном состоянии 7.
Введение ППР практически означает:
1) организацию контроля за соблюдением правил и норм по уходу, обслуживанию и эксплуатации оборудования;
2) установление структуры ремонтного цикла, длительности межремонтных периодов и содержания ремонтных работ для разных видов оборудования с учетом условий его эксплуатации;
3) планирование и проведение технических осмотров и ремонтов оборудования и обеспечение контроля за их осуществлением;
4) разработку и внедрение нормативов простоев оборудования в ремонте, трудоемкости ремонтных работ, расхода материалов при ремонте, неснижаемого запаса узлов и деталей;
5) организацию производственной базы для подготовки и выполнения ремонтных работ, оснащение ее необходимым оборудованием, укомплектование рабочей силой и внедрение прогрессивной технологии изготовления запасных деталей, их учета и хранения;
6) организацию чертежного хозяйства и паспортизации оборудования.
Основным содержанием системы ППР является внутрифирменное обслуживание (уход и надзор) и проведение профилактических осмотров оборудования и выполнение плановых ремонтов оборудования.
Основным видом ремонта, направленным на восстановление работоспособности оборудования, является текущий ремонт. Систематически проводимые плановые текущие ремонты оборудования при своевременном и качественном их выполнении обеспечивают безотказную высокопроизводительную работу оборудования на протяжении всего межремонтного периода и позволяют длительное время не прибегать к дорогостоящему и длительному капитальному ремонту.
Текущие ремонты оборудования характеризуются выполнением работ по частичной замене быстроизнашивающихся деталей или
узлов; выверке отдельных узлов; очистке, промывке и ревизии механизмов.
Капитальные ремонты оборудования являются восстановительными, при которых должны быть восстановлены первоначальные качественные характеристики оборудования: производительность, мощность, точность и др. К капитальным ремонтам должны быть приурочены работы по модернизации и совершенствованию оборудования и внедрению новой техники, выполняемые по заранее разработанным и утвержденным проектам.
Работы большого объема, выполняемые с целью изменения параметров агрегата, при которых, как правило, усиливается или заменяется фундамент, увеличивается мощность приводов, нагревательных устройств и т. п., относятся к реконструкциям.
Капитальные ремонты оборудования финансируются за счет амортизационных отчислений, а реконструктивные - за счет капитальных вложений с увеличением балансовой стоимости основных фондов.
При капитальном ремонте устраняются все дефекты оборудования, выявленные как в процессе его эксплуатации, так и при проведении ремонта.
Характер и объем работ, выполняемых при капитальных и текущих ремонтах оборудования, устанавливаются в соответствии с ведомостью дефектов и ремонтной ведомостью.
Периодичность остановок оборудования на текущие и капитальные ремонты определяется сроком службы изнашиваемых узлов и деталей, а продолжительность остановок - временем, необходимым для выполнения наиболее трудоемкой из запланированной на данный ремонт работы.
Установленными нормативами периодичности ремонтов определяется структура ремонтного цикла, то есть перечень и последовательность циклически повторяющихся работ по ремонту оборудования, выполняемых в период между капитальными ремонтами.
Для выполнения планово-предупредительных ремонтов оборудования составляются графики. Каждое предприятие составляет годовой и месячный графики ППР. Указанные графики составляются отделом главного механика (ОГМ) и отделом главного энергетика
(ОГЭ) на основе заявок производственных цехов на проведение ремонтов в планируемом году, подписанных начальником цеха и его помощником по оборудованию (механиком/электриком/энергетиком), утверждаются главным инженером.
Основанием для составления проекта годового плана ППР являются:
а) данные о сроках службы основных элементов оборудования, накопленные в процессе его эксплуатации за истекший период и зафиксированные в соответствующей документации (агрегатных журналах, технических паспортах и др.);
б) утвержденные акты технического обследования объектов, подлежащих капитальному ремонту в планируемом году;
в) данные о производственных показателях последнего периода работы оборудования;
г) инструкции по периодичности и продолжительности текущих и капитальных ремонтов оборудования;
Утвержденный месячный график ППР является основным документом, регламентирующим проведение ремонтов оборудования и планирование производства в данном месяце.
Наиболее эффективной формой организации ремонтов на предприятиях металлургии является централизованная, при которой текущие и капитальные ремонты основного производственного оборудования осуществляются специализированными ремонтными трестами и специализированными ремонтными цехами и участками предприятия.
Централизация ремонтного хозяйства на предприятиях предусматривает:
1) подчинение всех ремонтных сил и средств главному механику/электрику/энергетику предприятия;
2) организацию специализированных ремонтных цехов (по ремонту оборудования металлургических цехов, прокатных цехов);
3) централизацию производства деталей и узлов оборудования в ремонтно-механических цехах и в механических делениях специализированных ремонтных цехов, подведомственных ОГМ;
4) организацию выпуска продукции ремонтно-механических цехов предприятия на центральный склад запасных частей;
5) организацию обеспечения предприятий запасными деталями и узлами к машинам и механизмам межотраслевого назначения, а также унифицированными деталями, узлами и сменным оборудованием со стороны.
Потребность предприятий в запасных деталях и узлах оборудования обеспечивается за счет изготовления новых и реставрации бывших в употреблении деталей и узлов в ремонтно-механических цехах и механических отделениях ремонтных цехов предприятий, а также покупки деталей и узлов на машиностроительных предприятиях и заводах, специализированных на производстве запасных частей.
Система ППР предусматривает также и комплекс профилактических мероприятий по содержанию и уходу за оборудованием. Она исключает работу оборудования в условиях прогрессирующего износа, предусматривает предварительное изготовление деталей и узлов, планирование ремонтных работ и потребности в трудовых и материальных ресурсах.
Основными направлениями развития службы оборудования являются:
1. Повышение уровня централизации выполнения текущих и капитальных ремонтов оборудования и ремонтных сил.
2. Повышение надежности и долговечности оборудования.
3. Специализация ремонтного персонала по производствам и закрепление его за соответствующими видами оборудования.
4. Повышение уровня технической вооруженности ремонтного персонала средствами механизации, внедрение специализированных инструментов и приспособлений при выполнении ремонтно-монтажных работ.
5. Централизованное производство и обеспечение предприятий запасными деталями, узлами и сменным оборудованием.
6. Регулярный анализ причин неполадок, повреждений и внеплановых простоев оборудования и разработка мер по их устранению.
Для службы оборудования возможно значительное повышение уровня организации своей деятельности автоматизацией ППР с учетом передовых методов организации труда на основе информационных технологий.
Успешная автоматизация процесса проведения ППР важна для крупных промышленных предприятий, так как позволяет прини-
мать рациональные решения, направленные на снижение затрат на ремонтные работы оборудования и увеличение продолжительность межремонтных периодов с учетом проводимой централизации и специализации ремонта; позволяет значительно сократить время на согласование ремонтных и дефектных ведомостей, поступающих от механиков/электриков/ энергетиков цехов с руководителями более высокого уровня управления. СППР обеспечивает сбор и хранение информации о ремонтах с привязкой к конкретной единице оборудования, техническому объекту, что позволяет создавать паспорта объектов; контролировать графики проведения ППР оборудования; помогает службе оборудования управлять и контролировать ресурсы и процессы основной деятельности службы.
Автоматизированная система управления планированием ремонтов является эффективным инструментальным средством для организации и повышения эффективности деятельности, как планового отдела, так и всех подразделений, отвечающих за монтаж, эксплуатацию, техобслуживание и ремонт оборудования на предприятии.
Внедрение информационной системы, автоматизирующей управление ОПФ, позволяет формализовать взаимодействие подразделений завода с внешними структурами, в том числе подрядчиками. При этом достигаются следующие эффекты:
1. Оптимизация затрат материалов и времени проведения ремонта для достижения мак-
симального эффекта по поддержанию оборудования в работоспособном состоянии.
2. Обеспечение более согласованного взаимодействия отдела оборудования со смежными подразделениями и руководством завода, а также с надзорными, подрядными организациями и другими внешними субъектами.
3. Формирование отчетных документов в информационной системе с сокращением бумажного документооборота.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Шехватов Д. Эволюция систем управления техобслуживанием и ремонтами // Оборудование. 2004. № 2. С. 13.
2 Шехватов Д. Управление основными фондами: как автоматизировать ремонты и техническое обслуживание // СЮ. 2003. № 2. С. 23.
3 Шехватов Д. Эволюция систем управления... С. 15.
4 Антоненко И.Н. Автоматизация управления ремонтом подъемно-транспортного оборудования // Подъемно-транспортное оборудование. 2005. № 10. С. 20.
5 Нагель М., Номоконов В. Конкурентоспособный ремонт // Вестник МсЮшеу. 2005. № 1. С. 17.
6 Кантор В.Е., Гинзбург А.А., Кантор Е.Л. Основные фонды промышленных предприятий. М.: Питер, С. 38.
7 Положения о планово-предупредительных ремонтах (ППР) механического оборудования предприятий черной металлургии СССР / ВНИИ-Очермет, 1973. С. 34.