Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ДОУ И СЕМЬИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ФОЛЬКЛОРА В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ДОУ И СЕМЬИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ФОЛЬКЛОРА В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ФОЛЬКЛОР / РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ / ПЕДАГОГИ / РОДИТЕЛИ / SENIOR PRESCHOOL AGE / FOLKLORE / SPEECH DEVELOPMENT / TEACHERS / PARENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тарасенко Т. В., Нестерова О. Н.

В статье сделан анализ использования фольклора в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста. Выявлены возможности использования фольклора в речевом развитии детей в условиях ДОУ и семьи. Изложены направления работы творчества в процессе взаимодействия педагогов детского сада старшей возрастной группы и семьи в направлениях: педагоги - дети; педагоги - родители, родители - дети, педагоги - педагоги.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тарасенко Т. В., Нестерова О. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND DIRECTIONS OF WORK OF DOW AND FAMILY IN THE USE OF FOLKLORE IN SPEECH DEVELOPMENT OF OLDER PRESCHOOL CHILDREN

The article made an analysis of the use of folklore in the speech development of children of senior preschool age. Identified opportunities for use of folklore in the speech development of children in the conditions of kindergarten and family. Set out areas of work based on the materials of oral national creativity in the process of interaction of the kindergarten the older age groups and families in the areas of: teachers-children; teachers-parents, parents-children, teachers-teachers.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ДОУ И СЕМЬИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ФОЛЬКЛОРА В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

УДК 004.02:004.5:004.9

Тарасенко Т.В., кандидат педагогических наук доцент кафедры дошкольного и начального образования Липецкий государственный педагогический университет

им. П.П. Семенова-Тян-Шанского»

Россия, г. Липецк Нестерова О.Н. воспитатель

МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад "Сказка"»

Россия, г. Усмань

ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ДОУ И СЕМЬИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ФОЛЬКЛОРА В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В статье сделан анализ использования фольклора в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста. Выявлены возможности использования фольклора в речевом развитии детей в условиях ДОУ и семьи. Изложены направления работы творчества в процессе взаимодействия педагогов детского сада старшей возрастной группы и семьи в направлениях: педагоги — дети; педагоги — родители, родители — дети, педагоги — педагоги.

Ключевые слова: старший дошкольный возраст, фольклор, речевое развитие, педагоги, родители.

Tarasenko T. V., candidate of pedagogical Sciences associate Professor of preschool and primary education

Lipetsk state pedagogical University named after P. P. Semenov-Tyan-Shansky"

Russia, Lipetsk Nesterova O.N. educator

MBDOU "child development center - kindergarten "Skazka " "

Russia, Usman

PROBLEMS AND DIRECTIONS OF WORK OF DOW AND FAMILY

IN THE USE OF FOLKLORE IN SPEECH DEVELOPMENT OF OLDER PRESCHOOL CHILDREN

Abstract. The article made an analysis of the use of folklore in the speech development of children of senior preschool age. Identified opportunities for use of folklore in the speech development of children in the conditions of kindergarten andfamily. Set out areas of work based on the materials of oral national creativity

in the process of interaction of the kindergarten the older age groups andfamilies in the areas of: teachers-children; teachers-parents, parents-children, teachers-teachers.

Keywords: senior pre-school age, folklore, speech development, teachers, parents.

Современные требования к функционированию системы дошкольного образования [1; 2] обусловливают необходимость поиска новых и совершенствования старых средств воспитания дошкольников.

Фольклор является важным средством воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Педагоги дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) достаточно часто используют устное народное творчество для воспитания детей, понимая его высокое художественное совершенство и доступность восприятию ребёнка дошкольного возраста. Фольклор всегда рассматривался как основа для развития детей раннего возраста, а также использовался в работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. С помощью фольклора мы закладываем основы нравственного сознания ребёнка, воспитываем национальное самосознание, приобщаем к народным традициям. Фольклор позволяет

Сохранять преемственность поколений в рамках русской культуры: русская сказка, потешка, колыбельная песня, частушка - это педагогический опыт и творческий гений народа. Однако анализ практики приобщения детей к народным традициям в ДОУ осваивается в этом направлении недостаточно.

В нашем исследовании приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста: 1 экспериментальная группа (10 детей) и 1 контрольная группа (10 детей), 20 родителей воспитанников, 30 педагогов ДОУ г. Липецка.

На констатирующем этапе исследовательская работа была нацелена на решение следующих задач: диагностику уровня речевого развития детей и анализ полученных результатов; анализ использования фольклора в речевом развитии старших дошкольников педагогами ДОУ; анализ возможностей использования фольклора в речевом развитии детей в условиях семьи.

Диагностика сформированности у детей старшего дошкольного возраста умений ориентироваться в жанровых формах фольклора и владении ими осуществлялась в соответствии с разработанными критериями и показателями развития. Уровень развития речевых умений на основе опроса детей оценивался по мере выраженности по возрастающей шкале от 1 до 3 баллов. Для выявления уровня речевого развития детей был проведен опрос каждого ребенка, направленный на исследование понимания малых фольклорных форм. В опроснике представлены вопросы, определяющие уровень понимания детьми значения пословиц и поговорок,

знание считалок, колыбельных песен, умения отгадывать загадки, приводить свои примеры на каждый предложенный жанр, составлять рассказ по пословице. Всего 12 заданий.

Обработка результатов ответов детей: 1 балл - ребенок затрудняется ответить, отказывается отвечать; 2 балла - отвечает на поставленный вопрос с помощью педагога; 3 балла -правильно выполняет задание.

По общему количеству баллов определялся соответствующий уровень речевого развития детей: низкий, средний, высокий.

Высокий уровень. Ребенок правильно подбирает синонимы и антонимы в пословицах. Замечает неточности в небылице («Так не говорят», «Неправильно»). Правильно поясняет значение пословицы и может придумать рассказ. Кроме того, знает много пословиц, поговорок, считалок и т.д. Умеет доказать отгадку.

Средний уровень. Правильно подбирает синонимы и антонимы по смыслу, но не в требуемой грамматической форме. Дает свои варианты, исправляя неточности в небылице. Может дать объяснение значения пословицы, но не совсем точно. Составляет рассказ, используя отдельные слова из пословицы. Называет по одному - два примера на каждый предложенный жанр. Отгадывает загадки, но не может доказать свой ответ.

Низкий уровень. Не может подобрать синонимы, а подбирая антонимы, использует частицу «не» («Человек от лени болеет, а от труда не болеет»). Не замечает неточность в небылице. Ребенок не может определить значение пословицы. Составляет рассказ без учета задания. Практически не знает пословиц, считалок и т.д. Затрудняется дать отгадку. В результате диагностики выявлено количество детей с низким уровнем в ЭГ - 70%, в КГ - 90%; детей со средним уровнем в ЭГ - 20 %, в КГ - 10%; детей с высоким уровнем развития в ЭГ - 10 %, в КГ - 0 %. Таким образом, результаты позволили сделать вывод о том, что в ЭГ уровень выполнения заданий изначально выше, чем в КГ. Однако разница в обеих группах незначительная, и даже в контрольной группе уровень речевого развития на десять процентов выше, что, впрочем, не играет особой роли. Поэтому можно считать, что при прочих равных условиях на начальном этапе эксперимента уровень развития детей в контрольной и экспериментальной группах был приблизительно одинаков.

Качественный анализ результатов диагностики показал, что ответы и комментарии детей ЭГ и КГ незначительно отличались по содержанию. Все задания вызвали у детей затруднение при их выполнении, исключение составило только задание № 8 Уровень звуковой культуры достаточно высокий. Но своих примеров скороговорок дети привести затрудняются. Не все дети смогли отгадать загадки, не знают считалок. Некоторые спрашивали: «А что такое пословицы?». Путают между собой поговорки и пословицы, не могут объяснить значение пословиц, доказать отгадку. Составление рассказа по пословице вызвало особое затруднение. Дети

практически не знают колыбельных песен. На вопрос: «Какие колыбельные песни ты знаешь», поют любые песни, называя их «ласковыми», либо «Спят усталые игрушки...». Все это говорит о недостаточно организованной и систематической работе с малыми формами фольклора.

Таким образом, на этапе констатирующего эксперимента качественный анализ показал, что ответы детей схожи по содержанию, знание фольклорных форм ограничено. Самая большая по численности группа детей в ЭГ и КГ с низким уровнем развития.

Для решения второй и третьей задач констатирующего этапа проведено анкетирование педагогов и родителей воспитанников. Нас интересовало, используются ли малые формы фольклора в работе с детьми в детском саду и дома, с какой целью и какие. В анкетировании приняли участие 20 родителей воспитанников детского сада, 15 из которых представители полных семей, 1— мать-одиночка, 4 — представители многодетных семьей.

Анализ возрастного уровня показал, что наибольшая группа состоит из родителей от 25 до 30 лет. В ходе обработки первичных данных получены следующие результаты: 12 чел. - от 25 до 30 лет, 4 чел. - от 30 до 35 лет, 4 чел. - от 35 до 40 лет. Более половины опрошенных родителей имеют двоих детей. Данные возраста и социального статуса контингента

Опрошенных родителей воспитанников ЭГ и КГ отличались незначительно.

Знания о возрастных категориях родителей воспитанников, о социальном статусе семей, их образовательном уровне и особенностях семейного воспитания являются одним из условий плодотворного взаимодействия родителей и педагога в вопросах развития ребенка, в том числе речевого. Знание потенциала семьи и ее особенностей помогает педагогу осуществлять индивидуальный подход к ребенку и налаживать партнерские отношения с родителями воспитанников.

В результате анкетирования выяснилось, что родители практически не используют с детьми дошкольного возраста малые формы фольклора, не знают ни одной колыбельной песни («Раньше пели, а сейчас мы уже большие»), кроме «Баю-баюшки-баю, не ложися на краю.», и то не до конца. Это говорит о том, что в семьях забыты данные произведения устного народного творчества, родителям на память приходят лишь несколько загадок и поговорок, а из потешек называют одну «Сорока-белобока.». Анкетирование показало, что родители уделяют мало внимания использованию устного народного творчества в речевом развитии детей.

Анализ анкетирования педагогов детских садов дает возможность утверждать, что педагоги стараются использовать эти жанры немного шире. Организуя подвижные и другие игры, применяют различные считалки; на занятиях различного цикла - загадки с целью мотивации на предстоящую деятельность и поддержание интереса; для организации детей —

пальчиковые игры, игры-забавы, иногда используют малые фольклорные жанры в режимных моментах. Но также считают, что колыбельные песни, потешки, прибаутки используются только в младшем дошкольном возрасте, а в работе со старшими дошкольниками это «уже ни к чему». Говоря о значении малых форм фольклора для развития речи, называют только скороговорки.

Таким образом, на этапе констатирующего эксперимента, были получены следующие результаты: 1 Выявлен контингент детей, показавших низкий уровень; данный контингент требует индивидуально-дифференцированного подхода педагогов и тесного взаимодействия с родителями воспитанников на этапе формирующего эксперимента. 2 Работа по использованию малых форм фольклора со старшими дошкольниками организована недостаточно. Родители и педагоги не используют полностью их развивающий потенциал, в том числе и для развития речи.

Результаты диагностики убедительно доказали, что необходима комплексная методика развития речи детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы средствами малых форм ольклора. В связи с этим на этапе формирующего эксперимента работа по развитию речи детей старшего дошкольного возраста на основе материалов устного народного творчества в процессе взаимодействия педагогов детского сада старшей возрастной группы и семьи велась поэтапно в течение учебного года в следующих направлениях: педагоги - дети; педагоги - родители, родители -дети, педагоги - педагоги.

На первом этапе была поставлена задача повышения педагогической культуры родителей в вопросах речевого развития детей на основе материалов устного народного творчества. Организация работы по направлению «педагоги - родители» была нацелена на решение следующих задач:

- повышение педагогической культуры родителей по вопросам речевого развития детей на основе материалов устного народного творчества;

- осознание родителями значимости работы по приобщению детей с самых ранних лет к устному народному творчеству;

- практическое обучение родителей методам и приемам речевого развития детей;

- привлечение родителей воспитанников к взаимодействию с детским садом по оснащению развивающих центров группы и участию в разных видах совместной деятельности.

Решение поставленных задач осуществлялось путем организации разных видов взаимодействия воспитателей группы с семьями воспитанников в процессе коллективного взаимодействия (консультации, творческие встречи, участие в праздниках и развлечениях группы); адресно (выполнение отдельных творческих заданий); индивидуально (работа

логопеда с родителями, дети которых требуют педагогической коррекции в области речевого развития).

Работа осуществлялась с учетом форм и методов, подобранных дифференцированно с учетом материалов диагностики. Например, в решении задачи повышения педагогической культуры родителей воспитанников, в том числе по осознанию ими важности личной роли, одной из наиболее эффективных форм явились индивидуальные консультации родителей и выступления на родительском собрании. Выступления всегда вызывали интерес и дискуссии по заявленным темам.

Для реализации задачи речевого развития детей на материалах устного народного творчества взаимодействие родителей и педагогов становится особенно актуальным, поэтому родители активно вовлекались в совместную с педагогами и детьми группы деятельность (создание выставок, участие в праздниках и развлечениях, оказание консультативно-рекомендательной помощи родителям по развитию у детей интереса к устному народному творчеству). В решении проблемы повышения педагогической культуры родителей, неохотно отзывающихся на участие в мероприятиях ДОУ, были задействованы следующие информационно-просветительские методы взаимодействия с родителями: выставки рисунков детей по пословицам, поговоркам, оформление папок-передвижек.

Таким образом, для реализации задачи повышения педагогической культуры родителей были использованы разнообразные формы коллективного взаимодействия педагогов детского сада с семьями в сочетании с индивидуальной адресной педагогической поддержкой отдельным родителям. Вследствие этой работы выросло количество родителей, заинтересованных принимать участие в мероприятиях детского сада по развитию речи детей средствами устного народного творчества.

Итоговым мероприятием, отражающим согласованность в работе родителей и педагогов, стал круглый стол «Воздействие малых форм фольклора на развитие ребенка», в ходе которого участники единодушно

Продемонстрировали важность и понимание использования устного народного творчества в речевом и художественно-эстетическом развитии детей.

Содержание работы по направлению «педагоги - дети» базировалось на материалах пособий О. С. Ушаковой «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», О. А. Соломенниковой «Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством», Л. Б. Фесюковой «В мире мудрых пословиц», которые применялись в организованной деятельности детей на занятиях, для чтения, бесед и игр.

Малые формы фольклора в воспитательно-образовательной работе с детьми использовались в интегрированной форме на занятиях и в процессе самостоятельной деятельности (игра, досуг, прогулка, отдельные режимные

моменты). Свою работу мы строили на следующих основных принципах: тщательный, обусловленный возрастными возможностями детей отбор материала; интеграция работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (развитие речи, ознакомление с природой, различные игры); активное включение в образовательный процесс детей; максимальное использование развивающего потенциала малых форм фольклора в создании речевой среды.

Алгоритм развития речи детей на основе материалов устного народного творчества на формирующем этапе предусматривал следующие направления:

1. Проведение специальных занятий с детьми (пересказ и рассказывание сказок, составление рассказов на темы пословиц и скороговорок, ознакомление с малыми фольклорными формами, знакомство с историей русского костюма, знакомство с творчеством художников-иллюстраторов детских книг; рисование «Мой любимый сказочный герой», «Пословицы и поговорки русского народа, «Пошла Маня на базар...», оформление альбомов).

2. Организация жизнедеятельности дошкольников в детском саду, способствующая закреплению знаний об устном народном творчестве в практической деятельности: самостоятельной художественной деятельности (раскрашивание иллюстраций пословиц, загадок, скороговорок, сказок, оформление альбомов), самостоятельной игровой деятельности (например, лото «Поговорки - цветочки, пословицы-ягодки»), при работе в центрах «Театр» (инсценировки потешек- пестушек), развлечения «В гостях у бабушки Загадушки», участие в викторине по русским сказкам, дидактические и подвижные игры, беседы.

3. Выполнение воспитанниками совместно с родителями в домашних условиях творческих заданий, поручений при педагогической поддержке (изготовление фигурок и пошив костюмов для театрализованной деятельности, придумывание вместе с детьми загадок, оформление альбомов и коллажа).

4. Организация совместных мероприятий с привлечением детей и родителей при педагогическом руководстве, совместные праздники по народному календарю (праздник «Широкая Масленица).

5. Совместная деятельность родителей с детьми в реальной жизни (семейные экскурсии в музей декоративно-прикладного искусства и краеведческий музей).

Для педагогов ДОУ был проведен ряд консультаций с целью развития представлений о возможностях использования фольклора в познавательно-речевом развитии дошкольников.

В результате проведения перечисленных выше мероприятий контрольная диагностика показала, что экспериментальная группа

улучшила свои результаты. Процент детей с низким уровнем развития уменьшился на 40%. Соответственно количество детей со средним уровнем развития увеличилось на 30%, с высоким уровнем развития на 10% процентов.

В процессе работы были замечены и другие изменения:

- у детей повысился интерес к устному народному творчеству, они стали чаще употреблять в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх - потешки, самостоятельно организовывают народные игры-забавы с помощью считалок;

- родители уделяют больше внимания малым формам фольклора в речевом развитии детей дома (разучивают с детьми колыбельные, употребляют в речи пословицы и поговорки, объясняют детям их смысл, больше времени уделяют чтению сказок).

Исходя из анализа проделанной работы, делаем вывод, что уровень речевого развития детей старшего дошкольного возраста повышается, Если малые формы фольклора отобраны согласно возрасту детей для обучения и развития речи; организовано специальное обучение детей родной речи с использованием малых форм фольклора не только на специальных занятиях по развитию речи, но и в режимных моментах.

Организованная систематическая работа со старшими дошкольниками по развитию речи средствами малых форм фольклора, доступных пониманию и осознанию детей, поможет не только усвоить родной язык, но и более совершенно овладеть родной речью.

Использованные источники:

1. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего Общего образования) (воспитатель, учитель)», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н. URL: http://www.docs.cntd.ru

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. М.: ТЦ

Сфера, 2014 96 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.