Научная статья на тему 'Автоматизация процессов управления техническим обслуживанием и ремонтами на базе программного комплека trim'

Автоматизация процессов управления техническим обслуживанием и ремонтами на базе программного комплека trim Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
371
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Записки Горного института
Scopus
ВАК
ESCI
GeoRef
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Матюшин В. А.

В статье приведены основные характеристики разработки НПП «СпецТек» программного комплекса TRIM АСУ технического обслуживания и ремонта (ТОиР). Решение «TRIM Технический менеджмент» позволяет реализовать следующие методы управления основными фондами: профилактический ремонт (обслуживание); управление запасами и организация снабжения; управление регламентами работ и отчетными данными; техническое и корпоративное обучение персонала; вовлечение эксплуатационного персонала; обслуживание, основанное на прогнозировании, или ТО по состоянию; обслуживание по критерию надежности; статистические методы финансовой оптимизации; непрерывное улучшение процессов ТОиР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

You can see in this article the main characteristics of exploition NPP «Spectec» program complex TRIM-ASU-technical service and reconstruction. Solution «TRIM-technical management» lets us to realize next metods of control the main fonds: preventive Maintenance; inventory and Procurement; work Order Systems; technical and Interpersonal Training; operational Involvement; predictive maintenance; Realiability-Centered Maintenance; statistical Financial Optimization; continuous Improvement.

Текст научной работы на тему «Автоматизация процессов управления техническим обслуживанием и ремонтами на базе программного комплека trim»

УДК 004:658.011.56

В.А.МАТЮШИН

НПП «СпецТек», Санкт-Петербург

АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ УПРАВЛЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИМ ОБСЛУЖИВАНИЕМ И РЕМОНТАМИ НА БАЗЕ ПРОГРАММНОГО КОМПЛЕКСА TRIM

В статье приведены основные характеристики разработки НИИ «СпецTек» - программного комплекса TRIM - АСУ технического обслуживания и ремонта (TOnP). Pешение «TRIM - Tехнический менеджмент» позволяет реализовать следующие методы управления основными фондами: профилактический ремонт (обслуживание); управление запасами и организация снабжения; управление регламентами работ и отчетными данными; техническое и корпоративное обучение персонала; вовлечение эксплуатационного персонала; обслуживание, основанное на прогнозировании, или TO по состоянию; обслуживание по критерию надежности; статистические методы финансовой оптимизации; непрерывное улучшение процессов TOиP.

You can see in this article the main characteristics of exploition NPP «Spectec» - program complex TRIM-ASU-technical service and reconstruction. Solution «TRIM-technical management» lets us to realize next metods of control the main fonds: preventive Maintenance; inventory and Procurement; work Order Systems; technical and Interpersonal Training; operational Involvement; predictive maintenance; Realiability-Centered Maintenance; statistical Financial Optimization; continuous Improvement.

Управление основными фондами является важнейшей задачей капиталоемких предприятий. Эта деятельность осуществляется в рамках жестких требований: с одной стороны - к срокам, своевременности и качеству технического обслуживания и ремонта (ТОиР), с другой - к объему материальных, финансовых и кадровых ресурсов. Достижение эффективности использования этих ресурсов и повышение эффективности ТОиР - ключевые цели внедрения автоматизированной системы управления ТОиР.

НПП «СпецТек» занимается внедрением АСУ ТОиР на базе своей основной разработки - программного комплекса TRIM, который по функциональности соответствует известной управленческой методологии EAM -управление основными фондами предприятия. В качестве основы для построения системы мониторинга процессов ТОиР используется другая известная методология KPI -ключевые показатели эффективности.

1. Технический менеджмент (ТМ). Назначение ТМ - управление основными производственными фондами (ОПФ) предприятия.

44

Технический менеджмент связан с планированием, администрированием и контролем.

Цель ТМ - содержание ОПФ в состоянии, которое обеспечивает максимально эффективное их использование и соответствие их параметров и характеристик эксплуатационной документации производителя. Задачи технического менеджмента:

• минимизация LCC (суммы затрат на всех этапах жизненного цикла) в процессе эксплуатации и технического обслуживания;

• сбор и анализ данных о фактических затратах для последующего использования на этапах принятия инвестиционных решений;

• повышение эффективности производственной системы за счет ликвидации всех потерь, препятствующих повышению производительности работы персонала и использования оборудования, энергии, ЗИП и расходных материалов.

Способы обслуживания и ремонта основных фондов:

• собственными силами;

• подрядными организациями;

• сервисное обслуживание.

2. Структура технического менеджмента. Методы управления. Решение «TRIM -Технический менеджмент» позволяет реализовать следующие методы управления основными фондами:

• профилактический ремонт (обслуживание);

• управление запасами и организация снабжения;

• управление регламентами работ и отчетными данными;

• техническое и корпоративное обучение персонала;

• вовлечение эксплуатационного персонала;

• обслуживание, основанное на прогнозировании, или ТО по состоянию;

• обслуживание по критерию надежности;

• статистические методы финансовой оптимизации;

• непрерывное улучшение процессов ТОиР.

Каждый из указанных методов, применяемых НПП «СпецТек», при внедрении содержит: область применения (границы), нормативную базу, программу внедрения, необходимые стартовые условия (входные данные), требуемые ресурсы и показатели применимости данной практики.

Степень применения методов управления определяется следующими факторами:

• установленными руководством целями в области технического менеджмента;

• составом (качественным и количественным) оборудования;

• внедрением обязательных предшествующих методик (нижнего уровня);

• наличием требуемых данной методикой исходных данных;

• уровнем подготовленности персонала;

• финансовым обеспечением.

Применение методов управления ТОиР

имеет несколько уровней и осуществляется в определенной последовательности:

1-й уровень (базовый) :

• профилактический ремонт (обслуживание).

2-й уровень:

• управление запасами и организация снабжения;

• управление регламентами работ и отчетными данными;

• техническое и корпоративное обучение персонала.

3-й уровень:

• вовлечение эксплуатационного персонала;

• обслуживание, основанное на прогнозировании, или ТО по состоянию;

• обслуживание по критерию надежности.

4-й уровень:

• статистические методы финансовой оптимизации.

5-й уровень:

• непрерывное улучшение процессов ТОиР.

При внедрении полного решения «TRIM -Технический менеджмент» рекомендуется:

1) обязательное применение в полном объеме методик 1-го и 2-го уровней;

2) задействовать сменный персонал в части первичной регистрации дефектов, изменения эксплутационного состояния оборудования и ведения сменного журнала (по методике «Вовлечение эксплуатационного персонала»);

3) определить группы оборудования и виды контроля и параметры, для которых возможен переход на обслуживание по состоянию, например: вибродиагностика, анализ рабочей среды, температура, замеры толщин и т.д. Для существующих групп и видов контроля осуществить переход на планирование по состоянию и провести опытную эксплуатацию. Определить требуемые ресурсы и разработать план перехода других идентифицированных групп оборудования (по методике «Обслуживание, основанное на прогнозировании, или ТО по состоянию»);

4) обеспечить сбор исходных данных об использовании оборудования, условиях эксплуатации, наработке, отказах, ремонтах; предоставить возможность анализа показателей надежности - безотказность, долговечность, ремонтопригодность, коэффициенты готовности и технического использования; по итогам опытной эксплуатации провести сравнение и выбор оптимальных видов ТОиР, расчет их параметров; (по методике «Обслуживание по критерию надежности»);

5) обеспечить сбор исходных данных для возможности применения расчетов, связанных с ремонтопригодностью и надежностью оборудования в терминах финансового анализа (по методике «Статистические методы финансовой оптимизации»). Данная практика применима в случаях, когда все перечисленные выше методики внедрены и успешно используются.

3. Область автоматизации и функциональные возможности. Область автоматизации при внедрении решения «TRIM -Технический менеджмент» распространяется на процессы управления ТОиР объектов основных фондов предприятия:

• основного и вспомогательного оборудования;

• контрольно-измерительных приборов (КИП);

• зданий и сооружений, передаточных устройств.

Эти объекты, а также материально-технические ресурсы, требуемые для ТОиР и хранящиеся на складах предприятия, становятся объектами учета в создаваемой системе.

За основу при внедрении TRIM, в части основных характеристик структурных подразделений, задействованных в процессе управления ТОиР, их взаимодействия и регламента деятельности, принимаются положения о подразделениях и действующие стандарты предприятия.

4. Модель функционирования системы управления ТОиР. Управление техобслуживанием и ремонтами как объектом автоматизации рассматривается в виде последовательности следующих взаимосвязанных процессов:

• ведение нормативно-справочной информации по ТОиР;

• формирование и сопровождение базы данных объектов основных фондов;

• ведение персональной информации;

• планирование работ по ТОиР;

• определение потребностей в материально-технических ресурсах (МТР) для ведения ремонтных работ;

• ведение и обработка заявок на аварийные и внеплановые работы по ремонту оборудования;

• обеспечение потребностей в МТР;

• выполнение работ по ТОиР;

• обеспечение безопасных условий работы;

• анализ хода выполнения ТОиР.

При этом решение «TRIM - Технический менеджмент» обеспечивает создание и поддержание единого информационного пространства в части ТОиР с учетом разграничения полномочий должностных лиц и террито-риально-распределенной системы управления предприятия, обеспечивает поддержку указанных процессов за счет функциональных возможностей программы.

Рассмотрим подробнее задачи функционирования системы управления ТОиР.

Процесс ведения нормативно-справочной информации по ТОиР:

• ведение справочников: трудовых и технических ресурсов, классов типовых работ, порядка поглощения типовых работ, технического и эксплуатационного состояния оборудования, причин отказов, типов счетчиков наработки, типов нарядов на ТОиР;

• ведение и (или) интеграция (формирование обменного файла для взаимодействия с существующими системами) следующих справочников: поставщиков МТР, подрядчиков работ по ТОиР, номенклатуры МТР, товарных наименований, единиц учета МТР, учетных цен запасных частей и материалов, мест хранения на складах;

• ведение справочника технологических схем, чертежей оборудования и запчастей;

• ведение архива электронных документов с описаниями, инструкциями, шаблонами и других необходимых для проведения ТОиР документов;

• ведение справочников типовых ремонтных ведомостей.

Процесс формирования и сопровождения базы данных основного и вспомогательного оборудования:

• ведение реестра и формуляров основного и вспомогательного оборудования, зданий, сооружений и передаточных устройств;

• ведение эксплуатационной документации;

• управление реестром работ и регламентами;

• регистрация и контроль эксплутацион-ных и технологических параметров оборудования;

• ведение журналов по времени наработки, параметров (эксплуатационных и технического состояния) и дефектов оборудования;

• ведение журналов по монтажу, демонтажу, перемещению оборудования.

Процесс ведения персональной информации:

• формирование и ведение учетных карточек персонала;

• получение и анализ информации об имеющихся персональных документах, данных о квалификации;

• назначение сотрудника на штатную единицу;

• определение ролей исполнителей и лиц, принимающих решения, установление соответствия между ролью и сотрудником.

Процесс планирования работ по ТОиР:

• автоматическое планирование работ по ТОиР с учетом наработки, календарной периодичности, значений контролируемых параметров на заданный период (год, квартал, месяц) с формированием план-графика и журнала плановых работ;

• изменение сроков и продолжительности плановых работ;

• формирование сложных работ, в том числе методом копирования из типовых;

• планирование и учет: исполнители, ресурсы (трудовые, МТР), стоимость работ и другие экономические параметры;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• формирование расходных статей и периодов бюджета ТОиР, учет фактических расходов с аккумулированием по центрам затрат;

• настройки графиков и журналов, представление выходных форм.

Процесс определения потребностей в МТР для ведения ремонтных работ:

• формирование заявки на МТР (объем, номенклатура);

• передача заявок в управления-кураторы;

• формирование сводной заявки на закупку МТР (объем и номенклатура);

• передача сводных заявок на МТР в управление материально-технического снабжения;

• формирование сводных заявок на МТР в части ТОиР для плана закупки МТР;

• формирование прайс-листа управления материально-технического снабжения с планируемыми ценами или импорт цен из бухгалтерской системы; формирование заявок на МТР в ценовом выражении;

• обеспечение секвестирования заявок на МТР путем удаления запланированных работ с одновременным удалением необходимых МТР (номенклатуры и объема).

Процесс ведения и обработки заявок на аварийные и внеплановые работы по ремонту оборудования:

• регистрация и ведение аварийных и внеплановых работ;

• регистрация дефектов, формирование и ведение работы по устранению дефекта.

Процесс обеспечения потребностей в МТР:

• ведение карточек учета товаров;

• формирование данных по остаткам склада;

• формирование требования на получение, резервирование;

• формирование прихода и расхода;

• формирование документа о списании МТР на выполненную работу;

• инвентаризация подчиненных складов.

Процесс выполнения работ по ТОиР:

• формирование задания на работы по исполнителям;

• регистрация статуса работы и эксплу-тационных параметров;

• ввод данных о выполненных работах, формирование журнала выполненных работ;

• ведение ремонтной документации;

• формирование отчетов по исполнению, использованию МТР, внеплановых работах, затраченных ресурсах.

Процесс обеспечения безопасных условий работы:

• подготовка нарядов и распоряжений;

• ведение базы данных об условиях безопасности;

• ведение журнала учета работ по нарядам;

• ведение журнала учета работ по распоряжениям;

Процесс анализа хода выполнения ремонтных работ:

• формирование отчетов по исполнению, использованию МТР, внеплановых работах, затраченных ресурсах;

• анализ видов, последствий и критичности отказов;

• контроль выполнения работ на поднадзорном оборудовании, инспектируемом государственными органами;

• формирование отчетов о ходе исполнения бюджета по ТОиР с группировкой и фильтрацией по подразделениям, видам работ, типам оборудования и периоду.

Пользователи базы данных:

внутренние:

• управляющая компания;

• руководство предприятия;

• управления-кураторы;

• структурные подразделения;

• технологические цеха;

• вспомогательные (обеспечивающие) цеха;

• ремонтно-механические цеха;

внешние:

• подрядные организации;

• сервисные организации.

Функциональные группы пользователей (типовой пример):

• представители руководства;

• специалисты управлений-кураторов;

• руководство цеха;

• старшие специалисты цеха;

• специаисты участков;

• сменные специалисты.

5. Предлагаемые варианты обеспечивающих подсистем (модулей). Перечень функциональных подсистем, их назначение и основные характеристики.

Система должна состоять из следующих модулей:

1) для решения основных задач ТОиР (реализация требований, указанных в запросе) с учетом обеспечения разграничения доступа различных групп пользователей к функциям АСУ ТОиР:

• техобслуживание;

• диспетчерский журнал;

• документооборот;

• снабжение (сбыт);

• склад;

• бюджет;

• каталог;

2) для обеспечения единого информационного пространства компании в части ТОиР

с учетом разграничения полномочий должностных лиц и территориально-распределенной системы управления:

• администратор;

• репликатор;

• транспорт;

• переводчик;

3) для получения аналитических отчетов с использованием унифицированных программных средств:

• интерфейс с генератором отчетов Crystal Report.

При этом данные модули должны обеспечивать выполнение следующих основных задач:

• модуль «Техобслуживание» - автоматизация процессов планирования, выполнения и анализа хода выполнения ТОиР; автоматизация процесса ведения нормативно-справочной информации, паспортизации оборудования и технологических мест его установки, процесса дефектации и диагностики оборудования, учета перемещения оборудования по технологическим местам;

• модуль «Диспетчерский журнал» - автоматизация процесса формирования и сопровождения базы данных объектов основных фондов в части регистрации технического и эксплуатационного состояния оборудования;

• модуль «Документооборот» - автоматизация процесса формирования и сопровождения базы данных объектов основных фондов в части ведения нормативной и эксплуатационной документации; хранение и систематизация электронных документов различных форматов в системе;

• модуль «Снабжение (сбыт)» - автоматизация процесса определения и обеспечения потребностей ТОиР в ТМЦ;

• модуль «Склад» - автоматизация процесса обеспечения ТОиР запасными частями и материалами в распределенной структуре складов предприятия;

• модуль «Бюджет» - автоматизация процесса анализа хода выполнения ремонтных работ в части сравнительного анализа плановых и фактических затрат предприятия на ТОиР;

• модуль «Каталог» - автоматизация централизованного ведения справочной информации. Формирование мультимедийных каталогов товаров и услуг, а также других

справочных данных, необходимых для работы прикладных модулей системы;

• модуль «Администратор» - управление разграничением доступа к данным для пользователей и групп, управление настройками транспортной системы, а также управление конфигурацией системы АСУ ТОиР;

• модуль «Репликатор» - обеспечение формирования пакетов репликации для передачи на другие узлы системы;

• модуль «Транспорт» - обеспечение пересылки между узлами информационных пакетов, сформированных модулем «Репликатор», с использованием следующих типов связи: локальная вычислительная сеть FTP, POP3-SMTP или UUCP почтовые ящики через прямое модемное соединение или ло-

кальную вычислительную сеть; обмен съемными носителями;

• модуль «Переводчик» - настройка (адаптация) интерфейса прикладных модулей системы с учетом терминологии заказчика; перевод интерфейса системы на иностранные языки;

• модуль «Интерфейс с генератором отчетов Crystal Report» - обеспечение взаимодействия экранных форм системы с генератором отчетов Crystal Report, формирование и представление отчетов в заранее установленной форме на основе данных системы.

Типовой набор отчетных форм поставляется вместе с системой и может быть скорректирован или дополнен Исполнителем по согласованию с Заказчиком.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.