УДК 004:658.011.56
В.А.МАТЮШИН
НПП «СпецТек», Санкт-Петербург
АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ УПРАВЛЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИМ ОБСЛУЖИВАНИЕМ И РЕМОНТАМИ НА БАЗЕ ПРОГРАММНОГО КОМПЛЕКСА TRIM
В статье приведены основные характеристики разработки НИИ «СпецTек» - программного комплекса TRIM - АСУ технического обслуживания и ремонта (TOnP). Pешение «TRIM - Tехнический менеджмент» позволяет реализовать следующие методы управления основными фондами: профилактический ремонт (обслуживание); управление запасами и организация снабжения; управление регламентами работ и отчетными данными; техническое и корпоративное обучение персонала; вовлечение эксплуатационного персонала; обслуживание, основанное на прогнозировании, или TO по состоянию; обслуживание по критерию надежности; статистические методы финансовой оптимизации; непрерывное улучшение процессов TOиP.
You can see in this article the main characteristics of exploition NPP «Spectec» - program complex TRIM-ASU-technical service and reconstruction. Solution «TRIM-technical management» lets us to realize next metods of control the main fonds: preventive Maintenance; inventory and Procurement; work Order Systems; technical and Interpersonal Training; operational Involvement; predictive maintenance; Realiability-Centered Maintenance; statistical Financial Optimization; continuous Improvement.
Управление основными фондами является важнейшей задачей капиталоемких предприятий. Эта деятельность осуществляется в рамках жестких требований: с одной стороны - к срокам, своевременности и качеству технического обслуживания и ремонта (ТОиР), с другой - к объему материальных, финансовых и кадровых ресурсов. Достижение эффективности использования этих ресурсов и повышение эффективности ТОиР - ключевые цели внедрения автоматизированной системы управления ТОиР.
НПП «СпецТек» занимается внедрением АСУ ТОиР на базе своей основной разработки - программного комплекса TRIM, который по функциональности соответствует известной управленческой методологии EAM -управление основными фондами предприятия. В качестве основы для построения системы мониторинга процессов ТОиР используется другая известная методология KPI -ключевые показатели эффективности.
1. Технический менеджмент (ТМ). Назначение ТМ - управление основными производственными фондами (ОПФ) предприятия.
44
Технический менеджмент связан с планированием, администрированием и контролем.
Цель ТМ - содержание ОПФ в состоянии, которое обеспечивает максимально эффективное их использование и соответствие их параметров и характеристик эксплуатационной документации производителя. Задачи технического менеджмента:
• минимизация LCC (суммы затрат на всех этапах жизненного цикла) в процессе эксплуатации и технического обслуживания;
• сбор и анализ данных о фактических затратах для последующего использования на этапах принятия инвестиционных решений;
• повышение эффективности производственной системы за счет ликвидации всех потерь, препятствующих повышению производительности работы персонала и использования оборудования, энергии, ЗИП и расходных материалов.
Способы обслуживания и ремонта основных фондов:
• собственными силами;
• подрядными организациями;
• сервисное обслуживание.
2. Структура технического менеджмента. Методы управления. Решение «TRIM -Технический менеджмент» позволяет реализовать следующие методы управления основными фондами:
• профилактический ремонт (обслуживание);
• управление запасами и организация снабжения;
• управление регламентами работ и отчетными данными;
• техническое и корпоративное обучение персонала;
• вовлечение эксплуатационного персонала;
• обслуживание, основанное на прогнозировании, или ТО по состоянию;
• обслуживание по критерию надежности;
• статистические методы финансовой оптимизации;
• непрерывное улучшение процессов ТОиР.
Каждый из указанных методов, применяемых НПП «СпецТек», при внедрении содержит: область применения (границы), нормативную базу, программу внедрения, необходимые стартовые условия (входные данные), требуемые ресурсы и показатели применимости данной практики.
Степень применения методов управления определяется следующими факторами:
• установленными руководством целями в области технического менеджмента;
• составом (качественным и количественным) оборудования;
• внедрением обязательных предшествующих методик (нижнего уровня);
• наличием требуемых данной методикой исходных данных;
• уровнем подготовленности персонала;
• финансовым обеспечением.
Применение методов управления ТОиР
имеет несколько уровней и осуществляется в определенной последовательности:
1-й уровень (базовый) :
• профилактический ремонт (обслуживание).
2-й уровень:
• управление запасами и организация снабжения;
• управление регламентами работ и отчетными данными;
• техническое и корпоративное обучение персонала.
3-й уровень:
• вовлечение эксплуатационного персонала;
• обслуживание, основанное на прогнозировании, или ТО по состоянию;
• обслуживание по критерию надежности.
4-й уровень:
• статистические методы финансовой оптимизации.
5-й уровень:
• непрерывное улучшение процессов ТОиР.
При внедрении полного решения «TRIM -Технический менеджмент» рекомендуется:
1) обязательное применение в полном объеме методик 1-го и 2-го уровней;
2) задействовать сменный персонал в части первичной регистрации дефектов, изменения эксплутационного состояния оборудования и ведения сменного журнала (по методике «Вовлечение эксплуатационного персонала»);
3) определить группы оборудования и виды контроля и параметры, для которых возможен переход на обслуживание по состоянию, например: вибродиагностика, анализ рабочей среды, температура, замеры толщин и т.д. Для существующих групп и видов контроля осуществить переход на планирование по состоянию и провести опытную эксплуатацию. Определить требуемые ресурсы и разработать план перехода других идентифицированных групп оборудования (по методике «Обслуживание, основанное на прогнозировании, или ТО по состоянию»);
4) обеспечить сбор исходных данных об использовании оборудования, условиях эксплуатации, наработке, отказах, ремонтах; предоставить возможность анализа показателей надежности - безотказность, долговечность, ремонтопригодность, коэффициенты готовности и технического использования; по итогам опытной эксплуатации провести сравнение и выбор оптимальных видов ТОиР, расчет их параметров; (по методике «Обслуживание по критерию надежности»);
5) обеспечить сбор исходных данных для возможности применения расчетов, связанных с ремонтопригодностью и надежностью оборудования в терминах финансового анализа (по методике «Статистические методы финансовой оптимизации»). Данная практика применима в случаях, когда все перечисленные выше методики внедрены и успешно используются.
3. Область автоматизации и функциональные возможности. Область автоматизации при внедрении решения «TRIM -Технический менеджмент» распространяется на процессы управления ТОиР объектов основных фондов предприятия:
• основного и вспомогательного оборудования;
• контрольно-измерительных приборов (КИП);
• зданий и сооружений, передаточных устройств.
Эти объекты, а также материально-технические ресурсы, требуемые для ТОиР и хранящиеся на складах предприятия, становятся объектами учета в создаваемой системе.
За основу при внедрении TRIM, в части основных характеристик структурных подразделений, задействованных в процессе управления ТОиР, их взаимодействия и регламента деятельности, принимаются положения о подразделениях и действующие стандарты предприятия.
4. Модель функционирования системы управления ТОиР. Управление техобслуживанием и ремонтами как объектом автоматизации рассматривается в виде последовательности следующих взаимосвязанных процессов:
• ведение нормативно-справочной информации по ТОиР;
• формирование и сопровождение базы данных объектов основных фондов;
• ведение персональной информации;
• планирование работ по ТОиР;
• определение потребностей в материально-технических ресурсах (МТР) для ведения ремонтных работ;
• ведение и обработка заявок на аварийные и внеплановые работы по ремонту оборудования;
• обеспечение потребностей в МТР;
• выполнение работ по ТОиР;
• обеспечение безопасных условий работы;
• анализ хода выполнения ТОиР.
При этом решение «TRIM - Технический менеджмент» обеспечивает создание и поддержание единого информационного пространства в части ТОиР с учетом разграничения полномочий должностных лиц и террито-риально-распределенной системы управления предприятия, обеспечивает поддержку указанных процессов за счет функциональных возможностей программы.
Рассмотрим подробнее задачи функционирования системы управления ТОиР.
Процесс ведения нормативно-справочной информации по ТОиР:
• ведение справочников: трудовых и технических ресурсов, классов типовых работ, порядка поглощения типовых работ, технического и эксплуатационного состояния оборудования, причин отказов, типов счетчиков наработки, типов нарядов на ТОиР;
• ведение и (или) интеграция (формирование обменного файла для взаимодействия с существующими системами) следующих справочников: поставщиков МТР, подрядчиков работ по ТОиР, номенклатуры МТР, товарных наименований, единиц учета МТР, учетных цен запасных частей и материалов, мест хранения на складах;
• ведение справочника технологических схем, чертежей оборудования и запчастей;
• ведение архива электронных документов с описаниями, инструкциями, шаблонами и других необходимых для проведения ТОиР документов;
• ведение справочников типовых ремонтных ведомостей.
Процесс формирования и сопровождения базы данных основного и вспомогательного оборудования:
• ведение реестра и формуляров основного и вспомогательного оборудования, зданий, сооружений и передаточных устройств;
• ведение эксплуатационной документации;
• управление реестром работ и регламентами;
• регистрация и контроль эксплутацион-ных и технологических параметров оборудования;
• ведение журналов по времени наработки, параметров (эксплуатационных и технического состояния) и дефектов оборудования;
• ведение журналов по монтажу, демонтажу, перемещению оборудования.
Процесс ведения персональной информации:
• формирование и ведение учетных карточек персонала;
• получение и анализ информации об имеющихся персональных документах, данных о квалификации;
• назначение сотрудника на штатную единицу;
• определение ролей исполнителей и лиц, принимающих решения, установление соответствия между ролью и сотрудником.
Процесс планирования работ по ТОиР:
• автоматическое планирование работ по ТОиР с учетом наработки, календарной периодичности, значений контролируемых параметров на заданный период (год, квартал, месяц) с формированием план-графика и журнала плановых работ;
• изменение сроков и продолжительности плановых работ;
• формирование сложных работ, в том числе методом копирования из типовых;
• планирование и учет: исполнители, ресурсы (трудовые, МТР), стоимость работ и другие экономические параметры;
• формирование расходных статей и периодов бюджета ТОиР, учет фактических расходов с аккумулированием по центрам затрат;
• настройки графиков и журналов, представление выходных форм.
Процесс определения потребностей в МТР для ведения ремонтных работ:
• формирование заявки на МТР (объем, номенклатура);
• передача заявок в управления-кураторы;
• формирование сводной заявки на закупку МТР (объем и номенклатура);
• передача сводных заявок на МТР в управление материально-технического снабжения;
• формирование сводных заявок на МТР в части ТОиР для плана закупки МТР;
• формирование прайс-листа управления материально-технического снабжения с планируемыми ценами или импорт цен из бухгалтерской системы; формирование заявок на МТР в ценовом выражении;
• обеспечение секвестирования заявок на МТР путем удаления запланированных работ с одновременным удалением необходимых МТР (номенклатуры и объема).
Процесс ведения и обработки заявок на аварийные и внеплановые работы по ремонту оборудования:
• регистрация и ведение аварийных и внеплановых работ;
• регистрация дефектов, формирование и ведение работы по устранению дефекта.
Процесс обеспечения потребностей в МТР:
• ведение карточек учета товаров;
• формирование данных по остаткам склада;
• формирование требования на получение, резервирование;
• формирование прихода и расхода;
• формирование документа о списании МТР на выполненную работу;
• инвентаризация подчиненных складов.
Процесс выполнения работ по ТОиР:
• формирование задания на работы по исполнителям;
• регистрация статуса работы и эксплу-тационных параметров;
• ввод данных о выполненных работах, формирование журнала выполненных работ;
• ведение ремонтной документации;
• формирование отчетов по исполнению, использованию МТР, внеплановых работах, затраченных ресурсах.
Процесс обеспечения безопасных условий работы:
• подготовка нарядов и распоряжений;
• ведение базы данных об условиях безопасности;
• ведение журнала учета работ по нарядам;
• ведение журнала учета работ по распоряжениям;
Процесс анализа хода выполнения ремонтных работ:
• формирование отчетов по исполнению, использованию МТР, внеплановых работах, затраченных ресурсах;
• анализ видов, последствий и критичности отказов;
• контроль выполнения работ на поднадзорном оборудовании, инспектируемом государственными органами;
• формирование отчетов о ходе исполнения бюджета по ТОиР с группировкой и фильтрацией по подразделениям, видам работ, типам оборудования и периоду.
Пользователи базы данных:
внутренние:
• управляющая компания;
• руководство предприятия;
• управления-кураторы;
• структурные подразделения;
• технологические цеха;
• вспомогательные (обеспечивающие) цеха;
• ремонтно-механические цеха;
внешние:
• подрядные организации;
• сервисные организации.
Функциональные группы пользователей (типовой пример):
• представители руководства;
• специалисты управлений-кураторов;
• руководство цеха;
• старшие специалисты цеха;
• специаисты участков;
• сменные специалисты.
5. Предлагаемые варианты обеспечивающих подсистем (модулей). Перечень функциональных подсистем, их назначение и основные характеристики.
Система должна состоять из следующих модулей:
1) для решения основных задач ТОиР (реализация требований, указанных в запросе) с учетом обеспечения разграничения доступа различных групп пользователей к функциям АСУ ТОиР:
• техобслуживание;
• диспетчерский журнал;
• документооборот;
• снабжение (сбыт);
• склад;
• бюджет;
• каталог;
2) для обеспечения единого информационного пространства компании в части ТОиР
с учетом разграничения полномочий должностных лиц и территориально-распределенной системы управления:
• администратор;
• репликатор;
• транспорт;
• переводчик;
3) для получения аналитических отчетов с использованием унифицированных программных средств:
• интерфейс с генератором отчетов Crystal Report.
При этом данные модули должны обеспечивать выполнение следующих основных задач:
• модуль «Техобслуживание» - автоматизация процессов планирования, выполнения и анализа хода выполнения ТОиР; автоматизация процесса ведения нормативно-справочной информации, паспортизации оборудования и технологических мест его установки, процесса дефектации и диагностики оборудования, учета перемещения оборудования по технологическим местам;
• модуль «Диспетчерский журнал» - автоматизация процесса формирования и сопровождения базы данных объектов основных фондов в части регистрации технического и эксплуатационного состояния оборудования;
• модуль «Документооборот» - автоматизация процесса формирования и сопровождения базы данных объектов основных фондов в части ведения нормативной и эксплуатационной документации; хранение и систематизация электронных документов различных форматов в системе;
• модуль «Снабжение (сбыт)» - автоматизация процесса определения и обеспечения потребностей ТОиР в ТМЦ;
• модуль «Склад» - автоматизация процесса обеспечения ТОиР запасными частями и материалами в распределенной структуре складов предприятия;
• модуль «Бюджет» - автоматизация процесса анализа хода выполнения ремонтных работ в части сравнительного анализа плановых и фактических затрат предприятия на ТОиР;
• модуль «Каталог» - автоматизация централизованного ведения справочной информации. Формирование мультимедийных каталогов товаров и услуг, а также других
справочных данных, необходимых для работы прикладных модулей системы;
• модуль «Администратор» - управление разграничением доступа к данным для пользователей и групп, управление настройками транспортной системы, а также управление конфигурацией системы АСУ ТОиР;
• модуль «Репликатор» - обеспечение формирования пакетов репликации для передачи на другие узлы системы;
• модуль «Транспорт» - обеспечение пересылки между узлами информационных пакетов, сформированных модулем «Репликатор», с использованием следующих типов связи: локальная вычислительная сеть FTP, POP3-SMTP или UUCP почтовые ящики через прямое модемное соединение или ло-
кальную вычислительную сеть; обмен съемными носителями;
• модуль «Переводчик» - настройка (адаптация) интерфейса прикладных модулей системы с учетом терминологии заказчика; перевод интерфейса системы на иностранные языки;
• модуль «Интерфейс с генератором отчетов Crystal Report» - обеспечение взаимодействия экранных форм системы с генератором отчетов Crystal Report, формирование и представление отчетов в заранее установленной форме на основе данных системы.
Типовой набор отчетных форм поставляется вместе с системой и может быть скорректирован или дополнен Исполнителем по согласованию с Заказчиком.