Научная статья на тему 'Проблемы и направления совершенствования системы регулирования малого бизнеса в России'

Проблемы и направления совершенствования системы регулирования малого бизнеса в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
73
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС В РОССИИ / КЛАССИФИКАЦИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ОБЪЕМ ОБОРОТА ПРОДУКЦИИ / РЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПРОГРАММ / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СУБЪЕКТОВ / SMALL BUSINESS IN RUSSIA / CLASSIFICATION OF SMALL BUSINESS UNDERTAKINGS / FINANCIAL AND ECONOMICAL ACTIVITY / VOLUME OF PRODUCT CIRCULATION / REALIZATION OF INTERNATIONAL PROGRAMS / DIFFERENTIATION OF SUBJECTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Казарцева Татьяна Сергеевна

Рассмотрены основные проблемы развития малого бизнеса в России и предложены меры по их решению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEMS AND COURSES OF UPGRADING THE SMALL BUSINESS REGULATION SYSTEM IN RUSSIA

The author considers basic problems of Russian small business development and offers measures to solve them.

Текст научной работы на тему «Проблемы и направления совершенствования системы регулирования малого бизнеса в России»

Сегодня перед предприятиями ЖКХ стоит задача совершенствования технологии оказания услуг, повышения их качества и эффективности деятельности с целью получения конкурентного преимущества. Вопросы повышения качества услуг ЖКХ, поиск резервов, возможности контроля рассматриваются на государственном уровне, на уровне профессиональных объединений. Контроль за качеством услуг ЖКХ становится общественно значимым, и в данный момент задача поиска резервов повышения качества услуг ЖКХ является актуальной как за рубежом, так и в России.

Библиографический список

1. Данилин П.П. Переход от равномерных государственных субсидий «на квадратный метр» (бюджетные дотации) к целевой поддержке малообеспеченных семей. М.: Фонд «Институт экономики города», 2001. 154 с.

2. Дробышева В.В. Интегральная оценка качества жизни населения региона : монография; под науч. ред. д-ра экон. наук, проф. Б.И. Герасимова. Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2004. 108 с.

3. Дронов А.А. О состоянии ЖКХ России и перспективах его реформирования // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. № 6-7. 2001. С. 48-50

4. Егорова Е.С. Качество услуг социально-экономической организации: монография. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007. 88 с.

5. Кравцова Л.В. Методические основы исследования качества жилищно-коммунальных услуг// Научно-технический сборник "Коммунальное хозяйство городов", Выпуск 61. Серия: Экономические науки. Харьковская национальная академия городского хозяйства.

6. Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда. Приказ Государственного комитета РФ по жилищной и строительной политике N 17139 от 26.12.97г.

7. Савин К.Н. Экономический анализ качества услуг жилищно-коммунального хозяйства: монография / под науч. ред. д-ра экон. наук, проф. Б.И. Герасимова. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2004. 192 с.

8. Экономические и социальные проблемы России. Теневая экономика: экономические и социальные аспекты. /под ред. Жилина И.Ю., Тимофеев Л.М. М: Б., 1999. 168 с.

УДК 330

ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ

Т.С.Казарцева1

Сибирский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства, 630501, НСО Новосибирский р-н, пос. Краснообск СибНИИЭСХ.

Рассмотрены основные проблемы развития малого бизнеса в России и предложены меры по их решению. Ключевые слова: малый бизнес в России; классификация малого предпринимательства; финансово-экономическая активность; объем оборота продукции; реализация международных программ; дифференциация субъектов.

THE PROBLEMS AND COURSES OF UPGRADING THE SMALL BUSINESS REGULATION SYSTEM IN RUSSIA T.S. Kazartseva

Siberian Scientific-Research Institute of Economics of Agriculture Krasnoobsk SibSRIEA settlement, NSO Novosibirskii region, 630501

The author considers basic problems of Russian small business development and offers measures to solve them. Key words: small business in Russia; classification of small business undertakings; financial and economical activity; volume of product circulation; realization of international programs, differentiation of subjects.

Анализируя предпосылки становления сильного малого бизнеса за рубежом, приходишь к выводу, что секрет высокой значимости этого сектора в экономике развитых стран заключается не столько в льготном налогообложении, сколько в эффективной и продуктивной государственной политике, направленной на развитие и поддержку малого предпринимательства. Налоговые льготы и специальные режимы помогают окрепнуть, занять свое место на рынке, развиться малым предприятиям до уровня средних и стать полноценными участниками налоговых отношений. Основная же задача государственных программ неналогового характера - обеспечить стабильное конъюнктурное положение предпринимательства, гарантировать свободный доступ к финансированию посредством банковских кредитов на льготных условиях, ока-

зывать все виды поддержки и устранять административные барьеры. Так, кредиты за рубежом не превышают 4%, а у нас показатель процентной ставки более 25%. В отличие от западных стран в России не предусмотрена прогрессивная шкала налогообложения, отсутствуют особенности налогообложения средних предприятий (которые как класс вообще не выделены), нет стимулов для роста малых фирм. Кроме того, в РФ низкая налоговая культура, поэтому дополнительные льготы и снижение ставок не приводят к желаемому эффекту (расширению налогооблагаемой базы и росту налоговых поступлений). Исходя из опыта иностранных государств, прежде всего необходимо разработать меры, стимулирующие развитие малых предприятий, т.е. логическое преобразование их в более крупные единицы. Последнее невозможно сде-

1Казарцева Татьяна Сергеевна, аспирант, тел.: (383)3481860, e-mail: ardeu@yandex.ru Kazartseva Tatjana Sergeevna, a postgraduate, tel.: (383)3481860, e-mail: ardeu@yandex.ru

лать без уточнения критериев отнесения к разным категориям предпринимательства, разработки особых налоговых норм, а также совершенствования существующих режимов налогообложения.

Основными недостатками действующей на сегодняшний день классификации малого предпринимательства России, предложенной в законопроекте "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", являются: отсутствие ограничений по показателям финансово-экономической активности предприятий и несоответствие европейским группам по численности персонала. В связи с этим невозможно сопоставить статистические показатели, финансово-экономические характеристики, оценить эффективность налогообложения, программы государственной поддержки, а также вклад определенной группы предприятий в экономику страны.

В основе российской классификации должен лежать европейский подход. Во-первых, наметившаяся унификация единых финансово-экономических характеристик, применяемых в России и ЕС, а также переход на Международные стандарты финансовой отчетности обусловливают единую направленность в развитии законодательства РФ и стран - участниц ЕС. Во-вторых, с 2005г. Федеральная служба государственной статистики перешла от учета объемов производства продукции (работ, услуг) на малых предприятиях к учету объемов оборота, что позволяет оперировать этим же показателем при установлении качественного критерия деятельности малых и средних предприятий (МСП) России.

Наиболее рациональным и целесообразным будет введение в России для малых и средних предприятий тех же размерных групп, что и в ЕС, с некоторой корректировкой по финансовым показателям, поскольку применение абсолютных числовых данных ЕС по обороту (валюте баланса) в России преждевременно. Определить величину оборота для российских малых и средних предприятий в условиях инфляции и отсутствия полных статистических данных (в разрезе категорий) достаточно сложно. Здесь автором предлагается использовать два ориентира. Во-первых, опираться на информационную базу Росстата, сформированную специально при разработке ранее названного законопроекта и выявившую средние значения объема выручки в зависимости от размера предприятий. Во-вторых, отправной величиной может служить средний объем оборота малых (по Федеральному закону N 88-ФЗ) предприятий, достигнутый по состоянию на 01.01.2006 - 20 млн. руб. Эту величину рационально закрепить за микропредприятиями, а для остальных групп установить объемы оборота исходя из потенциально возможных, удовлетворяющих минимальным значениям Росстата и пропорционально европейским величинам.

Разработка критериев определения субъектов малого и среднего предпринимательства - это первый этап налоговой реформы, необходимый для обеспечения полной и регулярно обновляемой информационной базы о предприятиях малого бизнеса в целях государственного (статистического и налогового) кон-

троля, выработки курса реформ, программ поддержки, реализации международных программ и пр. Формировать базу данных о малых и средних предприятиях, оценивать эффективность проводимых налоговых реформ предлагается с помощью единой "Декларации субъекта малого (среднего) предпринимательства", содержащей сведения, позволяющие налоговым органам вести реестр МСП, отслеживать структуру и динамику развития предприятий, а именно: количество занятых, оборот предприятия, определяющие статус фирмы, виды осуществляемой деятельности (и расшифровку выручки по ним), используемые налоговые режимы, налоговый вклад субъектов МСП и пр. Эта декларация должна заменить многочисленные и непредставительные справки, которые в настоящее время, хоть и заполняются многими предпринимателями, но не являются обязательными и зачастую содержат недостоверные и противоречивые сведения. Более того, учет налоговых доходов в разрезе субъектов малого и среднего предпринимательства позволит оценить эффективность использования различных систем налогообложения и выработать направления их совершенствования.

Только при использовании единой унифицированной классификации малого и среднего предпринимательства в России и ЕС появится возможность сопоставить реальное экономическое положение, произвести объективную оценку налогового бремени для малого бизнеса в РФ и за рубежом, выработать согласованные меры государственной политики и реализовать международные программы развития поддержки малого (среднего) предпринимательства в России.

Предложенная классификация даст возможность совершенствовать и специальные налоговые режимы. В частности, целесообразно разрешить использование упрощенной системы средними фирмами, закрепив за ними в рамках этого режима (налоговая база -доходы минус расходы) повышенную ставку единого налога - 20%. Это позволит не только поддержать предприятия с численностью работников до 250 человек, но и создать налоговые стимулы для роста и развития малых и средних фирм. В этом случае класс среднего предпринимательства будет полностью отвечать своей экономической сути - служить неким мостом от малого бизнеса к крупному. На следующем этапе необходимо реформировать специальный режим в виде единого налога на вмененный доход. В международной практике (в отличие от упрощенной системы налогообложения) точного аналога российской системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход нет. Однако основными принципами используемых за рубежом специальных режимов для определенных видов деятельности являются: максимальное соответствие налогового бремени фактической доходности бизнеса и отсутствие дискриминирующих положений. На сегодняшний день дифференциация субъектов РФ никак не отражена в НК РФ. Эти различия должны учитываться корректирующими коэффициентами, которые показывают степень влияния того или иного условия на результат предпринимательской деятельности, облагаемой единым нало-

гом. Несоразмерность налоговой нагрузки по регионам объясняется различиями в порядке и методике определения корректирующего коэффициента К-2, которые разрабатываются местными органами власти. Разнородность используемых подходов, главным образом не учитывающих все многообразие влияющих факторов, не может обеспечить тождество вмененного и фактического дохода.

Таким образом, целесообразно рассматривать в качестве направлений стимулирования развития малого бизнеса:

- системное совершенствование налогообложения малого бизнеса, в том числе стимулирование инновационного малого бизнеса;

- развитие цивилизованного рынка нематериальных активов;

- фундаментальную защиту мелкой и средней собственности, наиболее подверженной атакам рейдеров и криминала;

- расширение системы кредитования, развитие системы венчурного финансирования и инвестиций в новые малые и средние компании;

- коренное усиление роли саморегулируемых организаций.

Указ учитывает интересы малого бизнеса, в полной мере отражает все идеи, высказанные в Тобольске на заседании президиума Госсовета, посвященного развитию малого предпринимательства.

В российском правительстве уже приступили к разработке целого ряда законопроектов, которые облегчат жизнь малого бизнеса. Минимальный вклад малого бизнеса в валовый региональный продукт (ВРП) должен составлять 50%. На сегодняшний день во многих сферах, касающихся инноваций и интеллектуальных услуг, именно малый и отчасти средний бизнес является генератором большей части инициатив. С точки зрения эффективности именно малые и средние компании оказываются здесь на высоте.

УДК 330.354; 338.242.2

ИННОВАЦИОННОСТЬ МАЛОГО БИЗНЕСА В КОНТЕКСТЕ ПАРАДИГМЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

Н.Я.Калюжнова1, Т.А.Любимова2, К.В.Хлыстов3, А.Е.Какаулин4

Иркутский государственный университет, 664003, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1.

Рассмотрена сущность понятий инновации, инновационный потенциал, инновационная деятельность. Раскрыты факторы инновационного потенциала фирмы и особенности инновационного потенциала фирм малого и среднего бизнеса. Проанализированы факторы и барьеры инновационной деятельности фирм малого и среднего бизнеса.

Библиогр. 19 назв.

Ключевые слова: малый бизнес; экономический рост; конкурентоспособность; экономика, основанная на знаниях; инновационная деятельность; инновационный потенциал.

INNOVATION ABILITY OF SMALL BUSINESS IN THE CONTEXT OF THE PARADIGM OF THE REGIONAL INNOVATION POLICY

N.Y.Kalyuzhnova, T.A. Lyubimova, K.V. Hlystov, A.E. Kakaulin

Irkutsk State University 1 Karl Max St., Irkutsk, 664003

The authors consider the essence of the concepts of innovation, innovation potential, and innovation activity. They reveal the factors of firm innovation potential and features of innovation potential of firms of small and medium business. They analyse factors and barriers of innovation activity of firms of small and medium business. 19 sources.

Key words: small business; economical growth; competitiveness; economics based on knowledge; innovation activity; innovation potential.

1Калюжнова Надежда Яковлевна, профессор, доктор экономических наук, зав.кафедрой экономики Института математики, экономики и информатики ГОУ ВПО «ИГУ», тел.: 79148859617, e-mail: nk@home.isu.ru

Kalyuzhnova Nadezhda Yakovlevna, a professor, a doctor of economical sciences, the head of the Chair of Economics of the Institute of Mathematics, Economics and Informatics of the State Educational Institution of Higher Professional Education "ISU", tel.: 79148859617, e-mail: nk@home.isu.ru

2Любимова Татьяна Александровна, аспирант, тел.: 79149091985, e-mail: mital-t@yandex.ru Lyubimova Tatjana Alexandrovna, a postgraduate, tel.: 79149091985, e-mail: mital-t@yandex.ru

3Хлыстов Кирилл Вячеславович, аспирант, тел.: (3952)323435, e-mail: shaft@yandex.ru Hlystov Kirill Vyacheslavovich, a postgraduate, tel.: (3952)323435, e-mail: shaft@yandex.ru

4Какаулин Александр Евгеньевич, аспирант, тел.: (3952)749356, e-mail: aleks@irfc.ru Kakaulin Alexander Evgenjevich, a postgraduate, tel.: (3952)749356, e-mail: aleks@irfc.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.