Научная статья на тему 'Кластерный подход к организации и поддержке функционирования системы инфраструктурного обеспечения муниципального образования'

Кластерный подход к организации и поддержке функционирования системы инфраструктурного обеспечения муниципального образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
88
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ярощук А. Б., Лаптев В. Н.

в статье рассматриваются и анализируются современные подходы к организации и поддержке функционирования системы инфраструктурного обеспечения муниципального образования с учетом функционирования кластерных системных образований, выделяются факторы, препятствующие формированию муниципального кластера, а также вырабатываются предложения по повышению его эффективности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ярощук А. Б., Лаптев В. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кластерный подход к организации и поддержке функционирования системы инфраструктурного обеспечения муниципального образования»

A. Б. Ярощук

B.Н. Лаптев

КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ И ПОДДЕРЖКЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ИНФРАСТРУКТУРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

CLUSTER APPROACH TO ORGANIZING AND SUPPORTING THE FUNCTIONING OF THE SYSTEM INFRASTRUCTURE TO ENSURE THE MUNICIPALITY

Аннотация: в статье рассматриваются и анализируются современные подходы к организации и поддержке функционирования системы инфраструктурного обеспечения муниципального образования с учетом функционирования кластерных системных образований, выделяются факторы, препятствующие формированию муниципального кластера, а также вырабатываются предложения по повышению его эффективности.

Ключевые слова: кластерный подход, муниципальные образования, социальная инфраструктура, конкурентоспособность, предпринимательская деятельность.

Abstract: the article discusses and analyzes the current approaches to organizing and supporting the functioning of the system infrastructure to ensure the municipality, taking into account the functioning of the system of cluster formation are highlighted obstacles to the formation of a cluster of municipal and produced suggestions for improving its efficiency.

Keywords: the cluster approach, municipalnye education, social infrastructure, competitiveness and entrepreneurship.

Функционирование системы инфраструктурного обеспечения муниципального образования - это процесс, который предусматривает обеспечение потребностей населения и субъектов хозяйствования, и основанный на работе существующих структур с целью создания новых учреждений социального и предпринимательского сектора и повышения производительности уже существующих. Функционирование системы инфраструктурного обеспечения муниципального образования, организация и поддержка его развития имеет одну основную цель - обеспечить перманентную возможность и разнообразие использования местных ресурсов для обеспечения социальной составляющей муниципальной инфраструктуры и развития на этой основе предпринимательской и бюджетной составляющей муниципального образования.

По мнению автора, лишь при активном использовании местных ресурсов может считаться успешным развитие системы инфраструктурного обеспечения муниципального образования. Таким образом, если на территории муниципального образования активно развивается предпринимательский сектор, но он не использует местные ресурсы, нельзя говорить об эффективности системы инфраструктурного обеспечения муниципального образования.

Функционирование системы инфраструктурного обеспечения муниципального образования основано на использовании кластерного и социальноориентированного, кластерно-социальноориентированного и стандартного саморазвивающегося подхода к ее организации и поддержке. Важнейшую проблему подъема экономики муниципального образования на надлежащий уровень можно решить, в частности, путем ввода кластерного подхода (от англ. cluster - группа, скопление, сосредоточение) к деятельности организаций, учреждений и предприятий разных форм собственности, а именно: с помощью создания территориально-отраслевых интеграционных

© А.Б. Ярощук, В.Н. Лаптев, 2012

объединений субъектов, заинтересованных в конечном результате [4]. Для муниципальных образований, особенно тех, где ведущую роль играет малый и средний бизнес, применение кластерного подхода имеет определяющее значение, так как именно он создает условия для развития и обеспечения конкурентоспособности предприятий, которые являются основной налоговой базой данных территориальных формирований и инструментом обеспечения занятости их населения.

В России кластерный подход начал внедряться с конца 90-х гг. XX столетия, но до сих пор он не приобрел популярности и осуществляется несистемно. За этот период лишь небольшое количество предприятий и организаций прошли стадию «неформальной кластеризации», что обусловлено следующими основными причинами:

- недостаточностью научно-методического обеспечения и надлежащей информационной базы о создании и опыте функционирования кластеров в стране,

- слабой популяризацией кластерного подхода среди организаций и предприятий разных форм собственности,

- незаинтересованностью малого и среднего бизнеса в интеграции их деятельности и формировании системы общих интересов, направленной на обеспечение конкурентоспособности как самого кластера, так и страны в целом [2].

В настоящее время проблемам кластеризации экономики, и, в частности, на муниципальном уровне, уделяется особое внимание как ученых, так и тех, кто реализует управленческую или предпринимательскую деятельность. В этом контексте все чаще в отечественной научной литературе идет речь о «кластерном подходе», «кластерной модели экономического развития», «инновационных кластерных структурах», к созданию которых должно стремиться любое современное развитое государство, если оно желает выйти на высший рейтинг конкурентоспособности экономики на мировом рынке. Анализ научных трудов по данной проблематике позволяет сделать вывод, что введение кластерной модели экономического развития страны является действенным инструментом повышения ее конкурентоспособности, и, как отмечал английский ученый-экономист Дж. М. Кейнс, провоцирует «эффект мультипликатора» - возможность денег, вложенных в бизнес, увеличить как производственное, так и собственное потребление и, как следствие, продуцировать новые деньги за счет обеспечения синергетического эффекта во время совместной деятельности среди участников кластера [3]. Но, невзирая на достаточно широкий круг научных разработок в этой сфере, проблема кластеризации муниципального развития с целью адаптации предпринимательской деятельности к динамической рыночной среде относится к малоисследованным свойствам локальных экономических систем -системам микроуровня.

Анализ научной литературы свидетельствует, что большинство исследователей понимают кластерные структуры как территориально-отраслевые интеграционные объединения предприятий и организаций, нацеленных на инновационное развитие, взаимодополняющих друг друга и усиливающих собственные конкурентные преимущества за счет общего синергического эффекта. Кластеры как одна из форм кооперации субъектов хозяйствования способствуют укреплению партнерских взаимоотношений в так называемом треугольнике «власть - бизнес - общество».

Существует много толкований понятия «кластер», но при этом содержательная нагрузка этого термина в последнее время остается почти неизменной. Так, один из основателей теории кластеризации профессор Гарвардской бизнес-школы М. Портер определяет кластер как «систему поставщиков, производителей, потребителей, элементов промышленной инфраструктуры, исследовательских институтов, которые взаимодействуют в процессе создания дополнительной стоимости» [6]. Данный подход базируется на учете позитивных синергетических эффектов региональной агломерации,

то есть близости потребителя и производителя, сетевых влияний и диффузии знаний и умений за счет миграции персонала и выделения бизнеса. М. Портер акцентирует внимание на отсутствии реальных границ между отраслями и типами деятельности, ведь все они рассматриваются во взаимосвязи.

Интересным также является подход к концептуализации кластера Ю.А. Арутюновым, который предлагает концепцию формирования кластера на основе интеграции «4К»: концентрации - в пределах локальной территории; конкуренции -внутри кластера в борьбе за потребителя, за его завоевание и удержание; конкурентоспособности - на рынке за счет высокой производительности труда, обусловленной специализацией и взаимодополняемостью участников; кооперации -привлечении родственных отраслей и местных административных и научных институций для получения синергетичного эффекта [1].

Можно выделить следующие типы конкурентных преимуществ муниципальных образований относительно формирования кластеров [4]:

- абсолютные конкурентные преимущества: наличие уникальных ресурсов и возможностей (например, минеральные воды, природа и пейзажи окружающей среды, сочетание производства и сферы услуг);

- относительные конкурентные преимущества: лучшие, по сравнению с другими муниципальными образованиями, условия производства и сбыта той или другой продукции или предоставления услуг (например, низкая себестоимость, высшее качество, удобная и красивая упаковка, доступность и прочее).

Отечественный опыт применения кластерного подхода в управлении экономическим развитием муниципального образования пока еще небольшой. Примерами достаточно успешного функционирования кластерных структур на муниципальном уровне могут быть Ядерно-инновационный кластер в городе Димитровград и консорциум «Научно-образовательно-производственный кластер «Ульяновск-Авиа» [5]. Современные эффективно функционирующие кластеры созданы в пределах соответствующих стратегий развития, их географическое расположение является очень важным фактором обеспечения их эффективности и результативности. Производственная близость субъектов кластера позволяет им увеличить возможности за счет использования потенциала всех контрактеров и сохранить круг постоянных заказчиков. Следовательно, ресурсная обеспеченность муниципального образования, на котором расположен кластер, играет важную роль в эффективном развитии последнего.

Анализируя сценарий развития и внедрения кластерных инициатив в России и обобщив результаты выполнения научно-исследовательских работ в этой сфере, можно выделить факторы, препятствующие формированию муниципального кластера [авторская разработка]:

- отсутствие системы государственной поддержки, преференций и льгот для формирования и развития муниципальных кластерных инициатив;

- отсутствие реальной финансовой помощи со стороны благотворительных фондов, других организаций и спонсоров, которые недооценивают важность и эффективность кластерного подхода в развитии муниципальных образований;

- отсутствие действенных стратегий муниципального развития (разработанные стратегии городов часто остаются лишь на бумаге из-за частых смен руководства органа муниципального управления, связанных с выборами, сокращениями, политикой правительства и прочих, поэтому декларируемые стратегические цели и приоритеты в надлежащей мере не выполняются, политика развития превращается в политику «выживания», местный бюджет расходуется нерационально, наблюдается хаос и уход предприятий в «тень»);

- неопределенность зон стратегической ответственности на уровне города, «перекладывание» персональной ответственности на других лиц;

- перманентная борьба за передел земель и собственности, коррупция, отсутствие прозрачности во время перераспределения ресурсов, высокие риски относительно востребованности продукта деятельности кластера на соответствующем рынке;

- низкий уровень взаимодоверия в треугольнике «власть - бизнес - община», отсутствие мотивации и навыков совместной деятельности во время реализации межсекторного сотрудничества, командной работы;

- непонимание бизнесом и территориальной общиной возможностей и преимуществ кластерного подхода в обеспечении сбалансированного муниципального развития (проблема ментальности), низкий уровень информированности как работников органа муниципального управления, так и предпринимателей об отечественном и зарубежном опыте реализации кластерных инициатив, в частности с привлечением грантов;

- отсутствие соответствующей методологической и методической базы в сфере разработки кластерных инициатив и формирования муниципальных кластеров.

Отдельно можно выделить факторы (предпосылки), что способствуют формированию муниципального кластера [авторская разработка]:

- объективная потребность в сбалансированном экономическом развитии города;

- желание и готовность органа муниципального управления, предпринимателей и общественности совместно реализовывать инновационные формы и методы деятельности;

- наличие ресурсного обеспечения, особенности географического и геополитического состояния города, наличие развитой инфраструктуры, большое количество предприятий малого и среднего бизнеса;

- достаточный интеллектуальный, научный и инвестиционный потенциал города;

- наличие общественных организаций, заинтересованных в формировании кластера определенной направленности и осуществляющих координацию организационной составной деятельности кластера в составе этой общественной организации;

- наличие концепции, стратегии развития города, применение программно-целевого метода к формированию местного бюджета, ввод в деятельность органа муниципального управления современного управленческого инструментария (проектного, маркетингового, корпоративного подходов, деятельности на основе бенчмаркинга, управления качеством и др.);

- позитивный имидж власти в глазах общественности, ее беспристрастие и активность во внедрении кластерных инициатив;

- открытость и прозрачность деятельности других органов власти и управления, в частности налоговой и таможенной служб;

- неуклонное соблюдение законодательства, непримиримая антикоррупционная политика органа муниципального управления не только относительно других субъектов деятельности на уровне города, но и самого себя.

По нашему мнению [авторская разработка], задачи органа муниципального управления при внедрении муниципальных кластерных инициатив включают:

- определение заданий и разноуровневых приоритетов инициации, формирование муниципальных кластеров в соответствии со стратегией (генеральных целевых установок) развития города с учетом влияния

результатов деятельности кластеров на оптимизацию соответствующих внутреннего и внешнего рынков, в том числе - на организацию экспортно-импортных потоков и стратегию развития страны в целом; формирование специфического ментального пространства для условного сочетания кооперации и конкуренции (много предприятий работает в единой конкурентной среде, поэтому большое влияние имеет фактор страха);

формирование системы преференций (льгот) на государственном, региональном и местном уровнях для стимулирования муниципальных кластерных инициатив;

гарантирование органами местного самоуправления выполнения заказов потребителя (убеждение потребителя, что такой заказ сможет выполнить только кластер);

определение всех стейкхолдеров (подразделений органа муниципального управления, партнерской сети субъектов ведения хозяйства, других организаций, учреждений, ведомств), способных стать базовыми для реализации муниципальных кластерных инициатив на внутреннем и внешнем рынках;

оценивание степени их фактического и необходимого сетевого взаимодействия, построение системы укрепления взаимоотношений, гарантирование выполнения обязательств;

анализ имеющегося и необходимого объема ресурсов (по видам), оценивание отклонений от плана во время их использования и возможности обеспечения рационального баланса;

организацию проведения маркетинговых исследований с целью определения конкурентоспособности муниципальных кластеров (сравнение результативности и эффективности их деятельности с показателями конкурентов на данной территории - области, районе; анализ соответствия основным показателям (индикаторам) развития города); институционализациию этических и юридических норм функционирования муниципального кластера, определение перечня выгод для каждого из участников кластера и путей их оптимизации;

формирование комплекса необходимых исходных данных (аналитических, статистических, математических, эмпирических и других), подготовка пакета документов для институционализации кластера, предоставление ему статуса юридического лица;

экспертизу разработанных внутрикластерных концепций, стратегий, программ, проектов, планов и формирования интегрированной стратегии реализации муниципальных кластерных инициатив;

формирование системы мониторинга и контроля реализации стратегии муниципальных кластерных инициатив;

содействие в оценивании потенциального продукта деятельности муниципального кластера на соответствие его национальным и международным стандартам;

интеграцию стратегий реализации кластерных инициатив со стратегиями развития города, региона;

освещение информации о кластерных инициативах на общественных слушаниях, оценивание соответствия ожиданиям экспертов и территориальной общины; содействие установлению международных связей и кооперации разного уровня;

организацию информационно-коммуникационной поддержки, в частности, организацию РЯ-кампаний, социальной рекламы, формирование

позитивного имиджа деятельности кластера, информирование бизнес-структур о возможностях и выгодах кластерных объединений и сотрудничестве с ними;

- разработку соответствующего учебно-методического обеспечения, организацию и проведение тренингов, семинаров, конференций и других информационно-коммуникационных мероприятий для потенциальных участников кластеров;

- другую техническую, финансовую, консультативную помощь.

На муниципальном уровне кластеры являются одним из механизмов обеспечения реализации приоритетных направлений инновационной деятельности в развитии города.

Как справедливо утверждают исследователи кластеров, в пределах муниципального образования целесообразно формировать экономическую инфраструктуру как набор сегментированных групп предприятий, объединенных по принципу единственного технологического процесса. К таким принадлежат, например, предприятия водного хозяйства, машиностроения и металлообработки и т. п. На территории муниципального образования могут формироваться кластеры не только производственного назначения, но, в частности, и в сфере предоставления туристических или санаторно-курортных услуг (это очень перспективное направление). Группировка предприятий по такой сфере деятельности не означает, что между ними существуют прямые связи. Предприятия могут находиться на разных стадиях технологического цикла и даже быть конкурентами. Но все они объединены общей целью, что требует от них определенных возможностей, технологий и наличия работников с конкретными умениями и навыками практической деятельности. При этом, если государство и муниципальные власти приоритетной целью будут ставить развитие эффективной системы инфраструктурного обеспечения муниципального образования, то на первом месте должна быть цель - использование местных ресурсов, подъем благосостояния муниципального образования (за счет роста налоговых поступлений, сборов, роста доходов населения).

Кластеры в муниципальном образовании могут создаваться как вокруг большого предприятия, так и путем самостоятельной интеграции малых бизнесовых структур. В таком случае решающую роль должны сыграть органы муниципального управления [1].

Преимущества применения кластерного подхода в муниципальном образовании являются следующими:

- повышение эффективности и результативности деятельности малых и средних предприятий;

- увеличение налоговых поступлений в местные бюджеты;

- обмен знаниями, опытом, успешными методиками, моделями и алгоритмами с другими предприятиями, входящими в кластер, что значительно повышает их экономическую стойкость;

- улучшение кадровой инфраструктуры бизнеса; создание возможностей для ввода инноваций и выхода на внешний рынок, в том числе международный;

- формирование основы для получения дополнительных конкурентных преимуществ, обусловленных не свойствами товара, а наличием развитых систем его продвижения;

- обеспечение управляемого развития муниципального образования, повышение эффективности реализации соответствующих стратегий, программ, проектов.

Начиная внедрение кластерных моделей развития экономики страны, в частности, на муниципальном уровне, очень важно осознать содержание и структуру таких моделей, а также условия их формирования и последующего развития.

Необходимо усвоить методику идентификации исторически образованных кластеров и уровня их влияния на экономическое развитие страны (региона, города). Очень важно своевременно поддерживать муниципальные кластерные инициативы, а также учитывать местные ресурсные территориальные особенности во время формирования региональной кластерной политики и реализации ее на практике.

Можно сделать вывод о том, что функционирование системы инфраструктурного обеспечения муниципального образования, основанное на использовании кластерного подхода к ее организации и поддержке, может происходить в:

- абсолютно конкурентных условиях (наличие всех необходимых ресурсов в пределах данного территориального формирования, объединение предприятий на основе видов деятельности и с условием использования существующих ресурсов);

- относительно конкурентных условиях (невысокая себестоимость, высшее качество, более удобная упаковка, доступность ресурсов и др.).

Исследование показало, что применение кластерного,

социальноориентированного и совмещение кластерного и социальноориентированного, стандартного, саморазвивающегося подходов к организации и поддержке развития системы инфраструктурного обеспечения муниципального образования связано с приоритеностью принципа ресурсной (использование местных ресурсов) обеспеченности инфраструктуры и в пределах использования указанных подходов внедрения ресурсного подхода к развитию муниципальной инфраструктуры.

Предлагается подход к определению ресурсного потенциала инфраструктуры муниципального образования (формула 1) [авторская разработка], который рассчитывается как сумма экспертных оценок всех компонентов ресурсного потенциала инфраструктуры муниципального образования. Принимая во внимание полиструктурность ресурсного потенциала муниципального образования как объекта оценки, практическая оценка количественных показателей всех компонентов ресурсного потенциала инфраструктуры муниципального образования невозможна, но провести экспертную оценку по каждому из компонентов возможно.

(1)

где Ш - величина 1-го компонента ресурсного потенциала инфраструктуры

муниципального образования (рассчитывается на основе экспертных оценок);

п - количество компонентов ресурсного потенциала инфраструктуры муниципального образования.

К основным компонентам относятся:

- природные (земельные - территория, водные, лесные, полезные ископаемые, экологическая ситуация и др.);

- техногенные (энергетические ресурсы, материально-вещественная, инженерная и транспортная инфраструктуры);

- социогенные (трудовые ресурсы);

- организационно-кадровые (администрация, научно-проектное обеспечение);

- экономические (инвестиционное и материально-техническое обеспечение);

- правовые (нормативно-правовые акты, нормы и правила застройки) и др.

[4].

Также предлагается формула расчета индикатора текущей обеспеченности инфраструктурой муниципального образования (формула 2) [авторская разработка], характеризующего ресурсный потенциал инфраструктуры (социальной, предпринимательской, бюджетной):

1инфм = ЯРЯ Синф + ЯРЯ ПРинф + КРЯ Бинф (2)

где ЯРЯ Синф - показатель уровня текущей обеспеченности социальной

инфраструктурой муниципального образования (максимальное значение 1) (рассчитывается на основе экспертных оценок);

ПРинф - показатель уровня текущей обеспеченности предпринимательской инфраструктурой муниципального образования (максимальное значение 1) (рассчитывается на основе экспертных оценок);

Бинф - показатель уровня текущей обеспеченности бюджетной инфраструктурой муниципального образования (максимальное значение 1) (рассчитывается на основе экспертных оценок).

Максимальное значение индикатора текущей обеспеченности инфраструктурой муниципального образования - 3 - при наивысшем уровне развития как составляющих инфраструктуры, так и ресурсного потенциала инфраструктуры муниципального образования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для расчета показателя уровня текущей обеспеченности социальной инфраструктурой муниципального образования предлагается проводить экспертную оценку с использованием статистических показателей данной сферы. Расчет показателя уровня текущей обеспеченности муниципального образования предпринимательской инфраструктурой предлагается проводить на основе экспертной оценки с использованием статистических показателей данной сферы и экспертных оценочных показателей по параметру благоприятности предпринимательского климата. Расчет показателя уровня текущей обеспеченности бюджетной инфраструктурой муниципального образования предлагается проводить на основе экспертной оценки с использованием статистических показателей данной сферы.

Применение предложенных подходов к оценке инфраструктурного обеспечения муниципального образования даст возможность своевременно оценивать проблемы в развитии составляющих инфраструктуры данных территориальных формирований, разрабатывать пути совершенствования их функционирования и роста благосостояния населения, уровня экономического развития муниципального образования.

Литература

1. Арутюнов Ю. А. Формирование региональной инновационной системы на основе кластерной модели экономики региона // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник науч.-исследоват. центра корпоратив. права, управления и венчур. Инвестирования. Сыктывкар. гос. ун-та. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.koet.syktsu.ru

2. Афанасьев М. Мировая конкуренция и кластеризация экономики // Вопросы экономики. 2005. № 4.

3. Грязнова А.Г., Чечелева Т. В. Экономическая теория: Учебник. - М. Издательство «Экзамен». 2005.

4. Игнатов В.Г. Экономика муниципальных образований: учебное пособие. -М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: издательский центр «МарТ».

5. Огнева Е. Два ульяновских кластера претендуют на получение федеральных средств на развитие [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ul.aif.ru/money/news/46832.

6. Портер М. Конкуренция. - М.: Вильямс, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.