Научная статья на тему 'Языковое воспитание младших школьников посредством изучения удмуртского детского фольклора'

Языковое воспитание младших школьников посредством изучения удмуртского детского фольклора Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
211
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
языковое воспитание / социализация / фольклор / речевая деятельность / умственные действия / младший школьник / linguistic education / socialization / folklore / speech activity / mental actions / junior school children

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Суворова Зоя Витальевна

Актуальность исследования обусловлена современными глобальными вызовами, которые отражаются в образовании, в том числе, и языковом воспитании. Цифровизация, унификация языков и культур ведут к снижению потребности изучения и сокращению носителей национальных языков. Данная проблема определяет основные задачи языкового воспитания школьников. Цель исследования – выявление влияния удмуртского детского фольклора, как одного из факторов воспитания, и этноязыковой среды общения на развитие речи и личностных особенностей младших школьников. Методология исследования построена на принципах и методах теории языковой личности и речевой деятельности. Использован метод эмпирического исследования семей учащихся, педагогического опыта, проведена диагностика словаря и речи дошкольников и младших школьников. Анкетирование и наблюдение позволили сделать вывод о том, что наблюдается сокращение сферы функционирования удмуртского языка, этноязыкового пространства, соответственно и носителей родного языка. Была сформулирована гипотеза о том, что одной из эффективных технологий языкового воспитания младших школьников является использование малых жанров удмуртского фольклора в учебно-воспитательном процессе и семейном воспитании, обогащение этноязыковой среды общения. В заключении отмечается возможность дальнейшего изучения уровней языковой личности младшего школьника, его информационного и когнитивного пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Суворова Зоя Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LANGUAGE EDUCATION OF JUNIOR SCHOOL CHILDREN THROUGH THE STUDY OF UDMURT FOLKLORE

The relevance of this research is conditioned by modern challenges that are reflected in language education. Digitalization and unification of languages and cultures lead to a learning necessity decrease and reduce the number of national language speakers. This problem defines the main tasks of schoolchildren’s language education. The purpose of article: research of udmurt folklore and ethno-linguistic surrounding influence to a junior school students speech development and personal features. The research based on a theory of language personality and speech activity principles and methods. The method of family empirical study and teaching experience were used in this research. Diagnostics of vocabulary and speech of junior school children was performed. The survey and monitoring allowed us to conclude, that children from Russian speaking families find it difficult to learn their native Udmurt language. Reducing functioning of the native language and ethno-linguistic space is the main problem. Therefore, the hypothesis was formulated, that the inclusion of small genres of folklore in educational process and the enriching of ethno-linguistic communication environment, increases the effectiveness of students’ language education. In conclusion, the necessity for further study of the junior school student’s language personality levels, his information and cognitive space is noted.

Текст научной работы на тему «Языковое воспитание младших школьников посредством изучения удмуртского детского фольклора»

НАЧАЛЬНОЕ И СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Языковое воспитание младших школьников посредством изучения удмуртского детского фольклора

Суворова Зоя Витальевна,

вед.н.с., канд. пед. наук КНУ УР «НИИ национального образования»

E-mail: suvorovazv59@mail.ru

Актуальность исследования обусловлена современными глобальными вызовами, которые отражаются в образовании, в том числе, и языковом воспитании. Цифровизация, унификация языков и культур ведут к снижению потребности изучения и сокращению носителей национальных языков. Данная проблема определяет основные задачи языкового воспитания школьников.

Цель исследования - выявление влияния удмуртского детского фольклора, как одного из факторов воспитания, и этноязыковой среды общения на развитие речи и личностных особенностей младших школьников.

Методология исследования построена на принципах и методах теории языковой личности и речевой деятельности. Использован метод эмпирического исследования семей учащихся, педагогического опыта, проведена диагностика словаря и речи дошкольников и младших школьников. Анкетирование и наблюдение позволили сделать вывод о том, что наблюдается сокращение сферы функционирования удмуртского языка, этноязыкового пространства, соответственно и носителей родного языка.

Была сформулирована гипотеза о том, что одной из эффективных технологий языкового воспитания младших школьников является использование малых жанров удмуртского фольклора в учебно-воспитательном процессе и семейном воспитании, обогащение этноязыковой среды общения. В заключении отмечается возможность дальнейшего изучения уровней языковой личности младшего школьника, его информационного и когнитивного пространства.

Ключевые слова: языковое воспитание, социализация, фольклор, речевая деятельность, умственные действия, младший школьник.

Введение. Классик педагогики К.Д. Ушинский, рассуждая о роли родного языка, отметил: «Весь след своей духовной жизни народ бережно сохраняет в народном слове... Когда исчезает народный язык, - народа нет более» [19, с. 110].

Развивая идеи о значимости языка в жизни народа и человека, известный удмуртский фольклорист Т.Г. Владыкина пишет: «Дауръёсын люкам визьбурез тус-тас каремлэсь ас сяменыз утиз кыл. Зечкыл. Буркыл. Кылбур. Котьмарлэсь но азьло вылэм «<Кыл» [8, с. 7]. Автор говорит о том, что «<Кыл» - «Слово» сохранило в себе знания, опыт, мудрость народа. «Азьтэм муртизе на, ужась мурт шутэтске ини» (букв.: Ленивый ещё спит, трудолюбивый уже отдыхает). «Зеч мылкыд - жыны шуд» (букв.: Хорошее настроение - половина счастья). «Визь вунэтэ, нош сюлэм кема возе» (букв.: Разум забывает, сердце помнит долго) [8, с. 304, 306, 316].

Родное слово формирует речь и мышление ребенка, его нравственный стержень, эмоциональное отношение к тому смыслу, которое закодировано в слове. Поэтому такие дидактические принципы обучения и воспитания, как природосо-образность и культуросообразность, актуальны и сегодня.

В своем исследовании мы большое внимание уделяем устному народному творчеству с целью активного использования его педагогического потенциала в современном воспитании. На развитие речи ребенка в дошкольном детстве эффективно влияют малые жанры фольклора, как наиболее привлекательный и доступный материал для восприятия и запоминания. Воспитание носителя языка начинается со звучащих на родном языке колыбельных, хороводных, потешек, пестушек, чисто-говорок, поговорок, считалок и дразнилок.

С поступлением в школу начинается этап целенаправленного обогащения словаря и развития речи ребенка. Систематическое обучение по определенным программам предполагает этнокультурное содержание языкового образования.

Относительно формирования этнических особенностей характера Н.Н. Лавринова пишет, что неразрывная связь языка и культуры народа является интегрирующим и системообразующим фактором развития личности ребенка [12]. В формировании языковой личности важны все составляющие социализации: присвоение «готовых» знаний, народной культуры и социальной психологии. Все

сз о со -а

I=i А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

это возможно только посредством языка, являющегося для духовной культуры основой.

Язык и речевая деятельность, как подчёркивали классики психологии Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и другие, усваиваются детьми в процессе другой (не речевой) деятельности: игровой, познавательной, трудовой [3;13].

В соответствии с теорией поэтапного формирования умственных действий Ю.П. Гальперина «усвоение языка особенно ясно показывает, как внешние формы речевого общения, будучи перенесенные во внутренний план, становятся формами речевого мышления. В этом случае уже не отдельный элемент, а весь процесс деятельности заимствуется из внешнего мира и становится внутренней психической деятельностью» [4, с. 101].

Учитывая вышесказанное, детей младшего школьного возраста важно включать в разные виды деятельности, в том числе, в народные игры, праздники, танцы, необходимо учить слушать музыку, изучать песни, формировать трудовые навыки. Благодаря таким формам работы естественно, исподволь, поэтому эффективно обогащается словарный запас ребенка, развивается речь и мыслительная деятельность на родном языке.

В связи с актуальностью языкового образования феномен языковой личности изучается многими культурологами и лингвистами [7; 9; 12; Содержание этого понятия наиболее полно раскрыто в работах Ю.Н. Караулова, который под данным термином понимает «...совокупность способностей и характеристик человека, обусловливающих создание и восприятие им речевых произведений...» [9, с. 3].

В соответствии с теорией языковой личности Ю.Н. Караулова в формировании речевой деятельности и языковой картины мира ребенка можно выделить несколько уровней его лингвистического и психического развития.

Вербально-семантический уровень отражает особенности владения разговорным языком, который, в основном, усваивается благодаря общению в семье. Обучение в дошкольных учреждениях и начальной школе является следующей ступенью развития устной и письменной речи детей.

Когнитивный уровень способствует «присвоению» знаний и народного опыта благодаря общению в семье и обучению в образовательных учреждениях. Кроме программных понятий и терминов опытный педагог включает в содержание работы многозначные слова, фразеологизмы, афоризмы, формирующие информационное и когнитивное пространство ребенка.

Прагматический уровень включает в себя мотивы и цели речевой деятельности ребенка. Формируется потребность в общении на родном языке. Педагогами создаются речевые ситуации, с целью вызвать желание высказаться, оценить посту-5 пок, ответить на интересный вопрос. ^ Все три уровня языковой личности формиру-° ются параллельно в соответствии с возрастными особенностями ребенка. Из года в год расширяет-

ся словарь, понятийный аппарат, развиваются когнитивные и коммуникативные умения.

Понимая ответственность в формировании ре-чемыслительной деятельности ребенка, педагоги в обучении родному языку обращаются к разным технологиям, этнокультурному содержанию, благодаря которому ребенок не только овладевает родным языком, но и приобщается к культуре своего народа.

«Фольклор», в переводе с английского языка,-«народная мудрость», «народное знание», которое передавалось из уст в уста, от поколения к поколению. Каждое поколение шлифовало формулировки, поэтому характер фольклорных текстов видоизменялся. Формировалась многозначность слов и совокупность смыслов, часто использовались родовые и видовые понятия, повторы, обобщения: «ю-нянь» (хлеб), «пуктон-лэсьтиськон» (строительство), «улиллям-вылиллям» (жили-были) и другие.

Большое значение имеет мифологический смысл народного творчества. Пралогическое образное мышление удмуртов способствовало формированию в их сознании целой системы: «я» -«род» - «природа» - «космос». Удмурты одушевляли окружающие предметы, поклонялись природным явлениям, просили у природы и космоса сил и здоровья для мирного труда на земле. Это мироощущение отражалось в устном народном творчестве.

Данные особенности необходимо учитывать при изучении в школе произведений фольклора. Тогда знакомство с устным народным творчеством и использование детьми языка фольклора будет одним из факторов их речевого, художественного и интеллектуального развития.

Развитие грамотной, связной и образной речи учащихся в младших классах является основой формирования креативной языковой личности в старшей школе. Все это доказывает актуальность изучения вышеназванной проблемы.

Для организации экспериментальной работы были определены сельские образовательные учреждения с этнокультурным компонентом содержания образования. Уровень владения детьми родным удмуртским языком был разный, большая часть учащихся понимала, но не говорила на родном языке.

Научная новизна исследования заключается в повышении результативности языкового образования и воспитания носителей языка путем использования удмуртского детского фольклора в учебном процессе и семейном воспитании.

Исследований и научных трудов по развитию речемыслительной деятельности младших школьников достаточно (И.А. Зимняя, А.И. Лаврентьева, М.Р. Львов, Т.А. Ладыженская и другие) [б;11;14;16]. Однако развитие речевой деятельности и личности ребенка посредством изучения удмуртского фольклора не исследовано. Нет работ, посвященных изучению психолого-педагогических основ формирования языковой личности ребенка на материале удмуртского детского фольклора.

Поэтому основной целью исследования является изучение влияния малых жанров удмуртского фольклора на развитие речемыслительной деятельности и личностных особенностей младших школьников в рамках проектной и других видов деятельности.

Для реализации цели экспериментальной работы были определены задачи:

• сформировать этнокультурное содержание образования посредством интеграции малых жанров удмуртского детского фольклора в учебно-воспитательный процесс;

• расширить этноязыковую среду общения детей младшего школьного возраста путем включения субъектов образовательного процесса в совместные виды деятельности;

• использовать активные формы познания ребенком удмуртского детского фольклора в обучении и домашнем чтении;

Методы. На первом этапе исследования изучался опыт работы педагогов по воспитанию носителя языка. Для родителей проводились конференции, консультации по возрастной и этнической психологии, развитию речи детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Было организовано анкетирование 127 родителей дошкольников и младших школьников с целью выявления их отношения и уровня владения родным языком. Отношение родителей к удмуртскому языку как к родному отражает следующая табл. 1.

Таблица 1. Определение родителями статуса удмуртского языка

Вопросы Варианты ответов Число ответов (%)

1. Какой язык обще- удмуртский 26

ния в Вашей семье русский 72

является основным иной 2

2. Какой язык яв- удмуртский 23

ляется родным для русский 77

Вашего ребенка иной

Обработка данных показала, что в 26% семей общаются на удмуртском языке, 62% родителей высказались за изучение родного языка в школе и в детском саду, однако только 23% родителей считают удмуртский язык родным для своего ребенка. Несмотря на такие данные анкетирования, родительская общественность поддержала идею развития речи ребенка на материале фольклора, через сотрудничество школы, детского сада и семьи в рамках проектной деятельности.

Результаты анкетирования с целью выявления уровня владения родителями родным удмуртским языком представлены в табл. 2.

Результаты анкетирования показали, что 56% родителей понимают удмуртский язык, 31% - понимают и говорят, 39% родителей готовы к общению в семье на родном языке, изучению удмуртской литературы и произведений фольклора с детьми, что будет способствовать развитию родной речи детей.

Таблица 2. Уровень владения удмуртским языком родителями учащихся

Вопросы Варианты ответов Число ответов (%)

1. Уровень владения понимаю 56

Вами удмуртским понимаю и говорю 31

языком говорю и пишу 13

2. Ваша готовность да 39

помочь ребенку в из- нет 47

учении удмуртского сомневаюсь 14

языка

Проведены опрос и наблюдение с целью изучения объёма активного удмуртского словаря 92 воспитанников дошкольных учреждений. Слова подбирались по темам «Семья», «Труд», «Дружба», «Природа», «Человек», «Народ» из фольклорных произведений. По результатам экспериментальной деятельности проведена итоговая диагностика словаря воспитанников дошкольных групп по вышеназванным темам. Показатели опроса и наблюдения отражает табл. 3.

Таблица 3. Объём словаря дошкольников по результатам итоговой диагностики

Объём словаря До 10 слов От 10 до 15 слов От 15 до 20 слов

Количество воспитанников (%) 29 36 35

Итоговая диагностика показала более высокие результаты по объему словаря и конструированию детьми простых предложений. К примеру, до 10 слов (минимальное количество) назвали 29% детей (по входной диагностике было 37%). От 15 до 20 слов (максимальное количество) знают, понимают значение, могут составить с ними предложения 35% детей (по входной диагностике - 16%).

Исследование словаря и речевой деятельности дошкольников было необходимо для реализации преемственности изучения фольклорного материала детьми дошкольного возраста и учащимися начальных классов. Проведена итоговая диагностика лингвистических знаний 62 учащихся

1-2-ых классов по темам: «Семейные традиции», «Пословицы и поговорки», «Отгадываем загадки», «В гостях у сказки». Результаты усвое- С ния новых слов и терминов за период эксперимен- ° тальной работы отражены в табл. 4. т

т

Таблица 4. Объём словаря учащихся по результатам итоговой Н диагностики й

Объём словаря До 10 слов До 20 слов До 30 слов

Количество учащихся (%) 19 23 58

Из 62 учащихся минимальное количество (до 10 О

слов) используют осмысленно 19% детей. Понима- А

ют смысл максимального количества (до 30 слов), «

могут их перевести на русский язык, составить >

предложения и конструировать элементарные тек- Е

сты 58% учащихся. (Диагностика в начале учебного года показала, соответственно, 39% и 32% учащихся).

Таким образом, при организации образовательного процесса и семейного воспитания на этнокультурной основе отмечается положительная динамика в обогащении словарного запаса и формировании коммуникативных умений учащихся младших классов.

Обсуждение. Положительные результаты в развитии удмуртской речи детей объясняются научно-методическим сопровождением инновационной работы педагогов в ходе экспериментальной деятельности.

За данный период посещены и проанализированы занятия в дошкольных группах и начальных классах по изучению устного народного творчества: «Котькуд коркалэн аслаз сямыз» (У каждого дома свой характер), «<Шудон пыр - выжыкыл ду-ннее» (Через игру в сказочную страну), «Песянай-лэн шыкысэз» (Бабушкин сундук) и другие.

Для ознакомления детей с новыми словами и терминами в рамках проектов «Родниковый край», «Донды Батыр и Дондыкар», «Легенда о деревне «Лудорвай» проведены экскурсии, выполнена исследовательская работа по изучению микротопонимики рек, холмов, лесов, истории деревень. По итогам каждого занятия и мероприятия изучалась эффективность использования произведений фольклора в развитии удмуртской речи учащихся по разным лексическим темам.

В целях эмоционального влияния на детей в работе использовались потешки, дразнилки, считалки, в которых заложены шутка и ирония, что даёт возможность в мягкой форме сделать замечание, оценить негативные поступки.Благодаря повторам, играм со словами они легко запоминаются, часто используются в детских играх и общении. Куата, куата, куатали, Куакапиез кут али, Куать пуйы кеньыр сётоз, Куатаськемысь дугдытоз [18, с 40]. Интересным и увлекательным становится обучение языку благодаря использованию еще одного жанра устного творчества народа - загадки. Ее занимательная форма позволяет работать с ребёнком по использованию лексических и грамматических форм языка, способствует развитию разных типов речи, так как упражняет детей в рассуждении, доказательстве, подборе доводов и разных художественных средств.

Оло со табань, оло сяртчы нянь Сайкыт уй инмын огназ кылемын (Толэзь). (букв.: То ли лепёшка, то ли кокрок на небе ясном он одинок) (Месяц) [1, с. 122]. Месяц сравнивается с лепёшкой и кокроком. Неожиданная формулировка, необычное сравнение вызывают у ребенка интерес и желание отга-§ дать загадку, способствуют осмыслению, запоми-^ нанию художественных средств и самих текстов. ° Для детского «думания» и размышления [6; 16] со-ав здана преднамеренная речевая ситуация.

Особенность загадки состоит в том, что она представляет собой словесно-логическую задачу. Отгадать загадку, значит, совершить серьёзные умственные действия, сложные для ребенка логические операции. Разгадывание загадок развивает умение выделять не только внешние, видимые (круглый, красный, большой) признаки предметов и явлений, но и существенные, функциональные, которые необходимы для более высокого уровня умозаключений.

Таким образом, компактные и привлекательные, эффективные в развитии внимания и наблюдательности тексты загадок формируют у детей умения анализировать, сравнивать и делать выводы.

При знакомстве детей с пословицами и поговорками особое значение придается осмыслению их прямого и переносного значений. Для младших школьников обобщающий характер формулировок труден для понимания, поэтому необходимо работать над значением слов и выражений. Детям интересен перевод и значение самих понятий: «пословица» - «визькыл», в переводе на русский язык - «умное слово», а «поговорка» - «лэчыт-кыл» - то есть «острое слово».

Пословицы и поговорки рассчитаны на понимание детьми причинно-следственных отношений объективного мира. Они играют большое значение в развитии логического мышления и доказательной речи младших школьников.

Краткость, образность пословиц способствуют запоминанию как самих выражений, так и закодированных в них нравственных норм и правил. Удмурты подчеркивают: «Шудэз уг утчало, сое ужаса шедьто» (букв.: Счастье не ищут, его в труде обретают). «<Лякыт адями уродзэ йыраз уг возьы, лекез - зечсэ» (букв.: Добрый человек зла не помнит, а злой - добра).

Пословицы выступают как источник знаний о значении труда, смысле жизни, необратимости времени, природе и природных явлениях [5, с.92].

Поговорки дают яркую и острую характеристику тому или иному явлению, образу мышления, характеру и поведению человека, результату труда. «Кой вой полын уя» (Плавает как сыр в масле). «<Тыпы кадь юн» (Крепкий орешек). «Киыз мажес» (Руки, что грабли). «Кылыз лэчыт, киыз мырк» (Язык острый, да руки тупые) [15, с. 75].

Следует отметить, что на занятиях использовались разные приемы работы с пословицами и поговорками: прочитай и объясни смысл, перескажи, составь рассказ по пословице, нарисуй поговорку. Такая творческая работа обогащает активный словарь и формирует способности конструировать и воспроизводить тексты на родном языке.

В процессе экспериментальной работы педагоги активно работали с родителями по закреплению словаря, изученного детьми в школе. Родители получали творческие «домашние задания». К примеру, для домашнего чтения, пересказывания и обсуждения с детьми предлагались удмуртские народные сказки.

После чтения и анализа сказки «Тырмостэм купец» (Жадный купец) родители задавали детям вопросы для осмысления и запоминания новых слов, выражений и формирования эмоционального отношения к поступкам героев:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Каким Вы представляете Лопшо Педуня, народного героя удмуртов? Опишите его, используя образные выражения из сказки.

- Можно ли назвать его положительным героем? Какие слова об этом говорят?

- Почему купец обратился к Лопшо Педуню? Найдите строчки из сказки, как он обратился? Благодаря такой работе активно закрепляется

материал, изученный на занятиях в школе по разным темам.

Увлекательность и забавность сюжета сказок облегчают восприятие произведений, образность формулировок развивает воображение и помогает детям делать умозаключения относительно поведения героев и своих поступков. Народные сказки поучительны и в меру назидательны. «Сказки как проявление народного педагогического гения исподволь воспитывают нравственность, формируют языковое чутье, потребность в чтении и анализе художественного текста» [2, с. 125].

Положительные результаты экспериментальной работы стали возможны благодаря активному обогащению этноязыковой развивающей среды, что позволило расширить естественную среду общения детей на удмуртском языке, сделать её более содержательной и эффективной.

К примеру, научные сотрудники архитектурно-этнографического музея-заповедника «Лудорвай» провели содержательные беседы и экскурсии на тему: «Нянь бадзым» («Хлеб велик»). Такая работа формирует уважительное отношение к земле и хлебу, убежденность, что сила человека в земле. Удмуртский фольклор о надежном человеке подчеркивает: «Та адями зег нянь кадь» (букв.: Этот человек как хлеб ржаной). Главенствующее положение на праздничном столе удмуртов всегда занимал хлеб, его нарезали крупными ломтями. Толстые куски хлеба говорили о доброжелательности, а тонкие - о скупости хозяев.

«Хлеб - всему голова», потому что зерно, крупа, мука - это разные каши, булочки, печенье и пышный каравай, без которых любой стол на половину пуст. Так, вокруг одного понятия разворачивается дискуссия и младшие школьники понимают, что на удмуртском языке слово «нянь» (так же, как на русском - «хлеб») объединяет многие понятия: ю-нянь (зерно), пызь (мука), нянь колды (буханка хлеба), табань (табани), перепеч (перепечи),), пельнянь (пельмени), пироги с калиной, малиной, рыбой, мясом и т.д. [10].

Педагоги знакомят учащихся с многозначными словами и подводят к осмыслению концептов, языковых единиц коллективного народного творчества, отражающего морально-этические ценности многих поколений: «шунды-мумы» (букв.: солнце-мать), «кыланы-бураны» (букв.: рассказывать творчески), «улон-вылон» (букв.: жизнь). Кон-

цепты - не простые языковые единицы для восприятия и осмысления детьми младшего школьного возраста. Педагоги используют разные методические приемы с целью объяснения многозначности и обобщающего характера слов и выражений.

В речевой деятельности осмысленно начинают использовать концепты учащиеся старших классов. Они умеют анализировать информацию, обобщать и переносить термины и понятия в новую языковую ситуацию. Это говорит об усвоении закономерностей функционирования языка, формировании универсальных языковых умений.

Заключение. Языковая личность формируется под влиянием социализации и этнического воспитания. Основой языкового воспитания является родной язык. Каждый язык является системой знаков и символов, имеющих определённую смысловую нагрузку, эмоциональную наполненность и этническую окраску.

Человек воспринимает мир через данную языковую систему. Изучая язык, личность развивается, расширяется диапазон его картины мира, окрашенной эмоциями и личным опытом человека. База языковой картины мира тесно связана с культурным кодом слов, который образует устойчивую систему конкретной языковой системы [17]. Особенности языка влияют на формирование этнических особенностей личности: его характера, мироощущения и миропонимания.

Это подчеркивает важность организации учебной и воспитательной работы на этнокультурной основе с целью обогащения активного словаря и развития речи детей младшего школьного возраста.

Гипотеза, выдвинутая в начале нашего исследования о положительном влиянии произведений фольклора на развитие речемыслительной деятельности учащихся младших классов, подтверждается. Результаты мониторинга по итогам экспериментальной работы показывают положительную динамику в формировании мотивации и результативности изучения родного (удмуртского) языка детьми младшего школьного возраста на материале фольклора.

Таким образом, одним из факторов формирования системы языковых знаний и умений, коммуникативных навыков и культуры общения является устное творчество народа с яркими и неповторимыми фразеологизмами, афоризмами, метафорами.

Учет психолого-педагогических основ образовательного процесса, обусловленных спецификой языка и культуры народа, научных данных когнитивной и коммуникативной психологии способствует повышению эффективности языкового воспитания. Навыки общения в школе и повседневной жизни повышают активность, уверенность и успешность ребенка.

Языковое образование учащихся актуально и востребовано, поэтому научно-методические рекомендации по теме исследования будут интересны педагогам, методистам, авторам учебников по удмуртскому языку и литературе, родителям.

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

cm cm

В современных условиях, когда во многих сферах жизни доминирующий язык вытесняет национальные языки, гарантом их сохранения и развития являются государственная система обучения и семейное воспитание на этнокультурной основе, что способствует воспроизводству носителей языка, а, значит, и культуры.

Литература

1. Визьлюко шыкыс: Мадиськонъёсын бичет/ Авторез-дасясез А.М. Комарова. - Ижевск: Удмуртия, 2005. - 144 с.

2. Волков Г.Н. Этнопедагогика. - М.: Академия,

2000. - 175 с.

3. Выготский Л.С. Психология мышления // Хрестоматия. Мышление и речь. - М.: Наука, 1981. - 153 с.

4. Гальперин П.Я. Введение в психологию. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. - 104 с.

5. Зарни крезь - Золотые гусли: Удмурт калы-клэн визь-нод шыкысысьтыз - Из сокровищницы народной мудрости удмуртов /Люказ-радъ-яз Т.Г. Владыкина - Перевозчикова. - Ижевск: Удмуртия, 2015. -304 с.

6. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. - Москва-Воронеж: НПО «Модэк»,

2001. - 432 с.

7. Иванцова Е.В. О термине «языковая личность»: истоки, проблемы, перспективы использования // Вестник Томского университета. - Томск. ТГУ, 2010. - № 4(12). - С. 2432. https://cyberleninka.ru/article/n/o-termine-yazykovaya-lichnost-istoki-problemy-perspektivy-ispolzovaniya (дата обращения: 10.06.20).

8. Ингур: Удмурт фольклоръя лыдзет: Шор ёзо школаослы /Люказ, радъяз но валэктонъёссэ гожтиз Т.Г. Владыкина. - Ижевск: Удмуртия, 2004. - 352 с.

9. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. - М.: Наука, 1987. - 268 с.

10. Котырысь улон но мон: Покчи нылпиослы хрестоматия / Дасяз В.А. Анисимова. - Ижевск: Удмуртия, 2003. - 232 с.

11. Лаврентьева А.И. Детская речь (становление языковой способности в онтогенезе): учеб. пособие для студ. пед. ун-тов / А.И. Лаврентьева. - М.: МГПУ, 2003. - 51 с.

12. Лавринова Н.Н. Культурологический аспект изучения теорий языковой личности //Аналитика культурологии. - 2007.-№ 1(7). - С. 46-47. www.analiculturolog.ru (дата обращения: 17.08. 20).

13. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М.: Просвещение,1969. - 214 с.

14. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. - М.: АСТ, 2003. - 238 с.

15. Никитина Г.А. Народная педагогика удмуртов. - Ижевск: Удмуртия, 1997. - 136 с.

16. Педагогическое речеведение. Словарь - Справочник / Под ред. Т.А. Ладыженской. - М.: Наука, 1998. - 312 с.

17. Тхорик В.И. Языковая личность: лингвокульту-рологический аспект. Диссертация ... доктора филологических наук. - Краснодар, 2000. -304 с.

18. Тюрага: Удмурт нылпи фольклор но шудонъёс / Автор-составителез Л.Н. Долганова. - Ижевск: Удмуртия, 1996. - 132 с.

19. Ушинский К.Д. Родное слово // Педагогические сочинения: в 6 т. Т. 2. - М.: Педагогика, 1988. -С.108-121.

LANGUAGE EDUCATION OF JUNIOR SCHOOL CHILDREN THROUGH THE STUDY OF UDMURT FOLKLORE

Suvorova Z.V.

KNU UR «Research Institute of National Education»

The relevance of this research is conditioned by modern challenges that are reflected in language education. Digitalization and unification of languages and cultures lead to a learning necessity decrease and reduce the number of national language speakers. This problem defines the main tasks of schoolchildren's language education. The purpose of article: research of udmurt folklore and ethno-linguistic surrounding influence to a junior school students speech development and personal features.

The research based on a theory of language personality and speech activity principles and methods. The method of family empirical study and teaching experience were used in this research. Diagnostics of vocabulary and speech of junior school children was performed.

The survey and monitoring allowed us to conclude, that children from Russian speaking families find it difficult to learn their native Udmurt language. Reducing functioning of the native language and ethno-linguistic space is the main problem.

Therefore, the hypothesis was formulated, that the inclusion of small genres of folklore in educational process and the enriching of ethno-linguistic communication environment, increases the effectiveness of students' language education.

In conclusion, the necessity for further study of the junior school student's language personality levels, his information and cognitive space is noted.

Keywords: linguistic education, socialization, folklore, speech activity, mental actions, junior school children.

References

1. A chest of knowledge: collection of riddles / The author and compiler A.M. Komarova. - Izhevsk: Udmurt Republic, 2005. -144 p.

2. Volkov G.N. The ethnopedagogy. - М.: Academy, 2000. -175 p.

3. Vygotsky L.S. Psychology of thinking // Reader. Thinking and speech. - М.: The science, 1981. - 153 p.

4. Galperin P.Y. Introduction to psychology. - М.: Moscow publishing house, 1976. -104 p.

5. Golden harps: from the Treasury of Udmurt folk wisdom / The author and compiler T.G. Vladykina - Perevozchikova. -Izhevsk: Udmurt Republic, 2015. - 304 p.

6. Zimnyaa I.A. Linguopsychology of speech activity. - Moscow -Voronezh: NPO «Modec», 2001. - 432 p.

7. Ivancova E.V. About the term «language personality»: origins, problems and prospects for use [electronic resourse] / E.V. Ivancova // Bulletin of Tomsk University. -Tomsk. TGU,2010.№ 4(12). - P. 24-32. https://cyberleninka.ru/article/ n/o-termine-yazykovaya-lichnost-istoki-problemy-perspektivy-ispolzovaniya. Date of request: 10.06.20.

8. Melody of the sky: handbook of Udmurt folklore: for secondary schools / The author and compiler T.G. Vladykina. - Izhevsk: Udmurt Republic, 2004. - 352 p.

9. KaraulovY.N. Russian language and language personality. -М.: The science,1987. - 268 p.

10. The world around me: reader for small children / prepared by V.A. Anisimova. -Izhevsk: Udmurt Republic, 2003. - 232 p.

11. Lavrenteva A.I. Children's speech (formation of language ability in ontogenesis): training manual for pedagogical institutes / A.I. Lavrenteva. - M.: MSPI, 2003. - 51 p.

12. Lavrinova N.N. Cultural aspect of studying theories of language personality [electronic resourse] / N.N. Lavrinova // Analytic of cultural science, 2007. № 1(7). - P. 46-47. www.analicultur-olog.ru. Date of request: 17.08. 20.

13. Leontyev A.A. Language, speech, speech activity. - M.: Education, 1969. - 214 p.

14. Lvov M.R. Speech development methods of junior school children. - M.: AST, 2003. - 238 p.

15. Nikitina G.A. Udmurt national pedagogy. - Izhevsk: Udmurt Republic, 1997. -136 p.

16. Pedagogical speech. Dictionary - guide / Under the ed. T.A. La-dyzhenskaya. -M.: The science, 1998. - 312 p.

17. Thorik V.I. Language personality: linguistic and cultural aspect. Doctor's of Philolgy dissertation. - Krasnodar, 2000. - 304 p.

18. Lark: Udmurt children's folklore and games / The author and compiler L.N. Dolganova. Izhevsk: - Udmurt Republic, 1996. -132 p.

19. Ushinsky K.D. Native word // Pedagogical essays: b 6 t. T. 2. -M.: Pedagogy, 1988. - P. 108-121.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.