Научная статья на тему 'Обеспечение конкурентоспособности муниципального образования посредством взаимодействия общественного и частного локальных секторов'

Обеспечение конкурентоспособности муниципального образования посредством взаимодействия общественного и частного локальных секторов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
137
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЛОКАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ СЕКТОР / ЛОКАЛЬНЫЙ РЫНОЧНЫЙ СЕКТОР / МЕХАНИЗМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маремкулова Р.Н.

В обеспечении конкурентоспособности муниципального образования как целостной системы важнейшую роль выполняют ее составляющие подсистемы: локальный общественный и локальный рыночный сектора. В статье дан анализ типов конкурентоспособного потенциала рыночного и общественного локальных секторов экономики, отражены их специфические взаимосвязи, раскрыт механизм взаимодействия локального общественного и частного секторов по достижению конкурентоспособности муниципального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обеспечение конкурентоспособности муниципального образования посредством взаимодействия общественного и частного локальных секторов»

34 (127) - 2009

Поиск. Проблемы. Решения

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО И ЧАСТНОГО ЛОКАЛЬНЫХ СЕКТОРОВ

р. н. маремкулова,

соискатель кафедры конституционного и административного права Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х. м. Бербекова, г. Нальчик

В обеспечении конкурентоспособности муниципального образования как целостной системы важнейшую роль выполняют ее составляющие подсистемы: локальный общественный и локальный рыночный сектора. В статье дан анализ типов конкурентоспособного потенциала рыночного и общественного локальных секторов экономики, отражены их специфические взаимосвязи, раскрыт механизм взаимодействия локального общественного и частного секторов по достижению конкурентоспособности муниципального образования.

Ключевые слова: конкурентоспособный потенциал, локальный общественный сектор, локальный рыночный сектор, механизм взаимодействия, конкурентное преимущество.

Муниципальный уровень хозяйствования, непосредственно отвечающий за решение широкого круга вопросов, связанных с созданием условий проживания и осуществления экономической деятельности населения, в наибольшей степени подвержен воздействию со стороны внешней среды: изменениям в законодательном поле и национальной экономической политике, конъюнктуры региональных, национальных и мировых рынков. В этой связи существует необходимость в мобильности, высокой степени конкурентоспособности муниципальной экономики, обеспечивающей завоевание и удержание конкурентных позиций на

внешних рынках, что в конечном итоге позволит повысить уровень благосостояния населения и сформировать основу для долгосрочного устойчивого развития территории. Поэтому чрезвычайно важным является определение системных взаимосвязей в муниципальном хозяйстве, его составных элементов — локального общественного и рыночного секторов, конкурентоспособный потенциал которых в процессе взаимодействия запускает движущие силы конкурентоспособности экономики муниципального образования.

Рассмотрение особенностей функционирования локального общественного сектора и рынков пространственно-определенных товаров и услуг в муниципальной экономике позволяет говорить о том, что каждый из них имеет свой конкурентоспособный потенциал, специфические движущие силы и соответствующее функциональное предназначение. Выявление сущности механизма взаимодействия между ними, предполагающего обеспечение высокого уровня конкурентоспособности городского хозяйства, обусловливает реальную необходимость вычленения ключевых факторов конкурентоспособности муниципального образования как потенциала конкурентоспособности местного общественного и рыночного секторов экономики города, исследовать их сочетаемость в рамках межсекторальных взаимосвязей с целью определения

возможности формирования конкурентных преимуществ муниципального образования.

Рассматривая общие факторы конкурентоспособности территории (финансовый потенциал, природный потенциал, административный потенциал, морально-социальный потенциал, трудовой потенциал, технологический потенциал, инфраструктурный потенциал, потенциал предпринимательской активности), выявим их принадлежность к соответствующему сектору экономики города (см. таблицу).

Такого рода посекторальная группировка факторов конкурентоспособности позволяет обозначить конкурентный потенциал локального общественного сектора и рыночного пространства в экономике города и, одновременно, делает очевидным правомерность тезиса о том, что только взаимодействие и взаимодополняемость факторов конкурентоспособности в обоих секторах позволяют обеспечить в максимальной степени реализацию потенциала муниципального образования.

Так, например, совершенно очевидно, что от величины финансового результата предприятий частного сектора зависит величина налоговых поступлений, а следовательно, и доля собственных доходов в расходах местного бюджета, а также возможность выплаты трансфертов в локальном общественном секторе, что влияет на величину денежных доходов населения. И, наоборот, уменьшение уровня налогового бремени увеличивает финансовые возможности предприятий.

Природные ресурсы территории муниципальных образований изначально как бы находятся «в пассивной позиции к социально-экономическому потенциалу муниципального образования» Однако в процессе использования ресурсов в воспроизводственном процессе на первый план выходят вопросы экономической целесообразности (а в общественном секторе еще и соизмеряемые с социальной значимостью). Чем ниже цена усилий по вовлечению природных ресурсов в рыночный оборот, тем большим конкурентным преимуществом обладает муниципальное образование, имеющее эти ресурсы. Стоимость их безвозмездного предоставления в общественный сектор (например, источников природной минеральной воды) в этом случае не столь обременительна для бюджета. Кроме того, для частного сектора облегчается возможность получения права на разработку (добычу, использование) природных ресурсов, и стоимость таких прав относительно мала.

1 Зотов В. Б., Макашева З. М. Муниципальное управление:

учебник. М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2004. С. 68.

Отдельным вопросом в природно-ресурсной проблематике являются экологические условия. В рамках локального общественного сектора формируются ограничения и требования для субъектов хозяйствования территории, касающиеся сохранения и улучшения окружающей среды. Так, например, в программах развития, в бюджетах муниципальных образований рассматриваются вопросы экологически обоснованного размещения объектов производственной инфраструктуры, экологически безопасного размещения предприятий местной промышленности, сельского хозяйства, утилизации, обезвреживания и захоронения отходов и т. д. Кроме того, органы местной власти «вправе принимать специальные экологические программы в соответствии с разработанными и утвержденными ими основными направлениями охраны окружающей природной среды, используя при этом бюджетные средства» 2.

Рассматривая трудовой потенциал рыночного сектора, отметим, что квалифицированность, структура (профессиональная, половозрастная) рабочей силы территории оказывают влияние на его конкурентоспособность по разным направлениям. Во-первых, на рыночную специализацию городского хозяйства и возможность производить продукты с высокой добавленной стоимостью (обусловлено профессиональной направленностью и уровнем компетенций работников). Во-вторых, на предпринимательскую активность (что связано в свою очередь с возрастными параметрами трудовых ресурсов). В-третьих, на мобильность переориентации бизнеса на более эффективные направления (что зависит от гибкости и способности к обучению персонала) и т. д.

Локальный общественный сектор, отвечающий за создание условий жизнедеятельности населения, напрямую влияет на миграционные процессы, а в долгосрочной перспективе и на уровень рождаемости и смертности. В свою очередь, согласно гипотезе Тибу, численность населения, величина трудовых ресурсов территории непосредственно влияют на масштабы общественного сектора. Как известно, «потенциальный потребитель (участвующий в выборах местной власти и тем самым влияющий на ее решения) по предположению выбирает тот город (муниципальное образование), который лучше соответствует его предпочтениям относительно локальных общественных благ и налогов.... «Голосование ногами» ведет их тогда в

2 Зотов В. Б., Макашева З. М. Муниципальное управление: учебник. М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2004.С. 70.

Систематизация основных факторов конкурентоспособности территории по секторальной принадлежности

Совокупность факторов (потенциалы) экономического пространства города

Факторы конкурентоспособности местного общественного сектора Факторы конкурентоспособности локального рыночного сектора

Финансовый потенциал

Доля собственных доходов в расходах местного бюджета, финансовые ресурсы муниципальных предприятий; денежные доходы населения Сальдированная прибыль хозяйствующих субъектов территории

Природно-ресурсный потенциал

Площадь территории на душу населения, км2; запасы подземных и поверхностных вод на душу населения, м3; др. ресурсы территории Наличие прав доступа к разработке, добыче и реализации природных ресурсов, земельные ресурсы, находящиеся в собственности предприятий (немуниципальных, негосударственных).

Трудовой потенциал

Кадровый потенциал муниципального образования. Экономически активное население, трудовые ресурсы разной степени квалификации и направлений отраслевой компетенции, задействованные в системе рыночного воспроизводства.

Управление и институциональный потенциал

Правовой ресурс, наличие эффективно-действующих институтов местного самоуправления Менеджмент предприятий частного сектора, институт корпоративной культуры

Морально-социальный потенциал

Количество культурно-досуговых учреждений масштабы преступности заболеваемость населения и др. Уровень социальной ответственности бизнеса, объем социальных инвестиций

Технико — технологический потенциал

Техническая база осуществления управления муниципальным образованием, степень физического и морального износа основных фондов и используемых технологий муниципальных предприятий Степень физического и морального износа основных фондов и используемых технологий предприятий частного сектора

Инфраструктурный потенциал

Протяженность автодорог с твердым покрытием, обеспеченность жильем населения, развитость бытовой инфраструктуры, количество образовательных, медицинских учреждений и других объектов муниципальной инфраструктуры. Функционирование обслуживающих основное производство структур, сетевой маркетинг, другие элементы внутренней инфраструктуры предприятия

Потенциал предпринимательской активности

Уровень предпринимательской активности муниципальных предприятий и других муниципальных структур, оказывающих платные услуги населению, создавая ресурсную базу локального общественного сектора Численность работающих в сфере малого бизнеса на постоянной основе, доля малого предпринимательства в экономике муниципального образования по объему производства товаров и услуг

Инновационный потенциал

Наличие целевой инновационной программы муниципального образования, нормативно-правового механизма ее реализации, совета по инновационному развитию, экспертного совета, целевого бюджетный инновационного фонда, муниципального венчурного инновационного фонда Инновационо-технологические центры, технопарки, фонды коммерциализации и трансферта технологий частного сектора, научно-исследовательские лаборатории в структуре предприятия, наличие патентов на изобретения, авторских свидетельств и т. п.

различные города (или регионы). Более того, это «голосование» неизбежно, оно решает классическую проблему выявления предпочтений относительно общественных благ и налогов» 3

Говоря об очевидных взаимосвязях, присутствующих между трудовыми ресурсами, задействованными в локальном рыночном секторе, и масштабами

3 Занадворов В. С., Ильина И. П. Теория экономики города:

учеб. пособие. М.: Изд. дом ВШЭ. 1999. С. 35.

локального общественного сектора, отметим, что немаловажную роль здесь играет кадровый потенциал самого местного общественного сектора. Его компетентность и профессионализм во многом определяют возможность реализации социального принципа справедливости в реаллокационных процессах, соблюдения пропорций в распределении ресурсов внутри самого общественного сектора и достижения сбалансированности государственного бюджета.

В последнее время все чаще обсуждаются вопросы кадрового обмена в сфере взаимодействия местных органов власти и предпринимательства. Исследователи констатируют, что «импорт профессиональных ресурсов в местные органы власти из кадрового потенциала предпринимательства уже имеет статус устоявшегося и традиционного социального явления в общественном мнении, в профессиональной среде муниципальных служащих и предпринимателей» 4.

Положительная сторона в процессе такого взаимодействия в том, что предприниматели, обладающие достаточным опытом хозяйствования, имеющие стратегический образ мышления, стараются использовать все имеющиеся возможности для достижения поставленных целей. Негативная сторона вопроса заключается в том, что зачастую общественные интересы, на удовлетворение которых должна быть направлена деятельность органов местного самоуправления, подменяются личными интересами таких управленцев. Но в отдельных случаях, когда предприниматели заинтересованы более полно реализовать профессиональные знания, навыки и возможности, когда их гражданская позиция ориентирована на желание принести пользу людям, такой опыт социального партнерства бизнеса и местной власти может быть и полезен.

Управление и институциональный потенциал в двух рассматриваемых подсистемах экономического пространства города тесно связаны с предыдущим потенциалом. В локальном общественном секторе, например, правовой ресурс как составная часть его институционального потенциала может быть реализован лишь в том случае, если существует эффективная система управления на местах, базирующаяся на профессиональном кадровом составе аппарата администрации муниципального образования, нижестоящих исполнительных структур, компетентности депутатов городской думы.

Институциональное поле локального общественного сектора создается посредством принятия нормативно-правовых актов (в рамках компетенции местных органов власти), а также неформальными правилами в виде традиций, норм социально-экономического сосуществования, формируемых в общественное мнение. Внутреннее институциональное поле предприятий в виде устава, установленных правил внутреннего распорядка, графиков работы и т. п. создается в соответствии с

4 Чумак Л. К вопросу кадрового обмена в сфере взаимодействия местных органов власти и предпринимательства// Государственная служба. 2007. № 2. С. 92.

целевой установкой стратегии развития предприятия и ограничивается внешним (по отношению к предприятию) институциональным полем локального общественного сектора. Неформальным элементом внутреннего институционального поля является корпоративная культура предприятия, направляющая бизнес в русло добросовестных партнерских отношений с контрагентами, органами местной власти, потребителями.

Корпоративная культура одновременно формирует и морально-социальный потенциал, определяя уровень социальной ответственности бизнеса, влияя на величину социальных инвестиций. Последние, по мнению исследователей, должны рассматриваться «. не как благотворительность, а как финансовые, а также материальные средства, технологические, управленческие и иные ресурсы, направляемые бизнес-структурами на реализацию корпоративных социальных программ и общественных социальных проектов с целью достижения внутренних (для корпораций) и внешних (для общества) позитивных эффектов» 5.

Морально-социальный потенциал локального общественного сектора может оцениваться по разным параметрам. Например, согласно одной из методик оценки конкурентоспособности муниципальных образований, морально-социальный потенциал муниципального образования включает в себя показатели: число жителей на одно культур-но-досуговое учреждение, тыс. человек; количество зарегистрированных преступлений на душу населения, единиц; заболеваемость населения, число впервые выявленных заболеваний на 1 000 населения, единиц; процент охвата населения библиотечным обслуживанием, и др. 6 Следует отметить, что из всей совокупности составляющих потенциала территории состояние данного потенциала в наибольшей степени отражает эффективность локального общественного сектора, его способность в полной мере удовлетворить потребности населения в локальных общественных благах.

Технико-технологический потенциал местного общественного сектора представляет собой совокупность используемых органами местной власти, муниципальными предприятиями технологий, технических средств, которые выполняют роль подсистемы, обеспечивающей управление реал-локационными процессами на местах, создание

5 Стрижов С. Развитие корпоративной социальной ответственности// Государственная служба. 2006. № 6. С. 113.

6 Постановление от 10.07.2007 № 281 «Об оценке потенциала конкурентоспособности муниципальных образований Курганской области».

локальных общественных благ. Часть потенциала муниципального образования, приходящаяся на рыночный сектор, включает в себя техническую базу предприятий, применяемые технологии и технику, характеризующиеся определенной степенью физического и морального износа, и определяет их производственные возможности.

Проблемы, связанные с воспроизводством технико-технологической базы, имеют в каждом секторе свои особенности. Опыт хозяйствования в отечественных муниципальных образованиях свидетельствует о том, что высокая степень износа основных фондов характерна для локального сектора (ветхий жилищный фонд, устаревшая техника спецавтохозяйств, автотранспортных предприятий и т. д.). Это в ряде случаев связано с тем, что производство общественных благ для муниципальных предприятий нерентабельно и собственных средств на обновление технической базы недостаточно. Взаимодействие составных технико-технологического потенциала в двух секторах экономики города может проявляться при решении вопросов поставки бизнесом оборудования по заказу муниципалитетов, его технического обслуживания и сопровождения.

Инфраструктурный потенциал, по сути, является составной частью технико-технологического потенциала, но в силу своей коммуникативной значимости выделен как самостоятельный. Для локального общественного сектора инфраструктура играет роль обеспечивающей подсистемы в процессе производства локальных общественных благ. Она включает в себя сеть автодорог, жилищно-коммунальное хозяйство, сеть учреждений образования, культуры, медицинских учреждений и другие объекты муниципальной инфраструктуры.

Инфраструктурный потенциал коммерческих предприятий проявляется в функционировании обслуживающих основное производство структур: сбытовой сети, внутренних объектов социальной инфраструктуры (детские сады, реабилитационные центры при предприятиях и т. п.).

Взаимосвязь инфраструктурных потенциалов в двух секторах очевидна: в ряде случаев частный сектор на равных основаниях с другими субъектами территории (населением) безвозмездно использует инфраструктуру общественного сектора (например, дороги). В других случаях инфраструктура общественного сектора может быть использована за определенную плату, (в том числе аренда помещений).

В свою очередь муниципалитеты могут влиять на создание или ликвидацию инфраструктурных объектов предприятия, посредством принятия

обязывающих предприятия нормативно-правовых актов или прекращения действия контракта (при нарушении условий безопасности труда — создание реабилитационных центров или сокращение сбытовой сети, путем отказа в продлении срока аренды муниципальных помещений).

Потенциал предпринимательской активности — специфический элемент в совокупности рассматриваемых потенциалов и, на первый взгляд, кажется, не присутствует в характеристиках общественного сектора вообще. Однако, как известно, «особенность экономики общественного сектора состоит в том, что она рассматривает государство в общем ряду субъектов экономической деятельности, выявляет логику его экономического поведения» 7.

А это значит, что органы местного самоуправления, являясь самостоятельным и равноправным субъектом рынка, могут проявлять предпринимательскую активность как субъект коллективного предпринимательства с целью укрепления финансовых основ территории для наиболее полного выполнения функций, возложенных на локальный общественный сектор.

В экономической литературе применительно к рыночному сектору, как правило, понятие «предпринимательская активность» ассоциируется с малым бизнесом как наиболее мобильным, быстро реагирующим на изменения рынка. Предпринимательская активность малого бизнеса оценивается различными показателями, в том числе численностью работающих в сфере малого бизнеса на постоянной основе, долей малого предпринимательства в экономике муниципального образования по объему производства товаров и услуг. При высоком уровне данных показателей можно говорить о высокой предпринимательской активности рыночного сектора в городском хозяйстве.

В более широком смысле речь идет о предпринимательской активности бизнеса разных масштабов, которая усиливается в процессе взаимодействия с местными органами власти, оказывающими бизнесу поддержку в различных формах (создание муниципальных бизнес-инкубаторов, частно-государственных партнерств, организация конкурсов бизнес-планов с последующим муниципальным заказом, установление налоговых льгот и т. п.).

Составные элементы инновационного потенциала локальной территории локального общественного сектора и рыночных структур наиболее

7 Якобсон Л. И. Экономика общественного сектора. Основы теории государственных финансов. Учебник. М.: Аспект-Пресс. 1996.

Экономическое пространство горсуд

Цепь кумулятивно накапливаемых эффектов (сравнительных преимуществ, масштаба, концентрации) ---- '

Конкурентные преимущества

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Механизм взаимодействия локального общественного и частного секторов по достижению конкурентоспособности муниципального образования

интегрированы и взаимосвязаны. Это происходит по той причине, что развитие инноваций, особенно в сфере технологий, опирается в значительной мере на поддержку общественного сектора, прежде всего в лице региональных и федеральных органов власти, создающих и реализующих институциональные условия и финансовые инструменты стимулирования инновационной сферы как стратегически значимой для социально-экономического развития страны.

В рамках муниципальной компетенции стимулирование развития инновационной инфраструктуры (инновационно-технологических центров, технопарков, фондов коммерциализации и трансферта технологий и т. п.) локального рынка инноваций (с прозрачными и доступными схемами оборота прав пользования, получения патентов на изобретения, авторских свидетельств) может происходить посредством формирования и реализации целевых инновационных программ муниципального образования, совершенствования нормативно-правовой базы.

Как отмечают специалисты, «формирование нормативно-правового механизма реализации программы включает в себя разработку и совершенствование правовой базы, касающейся инновационной деятельности, вопросов инновационного и научно-технического развития муниципального

образования, позволяет рационально использовать бюджетные и налоговые полномочия при оказании муниципальной поддержки инновационной деятельности» 8.

Среди других механизмов реализации такой программы можно назвать создание координирующего органа по инновационному развитию, советов, осуществляющих экспертизу инновационных проектов и ассоциаций, реализующих инновационные программы, формирование целевых муниципальных инновационных фондов.

Таким образом, очевидно, что факторы конкурентоспособности, которыми обладает каждый сектор (общественный и рыночный) в разрезе соответствующего потенциала территории, сочетаемы, что означает в ряде случаев их взаимозаменяемость и взаимодополняемость. Механизм межсекторального взаимодействия факторов конкурентоспособности сложен и разнонаправлен: он одновременно логически увязывает и координирует социально-экономические процессы, определяет степень разнообразия видов деятельности на ограниченной территории города, стимулирует установление

8 Милькина И. В. Управление инновационным развитием муниципальных образований. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук.

производственных отношений, способствует оптимальному перемещению информационных, финансовых и материальных потоков (см. рисунок).

Логика развития данного механизма такова. Исходно выгодное сосредоточение факторов производства (трудовых, природных, капитальных), формирование рынков сбыта этих факторов (в том числе за счет скопления на данном рынке фирм — поставщиков факторов производства) на ограниченной локальной территории позволяет фирмам (предприятию) концентрироваться и специализироваться на локальном рынке. Это позволяет среди прочего сокращать издержки на закупку однотипных ресурсов: оборудования, сырья, электроэнергии.

Тем самым постепенно нарастает уровень плотности экономических процессов и возникает конкурентное преимущество локальной территории, проявляющееся в более интенсивном (относительно других территорий) создании добавленной стоимости; повышении уровня разнообразия предложения товаров и услуг (так как концентрация трудовых ресурсов, предприятий-потребителей обусловливает значительные масштабы спроса, что, в свою очередь, влияет на эффективность многих видов производств).

Факторы конкурентоспособности локального общественного сектора могут усилить кумулятивный эффект за счет реализации собственных (принадлежащих локальному общественному сектору) факторов конкурентоспособности. Так, например, имеющиеся факторы морально-социального потенциала способствуют повышению качества трудовых ресурсов, институциональные факторы создают благоприятные условия для ведения бизнеса, инфраструктурные факторы (электро-, газо-, водоснабжение, обеспечение теплом, телефонная связь, канализация, работа службы очистки, транспортные коммуникации и т. д.) формируют важнейшую систему муниципальных общественных благ, которые в силу своей специфики предопределяют качество жизни населения территории и возможность ведения многих видов экономической деятельности в принципе.

В результате оптимального сочетания и взаимодействия указанных факторов у локальной территории могут возникать конкурентные преимущества, выражающиеся в более высоком (относительно других территорий) уровне жизни населения. Следовательно, и в обладании трудовыми ресурсами, наилучшими качественными и количественными характеристиками, благоприятной экономической средой, усиливающей экономическую активность

для субъектов хозяйствования.

Эффекты, возникающие в результате концентрации инновационной деятельности в городах, и взаимодополняемости секторальных факторов, в разрезе инновационного потенциала, отмечены специалистами: «.. .благодаря наличию специализированных услуг и высокоточного оборудования для исследований и образования, крупный город берет на себя функции «инкубатора» технологического прогресса.» 9.

В этом случае можно говорить о том, что инновационные факторы конкурентоспособности реализуются в конкурентное преимущество — технологическое лидерство, возникшее в результате обладания инновационными технологиями, которые были созданы и коммерциализованы в данном муниципальном образовании.

Таким образом, взаимодействие факторов конкурентоспособности в локальном общественном и локальном рыночном секторах экономического пространства города обусловливает появление кумулятивных эффектов нарастания экономической активности, улучшения социальных характеристик территории, в результате чего указанные факторы реализуются в конкурентные преимущества, а затем по мере нарастания эффекта в рамках кумулятивной цепочки модифицируются в конкурентоспособность территории.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Зотов В. Б. Макашева З. М. Муниципальное управление: учебник. М.: ЮНИТИ — дАнА, 2004. 279 с.

2. Занадворов В. С., Ильина И. П. Теория экономики города: учеб. пособие. М.: Изд. дом ВШЭ, 1999.

3. Милькина И. В. Управление инновационным развитием муниципальных образований. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук.

4. Чумак Л. К вопросу кадрового обмена в сфере взаимодействия местных органов власти и предпринимательства// Государственная служба. 2007. № 2. С. 92—94.

5. Стрижов С. Развитие корпоративной социальной ответственности// Государственная служба. 2006. № 6. с. 113—116.

6. Постановление от 10.07.2007 № 281 «Об оценке потенциала конкурентоспособности муниципальных образований Курганской области».

7. Якобсон Л. И. Экономика общественного сектора. Основы теории государственных финансов. Учебник. М.: Аспект-Пресс. 1996.

9 Занадворов В. С., Ильина И. П. Теория экономики города. 1999.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.