УДК 332.13
А. Н. Дырдонова, А. А. Стародубова, Е. С. Андреева КЛАСТЕРНАЯ СТРУКТУРИЗАЦИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РЕГИОНА
Ключевые слова: регион, кластеризация, структура, элементы, нефтехимический кластер, кластерная политика.
В статье рассмотрены необходимые условия успешного развития кластерных систем в промышленном секторе Нижнекамского муниципального района. Сформирована возможная структура нефтехимического кластера и определены недостающие элементы. Предложены направления кластерной политики и государственной поддержки развития кластерных образований в регионе.
Keywords: region, clustering, structure, elements, petrochemical cluster, cluster policy.
The article considers the necessary conditions for the successful development of cluster systems in the industrial sector Nizhnekamsk municipal region. Generated a possible structure of petrochemical cluster and identified the missing items. Directions of cluster policy and public support for the development of cluster formations in the region.
В настоящее время одним из наиболее эффективных и перспективных направлений развития современной экономики является кластеризация. Кластер представляют собой совокупность субъектов хозяйственной деятельности взаимосвязанных отраслей, объединенных в единую организационную структуру, элементы которой находятся во взаимосвязи и взаимозависимости, совместно функционируют с определенной целью [1].
Кластерная структуризация экономики:
- окажет существенное влияние на общую экономическую политику региона (прежде всего, это связано с поддержкой науки, рискованных инноваций, экспортной деятельностью, созданием необходимой инфраструктуры и образованием);
- приведет к повышению конкурентоспособности региона (через политику, опирающуюся на развитие кластеров).
- обеспечит новые возможности для бизнеса (приведет к повышению устойчивости развития малого предпринимательства, возрастанию экологической ответственности предприятий, расширению границ их инициативной природоохранной деятельности и др.).
Реализация кластерного подхода требует создания соответствующей структуры кластера, перекрестных связей научных, производственных, финансовых учреждений и институтов. Согласно концепции кластерного развития экономики Республики Татарстан [2], для эффективного функционирования в своем составе кластер должен иметь три основных взаимосвязанных элемента:
- ключевые фирмы-лидеры, экспортирующие свои товары или услуги за пределы республики;
- сеть внутриреспубликанских производи-телей-поставщиков, снабжающих лидеров сырьем, комплектующими, осуществляющие для них сервисные, логистические услуги и т.п.
- бизнес-климат-инфраструктура, система доступа к качественным человеческим ресурсам, к рынкам капитала, система налогообложения, административные барьеры, транспортная инфраструктура, наличие научно-исследовательских институтов и центров.
Согласно той же концепции приоритетным для Республики Татарстан является создание нефте-
химического кластера. Отметим, что крупнейшим центром нефтехимической промышленности не только Татарстана, но и России, является Нижнекамский муниципальный район. На него приходится 23% производимой в Татарстане промышленной продукции и около 30% экспорта. В Нижнекамске сосредоточено 18% основных производственных фондов Татарстана, представляющих базовые отрасли промышленности.
Основу промышленности города составляет крупные предприятия, представляющие наукоемкие отрасли - нефтехимию и нефтепереработку. Крупнейшими градообразующими предприятиями муниципального района являются ОАО «Нижнекамскнефтехим», ОАО «Нижнекамскшина», ОАО «ТА-ИФ-НК», ОАО «ТАНЕКО».
По представленному на рис.1 алгоритму (более подробно см. работы [3, 4, 5, 6]), в таблице 1 сформированы результаты оценки целесообразности вхождения в кластер, указанных выше промышленных предприятий Нижнекамского района.
Результаты расчетов, представленные в таблице 1, свидетельствуют о том, что полученные значения индексов рентабельности (производства, продукции, продаж, активов и собственного капитала) больше единицы только по ОАО «Нижнекамскнефтехим». Индексы рентабельности ОАО «ТАИФ-НК» и ОАО «ТАНЕКО» не достигают норматива, а ОАО «Нижнекамскшина» имеют отрицательные значения. Индекс прибыльности, рассчитанный по бухгалтерской прибыли, ОАО «Нижнекамскнефтехим» составляет 2,286, что, практически, в 1,5 раза выше полученного значения индекса прибыльности, рассчитанного по данным ОАО «ТАИФ-НК» (1,752). Индексы прибыльности ОАО «ТАНЕКО» и ОАО «Нижнекамскшина» также как и индексы рентабельности не достигают рекомендуемого норматива. Отсюда следует, что наибольшей коммерческой эффективностью обладает ОАО «Нижнекамскнефтехим» и именно это предприятие должно стать ключевым (якорным) предприятием нефтехимического кластера Нижнекамского района.
1. ОЦЕНКА КОММЕРЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ (ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ УЧАСТНИКОВ КЛАСТЕРА)
1.1. Расчет индексов рентабельности (Ш^): - производства (Ши); - продукции (Ш^
- продаж (Ши);
- активов (Шi4);
- собст. капитала (IRi5).
Bхoжденuе в кластер не | целесooбpaз-
2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ (ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ УЧАСТНИКОВ КЛАСТЕРА)
г _
2.1. Расчет коэффициента независимости 2.2. Расчет показателя оценки капитализации (ОК) 2.3. Определение уровня обеспеченности (НМАр)
Вхождение в кластер нецелесообразно
Bхoжденuе в кластер целесooбpaзнo
Bхoжде-ние в кластер нецелем-o6p&3ho
I.
Рис. 1 - Алгоритм оценки эффективности кластеризации
Таблица І стеризации
Показатели целесообразности кла-
Пока- затели Потенциальные участники кластера
ОАО «НКНХ» ОАО «НКШ» ОАО «ТАИФ- НК» ОАО «ТАНЕ- КО»
IRU 1,298 -6,129 0,669 0,782
IRi2 1,097 -6,477 0,913 0,287
lRi3 1,097 -5,917 0,921 0,292
IRi4 1,335 -5,636 0,648 0,241
IRi5 1,457 -2,135 0,605 -2,629
PIi 2,286 -1,217 1,752 0,299
KHi 0,505 0,175 0,432 -0,025
Док 50,492 2,417 19,292 27,799
HMAi 0,0003 0,0002 0,0002 0,0001
Анализ финансовой обеспеченности показал, что наибольшей независимостью обладает ОАО «Нижнекамскнефтехим» (коэффициент независимости больше 0,5). Самый высокий уровень обеспеченности нематериальными активами наблюдается также по ОАО «Нижнекамскнефтехим» (0,0003). Показатель оценки капитализации интегрируемых предприятий, равный суммарной стоимости основных и оборотных капиталов, составил 188172378
тыс. руб., где большую долю (50,492%) занимает капитал ОАО «Нижнекамскнефтехим», что еще раз подтверждает целесообразность формирования нефтехимического кластера на базе этого предприятия.
Для ОАО «ТАИФ-НК» и ОАО «ТАНЕКО» интеграция не имеет смысла, поскольку индексы коммерческой эффективности и коэффициенты финансовой обеспеченности невысокие. Для ОАО «Нижнекамскшина» вхождение в кластер целесообразно только с целью повышения эффективности своей деятельности и выхода из зоны убыточности предприятия.
Для эффективного функционирования в своем составе кластер кроме ключевых фирм-лидеров, экспортирующие свои товары или услуги за пределы региона (в данном случае - ОАО «Нижнекамскнефтехим»), должен иметь сеть внутрирегиональных производителей-поставщиков, снабжающих лидеров сырьем, комплектующими, осуществляющие для них сервисные, логистические услуги и т.п. и бизнес-климат-инфраструктуру (система доступа к качественным человеческим ресурсам, к рынкам капитала, система налогообложения, административные барьеры, транспортная инфраструктура, наличие научно-исследовательских институтов и центров). Возможная структура нефтехимического кластера представлена на рис. 2.
Приоритетными направлениями формирования эффективной структуры нефтехимического кластера региона являются:
1. Построение центра координации элементов инфраструктуры развития кластера, который позволит создать механизм, где элементы опираются на возможности друг друга и взаимодействуют с органами управления. Кроме того, координирующий орган позволит избежать проблемы несогласованности между элементами инфраструктуры кластера Нижнекамского муниципального района.
2. Создание индустриального парка в районе БСИ (базы стройиндустрии).
Исследуя возможности и предпосылки создания индустриального парка в районе БСИ, необходимо отметить следующее:
- Выгодное географическое положение: город Нижнекамск расположен в северо-восточной части Республики Татарстан в 8 км от реки Кама. Находится на расстоянии 240 км от столицы республики - Казани. Близлежащие города - Набережные Челны (40 км), (Заинск (42 км), пгт Камские Поляны (45 км), Чистополь (120 км). По территории города Нижнекамска проходит автодорога республиканского значения М3 сообщением «Нижнекамск
- Камские Поляны - Чистополь - Казань», с выходом на магистраль федерального значения М7 «Москва - Уфа». В 20 км от города Нижнекамска расположен международный аэропорт Бегишево.
- Индустриальный парк в районе БСИ будет располагаться в непосредственной близости от основных источников производства сырья (например, ОАО «Нижнекамскнефтехим»).
- Наличие инженерной инфраструктуры.
- Наличие трудовых ресурсов и высококвалифицированной рабочей силы.
- Развитая социальная инфраструктура, благоприятные условия для жизни населения.
Рис. 2 - Структура нефтехимического кластера1
Таким образом, процесс формирование кластеров на территории региона невозможен без развития его структурных элементов. Создание недостающих и развитие имеющихся элементов нефтехимического кластера позволит: создать новые рабочие места для жителей региона, увеличить налоговые отчисления в бюджет; производить новые виды продукции, увеличить как качество, так и количество выпускаемой продукции; заменить импортные
Пунктиром выделены элементы, которые необходимо создать для успешного функционирования кластера на территории Нижнекамского муниципального района: ВПО — высшее профессиональное образование; НХТИ — Нижнекамский химикотехнологический институт; НИИТиТ — Нижнекамский институт информационных технологий и коммуникаций; ССПО — среднее и средне-специальное образование; ННК — Нижнекамский нефтехимический колледж; НПК — Нижнекамский политехнический колледж; НПО — начальное профессиональное образование; ПЛ — профессиональный лицей; НПО — Нижнекамский промышленный округ; ИП — индустриальный парк; БСИ — база стройиндустрии; НМР — Нижнекамский муниципальный район.
товары отечественными, за счет использования наукоемких, ресурсосберегающих и экологически чистых технологий; значительно повысить роль науки, образования, научно-исследовательских, проектноконструкторских организаций, академической и вузовской науки; повысить как уровень научно -технических разработок, так и эффективность их внедрения.
Кластерная политика - мероприятия, проводимые муниципальными и государственными органами власти по созданию и поддержке развития кластеров на определенных территориях. Включает в себя меры нормативного правового обеспечения, инвестиционные, финансово-бюджетные механизмы, информационную поддержку.
Целью кластерной политики является укрепления сетей взаимосвязей между экономическими субъектами - участниками кластера в целях упрощения доступа к новым технологиям, оптимального распределения рисков, совместного выхода на внешние рынки, организации совместных НИОКР, совместного использования знаний и основных фондов, ускорения процессов обучения за счет интенсификации контактов ведущих специалистов, снижения трансакционных издержек взаимодействия за счет увеличения доверия между участниками кластера.
Можно выделить четыре группы задач региональных властей в сфере кластерной политики: координационная, институциональная, инфраструктурная, кадровая.
Координация и информационно-
аналитическое сопровождение региональных кластерных инициатив. Региональные органы государственной власти должны выполнять функцию эффективного коммуникатора, лидера кластерной сети. В этой связи деятельность региональных администраций сводится к эффективному согласованию интересов всех участников регионального кластера, созданию условий и непосредственному объединению фрагментов региональной экономики вокруг ключевой конкурентоспособной деятельности.
Первоочередные усилия должны быть направлены на интеграцию кластерного подхода в региональные промышленные и инновационные политики, стратегии и программы социальноэкономического развития, а также стратегии и программы развития отраслей и секторов.
Существенной задачей является оказание информационных и консультационных услуг пред-приятиям-резидентам кластера.
При необходимости, власть способствует привлечению в региональный кластер участников, находящихся в других регионах и странах. Если кластер вырастает на границах двух соседних регионов, органы государственной власти обеспечивают межрегиональную координацию для решения важнейших вопросов развития кластера.
В рамках задачи координации и информационно-аналитического сопровождения региональных кластерных инициатив должны быть реализованы следующие мероприятия: создание агентств (корпораций) регионального развития; создание
системы консультаций и услуг для предприятий-резидентов кластера; создание системы мониторинга и оценки реализации кластерных инициатив.
Формирование данной системы требует переоценки существующих организационных структур органов государственного управления, привлечения сторонних консалтинговых компаний, а также развития новых компетенций региональных администраций, в том числе: осуществление маркетинговой поддержки компаний; развитие и укрепление сетевых структур и деловых контактов в целях сбора и своевременного предоставления деловой и экономической информации; разработка и поддержка web-сайтов для распространения необходимой информации среди представителей деловых кругов; предоставление статистических данных и информации широким деловым кругам; предоставление информации и услуг в целях оказания содействия развитию и расширению предприятий малого и среднего бизнеса; внедрение принципа «единого окна» в предоставлении бизнес-информации; предоставление отчетности об эффективности и перспективах местной экономики для содействия бизнес-планированию предприятий малого, среднего и крупного бизнеса.
Формирование институтов и эффективная организация бизнес-среды для развития региональных кластеров и обеспечения высокого уровня их конкурентоспособности. Данное направление предусматривает формирование эффективной среды для деятельности участников региональных кластерных инициатив. Должны быть разработаны инструменты по формированию и длительному поддержанию особой творческой атмосферы конкуренции и партнерства между участниками кластера. В вопросах регламента деятельности корпоративных структур речь идет не просто о системе договоров, но об активном поощрении инновационного развития и модернизации внутри корпоративных структур регионального кластера, поощрение компаний к развитию креативности даже в условиях, когда внешних стимулов к этому у них не возникает (высокие мировые цены и др.). Задачей является создание условий, в которых участники кластера должны конкурировать за кадры, лицензии, квоты, используя для этого весь спектр инструментов, вплоть до самых активных. Среди необходимых мероприятий достижения поставленной задачи можно выделить следующие:
- формирование региональных планов действий по развитию частно-государственного партнерства;
- создание конкурентоспособного в сравнении с другими регионами налогового режима, развитие региональной системы льгот и преференций для компаний-резидентов кластеров;
- развитие особых экономических зон, технопарков, центров передового опыта, бизнес-инкубаторов и их поддержка;
- развитие регионального брендинга;
- развитие промышленного дизайна;
- реализация программ поддержки малого предпринимательства разработка системы гаран-
тий и компенсаций процентных ставок по бизнес кредитам;
- содействие внедрению международных стандартов корпоративного управления;
- формирование и реализация программ привлечения бизнеса в региональные кластеры;
- формирование центров (отделов) трансферта технологий при ведущих университетах, научно-исследовательских институтах;
- создание фондов инновационного развития (выдача грантов на исследования, помощь в получении венчурного финансирования);
- реализация программ и проектов трансферта технологий в региональные кластеры.
Модернизация объектов инфраструктуры, обеспечивающих устойчивое развитие существующих и стимулирование появления новых кластерных инициатив. В рамках данного направления задачей является актуализация ключевых инфраструктур региона, в том числе:
- повышение эффективности и развитие университетов, научно-исследовательских институтов и технико-исследовательских организаций;
- повышение адекватности и развитие транспортной инфраструктуры;
- повышение адекватности и надежности энергетической инфраструктуры;
- развитие инженерной инфраструктуры;
- развитие финансовой инфраструктуры (в т.ч. содействие формированию эффективной банковской системы, фондового рынка, институтов коллективного инвестирования, развитие лизинга и факторинга, обеспечение доступа компаний к рисковому и венчурному капиталу, развитие услуг по мультивалютной конвертации, создание системы конкурсных грантов и т.д.);
- развитие телекоммуникационной инфраструктуры (включая развитие широкополосного доступа, содействие диверсификации услуг и видов связи);
- обеспечение доступа к земле и коммерческой недвижимости (например, создание промышленных парков);
- развитие социальной структуры.
Формирование эффективной системы привлечения, подготовки и переподготовки квалифицированных кадров для нужд региональных кластеров. В рамках данного направления ключевой задачей является улучшение качества местных человеческих ресурсов, привлечении квалифицированных специалистов из других регионов и стран для укрепления конкурентного потенциала региональных кластеров. Длительное поддержание конкурентоспособности кластера возможно только через непрерывный инновационный процесс, который опирается на квалифицированные кадры. Чаще всего успех кластера базируется на знании о его специфике, которое не всегда может быть передано целиком формальным образом через письменные и электронные источники информации (только частично, с неизбежными потерями). Во многом оно привязано к эксперту -его носителю. В этой связи необходима поддержка
местных научных школ и местных кадров специалистов, которые сохраняют специфическое знание о свойствах кластерных природных ресурсов.
Кадровая задача решается инструментами, предусмотренными в региональной политике занятости, образовательной политике, политике в области малого предпринимательства, иммиграционной -в той части, которая затрагивает развитие региональных кластеров. Исключительно важны мероприятия власти по созданию региональной инновационной системы, которые содействуют повышению интеллектуальности развития кластера, напрямую связаны с укреплением кластерного сообщества квалифицированными кадрами.
Среди инструментов управления человеческими ресурсами применительно к развитию региональных кластеров особое внимание следует сосредоточить на следующих направлениях:
- повышение адекватности и качества образовательных программ (для кластера) в средних и высших профессиональных учебных заведений (например, через создание отраслевых стандартов);
- создание специализированных программ повышения квалификации;
- организация студенческой практики на предприятиях кластера;
- формирование и реализация программ привлечения трудовых ресурсов (в т.ч. из-за рубежа);
- обеспечение тесного взаимодействия
отраслевой и вузовской науки со специалистами
предприятий кластера;
- формирование доступного качества жизни (включая содействие развитию рынка доступного жилья, развитию системы здравоохранения и развития инфраструктуры развлечений и досуга).
Таким образом, создание на территории Нижнекамского муниципального района нефтехимического кластера является на данный момент единственно верным механизмом повышения социально-экономического потенциала региона.
Социально-экономический эффект от развития кластера проявится в следующих направлениях:
- повышение производительности и конкурентоспособности компаний и секторов экономики; повышение инновационного потенциала;
- стимулирование новых компаний;
- повышение конкурентоспособности и экономическое развития района.
Литература
1. М., Портер, Конкуренция: Пер. с англ. ИД «Вильямс», Москва, 2005. С. 258.
2. Проект программы «Развитие и размещение производительных сил Республики Татарстан на основе кластерного подхода до 2015 года и на период до 2030 года». Москва, 2007.
3. А.Н., Дырдонова, Региональная экономика, 26 (209), 30-36 (2011).
4. А.Н., Дырдонова, Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки, 8 (88), 20-24, (2010).
5. А.Н., Дырдонова, ВестникКГТУ, 5, 225-234 (2009).
6. А.Н., Дырдонова, Регионология, 4, 83-88, (2010).
7. Н.А., Ларионова, Конкурентоспособность региона в глобализирующейся экономике. Экономика региона: тенденции развития: монография. Кн. 1 / под общ. ред.
0.И. Кирикова. ВГПУ, Воронеж, 2006. 182с.
8. Д.Ш., Султанова, А.Н., Дырдонова, А.А., Стародубо-ва, И.К., Низамутдинов, Е.С., Андреева, Стратегия развития нефтехимического кластера. НХТИ (филиал) КГТУ, Нижнекамск, 2011. 132 с.
9. И.К. Низамутдинов, Д.Ш. Султанова, Вестник КГТУ,
1, 241-247 (2011).
© А. Н. Дырдонова - канд. экон. наук, доц., декан факультета экономики и управления Нижнекамского химикотехнологического института КНИТУ, [email protected]; А. А. Стародубова - канд. экон. наук, доц. каф. экономики и управления Нижнекамского химико-технологического института КНИТУ, [email protected]; Е. С. Андреева - ст. преподаватель каф. экономики и управления Нижнекамского химико-технологического института КНИТУ, [email protected].