Научная статья на тему 'Управление малыми и средними предприятиями в секторе социальной инфраструктуры российской экономики'

Управление малыми и средними предприятиями в секторе социальной инфраструктуры российской экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
280
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / УПРАВЛЕНИЕ МАЛЫМИ И СРЕДНИМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ / СЕКТОР СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ / SOCIAL INFRASTRUCTURE / THE MANAGEMENT OF SMALL AND MEDIUM ENTERPRISES / THE SECTOR OF SOCIAL INFRASTRUCTURE OF THE RUSSIAN ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Русскова Е. Г., Грошихин М. А.

В статье анализируются особенности развития малого и среднего предпринимательства в такой специфической сфере, как социальная инфраструктура, и проблемы управления ими в условиях российской экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Management of Small and Medium Enterprises in the Sector of Social Infrastructure of the Russian Economy

The article analyzes the characteristics of small and medium-sized businesses in a specific field such as social infrastructure and problems of management in the Russian economy.

Текст научной работы на тему «Управление малыми и средними предприятиями в секторе социальной инфраструктуры российской экономики»

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 3 Часть 3

УПРАВЛЕНИЕ МАЛЫМИ И СРЕДНИМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ В СЕКТОРЕ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

РУССКОВА Е.Г.,

доктор экономических наук, профессор кафедры экономической теории и экономической политики, Волгоградский государственный университет, 400062, г. Волгоград, Университетский пр-т, д. 100;

ГРОШИХИН М.А.,

аспирант кафедры экономической теории и экономической политики, Волгоградский государственный университет, 400062, г. Волгоград, Университетский пр-т, д. 100

В статье анализируются особенности развития малого и среднего предпринимательства в такой специфической сфере, как социальная инфраструктура, и проблемы управления ими в условиях российской экономики.

Ключевые слова: социальная инфраструктура; управление малыми и средними предприятиями; сектор социальной инфраструктуры российской экономики.

The article analyzes the characteristics of small and medium-sized businesses in a specific field such as social infrastructure and problems of management in the Russian economy.

Keywords: social infrastructure, the management of small and medium enterprises, the sector of social infrastructure of the Russian economy.

Коды классификатора JEL: L26, H43.

Малые и средние предприятия (МСП), действующие в секторе социальной инфраструктуры, обладают спецификой, отличающей их от предприятий других сфер, и, как следствие, испытывают общие для них проблемы. Социальная инфраструктура — совокупность отраслей, подотраслей народного хозяйства и видов деятельности, функциональное назначение которых в системе общественного воспроизводства выражается в производстве и реализации услуг и духовных благ для населения [8, с. 10].

Особенности развития малого и среднего предпринимательства в секторе социальной инфраструктуры:

© Русскова Е.Г., Грошихин М.А., 2010

1. Низкая инерционность, высокая мобильность и высокая адаптивность малого бизнеса. Чем больше размер хозяйствующего субъекта, тем выше его инерционность, что связано с большими затратами на изменение сферы деятельности или диверсификации, перераспределение функций и реструктуризацию. Главным преимуществом малых и средних предприятий в условиях современного рынка является намного более гибкая, чем у крупных предприятий, реакция на быстро меняющийся спрос, что обусловлено их особенностями: малое предприятие, как правило, более экономично, не ограничено производственной программой, разработанной на перспективу; не обременено многочисленным персоналом; не отягощено финансовыми обязательствами перед акционерами; ему проще перестроить свою рыночную стратегию, как только найдена новая «ниша», и маневрировать ценами на свою продукцию; малая вероятность противодействия со стороны работников и профсоюзов. Малым и средним предприятиям требуется относительно меньший стартовый капитал, сроки капитального строительства короче, скорость оборота средств у них в 2-3 раза выше, чем на крупных предприятиях, что обеспечивает достаточно высокую норму прибыли, низкие административно-управленческие расходы. Преимущества маневренности и экономичности становятся особенно важными, когда предприятие достигает высокого уровня специализации. Наиболее жизнеспособные малые и средние предприятия, как правило, узко специализированы и именно в таком качестве полноправно участвуют в производственном процессе крупного бизнеса.

2. Кооперационные взаимосвязи малых и средних предприятий. Многосторонняя кооперация малых и средних специализированных предприятий, имеющих самое разное происхождение и различный хозяйственноправовой статус, является важной тенденцией современного производства. Она приобретает все более широкий масштаб и разнообразные формы — субподряда в промышленности, франчайзинга в торговле и услугах, развития отдельных видов обслуживания (деловые и профессиональные услуги, автосервис, предприятия быстрого питания и т.д.), совместного выхода на внешние рынки, венчурного бизнеса и т.п. Благодаря возможностям кооперации малый бизнес пользуется рыночными преимуществами на основе детального знания своей клиентуры, близости к дифференцированным рынкам. Это характерно, прежде всего, для предприятий, обслуживающих те сегменты рынка, которые из-за своей малой емкости не слишком интересуют крупный бизнес. К ним относится и сектор социальной инфраструктуры, в т.ч. рынок услуг для населения. Развитию малого бизнеса способствует и региональная дифференциация производства и потребления.

3. Особенности институциональной организации малого и среднего бизнеса. Во-первых, роли, которые играют отдельные люди, не определены юридическим договором сторон, а их предсказуемость связана с историей индивидуальных отношений и необходимостью сохранения репутации. Во-вторых, сильное воздействие оказывает конкуренция между работниками на качество выполняемых работ. В третьих, на малых предприятиях действует модель предприятия-сети, объединяющая работников, давно знакомых между собой, знающих человеческие и профессиональные ресурсы друг друга.

ТЕRRА ECONOMCUS ^ 2010 ^ Том 8 № 3 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 3 Часть 3

4. Особенности социально-трудовых отношений. Социально-трудовые отношения в российском малом предпринимательстве носят гибкий, персонифицированный и неформальный, зачастую полулегальный характер. Управленческий состав представлен двумя группами: топ-менеджерами (работающие собственники), которых подавляющее большинство, и ведущими специалистами. На резкие изменения рыночной конъюнктуры большинство предприятий реагирует введением сверхурочного режима работы (каждое второе) или введением ограничений на прием новых работников.

5. Привлечение к работе социально незащищенных групп населения. Использование малым бизнесом труда социально уязвимых групп населения происходит на общих основаниях: какие-либо льготы не предоставляются, но ситуация сглаживается на уровне личностных отношений. Работники малых и средних предприятий в целом социально защищены слабее, чем работники крупных, особенно бывших государственных предприятий.

6. Источники и структура финансовых ресурсов. Потребность малых и средних предприятий в финансовых ресурсах усиливается, начиная с третьего-четвертого года их деятельности, когда становится наиболее актуальной проблема обеспечения предприятия денежными оборотными средствами. Финансовая политика предприятий является недостаточно диверсифицированной, что объясняется как слабой их информированностью о существующих формах государственной поддержки, так и невысоким доверием к эффективности предлагаемых технологий. Вследствие нестабильности внешних условий, сложные схемы (гарантии, долевые инвестиции) оказываются недостаточно результативными. В целом, используемые предприятиями финансовые источники в большинстве являются внутренними (доходы от производственной деятельности, средства учредителей). Сравнительно широко распространено частное кредитование (займы у друзей, партнеров), но эти технологии малопригодны для решения задач развития предприятия. Предприятия малого и среднего бизнеса являются платежеспособными партнерами по бизнесу и вполне надежными заемщиками, а с точки зрения краткосрочных займов, они даже более надежны, чем крупный бизнес.

7. Низкая транспарентность деятельности. В силу многих факторов малый бизнес «непрозрачен». Более «закрытыми» являются предприятия, контролируемые инсайдерами (директорами), таким малым и средним предприятиям особенно трудно привлекать кредиты и инвестиции международных организаций.

8. Структура инвестиций и направления инвестирования. Инвестиционное использование прибыли доминирует у % имеющих ее предприятий. Приоритетными направлениями вложения средств являются покупка и модернизация оборудования, реклама, ремонт помещений. Инвестиции в долгосрочные активы (помещения, земельные участки) стоят на последнем месте даже у благополучных предприятий, что отражает нестабильность законодательства и чувство неуверенности у предпринимателей. Вынужденное использование «коротких» денег зачастую ведет к резкому снижению рентабельности инвестиционных проектов, повышению рисков и замораживанию вложенных средств в виде неработающих ак-

тивов. Из-за несовершенства нормативно-законодательной базы применение лизинговых технологий ограничено. Еще одним ограничителем является слабость информационного обеспечения всей системы поддержки малого бизнеса [2].

9. Недостаточное понимание перспектив и направлений развития бизнеса. Для руководителей малых и средних предприятий постепенно становится актуальным обращение к стратегическому планированию. Управленческие нововведения осуществляются на каждом втором предприятии. Главным ограничителем выступает слабость финансовой базы; анализ показывает также отсутствие у малых и средних предприятий системного подхода к управленческим новациям, их локальный характер. Большинство руководителей не имеют специального образования в области менеджмента [1].

10. Взаимоотношения с налоговыми и таможенными органами. Различные формы уклонения от уплаты налогов и таможенных платежей являются одновременно и причиной, и следствием неэффективности рыночных механизмов. Теневая практика, с одной стороны, противодействует осуществлению рыночных реформ, но, с другой — эффективна и важна для становления российского бизнеса. Этот парадокс можно считать основой для понимания нерыночной стороны нынешнего российского бизнеса [6].

11. Роль собственника предприятия в управлении. Для российского малого предпринимательства характерно совмещение функций владения и управления предприятием. Однако за последние годы происходят следующие изменения: каждый второй руководитель из числа собственников не пытается создать собственную хозяйственную структуру, увеличивается привлечение наемных управляющих работников [3].

12. Особенности семейного предпринимательства. Рабочий день предпринимателя на таком типе предприятий продолжается 10-15 часов при одном выходном дне в неделю. В то же время для них характерны относительно высокий стандарт потребления, высокая степень адаптации, оптимистический настрой. Отношение к государственной поддержке и к местным властям, как правило, критическое [4].

13. Политика в отношении персонала. Для самых малых предприятий поиск персонала осуществляется преимущественно из (либо по рекомендациям) ближайшего окружения предпринимателей. С увеличением размера предприятия значение этих каналов резко падает, а все чаще используются объявления в СМИ, рекрутинговые фирмы, наем через учебные заведения. Среди критериев отбора подавляющее большинство предприятий на первое место ставят опыт и профессиональные качества. Важны также моральные качества, родственные и дружеские связи, образ жизни и привычки нового сотрудника. Критерий образования имеет большее значение при найме менеджеров и руководителей высшего уровня [7].

На большинстве малых и средних предприятий трудовые отношения формализованы в виде письменных трудовых договоров, что соответствует требованиям российского трудового законодательства. Более того, относительно высока доля традиционных бессрочных (заключенных на неопределенный срок) трудовых контрактов. Подавляющее большинство предпринимателей при заключении трудового договора оговаривают

ТЕRRА ECONOMCUS ^ 2010 ^ Том 8 № 3 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 3 Часть 3

условия оплаты труда, круг трудовых обязанностей работника по определенной специальности, квалификации, должности, срок трудового договора. Таким образом, в большинстве случаев предприниматели включают в контракты с работниками основные пункты, которые законодатель называет необходимыми. Однако весьма распространены и факты нарушения требований трудового законодательства, предъявляемых к оформлению трудовых отношений: практика устных договоров и/или зачисление по приказу с соответствующей записью в трудовую книжку. На каждом пятом предприятии соглашение о найме на работу производится в устной форме, а на каждом четвертом — используется бесконтрактный наем, письменно оформленный только приказом о зачислении. При этом две трети работающих по устным трудовым соглашениям наняты либо частным лицом, либо семейным предприятием и во многих случаях оказываются друзьями, партнерами или родственниками хозяина предприятия. В то время как на таких минипредприятиях треть персонала работает на основе устного трудового соглашения, это справедливо только относительно небольшой части персонала предприятий — юридических лиц [7].

14. Маркетинговая деятельность. Малые и средние предприятия работают в основном на локальных рынках. При увеличении размеров предприятий география их сбыта расширяется, однако не слишком значительно. Предприятия испытывают достаточно жесткую конкуренцию. Случаи нечестной конкуренции встречаются сравнительно нечасто, однако те малые и средние предприятия, которые сталкивались с ними, приходят к выводу о невозможности бороться с нечестной конкуренцией путем официального обращения в различные органы власти.

15. Поиск партнеров. Несмотря на большое значение личных отношений, половина предприятий не нуждается ни в каких рекомендациях при выборе партнеров для отдельной сделки. При выборе партнеров для более длительных отношений предприятия проявляют больше осторожности. С увеличением размеров предприятий число считающих, что для заключения сделки нужны рекомендации, резко растет, но одновременно падает значение рекомендаций со стороны личных друзей и знакомых. Тем не менее следует подчеркнуть, что для сектора малого и среднего бизнеса в целом, основным фактором, гарантирующим надежность связей с партнерами, является наличие формального договора и, соответственно, возможность обратиться в суд или арбитраж.

16. Взаимоотношения с предприятиями, относящимися к крупному бизнесу. Хозяйственные взаимосвязи между малыми и крупными предприятиями налаживаются с трудом, так как крупные предприятия создают и используют собственные филиалы для продвижения продукции. Как отмечает А.В. Виленский [5], для поведения малых предприятий характерны срыв контрактов, исчезновение после получения аванса, низкое качество продукции; в то время как крупные предприятия проводят политику навязывания высоких цен на свою продукцию и предлагают невыгодные условия контрактов.

Поэтому каждое направление деятельности МСП в секторе социальной инфраструктуры требует адаптации различных инструментов механизма управления и их функционирования. Система управления развитием малых и средних пред-

приятий носит дифференцированный характер, обусловленный региональными и местными особенностями и материальными возможностями самих предприятий.

Под механизмом управления развитием малых и средних предприятий понимаются способы и средства взаимодействия государства и предпринимательских структур с целью решения комплекса задач в области создания благоприятных условий развития и повышения экономической и социальной эффективности предпринимательского сектора.

Практика управления развитием МСП показывает наличие устойчивой связи между уровнем его развития и действенностью механизмов воздействия на управляемую систему. Здесь решающее значение имеют:

♦ наличие и реальные возможности финансовых учреждений, работающих с малым бизнесом (уполномоченные банки, инвестиционные и гарантийные фонды, страховые фирмы);

♦ состояние информационной базы (достоверность и полнота местных статистических данных по производству и занятости, наличие информационных банков данных, система поиска потенциальных партнеров);

♦ постановка бизнес-консультирования (услуги малым предприятиям по составлению бизнес-планов, помощь в разработке стратегии менеджмента и маркетинга, консультации по вопросам приватизации, пользования кредитом и т.д.);

♦ ситуация на рынке недвижимости (наличие незавершенных производственных объектов, возможности отвода или выкупа земельных участков под индивидуальные проекты);

♦ значительный научно-технический потенциал регионов (наличие на его территории высокотехнологичных производств, бизнес-инкубаторов или технопарков, а также относительная численность научных и квалифицированных технических кадров).

Значительные успехи в сфере развития малого и среднего бизнеса в секторе социальной инфраструктуры имеют те из субъектов Российской Федерации, в которых разработаны, утверждены и реализуются программы, посвященные формированию в регионах благоприятной среды для развития малого предпринимательства; решению проблем занятости трудоспособного населения; насыщению рынка потребительских товаров и услуг за счет развития соответствующих производств в регионе; достижению высокой конкурентоспособности местной продукции, прежде всего на региональном рынке; сохранению и развитию имеющегося потенциала; поощрению конкуренции и преодолению монополизма отдельных хозяйствующих субъектов на местном рынке (формированию конкурентной среды); созданию благоприятной (стабильной) социально-экономической обстановки в регионе.

В качестве перспективных направлений развития системы управления развитием малого и среднего бизнеса региона в секторе социальной инфраструктуры можно выделить следующие:

1. Содействие созданию профессиональных ассоциаций, союзов и других профессиональных организаций субъектов малого и среднего бизнеса, которые будут обеспечивать промежуточное взаимодействие с кредитными организациями; нивелировать административные препятствия при создании и развитии предприятий; оказывать консалтинговые и обучающие услуги, а также услуги по подготовке бизнес-планов.

ТЕRRА ECONOMCUS ^ 2010 ^ Том 8 № 3 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 3 Часть 3

2. Содействие внедрению энерго- и, в целом, ресурсосберегающих технологий, способных снизить себестоимость производимой продукции.

3. Поддержка в проверке технологий производства экспортных товаров на патентную чистоту в целях обеспечения патентной чистоты продукции малого и среднего бизнеса.

4. Внедрение систем менеджмента качества с последующей сертификацией по стандартам ИСО.

5. Содействие в сотрудничестве с крупными предприятиями и корпорациями, предложение им услуг по созданию высокотехнологичной продукции.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алимова Т. Инновационные процессы в малом предпринимательстве / Т. Алимова,

Д. Кардасис, Г. Строгипулос, Б. Сапсай, Т. Пуденко, Т. Афанасьева, Г. Ермилова // TACIS Project SMERUS 9501 // http://nisse.ru/business/article/article_1271.

html?effort=1.

2. Алимова Т. Финансовые технологии в малом предпринимательстве / Т. Алимова, Ю. Симачев, А. Кокорев, Р. Янбых, Г. Ермилова // TACIS Project SMERUS 9501. 1999 // http://nisse.ru/business/article/article_1271.html?effort=1.

3. Барсукова С. Предприниматели разных «призывов», или динамика составляющих

предпринимательского успеха // Куда идет Россия? Кризис институциональных систем: век, десятилетие, год. М., 1999 // http://www.ecsocman.edu.ru/

text/19197626.

4. Бархатова Н. Семейный бизнес и семьи в бизнесе // Эко. 1999. № 2 // http://dlib. eastview.com/browse/doc/3563611.

5. Виленский А.В. Особенности российского малого предпринимательства // Экономический журнал ВШЭ. 2004. № 2 // http://www.ecsocman.edu.ru/text/16138437.

6. Леденева А. Теневой бартер: повседневность малого бизнеса// Неформальная экономика. Россия и мир. М., 1999 // http://www.ecsoc.ru/images/pub_ecsoc/2004/ .../Radaev_ecsocHSE.pdf .

7. Российское обозрение малых и средних предприятий // Russian SME Observatory Report. М., 2002 // http://smb-support.ru/lib_union_of_empls.

8. Шарипов А.Ю. Социальная инфраструктура в концепции ускорения. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1990.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.