Научная статья на тему 'ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ И БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ'

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ И БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
281
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ И БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / БЛОКЧЕЙН / АНАЛИЗ БОЛЬШИХ ДАННЫХ / МАШИННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Назаренко Галина Владимировна

Статья посвящена вопросам применения инновационных цифровых технологий, таких как искусственный интеллект, блокчейн, анализ больших данных, в качестве инструментария предотвращения и борьбы с коррупцией, который позволит повысить эффективность и прозрачность процессов государственного управления. Автором определены основные направления и сферы применения цифровых технологий в антикоррупционной деятельности государственных органов власти, а также выявлена и охарактеризована взаимосвязь цифровых технологий с предотвращением и борьбой с коррупцией в области государственного управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Назаренко Галина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL TECHNOLOGIES AS A TOOL FOR PREVENTION AND COMBATING CORRUPTION IN PUBLIC ADMINISTRATION

The article is devoted to the use of innovative digital technologies such as artificial intelligence, blockchain, big data analysis as a tool for preventing and combating corruption, which will increase the efficiency and transparency of public administration processes. The author defines the main directions and areas of application of digital technologies in the anti-corruption activities of state authorities and also identifies and characterizes the relationship of digital technologies with the prevention and fight against corruption in the field of public administration.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ И БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ»

ФИЛOCOФCKO-ПPABOBЫE AOTEKTbl

ИЗМEPEНИЯ ГOCУДAPCTBEННOЙ BЛACTИ -

0ÄK 343.35 ÁÁK 67.408.142

Назаренко Галина BëaâèMèpoâHa Nazarenko Galina Vladimirovna

научный сотрудник отделения организации научно-исследовательской работы научно-исследовательского и редакционно-издательского отдела Ростовского юридического института МВД России, кандидат экономических наук E-mail: [email protected]

scientific-researcher, Department of Organization of scientific-research work, the Scientific-research and Editorial and Publishing Department, the Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, PhD in Economics.

ЦИФPOBЫE TEXНOЛOГИИ KAK ИНCTPУМEНT ПPEДOTBPAЩEНИЯ И БOPЬБЫ C KOPPУПЦИEЙ B CÔEPE ГOCУДAPCTBEННOГO УПPABЛEНИЯ

Digital technologies as a tool for prevention and combating corruption in public administration

Статья посвящена вопросам применения инновационных цифровых технологий, таких как искусственный интеллект, блокчейн, анализ больших данных в качестве инструментария предотвращения и борьбы с коррупцией, который позволит повысить эффективность и прозрачность процессов государственного управления. Автором определены основные направления и сферы применения цифровых технологий в антикоррупционной деятельности государственных органов власти, а также выявлена и охарактеризована взаимосвязь цифровых технологий с предотвращением и борьбой с коррупцией в области государственного управления.

Ключевые слова: коррупция, предотвращение и борьба с коррупцией, государственное управление, цифровые технологии, искусственный интеллект, блокчейн, анализ больших данных, машинное обучение.

The article is devoted to the use of innovative digital technologies such as artificial intelligence, block-chain, big data analysis as a tool for preventing and combating corruption, which will increase the efficiency and transparency of public administration processes. The author defines the main directions and areas of application of digital technologies in the anticorruption activities of state authorities and also identifies and characterizes the relationship of digital technologies with the prevention and fight against corruption in the field of public administration.

Keywords: corruption, prevention andfight against corruption, public administration, digital technologies, artificial intelligence, blockchain, big data analysis, machine learning.

Цифровизация экономики, образования, здравоохранения и других сфер государственной и общественной жизни стала общемировым трендом и кардинально их изменила. Не является исключением и сфера государственного управления в России, где все структурные элементы находятся в состоянии трансформации с применением ГГ-технологий. Использование передовых цифровых разработок в борьбе с коррупцией стало одной из основных государственных задач. Это обусловлено тем, что коррупция представляет собой серьезное препятствие на пути развития страны, формирования гражданского общества, а технологии, в свою очередь, выступают одним из главных союзников в предупреждении и борьбе с ней посредством не только выявления,

анализа и мониторинга данного негативного явления, но и содействия созданию эффективных, подотчетных и инклюзивных институтов, что нашло свое отражение в концепции сервисного государства, последовательно реализуемого в рамках федеральных проектов «открытого правительства» [5], «государственных и муниципальных услуг» [6], «общественного контроля» [7], «общественных инициатив» [3]. Соответственно, успех в противодействии такому системному явлению, как коррупция, связан с реализацией не только и не столько карательной функции правоохранительной системы государства, а, скорее, с организационно-экономическими основаниями коррупционного поведения субъектов правоотношений. В этом смысле цифровые технологии могут

стать мощным и реальным инструментарием профилактики коррупции на организационном и институционально-экономическом уровне воздействия. И если в доктрине уголовного права превентивные меры противодействия коррупции ранее формализованы как принцип, лежащий в плоскости идеологического влияния на личность, то с появлением цифровых технологий раскрываются значительно более эффективные средства воздействия [1].

Во всем мире технологии все чаще используются для борьбы с коррупцией, уделяя особое внимание не только борьбе с конкретными формами коррупционного поведения (такими как взяточничество, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп и др.*), но и повышению прозрачности, подотчетности, добросовестности, открытости, участия и вовлеченности, что подтверждается успешным развитием электронного правительства, ростом числа открытых контрактов и электронных закупок.

Возможности использования цифровых технологий для предотвращения и борьбы с коррупцией огромны и могут быть сгруппированы в два основных направления: прямое и косвенное применение (рис. 1).

Независимо от того, являются ли технологии традиционными или новыми, их эффективность и результативность, как правило, во многом зависят от благоприятных для их условий использования, таких как [12]:

- наличие долгосрочной национальной политики или стратегии в области цифрового развития государственного управления (совершенствования процессов работы электронного правительства);

- стабильное финансирование развития технологического потенциала, цифровой инфраструктуры;

- непрерывные внедрение цифровых инновационных решений, стратегий, программ и проектов в области цифрового государственного управления, адаптация и апробация передового международного опыта;

- применение системы мониторинга и оценки полученных результатов;

- развитие технологического образования и повышение цифровой грамотности, осуществление информационно-пропагандистских мероприятий с целью привлечения внимания общественности, осведомленность об использовании цифровых технологий;

Рис. 1. Направления применения цифровых технологий в противодействии и борьбе

с коррупцией

* В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» [4].

- укрепление доверия к цифровым системам с точки зрения общественного доверия, прозрачности и подотчетности.

Эти факторы представляют собой важные предпосылки успешного внедрения и применения на практике для таких новых технологий, как искусственный интеллект (далее - ИИ), блокчейн и анализ больших данных (Big Data), машинное обучение и иные технологии распределенных баз данных, разработка, практическое применение и механизмы регулирования которых все еще в значительной степени не регламентированы в области противодействия и

борьбы с коррупцией, что создает дополнительные риски совершения противоправных действий коррупционной направленности.

За последние два десятилетия цифровые технологии доказали свою решающую роль в повышении эффективности и результативности государственного управления, сделав процесс предоставления государственных услуг более доступным, понятным и прозрачным для граждан. Ниже представлены основные области применения некоторых информационно-коммуникационных технологий для предотвращения и борьбы с коррупцией (см. табл.).

Таблица

Основные сферы применения цифровых технологий для предотвращения и борьбы с коррупцией

Сфера Технологические решения антикоррупционного характера Эффект от внедрения

Электронное правительство Переход на электронный документооборот Повышение эффективности и прозрачности предоставления государственных услуг

Открытое опубликование отчетных данных Повышение социальной ответственности и гражданского контроля, мониторинг результатов деятельности госслужащих

Открытый бюджет Возможность социально активных граждан участвовать в процессе принятия решений

Автоматизация процесса предоставления государственных услуг Сокращение человеческого фактора и субъективности при оказании государственных услуг

Прямое взаимодействие граждан с государственными органами и институтами Устранение посредников, которые создают коррупционные риски

Электронная приемная граждан Получение обращений, обратной связи от граждан напрямую

Антикоррупционная политика Создание специального сайта, платформы для сообщения о подозрении в коррупции Возможность анонимного сообщения о коррупционных рисках или факте коррупционного преступления повышает вероятность их выявления

Поддержка расследования коррупционных преступлений Повышение доверия населения и бизнеса к органам власти

Совершенствование процесса обработки жалоб коррупционного характера Ускорение выявления фактов коррупции, повышение эффективности предотвращения и борьбы с коррупцией

Как видим, новые технологии имеют взаимодополняющую связь с повышением эффективности государственного управления, предотвращения и борьбы с коррупцией (рис. 2).

С одной стороны, принципы прозрачности, подотчетности, добросовестности, открытости, участия и инклюзивности способствуют созданию благоприятной среды для эффективного цифрового государственного управления, развития цифровой инфраструктуры и цифровой трансформации общества - факторов, которые еще больше используют преимущества новых технологий при минимизации рисков злоупотребления и неправильного применения данных или самих технологий. С другой стороны, различные цифровые инструменты могут помочь облегчить выявление, анализ, расследование, прогнозирование и мониторинг коррупции.

В дополнение к цифровой, правовой, нормативной и другим инфраструктурам доверие к новым технологиям также играет жизненно важную роль в преобразующем характере ИИ, блокчейна и др.

За последнее десятилетие технологии ИИ превратились в технологические силы, влияющие на все сферы деятельности человека и

общества в целом. Несмотря на то что существует относительно мало примеров того, как ИИ использовался в антикоррупционной работе [8], они все чаще применяются в этой области. Например, в финансовом и налоговом секторах системы ИИ помогают выявлять факты отмывания денег, уклонения от уплаты налогов и мошеннические схемы. Представляется наиболее важным тот факт, что существует огромный потенциал для разработки новых процессов с использованием ИИ для решения проблем, связанных с коррупцией, и, следовательно, ее предотвращения как в государственном, так и в частном секторах.

ИИ обладает способностью анализировать большие объемы данных, чтобы выявить сложные взаимосвязи или закономерности, которые трудно определить одному человеку. Ускоряя анализ больших объемов данных, ИИ позволяет людям сосредоточиться на тщательном изучении потенциальных коррупционных действий и отслеживать необычные закономерности и «красные флажки». Это повышает не только точность и надежность, но и эффективность с точки зрения времени и затрат. В контексте борьбы с коррупцией ИИ может быть использован в качестве системы раннего

Рис. 2. Взаимосвязь новых технологий с предотвращением и борьбой с коррупцией

предупреждения для предотвращения и обнаружения аномалий, тревожных сигналов и закономерностей с удовлетворительным уровнем точности.

Следующий уровень развития ИИ - глубокое обучение, которое представляет собой класс алгоритмов машинного обучения, которые используют несколько слоев искусственных нейронных сетей для моделирования процесса принятия решений человеком. Прорывные успехи в области глубокого обучения привели к буму ИИ. Нейронные сети, которые являются основой для множества различных алгоритмов машинного обучения для совместной деятельности и обработки сложных входных данных, были новым методом ИИ, используемым для сбора и анализа случаев коррупции. Например, Ф. Лопес-Итурриага совместно с другими специалистами в области ИИ создали модель, основанную на нейронных сетях, которая вычисляет вероятность коррупции в испанских провинциях и способствующие ей условия. Предсказывая, где может произойти коррупция, модели, основанные на нейронных сетях, позволят властям принимать превентивные меры, направленные на снижение коррупционных рисков [11].

В области соблюдения нормативных требований инструменты ИИ и машинного обучения все чаще используются в качестве технологии регулирования (RegTech) как регулирующими органами, так и регулируемыми. Это может помочь организациям в понимании требований соответствия, в уведомлении заинтересованных сторон об изменениях в законодательстве, а также оказании помощи регулирующим органам в мониторинге соблюдения субъектами нормативных актов. ИИ может повысить эффективность и точность соблюдения требований и должной осмотрительности, позволяя регулируемым организациям улучшить управление своими рабочими процессами, а регулирующим органам проверить соответствие этих организаций требованиям и выявить любые нарушения или преднамеренные попытки мошенничества и несоблюдения антикоррупционного законодательства [10].

Следующей инновационной цифровой технологией в области противодействия и борьбы с коррупцией выступает блокчейн - технология распределенного (децентрализованного) реестра, в котором информация хранится в виде блоков в цифровом регистре. Каждый блок содержит зашифрованные данные о тран-

закции, помеченные временем и криптографически запечатанные. Блокчейн теоретически защищен от несанкционированного доступа до тех пор, пока система не подвергнется успешным атакам, ставящим под угрозу любой из системных узлов, которые проверяют транзакции с помощью согласованного механизма консенсуса. Никакие данные, введенные в блокчейн, впоследствии не могут быть изменены или удалены, они могут быть прослежены до точного момента их добавления к блок-чейну [2]. В зависимости от выбора механизма консенсуса и от того, является ли блокчейн публичным, частным или заказным, децентрализованный характер его работы может обеспечить прозрачность, возможно, более высокий уровень безопасности и целостности записей и информации, которыми он управляет.

Таким образом, некоторые функции и заявленные цели блокчейн- технологии тесно связаны с антикоррупционными принципами [9] - прозрачность, подотчетность, честность и доверие. Данная цифровая технология применяется для борьбы с коррупцией в таких областях, как земельные реестры, прозрачность бюджета, обеспечение исполнения контрактов, проведение транзакций и управление цепочками поставок.

В зависимости от выбранного типа блок-чейн-технологии и согласованного механизма консенсуса блокчейн может затруднить коррумпированным субъектам манипулирование данными и совершение мошеннических или коррупционных действий, учитывая его потенциал прозрачности, неизменяемости, проверяемости и безопасности. В то же время зашифрованный характер транзакций означает, что доверие гарантировано до тех пор, пока сами данные не будут скомпрометированы, а неточные или потенциально мошеннические транзакции не будут занесены в базу данных. Следовательно, существует несколько способов реализовать преобразующую роль технологии блокчейн для предотвращения и борьбы с коррупцией.

Во-первых, он способен создать прозрачную и подотчетную систему, в которой информация может быть проверена. Как таковая, она все чаще применяется в разных областях и используется для решения проблем развития, начиная с гуманитарной помощи и заканчивая расширением доступа к финансовым услугам и качественному образованию.

Во-вторых, блокчейн обеспечивает полную и общедоступную запись изменений, посколь-

ку транзакции и документы, хранящиеся в блокчейне, не могут быть изменены или удалены до тех пор, пока целостность узлов системы, которые проверяют транзакции с помощью согласованного механизма консенсуса, не будет нарушена.

В-третьих, блокчейн способен точно отслеживать движение денег, что позволит сократить коррупционные риски в сфере здравоохранения, образования, землеустройства и в других отраслях экономики. При этом важно признать, что блокчейн, как и любая другая цифровая технология, имеет свои ограничения, и в борьбе с коррупцией, и в повышении прозрачности, подотчетности и добросовестности. Блокчейн сам по себе не обеспечивает механизм для создания сильных и эффективных институтов, принципиально необходимых для предотвращения и борьбы с коррупцией.

В целом блокчейн все еще далек от того, чтобы быть легко применимым, масштабируемым или передаваемым антикоррупционным инструментом. Для выработки реализуемых на практике рекомендаций и руководящих принципов, регулирующих использование технологии блокчейн, потребуются скоординированные усилия, объединяющие все заинтересованные стороны, включая правительство, частный сектор, гражданское общество и научные круги.

Еще одной технологией, имеющей существенное значение в области предотвращения и борьбы с коррупцией является анализ больших данных, относящихся к чрезвычайно объемным и сложным наборам данных, которые могут быть проанализированы вычислительным путем для выявления закономерностей, тенденций и ассоциаций, с которыми не мо-

жет справиться традиционное программное обеспечение для обработки данных. Большие данные имеют три основные характеристики: объем и размер данных; скорость, с которой они генерируются и обрабатываются; разнообразие форм, в которых они генерируются, начиная от фотографий и заканчивая видео, транзакциями, текстовыми сообщениями, информацией о местоположении, публикациями в социальных сетях и др.

Объем больших данных растет беспрецедентными темпами (рис. 3), и миллиарды подключенных к Сети датчиков и устройств, которые представляют собой Интернет вещей (1оТ), вносят значительный вклад в объем собираемых больших данных.

Методы и аналитические приложения для анализа больших данных также находятся на подъеме, а технологии ИИ, включая машинное обучение и обработку естественного языка, помогают данному процессу. Кроме того, сервисы облачных вычислений, которые обеспечивают хранение данных и вычислительные мощности по требованию, могут помочь более эффективно обрабатывать, анализировать и управлять большими данными в облаке.

Анализ больших данных позволяет выявлять схемы подозрительных транзакций в самых разных областях и секторах, от здравоохранения до образования, от правоохранительных органов до налоговой службы, администрации. Появилась возможность выявлять в режиме реального времени и предотвращать мошеннические и коррупционные действия, что будет способствовать потенциальной экономии бюджетных средств. Анализ больших данных также может быть полезен при оценке

Рис. 3. Объем данных, созданных по всему миру с 2010 по 2024 год, в зеттабайтах [13]

коррупционных рисков, которые служат основой для принятия мер по их снижению. Решения, связанные с мониторингом, аудитом и расследованиями отдельных транзакций и организаций, могут быть облегчены с помощью анализа больших данных. Аналитика больших данных обладает огромным потенциалом для предотвращения коррупции, учитывая ее эффективность в выявлении и анализе случаев коррупции, поскольку она использует огромное количество информации из различных источников для выявления закономерностей, которые в иных случаях были бы невозможны без использования данной технологии.

В заключение отметим, что, для того чтобы в полной мере реализовать потенциал новых технологий для развития механизма предотвращения и борьбы с коррупцией, а также нивелирования новых коррупционных

рисков, обусловленных цифровизацией экономики и жизни общества, важно обеспечить наличие таких ключевых факторов успешного совершенствования данного направления, как уровень цифровой инфраструктуры и прогресс, достигнутый в процессе создания цифрового общества - технически подкованного населения, обладающего равным доступом к технологиям и ими владеющего. Цифровая грамотность, оцифрованные публичные записи, данные и подключение к Интернету - вот лишь некоторые из условий, необходимых для применения цифровых технологий. Заметим, что в сфере противодействия и борьбы с коррупцией они получат свою реальную эффективность лишь при условии наличия комплексности названных факторов и системного подхода к процессу внедрения их на практике.

Литература

1. Использование цифровых технологий в сфере противодействия коррупции/ А.Г. Кравченко, А.И. Овчинников, А.Ю. Мамычев и др. // Административное и муниципальное право. 2020. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https:// nbpublish. com/library_read_article. php?id=3 3458 (дата обращения: 23.05.2022).

2. Противодействие коррупции в условиях цифровизации государства, права и экономики: концептуальные и институциональные аспекты / С.А. Воронцов, А.И. Овчинников, А.Г. Кравченко и др. Ростов н/Д, 2021.

3. О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива» (вместе с Правилами рассмотрения общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива»): указ Президента РФ от 04.03.2013 № 183 (ред. от 17.09.2020) [Электронный ресурс]. URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_142909/ (дата обращения: 23.05.2022).

4. О противодействии коррупции: федер. закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_82959/ (дата обращения: 23.05.2022).

5. Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления: федер. закон

Bibliography

1. The use of digital technologies in the field of combating corruption / A.G. Kravchenko, A.I. Ovchinnikov, A.Yu. Mamychev and others // Administrative and municipal law. 2020. № 6 [Electronic resource]. URL: https://nbpublish.com/ library_read_article.php?id=33458 (date of access: 23.05.2022).

2. Countering corruption in the context of dig-italization of the state, law and economy: conceptual and institutional aspects / S.A. Vorontsov, A.I. Ovchinnikov, A.G. Kravchenko, et al. Rostov-on-Don, 2021.

3. On the consideration of public initiatives submitted by citizens of the Russian Federation using the Internet resource «Russian Public Initiative» (together with the Rules for Considering Public Initiatives Submitted by Citizens of the Russian Federation Using the Internet Resource «Russian Public Initiative»): decree of the President of the Russian Federation d.d. 04.03.2013 № 183 (as amended on 09/17/2020) [Electronic resource]. URL: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_142909/ (date of access: 23.05.2022).

4. On combating corruption: fed. law d.d. Dec. 25, 2008 № 273-FL [Electronic resource]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_82959/ (date of access: 23.05.2022).

5. On providing access to information about the activities of state bodies and local governments: fed. law d.d. 09.02.2009 № 8- FL [Electronic resource]. URL: http://www.consultant.ru/

от 09.02.2009 № 8-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_84602/ (дата обращения: 23.05.2022).

6. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг: федер. закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_103023/ (дата обращения: 23.05.2022).

7. Об основах общественного контроля в Российской Федерации: федер. закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_165809/ (дата обращения: 23.05.2022).

8. Aarvik P. Artificial Intelligence - a promising anti-corruption tool in development settings? Anti-Corruption Resource Centre, CMI Chr. Michelsen Institute, Norway, U4 Report 2019:1 [Электронный ресурс]. URL: https://www.u4. no/publications/artificial-intelligence-a-promis-ing-anti-corruption-tool-in-development-settings. pdf (дата обращения: 23.05.2022).

9. GIZ. The potential of distributed ledger technologies in the fight against corruption, 2020 [Электронный ресурс]. URL: https://www. giz.de/en/downloads/Blockchain_Anticorruption-2020.pdf (дата обращения: 23.05.2022).

10. Joshi N. Why regulatory compliance can be complicated and how AI can simplify it. Forbes. July 22, 2019 [Электронный ресурс]. URL: https://www.forbes.com/sites/cognitiveworld/ 2019/07/22/why-regulatory-compliance-can-be-complicated-and-how-ai-can-simplify-it/#400c c55e377e (дата обращения: 23.05.2022).

11. Lopez-Iturriaga F. and Pastor-Sanz I. Predicting Public Corruption with Neural Networks: An Analysis of Spanish Provinces. SSRN. 2017 [Электронный ресурс]. URL: https://papers. ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=3075828 (дата обращения: 23.05.2022).

12. New Technologies for Sustainable Development. Perspectives on integrity Trust and Anti Corruption. United Nations Development Programme. 2021 [Электронный ресурс]. URL: https://www.undp.org/publications/new-technol-ogies-sustainable-development-perspectives-in-tegrity-trust-and-anti-corruption (дата обращения: 23.05.2022).

13. Statista. Volume of data/information created worldwide from 2010 to 2024. 2020 [Электронный ресурс]. URL: https://www.statista. com/statistics/871513/worldwide-data-created/ (дата обращения: 23.05.2022).

document/cons_doc_LAW_84602/ (date of access: 23.05.2022).

6. On the organization of the provision of state and municipal services: feder. Law d.d. July 27, 2010 № 210-FL [Electronic resource]. URL: http://www. consultant. ru/ document/cons_doc_LAW_103023/ (date of access: 23.05.2022).

7. On the basics of public control in the Russian Federation: fed. law d.d. July 21, 2014 № 212-FL [Electronic resource]. URL: http://www. consul-tant.ru/document/cons_doc_LAW_165809/ (date of access: 23.05.2022).

8. Aarvik P. Artificial Intelligence - a promising anti-corruption tool in development settings? Anti-Corruption Resource Centre, CMI Chr. Michelsen Institute, Norway, U4 Report 2019:1 [Electronic resource]. URL: https://www.u4.no/ publications/artificial-intelligence-a-promising-anti-corruption-tool-in-development-settings.pdf (date of access: 23.05.2022).

9. GIZ. The potential of distributed ledger technologies in the fight against corruption, 2020 [Electronic resource]. URL: https://www.giz.de/en/ downloads/Blockchain_Anticorruption-2020.pdf (date of access: 23.05.2022).

10. Joshi N. Why regulatory compliance can be complicated and how AI can simplify it. Forbes. July 22, 2019 [Electronic resource]. URL: https:// www.forbes.com/sites/cognitiveworld/2019/07/22/ why-regulatory-compliance-can-be-complicated-and-how-ai-can-simplify-it/#400cc55e377e (date of access: 23.05.2022).

11. Lopez-Iturriaga F. and Pastor-Sanz I. Predicting Public Corruption with Neural Networks: An Analysis of Spanish Provinces. SSRN. 2017 [Electronic resource]. URL: https://papers. ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=3 075828 (date of access: 23.05.2022).

12. New Technologies for Sustainable Development. Perspectives on integrity Trust and Anti Corruption. United Nations Development Program. 2021 [Electronic resource]. URL: https://www. undp.org/publications/new-technologies-sustain-able-development-perspectives-integrity-trust-and-anti-corruption (date of access: 23.05.2022).

13. Statista. Volume of data/information created worldwide from 2010 to 2024. 2020 [Electronic resource]. URL: https://www.statista.com/ statistics/871513/worldwide-data-created/ (date of access: 23.05.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.