В.Н. Лаптев
СОЗДАНИЕ МЕХАНИЗМОВ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ПОДХОДОВ К РАЗВИТИЮ СИСТЕМЫ ИНФРАСТРУКТУРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
CREATE MEHANYZMOV THE REALIZATION OF MAJOR APPROACHES
TO ENSURE THE DEVELOPMENT OF SYSTEMS YNFRASTRUKTURNOHOMUNYTSYPALNOHO EDUCATION
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы создания механизмов реализации основных подходов к развитию системы инфраструктурного обеспечения муниципального образования, особенности применения ресурсного подхода в системе инфраструктурного обеспечения муниципального образования.
Ключевые слова: муниципальное образование, инфраструктурное обеспечение, ресурсный подход, территориальные формирования, жилищно-коммунальные услуги.
Abstract: in article are considered issues of creating the realization of major mechanisms approaches to ensure the development of systems infrastructure of municipal Education, Features Application resource approach to ensure the system infrastructure of municipal education.
Keywords: municipal education, infrastructure Securing, resource approach, territorial generating, housing and communal services.
Современное развитие экономики на муниципальном уровне диктует новые условия по выбору подходов к развитию системы инфраструктурного обеспечения муниципального образования. Отечественные муниципальные образования все менее используют стандартный саморазвивающийся подход (территориально-производственные и научно-производственные комплексы), и все более применяют кластерный, социально-ориентированный, либо совмещение кластерного и социально-ориентированного подходов к развитию системы инфраструктурного обеспечения муниципального образования. Предложенное автором применение ресурсного подхода наряду с уже существующими подходами дает возможность более эффективно управлять как самой инфраструктурой, так и вносить коррективы в ее формирование.
Чтобы успешно внедрить ресурсный подход в систему инфраструктурного обеспечения муниципального образования, необходимы соответствующие механизмы его реализации. По мнению автора, одним из наиболее эффективных способов такого внедрения на современном этапе может служить механизм, основанный на балансном методе реализации ресурсного подхода для системы инфраструктурного обеспечения муниципального образования. Данный метод является базовым, определяющим формирование механизма реализации управления инфраструктурой на основе «баланса интересов» [1], под которым подразумевается согласование интересов предприятий, организаций, предпринимателей, с одной стороны, и органов управления различного уровня, участвующих в реализации концепции развития муниципального образования, с другой. Балансный метод регулирует интересы предпринимательской инфраструктуры по вопросам специализации, и в том числе - формирования муниципальной инфраструктуры, с одной стороны, и интересы органов управления различного уровня в вопросах комплексности инфраструктуры муниципального образования - с другой.
Суть данного метода сводится к возможным расхождениям интересов региона, государства в целом и конкретных муниципальных образований с выявлением
© В.Н. Лаптев, 2012
противоречий между специализацией и комплексным подходом, что предполагает проведение исследований по двум направлениям:
- во-первых, в сфере комплексного развития муниципальных образований при заданных (сложившихся, прогнозируемых) уровнях развития отраслей специализаций;
- во-вторых, по отраслям инфраструктуры муниципальных образований при фиксированных уровнях комплексности их социально-экономического развития.
Для комплексного развития муниципальных образований при заданных (сложившихся, прогнозируемых) уровнях развития отраслей специализации необходимо:
- исследование состояния комплекса инфраструктуры данного территориального формирования;
- выявление недостаточности развития или невостребованности (отсутствия спроса) на продукты, услуги той или иной инфраструктуры;
- перспективная оценка и прогноз потенциала развития комплекса инфраструктуры данного территориального формирования на стратегическом, тактическом уровнях;
- планирование развития или уменьшения динамики развития (смена профиля согласно спросу) той или иной составляющей инфраструктуры;
- привлечение инвестиций в развитие комплекса инфраструктуры.
Рассмотрим внедрение балансного метода по отраслям инфраструктуры
муниципального образования при фиксированном уровне комплексности его социально-экономического развития.
1) В сфере здравоохранения применение балансного метода, по мнению автора, должно быть нацелено на:
- обеспечение баланса интересов населения муниципального образования и экономических возможностей по их обеспечению,
- обеспечение баланса интересов муниципального образования, региона, страны в целом по специализации в данной сфере, с одной стороны, и интересов предпринимательского сектора по осуществлению деятельности по данному направлению, с другой.
Можно согласиться с мнением Э.Н. Матвеева, С.А. Леонова, И.М. Сон [6], которые описывают применение балансового метода при реструктуризации сферы здравоохранения, и указывают, что данный метод включает определение приоритетов в развитии здравоохранения муниципального образования и установление баланса между уровнями потребления населением ресурсов здравоохранения при имеющихся ограниченных экономических возможностях данного территориального формирования. При этом, если у муниципального образования (при наличии государственной и региональной поддержки) недостаточно экономических возможностей для обеспечения населения ресурсами здравоохранения, появляется необходимость вовлечения на паритетных условиях в эту сферу субъектов хозяйствования частной формы собственности.
2) В сфере транспорта и связи применение балансного метода должно быть нацелено, по мнению автора, как на обеспечение баланса интересов населения (субъектов хозяйствования) муниципального образования в услугах транспорта и связи и экономических возможностей по их реализации, так и на обеспечение баланса интересов муниципального образования, региона, страны в целом по специализации в сферах транспорта и связи, с одной стороны, и интересов предпринимательского сектора, с другой, в рамках осуществления деятельности по данным направлениям.
Рассматривая муниципальный общественный транспорт как системообразующий элемент, следует отметить, что это не исключает возможностей эффективной
работы в предоставлении транспортных услуг со стороны частных перевозчиков [7, 11]. Взаимоотношения муниципальных и частных компаний при балансном методе целесообразно строить по следующей схеме [авторское предложение]:
- на транспортных магистралях («руслах коммуникаций») имеют право работать преимущественно муниципальные перевозчики;
- роль частных перевозчиков на этих магистралях может быть определена как вспомогательная, что обеспечивает, в частности, снятие «пиковых» нагрузок;
- на немагистральных маршрутах, если позволяет их пропускная способность, могут преимущественно работать частные перевозчики, которые обеспечат подвоз пассажиров к магистралям и транспортным узлам;
- коммунальные перевозчики должны полностью перейти к рыночным принципам управления и финансового контроля в своей деятельности;
- предоставлять коммунальным перевозчикам большую управленческую и финансовую самостоятельность для создания реальной конкурентной среды на рынке городских транспортных услуг.
Рынок связи в муниципальных образованиях развивается в зависимости от тенденций развития данных сфер по стране. Так, например, наиболее доходный рынок мобильной связи в муниципальных образованиях, как и в государстве в целом, находится в олигополистических условиях развития. И, как справедливо утверждает Г.К. Чугунов [9], принимая во внимание то, что трем наиболее крупным компаниям-операторам мобильной связи в РФ принадлежит около 85% рынка по количеству абонентов и около 90% от общей выручки, сложившаяся олигополия не дает возможности ценам на услуги мобильной связи опуститься на более низкий уровень. Для того, чтобы операторы данного сектора связи (мобильной связи) предлагали населению адекватные и доступные цены, главным заданием на уровне государства, регионов, муниципального образования является стимулирование конкуренции. Монополизация рынка Интернет также мешает установлению обоснованных цен на услуги Интернет как в муниципальных образованиях, так и по всей стране. Можно сделать вывод о том, что поскольку рынок связи в России является преимущественно олигопольным, его регулирование должно осуществляться на региональном и общенациональном уровнях.
3) В сфере образования внедрение балансного метода должно быть нацелено как на обеспечение баланса интересов населения муниципального образования (получение качественных и конкурентных услуг образования), субъектов хозяйствования в профессиональных специалистах и экономических возможностях по их обеспечению, так и на обеспечение баланса интересов муниципального образования, региона, страны в целом по специализации в данной сфере, с одной стороны, и интересов предпринимательского сектора, с другой, по осуществлению деятельности в данном направлении.
Несмотря на необходимость обеспечения интересов населения и субъектов хозяйствования в профессиональных специалистах, во многих муниципальных образованиях процедура определения возможных мощностей учреждений образования осуществляется в соответствии с «Методикой определения нормативной потребности субъектов РФ в объектах социальной инфраструктуры», одобренной распоряжением Правительства РФ от 19.10.1999 г. № 1683-р [9]. Так, в схеме территориального планирования Старицкого района Тверской области указывается, что согласно нормативов на 10 тыс. населения предусматривается 110 мест в системе НПО, 160 мест - в СПО и 170 мест - в высших учебных заведениях. Согласно нормативов фактически на 2025 г. в районе могут располагаться учреждения начального профобразования на 305 мест, среднего профобразования - на 444 места или высшего профобразования - на 472 места [12].
В соответствии со схемой территориального планирования Старицкого района Тверской области указывается, что размещение новых учреждений в районе является маловероятным [12]. Автор полагает, что учебные учреждения среднего профессионального и высшего образования не предусматривают подготовки по профессиям, связанным с существующей инфраструктурой муниципальных образований Старицкого района Тверской области, а именно: нет специалистов для работы в сфере туризма и гостичного хозяйства, которые имеются в муниципальном образовании [12]. От уровня функционирования данной сферы зависит доход муниципальных образований Старицкого района Тверской области и поступления в бюджет региона. Но планирование подготовки специалистов в эту сферу осуществляется на основе нормативных подходов, не учитывающих влияние рынка.
Можно согласиться с мнением Л.А. Исмагиловой [5], которая утверждает, что для решения задач размещения учреждений образования муниципального образования, и в особенности, профессионального образования, необходимо учитывать не только характеристики численности, состава населения, спрос населения на услуги образования, но и экономические характеристики территории и региона в целом. Актуальными в территориальном размещении учреждений образования являются факторы:
- отраслевой профильности территорий;
- экономической значимости территорий;
- демографического состояния;
- уровня доходов населения;
- уровня образовательных предпочтений населения;
- развития транспорта и социальной инфраструктуры;
- социальной ответственности образовательных учреждений;
- географических и климатических зонирований и т.д. [5].
При оценке проблем развития и при поиске направлений усовершенствования в общеобразовательной сфере балансный подход поможет выявить неравномерность размещения учреждений этой сферы в муниципальных образованиях. Для этого автор предлагает ввести показатель неравномерности размещения общеобразовательных учреждений (ПнрОбУ), который определяется как разница между рангом муниципального образования по численности детей в общеобразовательных учреждениях (Рчд) и рангом муниципального образования по численности населения (Рчн) (формула 2.1) [авторская разработка]:
ПнрОбУ = Рчд - Рчн (2.1)
где ПнрОбУ - показатель неравномерности размещения общеобразовательных учреждений; Рчд - ранг муниципального образования по численности детей
в общеобразовательных учреждениях; Рчн - ранг муниципального образования по численности населения.
Также предлагается ввести индекс локализации общеобразовательных учреждений, который поможет выявить отличия в уровне развития среднего образования в различных типах муниципальных образований (районах областей, городах областного значения и др.). Индекс локализаций общеобразовательных учреждений можно рассчитать по формуле 2.2 [авторская разработка]:
Ил = (р * К) / (Р * п) (2.2)
где Ил - индекс локализаций общеобразовательных учреждений;
р - количество общеобразовательных учреждений в муниципальном
образовании; N - численность населения области;
Р - количество общеобразовательных учреждений в области;
N - численность населения муниципального образования.
Уровень развития среднего образования можно считать высоким, если Ил выше единицы.
Для успешного развития сферы образования муниципальных образований необходим балансный подход в решении проблем учета интересов всех сторон, заинтересованных в применении полученных услуг в данной сфере и при наличии реальных ресурсов у данных территориальных формирований.
4) В сфере жилищно-коммунального хозяйства внедрение балансного метода, по мнению автора, должно быть нацелено как на обеспечение баланса интересов населения, субъектов хозяйствования муниципального образования (получение качественных и конкурентных жилищно-коммунальных услуг), экономических возможностей по их обеспечению, так и на обеспечение баланса интересов муниципального образования, региона, страны в целом по специализации в данной сфере, с одной стороны, и интересов предпринимательского сектора, с другой, по осуществлению деятельности в рамках данного направления. Интересы населения, субъектов хозяйствования муниципального образования в получении качественных и конкурентных жилищно-коммунальных услуг связаны со спросом на различные виды жилья с балансом качество - цена, коммунальные услуги, которые необходимы для благоприятного проживания при соблюдении баланса качество - цена.
Интересы муниципального образования, региона, страны в сфере жилищно-коммунального хозяйства на уровне муниципального образования определяются соблюдением концепции развития данной сферы на уровне государства, региона, муниципального образования [4]. Эта концепция включает цены на услуги, качество предоставляемых услуг, перечень услуг, принятие операторов общегосударственного, регионального, муниципального значения в перечень операторов, которые предоставляют данные услуги на уровне данных территориальных формирований, а также соблюдение экономической обоснованности на данные услуги, наличие льгот по предоставлению данных услуг определенным категориям потребителей и т. д.
Можно сделать вывод, что успешность реализации предложенного балансного метода, как в сфере комплексного развития муниципальных образований при заданных (сложившихся, прогнозируемых) уровнях развития отраслей специализаций, так и по отраслям инфраструктуры муниципальных образований при фиксированных уровнях комплексности их социально-экономического развития возможно лишь при эффективном планировании и привлечении для разработок по совершенствованию представителей всех сторон, чьи интересы должны будут учитываться в процессе совершенствования, планирования и реализации.
Литература
1. Арутюнов Ю.А. Формирование региональной инновационной системы на основе кластерной модели экономики региона // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Науч.-исследоват. центра корпоратив. права, управления и венчур. инвестирования Сыктывкар. гос. ун-та. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : www.koet.syktsu.ru
2. Афанасьев М. Мировая конкуренция и кластеризация экономики // Вопросы экономики. 2005. № 4. - С. 75-86.
3. Воронин А.Г. Муниципальное хозяйствование и управление: проблемы теории и практики: производственно-практическое издание. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 175 с.
4. Игнатов В. Г. Экономика муниципальных образований: учебное пособие. -М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2008. - 544 с.
5. Исмагилова Л.А. Модель территориального размещения объектов сферы услуг // Вестник УГАТУ. Экономика. 2009. Т. 12. № 3 (32). - С. 134-140.
6. Лаврикова Ю.Г. Кластеры: стратегия формирования и развития в экономическом пространстве региона. - Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2008. - 232 с.
7. Матвеев Э.Н., Леонов С.А., Сон И.М. Предпосылки и пути комплексной реструктуризации сети учреждений здравоохранения на региональном уровне // Информационно-аналитический вестник «Социальные аспекты здоровья населения». -2008. - Т. 5. № 1. - С. 2-20
8. Парахина В.Н., Галеев Е.В., Ганшина Л.Н. Муниципальное управление: учебное пособие. - М.: КНОРУС, 2007. - 496 с.
9. Симоненко Н. Балансовый метод в рамках индикативного планирования // Экономист. 1993. № 10. - С. 26.
10. Формирование территориальных кластеров как инструмент развития малого бизнеса: материалы межрегионального совещания. - Иркутск, 2005. - С. 34-36.
11. Цукерман В. А. Проблемы и возможности формирования кластеров как метода активизации инновационных процессов // Ин-т экон. пробл. им. Г.П. Лузина Кольского НЦ РАН; Южный ин-т интеллект. собственности [Электронный ресурс]. -Режим доступа: www.uiis.com.ua
12. Экономика муниципального сектора: учеб. пособ / Под ред. А.В. Пикулькина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 464 с.
13. Схема территориального планирования муниципальных образований Старицкого района Тверской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.staritskiy-rayon.ru/sxema-territorialnogo-planirovaniya
А.Ю. Нестеров
ВЗАИМОСВЯЗЬ СБЕРЕГАТЕЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ И УРОВНЯ ПОТРЕБЛЕНИЯ СЕМЬИ НА РАЗНЫХ СТАДИЯХ РАЗВИТИЯ
CONNECTION OF SAVINGS STRATEGY AND CONSUMPTION AT DIFFERENT STAGES OF FAMILY DEVELOPMENT
Аннотация: статья посвящена исследованию сберегательных стратегий и уровня потребления семьи на разных стадиях развития. В статье приводится анализ отечественных и зарубежных теоретических концепций, посвященных экономике домохозяйств. Вводится понятие жизненного цикла домохозяйства применительно к российской практике. Анализируются результаты лонгитюдного панельного исследования домохозяйств, находящихся на разном уровне жизненного цикла. Приводится взаимосвязь между преобладающими сберегательными стратегиями и стадией жизненного цикла домохозяйства. Также в статье описаны различия в структуре потребления молодых, зрелых и стареющих домохозяйств.
Ключевые слова: домохозяйство, доходы, жизненный цикл, инвестиции, потребительские расходы сберегательные стратегии.
Abstract: the article is dedicated to studying saving strategies and the level of consumption of the family at different stages of development. This article provides an analysis of domestic and foreign theoretical concepts on the economy of households. The study introduces the concept of usual life cycle of the household in relation to the Russian practice. Investigation presents the results of a longitudinal panel study of households at different
© А.Ю. Нестеров, 2012