УДК 332.145 А.М. КИСЕЛЕВА, д.соц.н., профессор, профессор кафедры региональной
экономики и управления территориями
ФГБОУ ВПО «Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского», г. Омск, пр. Мира, 55А Электронный адрес: albkis@mail.ru
К.А. САМОДИНСКИЙ, студент 5 курса, специальность «Государственное и муниципальное управление»
ФГБОУ ВПО «Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского»,
г. Омск, пр. Мира, 55А
Электронный адрес: kirillsamodi@gmail.com
кластерный подход в основе реализации стратегии социально-экономического развития муниципального района: перспективы и алгоритм внедрения
Реализация пр0в03- Данная статья посвящена исследованию
глашенного в Российской перспектив внедрения кластерного подхода в ФедерацИИ перехода Эко- практику стратегического управления социально-
номики на инвестиционно- экономическим развитием муниципального
района. Обоснована необходимость проведения инновационную модель эко- _
у кластерной политики как инструмента развития
номического роста зачастую сельских территорий на уровне муниципальных
интерпретируется как действия районов, введено понятие потенциала класте-
национальных и региональ- рообразования и описана модель его оценки,
ных орГаноВ Власти. Однаю разработан поэтапный алгоритм практического
начальным звеном в цепи внедрения с учетом российских особенностей. реформирования экономической системы является именно Ключевые слова: кластерная политика; му-
муниципалитет. В то же время ниципальный район; стратегическое развитие
большинство муниципаль- муниципального района; муниципальная про-
ных образований не обладают мышленная политика достаточной финансовой базой
и полномочиями для решения таких глобальных задач, что требует новых подходов к эффективному управлению социально-экономическим развитием, в особенности сельских территорий. Одним из таких возможных подходов является реализация муниципальным образованием кластерной политики.
Согласно М. Портеру, под кластером следует понимать сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в родственных отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций (университетов, агентств по стандартизации, торговых объединений и др.), ведущих совместную работу при сохранении конкуренции в ряде областей [7, с. 256]. Кластерная политика представлена совокупностью действий органов власти по содействию процесса становления и развития кластеров, а также по поддержке реализации кластерных инициатив.
В практике российского государственного и муниципального менеджмента кластерная политика является относительно новой технологией управления
© Киселева А.В., Самодинский К.А., 2014 13
социально-экономическим развитием территорий. Тем не менее в перечень пилотных программ развития инновационных территориальных кластеров, утверждаемый Правительством РФ, включены 25 кластеров, которые преимущественно расположены на территориях городских округов. Такой подход оправдан, поскольку регионы в первую очередь опираются на конкурентные преимущества муниципальных территорий с развитой городской инфраструктурой. Однако, по нашему мнению, данное представление приведет к усилению дифференциации городских и сельских муниципалитетов и будет способствовать деградации районного муниципального хозяйства, оттоку населения. Как следствие, данные процессы могут отрицательно сказаться на региональной экономической и продовольственной безопасности, а на национальном уровне привести к значительному ослаблению геополитического положения страны. Данное предположение обусловливает необходимость поддержки повсеместного развития кластеров как одного из эффективных инструментов общетерриториального развития.
В российской практике уже есть исключения из общей тенденции внедрения кластеров на территории городских округов: Нижегородский индустриальный инновационный кластер в области автомобилестроения и нефтехимии (помимо территорий двух городских округов организации-резиденты расположены на территории городского поселения), Калужский кластер фармацевтики, биотехнологий и биомедицины (частично расположен на территории муниципального района), кластер комплексной переработки угля и техногенных отходов в Кемеровской области (расположен на территории 6 городских округов и 2 муниципальных районов), нефтехимический территориальный кластер в Башкортостане (объединяет 2 городских округа и муниципальный район), кластер энергоэффективной светотехники и интеллектуальных систем управления освещением в Мордовии (охватывает городской округ и 3 городских поселения) [8].
Интерес представляет и опыт Камского инновационного территориально-производственного кластера Республики Татарстан. Указанный кластер находится в пределах городского округа Набережные Челны, не являющегося административным центром региона, а также охватывает близлежащие 5 муниципальных районов, фактически являющихся сельскими территориями. Так, например, на территории Елабужского муниципального района расположена крупнейшая в России особая экономическая зона промышленно-производственного типа, обеспеченная в высокой степени транспортной (автомагистраль федерального значения, железнодорожная ветка и железнодорожный терминал, международный аэропорт в 45 километрах, порты в близлежащих городах), деловой, таможенной и промышленной инфраструктурой. В то же время муниципальный район не находится в ловушке специализации. На его территории активно развивается не только автомобильная и нефтеперерабатывающая (отрасли специализации кластера), но и пищевая и аграрная промышленность; действуют 5 вузов, выпускающих специалистов по различным направлениям подготовки. Администрацией района создано муниципальное унитарное предприятие «Агентство по привлечению инвестиций и развитию территории Елабужского муниципального района
Республики Татарстан», в чьи функции входит организация эффективного взаимодействия органов власти, инвесторов и местных компаний; оказание посреднических услуг по вопросам, связанным с недвижимостью; подбор и оформление земельных участков, организация и проведение торгов и аукционов по продаже или передаче в аренду таковых; исследование рынка; поиск и подбор объектов для инвестирования; продвижение района на отечественном и зарубежном рынке инвестиций. В структуре органов местного самоуправления отдельно выделена Палата перспективного социально-экономического развития, осуществляющая функции стратегического прогнозирования и планирования [2].
По нашему мнению, основным субъектом территориальной кластерной политики в сельской местности в условиях перехода региона на инвестиционно-инновационную модель экономического роста способен стать именно муниципальный район. Во-первых, в таком случае преодолевается разрыв в системе «центр - периферия»: управление на местах является намного качественнее дистанционного управления (со стороны регионального административного центра). Организация системы кластерного управления на уровне муниципального района обеспечивает повышение качества и доступности необходимой информации, учет всех необходимых условий принятия управленческих решений (в том числе особенностей местности), минимизацию временного лага между получением информации, принятием решения и его реализацией.
Во-вторых, сокращается бюрократизация управленческого процесса, общая величина политических транзакционных издержек. Муниципальный район имеет, как правило, единые условия социально-экономического и финансового развития всех входящих в его состав поселений, единую область (области) специализации, единые (общие для территории всех поселений) конкурентные преимущества, слабые стороны, угрозы и возможности развития. Объединение усилий всех входящих в состав муниципального района поселений эффективнее, чем дискретная финансово-экономическая политика каждого отдельного поселения. Кроме того, муниципальный район является более заметным в регионе экономическим актором, следовательно, обладает наибольшим, по сравнению с поселениями, политическим и экономическим влиянием.
В-третьих, важной характеристикой кластера является его территориальная локализация, которая обусловливает высокую транспортную доступность резидентов конкретного кластера при взаимодействиях друг с другом. Здесь ярким примером является всемирно известный Оксфордский кластер, в котором взаиморасположение основных акторов строится по принципу «40 миль» - транспортная доступность в течение 1 часа. Площадь среднестатистического муниципального района в Российской Федерации позволяет обеспечить соблюдение данного принципа.
Важно определить задачи и приоритетные направления развития муниципального района при разработке и реализации собственной кластерной политики. По мнению М. Портера, роль местных органов власти, являющихся составной частью используемой им категории «правительство», в повышении конкурентоспособности территории состоит в следующем:
1) совместно с региональными органами власти эффективно осуществлять вложения в обучение рабочей силы, создание соответствующей инфраструктуры, получение качественной экономической информации для отдельных отраслей и компаний; 2) решать задачи, объединяющие федеральные, региональные и местные органы власти: проводить такую политику в отношении конкуренции, которая усиливала бы соперничество; совершенствовать систему налогообложения и законодательства в области интеллектуальной собственности; использовать понятную и эффективную законодательную систему, обеспечивающую защиту прав потребителей; вводить правила корпоративного управления как базиса ответственности менеджеров; ориентировать законодательный процесс на возможность постоянного обновления; 3) стимулировать развитие и совершенствование кластеров [7, с. 313-314].
П. Дж. Галвин (Galvin) отмечает, что отсутствие тесной координации многоуровневого управления и многоуровневой финансовой поддержки является причиной ограниченной эффективности кластера местного уровня, поэтому задачей органов местного самоуправления является активное использование концепции многоуровневого взаимодействия организаций-резидентов кластера, местных институтов, региона, государства. При этом кластерный подход должен рассматриваться как основа не только инновационной политики, но и политики экономического развития, политики процветания, конкурентной и промышленной политики [10, p. 281-285].
Исследователи Консорциума местного экономического развития Maxwell Stamp PLC наиболее эффективными задачами и действиями на местном уровне с позиции формирования основы проведения кластерной политики называют следующие: 1) выделение ресурсов для поддержки местного экономического развития, в том числе образования, НИОКР и физической инфраструктуры;
2) развитие партнерства местных школ и бизнеса; 3) разработка образовательных программ местными образовательными организациями; 4) совершенствование возможностей поддержки малого и среднего бизнеса - создание бизнес-инкубаторов, технопарков; 5) содействие развитию связей, сетевого взаимодействия, функционированию цепочек добавленной стоимости между местными компаниями; 6) поддержка неформального рынка венчурного капитала [11, p. 2-3].
В Российской Федерации правовой основой осуществления муниципальным районом на своей территории кластерной политики является федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с которым к вопросам местного значения муниципального района отнесено создание условий для развития сельскохозяйственного производства в поселениях, расширение рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого и среднего предпринимательства [5].
Таким образом, сформулируем основную задачу органов местного самоуправления при проведении кластерной политики как обеспечение максимально эффективного взаимодействия организаций-резидентов кластера друг с другом, с образовательными организациями, с местными органами власти
путем создания необходимых институциональных и инфраструктурных условий такового взаимодействия при использовании механизма многоуровневого управления.
Задачи и конкретные действия муниципального района в формировании и реализации кластерной политики показаны на рисунке.
I. Исследование потенциала кластерообразования на территории муниципального района
П. Исследование возможности встраивания в региональную кластерную систему
III. Разработка и принятие программы развития муниципальной кластерной системы
IV. Институциализация управления >
кластерной системой муниципального района
V. Реализация принятой программы развития > муниципальной кластерной системы
VI. Мониторинг эффективности кластерной _политики муниципального района_
VII. Корректировка кластерной политики муниципального района по итогам _проведенного мониторинга_
Региональная кластерная _система_
Мехфайонное сотрудничество
Стратегия муниципального района (LR); программа КСЭР (MR)
Программа развития кластеров
На уровне кластера На уровне муниципального района и поселений На региональном уровне
Развитие инфраструктуры Активная инвестиционная
_политика_
Развитие интеллектуального
_потенциала_
Обеспечение реализации кластерных инициатив
<
Федеральная
Рис. Алгоритм внедрения кластерного подхода в практику управления социально-экономическим развитием муниципального района
Рассмотрим подробнее каждый из этапов. Следует отметить, что первые 4 этапа относятся к фазе разработке, а последующие - к фазе реализации кластерной политики муниципального района.
I этап. На данном этапе происходит паспортизация муниципального района и входящих в его состав поселений на предмет развития социальной, промышленной, инновационной инфраструктуры, выделяются основные особенности внедрения кластерного подхода. Данная процедура определяется авторами через категорию «потенциал кластерообразования», который представляет собой исследование параметров территориальной социально-экономической системы на предмет возможности проведения кластерной политики и уточнения перспектив ее реализации на основе объективных статистических характеристик и оценки качества взаимодействия потенциальных акторов планируемого к созданию кластера. Оценка потенциала кластерообразования является
основой принятия решения об осуществлении кластерной политики на территории муниципального района.
Путем анализа предлагаемой Росстатом базы статистических показателей муниципальных образований нами были отобраны некоторые из них и объединены в несколько групп [1]. Отметим, что все показатели, связанные с характеристиками бюджета, рассчитываются по отношению к величине консолидированного бюджета муниципального района.
1) Показатели потенциала установления партнерских отношений между властью и бизнесом. Показатели данной группы характеризуют потенциал взаимодействия при совместном сотрудничестве по поводу выявления и развития потенциальных кластеров. Партнерские отношения весьма важны для эффективного осуществления кластерной политики, являются ее основой и непременным условием.
- Доля расходов на поддержку малого и среднего предпринимательства в общем объеме расходов консолидированного бюджета муниципального района. Данный показатель характеризует приоритетность вложений муниципального района в развитие бизнеса, политическое отношение к необходимости стимулирования возникновения и развития малых и средних предприятий.
- Соотношение величины расходов на содержание органов местного самоуправления к величине инвестиций в основной капитал за счет средств местного бюджета. Речь идет о характеристике эффективности и справедливости распределения бюджетных средств муниципального района, нацеленности на стратегическое развитие.
- Соотношение количества расторгнутых контрактов и договоров за вычетом количества расторгнутых контрактов и договоров к количеству заключенных контрактов и договоров по торгам и другим способам размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг. Показатель оценивает стабильность отношений органов местного самоуправления и организаций муниципального района.
- Отношение тарифов для промышленных потребителей к тарифам для населения (в статистической базе используются тарифы на водоснабжение и водоот-ведение), характеризующее величину тарифной дискриминации.
2) Показатели качества муниципального управления, которые оценивают потенциальную способность органов управления муниципального района к эффективной реализации кластерной политики.
- Показатель качества управления муниципальными финансами, представленный как доля расходов бюджета муниципального района, формируемых в рамках программ, в общем объеме расходов бюджета муниципального района, без учета субвенций на исполнение делегируемых полномочий.
- Показатель эффективности инвестиционной политики, определяемый как соотношение величины инвестиций в основной капитал, осуществляемых организациями, на территории муниципального образования (без субъектов малого предпринимательства) за вычетом инвестиций в основной капитал организаций муниципальной формы собственности к величине инвестиций в основной капитал за счет средств муниципального бюджета.
- Показатель качества управления муниципальным имуществом, отражающий долю основных фондов организаций муниципальной формы собственности, которые находятся в стадии банкротства, в основных фондах организаций муниципальной формы собственности (на конец года; по полной учетной стоимости).
3) Интеллектуальный потенциал муниципального образования. Данная группа показателей является в оценке одной из наиболее значимых, поскольку качество человеческих ресурсов является первоосновой эффективной деятельности. В текущей статистической базе для оценки данной категории возможно использовать уровень образования населения (на 1000 чел. в возрасте 15 лет и более, указавших уровень образования), учитывая долю населения со средне-специальным, высшим и послевузовским образованием в общей численности населения муниципального района.
4) Потенциал развития инфраструктуры в целях кластерообразования. Показатели данной группы характеризуют качество существующей инфраструктуры муниципального района, ее привлекательность для существующих организаций и потенциальных инвесторов.
- Показатель качества транспортной инфраструктуры, определяемый как доля протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения с твердым покрытием в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения.
- Показатель качества инновационной инфраструктуры, включающий в себя площадь зарегистрированных на территории муниципального образования бизнес-инкубаторов, промышленных парков, технопарков, научных парков, инновационно-технических центров и иных объектов, относящихся к инфраструктуре поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 100 малых и средних компаний. Необходимость учета инновационных факторов обусловлена тем, что изначально назначение кластера состоит в производстве инновационной продукции, именно поэтому кластерная модель организации экономики называется в качестве механизма перехода на инвестиционно-инновационный путь развития.
- Показатель наличия в муниципальном районе утвержденной схемы территориального планирования муниципального района. Данный показатель, так же, как и следующий, характеризуют привлекательность для строительства зданий, сооружений, объектов инфраструктуры.
- Средняя продолжительность периода с даты подачи заявки на получение разрешения на строительство до даты получения разрешения на строительство.
5) Потенциал прибыльной деятельности, который характеризует вероятность получения положительного финансового результата организациями, расположенными на территории муниципального образования. Расчет предлагаем произвести как соотношение среднего финансового результата прибыльных организаций и среднего финансового результата убыточных организаций, расположенных на территории муниципального района (каждый показатель рассчитывается как частное от деления финансового результата на количество организаций того или иного типа).
Среди статистических показателей, не определяемых на данный момент, но являющихся важными для проведения оценки и, следовательно, рекомендуемых нами для расчета, стоит назвать степень инновационности производимой на территорий муниципального района продукции и долю в валовом муниципальном продукте результатов деятельности потенциальных резидентов кластера.
При этом предложенная схема проведения статистического анализа является лишь начальным этапом оценки потенциала кластерообразования. Необходима организация комплексного исследования по выявлению существующих цепочек добавленной стоимости, перспектив предоставления инвестиционных площадок для будущих организаций, которые смогут либо быть встроенными в существующие цепочки добавленной стоимости, либо будут источником формирования новых.
Становится актуальным и проведение оценки профессионально-квалификационной структуры рабочей силы. Организация семинаров с руководителями выявленных потенциальных резидентов - якорных организаций планируемого кластера позволит формировать единое мнение о необходимости и перспективах развития территориального кластера. В этом случае задача местных органов власти состоит в предоставлении результатов проведенного исследования, освещении проблематики кластерного подхода и преимуществах его внедрения. При этом нужно, чтобы для данных организаций выделенные преимущества были очевидны, поскольку именно компании становятся источником инициативы по созданию и развитию кластера. Руководству муниципального района должна быть отведена роль начального исследователя и будущего организатора проведения эффективной кластерной политики, координатора-фасилитатора внутрикластерных связей.
II этап. На этом этапе необходимо произвести исследование возможности встраивания муниципального района в региональную кластерную систему, перспектив межрайонного сотрудничества в данной сфере.
Необходимость данного этапа обусловлена приоритетом поиска стабильных и достаточных источников финансирования, в особенности на начальном этапе осуществления кластерной политики. В случае успешного становления кластеров будет возможно привлечение средств инвесторов как приоритетного финансового источника, а при условии соблюдения ряда требований (к уровню развития научно-технологического, образовательного, производственного потенциала, качества жизни, инфраструктуры и организационного развития кластера) - и получение финансовой поддержки из средств федерального бюджета в рамках отбора программ развития инновационных территориальных кластеров.
Однако для большинства муниципальных районов данные источники финансирования кластерной политики возможны лишь в долгосрочном и сверхдолгосрочном периоде. На начальном же этапе перехода на кластерную модель организации экономического пространства приоритетом становится ориентация на получение финансовой помощи со стороны региона, не считая мобилизации средств организаций - потенциальных резидентов кластера и средств муниципального бюджета. Объективной предпосылкой для
проведения данного этапа в таком случае является принятие регионом стратегии социально-экономического развития на основе кластерного подхода и соответствие специализации территориальных кластеров специализации приоритетных кластеров, определенных региональной стратегией.
Этап также подразумевает рассмотрение возможности формирования межрайонной кластерной системы. В результате в масштабах региона формируется механизм многоступенчатой интеграции в региональную кластерную систему: районные кластеры (в том числе поселенческие и межпоселенческие в случае дифференциации в специализации) интегрируются в межмуниципальную (зональную) кластерную систему, а совокупная сумма последних в итоге формирует кластерную систему субъекта РФ.
Как правило, в регионе выделяется несколько экономических зон, включающих в себя территории нескольких муниципальных районов, которые обладают общими конкурентными преимуществами. Например, в Омской области в соответствии со Стратегией социально-экономического развития до 2025 года (в основу которой положен кластерный подход) предусмотрено разбиение региона на 3 экономические зоны в разрезе экономической специализации: Центральную (включающую помимо ряда муниципальных районов административный центр субъекта РФ - город Омск), Южную и Северную (с выделением в ее рамках Северной культурно-туристической зоны). Так, для территории Южной экономической зоны основными направлениями экономического развития являются развитие агропромышленного комплекса, легкой промышленности, производство продуктов из древесины, транспортно-логистические услуги и сфера услуг [6]. Исходя из этого развитие территориальных кластеров необходимо осуществлять в соответствии с экономической специализацией зон. При этом муниципальным районам одной экономической зоны необходимо разграничить отдельные сферы специализации или предусмотреть взаимодействие в рамках единой сферы специализации в долгосрочном периоде, а в сверхдолгосрочном периоде планировать создание ограниченных территориально площадью муниципального района и четко дифференцированных по специализации кластеров. Это позволит диверсифицировать структуры муниципальной экономики и избежать попадания в ловушки специализации.
Важным на данном этапе является также сотрудничество муниципального района с организациями высшего образования (в первую очередь региональными) в части реализации программ дополнительного профессионального образования и возможного размещения филиалов на территориях муниципальных районов в целях направленной подготовки специалистов кластеров. Другой аспект обусловлен взаимодействием с региональным Министерством образования по поводу развития сети специализированных организаций среднего профессионального образования. Это позволит со временем сформировать качественную образовательную среду для кластеров муниципальных районов.
III этап. Сущностью данного этапа является разработка и принятие программы развития кластерной системы муниципального района. По итогам предыдущих этапов производятся соответствующие заключения об особенностях перспективного внедрения кластерного подхода на муниципальном
уровне, составляется и утверждается документ, описывающий императивы кластерной политики, вносятся изменения в программу комплексного социально-экономического развития на среднесрочный период и в долгосрочную стратегию муниципального района. Это должно обеспечить правовой базис осуществления муниципальной кластерной политики.
В редактируемой стратегии социально-экономического развития переход на кластерную модель должен быть представлен отдельным положением, где формулируются ключевые цели и задачи кластерной политики, отрасли кластеризации и степень их развития, роль муниципального района и ожидаемые стратегические результаты.
Программа развития кластерной системы описывает конкретные мероприятия по формированию и развитию кластеров, при этом горизонт планирования должен совпадать со сроком реализации стратегии муниципального района. В данной программе определяется объем финансирования с поэтапной разбивкой и определением источников финансирования на каждом этапе.
В связи с тем, что специфика сельских территорий заключается в необходимости уделения особого внимания инвестированию в человеческие ресурсы, рекомендуем пропорционально распределять финансирование между физическим и человеческим капиталом. Для этого можно воспользоваться моделью Мэнкью-Ромера-Уэйла. Данная модель применяется, как правило, по отношению к государствам и регионам, однако с точки зрения концепции «муниципальное образование как квазирегион» полагаем возможным ее использование муниципальным районом. Представим модель следующим образом:
где Y/L - производительность труда - величина валового муниципального продукта в расчете на одного занятого (изначально необходимо произвести расчет величины валового муниципального продукта муниципального района), Sk - величина человеческого капитала муниципального района, Sh - величина накопленного физического капитала муниципального района, а - вклад физического капитала в рост производительности труда, в - вклад человеческого капитала в рост производительности труда, А - уровень технологической производительности, п - темп роста численности занятых, gt - темп технического прогресса, прямо пропорциональный темпу экономического роста, 5 - норма выбытия капитала.
Модель может применяться и в отношении отдельных кластеров при выявлении существенных отличий характера экономических отношений в кластере от особенностей экономики всего муниципального района.
Редактируемая программа комплексного социально-экономического развития муниципального района должна описывать вышеназванные положения применительно к среднесрочному периоду.
IV этап. На данном этапе происходит институционализация управления кластерной системой. Между якорными организациями и муниципальным районом (муниципальными районами, если кластер предполагает интеррайонное размещение) заключается соглашение о создании кластера, и на уровне
кластера организациями-резидентами создается некоммерческое партнерство. В целях оптимизации управления кластерной системой муниципальным районом может быть создано отдельное подразделение в структуре администрации района, образован функционирующий на регулярной основе межпоселенческий совет (либо, при необходимости, Совет с участием представителей других муниципальных районов). При этом следует отдельное внимание уделить формированию системы управленческого консультирования компаний-резидентов кластера, что на начальных этапах может быть организовано через наделение необходимым функционалом структурного подразделения администрации муниципального района.
На уровне региона при условии перехода на кластерную модель развития создается региональный центр кластерного развития как основной институциональный субъект региональной кластерной политики. В этих условиях структурное подразделение администрации муниципального района по вопросам кластерной политики должно активно взаимодействовать с данным центром, следовать его методическим рекомендациям, участвовать в организуемых мероприятиях.
V этап. Данный этап посвящен реализации принятой программы: проведению комплекса мероприятий по развитию инфраструктуры и повышению инвестиционной привлекательности муниципального района и сформированного кластера (кластеров). Развитие инфраструктуры заключается в создании надлежащих условий как для организаций муниципального района, так и для населения. В случае последних первоочередное внимание следует уделить развитию социальной и коммунальной инфраструктуры. В качестве положительного опыта можно использовать реализуемую в Свердловской области программу «Уральская деревня», в соответствии с которой дифференцированно определены минимальные стандарты социальной инфраструктуры и минимальные стандарты коммунальной инфраструктуры для населенных пунктов в зависимости от численности их населения [9]. Осуществление подобной программы служит мощным источником развития сельских территорий, сокращает отток населения, формирует условия для развития человеческого потенциала. Что касается организаций муниципального района (потенциальных резидентов кластера вне зависимости от формы собственности), то в первую очередь необходимо сформировать инвестиционно-промышленную инфраструктуру, включающую исследовательские центры, лаборатории, бизнес-инкубаторы, технопарки и подобные структуры.
Задача органов местной власти - исследование комплексности освоения земельного фонда, имущественного комплекса муниципального района для предоставления новых инвестиционных площадок потенциальным инвесторам как ресурса инфраструктурного освоения территории. Кроме того, реализация инвестиционной политики требует создания и обновления бренда муниципального района с учетом потенциала кластеров как основных объектов выгодного инвестирования. Выгода частных инвесторов от вложений в развитие кластеров должна быть особо подчеркнута в инвестиционном паспорте муниципального района. Данная информация должна сообщаться путем использования СМИ, на выставках и презентациях, организуемых
при поддержке регионального правительства, на мероприятиях межрегионального, национального и международного уровня, отображена на официальном сайте муниципального района и региона.
Именно инвестиционная политика является базовым звеном финансового обеспечения развития территориальной кластерной системы. Рассмотрим ее особенности на различных этапах жизненного цикла. Выделяют 4 этапа жизненного цикла кластерной системы: зарождение, становление, развитие кластера и этап кластеро-ориентированной экономики [12]. На первом этапе инвестиционная политика, на наш взгляд, должна ориентироваться на привлечение денежных средств региона, мобилизацию бюджетных средств муниципального района (формирование и использование бюджета развития) и финансовых средств организаций кластера. В связи с этим взаимодействие в рамках проведения инвестиционной политики должно осуществляться путем прямых контактов между акторами кластерной политики. На втором этапе возникает необходимость привлечения средств заинтересованных частных инвесторов, вследствие чего активно реализовывается маркетинговая стратегия муниципального района, происходит становление его бренда. На третьем этапе идет дальнейшее развитие бренда муниципального района и его кластерной системы, за счет чего увеличивается приток частных инвестиций. Кроме того, муниципальный район начинает претендовать на получение финансовой поддержки со стороны федерального бюджета, поэтому должен ориентироваться на создание имиджа идеального кандидата для победы в конкурсном отборе. На четвертом этапе жизненного цикла кластерной системы основным источником инвестирования становятся частные компании, в связи с чем необходимо усилить активность инвестиционной политики, перераспределить направления расходования бюджетных средств муниципального района с вложений в развитие кластеров, повышение инвестиционной привлекательности муниципального района, созданных на его территории кластеров.
На V этапе алгоритма реализации кластерной политики необходимо уделить внимание развитию интеллектуального потенциала территории. Соглашения, заключенные на II этапе региональным правительством в части размещения филиалов, создания базовых кафедр, корректировки образовательных программ, повышения квалификации и профессиональной переподготовки существующих кадров, должны вступить в силу. Отметим, что эффективность подготовки специалистов для кластеров с детского сада подтверждена мировым опытом. Так, например, в Хабаровском авиационном кластере предлагается использовать авиационную тематику в детских садах: игра не с куклами, а с моделями самолетов, что должно способствовать формированию соответствующего сознания ребенка [3]. В школах необходимо создавать профильные классы по направлениям развития территориальной кластерной системы. Например, при выявлении перспектив создания на территории района аграрного кластера целесообразно вносить специальные корректировки в школьную программу. Это может включать в себя изучение художественной литературы, в которой рассматриваются особенности сельского образа жизни; решение математических задач на аграрную тематику; разработка проектов нововведений для сельского хозяйства на уроках технологии; приоритет
изучения сельскохозяйственной сферы на уроках экономики. Кроме того, данный аспект школьных образовательных программ позволяет формировать патриотизм, уважение к малой родине, ответственность за будущее муниципального района.
Реализация принятого пакета документов по осуществлению кластерной политики должна включать и поддержку кластерных инициатив, что тесно связано с другими направлениями экономической политики муниципального района, активизацией институциональных структур управления кластерным развитием.
VI этап. Этот этап подразумевает проведение регулярного мониторинга эффективности реализуемой кластерной политики.
В количественном отношении достигнутые за год результаты могут быть определены путем оценки динамики показателей описанного нами потенциала кластерообразования, а на третьем этапе жизненного цикла кластерной системы - по методике соблюдения критериев Правительства РФ к предоставлению финансовой поддержки в рамках конкурсного отбора инновационных территориальных кластеров. В качественном отношении оценка предполагает организацию и проведение общего годового собрания некоммерческого партнерства кластера как наиболее распространенной организационно-правовой формы существования кластера, объединяющей компании-резиденты кластера; районного межпоселенческого (либо межрайонного) Совета по кластерной политике с участием структурного подразделения администрации района, ответственного за проведение кластерной политики; совместное собрание сторон в рамках заключенного соглашения, на котором обсуждаются итоги развития кластерной системы, возникшие проблемы, открывшиеся перспективы. Это также служит объективной основой следующего этапа разработанного алгоритма.
VII этап. Финальный этап заключается в корректировке кластерной политики по результатам проведенного мониторинга. По итогам ежегодного мониторинга изменения вносятся в программу развития кластерной системы муниципального района, в среднесрочном периоде - в программу комплексного социально-экономического развития, в долгосрочном - в стратегию социально-экономического развития муниципального района. Однако изменения во второй и третий документ могут вноситься и ранее при выявлении существенного несоответствия условий осуществления кластерной политики описанным результатам проводимых исследований.
Таким образом, следует сделать вывод, что кластерная политика относится к сверхдолгосрочным инструментам социально-экономического развития сельских территорий. Внедрение кластерного подхода в систему стратегического управления социально-экономическим развитием муниципального района, реализация предложенного авторами алгоритма позволит уменьшить разрыв в отношениях центр-периферия, значительно увеличить инвестиционную привлекательность района, потенциал человеческого развития и в конечном итоге повысить качество жизни населения территории, что является важнейшей целью деятельности органов местного самоуправления.
Список литературы
1. База данных показателей муниципальных образований [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/dbscripts/munst/ (дата обращения: 06.01.2014).
2. Елабужский муниципальный район. Официальный сайт органов местного самоуправления [Электронный ресурс]. URL: http://www.elabugacity.ru/ (дата обращения: 06.01.2014).
3. Кадры для кластеров будут «ковать» с детского сада? // Территор. кластеры. Дайджест новостей. 2013. Вып. 11. С. 47-48.
4. Комарова А.В., Крицына Е.А. О вкладе человеческого капитала в рост ВРП регионов России // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Сер. Соц.-экон. науки. 2012. Т. 12, вып. 3. С. 5-14.
5. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 06 окт. 2003 г. № 131-ФЗ (в ред. от 21.12.2013). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_156906/ (дата обращения: 04.01.2014).
6. О Стратегии социально-экономического развития Омской области до 2025 года [Электронный ресурс]: указ губернатора Омской области от 24 июля 2013 г. № 93. URL: http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc ;base=RLAW148;n=75394 (дата обращения: 04.01.2014).
7. ПортерМ.Э. Конкуренция: пер. с англ. М.: Изд. дом «Вильямс», 2005. 608 с.
8. Российская кластерная обсерватория. Кластеры [Электронный ресурс]. URL: http://cluster.hse.ru/clusters/ (дата обращения: 04.01.2014).
9. СеминА.Н. Региональная программа «Уральская деревня»: социально-экономический аспект // Экономика с.-х. и перерабатывающих предприятий. 2008. Т 1. С. 11-17.
10. Galvin P.J. Local Government and Cluster-Related Innovation Policy: Two Industry Clusters in the City of Toronto: Thesis of Dissertation. University of Exeter. 2011. 328 p. [Электронный ресурс]. URL: http://hdl.handle.net/10036/3468 (дата обращения: 02.02.2014).
11. Razvoj klastera. Cluster Development Programme Foundation Stage Materials (March 2012). Handout - 2. The Role of Government in Building Clusters. [Электронный ресурс]. URL: http://www.razvoj-klastera.hr/wp-content/ uploads/Handout-2-The-Role-of-Government-in-Clusters1.pdf (дата обращения: 02.02.2014).
12. Solvell О., Lindqvist G., Ketels C. The Cluster Initiative Greenbook. The Competitiveness Institute / VINNOVA. Gothenburg, 2003.