Научная статья на тему 'Роль жилищно-коммунальных услуг в решении социальных проблем общества'

Роль жилищно-коммунальных услуг в решении социальных проблем общества Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3067
211
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА / КАЧЕСТВО УСЛУГ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / СУБСИДИИ / HOUSING AND COMMUNAL SERVICES / SOCIAL PROBLEM / QUALITY OF SERVICES / QUALITY OF LIFE / SUBSIDIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Захарова Екатерина Владимировна

Отражены особенности функционирования системы ЖКХ, ее структура и влияние на качество жизни населения. Дан анализ категории «качество услуг» и ее составляющих, приведены выдержки из законодательных актов, регламентирующих уровень качества коммунальных услуг. Рассмотрены способы повышения качества жизни населения, виды социальной поддержки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES IN THE SOLUTION OF SOCIETY SOCIAL PROBLEMS

The article reflects the features of operation of housing and communal services system, its structure. All these influence the quality of life of population. The author gives the analysis of the category quality of services and its components, presents extracts from legislative acts regulating the level of quality of public services. She examines the ways to increase the quality of life of population, kinds of social support.

Текст научной работы на тему «Роль жилищно-коммунальных услуг в решении социальных проблем общества»

УДК 332.8(470+571)

РОЛЬ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ В РЕШЕНИИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ОБЩЕСТВА

Е.В.Захарова1

Всероссийский заочный финансово-экономический институт, 23995, ГСП-5, г. Москва, ул. Олеко Дундича, 23.

Отражены особенности функционирования системы ЖКХ, ее структура и влияние на качество жизни населения. Дан анализ категории «качество услуг» и ее составляющих, приведены выдержки из законодательных актов, регламентирующих уровень качества коммунальных услуг. Рассмотрены способы повышения качества жизни населения, виды социальной поддержки.

Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, социальная проблема; качество услуг; качество жизни; субсидии.

THE ROLE OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES IN THE SOLUTION OF SOCIETY SOCIAL PROBLEMS E.V.Zaharova

All-Russian Correspondent Financial and Economical Institute 23 Oleko Dundich St., Moscow, GSP-5, 23995

The article reflects the features of operation of housing and communal services system, its structure. All these influence the quality of life of population. The author gives the analysis of the category "quality of services" and its components, presents extracts from legislative acts regulating the level of quality of public services. She examines the ways to increase the quality of life of population, kinds of social support.

Key words: housing and communal services; social problem; quality of services; quality of life; subsidies.

Система социально-экономических отношений -это сфера жизненно важных интересов населения. Ее качественные и количественные характеристики свидетельствуют об уровне социального, экономического и культурного развития государства и общества. Сформировать же эффективную систему социально-экономических отношений можно только на основе сочетания различных видов и организационно-правовых норм социальной защиты, активного и ответственного участия в ее функционировании работников, работодателей и государства. Огромное значение в связи с этим приобретает характеристика качества жизни.

Необходимость изучения и анализа качества жизни обусловлена тем, что этот показатель является основным фактором экономического роста в стране и регионах, а также признан международным сообществом одним из главных показателей, наряду с научно-техническим прогрессом характеризующих развитие стран и народов на международном уровне [2]. Поиск новых путей экономического развития привел к осознанию, что только качество жизни может в наибольшей степени выражать цели мирового сообщества.

Под качеством жизни в современных концепциях качества за рубежом понимают комплексную характеристику социально-экономических, политических, культурно-идеологических, экологических факторов и условий существования личности, положения человека в обществе. В концепцию качества жизни, принятую в постиндустриальных обществах, включены ограничения на удовлетворение потребностей людей, обеспечивающие гармоничное развитие ноосферы. К этим

ограничениям относятся: охрана окружающей среды; забота о безопасности производств и продукции; поддержание ресурсного потенциала страны. В то же время центральными задачами в концепции качества жизни провозглашаются:

а) обеспечение физического и морального здоровья общества;

б) расширение употребления населением экологически чистых продуктов питания;

в) гармонизация условий труда и т.д.

В литературе понятия «качество жизни» и «уровень жизни» нередко переплетаются и подменяют друг друга, что не вполне корректно. При этом уровень жизни определяется как показатель, характеризующий количество и качество товаров и услуг, потребляемых в стране [8, С.158]. Говоря о качестве жизни, нередко легко переходят к таким количественным характеристикам уровня жизни, как потребительская корзина. Данное понятие в современном словаре рыночных терминов означает набор товаров-представителей в заданных количествах с фиксируемыми ценами. Определяя уровень жизни, к потребительской корзине добавляют показатели смертности населения, общеобразовательный уровень и т.п., решая фактически частные проблемы качества жизни и не давая четкого определения самому понятию [8, С. 160].

Исходя из современной терминологии, качество -это степень соответствия присущих объекту характеристик определенным требованиям. То есть качественными являются те продукты и услуги, которые удовлетворяют существующие потребности населения. Если трансформировать данное понятие приме-

1Захарова Екатерина Владимировна, аспирант, тел.: (499)1448519, e-mail: ekaterina07@bk.ru Zaharova Ekaterina Vladimirovna, a postgraduate, tel.: (499)1448519, e-mail: ekaterina07@bk.ru

нительно к качеству жизни, то качество жизни - это степень соответствия условий жизни человека существующим у него потребностям [8, С. 95].

Одной из основных отраслей экономики, от функционирования которой напрямую зависит качество жизни, является отрасль жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). Она призвана обслуживать материально-бытовые потребности населения в жилье и коммунальных услугах. ЖКХ представляет собой важнейшую часть территориальной инфраструктуры, а его деятельность в значительной степени формирует соответствующее качество жизни населения, отражая степень цивилизованности общества, культуры его быта и образ жизни, и служит одной из важнейших предпосылок развития экономического потенциала территорий. Жилищно-коммунальная сфера - это крупнейшая система жизнеобеспечения. В современных условиях отсутствие воды, тепла, санитарной очистки и благоустройства населенных мест, достойного жилья даже в незначительных масштабах является социальной катастрофой.

Жилищно-коммунальное хозяйство имеет многоотраслевую структуру (рис. 1).

в) управления механизации и спецавтобазы, обеспечивающие жилищные организации аварийным и другим специальным транспортом, уборочной, строительной техникой и механизмами;

г) подразделения, осуществляющие материально-техническое обеспечение предприятий и организаций;

д) промышленные предприятия, изготавливающие продукцию для нужд жилищно-эксплуатационных организаций, научные, учебные организации, осуществляющие научное обслуживание, подготовку и повышение квалификации специалистов жилищного хозяйства, расчетно-кассовые и вычислительные центры коллективного пользования и др.

Коммунальное хозяйство - важная часть территориальной инфраструктуры, формирующая (вместе с жилищным хозяйством) жизненную среду человека. В состав коммунального хозяйства входят следующие подотрасли:

а) ресурсоснабжение (тепло-, электро-, газо-, водоснабжение и водоотведение);

б) благоустройство (дорожно-мостовое хозяйство, озеленение, берегоукрепление, санитарная очистка, утилизация отходов);

Жилищно-коммунальное хозяйство

Рис. 1. Структура жилищно-коммунального хозяйства [3]

В соответствии с действующей классификацией статистическое наблюдение в ЖКХ ведется более чем по 15 видам деятельности (эксплуатация жилищного фонда, коммунальное тепло- и газоснабжение, водоснабжение и водоотведение, благоустройство и т.п.), которые группируются в две основные подотрасли: жилищное хозяйство и коммунальное хозяйство.

Жилищное хозяйство - часть городского хозяйства, призванная обслуживать потребности человека в жилище. Жилищное хозяйство имеет большое социальное значение, поскольку жилище является основой существования человека. В состав жилищного хозяйства входят:

а) собственный жилищный фонд, жилищно-эксплуатационные предприятия и организации, ремонтно-строительные предприятия и организации, специализирующиеся на капитальном ремонте жилищного фонда;

б) специализированные ремонтно-строительные и ремонтно-наладочные организации, ориентированные на ремонт и техническое обслуживание инженерного оборудования домов;

в) бытовое обслуживание (банно-прачечное хозяйство, гостиничное хозяйство, ритуальное обслуживание).

Достижение Россией уровня развитых стран требует не только высоких экономических, но и социальных показателей. В современных экономических условиях Россия проигрывает развитым странам по многим социальным показателям. Одной из основных проблем социальной сферы в РФ является низкое качество производимых услуг, в том числе и коммунальных. В этой связи анализ качества коммунальных услуг особенно важен, так как позволяет оценить эффективность действующей системы социально-экономических отношений, а именно системы ЖКХ и конечного продукта - услуги, а также выявить недостатки деятельности организаций, входящих в структуру ЖКХ, устранение которых может послужить резервом дальнейшего повышения качества коммунальных услуг.

Экономический подход к исследованию качества жилищно- коммунальных услуг заключается в том, что изучаются не только их специальные свойства и от-

дельные виды контроля, а экономические отношения между населением, предприятиями, отраслями, складывающиеся в процессе создания этих свойств, с последующим использованием для удовлетворения потребностей, обеспечения оптимального социально-экономического эффекта управления качеством в жилищно-коммунальном хозяйстве.

Как было сказано выше, в рыночной экономике проблема качества является важнейшим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности. Качество продукции (товара или услуги) - это совокупность ее свойств, позволяющих установить меру, характеризующую степень удовлетворения определенных потребностей с учетом затрат на ее производство. Развивая это определение по отношению к категории «качество жилищно-коммунальных услуг», можно предложить следующее: качество жилищно-коммунальных услуг - это совокупность характеристик жилищно-коммунальных услуг, которые позволяют установить меру удовлетворения потребителя комфортными условиями проживания и пребывания в зданиях с учетом затрат на их производство.

В отличие от качества услуги уровень качества услуги - относительная характеристика, основанная на сравнении фактических значений показателей ее качества с нормативными значениями этих показателей [4, С.5]. Для определения уровня качества коммунальных услуг существует определенный перечень нормативов и законодательных документов. Так, в Постановлении Правительства РФ от 01.02.2005 N 49 п. 1.5 гласит: «Исполнитель обязан предоставить потребителю услуги, соответствующие по качеству обязательным требованиям нормативов и стандартов, санитарных правил и норм и условиям договора, а также информации об услугах, предоставляемых исполнителем.

Потребительские свойства и режим предоставления услуг должны соответствовать установленным нормативам:

а) по теплоснабжению - температуре воздуха в жилых помещениях при условии выполнения мероприятий по утеплению помещений согласно действующим нормам и правилам;

б) по электроснабжению - параметрам электрической энергии по действующему стандарту;

в) по холодному водоснабжению - гигиеническим требованиям по свойствам и составу подаваемой воды, а также расчетному расходу воды в точке разбора;

г) по горячему водоснабжению - гигиеническим требованиям по составу, свойствам и температуре нагрева подаваемой воды, а также расчетному расходу воды в точке разбора;

д) по канализации - отведению сточных вод» [6].

В нормативных документах прописывается порядок предоставления коммунальных услуг, согласно которому обслуживание жилых домов осуществляется на основе договора жильцов - потребителей коммунальных услуг и жилищных эксплуатационных организаций, предоставляющих коммунальные услуги. В договоре отражаются:

- качество услуг;

- режим предоставления услуг и нормативные объемы потребления;

- порядок и сроки устранения неисправностей и аварий;

- установленные размеры и условия оплаты, расчетный период и сроки внесения платежей, пеня за несвоевременную оплату услуг;

- технические характеристики инженерного оборудования жилых помещений, в том числе определяющие максимальную мощность электробытовых машин, приборов, аппаратуры;

- права, обязанности и ответственность исполнителя и потребителя.

Состав услуг, предоставляемых потребителю, определяется степенью благоустройства жилого дома или квартиры. При отклонении от установленного договором качества услуг оплата потребителем соответственно уменьшается. Таким образом, происходит стимулирование деятельности жилищно-коммунальных организаций, находящихся в условиях рыночной экономики.

Понятие «качество жилищно-коммунальной услуги» является комплексным. Оно затрагивает не только конечный результат услуги - создание комфортных условий жизнедеятельности человека, но и предполагает систему технологических процессов, каждый из которых должен соответствовать критериям качества. Исследования качества жилищно-коммунальных услуг показали, что в процессе производства и потребления услуг возникает необходимость в согласовании субъективных требований к качеству, предъявляемых потребителем, со стандартным уровнем услуги и ее реальными характеристиками (рис. 2).

Первый этап

Рис. 2. Система согласования качества жилищно-коммунальных услуг [4]

Первый этап. Потребители формируют под воздействием индивидуальных потребностей, знаний и предыдущего опыта ожидаемое качество услуги, которое воспринимается руководством жилищно-коммунального предприятия как информация о требуемом качестве услуги.

Второй этап. Производитель, предполагая произвести жилищно-коммунальные услуги, определяет возможные требования потребителей к качеству его продукции. В то же время, на услуги установлены стандарты качества и нормы потребления. На данном этапе необходима корректировка отклонения стандартов от ожидаемого потребителем уровня качества услуг.

Третий этап. На этом этапе возможны расхождения между стандартом на услуги и предлагаемым уровнем качества обслуживания. Такая ситуация складывается в связи с недостаточным качеством и количеством ресурсного обеспечения, низким квалификационным уровнем персонала и др.

На четвертом этапе предлагаемый уровень качества услуг не соответствует фактически полученному из-за нарушений технологической дисциплины.

Пятый этап. Несогласованность между ожидаемым и полученным уровнем качества услуг определяется суммой отклонений от требуемого качества услуги на всех этапах ее согласования. Разрыв между ожидаемым и полученным качеством услуги тем меньше, чем больше было согласованности на предыдущих этапах[5, С.17].

Качество коммунальных услуг зависит не только от нормативно-правовых аспектов, регламентирующих процесс и уровень их предоставления, но и от степени финансирования предприятий ЖКХ. Величина финансирования сферы ЖКХ напрямую зависит от величины тарифов на коммунальные услуги. В РФ ежегодно наблюдается рост тарифов на ЖКУ, в связи с этим некоторые категории населения не имеют финансовых возможностей для оплаты ЖКУ по установленным тарифам. Поэтому государственными органами разрабатывается политика социальной защиты такой категории граждан.

Объективная потребность интеграции страны в мировое экономическое сообщество требует соответствия не только экономическим, но и социальным стандартам развитых стран. В связи с этим важнейшие задачи социальной политики государства состоят в том, чтобы предоставить каждому гражданину социальные гарантии по основным секторам социального обеспечения. Социальная защита при оплате ЖКУ складывается из двух видов помощи: субсидии на оплату ЖКУ, предоставляемые малообеспеченным гражданам, в основном имеющим доход ниже прожиточного минимума; льготы на оплату ЖКУ, предоставляемые населению независимо от материального положения по категориальному и профессиональному признаку. Кроме того, продолжает действовать механизм дотирования предприятий ЖКХ из бюджетов для покрытия выпадающих доходов предприятий, образующихся из-за установления местными администрациями тарифов на услуги ЖКХ ниже экономически обоснованных.

Приоритетным направлением проведения социальных реформ является переход к более эффективной модели - модели адресной социальной политики, реализуемой с учетом реально имеющихся у государства ресурсов и возможностей и ориентированной на

поддержку наиболее социально уязвимых групп населения. Такой переход осуществляется с помощью программы субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, которая является первой в России адресной программой социальной поддержки населения. Причем это не поддержка только малоимущих семей, а поддержка низкодоходных (в том числе и малоимущих) семей [7, С.19].

Адресная программа субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг является достаточно гибким механизмом социальной поддержки граждан. По сравнению с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг программа субсидий более социально справедлива, поскольку она распространяется не на избранные категории граждан, а на все население. Любая семья или одиноко проживающий гражданин, оказавшиеся в тяжелом материальном положении, могут рассчитывать на бюджетную поддержку в виде субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг [1, С. 62].

Система жилищных субсидий является одним из важных элементов жилищно-коммунальной реформы в России. Значимость ее роли связана с тем, что жилищно-коммунальная реформа предполагает увеличение доли платежей населения в затратах на содержание жилого фонда и предоставление коммунальных услуг.

В ходе процесса увеличения доли собственных расходов семьи в затратах на жилищно-коммунальные услуги система жилищных субсидий способна выполнять несколько важных функций: социальную защиту наиболее уязвимых слоев населения; снижение уровня просроченной задолженности; снижение роста социальной напряженности, сохранение доверия к власти. Система жилищных субсидий призвана, если не полностью устранить, то в значительной степени сгладить указанные отрицательные последствия реформы [7, С.20].

В период реформирования сферы ЖКХ необходимо уделять значительное внимание программе социальной защиты населения. Несмотря на то что целью реформирования и модернизации ЖКХ является повышение качества жилищно-коммунальных услуг, обеспечение социальных гарантий малоимущим гражданам, приоритетом частных предприятий, появляющихся на рынке ЖКХ, становится прибыль, которая является не стратегической, а тактической целью. Поэтому в процессе формирования рынка ЖКХ частным субъектам необходимо учитывать тот факт, что при повышении качества оказываемых услуг растет имидж предприятий, что позволяет регулярно увеличивать прибыль за счет оплаты услуг населением, потребителями коммунальных услуг. Грамотное распределение прибыли позволяет постоянно совершенствовать процесс эксплуатации жилого фонда за счет использования новых технологий, оборудования, обучения персонала. Стопроцентная оплата коммунальных услуг обеспечивается за счет социальной поддержки малообеспеченного населения. Социальная и экономическая поддержка уязвимых слоев населения позволяет повышать уровень качества жизни._

Сегодня перед предприятиями ЖКХ стоит задача совершенствования технологии оказания услуг, повышения их качества и эффективности деятельности с целью получения конкурентного преимущества. Вопросы повышения качества услуг ЖКХ, поиск резервов, возможности контроля рассматриваются на государственном уровне, на уровне профессиональных объединений. Контроль за качеством услуг ЖКХ становится общественно значимым, и в данный момент задача поиска резервов повышения качества услуг ЖКХ является актуальной как за рубежом, так и в России.

Библиографический список

1. Данилин П.П. Переход от равномерных государственных субсидий «на квадратный метр» (бюджетные дотации) к целевой поддержке малообеспеченных семей. М.: Фонд «Институт экономики города», 2001. 154 с.

2. Дробышева В.В. Интегральная оценка качества жизни населения региона : монография; под науч. ред. д-ра экон. наук, проф. Б.И. Герасимова. Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2004. 108 с.

3. Дронов А.А. О состоянии ЖКХ России и перспективах его реформирования // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. № 6-7. 2001. С. 48-50

4. Егорова Е.С. Качество услуг социально-экономической организации: монография. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007. 88 с.

5. Кравцова Л.В. Методические основы исследования качества жилищно-коммунальных услуг// Научно-технический сборник "Коммунальное хозяйство городов", Выпуск 61. Серия: Экономические науки. Харьковская национальная академия городского хозяйства.

6. Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда. Приказ Государственного комитета РФ по жилищной и строительной политике N 17139 от 26.12.97г.

7. Савин К.Н. Экономический анализ качества услуг жилищно-коммунального хозяйства: монография / под науч. ред. д-ра экон. наук, проф. Б.И. Герасимова. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2004. 192 с.

8. Экономические и социальные проблемы России. Теневая экономика: экономические и социальные аспекты. /под ред. Жилина И.Ю., Тимофеев Л.М. М: Б., 1999. 168 с.

УДК 330

ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ

Т.С.Казарцева1

Сибирский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства, 630501, НСО Новосибирский р-н, пос. Краснообск СибНИИЭСХ.

Рассмотрены основные проблемы развития малого бизнеса в России и предложены меры по их решению. Ключевые слова: малый бизнес в России; классификация малого предпринимательства; финансово-экономическая активность; объем оборота продукции; реализация международных программ; дифференциация субъектов.

THE PROBLEMS AND COURSES OF UPGRADING THE SMALL BUSINESS REGULATION SYSTEM IN RUSSIA T.S. Kazartseva

Siberian Scientific-Research Institute of Economics of Agriculture Krasnoobsk SibSRIEA settlement, NSO Novosibirskii region, 630501

The author considers basic problems of Russian small business development and offers measures to solve them. Key words: small business in Russia; classification of small business undertakings; financial and economical activity; volume of product circulation; realization of international programs, differentiation of subjects.

Анализируя предпосылки становления сильного малого бизнеса за рубежом, приходишь к выводу, что секрет высокой значимости этого сектора в экономике развитых стран заключается не столько в льготном налогообложении, сколько в эффективной и продуктивной государственной политике, направленной на развитие и поддержку малого предпринимательства. Налоговые льготы и специальные режимы помогают окрепнуть, занять свое место на рынке, развиться малым предприятиям до уровня средних и стать полноценными участниками налоговых отношений. Основная же задача государственных программ неналогового характера - обеспечить стабильное конъюнктурное положение предпринимательства, гарантировать свободный доступ к финансированию посредством банковских кредитов на льготных условиях, ока-

зывать все виды поддержки и устранять административные барьеры. Так, кредиты за рубежом не превышают 4%, а у нас показатель процентной ставки более 25%. В отличие от западных стран в России не предусмотрена прогрессивная шкала налогообложения, отсутствуют особенности налогообложения средних предприятий (которые как класс вообще не выделены), нет стимулов для роста малых фирм. Кроме того, в РФ низкая налоговая культура, поэтому дополнительные льготы и снижение ставок не приводят к желаемому эффекту (расширению налогооблагаемой базы и росту налоговых поступлений). Исходя из опыта иностранных государств, прежде всего необходимо разработать меры, стимулирующие развитие малых предприятий, т.е. логическое преобразование их в более крупные единицы. Последнее невозможно сде-

1Казарцева Татьяна Сергеевна, аспирант, тел.: (383)3481860, e-mail: ardeu@yandex.ru Kazartseva Tatjana Sergeevna, a postgraduate, tel.: (383)3481860, e-mail: ardeu@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.