Научная статья на тему 'Определение основных подходов к организации и поддержки функционирования системы инфраструктурного обеспечения муниципального образования'

Определение основных подходов к организации и поддержки функционирования системы инфраструктурного обеспечения муниципального образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
80
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МУНИЦИПАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД / МЕСТНЫЕ РЕСУРСЫ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ярощук А. Б., Лаптев В. Н.

в статье рассматриваются и определяются основные подходы к организации и поддержки функционирования системы инфраструктурного обеспечения муниципального образования в современных условиях, анализируются особенности и возможности использования местных ресурсов для обеспечения социальной составляющей муниципальной инфраструктуры и развития на этой основе предпринимательской и бюджетной составляющей муниципального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ярощук А. Б., Лаптев В. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Определение основных подходов к организации и поддержки функционирования системы инфраструктурного обеспечения муниципального образования»

эффективным. Следует отметить также, что ярусный промысел в сравнении с траловым считается более эффективным в экономическом отношении по целому ряду и других показателей, например, трудозатратам на промысле, стоимости промышленного вооружения и основных средств (судно). Сегодня имеются реальные возможности повысить эффективность промысла за счет использования рыбодобывающими предприятиями наряду с траловыми орудиями лова современных промысловых судов ярусного лова при ведении рыболовства в Баренцевом море.

В Мурманской области наблюдается рост числа прибыльных рыбодобывающих предприятий. В 2008 г. число таких предприятий составляло 66,5%, в 2009 г. - 74%, в 2010 г. - 76,9%. Произошло снижение доли убыточных предприятий - с 61,9% в 2005 г. до 25,3% в 2010 г. Также снизился удельный вес организаций с коэффициентом покрытия менее 100%, а доля финансово-состоятельных организаций (с коэффициентом покрытия свыше 200%) за анализируемый период возросла в 3 раза и составила в 2010 г. - 38,7% [1, с.14, 17-18]. Кроме того, в июле 2011 г. Ленинградский судостроительный завод "Пелла" вместе с мурманской компанией "Персей" создал совместное предприятие, которое сегодня выступает оператором реализации проекта строительства судов ярусного лова. Таким образом, рациональное морское природопользование в целях устойчивого рыболовства требует адекватного понимания новых черт, отражающих изменения в структурах и функционировании морских экосистем, а также необходимости управленческих действий по сближению экологических и экономических показателей управления.

Использование рыбодобывающими предприятиями наряду с траловыми орудиями лова современных промысловых судов ярусного лова при ведении рыболовства в Баренцевом море, позволит обеспечить:

- включение экологического фактора в систему основных экономических показателей;

- соблюдение баланса экологических и экономических аспектов при принятии управленческих решений.

Литература

1. О финансовом состояния организаций вида экономической деятельности «Рыболовство, рыбоводство» в Мурманской области. Аналитическая записка // Федеральная служба государственной статистики.Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Мурманской области. -Мурманск, 2011. - 18 с.

A. Б. Ярощук

B.Н. Лаптев

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПОДХОДОВ К ОРГАНИЗАЦИИ И ПОДДЕРЖКИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ИНФРАСТРУКТУРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

DEFINITION OF MAJOR APPROACHES TO THE ORGANIZATION AND SUPPORT SYSTEMS FUNCTIONING YNFRASTRUKTURNOHO ENSURE THE MUNYTSYPALNOHO EDUCATION

Аннотация: в статье рассматриваются и определяются основные подходы к организации и поддержки функционирования системы инфраструктурного

© А.Б. Ярощук, В.Н. Лаптев, 2012

обеспечения муниципального образования в современных условиях, анализируются особенности и возможности использования местных ресурсов для обеспечения социальной составляющей муниципальной инфраструктуры и развития на этой основе предпринимательской и бюджетной составляющей муниципального образования.

Ключевые слова: муниципальное образование, муниципальная инфраструктура, кластерный подход, местные ресурсы, муниципальное предпринимательство.

Abstract: this article describes and identifies the main approaches to organization and support the functioning of municipal facilities in the modern context, examines the features and possibilities of using local resources to the social component of municipal infrastructure and development on this basis of entrepreneurial and budgeting component of the municipality.

Keywords: municipality, municipal infrastructure, a cluster approach, local resources, municipal enterprise.

Функционирование системы инфраструктурного обеспечения муниципального образования - это процесс, который предусматривает обеспечение потребностей населения и субъектов хозяйствования, и основан на работе существующих структур с целью создания новых учреждений социального и предпринимательского сектора и повышения производительности уже существующих. Функционирование системы инфраструктурного обеспечения муниципального образования, организация и поддержка его развития имеет одну основную цель - обеспечить перманентную возможность и разнообразие использования местных ресурсов для обеспечения социальной составляющей муниципальной инфраструктуры и развития на этой основе предпринимательской и бюджетной составляющей муниципального образования. По мнению авторов, лишь при активном использовании местных ресурсов может считаться успешным развитие системы инфраструктурного обеспечения муниципального образования. Таким образом, если на территории муниципального образования активно развивается предпринимательский сектор, но он не использует местные ресурсы, нельзя говорить об эффективности системы инфраструктурного обеспечения муниципального образования.

Функционирование системы инфраструктурного обеспечения муниципального образования основано на использовании кластерного и социальноориентированного, кластерно-социальноориентированного и стандартного саморазвивающегося подхода к ее организации и поддержке. Важнейшую проблему подъема экономики муниципального образования на надлежащий уровень можно решить, в частности, путем ввода кластерного подхода (от англ. cluster - группа, скопление, сосредоточение) к деятельности организаций, учреждений и предприятий разных форм собственности, а именно: с помощью создания территориально-отраслевых интеграционных объединений субъектов, заинтересованных в конечном результате [1, 2]. Для муниципальных образований, особенно тех, где ведущую роль играет малый и средний бизнес, применение кластерного подхода имеет определяющее значение, так как именно он создает условия для развития и обеспечения конкурентоспособности предприятий, которые являются основной налоговой базой данных территориальных формирований и инструментом обеспечения занятости их населения.

В России кластерный подход начал внедряться с конца 90-х гг. XX столетия, но до сих пор он не приобрел популярности и осуществляется несистемно. За этот период лишь небольшое количество предприятий и организаций прошли стадию «неформальной кластеризации», что обусловлено следующими основными причинами:

- недостаточностью научно-методического обеспечения и информационной базы о создании и опыте функционирования кластеров в стране;

- слабой популяризацией кластерного подхода среди организаций и предприятий разных форм собственности;

- незаинтересованностью малого и среднего бизнеса в интеграции их деятельности и формировании системы общих интересов, направленной на обеспечение конкурентоспособности как самого кластера, так и страны в целом[1,2].

В настоящее время проблемам кластеризации экономики, и, в частности, на муниципальном уровне, уделяется особое внимание как ученых, так и тех, кто реализует управленческую или предпринимательскую деятельность. В этом контексте все чаще в отечественной научной литературе идет речь о «кластерном подходе», «кластерной модели экономического развития», «инновационных кластерных структурах», к созданию которых должно стремиться любое современное развитое государство, если оно желает выйти на высший рейтинг конкурентоспособности экономики на мировом рынке.

Анализ научных трудов по данной проблематике [1, 2, 7, 9, 10] позволяет сделать вывод, что введение кластерной модели экономического развития страны является действенным инструментом повышения ее конкурентоспособности, и, как отмечал английский ученый-экономист Дж. М. Кейнс, провоцирует «эффект мультипликатора» - возможность денег, вложенных в бизнес, увеличить как производственное, так и собственное потребление и, как следствие, продуцировать новые деньги за счет обеспечения синергетического эффекта во время совместной деятельности среди участников кластера [3]. Однако, невзирая на достаточно широкий круг научных разработок в этой сфере, проблема кластеризации муниципального развития с целью адаптации предпринимательской деятельности к динамической рыночной среде относится к малоисследованным свойствам локальных экономических систем - системам микроуровня.

Анализ научной литературы [3, 5, 6, 7, 8] свидетельствует, что большинство исследователей понимают кластерные структуры как территориально-отраслевые интеграционные объединения предприятий и организаций, нацеленных на инновационное развитие, взаимодополняющих друг друга и усиливающих собственные конкурентные преимущества за счет общего синергического эффекта. Кластеры как одна из форм кооперации субъектов хозяйствования способствуют укреплению партнерских взаимоотношений в так называемом треугольнике «власть - бизнес -общество».

Существует много толкований понятия «кластер», но при этом содержательная нагрузка этого термина в последнее время остается почти неизменной. Так, один из основателей теории кластеризации профессор Гарвардской бизнес-школы М. Портер определяет кластер как «систему поставщиков, производителей, потребителей, элементов промышленной инфраструктуры, исследовательских институтов, которые взаимодействуют в процессе создания дополнительной стоимости»[8]. Данный подход базируется на учете позитивных синергетических эффектов региональной агломерации, то есть близости потребителя и производителя, сетевых влияний и диффузии знаний и умений за счет миграции персонала и выделения бизнеса. М. Портер акцентирует внимание на отсутствии реальных границ между отраслями и типами деятельности, ведь все они рассматриваются во взаимосвязи [8].

Интересным также является подход к концептуализации кластера Ю.А. Арутюновым, который предлагает концепцию формирования кластера на основе интеграции «4К»: концентрации - в пределах локальной территории; конкуренции -внутри кластера в борьбе за потребителя, за его завоевание и удержание; конкурентоспособности - на рынке за счет высокой производительности труда, обусловленной специализацией и взаимодополняемостью участников; кооперации -привлечении родственных отраслей и местных административных и научных институций для получения синергетичного эффекта [1].

На основе проведенного анализа, авторы пришли к выводу, что структура управления кластером традиционно сетевая, горизонтальная, по типу «ядро -поставщик»; в ТПК, НПО - иерархическая, по типу «производственный узел -комплекс - район»; в корпорации - иерархическая, сбалансированная по принципу централизации-децентрализации; в других объединениях имеет место иерархическая централизованная структура. По принципам организации деятельности - в кластере участники-партнеры географически приближены к основному производству; имеет место локализованный контрактинг и аутсорсинг; а в классическом ТПК (еще с советских времен) - разделение труда по всей стране - поставщики могут быть на большом расстоянии от производителей [11]. Что касается взаимосвязей между производствами, то в кластере они не являются обязательными, как, например, в ТПК -обязательная технологическая связь между предприятиями, обязательная вертикальная интеграция предприятий (от получения сырья к ее полной переработке).

Можно выделить такие типы конкурентных преимуществ муниципальных образований относительно формирования кластеров [5]:

- абсолютные конкурентные преимущества: наличие уникальных ресурсов и возможностей (например, минеральные воды, природа и пейзажи окружающей среды, сочетание производства и сферы услуг);

- относительные конкурентные преимущества: лучшие,по сравнению с другими муниципальными образованиями, условия производства и сбыта той или другой продукции или предоставления услуг (например, низкая себестоимость, высшее качество, удобная и красивая упаковка, доступность и прочее).

Отечественный опыт применения кластерного подхода в управлении экономическим развитием муниципального образования пока еще небольшой. Примерами достаточно успешного функционирования кластерных структур на муниципальном уровне могут быть Ядерно-инновационный кластер в городе Димитровград и консорциум «Научно-образовательно-производственный кластер «Ульяновск-Авиа». Современные эффективно функционирующие кластеры созданы в пределах соответствующих стратегий развития, их географическое расположение является очень важным фактором обеспечения их эффективности и результативности. Производственная близость субъектов кластера позволяет им увеличить возможности за счет использования потенциала всех контрактеров и сохранить круг постоянных заказчиков. Следовательно, ресурсная обеспеченность муниципального образования, на котором расположен кластер, играет важную роль в эффективном развитии последнего.

Анализируя сценарий развития и внедрения кластерных инициатив в России и обобщив результаты выполнения научно-исследовательских работ в этой сфере, можно выделить факторы, препятствующие формированию муниципального кластера [авторская разработка]:

- отсутствие системы государственной поддержки, преференций и льгот для формирования и развития муниципальных кластерных инициатив;

- отсутствие реальной финансовой помощи со стороны благотворительных фондов, других организаций и спонсоров, которые недооценивают важность и эффективность кластерного подхода в развитии муниципальных образований;

- отсутствие действенных стратегий муниципального развития (разработанные стратегии городов часто остаются лишь на бумаге из-за частых смен руководства органа муниципального управления, связанных с выборами, сокращениями, политикой правительства и прочих, поэтому декларируемые стратегические цели и приоритеты в надлежащей мере не выполняются, политика развития превращается в политику «выживания»,

местный бюджет расходуется нерационально, наблюдается хаос и уход предприятий в «тень»);

- неопределенность зон стратегической ответственности на уровне города, «перекладывание» персональной ответственности на других лиц;

- перманентная борьба за передел земель и собственности, коррупция, отсутствие прозрачности во время перераспределения ресурсов, высокие риски относительно востребованности продукта деятельности кластера на соответствующем рынке;

- низкий уровень взаимодоверия в треугольнике «власть - бизнес - община», отсутствие мотивации и навыков совместной деятельности во время реализации межсекторного сотрудничества, командной работы;

- непонимание бизнесом и территориальной общиной возможностей и преимуществ кластерного подхода в обеспечении сбалансированного муниципального развития (проблема ментальности), низкий уровень информированности как работников органа муниципального управления, так и предпринимателей об отечественном и зарубежном опыте реализации кластерных инициатив, в частности, с привлечением грантов;

- отсутствие соответствующей методологической и методической базы в сфере разработки кластерных инициатив и формирования муниципальных кластеров.

Отдельно можно выделить факторы (предпосылки), что способствуют формированию муниципального кластера [авторская разработка]:

- объективная потребность в сбалансированном экономическом развитии города;

- желание и готовность органа муниципального управления, предпринимателей и общественности совместно реализовывать инновационные формы и методы деятельности;

- наличие ресурсного обеспечения, особенности географического и геополитического состояния города, наличие развитой инфраструктуры, большое количество предприятий малого и среднего бизнеса;

- достаточный интеллектуальный, научный и инвестиционный потенциал города;

- наличие общественных организаций, заинтересованных в формировании кластера определенной направленности и осуществляющих координацию организационной составной деятельности кластера в составе этой общественной организации;

- наличие концепции, стратегии развития города, применение программно-целевого метода к формированию местного бюджета, ввод в деятельность органа муниципального управления современного управленческого инструментария (проектного, маркетингового, корпоративного подходов, деятельности на основе бенчмаркинга, управления качеством и др.);

- позитивный имидж власти в глазах общественности, ее беспристрастие и активность вовнедрении кластерных инициатив;

- открытость и прозрачность деятельности других органов власти и управления, в частности налоговой и таможенной служб;

- неуклонное соблюдение законодательства, непримиримая антикоррупционная политика органа муниципального управления не только относительно других субъектов деятельности на уровне города, но и самого себя.

По мнению авторов, задачи органа муниципального управления при внедрении муниципальных кластерных инициатив включают:

- определение заданий и разноуровневых приоритетов инициации, формирование муниципальных кластеров в соответствии со стратегией

(генеральных целевых установок) развития города с учетом влияния результатов деятельности кластеров на оптимизацию соответствующих внутреннего и внешнего рынков, в том числе - на организацию экспортно-импортных потоков и стратегию развития страны в целом; формирование специфического ментального пространства для условного сочетания кооперации и конкуренции (много предприятий работает в единой конкурентной среде, поэтому большое влияние имеет фактор страха); формирование системы преференций (льгот) на государственном, региональном и местном уровнях для стимулирования муниципальных кластерных инициатив;

гарантирование органами местного самоуправления выполнения заказов потребителя (убеждение потребителя, что такой заказ сможет выполнить только кластер);

определение всех стейкхолдеров (подразделений органа муниципального управления, партнерской сети субъектов ведения хозяйства, других организаций, учреждений, ведомств), способных стать базовыми для реализации муниципальных кластерных инициатив на внутреннем и внешнем рынках;

оценивание степени их фактического и необходимого сетевого взаимодействия, построение системы укрепления взаимоотношений, гарантирование выполнения обязательств;

анализ имеющегося и необходимого объема ресурсов (по видам), оценивание отклонений от плана во время их использования и возможности обеспечения рационального баланса;

организацию проведения маркетинговых исследований с целью определения конкурентоспособности муниципальных кластеров (сравнение результативности и эффективности их деятельности с показателями конкурентов на данной территории - области, районе; анализ соответствия основным показателям (индикаторам) развития города); институционализация этических и юридических норм функционирования муниципального кластера, определение перечня выгод для каждого из участников кластера и путей их оптимизации;

формирование комплекса необходимых исходных данных (аналитических, статистических, математических, эмпирических и других), подготовка пакета документов для институционализации кластера, предоставление ему статуса юридического лица;

экспертиза разработанных внутрикластерных концепций, стратегий, программ, проектов, планов и формирования интегрированной стратегии реализации муниципальных кластерных инициатив;

формирование системы мониторинга и контроля реализации стратегии муниципальных кластерных инициатив;

содействие в оценивании потенциального продукта деятельности муниципального кластера на соответствие его национальным и международным стандартам;

интеграция стратегий реализации кластерных инициатив со стратегиями развития города, региона;

освещение информации о кластерных инициативах на общественных слушаниях, оценивание соответствия ожиданиям экспертов и территориальной общины; содействие установлению международных связей и кооперации разного уровня;

организация информационно-коммуникационной поддержки, в частности, организация РЯ-кампаний, социальной рекламы, формирование

позитивного имиджа деятельности кластера, информирование бизнес-структур о возможностях и выгодах кластерных объединений и сотрудничестве с ними;

- разработка соответствующего учебно-методического обеспечения, организация и проведение тренингов, семинаров, конференций и других информационно-коммуникационных мероприятий для потенциальных участников кластеров;

- другая техническая, финансовая, консультативная помощь.

На муниципальном уровне кластеры являются одним из механизмов обеспечения реализации приоритетных направлений инновационной деятельности в развитии города. Как справедливо утверждают исследователи кластеров [1, 2, 3, 4, 7, 8], в пределах муниципального образования целесообразно формировать экономическую инфраструктуру как набор сегментированных групп предприятий, объединенных по принципу единственного технологического процесса. К таким принадлежат, например, предприятия водного хозяйства, машиностроения и металлообработки и т. п. На территории муниципального образования могут формироваться кластеры не только производственного назначения, но, в частности, и в сфере предоставления туристических или санаторно-курортных услуг (это очень перспективное направление). Группировка предприятий по такой сфере деятельности не означает, что между ними существуют прямые связи [1]. Предприятия могут находиться на разных стадиях технологического цикла и даже быть конкурентами. Но все они объединены общей целью, что требует от них определенных возможностей, технологий и наличия работников с конкретными умениями и навыками практической деятельности. При этом, если государство и муниципальные власти приоритетной целью будут ставить развитие эффективной системы инфраструктурного обеспечения муниципального образования, то на первом месте должна быть цель - использование местных ресурсов, подъем благосостояния муниципального образования (за счет роста налоговых послуплений, сборов, роста доходов населения). Кластеры в муниципальном образовании могут создаваться как вокруг большого предприятия, так и путем самостоятельной интеграции малых бизнесовых структур. В таком случае решающую роль должны сыграть органы муниципального управления [1, 7, 11].

Преимуществами применения кластерного подхода в муниципальном образовании являются [5, 6]:

- повышение эффективности и результативности деятельности малых и средних предприятий;

- увеличение налоговых поступлений в местные бюджеты;

- обмен знаниями, опытом, успешными методиками, моделями и алгоритмами с другими предприятиями, входящими в кластер, что значительно повышает их экономическую стойкость;

- улучшение кадровой инфраструктуры бизнеса, создание возможностей для ввода инноваций и выхода на внешний рынок, в том числе международный;

- формирование основы для получения дополнительных конкурентных преимуществ, обусловленных не свойствами товара, а наличием развитых систем его продвижения;

- обеспечение управляемого развития муниципального образования, повышение эффективности реализации соответствующих стратегий, программ, проектов.

Начиная внедрение кластерных моделей развития экономики страны, в частности, на муниципальном уровне, очень важно осознать содержание и структуру таких моделей, а также условия их формирования и последующего развития. Необходимо усвоить методику идентификации исторически образованных кластеров и

уровня их влияния на экономическое развитие страны (региона, города). Очень важно своевременно поддерживать муниципальные кластерные инициативы, а также учитывать местные ресурсные территориальные особенности во время формирования региональной кластерной политики и реализации ее на практике.

Применение предложенных подходов к оценке инфраструктурного обеспечениямуниципального образования даст возможность своевременно оценивать проблемы в развитии составляющих инфраструктуры данных территориальных формирований, разрабатывать пути совершенствования их функционирования и роста благосостояния населения, уровня экономического развития муниципального образования.

Литература

1. Арутюнов Ю. А. Формирование региональной инновационной системы на основе кластерной модели экономики региона // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера : Вестник Науч.-исследоват. центра корпоратив. права, управления и венчур. инвестирования Сыктывкар. гос. ун-та. [Электронный ресурс]. Режим доступа : www.koet.syktsu.ru

2. Афанасьев М. Мировая конкуренция и кластеризация экономики // Вопросы экономики. 2005. № 4, с. 75-86.

3. Грязнова А.Г., Чечелева Т. В. Экономическая теория: Учебник. - М. Издательство «Экзамен». 2005. - 592 с.

4. Игнатов В. Г. Экономика муниципальных образований: учебное пособие. -М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2008. - 544 с.

5. Илларионов А. Е. Стратегические кластеры в муниципальной экономике // ВлГу: электрон. журн. 2007. № 18. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.journal.vlsu.ru

6. Ковалевский В. Предпринимательский кластер как основа конкурентоспособности экономики муниципального образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа : www.conference6.rcsme.ru

7. Лаврикова Ю.Г. Кластеры: стратегия формирования и развития в экономическом пространстве региона. - Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2008. -232 с.

8. Портер М. Конкуренция. - М.: Вильямс, 2005. - 608 с.

9. Формирование территориальных кластеров как инструмент развития малого бизнеса: материалы межрегионального совещания. - Иркутск, 2005. - С. 34-36.

10. Формирование комплексных программ социально-экономического развития муниципальных образований: учебно-методическое пособие / Под ред. Т. В. Псарёвой. - Новосибирск, 2005. - 344 с.

11. Цукерман В. А. Проблемы и возможности формирования кластеров как метода активизации инновационных процессов // Ин-т экон. пробл. им. Г. П. Лузина Кольского НЦ РАН ; Южный ин-т интеллект. собственности [Электронный ресурс]. Режим доступа :www.uiis.com.ua.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.