Научная статья на тему 'Проблемы гуманитаризации образования в техническом вузе'

Проблемы гуманитаризации образования в техническом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
462
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИТАРНАЯ КУЛЬТУРА / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ / ГУМАНИЗАЦИЯ / HUMANIZATION. 213 / HUMANITARIAN CULTURE / HIGHER EDUCATION / HUMANITARIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осипов Василий Евдокимович, Куценко Надежда Юрьевна

Дается определение понятия «гуманитарная культура». Рассмотрены основные вопросы, связанные с проблемой гуманитаризации образования, а также представлен анализ современного состояния гуманитарной составляющей в образовательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In article the concept «humanitarian culture» is determined. The basic questions connected to a problem of humanitarization of education are considered, and also the analysis of a modern condition of a humanitarian component in educational process is submitted.

Текст научной работы на тему «Проблемы гуманитаризации образования в техническом вузе»

В.Е. Осипов, Н.Ю. Куценко ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИТАРИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Дается определение понятия «гуманитарная культура». Рассмотрены основные вопросы, связанные с проблемой гуманитаризации образования, а также представлен анализ современного состояния гуманитарной составляющей в образовательном процессе. Ключевые слова: гуманитарная культура, высшее образование, гуманитаризация, гуманизация.

Актуальность проблемы обусловлена совокупностью современных социально-экономических причин и условий, имеющих системный характер и поэтому влияющих на все стороны жизни человека и общества в целом. Особое значение проблема соотношения гуманитарной, технической и общей культуры личности приобретает в процессе подготовки специалиста высшей квалификации как элемента общей системы образования. «Школа - вуз - послевузовская подготовка и переподготовка кадров». Эта система представляет собой единое гармоничное и постоянно развивающееся целое, функционирующее в обществе в соответствии с принятыми общекультурными ценностями, идеалами и принципами жизни. Поэтому необходимы постоянный мониторинг и коррекция развития не только данной системы как целого, но и каждого составляющего ее элемента для того, чтобы само это развитие было устойчивым и прогрессивным, наиболее полно отражающим потребности современного общества и его возможное поступательное движение.

В настоящее время в науке существует большое количество определений гуманитарной культуры. При этом практически все ученые придают этому понятию широкий, мировоззренческий смысл. В.И. Шубин отмечает: «Гуманитарная культура есть культивирование таких ценностей, которые ориентированы на развитие и саморазвитие субъекта, т.е. самого человека. Это способность к саморазвитию, самообретению, к самосовершенствованию человека путем формирования гражданских качеств, нравственных оценок, правовых норм, эстетических вкусов, интеллектуальных и познавательных способностей» [1]. Исследование соотношений общей и гуманитарной культуры представлено также в работах Б.С. Гершунского, Л. А. Степашко и других исследователей.

В свою очередь, нам представляется необходимым дать более четкое и сжатое определение понятия «гуманитарная культура» и соотнести это понятие с проблемами современного образования.

Гуманитарная культура - совокупность духовных ценностей, знаний и норм поведения, выработанных личностью или исторически определенных сообществом на основе познания социальных процессов, выступающих в виде регулятивных форм жизнедеятельности человека.

Иными словами, гуманитарная культура характеризует собой исторически определенные формы отношений человека к окружающему его миру (природному и социальному), выработанные в процессе его познавательной и практической деятельности.

Из данной формулировки понятия гуманитарной культуры следует ряд выводов:

1. Основой, базисным элементом гуманитарной культуры являются духовные ценности, выработанные

человеком или данным сообществом и отражающие собой исторически определенные гуманистические идеалы и соответствующие им нормы поведения личности: честь, права и свобода личности, её достоинство и т.д. Естественно, эти идеалы и нормы не являются неизменными в процессе исторического развития человека, в процессе перехода от одной исторической эпохи к другой, но меняются даже в рамках одной исторической эпохи на различных этапах ее становления. Они также социально обусловлены и различным образом воспринимаются и реализуются на практике представителями разных групп, классов, национальных, религиозных и других исторически определенных общностей людей.

Духовные ценности и нормы поведения также лич-ностно индивидуальны. Они зависят от многих факторов, определяющих состояние человека в данный момент: его материально-экономического положения, психического и физического здоровья, политических пристрастий и т.д.

Гуманитарная культура характеризует не ценности сами по себе как нечто объективное, а отношение человека и общества в целом к определенной системе ценностей, выработанное в процессе познания социальных процессов.

2. Ядром гуманитарной культуры, определяющим ее специфику, является система знаний человека о своей сущности или, говоря словами первого гуманиста Франческо Петрарки, знаний о том, «кто мы, откуда и куда идем». Таким образом, определяющим в понятии гуманитарной культуры является не только ссылка на социальность, но и уровень системности познания этой социальности, реализуемый в общей стратегии и принятых стандартов гуманитарного образования в стране.

3. Нормы поведения человека являются важнейшей составляющей гуманитарной культуры, в которой теоретические знания и духовные ценности получают свое практическое завершение и воплощение. Норма поведения человека в самых различных, порой сложнейших и непредвиденных обстоятельствах свидетельствует о том, насколько духовные ценности и гуманитарные знания стали действительно убеждениями и характеризуют собой уровень его гуманитарной культуры.

Важно подчеркнуть, что нормы поведения - это не только правила хорошего этикета в определенных ситуациях, они характеризуют собой и регламентируют социальную практику отдельной личности в целом, определяющим элементом которой является производственная деятельность человека. Поскольку для учащегося или студента такой производственной деятельностью является учеба, то и отношение к ней в целом характеризует собой уровень развития их гуманитарной и общей культуры, которая, в свою очередь, является своеобразным индикатором состояния общества.

Формирование мира духовных ценностей человека зависит от образования. При этом под образованием мы понимаем не только накопление определенной суммы знаний, умений и навыков, но, прежде всего, духовное, культурное, интеллектуальное развитие. В этом смысле показательно высказывание И. С. Гершунского: «Именно образование принципиально работает на будущее, предопределяя личностные качества каждого человека, его знания, умения и навыки, мировоззренческие и поведенческие приоритеты, следовательно, в конечном итоге, -экономический, нравственный, духовный потенциал общества, цивилизации в целом» [2].

В связи с этим взаимоотношение гуманитарной культуры и современного образования представляется нам в необходимом интенсивном процессе гуманитаризации. Следует сказать, что обозначенная проблема в свете естественно-научных и технических знаний рассматривалась в трудах В.С. Барулина, В.Н. Димова, А.Н. Кочергина, Я. Попкова, В. Холодного и др. Основные проблемы гуманитаризации образования получили достаточно глубокий исследовательский анализ и систематизированное осмысление. Но, тем не менее, вопросы, связанные с формированием личности специалиста в процессе гуманитаризации, его духовного и нравственного начала, изучены пока недостаточно.

Как известно, образованность не обязательно ведет к росту культуры, интеллигентности, нравственности, а формальное приобщение к знанию не способствует профессионализму и, тем более, духовному возвышению человека. До сих пор доминирование крайнего технократизма порождает и подпитывает целую глыбу проблем, решение которых далее не может откладываться. Ученые не раз обращали внимание на то, что, несмотря на наличие концепций указанной проблемы как естественно-научных, так и технических знаний, они по-прежнему остаются на позициях технократизма. Большинство исследователей гуманитаризации образования утверждают, что этот процесс проходит пока «абстрактно» и вслепую. Действительно, сегодня можно констатировать, что в высших учебных заведениях, особенно в технических, существует иллюзорное представление о нейтральности естественных и технических наук по отношению к ценностям человека и социума.

Гуманитаризация образования способна и должна стать способом преодоления разрыва между естественнонаучными, техническими и гуманитарными знаниями, т.е. механизмом и способом перехода от технократической модели образования к образованию «культурно-нагруженному», культурно-детерминированному.

При этом следует отметить, что нередко смысл самого термина трактуется не совсем верно. Чаще всего он понимается в узко предметном отношении, предполагающем только увеличение количества часов на гуманитарные дисциплины. На самом деле рассматриваемое понятие предполагает не просто усиленное преподавание гуманитарных дисциплин с их фактологической стороны, но и формирование системы духовных ценностей в индивидуальном и общественном сознании. Эрудиция, как отмечает В.Н. Сагатовский, «не заменит проникновение в дух гуманитарности, то есть органическое принятие ценностей, лежащих в ее основе» [3]. Речь должна идти о «возможности смены с по-

мощью образования качества жизнедеятельности» [4], смены ценностных установок.

Таким образом, гуманитаризацию образования, на наш взгляд, необходимо интерпретировать и анализировать как формирование мировоззренческой и методологической культуры будущих специалистов, ценностных ориентиров, знания сущности человека, значимости самореализации индивида в профессиональной и иных сферах деятельности, в процессе освоения любой отрасли знаний.

Отчасти данная цель в постперестроечный период была достигнута. Но формы, в которых происходят данные преобразования, порой не соответствуют даже доперестроечной эпохе и поэтому в значительной мере «тормозят» собой общие процессы гуманитаризации. Под видом увеличения времени на изучение философии, социологии, истории до уровня международных стандартов (170 часов на изучение философии) произошло в последние годы фактическое снижение часов в 2,5 раза (72 часа на философию). Исчезли многие формы контроля: промежуточные зачеты, экзамены по некоторым дисциплинам. Можно со всей определенностью заявить, что проводимая модернизация гуманитарного образования в технических вузах ведет к его дефундаментализации.

Произошла утрата определенности в самом гуманитарном знании, что также имеет ряд негативных последствий в его преподавании. Это обусловлено прежде всего тем, что само понятие «гуманитарные дисциплины» неопределенно. Иногда создается впечатление, что в этот класс учебных дисциплин относят все то, что не является профилирующим знанием, в частности - техническим и естественно-научным. Но такой подход очень далек от истины, и его реализация в практике преподавания призвана скрыть отмеченное выше снижение часов на изучение подлинно гуманитарных дисциплин.

Научное знание в целом имеет сложную структуру и не делится только по дихотомическому принципу гуманитарное - естественно-научное (или техническое). Не все знание о человеке является гуманитарным, хотя это знание может и должно быть гуманистичным, как, например, медицина. Гуманитарное - это такое знание, которое, учитывая достижения биологической и психолого-педагогической наук в познании природы человека, акцентирует внимание на его социальной сущности. Такое определение является не совсем точным, но оно может служить некоторым практическим ориентиром для установления истинного времени, отводимого на изучение гуманитарных дисциплин. Нам кажется, что для этой цели хорошо подходит незаслуженно забытое понятие «общественные» (или «социальные») науки.

Частая смена стандартов и подходов к преподаванию гуманитарных дисциплин также ведет к утрате их определенности и нивелирует само понятие стандарта, его предназначение. За каждым специалистом, как известно, тянется шлейф кадрового обеспечения, методических материалов, учебников и учебных пособий, которые создаются и осмысливаются в течение определенного времени существования парадигмы мышления. Опыт реформирования (или модернизации) гуманитарного образования (как и образования в целом) в нашей

стране убедительно свидетельствует о том, что существование определенной педагогической парадигмы нецелесообразно делать менее 10-12 лет, т.е. цикла школьного образования. Частая смена концепций образования ведет к парадигмальному релятивизму, консерватизм же в концептуальных основах образования связан с догматизмом, особенно в гуманитарных науках. Речь в данном случае идет не о том, чтобы законсервировать содержание образования на длительный период времени, оно должно изменяться, развиваться постоянно, впитывать в себя последние достижения науки. Существование определенной педагогической парадигмы в течение некоторого времени связано, прежде всего, с концептуальными основами образования как общепедагогическим, социально-эконо-

мическим и политическим системным качеством. Не следует забывать и субъективную сторону неопределенности, а точнее - неэффективности преподавания гуманитарных дисциплин. Опыт последних лет показал, что мелкие лекционные спецкурсы мало эффективны. К тому же эти спецкурсы идут по выбору студента, который не всегда руководствуется принципом полезности, да он априори и не может иногда определить истинное значение совершаемого им выбора. Этот выбор более целесообразно делать на основе рекомендаций курирующей или выпускающей кафедры, но и они часто бывают сами далеки от актуальных проблем гуманитарного знания.

Опыт показывает, что существует определенное, пороговое время «вживания» студента в учебную дисциплину. Эмпирически мы полагаем по философии пороговое время не менее семестра. Оптимальное время - два семинара при еженедельной лекции и семинарском занятии с соответствующими семестровыми зачетами и курсовыми экзаменами. Только в конце первого семестра добросовестный студент начинает говорить что-то осмысленное по философии и закрепляет эту осмысленность в последующем. Поэтому, на наш взгляд, элективные спецкурсы нужно проводить не сами по себе, а на базе основного, более значимого по времени курса как его углубленный раздел. Либо сам элективный спецкурс должен быть значимым, чтобы быть эффективным.

Настало также время вернуться к итоговому экзамену (госэкзамену) по гуманитарным дисциплинам или включать соответствующий гуманитарный раздел в дипломный проект. Это позволит более полно воплотить принцип гуманизма в системе технического образования. Гуманитарное знание не есть нечто внешнее по отношению к техническому образованию, а является его существенным элементом.

Необходимо также сказать, что при любом профиле образования односторонность, разорванность мышления специалиста снижают уровень, разносторонность его знаний, лишая их минимальной универсальности, умаляя творческий потенциал человека, социума. И «гуманитарии» и «негуманитарии», подготавливаемые таким образом, неизменно оказываются технократами, хотя каждый на свой манер. И те и другие не могут реализовать себя потому, что гуманитарии не знают основ естественно-научной картины мира, а негумани-тарии - человека, «наук о его духе». Дуализм культур

выражается и в том, что субъекты каждой из них не только мыслят, но и живут лишь в одном из двух ограниченных полумиров культуры - техническом и гуманитарном, где разъединен исконно целостный мир мысли и культуры.

Д. С. Лихачев считал, что между естественными и гуманитарными науками нет принципиальной разницы: «Нет ни одной глубокой методологической особенности в гуманитарных науках, которой бы в той или иной степени не было в науках негуманитарных» [5]. По утверждению М. М. Бахтина, «гуманитарные науки -науки о человеке, его специфике, а не о безгласной вещи, ее естественном явлении. Человек в его человеческой специфике всегда выражает себя (говорит), то есть создает текст (хотя бы потенциальный). Там, где человек изучается вне текста и независимо от него -это уже не гуманитарные науки» [6]. С этих позиций, по нашему мнению, также следует рассматривать вопросы, связанные с реализацией сущности гуманитаризации образования.

Поставленная в настоящей статье проблема, таким образом, должна быть направлена: 1) на расширение гуманитарной составляющей в плане количества часов или интеграции наук; 2) создание возможностей для творческой работы преподавателя.

В идеале гуманитаризация образования - это процесс расширения возможностей для разностороннего развития личности будущего специалиста, его самосознания и самореализации, формирование у него гуманитарного подхода в жизненной самореализации, а значит, и проектирование форм социальных отношений. Это путь к очеловечиванию всей системы общественных отношений, совершенствованию культурного, духовного облика личности; это воспитание молодежи в духе высших идеалов и ценностей, предоставления им возможностей самостоятельного достижения успеха в новых реалиях.

Таким образом, проблему гуманитаризации образования необходимо решать комплексно. И, прежде всего, следует осознать, как уже было отмечено выше, что гуманитарное знание и образование не всегда являются гуманистическими по своей сути и по своим целям. «Гуманитаризм», конечно же, связан с идеями гуманизма, но сам по себе он не является необходимым и достаточным условием формирования соответствующего мышления. Нередко гуманитарные науки остаются заложниками технократизма, вольно или невольно воспроизводя его приоритеты. Все это свидетельствует о том, что многие пласты гуманистического мировиде-ния не такие уж и бесспорные, т.е. требуют философского осмысления и анализа.

Необходимо, чтобы в условиях изменяющегося общества на выходе из института любого профиля оказался не просто специалист, овладевший определенным объемом научно-технических знаний и умений, но носитель гуманитарной культуры. Именно гуманитарная культура дает будущему специалисту понимание жизни как целого, видоизменяет его отношение к самому себе, своим целям и поступкам. Человек высокой гуманитарной культуры каждое свое действие, каждый свой поступок соотносит с тем, как он определяет свою сущность. Он всегда свидетельствует о самом себе не-

зависимо от того, видят его другие или нет. Это свидетельство определяется тем, какую цель ставит человек как цель своей жизни и реальными успехами в ее достижении. По сути, овладение гуманитарной культурой - процесс творческий, который должен состоять из превращения богатства и опыта человеческой истории во внутреннее богатство каждой отдельной личности. Богатство же это, в свою очередь, должно быть направлено на преобразование действительности и самого человека.

Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что целью образования в техническом вузе должен стать

человек, способный занять гуманитарную позицию в рамках своей профессии или специализации, умеющий профессионально работать с информацией, используя соответствующие способы ее получения и интерпретации, готовый действовать, принимая «гуманитарные решения» в рамках своей компетенции, осуществлять гуманитарное проектирование, экспертизу и др. Итогом реализации алгоритма рассматриваемого процесса образования должна в конечном итоге быть подготовка компетентного профессионала, субъекта социальных отношений и социальных действий, гуманиста в мыслях и поступках.

ЛИТЕРАТУРА

1. Шубин В.И., Пашков Ф.Е. Культура. Техника. Образование: Учеб. пособие. Днепропетровск, 1999. С. 12.

2. Гершунский Б.С. Философия образования. М., 1998. С. 76.

3. Сагатовский В.Н. Что такое гуманитарное развитие общества? // Социально-гуманитарные знания. 2002. № 3. С. 68.

4. Колесникова И.А. Гуманитаризация непрерывного образования - одно из направлений модернизации российского общества // Социально-

гуманитарные знания. 2004. № 1. С. 101.

5. Лихачев Д.С. Культура как целостная среда // Новый мир. 1994. № 8. С. 30.

6. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Художественная культура, 1979. С. 311.

Статья представлена научной редакцией «Философия, социология, политология» 10 сентября 2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.