УДК 342.5
Борисова А.А., Шушунова Т.Н.
Проблемы и ограничения использования цифровых технологий в области противодействия коррупции
Борисова Анна Александровна - студент; borisova. a. a@muctr.ru. Шушунова Татьяна Николаевна - к.т.н., доцент кафедры менеджмента и маркетинга; ФГБОУ ВО «Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева», Россия, Москва, 125047, Миусская площадь, дом 9.
В статье рассмотрены возможности и системные риски мероприятий по противодействию коррупции в цифровой экономике, которые могут быть учтены при разработке приоритетов антикоррупционной правовой политики Российской Федерации. В тексте статьи оценены имеющиеся возможности борьбы с коррупцией в условиях внедрения информационно-коммуникационных технологий в сфере государственного управления. Оценены перспективы, которые предоставляют цифровые технологии в противодействии коррупции. А также затронуты сложности применения данных технологий и заложен фундамент для дальнейшей работы в данной области.
Ключевые слова: коррупция, цифровая экономика, цифровые технологии, информационно-коммуникационные технологии, противодействие коррупции
Problems and limitations of the use of digital technologies in the field of combating corruption
Borisova A.A, ShushunovaT.N.
D. Mendeleev University of Chemical Technology of Russia, Moscow, Russian Federation
The article considers the possibilities and systemic risks of measures to combat corruption in the digital economy, which can be considered when developing priorities for the anti-corruption legal policy of the Russian Federation. The text of the article assesses the available opportunities to combat corruption in the context of the introduction of information and communication technologies in the field of public administration. The prospects that digital technologies provide in combating corruption are assessed. And also the difficulties of using these technologies were touched upon and the foundation was laid for further work in this area.
Key words: corruption, digital economy, digital technologies, information and communication technologies, anticorruption
Введение
Цифровизация стала неотъемлемой частью всех сфер жизни человека 21-го века. Стремительное развитие и распространение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) оказывает влияние на общественную и государственную жизнь, в частности на коррупцию и противодействие ей. ИКТ предоставляют новые методы для повышения прозрачности государственного управления и бизнеса, предотвращения коррупции, а также для оптимизации антикоррупционной деятельности и ограничения возможностей коррупционеров. К числу наиболее эффективных инструментов относятся: веб-сайты, приложения для мобильных устройств, а также технологии распределенных реестров (блокчейн), Б1§Ба1а и искусственный интеллект. Перечисленные технологии служат для получения доступа к необходимой информации, для мониторинга деятельности должностных лиц, цифровизации государственных услуг и для развития системы мероприятий по противодействию коррупции на основе цифровой архитектуры обратной связи, предоставления возможности сообщать о коррупции с помощью специальных сервисов и онлайн-форм для обращения. Цифровизация влияет и на эффективность: чем эффективнее государственный сектор, тем лучше обеспечены граждане, поскольку требуется меньше ресурсов (налогов) для обеспечения того же уровня обслуживания. Следовательно, чем эффективнее
государственный сектор, тем более положительное влияние он оказывает на экономику и общество в целом, стимулируя цифровую трансформацию остальных производственных секторов. Кроме того, качество предоставляемых услуг, например, в сфере образования, здравоохранения, социальной политики, безопасности также можно улучшить, используя цифровые технологии.
Вместе с тем, наличие и доступность этих инструментов не всегда обозначает их активное применение. Решающим фактором являются омниканальность взаимодействия с органами государственного и муниципального управления, удобство используемых сервисов и цифровая грамотность граждан. Следовательно, можно утверждать, что успех мероприятий по антикоррупционной борьбе с применением цифровых технологий зависит не только от скорости освоения цифровых технологий при оказании государственных и муниципальных услуг, но и будет определяться социальными трансформациями в обществе на основе активной гражданской позиции, выстраивания горизонтальных сетевых структур управления, трансформации потребностей и пользовательского опыта [1].
Цифровая трансформация государственных и муниципальных услуг в рамках Федерального проекта «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика
Российской Федерации» предполагает, что перевод государственных услуг в режим оплайн, сокращение участия чиновников в принятии решений за счет внедрения технологий искусственного интеллекта, BigData, нейросетей, а также формирующиеся электронные реестры органов власти и суперсервисы можно будет использовать как инструмент противодействия коррупции. Однако новизна и прорывной характер цифровых технологий способствует росту управленческих рисков, связанных с киберпреступностью и возможностью обратного эффекта, когда данные методы, как «обоюдоострое оружие» напротив, будут использоваться злоумышленниками для реализации непрозрачных и преступных коррупционных схем вместо противостояния коррупционным преступлениям. Например, цифровые технологии могут предоставить новые возможности для коррупции через Даркнет. Поэтому можно утверждать, что ИКТ не являются панацеей от коррупции, они могут сыграть на руку коррумпированным чиновникам [1].
Возможности цифровых технологий
Для применения в антикоррупционной борьбе рассматриваются следующие технологии: искусственный интеллект (ИИ), BigData и блокчейн. Далее рассмотрим подробно каждую из них.
Искусственный интеллект. Хотя ИИ в антикоррупционной деятельности применяют не так часто, его использование может значительно облегчить процесс выявления, анализа и прогнозирования коррупционных нарушений.
Какие возможности дает искусственный интеллект:
- способен ускорять обработку больших баз данных;
- способен рассчитать вероятность наличия коррупционной схемы путем выявления закономерностей;
- контролировать соблюдение антикоррупционных стандартов;
- снижать влияние человеческого фактора.
Однако существуют и риски применения
искусственного интеллекта. Во-первых, он может иметь и отрицательную область применения (может применяться в даркнете и коррупционных схемах). Во-вторых, сложность алгоритмов ИИ и непрозрачность вычислений снижают доверие. Люди не доверяют тому, что не способны понять и объяснить [2].
Bigdata. Во-первых, «большие данные» способны выявлять подозрительные операции и оценивать коррупционные риски. Во-вторых, анализ больших баз данных повышает информированность и прозрачность. Преимущества «больших данных» в государственном секторе можно сгруппировать по трем основным направлениям на основе классификации типов преимуществ:
1. Аналитика больших данных. Эта область охватывает приложения, которые могут выполняться только с помощью автоматизированных алгоритмов расширенной аналитики для анализа больших наборов данных для решения проблем, которые могут выявить
информацию, основанную на данных. Такие способности можно использовать для обнаружения и распознавания закономерностей или для составления прогнозов. Приложения в этой области включают обнаружение мошенничества; надзор за регулируемой деятельностью частного сектора; анализ интернет-контента для определения приоритетов государственных услуг; обнаружение угроз из внешних и внутренних источников; данных для предотвращения преступлений, разведки и безопасности; прогнозирование для целей планирования государственных услуг.
2.Повышение эффективности. Охватывает применение больших данных для обеспечения прозрачности бизнеса и власти. Граждане и предприятия могут принимать более взвешенные решения и быть более эффективными, создавать новые продукты и услуги благодаря предоставленной информации. Некоторые примеры приложений в этой области включают доступность данных в разных организационных хранилищах; обмен информацией через организации государственного сектора;
3. Открытое правительство и открытые данные, облегчающие свободный поток информации от общественных организаций к гражданам и предприятиям, повторно используя данные для предоставления новых и инновационных услуг гражданам. Эта область охватывает приложения, которые обеспечивают более качественные услуги и постоянное их улучшение на основе персонализации услуг и извлечения опыта из производительности таких услуг. Некоторыми примерами приложений в этой области являются персонализация государственных услуг для адаптации к потребностям граждан и улучшение государственных услуг за счет внутренней аналитики, основанной на анализе показателей эффективности.
При этом исследователи отмечают сложность применения Bigdata и возможные риски: государственные органы будут получать и хранить огромные массивы персональных данных, и нужен жесткий контроль для предотвращения утечки сведений; хакеры могут получить доступ к «большим данным» и таким образом использовать инсайдерскую информацию в своих целях [2].
Блокчейн. Технология распределенного реестра может обеспечить эффективное взаимодействие многих участников, в том числе при ведении государственных кадастров и реестров в системе Единого государственного реестра, включая в России, например, ЕГРН, ЕГРЮЛ, ЕГРИП, ЕГРССД, учет в ПФР, реестры лицензий и пр.
Как блокчейн может помочь в борьбе с коррупцией. Это прозрачная и подотчетная система, где вся информация, например, о выборах, может быть проверена. Из базы нельзя «незаметно» удалить сведения, поэтому весьма перспективно использовать эту технологию в электронном документообороте, например, при регистрации сделок с недвижимостью. Блокчейн помогает отследить денежные потоки и их источники.
Вместе с тем сама суть технологии блокчейна, основанная на децентрализованном распределенном хранении сведений, противоречит вертикальной системе государственного управления, где должна быть обязательная идентификация участников, а также возможность изменения и корректировки сведений, в том числе и указанных ошибочно. В системе распределенного реестра совершить такие операции невозможно, все данные там «запечатаны» навсегда. Поэтому в системе государственного управления требуется модифицировать технологию
распределенного реестра и оставить контрольную функцию за государством, что также имеет свои риски. Тогда его снова смогут использовать в целях личной выгоды. И технология не исключает возможность утечки конфиденциальной информации [2].
Эффективное противодействие коррупции
Цифровые технологии противодействия коррупции достигают высоких показателей эффективности лишь при условии применения комплексного и системного подходов. Например, система «Антиплагиат» позволила сократить масштабы бытовой коррупции в системе высшего образования. Каждая работа студентов проверяется на уникальность, а впоследствии в обязательном порядке размещается в открытом доступе. В данном случае цифровые технологии позволили обеспечить прозрачность и публичную огласку результатов обучения [3].
Широкое распространение получил портал «Госуслуги». Переход на дистанционную цифровую форму коммуникации граждан и ведомств, оказывающих услуги, придал процедуре их взаимодействия организованности. Документы передаются под жестким контролем с фиксацией каждого действия в базе данных. Система устанавливает четкие сроки и алгоритм действий для обеих сторон коммуникации. Введение данного инструмента цифровизации способствовало снижению числа коррупционных действий. Цифровые формы предоставления государственных услуг, электронные очереди, формы регистрации минимизируют низовую (бытовую) коррупцию. Также в качестве примеров можно привести уже реализованные в России технологии: введение электронных листов нетрудоспособности, возможность постановки в электронную очередь в детский сад [4].
Помимо бытовой коррупции налажены и некоторые технологии для противодействия среднеуровневой коррупции. Например,
видеоконтроль за нарушением Правил дорожного движения. Помимо установленных вдоль проезжей части видеокамер, фиксирующих нарушение во время движения, сотрудники ГИБДД обязаны использовать нагрудные видеорегистраторы, которые исключают коррупционную составляющую на дорогах. Также в качестве примера служит система обработки результатов Единого Государственного Экзамена (ЕГЭ). Проверка тестовой части экзамена полностью автоматизирована, что также оказывает значительное
влияние на борьбу с коррупцией во время сдачи экзамена [4].
Однако цифровизация провоцирует чиновников на создание новых коррупционных схем: торговля «большими данными», использование криптовалюты для получения взятки, жульничество при подсчете голосов на выборах или «случайные» программные ошибки и сбои в смарт-контрактах [4]. Также широкое распространение получили технологии контроля за человеком, его желаниями и потребностями. Системы управления большими данными, искусственный интеллект находятся в состоянии постоянного сбора данных. Необходимо учитывать, что борьбой с коррупцией также считается борьба с утечкой этой информации посредством подкупа программистов или непосредственных владельцев этих баз данных [4]. Заключение
Несмотря на уровень развития информационно-коммуникационных технологий, невозможно назвать эти инструменты надежными в борьбе с коррупцией. ИКТ оказывают влияние на все сферы человеческой деятельности, среди которых государственные учреждения, средства массовой информации. Цифровые технологии имеют свои достоинства и недостатки. ИКТ могут быть эффективными в борьбе с коррупцией, особенно крупной коррупцией, но только при наличии достаточно благоприятных условий. Чаще всего ИКТ рассматривается как инструмент борьбы с коррупцией, однако данные методы могут использоваться для поддержки коррупции.
Тем не менее, отдельные примеры свидетельствуют о том, что цифровые технологии могут способствовать повышению прозрачности при правильном внедрении, а также обеспечивать простоту использования, гарантию анонимности и последующие действия со стороны соответствующих антикоррупционных учреждений.
Цифровизация - неизбежный процесс, однако минимизация последствий негативного плана способна сделать весомый вклад в противодействие коррупции. На данном этапе цифровые технологии не следует рассматривать как единственный инструмент для борьбы с коррупцией в виду его ограничений.
Список литературы
1. Isabelle Adam, Mihaly Fazekas. Are emerging technologies helping win the fight against corruption? A review of the state of evidence. Information Economics and Policy 57, 2021.
2. UNDP. Report. New Technologies for Sustainable Development: Perspectives on Integrity, Trust and Anti-Corruption. 2021.
3. Кравченко А.Г., Овчинников А.И., Мамычев А.Ю., Воронцов С.А.- Использование цифровых технологий в сфере противодействия коррупции // Административное и муниципальное право. -2020. - № 6.
4. Овчинников А.И. Противодействие коррупции в условиях цифровизации: возможности, перспективы, риски // Журнал российского права. 2019. № 11. С. 158-170.