Научная статья на тему 'Мультипарадигмальная модель экономического развития региона'

Мультипарадигмальная модель экономического развития региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
493
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ / ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД / ECONOMIC DEVELOPMENT / REGIONAL ECONOMY / MODELS OF THE DEVELOPMENT / FACTORS TO COMPETITIVENESS / SOFTWARE-TARGET APPROACH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ксенофонтов В. И.

В данной статье анализируются существующие подходы к управлению развитием российских регионов. Автор исследует традиционную и инновационную модели экономического развития и обосновывает целесообразность использования сбалансированного подхода к региональному развитию и формулирует основные направления модернизации экономики региона на примере Краснодарского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ксенофонтов В. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mulitiparadigmal model of the region economic development

In the article existing approaches to management of Development of the Russian regions are analyzed. The author investigates traditional and innovative models of economic development and proves expediency of use of the balanced approach to regional development and states the basic directions of modernization of economy of region on an example of Krasnodar region.

Текст научной работы на тему «Мультипарадигмальная модель экономического развития региона»

МУЛЬТИПАРАДИГМАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

КСЕНОФОНТОВ В.И.,

директор,

Краснодарский центр научно-технической информации — филиал ФГУ «Российское энергетическое агентство», кандидат экономических наук, доцент, Кубанский государственный университет, e-mail: viksenofontov@yandex.ru

В данной статье анализируются существующие подходы к управлению развитием российских регионов. Автор исследует традиционную и инновационную модели экономического развития и обосновывает целесообразность использования сбалансированного подхода к региональному развитию и формулирует основные направления модернизации экономики региона на примере Краснодарского края.

Ключевые слова: экономическое развитие; региональная эконо-

мика; модели развития; факторы конкурентоспособности; программноцелевой подход.

In the article existing approaches to management of Development of the Russian regions are analyzed. The author investigates traditional and innovative models of economic development and proves expediency of use of the balanced approach to regional development and states the basic directions of modernization of economy of region on an example of Krasnodar region.

Keywords: economic development; regional economy; models of the development; factors to competitiveness; software-target approach.

Коды классификатора JEL: R11.

Основой сбалансированного развития региона является такое развитие региональной социально-экономической системы, которое обеспечит достижение поставленных целей локального (регионального), национального(федерального) и глобального (геополитического) характера.

И если достижение национальных и глобальных целей во многом обусловлено институциональными условиями государства, формами и методами государственного вмешательства в экономику, объемами и видами бюджетных вливаний в экономику региона, то достижение локальных целей напрямую зависит от эффективности управления экономическим развитием региона. Одной из ключевых задач развития региональной экономики является обеспечение стратегической конкурентоспособности региона в основных конкурентных пространствах, в первую очередь, в пространстве человеческих ресурсов. Данный тип конкурентоспособ-

© Ксенофонтов В.И., 2010

TERRA ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 3 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 3 Часть 2

ности можно обеспечить только путем создания всех необходимых предпосылок для постоянного повышения качества жизни населения.

Стоящие перед российской экономикой задачи модернизации выявили новые приоритеты развития. Термин «модернизация» в своем основном значении подразумевает техническое и технологическое перевооружение производственной подсистемы региональной экономики. В этих условиях возрождается роль региональной промышленной политики как инструмента проведения комплексной модернизации экономики. Сбалансированное развитие, в нашем понимании, возможно только при условии оптимизации принимаемых решений исходя из критериев экономической, бюджетной и социальной эффективности реализации программ модернизации.

Очевидно, что российские регионы характеризуются серьезной дифференциацией по уровню социально-экономического развития. Так, по оценкам РА «Эксперт», в 2009 году на долю Москвы приходилось более 15% инвестиционного потенциала страны, в то время как на долю аутсайдера — Ненецкого автономного округа — приходилось 0,126% инвестиционного потенциала, т.е. разница между лидером и аутсайдером составила более 124 раз, между Санкт-Петербургом и Москвой — более 3 раз1. Сложившаяся ситуация свидетельствует о том, что под воздействием как объективных причин, так и субъективных факторов продолжается процесс «стягивания» ресурсов в центральной части России. Соответствует ли данная ситуация, во-первых, национальным интересам России как федеративного государства, а во-вторых, логике рыночного развития?

Согласно основным работам, таким как труды А. Вебера, А.Г. Гранберга, В. Кристаллера, А. Леша, И.Г. Тюнера, Т. Хагерстранда, посвященным практическим и теоретическим аспектам, существует ряд основных предпосылок, влияющих на межрегиональное движение ресурсов:

— в рамках данной концепции основным источником дохода являются земельные ресурсы;

— все регионы имеют одинаковое экономическое, но разное географическое пространство;

— возможность географической концентрации любой рассматриваемой отрасли ничем не ограничена.

В работе Ю. Рожкова и М. Терского [3] отмечается, что для выявления конкурентных преимуществ региона необходимо проанализировать следующие параметры:

■ геостратегическое положение, обусловливающее размещение на территории производств, обеспечивающих национальную и глобальную безопасность, потенциальные (вероятностные) и реальные (разведанные) объемы минеральных, лесных и водных ресурсов, их доли в общем сырьевом балансе страны и мира;

■ размеры сельскохозяйственных угодий и потенциал плодородия почв;

■ транспортные издержки для экспортной продукции (вывозимой за пределы региона);

■ количество трудовых ресурсов и их стоимость.

Очевидно, что подобный анализ российских регионов показывает, что разные регионы обладают существенными различиями в уровне базовых конкурентных преимуществ. Означает ли это, что существуют причины, ограничивающие разви-

1 По данным таблицы [2]

тие определенных регионов, и те регионы, которые сейчас существенно уступают лидерам по уровню социально-экономического развития обречены быть депрессивными?

Одной из задач нашего исследование является обоснование мультипара-дигмальной модели регионально развития. В условиях современной экономики каждый субъект хозяйствования должен уметь идентифицировать свои конкурентные преимущества и грамотно использовать их для достижения целей своего развития.

Для преодоления посткризисных тенденций и восстановления экономического роста, обеспечения развития экономики Краснодарского края в современных условиях необходима системная концепция, предусматривающая механизмы адресной поддержки приоритетных направлений развития экономики (потенциальных точек роста или формирования полюсов конкурентоспосбоности) в целях обеспечения ее комплексной модернизации.

Целью разработки концепции является определение приоритетов развития экономики Краснодарского края, формирование функциональных стратегий, обеспечивающих реализацию приоритетов, выработка механизмов реализации концепции, включая перечень основных мер, обеспечивающих комплексную модернизацию региональной экономики. Системный подход к разработке концепции должен создать условия для реализации экономической политики в соответствии с целями, основными направлениями и принципами, определенными «Стратегией развития Краснодарского края до 2025 года».

Концепция должна быть направлена на достижение стратегических целей социально-экономического развития Краснодарского края.

Стратегической задачей реализации концепции является обеспечение конкурентоспособности экономики Краснодарского края путем определения и поддержки приоритетных отраслей промышленности, сельского хозяйства, туристско-рекреационного комплекса на основе комплексной модернизации хозяйствующих субъектов, с учетом сложившегося научно-технического, инновационного и производственного потенциала региона и его геополитического положения, а также места экономики Краснодарского края в глобальной экономической системе.

Задача обеспечения стратегической конкурентоспособности экономики Краснодарского края обусловливается системным несоответствием состояния его основных структурных элементов (структуры товарной продукции, организационно-технической и технологической структуры, инфраструктурных характеристик, структуры кадрового потенциала) требованиям возрастающей конкуренции товаропроизводителей в условиях открытого рынка.

В качестве основных причин недостаточного уровня конкурентоспособности Краснодарского края можно выделить следующие:

а) концентрация в крае преимущественно исторически сложившихся территориально-производственных комплексов с устаревшей материальнотехнической и технологической базой;

б) сокращение внутреннего российского платежеспособного спроса под воздействием последствий мирового финансового кризиса;

в) снижение конкурентоспособности продукции за счет инфляции издержек;

г) несовершенная банковская система, не направленная на кредитование реального сектора экономики в условиях возрастания уровня рисков.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 3 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 3 Часть 2

Для решения прикладных задач развития экономики региона необходимо ориентироваться на основные направления модернизации. Среди них можно рекомендовать изменения следующих характеристик экономики региона: отраслевой, профильной, товарной, экспортно-импортной, пространственной, размерной, а также структуры собственности.

Профильная структура региональной экономики представляет собой совокупность отраслей специализации, размещение которых на данной территории осуществлено (или намечается к осуществлению) исходя из общегосударственных или региональных интересов. Поэтому изменение профильной структуры экономики региона инициируется, как правило, государством в лице его Федерального центра или субъекта Федерации.

Изменение отраслевой структуры экономики региона связано с устранением диспропорций в развитии отдельных отраслей и постепенной трансформацией отраслевой структуры экономики региона в кластерную. Развитие кластеров как сетей независимых производственных и сервисных фирм, создателей инновационных технологий и иных типов нововведений, связующих рыночных институтов, взаимодействующих в рамках единой цепочки создания стоимости, можно характеризовать как реальный путь к повышению конкурентоспособности экономического базиса региона.

Изменение товарной структуры экономики региона означает ее рационализацию, в первую очередь с позиций усиления инновационной ориентации производства, развития социально-ориентированных отраслей, а также повышения конкурентоспособности продукции на внешних и внутренних рынках.

Совершенствование экспортно-импортной структуры региональной экономики региона связано с разработкой и реализацией мер, направленных на увеличение доли экспорта инновационной продукции, улучшением экспортной структуры в пользу наукоемкой высококачественной продукции, снижением доли импортного сырья, оборудования, имеющих конкурентоспособные отечественные аналоги.

Изменение структуры собственности экономики региона состоит в рационализации ее с точки зрения повышения эффективности ее функционирования, в том числе завершения приватизационных процессов. Совершенствование пространственной структуры экономики региона с рационализацией размещения объектов в соответствии с общей функциональной организацией территории, с развитием особых экономических зон, а также с агломерационными процессами. Сегодня агломерация характеризуется не столько целостностью производственной и расселенческой систем, сколько целостностью рынков труда, недвижимости, земли, а также уровнем функциональной связанности отдельных ее элементов. Формирование современных агломераций обусловлено объективными причинами, и если ранее признавались в качестве таковых только индустриальные факторы, то в настоящее время, когда в мировой практике формируются постиндустриальные агломерации, становится очевидным, что данный процесс позволяет обеспечить более высокие стандарты качества жизни, а следовательно, агломерирование делает регион более конкурентоспособным. Может ли быть управляемым процесс агломерирования? В работе Э. Бозе [1] отмечается, что с учетом значимости агломеративных структур в контексте социальноэкономического развития РФ, становится понятным стремление властных структур актуализировать и усилить доступные инструменты управления процессами

складывания и развития современных городских агломераций — центров постиндустриальной экономики.

Механизмы управления развитием агломерации лежат главным образом в сфере инфраструктурного развития территорий и институциональной обустроенности основных рынков. Однако, ввиду сложности реализации крупных межреги-ональных/межмуниципальных инфраструктурных проектов и проблем поддержания единого правового и регулятивного пространства в РФ, необходимо решать и целый комплекс вопросов административного характера, такие как конфигурация границ новых регионов и перспективы их объединения, разграничение полномочий и механизмы совместной реализации инфраструктурных проектов на территории нескольких субъектов Федерации и т.п.

Развитие размерной структуры означает усиление роли малых и средних промышленных предприятий в удовлетворении потребности региона в продукции и услугах.

В условиях современной российской экономики наблюдаются две основные концепции регионального развития — традиционная и инновационная (рис. 1.)

Рис. 1. Традиционная и инновационная модели регионального развития

Под факторами производства традиционно понимаются особо важные элементы или объекты, которые оказывают решающее воздействие на возможность и результативность хозяйственной деятельности. Экономическая теория традиционно выделяет четыре группы факторов производства: земля, труд, капитал, предпринимательская деятельность. Под новыми факторами в первую очередь понимается интеллектуальный капитал, информационные и логистические, экологические факторы.

Являются ли эти модели взаимоисключающими? С позиций сбалансированного развития региона необходимо найти равновесие между традиционной и новой моделью, максимально используя существующие конкурентные преимущества и развивая новые. Мультипарадигмальная модель экономического развития приведена на рисунке 2.

Создавать и совершенствовать на региональном уровне все факторы невозможно. Поэтому, как отмечают Ю. Рожков и М. Терский, для выстраивания иерархии факторов необходимо выделить детерминанты, на основе которых формируются конкурентные преимущества территории.

Основные детерминанты, влияющие на развитие региона, — это механизмы, которые не только привлекают, но и создают специализированные факторы. К таким механизмам относится, в первую очередь, экономическая политика региона, включающая инвестиционную, инновационную, промышленную и кластерную политики и инструменты их реализации. Традиционно самым распространенным

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 3 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 3 Часть 2

инструментом реализации региональной экономической политики выступает программно-целевой подход, Однако, как показывает опыт реализации федеральных и региональных целевых программ, далеко не всегда они обеспечивают достижение поставленных целей. Так, в федеральном бюджете на 2010 год предусмотрено финансирование 53 федеральных целевых программ [4], при этом объемы финансирования год от года возрастают (рис. 3), в то же время отсутствует прозрачная система мониторинга реализации ФЦП. Исходя из приводимых официальных аналитических данных можно сделать вывод, что основным критерием успеха реализации программы является объем освоенных капитальных вложений, а не достижение целей реализации программы.

Рис. 2. Мультипарадигмальная модель развития региональной экономики

■ Всего

з Программная часть і Непрограммиая часть

2006 год. 2007 год. 2008 год. 2009 год. 2010 год.

Рис. 3. Динамика бюджетного финансирования ФАИП

Очевидно, что мультипарадигмальная модель развития региональной экономики также будет опираться на программно-целевой подход с учетом формирования региональной и муниципальной систем мониторинга реализации целевых программ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бозе Э. Городская агломерация: старое название — новое содержание // http:// www.csr-nw.ru/content/library/default.asp?shmode=8&ids=46&ida=1717.

2. Инвестиционный потенциал российских регионов в 2008-2009 годах // http://www. raexpert.ru/rankingtable/?table_folder=/region_climat/2009/tab2.

3. Рожков Ю., Терский М. Инвестиционный потенциал региона и масса регионального инвестиционного риска // Вестник Хабаровской государственной академии экономики и права // http://mc-ma.narod.ru/mc-ma/region/region1.htm.

4. URL: http://www.fcp.vpk.ru.

TERRA ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 3 Часть 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.