Научная статья на тему 'Проблемы и механизмы развития конкурентоспособного потенциала региональной экономики'

Проблемы и механизмы развития конкурентоспособного потенциала региональной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
138
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / МУНИЦИПАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ОБЩЕСТВЕННЫЙ ЛОКАЛЬНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ / РЫНОЧНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ECONOMY / MUNICIPAL ECONOMY / PUBLIC LOCAL SECTOR OF ECONOMY / MARKET SECTOR OF ECONOMY / REGIONAL ECONOMY / LOCAL GOVERNMENT / COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маремкулова Р. Н., Богатырев А. З., Арипшева М. В.

В связи с тем, что у большинства муниципальных образований во многих регионах России наблюдаются процессы сокращения темпов социально-экономического развития, возникла необходимость в рассмотрении сущности механизма и условий обеспечения эффективного развития муниципальной экономики, которые в конечном итоге определяют ее конкурентные преимущества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems and mechanisms of regional economy competitive potential development

Because at the majority of municipalities in many regions of Russia processes of reduction of rates of social and economic development are observed, there was a need for consideration of essence of the mechanism and conditions of ensuring effective development of municipal economy which finally define its competitive advantages.

Текст научной работы на тему «Проблемы и механизмы развития конкурентоспособного потенциала региональной экономики»

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 3 Часть 2

ПРОБЛЕМЫ И МЕХАНИЗМЫ РАЗБИТИЯ

mt

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ*

МАРЕМКУЛОВА Р.Н.,

кандидат экономических наук, доцент, Кабардино-Балкарский государственный университет имени Х.М. Бербекова,

e-mail: mnruzanna@mail.ru;

БОГАТЫРЕВ А.З.,

кандидат юридически наук, заведующий кафедрой конституционного и административного права, Кабардино-Балкарский государственный университет имени Х.М. Бербекова,

e-mail: azbogat@mail.ru;

АРИПШЕВА М.В.,

старший преподаватель,

Кабардино-Балкарский государственный университет имени Х.М. Бербекова,

e-mail: lalita.gaeva@yandex.ru

В связи с тем, что у большинства муниципальных образований во многих регионах России наблюдаются процессы сокращения темпов социально-экономического развития, возникла необходимость в рассмотрении сущности механизма и условий обеспечения эффективного развития муниципальной экономики, которые в конечном итоге определяют ее конкурентные преимущества.

Ключевые слова: экономика; муниципальная экономика; общественный локальный сектор экономики; рыночный сектор экономики; региональная экономика; местное самоуправление; конкурентоспособность.

Because at the majority of municipalities in many regions of Russia processes of reduction of rates of social and economic development are observed, there was a need for consideration of essence of the mechanism and conditions of ensuring effective development of municipal economy which finally define its competitive advantages.

Keywords: economy; municipal economy; public local sector of economy; market sector of economy; regional economy; local government; competitiveness.

Коды классификатора JEL: R11, R51, R58.

В настоящее время у большинства муниципальных образований во многих регионах России наблюдаются процессы сокращения темпов социально-экономического развития, что связано с постепенным истощением экономических ресурсов, вследствие их неэффективного использования, с отсутствием оптимальных механизмов стимулирования предпринимательской активности и согласования интересов субъектов хозяйствования данной территории. В результате муниципальная экономика, теряя имеющиеся конкурентные преимущества, не в состоянии адекватно реагировать на изменения, происходящие во внешней среде, а органы местного самоуправления в условиях дестабилизации экономической ситуации не могут обеспечить высокий уровень жизни населения.

Поэтому существует необходимость в рассмотрении сущности механизма и условий обеспечения эффективного развития муниципальной экономики, с учетом существования объективных интеграционных взаимосвязей между составными секторами муниципальной экономики, конкурентоспособный потенциал которых и формирует внутренние резервы положительной экономической динамики, определяющей в конечном итоге конкурентные преимущества локальной территории.

Муниципальный уровень хозяйствования в системе конкурентных отношений имеет свои специфические особенности и включает две взаимосвязанные плоскости, в рамках которых, с одной стороны, местное самоуправление в силу своего особого статуса выполняет на своей локальной территории функцию координации и регулирования рыночных отношений; с другой — выступает как равноправный участник рынка [1].

* Научная статья выполнена в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы.

© Р.Н. Маремкулова, А.З. Богатырев, М.В. Арипшева, 2012

ПРОБЛЕМЫ И МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО ПОТЕНЦИАЛА.

115

Органы местного самоуправления способны, рационально определяя направления и пределы рыночного реформирования различных отраслей городского хозяйства при сохранении полноценной субъектной структуры муниципального общественного сектора, содействовать появлению эффективных и гибких форм экономических отношений между хозяйствующими субъектами, более приспособленных к изменениям конъюнктуры рынков, обеспечивая тем самым устойчивость, конкурентоспособность и эффективность муниципальной экономики.

При явных положительных чертах конкуренции вполне очевидна необходимость ее стимулирования между локальными территориями, однако, при этом в условиях неравномерного социально-экономического развития муниципальных образований важно обеспечить согласованность стабильного функционирования рыночного конкурентного механизма в хозяйственном комплексе локальных территорий при одновременной взвешенной корректировке его со стороны государства и местных органов власти с целью придания ему социальной направленности.

Механизм реализации конкурентоспособного потенциала муниципального образования определяется спецификой секторов муниципальной экономики, каждый из которых обладает своим набором факторов, источников и внутренних резервов конкурентоспособности.

Локальный общественный сектор, отвечающий за производство и реализацию общественных благ, обусловливает возможность и направление трансформации предпочтений граждан в стратегические цели социально-экономического развития муниципального образования.

Интенсивное развитие рыночного сектора способствует концентрации деловой активности на локальной территории, росту промышленного производства, увеличению объемов потребления в связи с притоком в город трудовых ресурсов, а следовательно, способствует усилению конкурентных позиций города на внешних рынках и росту его пространственных характеристик.

Факторы и источники конкурентоспособности, формирующие конкурентоспособный потенциал локального общественного и локального рыночного секторов муниципальной экономики коррелируют, взаимозаменяют и взаимодопол-няют друг друга и, в комплексе, отражают исходные возможности достижения определенных преимуществ в пределах и в специфике одной территории.

Рейтинговый анализ конкурентоспособного потенциала по видам (финансовый, трудовой, производственноинфраструктурный, предпринимательский) по городам-курортам КМВ и оценка их конкурентных преимуществ по соответствующим типам показали, что разный уровень конкурентоспособного потенциала локального общественного и локального рыночного секторов обусловливает различную степень влияния на формирование конкурентных преимуществ рассматриваемых городов [4]. Так, например, финансовая устойчивость как одно из ключевых конкурентных преимуществ определяется, прежде всего, состоянием финансового потенциала рыночного сектора: г. Пятигорск, лидировавший по уровню финансового потенциала рыночного сектора в 2006 г. и занимал ведущие позиции и по уровню финансовой устойчивости в том же периоде [4]. Потери в финансовом потенциале рыночного сектора в рассматриваемом муниципальном образовании привели к резкому сокращению уровня финансовой устойчивости. В достижении конкурентного преимущества производственно-инфраструктурного типа - напротив, ведущую роль играет производственноинфраструктурный потенциал локального общественного сектора. Так, в том же муниципальном образовании, в соответствии высокими с рейтинговыми оценками производственно-инфраструктурного потенциала по общественному сектору, и уровень конкурентного преимущества по данному типу тоже достаточно высок.

Таким образом, если в муниципальном образовании наблюдаются кризисные явления, приводящие к потере конкурентного преимущества какого-либо типа, то это со всей очевидностью свидетельствует об ослаблении соответствующего конкурентоспособного потенциала того сектора (рыночного или общественного), доминантное влияние которого было ранее выявлено.

Особенности функционирования локального общественного и локального рыночного секторов определяет необходимость их взаимоувязки и взаимодействия в едином механизме с целью приближения и упорядочивания разнонаправленных (частных и коллективных) мотивов субъектов локальной территории [3]. Эффективность механизма такого взаимодействия с учетом преимуществ пространственной концентрации факторов конкурентоспособности определяет результативность общественного воспроизводства, обеспечивает достаточный уровень благосостояния населения территории, стимулирует экономическую активность и ведущие конкурентные позиции муниципального образования на внешних рынках.

Главное функциональное предназначение локального общественного сектора - достижение определенного баланса интересов субъектов территории и создание основ стабилизации социально-экономических процессов на данной локальной территории; рыночного локального сектора — в создании за счет территориальной концентрации производства и распространения экономической активности существенных преимуществ для потребителей, которые связаны с высоким уровнем разнообразия предложения товаров и услуг [2].

Логическая конструкция механизма межсекторального взаимодействия основана на исходно-выгодном сосредоточении факторов производства, формировании рынков их сбыта, концентрации и специализации предприятий на локальном рынке, что определяет нарастание уровня плотности экономических процессов и формирование конкурентных преимуществ локальной территории, проявляющихся в более интенсивном создании добавленной стоимости, повышении уровня разнообразия предложения товаров и услуг.

Таким образом, в локальном общественном и локальном рыночном секторах экономического пространства города в ходе взаимодействия факторов конкурентоспособности возникают кумулятивные эффекты усиления деловой активности, улучшения социальных характеристик территории, что обусловливает формирование новых конкурентных преимуществ, которые затем, по мере нарастания эффекта, трансформируются в конкурентоспособность территории.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 3 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 3 Часть 2

116

РН. МАРЕМКУЛОВА, А.З. БОГАТЫРЕВ, М.В. АРИПШЕВА

Межсекторальное взаимодействие имеет важнейшее значение в социально-экономическом развитии города, обеспечивает непрерывность общественного воспроизводства и конкурентное превосходство муниципального образования одновременно по ряду направлений, в условиях постоянных изменений во внешней среде.

Необходимость разработки эффективной социально-экономической политики муниципального образования, позволяющей в максимальной степени реализовать имеющийся конкурентоспособный потенциал, продиктована нарастающими процессами глобализации и интенсивностью изменения конъюнктуры внешних рынков. В ходе ее осуществления необходимо использовать новые возможности меняющейся экономической ситуации, гибкие инструменты реагирования, на основе взаимосвязанных императивных целей, достижение которых обеспечивает конкурентные преимущества муниципальной экономики в системе рыночных отношений.

Императивы муниципальной экономической политики должны отражать в комплексе всю систему взаимосвязанных социальных, промышленных, научно-технических, финансово-бюджетных приоритетов развития муниципального образования в разрезе общественного и рыночного локальных секторов в муниципальной экономики.

Среди важнейших направлений муниципальной экономической политики, связанных с использованием конкурентного потенциала рыночного локального и местного общественного секторов, необходимо выделить: создание конкурентной среды в приемлемых отраслях локального общественного сектора в разумных пределах рыночного реформирования различных подотраслей общественного сектора муниципального хозяйства; использование потенциала интеграции малого и крупного бизнеса, корпоративного взаимодействия расположенных на локальной территории предприятий в рамках определенного кластера; усиление конкурентных позиций на внешних рынках в системе межмуниципальных связей; активизацию участия местных администраций в проблемах осуществления внешнеэкономической деятельности предприятий своей территории.

Необходим переход от административных методов управления процессом создания и распределения муниципальных общественных благ к экономическим, предполагающим сотрудничество с другими субъектами локальной территории на контрактной основе, что позволит органам местного самоуправления более рационально использовать бюджетные ресурсы, гибко реагировать на изменение общественных предпочтений в потреблении муниципальных услуг, учитывать интересы всех субъектов муниципального хозяйства. Доля участия муниципалитета в контрактных отношениях с частным бизнесом зависит от порядка их организации и могут быть формализованы посредством акционирования, договоров аренды концессии, доверительного управления, аутсорсинга, муниципального подряда (заказа).

Местные администрации должны также содействовать расширению кооперационных связей между предприятиями производств, концентрированно расположенных в пределах локальной территории города, необходимой их интеграции в рамках единой технологической цепочки, что позволит в результате оптимальной кооперации и появления эффекта от масштаба увеличить объемы налоговых платежей в бюджет; повысить уровень удовлетворенности основных жизненных потребностей населения, привлечь крупные структуры к участию в муниципальных программах и инвестиционных проектах.

В рамках муниципальной промышленной политики важным вопросом является определение приоритетов кластерного развития, инструментов и институтов, содействующие формированию имиджа территории, разработке и продвижению по информационным каналам важнейших для муниципальной экономики кластеров для формирования нового качества экономического потенциала территории и усиления конкурентных позиций.

В вопросах межмуниципального сотрудничества и введения состязательных элементов в механизм финансовой поддержки муниципальных образований главную регулирующую функцию должны выполнять вышестоящие органы власти, как региональные, так и федеральные, компетенция которых позволит разрешать возникающие проблемы между муниципалитетами на всех этапах сотрудничества.

Конкурентная стратегия муниципальных образований курортно-рекреационной зоны, обладающих специфическим и уникальным потенциалом, находится в прямой зависимости от результативности деятельности местных органов власти, способных своевременно реагировать на изменения социально-экономической ситуации; принимать своевременные меры по нейтрализации воздействий факторов внешней среды, способных отрицательно влиять на развитие региона; разрабатывать и реализовывать уникальные стратегии, основанные на взаимодействии конкурентного потенциала общественного и рыночного локальных секторов экономики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Авилова Т.В. Конкурентное преимущество в условиях «новой экономики» // Проблемы современной экономики. 2009. № 2(30).

3. Вальвашов А.Н. Оценка и развитие конкурентных преимуществ города: На примере городов Краснодарского края: дис. канд.экон. наук , Краснодар, 2005.

4. Маремкулова Р.Н. Формирование адаптивного инструментария реализации конкурентоспособного потенциала муниципальной экономики (на примере городов-курортов Кавказских Минеральных Вод). Дисс... канд. эконом. наук. Шахты. 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.