Научная статья на тему 'Приоритетные направления развития кластерного взаимодействия в сфере ЖКХ муниципальных образований'

Приоритетные направления развития кластерного взаимодействия в сфере ЖКХ муниципальных образований Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
110
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / CLUSTER INTERACTION / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MUNICIPALITY / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ENTERPRISE ACTIVITY / ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНАЯ СФЕРА / HOUSING-AND-MUNICIPAL SPHERE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Неделин Михаил Дмитриевич

Исследованы и обобщены теоретические положения и подходы к выявлению содержания, предпосылок, тенденций и факторов развития предпринимательской активности субъектов хозяйствования региона; предложен комплекс мер по созданию и развитию кластерного взаимодействия в сфере ЖКХ муниципальных образований, в рамках перспективных направлений экономики региона создание Фонда развития кластерного взаимодействия предпринимательских структур в сфере ЖКХ в направлении обеспечения комфортной жизни населения в части повышения качества и надежности предоставления коммунальных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Неделин Михаил Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Priority Directions of Development of Cluster Interaction in Housing Sector of Municipalities

In the article the theoretical provisions and approaches to detection of the contents, prerequisites, tendencies and factors of development of enterprise activity of managing subjects of the region are investigated and generalized; the package of measures for creation and development of cluster interaction in housing sector of municipalities, within the perspective directions of economy of the region creation of Fund of development of cluster interaction of enterprise structures in housing sector in the direction of providing comfortable life of the population regarding improvement of quality and reliability of providing utilities is offered.

Текст научной работы на тему «Приоритетные направления развития кластерного взаимодействия в сфере ЖКХ муниципальных образований»

References

1. Ivanter V.V. Kommentarii k zasedaniyam Uchenogo soveta INP RAN, posvyashchennym voprosam voss-tanovleniya ekonomicheskogo rosta [Comments to the proceedings of the Scientific Council of Institute of Economic Forecasting, devoted to the issues recovery of economic growth]. Available at: http://www.ecfor.ru/pdf.php?id= ivanter-sc-growth (accessed 01.02.2016).

2. Glaz'ev S.Yu. Teoriya dolgosrochnogo ekonomicheskogo razvitiya [The Theory of Long-term Economic Development]. Moscow, 1993, 310 p.

3. Pogosov I.A. Faktory dolgosrochnogo ekonomicheskogo rosta: nauchno-tekhnicheskii progress i kapitaloem-kost' proizvodstva [Factors of Long-term Economic Growth: Technological Progress and Capital Intensity]. Problemy prognozirovaniya, 2015, no 5, pp. 11-24.

4. Tyaglov S.G. Sovremennye podkhody k resheniyu problem modernizatsii regional'noi ekonomiki [Modern Approaches to the Solution of Regional Economic Modernization Problems]. Natsional'nye interesy: prioritety i bezopas-nost', 2011, no 36, pp. 26-29.

5. Romer P., Endogenous Technological Change. Journal of Political Economy, 1990, no 98, pp. 71-102.

6. Zagler M. Economic Growth, Structural Change, and Search Unemployment. Journal of Economics, 1998, no 96, pp. 63-78.

7. Cassiman B., Masako U. Optimal Project Rejection and New Firm Start-Ups. Management Science, 2006, no 52, pp. 262-275.

8. Buzova O.O. Chislennye metody analiza i optimi-zatsii dinamicheskikh svoistv sistem po modelyam mezhotraslevogo balansa : dis. ... kand. fiz.-mat. nauk [Numerical Methods of the Analysis and Optimization of Dynamic Properties of Model of Interbranch Balance Systems]. Stavropol, 2004.

9. Lyapunov A.M. Izbrannye trudy [Selected Works]. Ed. by V.I. Smirnov; comment. S.N. Bernshtein, L.N. Sreten-sky, N.G. Chetaev. Moscow, 1948, 540 p.

10. Granberg A.G. Dinamicheskie modeli narodnogo khozyaistva [Dynamic Models of the National Economy]. Moscow, 1985, 274 p.

11. Regiony Rossii. Osnovnye kharakteristiki sub "ektov RF. 2014 [Regions of Russia. Main characteristics of RF subjects. 2014]. Available at: http://www.gks.ru/ bgd/regl/B14_14s/Main.htm (accessed 11.11.2014).

12. Natsional'nye scheta Rossii v 1997-2005 godakh [Russia's National Accounts in 1997-2005]. Col. art. Rosstat Moscow, 2006.

13. Investitsii v Rossii 2005 [Investments in Russia 2005]. Col. art. / Rosstat. Moscow, 2005.

14. Mel'nikova L.V. Kapitaloemkost' ekonomicheskogo rosta i investitsionnye resursy regionov [The Capital Intensity of Economic Growth and Investment Resources of Regions]. Vestn. NGU. Seriya Sotsial'no-ekonomicheskie nauki, 2007, vol. 7, no 2, pp. 178-186.

Поступила в редакцию

10 февраля 2016 г.

УДК 332.1

DOI 10.18522/0321-3056-2016-1-84-88

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ КЛАСТЕРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СФЕРЕ ЖКХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

© 2016 г. М.Д. Неделин

Неделин Михаил Дмитриевич -аспирант,

Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), ул. Б. Садовая, 69, г. Ростов-на-Дону, 344002. E-mail: [email protected]

Nedelin Mikhail Dmitrievich -Postgraduate Student, Rostov State Economic University (RINKH),

B. Sadovaya St., 69, Rostov-on-Don, 344002, Russia. E-mail: [email protected]

Исследованы и обобщены теоретические положения и подходы к выявлению содержания, предпосылок, тенденций и факторов развития предпринимательской активности субъектов хозяйствования региона; предложен комплекс мер по созданию и развитию кластерного взаимодействия в сфере ЖКХ муниципальных образований, в рамках перспективных направлений экономики региона - создание Фонда развития кластерного взаимодействия предпринимательских структур в сфере ЖКХ в направлении обеспечения комфортной жизни населения в части повышения качества и надежности предоставления коммунальных услуг.

Ключевые слова: кластерное взаимодействие, муниципальное образование, предпринимательская активность, жилищно-коммунальная сфера.

In the article the theoretical provisions and approaches to detection of the contents, prerequisites, tendencies and factors of development of enterprise activity of managing subjects of the region are investigated and generalized; the package of measures for creation and development of cluster interaction in housing sector of municipalities, within the perspective directions of economy of the region - creation of Fund of development of cluster interaction of enterprise structures in housing sector in the direction of providing comfortable life of the population regarding improvement of quality and reliability of providing utilities is offered.

Keywords: cluster interaction, municipality, enterprise activity, housing-and-municipal sphere.

Одним из направлений совершенствования территориальной организации экономики, активно развивающегося в российских рыночных структурах, являются процессы кластеризации. В регионах РФ государством поддерживаются объединение предприятий и организаций в территориально-производственный кластер, используются механизмы некоммерческого партнёрства, создания ассоциаций с последующим преобразованием в саморегулируемые организации и др.

Проанализировав систему обеспечения развития экономики региона, мы пришли к выводу, что одним из полигонов развития субъектов Федерации может стать сфера ЖКХ, рассматриваемая как перспективное направление реализации процессов экологизации и благоустройства территорий. Наши соображения по оценке этой важной инфраструктурной компонентной территориальной хозяйственной системы региона представлены на рис. 1.

Региональные органы власти

Крупные инфраструктурные проекты в сфере ЖКХ

Источники инноваций

С

Рис. 1. Сущность хозяйственной системы региона в сфере ЖКХ1

Создание и развитие кластерного взаимодействия предпринимательских структур в жилищно-коммунальной сфере как приоритетное направление развития экономики региона включает создание Фонда развития корпоративной среды в жилищном секторе, целью которого в первую очередь должно стать «культивирование» новых компаний и перспективных проектов - с последующей их передачей в частную собственность. Данный Фонд должен будет обеспечивать финансирование существенной доли (40-50 %) начального капитала частных фирм на «доконкурентном» этапе развития.

Фонд развития корпоративной среды в жилищном секторе основан на следующих условиях:

- ориентация строится не только на макроэкономических результатах ведения проектов, но и на демонстрации более эффективной и современной

модели роста государственно-частного партнерства;

- сохранение существующих научно-исследовательских и проектных институтов с постепенным их «встраиванием» в новую региональную систему;

- в границах промышленных агломераций следует осуществить интеграцию деятельности хозяйствующих субъектов как важных игроков развития приоритетных групп региона, а также усилить решение региональных задач с помощью взаимодействия с малым и средним бизнесом.

Подобная схема модернизации сферы ЖКХ позволит в условиях ресурсоограниченной экономики устранить возникающие социоэколого-экономиче-ские проблемы.

Таким образом, будут решены следующие вопросы: стратегическое и оперативное (в пределах

компетентности) управление инновационной сферой; финансирование социальных проектов; поддержка «местных» предприятий; обращение внутренних и внешних инвестиций в перспективные проекты; регулирование внутреннего и внешнего сотрудничества.

Будучи частью всесторонней программы социо-эколого-экономического развития региона, региональная программа может быть представлена как комплекс маркетинговых исследований, конструкторских, технологических, строительных, производственных, организационных, финансовых и экономических действий, скоординированных на решении приоритетной проблемы развития и благоустройства территорий и имеющих определенного заказчика в лице местных органов власти.

Предложенные нами принципы могут обеспечить повышение эффективности принятых решений в развитии кластерного взаимодействия государственных и предпринимательских структур в сфере ЖКХ муниципальных образований, а также получить существенные результаты в ходе достижения общих целей, при этом использовать средства и баланс приоритетов между всеми главными заинтересованными сторонами и проведением необходимых специальных исследований в области перспективных особенностей каждого направления.

Следующим направлением, способствующим развитию российских регионов, служит разработка стратегии подъема выбранных приоритетных отраслей инфраструктуры, или кластеров. Так, например, в Ростовской области впервые сформирована Концепция кластерного развития региона [1]. Ее страте-

гия разработана в соответствии с федеральной Концепцией долгосрочного социально-экономического развития на период до 2020 года. Первостепенной задачей данной концепции является усиление экономического роста региона за счет повышения производительности труда. В настоящее время выбрано шесть направлений для создания территориальных кластеров, прежде всего кластера машиностроительного комплекса, а также радиоэлектроники и информационных технологий, лёгкой промышленности, угольной переработки, АПК и биотехнологий, здравоохранения, индустрии спорта и туризма. Принятая концепция предполагает осуществление механизма поддержки, который поспособствует повышению конкурентоспособности участников кластера. По оптимистичному прогнозу, реализация проекта обеспечит к 2020 году инвестиционный прирост региональной экономики на 5,5 млрд р., а также создание порядка 12 тыс. новых рабочих мест [2].

Достижение этих целей предполагает изменение структуры и качества работы муниципальных властей, дальнейшее развитие бизнеса, инвестиций и формирование инновационного климата, реформирование межбюджетных отношений, гарантии баланса на рынке труда.

Одним из ресурсов консолидации государства, гражданского общества и частного бизнеса является инновационный потенциал региона, который можно определить как единый комплекс организационных, экономических и правовых условий создания эффективных направлений, развития территорий (рис. 2).

Государство

Я

i>

Частный бизнес

Гражданское общество

Проекты ЖКХ

к1-\г

Научный потенциал

Рис. 2. Организационно-экономические и правовые взаимодействия основных региональных субъектов1

Необходимо обратить внимание на институциональный механизм обеспечения процессов формирования и функционирования региональной системы, так как создание кластерного взаимодействия предпринимательских структур в сфере ЖКХ

должно сопровождаться процессом институциональных реформ.

Поскольку у формализованных типов институтов есть в основании неофициальные правила, культура и традиции, отражающие историческое

развитие сознания населения конкретного региона, и учитывая происходящие в нем в короткие сроки изменения, процесс постепенной трудной замены и добавления старых и новых институтов представляется логически обоснованным.

Существующая непропорциональность в развитии института ЖКХ приводит к таким последствиям, как укрепление коррупции, неэффективное развитие данной сферы и др. Для России и ее регионов существует также проблема доминирования институтов власти над имущественными, приводя к задержке развития институтов рынка и инновационного развития.

Для формирования основных направлений построения кластерного взаимодействия предпринимательских структур необходимо брать во внимание учет требований существенного роста малых и средних предприятий и обеспечения устойчивого и высококачественного жилищно-коммунального обслуживания населения. Мы полагаем, что это может быть обеспечено при реализации следующих подходов: организационного, экономико-правового, ресурсного, методического и экологического.

Программа развития кластерного взаимодействия предпринимательских структур в жилищно-коммунальной сфере не должна ставить перед собой цель - решение всех проблем, которые имеются в отрасли. Усилия должны быть направлены на развитие определенных направлений по развитию бизнеса в сфере жилья и коммунальных услуг для быстрого повышения качества жилищно-коммунального обслуживания населения. Концентрация ресурсов и усилий на отработку механизма реальной поддержки и развития бизнеса в жилищном

секторе на примере опыта одного региона должна обеспечить идентификацию конкретных результатов улучшения обслуживания жителей силами субъектов предпринимательства.

Очевидно, что нужен образовательный и методический центр, который будет осуществлять целевую подготовку персонала, а также экспертов в области высококачественных работ и услуг для реализации бизнеса в сфере ЖКХ. Необходимо оказать целевую поддержку конкретному региону, которая в свою очередь позволит использовать опыт и инициативу успешно работающих частных компаний всего города и создавать уникальную образовательную и практическую платформу для обмена опытом и обучения представителей всех районов городов российских регионов. В результате территориально организованный опыт поддержки позволит улучшить жилищно-коммунальное обслуживание жителей районов и подтвердит возможность преобразования всего ЖКХ.

Результаты анализа теории и практики управления развитием корпоративной окружающей среды в ЖКХ показали, что один из ключевых моментов, который замедляет успешное участие бизнеса в указанной сфере, нехватка инвестиционных средств, вызванных различными причинами.

Для решения указанной проблемы предлагаем модель управления развитием кластерного образования в сфере ЖКХ, основанную на улучшении организационного и экономического механизма привлекательности инвестиций организациями ЖКХ и рейтинговой оценки самих участников (рис. 3). _______________ч

Мобилизация и кон- 1 центрация средств, I для осуществления , текущей деятельности, модернизации и развития организаций сферы ЖКХ

Стимулирование эффективного использования объектов, сооружений ЖКХ, внедрении новых ресурсосберегающих, энергосберегающих технологий

Оптимизация тарифной политики

Рис. 3. Направления развития кластерного взаимодействия в сфере ЖКХ муниципальных образований1

Нами установлено, что создание Фонда развития корпоративной среды в жилищном секторе города позволит использовать эффективнее средства, избежать негативных последствий, связанных с дефектами межбюджетных отношений и даст шанс для осуществления финансового маневра. В свою очередь освобождение от уплаты налогов и снижение жилищно-коммунальных тарифов позволит предприятиям развиваться более эффективно. Предпочтительное налогообложение субъектов рынка даст шанс понизить расходы ЖКХ, и введение целевого сбора предоставит отрасли недостающие инвестиционные ресурсы.

На наш взгляд, главными задачами вышеупомянутого Фонда должны стать:

- обеспечение прозрачности деятельности всех субъектов рынка ЖКХ и поддержание их кредитной истории;

- стимуляция эффективного использования строительных объектов, оказание коммунальных услуг города, введение новых технологий по ре-сурсо- и энергосбережению;

- обеспечение восстановления объектов ЖКХ, которые находятся в ведении государства;

- помощь в развитии и осуществлении сотрудничества между властью города и бизнесом по преобразованию ЖКХ.

Направления развития кластерного взаимодействия предприятий и организаций, предпринимательских структур в сфере ЖКХ муниципальных образований предусматривает целесообразность создания и модернизации системы ЖКХ в направлении повышение качества жизни населения, посредством улучшения жилищных условий, развития инженерных систем жизнеобеспечения.

В итоге нами обоснована экономическая целесообразность кластерного взаимодействия предприятий и организаций, предпринимательских структур в сфере ЖКХ муниципальных образований и обозначены ключевые моменты развития процесса формирования данных структур: реформирование жилищно-коммунальной сферы; эффективное управление объектами коммунальной ин-

фраструктуры, а именно привлечение к управлению объектами коммунальной инфраструктуры институтов государственно-частного партнерства и формирование договорных отношений концессионного типа между органами местного самоуправления и организаций жилищно-коммунального комплекса, что позволит улучшить качество управления и снизит риски частного инвестирования в коммунальную инфраструктуру; возможность использования средств внебюджетных источников для финансирования проектов развития объектов коммунальной инфраструктуры, в том числе развитие механизмов кредитования программ совершенствования объектов ЖКХ; энергосбережение и повышение энергетической эффективности в жилищном фонде и в целом улучшение экологической ситуации.

Уверены, что идея формирования кластерного взаимодействия в сфере ЖКХ муниципальных образований экономически выгодна, поскольку предприятия сферы ЖКХ в подобных объединениях позволят сформировать макет для дальнейшего развития кластерной структуры региона.

Литература

1. Концепция кластерного развития Ростовской области на 2015-2020 годы // Официальный сайт Правительства Ростовской области. URL: http:// www.donland.ru/ (дата обращения: 12.03.2015).

2. Информационное агентство «Ростовские вести». Отдел новостей. URL: [email protected] (дата обращения: 12.03.2015).

References

1. Kontseptsiya klasternogo razvitiya Rostovskoi oblasti na 2015-2020 gody [The Concept of Cluster Development of the Rostov Region for 2015 - 2020]. Official site of Rostov region. Available at: http:// www.donland.ru/ (accessed 12.03.2015).

2. Informatsionnoe agentstvo [Informational Agency]. «Rostovskie vesti». Otdel novostei. Available at: [email protected] (accessed 12.03.2015).

Поступила в редакцию 10 февраля 2016 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.