УДК 343.98.067 ББК 67.523.13
© 2022 г. Солонникова Нина Валерьевна,
доцент кафедры криминалистики Краснодарского университета МВД России, кандидат юридических наук. E-mail: [email protected]
Назаренко Галина Владимировна,
научный сотрудник отделения организации научно-исследовательской работы научно-исследовательского и редакционно-издательского отдела Ростовского юридического института МВД России, кандидат экономических наук. E-mail: [email protected]
К ВОПРОСУ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЛОКЧЕЙН-ТЕХНОЛОГИИ В ХОДЕ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Статья посвящена перспективам применения блокчейн-технологии в борьбе с коррупцией. Проведен анализ состояния коррупции в России, причины ее возникновения. Научно обоснована необходимость внедрения блокчейн-технологии не только в бизнес-процессы экономических субъектов, но государственных органов власти для получения синергетического эффекта от использования распределенного реестра и возможности обеспечения транспарентности государственного управления, контроля и борьбы с коррупцией.
Ключевые слова: коррупция, борьба с коррупцией, взятки, блокчейн-технология, распределенный реестр, криптовалюта, виртуальные активы.
Solonnikova Nina Valerievna - Associate Professor, Department of Forensic Science, the Krasnodar University
of the Ministry of Internal Affairs of Russia, PhD in Law.
Nazarenko Galina Vladimirovna - Researcher, Research and Editorial Department, the Rostov Law Institute
of the Ministry of Internal Affairs of Russia, PhD in Economics.
TO THE USE OF BLOCKCHAIN TECHNOLOGY IN THE INVESTIGATION OF CRIMES
OF CORRUPTION
The article is devoted to the prospects of using blockchain technology in the fight against corruption. The analysis of the state of corruption in Russia is carried out, as well as the causes of its occurrence. Scientifically substantiated the need to implement blockchain technology not only in the business processes of economic entities, but also public authorities to obtain synergies from the use of a distributed registry and the possibility of ensuring the transparency of public administration, control and fight against corruption.
Keywords: corruption, anti-corruption, bribes, blockchain technology, distributed registry, cryptocurrency, virtual assets.
В настоящее время коррупция стала масштабным явлением международного характера. Действующий Федеральный закон от 25.12.2008 № 273 «О противодействии коррупции» [1] не дает четкого определения данного понятия, что приводит к постоянной трансформации явления и появлению большого количества его новых форм, в связи с чем на государственном уровне проблеме распространенности этого негативного явления придается повышенное внимание [2]. В ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации отмечается приоритетный характер противодействия коррупции
и ее проявлениям. Необходимость реализации данных мер распространяется на все уровни и направления государственного управления, начиная с совершенствования системы законодательства, деятельности правоохранительных и судебных органов.
Несмотря на декларирование борьбы с коррупцией, согласно данным международной организации «Transparency International» 2021 г., Российская Федерация занимала 136-е место в «Индексе восприятия коррупции» (рис. 1) [3]. По заявлению главы Счетной палаты РФ А. Кудрина, масштаб коррупции в настоящее время не снижается, и ее объемы измеряются триллионами рублей [4].
Согласно отчету Генеральной прокуратуры РФ, в России в период с января по август 2022 г. выявлено 25,5 тыс. преступлений коррупционной направленности, что на 16,8 % больше по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Больше всего преступлений коррупционной направленности прокуроры выявили в Приволжском федеральном округе - 23,8 % от их общего количества, Центральном федеральном округе - 21,7 %, Южном федеральном округе - 13,8 %. С января по август 2022 г. размер причиненного материального ущерба от коррупционных преступлений составил 33,2 млрд руб. (на тот же период 2021 г. ущерб составлял 42,0 млрд руб.) [5; 6].
По мнению Л.И. Александровой, «причины коррупции заключаются в недостатках законодательства, отсутствии стандартов прозрачности, стабильности политической и экономической системы, в недостатках в организации контрольной деятельности. Кроме того, причины коррупции в России коренятся и в особенностях менталитета населения, его терпимости к этому явлению и в отсутствии веры в способность правоохранительных органов противостоять ему» [7]. По нашему мнению, необходимо выделить и низкий уровень заработных плат государственных служащих, которые, испытывая финансовые затруднения, легче решаются на совершение коррупционных преступлений.
Проблема современного состояния борьбы коррупцией в отечественном государстве характеризуется не только недостаточностью разработки соответствующих правовых мер, но и упущением организационных моментов эффективного противодействия.
В контексте исследования коррупции, причин ее возникновения и разработки мер по борьбе с коррупцией вызывает особый интерес применение информационных технологий. Одним из современных способов выявления коррупционных отношений сегодня выступает система блокчейн, которая представляет собой тип технологии распределенного реестра, в которой информация хранится в блоках в цифровом реестре. Каждый блок содержит зашифрованные данные о транзакции с отметкой времени, криптографически защищенные. До настоящего времени отсутствуют успешные прецеденты атак на систему, компрометирующих любой из системных узлов, проверяющих транзакции через согласованный механизм консенсуса. Никакие данные, введенные в цепочку блоков, не могут быть впоследствии изменены или удалены, и все данные могут быть отслежены до точного момента, когда они были добавлены в цепочку блоков [8].
Таким образом, от выбора механизма консенсуса, а также от того, является ли блокчейн общедоступным, частным или заказным, децентрализованный характер работы блокчейна
Рис. 1. Динамика индекса восприятия коррупции в Российской Федерации
за период с 2014 по 2021 г. [3]
может обеспечить прозрачность, возможно, обеспечивая более высокий уровень безопасности и целостности записей и информации, которые он использует. Некоторые характеристики и заявленные цели блокчейн-технологии тесно коррелируются с принципами борьбы с коррупцией - прозрачность, подотчетность, доверие.
В зависимости от выбранного типа блок-чейна и согласованного механизма консенсуса, блокчейн-технология может затруднить для коррумпированных субъектов манипулирование данными и осуществление мошеннических или коррупционных действий, учитывая потенциал прозрачности, неизменности, проверяемости и безопасности. Это означает, что доверие гарантируется до тех пор, пока сами данные не скомпрометированы, а неточные или потенциально мошеннические транзакции не попадают в базу данных в целях обеспечения целостности и защиты от коррупции.
Применение блокчейн-техно
Также блокчейн-технология способна точно отслеживать движение товаров, что представляет собой ценный инструмент в управлении цепочек поставок, где блокчейн внедрен в процессы учета и отслеживания происхождения и движения товаров. Например, использование блокчейна будет эффективно в борьбе с контрафактом и незаконным оборотом товаров в различных секторах экономики, что также является следствием коррумпированности отдельных должностных лиц. Так, данная технология поможет преодолеть коррупционные риски, в том числе связанные с человеческим взаимодействием, и осмотрительность, а также мошеннические действия с использованием цифровых меток, что позволит проследить весь путь движения товара от производителя до розничного покупателя. В таблице 1 представлены примеры того, как блокчейн-технология может приме-
Таблица 1
1гнн в борьбе с коррупцией*
Сфера / сектор экономики Пример потенциального применения блокчейн-технологии Результаты
Медицина и здравоохранение Отслеживание транзакций, связанных с закупками, проведением торгов и заключением договоров Повышение прозрачности и подотчетности условий прямого контракта
Землеустройство Распределенная служба цифровых временных меток для проверки и подписи документов, содержащих информацию о гражданине и подтверждение права собственности Сокращение коррупционных схем при продаже имущества, переходе права собственности. Повышение безопасности и конфиденциальности за счет подтверждения легитимности документов без раскрытия конфиденциальной информации
Идентификация личности Сбор и хранение идентификационных данных, документации Сокращение бумажного документооборота. Повышение эффективности борьбы с мошенническими действиями при идентификации должностными лицами
Финансы Обеспечение мгновенной проверки транзакций через блокчейн и биометрию Устранение возможностей для коррупции при совершении финансовых операций. Повышение безопасности и прозрачности при переводе денежных средств
Образование Обеспечение мгновенной проверки документов об образовании в цифровом формате Повышение эффективности борьбы с фальсификацией документов об образовании
Драгоценные камни Отслеживание цифровых подписей на драгоценных камнях и проверка транзакций с помощью закрытых ключей Повышение прозрачности цепочек поставок. Гарантия подлинности
Рыболовство Отслеживание и запись перемещения рыбы по всей цепочке поставок Повышение уверенности потребителей в приобретении качественного продукта, а не контрафак-та.
* Составлено авторами.
няться в различных секторах экономики для обеспечения добросовестности ведения бизнеса и борьбы с коррупцией за счет прозрачности операций и возможности отследить все транзакции в любой момент времени.
Несмотря на то, что блокчейн-технология предоставляет широкий спектр возможностей в предотвращении и борьбе с коррупцией, она также может использоваться не по назначению для получения личной выгоды, например, с использованием криптовалюты через неконтролируемые криптобиржи. В настоящее время происходит стремительное развитие блокчейн-технологии и криптоиндустрии. Сообщается, что глобальные инвестиции в этот сектор в 2021 г. достигли более 30 млрд долларов США [9].
При этом считаем необходимым подробно остановиться на факторах, тормозящих процесс внедрения блокчейн-технологии в процесс борьбы с преступлениями коррупционной направленности. Как полагают некоторые отечественные исследователи, применение данной цифровой новации на территории нашей страны довольно сложно реализовать по причине присутствия недоработки правового поля, что выражается в отсутствии нормативного регламентирования применения распределенного реестра [10].
Другим стоп-фактором применения системы контроля на базе распределенного реестра в России является то, что это достаточно капиталоемкая технология, предопределяю-
щая внедрение консенсуса «Proof-of-Work* для защиты сетевых систем от хакерских атак (Dos-атак) и от спама - отправки информации рекламного характера лицам, которые не желают ее получать» [11]. Другими словами, разработка подобной системы, формирование технически соответствующей базы, применение на практике распределенного реестра в различных сферах экономики и государственного управления представляет собой очень дорогостоящий процесс.
Следующий стоп-фактор связан с практическим применением блокчейн-технологии: на обширных участках территории нашей страны могут возникнуть проблемы в работе системы в связи с повсеместным применением данной технологии. Еще одним стоп-фактором является нехватка IT-специалистов, разрабатывающих блокчейн-системы и осуществляющих их технологическую поддержку.
Все это обусловливает необходимость изучения и поиск возможности применения зарубежного опыта использования системы блокчейн в борьбе с коррупционными преступлениями. По данным исследования аналитического агентства Kroll, применение блокчейн-технологии как инструмента в борьбе с коррупцией осуществляется 52 % опрошенных респондентов по всему миру, 29 % заявили, что, хотя они еще не используют данную новацию, их организация планирует использовать блокчейн в своей антикоррупционной борьбе в будущем (рис. 2).
Рис. 2. Использование блокчейн-технологии в борьбе с коррупцией в мире [12]
* В переводе с англ. - доказательство выполненной работы. Юристъ-Правоведъ, 2022, № 4 (103) -
С 2020 г. регион Ближнего Востока все чаще описывается как развивающийся крип-тоцентр, и правительство Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ) поощряет инициативы и выпускает стратегии развития блок-чейна, включая план перехода половины всех государственных транзакций на блокчейн к 2022 г. В начале апреля 2022 г. Financial Times сообщила о том, что Дубай «привлекает крупные криптофирмы» после запуска схемы лицензирования, предлагающей лицензии на виртуальные активы, что делает ОАЭ убежищем для глобального криптосектора. В соответствии с этими региональными тенденциями, респонденты опроса, проведенного Kroll в июне 2022 г. на Ближнем Востоке (Королевство Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты), продемонстрировали своими ответами, что регион значительно больше вовлечен в использование блокчей-на, криптовалют и управление связанными с ними рисками. Респонденты с Ближнего Востока (46 %) значительно чаще заявляли, что их организация использует блокчейн в рамках борьбы с коррупцией, в отличие от остального мира: Европа (27 %), Азиатско-Тихоокеанский регион (22 %), США и Канада (13 %) и Латинская Америка (11 %).
Ответы также показали более высокое знакомство с использованием блокчейн-техно-логии в области инвестиций в Латинской Америке (55 %) и на Ближнем Востоке (40 %), в то время как основные области, для которых блокчейн-технология продемонстрировала ценность в таких сферах как закупки (посредством маркировки, конфиденциальных данных и управления базами данных), управление денежными средствами и поставками (аутентификация и борьба с контрафакцией) больше всего поддержали респонденты в США и Канаде (77 %), Азиатско-Тихоокеанском регионе (75 %) и Европе (74 %).
На Ближнем Востоке (61 %) также значительно чаще компании принимают или осуществляют платежи с использованием крип-товалюты, по сравнению с Азиатско-Тихоокеанским регионом (30 %), Европой (28 %), Латинской Америкой (21 %) и США и Канадой (12 %). Ценность представляет децентрализованный характер криптовалют и преимущества виртуальных и защищенных бирж, не ограниченных какой-либо юрисдикцией и
местной валютой. Криптография, хотя и является псевдонимной, поддается отслеживанию и обеспечивает форму гарантии свободы от политических и институциональных рисков [12].
Считаем, что долгосрочная борьба с коррупцией должна быть направлена на ее фундаментальные основы. Это требует процесса, включающего как деинституционализацию коррупционных практик, так и институцио-нализацию альтернативных систем и практик на правительственном уровне, что требует значительного времени, политической воли [13], согласования стандартов, связанных с технологией блокчейн [14], и активного посредничества между представителями крупнейший бизнес-структур и правительства [15]. Таким образом, блокчейн-технология сама по себе не решит проблему коррупции, поскольку публичные блокчейны сначала должны получить широкое признание и быть внедрены таким образом, чтобы они были доступны для контроля государственным органам власти.
Сопоставляя современное понимание блокчейн-технологии и теорию коррупции, мы видим потенциал применения данной новации в борьбе с коррупцией. Мы также пришли к выводу, что для этого должны быть созданы определенные условия.
Полагаем, что внедрение блокчейн-техно-логии Правительством зависит от политической воли (например, основанной на экономических прогнозах, которые обещают существенную экономическую отдачу с точки зрения дополнительных финансовых ресурсов, увеличения налоговой базы, повышения производительности, способствующей благосостоянию общества) в сочетании с цифровой инфраструктурой. Гармонизация технологических стандартов для блокчейна является критической проблемой, которая может потребовать как доработку нормативно-правовой базы, так и активного участия крупных компаний, профессиональных ассоциаций и других отраслевых объединений. В тех случаях, когда экономические субъекты вовлечены в широком масштабе, управление на основе блокчейна может не ограничиваться изолированными островками в отрасли, которые можно легко обойти, оказывая нулевой эффект на коррупцию в обществе.
Литература
1. О противодействии коррупции: федер. закон от 25.12.2008 № 273-Ф3 [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_82959/ (дата обращения: 30.10.2022).
2. Фиалковская И.Д. Коррупция: понятие, признаки, виды // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2018. № 1.
3. Индекс восприятия коррупции. Официальный сайт Международной организации «Transparency International» [Электронный ресурс]. URL: https://transparency.org.ru/research/ indeks-vospriyatiya-korruptsii/ (дата обращения: 30.10.2022)
4. Кудрин А. оценил ущерб от коррупции в России. [Электронный ресурс]. URL: https:// ria.ru/20200114/1563386916.html (дата обращения: 30.10.2022).
5. Состояние преступности в России за январь-август 2021 года. Портал правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://crimestat.ru/analytics (дата обращения: 30.10.2022)
6. Состояние преступности в России за январь-август 2022 года. Портал правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://crimestat.ru/analytics (дата обращения: 30.10.2022).
7. Александрова Л.И. К вопросу о коррупции // Современная наука. 2022. № 1.
8. Назаренко Г.В. Цифровые технологии как инструмент предотвращения и борьбы с коррупцией в сфере государственного управления // Философия права. 2022. № 3(102).
9. Why the UK joined the race to woo the crypto industry // Financial Times. [Электронный ресурс]. URL:https://www.ft.com/content/65eb9636-d253-42af-8526-50d70c41a19b (дата обращения: 30.10.2022).
10. Соколова Т.Н., Волошин И.П., Петру-нин И.А. Преимущества и недостатки технологии блокчейн // Экономическая безопасность и качество. 2019. № 1(34).
11. Куликов А.В., Символокова Д.А. Современный способ борьбы с коррупцией - использование технологии блокчейн // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. 2021. № 4.
12. 2022 Anti-Bribery and Corruption Benchmarking Report [Электронный ресурс]. URL: https://
Bibliography
1. On combating corruption: Feder. Law of December 25, 2008 No. 273-FZ [Electronic resource]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_8295 9/ (date of access: 30.10.2022).
2. Fialkovskaya I.D. Corruption: concept, signs, types // Bulletin of the Nizhny Novgorod University. N.I. Lobachevsky. 2018. № 1.
3. Corruption perception index. Official site of the International Organization «Transparency International» [Electronic resource]. URL: https:// transparency.org.ru/research/indeks-vospriyatiya-korruptsii/ (date of access: 30.10.2022)
4. Kudrin A. assessed the damage from corruption in Russia. [Electronic resource]. URL: https:// ria.ru/20200114/1563386916.html (date of access: 30.10.2022).
5. The state of crime in Russia in January-August 2021. Portal of Legal Statistics of the General Prosecutor's Office of the Russian Federation [Electronic resource]. URL: http://crimestat.ru/analytics (date of access: 30.10.2022).
6. The state of crime in Russia in January-August 2022. Portal of Legal Statistics of the General Prosecutor's Office of the Russian Federation [Electronic resource]. URL: http://crimestat.ru/analytics (date of access: 30.10.2022).
7. Aleksandrova L.I. On the issue of corruption // Modern science. 2022. №1.
8. Nazarenko G.V. Digital technologies as a tool for preventing and combating corruption in public administration // Philosophy of Law. 2022. № 3(102).
9. Why the UK joined the race to woo the crypto industry // Financial Times. [Electronic resource]. URL: https://www.ft.com/content/65eb9636-d253-42af-8526-50d70c41a19b (date of access: 30.10.2022).
10. Sokolova T.N., Voloshin I.P., Petrunin I.A. Advantages and disadvantages of blockchain technology // Economic security and quality. 2019. № 1(34).
11. Kulikov A.V., Symbolokova D.A. The modern way to fight corruption is the use of blockchain technology // Izvestiya TulGU. Economic and legal sciences. 2021. № 4.
12. 2022 Anti-Bribery and Corruption Benchmarking Report [Electronic resource]. URL: https:// www.kroll.com/en/insights/publications/compliance-risk/anti-bribery-and-corruption-report/abc-programs-blockchain-and-crypto# (date of access: 30.10.2022).
13. Hughes L., Dwivedi Y.K., Misra S.K., Rana N.P., Raghavan V. and Akella V. Blockchain
www.kroll.com/en/insights/publications/compliance-risk/anti-bribery-and-corruption-report/abc-pro-grams-blockchain-and-crypto# (дата обращения: 30.10.2022).
13. Hughes L., Dwivedi Y.K., Misra S.K., Rana N.P., Raghavan V. and Akella, V. Blockchain research, practice and policy: applications, benefits, limitations, emerging research themes and research agenda, International Journal of Information Management. 2019. Vol. 49.
14. Torres de Oliveira R., Indulska M. and Zalan T. Guest editorial: blockchain and the multinational enterprise: progress, challenges and future research avenues. Review of International Business and Strategy. 2020. Vol. 30. № 2.
15. Dang Q.T., Jasovska P. and Rammal H.G. International business-government relations: the risk management strategies of MNEs in emerging economies. Journal of World Business. 2020. Vol. 55 № 1.
research, practice and policy: applications, benefits, limitations, emerging research themes and research agenda, International Journal of Information Management. 2019. Vol. 49.
14. Torres de Oliveira R., Indulska M. and Zalan T. Guest editorial: blockchain and the multinational enterprise: progress, challenges and future research avenues. Review of International Business and Strategy. 2020. Vol. 30 № 2.
15. Dang Q.T., Jasovska P. and Rammal H.G. International business-government relations: the risk management strategies of MNEs in emerging economies. Journal of World Business. 2020. Vol. 55 № 1.