Научная статья на тему 'Организационно-правовые аспекты применения цифровых технологий в противодействии коррупции: зарубежный опыт правоприменительной практики'

Организационно-правовые аспекты применения цифровых технологий в противодействии коррупции: зарубежный опыт правоприменительной практики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1008
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и инновации
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Государственное управление / ИКТ / Международные стандарты противодействия коррупции / Цифровые технологии / Цифровизация противодействия коррупции / Борьба с коррупцией / Отмывание денег. / public administration / ICT / international anticorruption standards / digitalization of anticorruption / digital technologies / anti-corruption / money laundering / legalization of income.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Абдулазиз Расулев, Баходир Исмоилов

В статье рассматриваются опыт зарубежных стран в сфере применения цифровых технологий в противодействии коррупции. Определено, что в ряде иностранных государств наряду с уже апробированными технологиями (электронное правительство, информационные и краудсорсинговые платформы) активно внедряются современные информационные технологии такие как: технологии обработки больших объемов данных (Big Data), распределенной книги (DLT), блокчейн, интеллектуального анализа данных (Data Mining), интеллектуального анализа в сфере противодействия коррупции при проведении государственных закупок, аналитические инструменты для аудиторов (Forensic Tools), электронные системы верификации деклараций о доходах, расходах, активах и интересах государственных служащих, электронные технологии противодействия коррупции при осуществлении электорального процесса и др. Определено, что преимущества цифровизации могут осуществляться только при наличии соответствующих инфраструктур, положений, финансовых ресурсов и персонала, подготовленного по вопросам ИКТ. Обосновано, что процессы цифровизации правоохранительной деятельности способствуют повышению эффективности проводимой антикоррупционной политики, обеспечивают ее эффективность, объективность, позволяют снижению расходов на поддержание правопорядка, минимизируют влияние человеческого фактора в указанной сфере. Отмечено, что технологии, основанные на нейронных сетях и децентрализованных, синхронизированных базах данных фундаментально изменят характер государственного управления и способны значительно снизить риски коррупционных правонарушений в будущем

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Абдулазиз Расулев, Баходир Исмоилов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational and legal aspects of the application of digital technologies in countering corruption: foreign experience and legal practice

The article discusses the experience of foreign countries in the use of digital technologies in combating corruption. It was determined that in a number of foreign countries, along with already approved technologies (e-government, information and crowdsourcing platforms), modern information technologies are being actively introduced, such as: technologies for processing large amounts of data (Big Data), distributed ledger (DLT), blockchain, data mining (Data Mining), intellectual analysis in the field of anticorruption in public procurement, analytical tools for auditors (Forensic Tools), electronic verification systems for declarations of income, expenses, assets and interests of civil servants, electronic anti-corruption technologies in the implementation of the electoral process, etc. It has been determined that the benefits of digitalization can only be realized with the appropriate infrastructures, regulations, financial resources and personnel trained in ICT. It has been substantiated that the processes of digitalization of law enforcement activities contribute to an increase in the effectiveness of the anti-corruption policy, ensure its effectiveness, objectivity, reduce the cost of maintaining law and order, and minimize the influence of the human factor in this area. It is noted that technologies based on neural networks and decentralized, synchronized databases will fundamentally change the nature of public administration and can significantly reduce the risks of corruption offenses in the future.

Текст научной работы на тему «Организационно-правовые аспекты применения цифровых технологий в противодействии коррупции: зарубежный опыт правоприменительной практики»

Жамият ва инновациялар -Общество и инновации -Society and innovations

Journal home page: https://inscience.uz/index.php/socinov/index

Organizational and legal aspects of the application of digital technologies in countering corruption: foreign experience and legal practice

Abdulaziz RASULEV 1 Bakhodir ISMAILOV 2

Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Uzbekistan Academy of the General Prosecutor's Office of the Republic of Uzbekistan

article info

abstract

Article history:

Received September 2020 Received in revised form 15 September 2020 Accepted 15 October 2020 Available online 30 October 2020

Keywords:

public administration ICT

international anticorruption standards digitalization of anticorruption digital technologies anti-corruption money laundering legalization of income.

The article discusses the experience of foreign countries in the use of digital technologies in combating corruption. It was determined that in a number of foreign countries, along with already approved technologies (e-government, information and crowdsourcing platforms), modern information technologies are being actively introduced, such as: technologies for processing large amounts of data (Big Data), distributed ledger (DLT), blockchain, data mining (Data Mining), intellectual analysis in the field of anticorruption in public procurement, analytical tools for auditors (Forensic Tools), electronic verification systems for declarations of income, expenses, assets and interests of civil servants, electronic anti-corruption technologies in the implementation of the electoral process, etc.

It has been determined that the benefits of digitalization can only be realized with the appropriate infrastructures, regulations, financial resources and personnel trained in ICT.

It has been substantiated that the processes of digitalization of law enforcement activities contribute to an increase in the effectiveness of the anti-corruption policy, ensure its effectiveness, objectivity, reduce the cost of maintaining law and order, and minimize the influence of the human factor in this area.

It is noted that technologies based on neural networks and decentralized, synchronized databases will fundamentally change the nature of public administration and can significantly reduce the risks of corruption offenses in the future.

2181-1415/© 2020 in Science LLC.

This is an open access article under the Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) license (https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/deed.ru)

1 DSc., professor, Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Uzbekistan, Tashkent, Uzbekistan Email: [email protected]

2 DSc., professor, the Academy of the General Prosecutor's Office of the Republic of Uzbekistan, Tashkent, Uzbekistan Email: [email protected]

summary_

The active penetration of the Internet and IT-technologies into all spheres of human life and industry - from everyday life to production, characterized as the fourth wave of the industrial revolution or "Industry 4.0" has led to quick access to huge amounts of data about society, economy and environment. Opportunities opened by information technologies and tools for processing large amounts of information began to be actively used to solve key problems of the state, including anti-corruption issues.

The digitalization of the public administration system is a powerful factor in combating corruption.

Modern technological capabilities enable improved anticorruption policies by ensuring open and transparent governance processes, building trust in governments, enhancing public sector integrity and accountability by strengthening the rule of law through dynamic citizen participation and engagement.

Currently, a number of countries (USA, Japan, China, Republic of Korea, Singapore, Finland, Georgia, Ukraine, Estonia, etc.) have begun to actively use IT technologies in several main areas, including:

assistance in ensuring honesty and integrity in the provision of public services, ensuring departmental systems of institutional integrity, strengthening the system of public reporting of civil servants, ensuring transparency in public procurement, ensuring effective public financial management;

early prevention of corruption offenses by ensuring the transparency of public administration, providing the population with unhindered access to information on the financial activities of public authorities and administration, active involvement of civil servants in anti-corruption activities, development of various institutions of state and public control in the field of combating corruption, promoting the participation of the population in decision-making processes, conducting targeted information and educational activities for various categories of the population, contributing to the creation of an atmosphere of intolerance towards corruption in society, ensuring public awareness of the anti-corruption service and the possibility of anonymous reporting of facts of corruption, etc.

Digital anti-corruption technologies include: Digital public services and e-government, technologies for processing large amounts of data (Big Data), distributed ledger technologies (DLT) and blockchain, data mining technologies, information and communication technologies in the field of anti-corruption in public procurement, crowdsourcing technologies, analytical tools for auditors (Forensic Tools) for identifying corruption risks in the public and private sectors, electronic systems for verifying declarations of income, expenses, assets and interests

of civil servants, electronic technologies for combating corruption in the implementation of the electoral process.

Information and communication technologies influences corruption in two main ways.

First, they change the government's supply of information to the public: ICTs deprive government officials of the ability to abuse their discretionary powers, increase oversight and reduce transparency. However, instead of mitigating corruption, the introduction of information and communication systems in the information supply arena may shift corruption to other areas of government activity, and create new vulnerabilities to hacking and manipulation.

Second, ICTs influence public demand for government information, creating forms of transparency where citizens can report incidents of corruption and find platforms to share information and organize joint action. At the same time, such platforms can be used to spread false information or to facilitate the organization of criminal activities.

Коррупцияга царши курашишда рацамли технологияларнинг ташкилий ва хуцуций аспектлари: хорижий тажриба ва цонунни ижро этиш амалиёти

аннотация_

Мацолада коррупсияга царши курашишда рацамли технологиялардан фойдаланиш буйича хорижий мамлакатларнинг тажрибаси тахлил цилинади. Урганишла курсатганидек бир цатор хорижий мамлакатларда цулланиладиган технологиялар билан бир цаторда (електрон хукумат, ахборот ва краудорсинг платформалари) замонавий ахборот технологиялари фаол равишда жорий этилаётгани аницланди, масалан: катта хажмдаги маълумотларни цайта ишлаш технологиялари (Big Data), тарцатилган китоб (DLT), блокчейн, маълумотлар цазиб олиш (Data Mining), давлат харидларида коррупсияга царши кураш сохасидаги интеллектуал тахлил, аудиторлар учун аналитик воситалар (суд-тиббиёт воситалари), давлат хизматчиларининг даромадлари, харажатлари, активлари ва манфаатлари тугрисидаги декларацияларни электрон текшириш тизимлари, сайлов жараёнини амалга оширишда коррупсияга царши электрон технологиялар ва бошцалар.

Рацамлаштиришнинг афзалликлари фацат тегишли инфратузилмалар, цоидалар, молиявий ресурслар ва АКТ буйича уцитилган ходимлар ёрдамида амалга оширилиши мумкинлиги аницланди.

Хуцуцни мухофаза цилиш органлари фаолиятини рацамлаштириш жараёнлари коррупсияга царши сиёсат самарадорлигини оширишга, унинг самарадорлигини,

Калит сузлар:

давлат бош;аруви АКТ

коррупцияга ;арши курашишниг хал;аро стандартлари коррупцияга ;арши курашишни ра;амлаштириш ра;амли технологиялар коррупцияга ;арши кураш жиноий фаолиятдан олинган даромадларни ;онунийлаштириш даромадларни ;онунийлаштириш

объективлигини таъминлашга, цонунийлик ва тартибни сацлаш харажатларини камайтиришга, инсон омили таъсирининг ушбу сох,адаги таъсирини

минималлаштиришга ёрдам беради, деб исботланди.

Таъкидланишича, нейрон тармоцлари ва марказлашмаган, синхронлаштирилган маълумотлар базаларига асосланган технологиялар давлат бошцарувининг мох,иятини тубдан узгартиради ва келажакда коррупсияга оид хуцуцбузарликлар хавфини сезиларли даражада камайтириши мумкин.

Организационно-правовые аспекты применения цифровых технологий в противодействии коррупции: зарубежный опыт правоприменительной практики

_ аннотация_

Ключевые слова:

государственное

управление

ИКТ

международные

стандарты

противодействия

коррупции

цифровизация

противодействия

коррупции

цифровые технологии борьба с коррупцией отмывание денег легализация доходов

В статье рассматриваются опыт зарубежных стран в сфере применения цифровых технологий в противодействии коррупции. Определено, что в ряде иностранных государств наряду с уже апробированными технологиями (электронное правительство,

информационные и краудсорсинговые платформы) активно внедряются современные информационные технологии такие как: технологии обработки больших объемов данных (Big Data), распределенной книги (DLT), блокчейн, интеллектуального анализа данных (Data Mining), интеллектуального анализа в сфере противодействия коррупции при проведении государственных закупок, аналитические инструменты для аудиторов (Forensic Tools), электронные системы верификации деклараций о доходах, расходах, активах и интересах государственных служащих, электронные технологии противодействия коррупции при осуществлении электорального процесса и др.

Определено, что преимущества цифровизации могут осуществляться только при наличии соответствующих инфраструктур, положений, финансовых ресурсов и персонала, подготовленного по вопросам ИКТ.

Обосновано, что процессы цифровизации правоохранительной деятельности способствуют повышению эффективности проводимой

антикоррупционной политики, обеспечивают ее эффективность, объективность, позволяют снижению расходов на поддержание правопорядка, минимизируют влияние человеческого фактора в указанной сфере.

Отмечено, что технологии, основанные на нейронных сетях и децентрализованных, синхронизированных базах данных фундаментально изменят характер

государственного управления и способны значительно снизить риски коррупционных правонарушений в будущем.

Активное проникновение интернета и 1Т-технологий во все сферы человеческой жизни и промышленности — от быта до производства характеризуемое как четвертая волна промышленной революции или «Индустрия 4.0» привело к быстрому доступу к огромным объемам данных об обществе, экономике и окружающей среде. Возможности, которые открыли информационные технологии и инструменты обработки больших объемов информации стали активно использоваться для решения ключевых проблем государства, включая вопросы противодействия коррупции.[1]

Цифровизации системы государственного управления является мощным фактором противодействия коррупции. Современные технологические возможности позволяют совершенствовать антикоррупционную политику посредством обеспечения открытости и прозрачности управленческих процессов, укрепления доверия к правительствам, повышения честности и неподкупности государственного сектора и подотчётности путем укрепления верховенства права на основе динамичного участия и вовлечения граждан.

По мнению ведущих исследователей ОЭСР в области цифровизации и антикоррупционной политики, современные информационные технологии могут существенно усилить эффективность проводимых мероприятий в области противодействия коррупции и создать абсолютно новую экосистему взаимоотношений, позволяющую исключить большинство коррупциогенных факторов. В настоящий момент большинство развитых стран активно используют цифровые технологии для раскрытия данных и предупреждения коррупции. ОЭСР провела исследование, в котором раскрыла текущее положение стран в рамках применения цифровых технологий, в частности, открытых данных, в целях минимизации коррупционных рисков.

В настоящее время цифровизация государственного управления в исследуемых странах носит фрагментарный, несистематизированный и противоречивый характер. В настоящее время ведётся активная работа по совершенствованию механизма противодействия коррупции и эффективное внедрение информационно-коммуникационных технологий в соответствующие процессы.

Так, в декабре 2018 года лидеры G20 приняли участие в обсуждение Плана по противодействию коррупции на 2019-2021 годы: оценили текущую ситуации, выявили наиболее проблемные области и сформулировали основные задачи для обеспечения справедливого и устойчивого развития. По мнению экспертного сообщества, один из ключевых инструментов минимизации коррупционных нарушений - использование эффективных и действенных инновационных технологических возможностей. Для раскрытия потенциала цифровизации в рамках противодействия коррупции необходимо сформировать новую экосистему взаимоотношений государства и общества, разработать актуальную нормативно-правовую базу и провести целенаправленную взаимоувязанную политику цифровизации, направленную на пресечение основных коррупциогенных факторов.

Вместе с тем Рекомендации рабочей группы G20 по борьбе с коррупцией и Европейской комиссией направлены прежде всего на обеспечение открытости данных и прозрачности процессов государственного управления. Это только частично раскрывает технологический потенциал цифровизации. Технологические возможности информационных платформ и больших данных, образуемых в результате сбора и обработки информации, наиболее успешно применимы в отдельных сферах, например, в государственных контрактных закупках и электоральном процессе. [2]

Появление таких инструментов имеет большой потенциал и перспективы для продвижения антикоррупционной политики путем методов кардинального совершенствования средств и способов противодействия коррупции посредством анализа причин и условий, способствующих коррупции, выявления, предотвращения, минимизации ущерба от коррупционных преступлений.

Можно выделить содержательные принципы или свойства применительно к противодействию коррупции:

- автоматизация, которая может уменьшить возможности для коррупции в повторяющихся операциях;

- прозрачность, позволяющая уменьшить широту усмотрения;

- обнаружение в операциях для выявления аномалий и недостаточной их эффективности;

- превентивное обнаружение посредством мониторинга сетей и отдельных

лиц;

- повышение осведомленности в целях расширения возможностей общественности и информирования ее о правах на сопротивление произволу недобросовестных чиновников;

- отчетность: создание каналов подачи жалоб, которые могут привести к конкретным действиям и помочь наказать нарушения и закрыть лазейки;

- сдерживание путем распространения информации о зарегистрированных случаях коррупции;

- продвижение этических установок посредством вовлечения общественности и онлайн-дискуссий.[3]

По данным ООН ежегодный объем взяток в мире составляет порядка 1 трлн долларов.

В результате коррупции государства недополучают 2,6 трлн долларов, сумму, эквивалентную 5% мирового ВВП.

Барометр глобальной коррупции 2017 года в Азиатско-Тихоокеанском регионе, показывает, что 38% людей, живущих за чертой бедности, вынуждены платить взятки за доступ к госуслугам.

Стремление к использованию современных подходов по противодействию коррупции, подпитываемое быстрым развитием 1Т-технологий, привело к возникновению новых интересных решений в сфере активного противодействия коррупции во всех её проявлениях. [4]

Опыт зарубежных стран показал, что преимущества цифровизации могут осуществляться только при наличии соответствующих инфраструктур, положений, финансовых ресурсов и персонала, подготовленного по вопросам ИКТ.

При применении инструментов ИКТ для борьбы с коррупцией необходимо признать наличие "цифровой пропасти" между различными социальными группами - государству важно сосредоточить свои усилия на повышении уровня цифровой грамотности среди простых граждан.

Успех мероприятий в области ИКТ по борьбе с коррупцией зависит от их пригодности для местных условий и потребностей, культуры и технологии.

В настоящее время целым рядом стран (США, Япония, КНР, Республика Корея, Сингапур, Финляндия, Грузия, Украина, Эстония и др.) IT-технологии стали активно использоваться по нескольким основным направлениям, в числе которых:

содействие обеспечению честности и неподкупности в сфере оказания государственных услуг, обеспечения ведомственных систем институциональной неподкупности, укреплении системы публичной отчетности государственных служащих, обеспечении прозрачности проведения государственных закупок, обеспечения эффективного управления государственными финансами;

ранняя превенция коррупционных правонарушений посредством обеспечения транспарентности государственного управления, предоставление населению беспрепятственного доступа к информации о финансовой деятельности органов государственной власти и управления, активное вовлечение государственных служащих в мероприятия антикоррупционной направленности, развития различных институтов государственного и общественного контроля в сфере противодействия коррупции, содействие участию населения в процессах принятия решений, проведения для различных категорий населения целенаправленных информационно-просветительских мероприятий,

способствующих созданию в обществе атмосферы нетерпимости к коррупции, обеспечения осведомленности населения об антикоррупционной службе и возможности анонимного сообщения о фактах коррупции и др..

К примеру, запущенная в 1999 году в Республике Корея IT платформа «OPEN» позволила гражданам через Интернет контролировать процесс рассмотрения своих обращений госслужащими. [5]

Сингапур за счет цифровизации государственных услуг, активного использования IT-технологий значительно сократил государственный аппарат. Так, в часто посещаемых заведениях установлены терминалы получения электронных услуг и справочной информации, а государственные порталы услуг максимально интегрированы с мобильными устройствами для облегчения процедуры взаимодействия с государством. [6]

Федеральная государственная прокуратура по экономическим преступлениям и коррупции Австрии создала абсолютно анонимный канал связи «веб-сайт информаторов» для сообщений о случаях коррупции и преступных деяниях должностных лиц. Веб-сайт позволил лицам, осведомленным о случаях коррупции, представлять информацию через анонимный электронный почтовый ящик.

Запущенная в 2012 г. Академией наук и внутренними надзорными органами Коммунистической партии КНР система искусственного интеллекта Zero Trust позволила выявить 8721 коррупционера среди госслужащих различного уровня. [7] В зависимости от намеченных целей IT-технологии в сфере противодействия коррупции можно условно классифицировать на несколько основных групп.

1. Цифровые государственные услуги и электронное правительство

Эти инструменты уже служат борьбе с коррупцией путем расширения доступа к общественной информации[8], мониторинга деятельности должностных лиц, оцифровки государственных служб и обеспечения отчетности о коррупции[9]: это субформа электронного правительства (e-government), которая предполагает использование ИКТ, в частности Интернета, веб-устройств и электронных систем управления данными для предоставления государственных услуг гражданам.[10]

Результаты исследования показали, что электронное управление может объяснить некоторые различия в уровне коррупции между странами; зрелое электронное управление означает меньший риск коррупции. Особенно это касается развивающихся стран.

Все гвинейские гражданские служащие, например, зарегистрированы в государственном реестре путем системы биометрической идентификации. Гана предпринимает шаги на пути к электронной системе правосудия для борьбы с коррупцией в судебной системе, ограничивая личное взаимодействие участников судебного процесса. В Индии правительство округа Карнатака запустило программное обеспечение электронного правительства, которое позволяет фермерам подать заявку и получить компенсацию за ущерб урожаю без необходимости тратить ресурсы посещения соответствующих кабинетов.[11] В Руанде внедрены цифровые решения для обеспечения прозрачности земельных прав - первая фаза такого решения заключалась в оцифровке реестра земель с использованием blockchain.

Примером широкого внедрения цифровых государственных услуг как одного из самых передовых в мире является Эстония[12], построившая цифровые системы почти для всех государственных услуг (e-Estonia).[13] Основой эстонской инфраструктуры электронного управления является платформа обмена данными X-Road, которая соединяет все службы электронного правительства, способные взаимодействовать и обмениваться информацией. Так, согласно e-identity в Эстонии каждый человек может предоставить цифровую подпись, используя свою ID-карту, Mobile-ID или Smart-ID, чтобы безопасно идентифицировать себя и пользоваться электронными услугами. Такая идентификация предлагается и иностранцам, которые ведут бизнес с Эстонией, что позволяет им обращаться к электронным правительственным услугам и порталам. Эстония стала первой страной в мире, которая использовала возможность голосования через интернет на выборах.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2.Технологии обработки больших объемов данных (Big Data) - совокупность подходов, инструментов и методов обработки больших объёмов данных структурированных для получения воспринимаемых человеком результатов.

Технологии Big Data за счет повышения автоматизации, точности и частоты процессов принятия решений позволяют на основе анализа коррупционных рисков вырабатывать рекомендации по осуществлению эффективного управления.

Первоначально технологии Big Data в основном использовались в сферах здравоохранения, торговли и налогообложения. Позже они стали использоваться и для выявления незаконно легализованных активов. Для получения информации

пpимeняeтcя пpогноcтичecкий aнaлиз и визyaлизaция, котоpыe опpeдeляют тeндeнции, шaблоны и взaимоcвязи в о^омньк объeмax дaнныx.

Пpимepом являeтcя aвcтpaлийcкоe нaлоговоe yпpaвлeниe, иcпользyющee тexнологию Big Data для cбоpa докaзaтeльcтв о cовepшeнии гоcyдapcтвeнными cлyжaщими коppyпционныx пpaвонapyшeний, идeнтификaции подозpитeльныx тpaнзaкции в оффшоpныe зоны.

В 2018г. иccлeдовaтeли из иcпaнcкого Унивepcитeтa Вaльядолидa cоздaли компьютepнyю модeль, оcновaннyю нa иcкyccтвeнныx нeйpонныx ceтяx. Онa вычиcляeт вepоятноcть коppyпции в иcпaнcкиx пpовинцияx, a тaкжe ycловия, котоpыe ee поддepживaют. Этa cиcтeмa оповeщeния подтвepждaeт: нaпpимep, ecли однa и тa жe пapтия оcтaeтcя в пpaвитeльcтвe болee годa, то покaзaтeли пpeдpacположeнноcти к тaкомy мошeнничecтвy pacтyт.

Aвтоpы yтвepждaют, что могут cпpогнозиpовaть коppyпцию нa пepиод до тpex лeт в зaвиcимоcти от xapaктepиcтик конкpeтного peгионa. В нeкотоpыx это можно cдeлaть зaдолго до ee пpоявлeния, и пpинять пpофилaктичecкиe мepы, в дpyгиx — вpeмя пpогнозиpовaния гоpaздо мeньшe, и тpeбyютcя cpочныe мepы по ee ликвидaции.

Впepвыe о «cиcтeмe гацтального довepия», «peйтингe» или «cиcтeмe гацмльного кpeдитa» зaговоpили в 2014 году, ^^a Гоccовeт KHP обнapодовaл докyмeнт «Пpогpaммa cоздaния cиcтeмы cоциaльного кpeдитa (2014-2020) котоpой внeдpeнa пpaвитeльcтвeннaя пpогpaммa оцeнки гоcyдapcтвeнныx cлyжaщиx «Сиcтeмa гацтального довepия» (SCS).[14] Пpогpaммa по pядy пapaмeтpов, позволяeт оcyщecтвлять paннюю пpофилaктикy коppyпционныx пpaвонapyшeний и пpинимaть мepы в отношeнии cлyжaщиx, попaвшиx в полe зpeния пpaвооxpaнитeльныx оpгaнов.

По дaнным нa конeц aпpeля 2018 годa, болee 15 млн китaйцeв, то ecть кaждый cотый житeль cтpaны, подвepглиcь aдминиcтpaтивным взыcкaниям ввиду «низкого ypовня cоциaльного peйтингa».

Гpaждaнe зapaбaтывaют или, нaпpотив, тepяют бaллы, иcxодя из оплaты кpeдитов, cоблюдeния ПДД, повeдeния в Chinanet — китaйcком ceгмeнтe интepнeтa. Tочнaя мeтодология дepжитcя в ceкpeтe, но cpeди пpимepов нapyшeний yпоминaeтcя плоxоe вождeниe, кypeниe в зaпpeщeнныx мecтax, покупга cлишком большого количecтвa видeоигp, pacпpоcтpaнeниe лживыx новоcтeй, поcты в cоциaльныx ceтяx, acоциaльноe повeдeниe и дp..[15]

3. Texнологии pacпpeдeлeнной книги (DLT) и блокчeйн.

Блокчeйн иcпользyeтcя для cмягчeния выcокоpиcковыx cдeлок в облacтяx, котоpыe оcобeнно подвepжeны коppyпционным pиcкaм, тaкиx кaк peгиcтpaция cобcтвeнноcти, пpaво cобcтвeнноcти нa зeмлю и зaключeниe гоcyдapcтвeнныx контpaктов. Слeдовaтeльно, иcпользовaниe тexнологии blockchain можeт повышaть пpозpaчноcть и пpeдотвpaщaть мошeнничecтво, ycиливaя возможный нaдзоp и подотчeтноcть.

Пpaвитeльcтвa могут иcпользовaть тexнологичecкий потeнциaл pacпpeдeлëнного peecтpa в отношeнии пyбличныx cдeлок и докyмeнтов, нaпpимep, для отcлeживaния бюджeтныx pacxодов, cоxpaнeния зeмeльныx зaпиceй и peecтpов компaний или измeнeния контpaктныx и плaтëжныx cиcтeм. Одной из облacтeй, гдe

технология блокчейн может быть осмысленно развёрнута, является прозрачность бюджета.[16]

Например, немецкий Банк Развития (KfW) с 2019г. пилотирует блокчейн-решение для повышения прозрачности бюджетных ассигнований и расходов в Африке. Приложение TrnBudget — это платформа, где международные финансовые институты могут проконтролировать, какие решения о расходах были приняты и куда были перенаправлены ресурсы.[17]

Ещё одна перспективная область применения технологии блокчейн — это земельные реестры. Bitfury - частная компания, специализирующаяся на разработке программных решений на основе децентрализованных и синхронизирующийся наборов данных; в настоящее время компания внедряет в Грузии систему земельного кадастра, используя технологию блокчейн. Система, как объясняют в Bitfury, включает в себя хранение сертификатов собственности на землю на основе распределённого реестра.

Наличие сертификатов позволяет повысить доверие к земельным сделкам и уменьшает возможности для мошеннических транзакций. Такие операции предотвращаются, так как данные, хранящиеся в блокчейн, неизменны и все изменения данных записываются.[18]

К сожалению, до сих пор разрабатывается и опробируется большое число лишь потенциальных мероприятий - технология Blockchain тестируется для системы и будет внедрена в ближайшем будущем для обеспечения целостности данных и смягчения внутренних угроз. В Гане, например, это два стартапа Bitland и Benben, нацеленные на внедрение блокчейн-реестров земель и сделок с недвижимостью. Правительства Швеции и Грузии экспериментируют с блокчейн -технологиями для земельного кадастра. В Украине правительство планирует перенести свой реестр сельскохозяйственных угодий и государственные реестры собственности и земли в блокчейн-систему. Кения использует blockchain для очистки публичных записей, начиная с образовательных документов, предотвращая мошенничество в сфере образования. Немецкий банк развития KfW разработал TruBudget - инструмент прозрачности и эффективности на основе блокчейна, обеспечивающий доступ к регулярным закупкам.

Правительство провинции Шэньчжэнь (КНР) в экспериментальном порядке опробовало приложение fintech (основанное на технологии блокчейн) с помощью цифрового приложения, разработанного компанией Tencent Technologies (WeChat). Эта технология направлена на обеспечение того, чтобы проследить каждый счет, информация в котором не может быть изменена и данные не могут быть потеряны. Весь процесс можно контролировать в режиме реального времени и способствовать прозрачности в работе налогового режима в стране.

Каждый человек в Эстонии, посетивший врача или больницу, имеет электронную медицинскую карту, которую можно отслеживать. Идентифицированная с помощью электронной ID-карты медицинская информация хранится в безопасности и в то же время доступна уполномоченным лицам.

Датское правительство использует blockchain при распределении помощи в лагерях беженцев. Люди, живущие в лагерях для беженцев, получают помощь через технологию blockchain в паре с биометрическим идентификатором: в магазине беженцы платят буквально в мгновение ока - сканер глаз распознает их и

количество денег, к которым они имеют доступ, а затем обрабатывает транзакцию менее чем за секунду и сохраняет ее на блокчейне. Цифровая идентификация может помочь беженцам построить новую жизнь, где они могли бы подтвердить свою личность, получить банковские счета, зарплату и право голоса, поддержать здоровье и зарегистрировать собственность.

4. Технологии интеллектуального анализа данных (Data Mining).

Антикоррупционные программные инструменты, такие как технология Data Mining разрабатываются специально для выявления мошенничества и оперативного реагирования на его возникновение. Европейская Комиссия совместно с Transparency International разработали подобное программное обеспечение для анализа данных. Это программное обеспечение помогает идентифицировать проекты, подверженные рискам мошенничества, конфликта интересов или нарушений.

Таким образом, интеграция инструментов в практику правительств в области электронного управления и электронных закупок способствует не только эффективному принятию решений, но и обеспечивает высокую степень прозрачности за счет упрощения процессов.[19]

Разновидностью интеллектуального анализа данных является технология Искусственного интеллекта (Artificial intelligence - AI). Технологии искусственного интеллекта используются странами в сфере борьбы с коррупцией и киберпреступлениями в основном для двух задач — автоматический анализ больших объемов данных (SWIFT платежи, данные из социальных сетей) и получение принципиально новых видов знаний. Пример — распознавание лиц на фотографиях и сопоставление их с геолокацией, или с профилями в социальных сетях.[20]

По данным исследования аналитической компании CB Insights, в 2019 году ИИ-компании получили рекордное финансирование в размере $26,6 млрд в рамках 2235 сделок, тогда как в 2018-м этот показатель составил лишь $4,2 млрд (581 сделка).[21]

Сфер для использования очень много — от выявления хакеров, сговоров при тендерах и проверки при приеме на государственную службу связанных лиц, автоматического контроля расходов по социальным сетям до определения физического использования вагонов поезда или определения реальных культур, которые растут на полях для контроля севооборота, «чтобы рапс каждый год не садили» по аэрофотосъемке.

КНР, являющийся одним из лидеров в указанной сфере, внедряет новые технологии в самые разные сферы жизни, в том числе в сферы, предназначенные для борьбы с коррупцией среди более чем 60 млн государственных служащих.

Наиболее известным прецедентом применения ИИ для борьбы с коррупцией является компьютерная система Zero Trust («нулевое доверие»), созданная на базе разработки 2010 г. бывшего аналитика компании Forrester Джона Киндервага.

Система Zero Trust была апробированая в 2012-2019гг. в 30 округах и городах КНР, позволила выявить свыше 8000 нарушения госслужащими антикоррупционных запретов и ограничений. Zero Trust интегрированная с более

чем 150 защищенными базами данных позволила осуществить анализ асоциального поведения служащих. [22]

Особенную пользу система приносит при отслеживании подозрительных случаев передачи имущества, строительства инфраструктуры, приобретения земли и сноса жилищ. Также Zero Trust сразу фиксирует рост баланса на банковском счете чиновника и быстро устанавливает факт приобретения им новой машины. Кроме того, искусственный интеллект анализирует госзакупки и выявляет случаи, когда чиновники, а также их друзья и родственники, участвуют в тендерах.

После этого система оценивает, насколько велика вероятность того, что то или иное действие является следствием коррупции. Если оценка получалась выше установленного среднего значения, правительство получает предупреждение. Если чиновник подделал какие-то данные, Zero Trust может сравнить информацию из нескольких источников и обнаружить расхождение. [23]

Некоторые региональные правительства, в том числе автономный округ Маньянг, городской округ Хуайхуа и округ Ли в провинции Хунань в декабре 2019г. остановили работу Zero Trust.

Другой сферой применения Data Mining является противодействие коррупции при осуществлении государственных закупок. [24]

Британские власти также стали применять искусственный интеллект для раскрытия коррупционных преступлений. Технология Ravn ACE была опробована в 2016 г. в ходе расследований в отношении британского производителя авиадвигателей Rolls-Royce, а также подразделения гражданского авиатранспорта корпорации Airbus, сотрудники которых подозревались в мошенничестве, подкупе и коррупции.

Британское Бюро по борьбе с мошенничеством в особо крупных размерах (SFO) впервые применило созданную британским стартапом автоматизированную систему Ravn ACE, предназначенную для отбора и индексирования документов и извлечения из них знаний. Используя программу, семь специалистов обрабатывали по 600 тыс. документов в день. Всего командой из семи человек в автоматическом режиме было проанализировано около 30 млн материалов. Стартап не привлекал финансирования со стороны и имеет порядка 60 клиентов. В Ravn работает 47 человек, выручка составляет порядка $5 млн.

Американская компания Palantir (капитализация 20 млрд долларов), собирает данные из закрытых и открытых источников, анализирует их и по результатам строит зависимости, определяет аномалии и так далее. Клиентами компании выступают практически все правоохранительные органы и армия США. Они используют Palantir для выявления связанных лиц, сговоров, скрытых альянсов, проверки на правдивость заполняемых данных и прочего. В настоящее время компания активно осваивает коммерческий сектор, предлагая компаниям услуги по определению мошенничества в финансовом секторе, связанных лиц при трудоустройстве и многому другому.

Китайская компания SenseTime (капитализация 7 млрд долларов), с помощью сети камер видеонаблюдения собирает данные о лицах и может выдавать информацию о перемещениях, поведении, связях того или иного лица. Данные SenseTime используют практически все государственные органы для раскрытия преступлений и понимания связанности лиц.

В США Сенат использует систему «eFD» (Электронное раскрытие финансовой информации) [25], а Палата представителей пользуется системой «Раскрытие финансовых данных: онлайн-отчетность». [26] Судебная конференция Комитета США по раскрытию финансовой информации использует систему под названием «Раскрытие финансовой информации в режиме онлайн». [27]

Для сотрудников исполнительной власти в 2012 году Управлением по вопросам государственной этики США (OGE) отвечающим за разработку и надзор за программой раскрытия финансовой информации разработана система «Integrity». Веб-система, которая позволяет подавать публичные отчеты, раскрывающие информацию о госслужащих органов исполнительной власти, включая информацию о новых декларантах, ежегодных и периодических транзакциях, а также отчеты после прекращения полномочий. Система позволяет улучшить надзор и повысить прозрачность деятельности государственных служащих. [28]

5. Информационно-коммуникационные технологии интеллектуального анализа в сфере противодействия коррупции при проведении государственных закупок.

Международный Банк Развития использует инновационный инструмент интеллектуального анализа данных для мониторинга и надзора за процессом своей деятельности. В государственных закупках, интеллектуальный анализ данных используется в качестве аудита для отслеживания действий правительства при подаче заявок, и в последующем для выявления сговоров и ложной информации. Также данная технология с помощью визуализации данных идентифицирует коррупционные намерения при осуществлении различных транзакций. [29]

Большинство исследований в рамках противодействия коррупции выделяют «контрактные закупки» в качестве наиболее коррумпированной сферы. Так, доклад ОЭСР о взяточничестве за рубежом (2014) подтверждает высокий уровень коррупции в сфере государственных закупок. Данные исследования показывают, что более половины случаев подкупа должностных лиц иностранных государств было зафиксировано в закупочных отношениях. Почти две трети изученных случаев взяточничества за рубежом имели место в секторах, тесно связанных с контрактами или лицензированием посредством государственных закупок: добывающая, строительная, транспортная отрасли и информационно-коммуникационный сектор. [30]

По мнению экспертов ОЭСР, использование информационно коммуникационных технологий в сфере государственных закупок может повысить транспарентность, облегчить доступ к публичным тендерам, сократить прямое взаимодействие между должностными лицами и компаниями, расширить охват и конкуренцию и облегчить выявление нарушений и коррупции. В своих рекомендациях Совета по государственным закупкам ОЭСР призывает сторонников использовать цифровые технологии для поддержки соответствующих инноваций в области электронных закупок на протяжении всего цикла.

Примером интегрированной онлайн-платформы для закупок является система электронных закупок KONEPS в Корее. [30] В 2002 году Служба государственных закупок внедрила полностью интегрированную сквозную систему электронных закупок под названием KONEPS. Эта система охватывает весь

закупочный цикл в электронной форме (включая единовременную регистрацию, проведение торгов, заключение контрактов, проверку и оплату), соответствующие документы обмениваются в режиме онлайн. Все общественные организации обязаны публиковать тендеры через KONEPS. [31]

Корейская комиссия по добросовестной торговле использует систему BRIAS (KONEPS), которая является автоматизированной системой обнаружения подозрительных стратегий торгов. Согласно оценке добросовестности, проведённой Корейской комиссией по борьбе с коррупцией и гражданским правам, Индекс восприятия добросовестности Службы государственных закупок улучшился с 6,8 до 8,52 из 10 с момента запуска KONEPS. Ключевой проблемой для незаконной практики были заимствованные электронные сертификаты. [32]

Для снижения этого риска в 2010 году Служба государственных закупок ввела «электронные торги по распознаванию отпечатков пальцев». Внедрение национальной системы электронных закупок привело к заметному повышению транспарентности и добросовестности управления государственными закупками в стране. [33, 34]

Эксперты Исследовательского центра по вопросам коррупции, расположенного в г. Будапеште изучали большие объемы данных по процедурам проведения государственных закупок стран ЕС и выявляли зоны рисков, такие как короткие периоды торгов или спорные результаты (например, отсутствие конкуренции на государственных закупках, или неоднократно выигранные торги).

Гибридная электронная система интеллектуального анализа данных ProZorro (укр. Прозоро - открыто, прозрачно) — системная реформа тендерного процесса в электронных публичных и государственных закупках на Украине. Разработана в 2014 г. и администрируется НПО Transparency International Украина. Код системы является открытым, согласно лицензии Apache 2.0, его можно свободно скачивать и использовать3.

Система и авторские права на систему ProZorro в декабре 2015 года были переданы госпредприятию «Зовништоргвыдав» (переименованному в «Прозорро»).

Система построена по принципам open source. Когда вся имеющаяся информация данных касающихся государственных закупок транслируется через площадки, которые отвечают за привлечение и обслуживание клиентов. «Все видят все» — официальный слоган реформы. Золотой треугольник Golden triangle of partnership — уникальное объединение бизнеса, государства и гражданского общества для продвижения изменений, что позволяет поддерживать высокий уровень доверия.

ProZorro получила международную премию в сфере публичных закупок Public Sector Procurement Award за создание и внедрение электронной системы с уникальной архитектурой. Разработка этой системы на базе программного обеспечения с открытым кодом была осуществлена в партнерстве власти, бизнеса и общественности

Другим успешным примером использования интеллектуального анализа данных является интегрированная в базы данных ProZorro онлайн-платформа

3 Рингис А. Л. Нефьодов. Как ботаники побеждают коррупцию в госзакупках (12.09.2016).

общественного контроля государственных тендеров Dozorro ( укр. Дозорро -контроль). Платформа внедрена с 1 ноября 2016 года и администрируется Программой инновационных проектов общественной организации «Трансперенси Интернешнл Украина». Платформа консолидирует усилия 20 региональных мониторинговых организаций о качестве конкретных тендерных процедур.

В случае выявления нарушения закона Украины «О публичных закупках» платформа направляют обращения к заказчикам (организаторы тендеров), контролирующим органам (Держаудитслужба, Счетная палата), правоохранительным органам (национальное антикоррупиционное бюро Украины (НАБУ).

Портал содержит методические материалы для самостоятельного отстаивания нарушенных прав и интересов в сфере публичных закупок. Имеет собственные аналитические цифровые инструменты: публичный модуль аналитики, систему риск-индикаторов, индекс лучших практик. Медийная составляющая DOZORRO содержит новости, блоги и специальные медиапроекты.

С помощью юридического и медийного давления общественные организации пытаются достичь устранения нарушений закона «О публичных закупках» в конкретном тендере и привлечь виновных к административной или уголовной ответственности.

6. Технологии краудсорсинга (crowdsourcing) в противодействии коррупции.

К цифровым технологиям, направленным на сбор и последующий анализ информации с целью выявления закономерностей и тенденций, относятся также краудсорсинговые платформы. Использование данных платформ как инструмента противодействия коррупции предполагает создание определенной цифровой экосистемы, где каждый человек имеет возможность оставить анонимное сообщение о коррупционном правонарушении.

Термин (англ. crowd «толпа» и sourcing - «использование ресурсов») означает решение общественно-значимых задач силами множества добровольцев, часто координирующих свою деятельность с помощью информационных технологий и мобильных приложений.

Краудсорсинговые платформы по противодействию коррупции созданы в Республике Корея (OPEN), Венгрии (K Monitor), Индии, ^нии (I Paid a Bribe), Литве (Manoseimas), Великобритании (FixMyStreet), США (SeeClickFix), Морокко (Mamdawrinch), Пакистане (Citizen Feedback Model), КНР (CCDI), Македонии (Draw a Red Line), Румынии (Bribe Market), Филиппинах (Check My School) и др.. [33]

Подобные платформы появились во многих странах: Yosobomo в Колумбии, Toidihoilo во Вьетнаме, Ushahidi в Кении. Кроме того, некоторые антикоррупционные краудсорсинговые платформы фокусируются на конкретной проблеме, такой как нигерийская система управления инцидентами на торговых маршрутах TRIMS или проект Check My School на Филиппинах, где граждане контролируют и сообщают об использовании образовательными учреждениями государственных средств. [34]

Существенные результаты показал венгерский веб-сайт K-Monitor, запущенный в 2007 году, с общей целью создания карты коррупционных дел в Венгрии. Позже, он превратился в Информационный центр по вопросам коррупции

в Венгрии, содержащий базу данных статей, охватывающих темы, связанные с коррупцией и прозрачностью, а также оригинальные исследовательские и гражданские технологические инициативы.

Несомненное достоинство краудсорсинга заключается в том, что он призван обеспечивать интересы различных социальных групп, создавать диалог между государством и обществом, а также повышать общественный контроль над действиями государственных органов. С помощью краудсорсинга многие законопроекты будут не просто подвергаться критике со стороны населения, но взамен будут также предлагаться различные конструктивные решения по улучшению работы.

К примеру, в 2016 г. Служба специальных расследований Литвы (ССР) запустила удобное мобильное приложение "Pranesk STT" с целью активизировать сообщения о коррупции. Мобильное приложение, создано при финансовой поддержке Фонда внутренней безопасности ЕС 2014-2020. [35]

Мобильные телефоны также используются в расследованиях, связанных с мошенничеством и коррупцией в рамках финансируемых Всемирным банком проектов, и как сообщается, горячая линия получает более 26 000 обращений в год. За 2018 год, были выявлены 370 случаев, что привело к 34 случаям применения санкций к фирмам и частным лицам, предотвращению многочисленных нарушений в контрактах до их присуждения, и к разработке мер предосторожности для проектов с высоким риском.

7. Аналитические инструменты для аудиторов (Forensic Tools) для определения коррупционных рисков в государственном и частном секторах.

В качестве примера можно привести инструмент Self-Monitoring, Analysis and Reporting Technology (SMART) который проводит анализ транзакций в режиме реального времени, прогнозирует, моделирует и обнаруживает нарушения в финансовом секторе. Алгоритмы оценки риска заранее могут предупредить и остановить потенциально неправильно сформированные платежи в процессе осуществления закупок.

Преимуществом технологий Forensic Tools является автоматизация процессов сокращения случаев взяточничества. [36]

В Азербайджане электронная система мониторинга [37] позволила собрать информацию о степени внедрения цифровых технологий и сравнить вклад НПО в процесс противодействия коррупции.

8. Электронные системы верификации деклараций о доходах, расходах, активах и интересах государственных служащих.

Перспективным направлением использования ИКТ в сфере противодействия коррупции являются электронные системы верификации деклараций государственных служащих. На август 2020г. из более чем 160 стран, внедривших системы декларирования порядка 50 стран перешли на электронные системы раскрытия активов. (в их числе: Аргентина, Бутан, Чили, Коста-Рика, Хорватия, Эстония, Франция, Армения, Грузия, Индонезия, Республика Корея, Киргизская Республика, Латвия Литва, Мексика, Молдова, Монголия, Руанда, Сербия, Словения, Уганда, Украина и США и др. [38]

Система электронного декларирования Республики Корея E-declaration system (peti.go.kr) служит важным инструментом в предотвращении конфликтов интересов и незаконного обогащения, в повышении честности и поощрении ответственности более чем 1.2 млн. госслужащих. Цифровой инструмент, способствует значительной экономии сил и средств по проверке деклараций, обеспечивает доступность данных для институтов гражданского общества, гарантирует безукоризненность данных и предотвращает их искажение или несанкционированный доступ к ним.

Во Франции в 2013г. Высшим органом по обеспечению прозрачности в общественной жизни разработано программное обеспечение для мониторинга средств массовой информации «ARTEMIS». Целью программы является сбор информации из открытых источников об активах и экономических интересах государственных должностных лиц.

В 2016 году Высший орган разработал и внедрил программное обеспечение Ulysse позволяющее упростить и усилить проверку деклараций. Модуль позволяет рассчитывать сроки подачи деклараций госслужащими с учетом их назначения и начала срока полномочий, верифицировать данные, уведомлять правоохранительные органы о фактах нарушений.

9. Электронные технологии противодействия коррупции при осуществлении электорального процесса.

В контексте обсуждения влияния технологического потенциала на наиболее коррумпированные области, имеет смысл привести примеры успешного внедрения технологий в электоральный процесс. Механизм цифровизации голосования схож с основными информационными методами и инструментами, используемыми в контрактном цикле. И, прежде всего, нацелен на повышение транспарентности избирательного процесса и обеспечения удалённого доступа с помощью современных инструментов идентификации и аутентификации (биометрические и ID данные).

Это позволяет минимизировать коррупционные риски электорального процесса: вбросы, избирательные «карусели», «мёртвые души», «паровозы» и др.

Системы электронного голосования активно развиваются в Великобритании, Швейцарии, США и других странах. Так, полномасштабные выборы с использованием Интернет-ресурсов впервые были проведены в Эстонии: в 2005 году возможность удалённого голосования носила локальный характер, но к 2007 году система приобрела масштаб. Голосование осуществляется при помощи ID -карты гражданина Эстонии, которая выполняет функции идентификации при регистрации. По оценкам специалистов, учитываемый голос полностью защищён и подтверждён цифровой подписью.

Аналитические данные и исследования, посвящённые цифровизации голосования, подтверждают, что цифровизация избирательного процесса позволяет исключить фальсификации голосования и свести к минимуму коррупционную составляющую. Открытость и прозрачность электорального процесса позволяет выявить нарушения на каждом этапе избирательного цикла и предотвратить незаконные действия.

Подводя итог отметим, что в условиях четвертой промышленной революции в целом ряде стран наблюдается тренд активного внедрения информационно-коммуникационных технологий в процессы противодействия коррупции. Речь идет о технологиях обработки больших объемов данных, искусственного интеллекта, аналитических инструментов анализа, краудсорсинга и др.

Как показывает опыт зарубежных стран, использование современных информационных технологий в борьбе с коррупцией предоставляет возможность инновационного подхода к противодействию коррупции, ранней профилактики коррупционных правонарушений, создания прозрачной и открытой системы как государственного управления, рационального использования бюджетных средств, уменьшения человеческого фактора во взаимоотношениях населения, представителей бизнеса с государственными органами.

Эффективное внедрение ИКТ в процесс государственного управления позволяет обеспечить деперсонализацию и стандартизацию основных административных процессов, проводить профилактику возникновения коррупционных преступлений, повысить качество государственных услуг и повышает степень доверия граждан к государству.[39]

Вместе с тем в указанной сфере не решен ряд вопросов как правового, так и этического характера. В частности, вопросы защиты персональных данных государственных служащих, несанкционированного вмешательства в их личную жизнь, опасность волюнтаристского и оценочного подхода со стороны контрольных и надзорных органов, возможность безосновательной стигматизации отдельных служащих, разглашения профессиональной, коммерческой информации, сбои в системе и аппаратном обеспечении и др.

Однако цифровизация также может создавать новые уязвимости для взлома и манипулирования в масштабе, просто невозможном в бумажном правительстве. ИКТ могут также способствовать коррупции. Новые технологии могут породить новую коррупцию - е-коррупцию, связанную с возможностями темной "паутины", криптовалютами или просто со злоупотреблением хорошо продуманными технологиями, такими как цифровые государственные услуги.

К коррупционным рискам широкого применения ИКТ можно отнести:

- чрезмерные инвестиции в ИКТ, как правило, приводят к росту коррупции, поскольку искажение таких средств через непрозрачный процесс закупок легко создает коррупционные возможности;

- технология Ыоск^ат может представлять угрозу для антикоррупционных усилий, поскольку это позволяет проводить полностью анонимно и зашифровано криптовалютные транзакции, которые могут быть использованы для хищений или мошеннических сделок;

- электронные идентификационные решения не являются полностью защищенными от хакеров, и правительствам необходимо постоянно обеспечивать, чтобы цифровые решения, платформы и системы отражали самые высокие стандарты безопасности. Это требует регулярного обновления технологий, что может восприниматься обременением как гражданами, так и государственными служащими.

- мeждyнapодныe cтaндapты довольно обобщённо зaкpeпляют возможноcть иcпользовaния выcокотexнологичныx инcтpyмeнтов пpи пpотиводeйcтвии коppyпции.

Нaиболee пepcпeктивныe cфepы пpимeнeния цифpовыx тexнологий: элeктоpaльный пpоцecc, гоcyдapcтвeнныe зaкyпки, бюджeтный пpоцecc, гоcyдapcтвeнныe ycлyги, зeмлeпользовaниe, нотapиaт, a тaкжe мeждyнapодноe cотpyдничecтво и коммyникaция.

ИКТ влияют та коppyпцию двумя оcновными cпоcобaми.

Bо-пepвыx, они измeняют пpeдложeниe инфоpмaции пpaвитeльcтвом общecтвy: ИКТ лишaют гоcyдapcтвeнныx должностных лиц возможноcти злоyпотpeблять cвоими диcкpeционными полномочиями, ycиливaют нaдзоp и понижaют пpозpaчноcть. Oднaко вмecто того, чтобы cмягчить коppyпцию, внeдpeниe инфоpмaционно-коммyникaционныx cиcтeм в облacти пpeдложeния инфоpмaции можeт cдвинyть коppyпцию в дpyгиe облacти дeятeльноcти пpaвитeльcтвa, a тaкжe cоздaть новыe yязвимоcти для взломa и мaнипyляций.

Bо-втоpыx, ИКТ влияют та cпpоc общecтвa нa инфоpмaцию пpaвитeльcтвa, cоздaвaя фоpмы повышeния пpозpaчноcти, ^e гpaждaнe могут cообщaть о cлyчaяx коppyпции и нaйти плaтфоpмы для обмeнa инфоpмaциeй и оpгaнизaции cовмecтныx дeйcтвий. В то жe вpeмя тaкиe плaтфоpмы могут иcпользовaтьcя для pacпpоcтpaнeния ложной инфоpмaции или cодeйcтвия оpгaнизaции пpecтyпной дeятeльноcти.

Соотвeтcтвeнно в Узбeкиcтaнe aктyaльным являeтcя пpeдмeтноe изyчeниe зapyбeжного опытa в cфepe внeдpeния cовpeмeнныx тexнологий в cиcтeмy пpaвоcyдия, выявлeниe положитeльныx acпeктов, и что ^ мeнee вaжно потeнциaльныx pиcков;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

фоpмиpовaниe пpaвовыx оcнов цифpовизaции cyдeбной и пpaвооxpaнитeльной дeятeльноcти;

подготовкa кaдpов кaк для подpaздeлeний cyдeбныx и пpaвооxpaнитeльныx оpгaнов отвeтcтвeнныx зa цифpовизaцию пpоцeccов, тaк и caмиx cyдeй, и cотpyдников пpaвооxpaнитeльныx оpгaнов в cфepe пpимeнeния цифpовыx тexнологий;

cоздaниe cоотвeтcтвyющeй тexничecкой инфpacтpyктypы и пpогpaммныx пpодyктов;

пpинятиe мep по обecпeчeнию зaщиты пepcонaльныx дaнныx yчacтников cyдeбного пpоцecca, их личной бeзопacноcти, нecaнкциониpовaнного доcтyпa из внe;

paзвитиe мeждyнapодного cотpyдничecтвa в yкaзaнной cфepe, цифpового взaимодeйcтвия c зapyбeжными cyдeбными и пpaвооxpaнитeльными оpгaнaми и

дp.

Библиогpaфичecкиe ccылки

1. Benders J., Van Veen K. What's is in Fashion? Interpretative Viability and Management Fashions / J. Benders, K. Van Veen // Organization. 2001. Vol. 8, № 1. P. 33 -

53.

2. Галатинова С. Э. Международные стандарты цифровизации государственного управления в контексте противодействия коррупции //Международное право; европейское право 2019. №3. С.34

3. Трунцевский Ю.В. Информационно-телекоммуникационные технологии в сфере противодействия бытовой (повседневной) коррупции / Ю.В. Трунцевский // Информационное право. 2017. N 2. С. 29.

4. Adam I. Are emerging technologies helping win the fight against corruption in developing countries? / I. Adam, M. Fazekas // Background Paper. N 21. Oxford: United Kingdom, 2018. 34 p.

5. Abrahamson E. Management Fashion // Academy of Management Review. 1996. Vol. 21, № 1. P. 254 - 85.

6. Ким Е.У. Антикоррупционная политика Республики Корея: история становления и современность /Е.У. Ким, Ю.В. Трунцевский, М.А. Молчанова // Сравнительная политика. 2018. Т. 9. N 3. С. 146 - 153.

7. Ланьков А.Н. Модернизация в Восточной Азии [Электронный ресурс] // «Полит.ру», 4 февраля 2010 r.URL: http://polit.ru/artide/2010/03/11/lankov/.

8. Xiao W. Freedom of Information Reform in China: Information Flow Analysis // International Review of Administrative Sciences. 2013. V. 79. P. 790 - 808.

9. Schuknecht C. China's war on corruption: Where is it headed? / C. Schuknecht // UCLA International Institute.URL:http://www.international.ucla.edu/institute/article/1 39065

10. Arnold A.-Katrin. Engaging Citizens against Corruption in Asia: Approaches, Results and Lessons / A.-Katrin Arnold, L. Sumir // PTF Working Paper Series. 2012. N 1. P. 108.

11. Charoensukmongkol P. Does Investment in ICT Curb or Create More Corruption? A Cross-Country Analysis / P. Charoensukmongkol, M. Moqbel // Public Organization Review. 2014. Vol. 14. Iss. 1. P. 51 - 63.

12. Fumiko N. Changing norms is Key to Fighting Corruption. people, spaces and deliberation. Commgap blog post / N. Fumiko // The World Bank. URL: http://blogs.worldbank.org/publicsphere/paying-zeropublic-services.

13. http://www.tadviser.ru/index.

14. Artificial_Intelligence, AI https://hightech.fm/2018/12/09/corruption

15. Шульц В.Л., Бочкарев С.А., Кульба В.В., Шелков А.Б., Чернов И.В., Тимошенко А.А. — Сценарный анализ проблем трансформации правоохранительной системы в условиях цифровизации // Вопросы безопасности. - 2019. - № 4. - С. 36 - 65.

16. Противодействие коррупции в Российской Федера-ции: проблемы, приоритеты, технологии / под ред. А. П. Кошкина. - Вып. 3. - Москва : ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», 2015. - 76 с.

17. Westney D.E. Imitation and Innovation: The Transfer of Western Organizational Patterns in Meiji Japan. Cambridge, MA : Harvard Univ. Press. 2000. 268 p.

18. https://nv.ua/opinion/korrupciya-v-ukraine-kak-ii-boretsya-s-prestupnostyu-novosti-ukrainy-50059689.html

19. Wedeman A. Double Paradox: Rapid Growth and Rising Corruption in China. Itaca, NY: Cornell Univ. Press. 2012. 272 p.

20. Ковачич Л. Большой брат 2.0. Как Китай строит цифровую диктатуру // Московский центр Карнеги [электронный ресурс]. URL: http://carnegie.ru/commentary/71546

21. Kluver R. The Architecture of Conrol: a Chinese Strategy for E-Governance // Journal of Public Policy. 2005. V.25. № 1. P. 75 - 97.

22. https://efd.senate.gov

23. https://fd.house.gov.

24. https://fd.uscourts.gov

25. From products to platforms in law enforcement (От продуктов к платформам в правоохранительных органах). Доклад компании Accenture (США) 16 октября 2017 г. [Электронный ресурс]. - URL: https://voicesfrompublicservice.accenture.com/unitedstates/blogs-from-products-platforms-law-enforcement

26. Gronlund A. Increasing transparency and fighting corruption through ICT empowering people and communities-The Swedish Program for ICT in Developing Regions / A. Gronlund, R. Heacock, D. Sasaki, J. Hellstrom [et al.]. URL: https://spidercenter.org/files/2017/01/Spider-ICT4D-series-6-ICT-for-anticorruption.pdf.

27. Дроздов И. А. Право в цифровую эпоху // Альманах «Цифровая экономика». М. : Сколково, 2017. С. 30-33. 26.

28. https://www.pps.go.kr/eng/jsp/koneps/major.eng

29. Kim K. Does Technology Against Corruption Always Lead to Benefit? / K. Kim, T. Kang // The Potential Risks and Challenges of the Blockchain Technology. URL: https://www.oecd.org/cleangovbiz/Integrity-Forum-2017-Kim-Kang-blockchain-technology.pdf.

30. Public Procurement Service (PPS), Korea. URL: https: //www. pps. go.kr/eng/index. do.

31. Рингис А. Л. Нефьодов. Как ботаники побеждают коррупцию в госзакупках (12.09.2016).

32. Хайрутдинова Л. (2016). Антикоррупционный краудсорсинг, как социальный механизм обратной связи по схеме «общество-государство-общество» в противодействие коррупции. Современные научные исследования и инновации. 2016. №. Retrieved from http://web.snauka.ru/issues/2016/08/70570

33. Kitts D. How mobile policing technology could bring cops closer to their communities [Электронный ресурс]. - URL: https://tvo.org/article/current-affairs/how-mobile-policing-technology-could- bring-cops-closer-to-their-communities

34. Источник: www.stt.lt/en/news/?cat=1&nid=2454.

35. UN (2003), UN Guide for Anti-Corruption Policies, available at www.unodc.org/pdf/crime/corruption/ UN Guide.pdf.

36. См.:https: //ems.gov.az

37. Niklas Kossow, Victoria Dykes. [Embracing Digitalisation: How to use ICT to strengthen Anti-Corruption]. GIZ, 2018. URL: https://www.giz.de/de/downloads/giz2018- eng ICT-to- strengthen-Anti -Corrupti on.pdf.

38. См.: Suleiman, M.M. A Review of Improving Good Governance through ICT Revitalization. 2017. URL: https://www.researchgate.net/publication/325668385.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.