Научная статья на тему 'Перспективы гуманитарного образования в российских вузах'

Перспективы гуманитарного образования в российских вузах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
889
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гуманитарная культура / образовательный потенциал гуманитарной культуры / гуманитаризация образования / humanitarian culture / educational potential of humanitarian culture / education humanitarization

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крыгина Мария Викторовна

Снижение уровня гуманитарного образования в российских вузах определяет необходимость пересмотреть теоретико-методологические основы! гуманитарного образования, а также условия реализации образовательного потенциала гуманитарной культуры!. Рассматривается комплекс задач, решение которых может вывести образование на новый уровень.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Decrease of humanitarian education level in Russian universities determines the necessity of reviewing theoretical and methodological backgrounds of humanitarian education as well as conditions of realizing educational potential of humanitarian culture. A complex of tasks solution of which may get education to a new level is considered.

Текст научной работы на тему «Перспективы гуманитарного образования в российских вузах»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гладких Б.А. Информатика от абака до Интернета. Введение в специальность. - Томск: Изд-во НТЛ, 2005. - 484 с.

2. Человек и новые информационные технологии: завтра начинается сегодня. - СПб.: Речь, 2007. - 320 с.

3. Запесоцкий А.С. Образование: Философия, культурология, политика. - М.: Наука, 2003. - 456 с.

Поступила 30.09.2009г.

УДК 378

ПЕРСПЕКТИВЫ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ

М.В. Крыгина

Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники E-mail: maria_Krigina@mail.ru

Снижение уровня гуманитарного образования в российских вузах определяет необходимость пересмотреть теоретико-методологические основы гуманитарного образования, а также условия реализации образовательного потенциала гуманитарной культуры. Рассматривается комплекс задач, решение которых может вывести образование на новый уровень.

Ключевые слова:

Гуманитарная культура, образовательный потенциал гуманитарной культуры, гуманитаризация образования. Key words:

Humanitarian culture, educational potential of humanitarian culture, education humanitarization.

В настоящее время в большинстве вузов России сокращается объем преподавания гуманитарных дисциплин. «Чрезмерное внимание к техническим и профессиональным навыкам оставило мало времени на изучение искусств и гуманитарных наук, которые обогащают повседневную жизнь, помогают сохранить цивилизацию и развивать чувство человеческой общности» [1]. Снижение уровня гуманитарной культуры среди молодых специалистов заставляет задуматься о дальнейших перспективах гуманитарного образования в российских вузах.

Академик Д. Лихачев предсказывал, что XXI в. станет веком гуманитарной культуры. Он подчеркивал, что гуманитарная культура человека любой профессии определяется не только его пониманием искусства, а должна рассматриваться в широком, мировоззренческом контексте. Философия, искусство, религия, наука, мораль образуют контур человечности, который способствует воспитанию милосердия и толерантности. Без необходимого уровня общей культуры не получают должного развития точные науки, требующие большого интеллектуального напряжения, а проекты, осуществляемые без гуманитарной экспертизы, приводят к техногенным катастрофам [2]. Вот почему необходимо усилить гуманитарную подготовку специалиста любого профиля. Гуманитарная культура оберегает человека от примитивного прагматизма и технократического снобизма, а также повышает жизнестойкость и творческий потенциал личности. Гуманитарное образование способствует формированию человека в его целостности, а не просто специалиста, функционера.

Для того чтобы гуманитарные дисциплины заняли достойное место в учебных программах российских вузов, необходимо пересмотреть теоретико-методологические основы гуманитарного образования, а также условия реализации образовательного потенциала гуманитарной культуры. Предшествующий опыт, накопленный в сфере образования и воспитания, при всей его ценности не способствует эффективному решению задач стоящих перед высшей школой. Традиционные организационные структуры и образовательные концепции создавались в иной историко-культурной и общественно-политической ситуации, поэтому сегодня они не способны выступать в качестве общественных институтов социализации, адаптации и личностного развития. В российском обществе неуклонно растет социальная и этническая напряженность. Люди с различными ценностными ориента-циями, стилями и образами жизни, этнокультурными традициями утратили способность к продуктивному взаимодействию [2].

Можно говорить об общем снижении культурного уровня населения, разрушении культурной среды, утрате культурных смыслов образования. В свое время известный русский писатель Ф.М. Достоевский произнес фразу, ставшую крылатой: «Красота спасет мир». В настоящее время обстоятельства складываются так, что спасать надо красоту, и уже не раз приходилось слышать: «Мир спасет красоту». Так и с образованием. Образование спасет культуру, если возьмет на себя функцию воспитания человека культуры. Только через человека возможно сохранение, возрождение и развитие

культуры как целостного явления, которое превращает людей, населяющих определенное пространство в народ, нацию (Д. Лихачев), как среды, которая растит и питает личность (П. Флоренский), как взаимопорождения и диалога прошлых, настоящих и будущих культур (М. Бахтин, В. Библер) [3].

Гуманитаризацию вузовского образования мы рассматриваем сегодня как важнейшее условие сохранения культуры. Она направлена на общегуманитарное развитие личности, воспитание духовной элиты общества - «истинных гуманитариев», которых в обществе меньшинство, но которые выполняют важнейшую функцию: сохранить и передать следующим поколениям лучшие достижения отечественной и мировой культуры, ибо массовая культура, в каждом поколении доступная большинству, гибнет почти бесследно [4]. Образованность населения, оцениваемая в количественных средних показателях, еще не является залогом успешного развития страны и общества в целом.

Специалист, не отягощенный нравственно -стью, руководствующийся в принятии решений сугубо технологическими критериями, может поставить природу и общество на грань необратимой катастрофы. Постепенно растет понимание того, что литература, искусство, эстетика, история не только облагораживают душу, но и приобщают инженера, конструктора, техника к альтернативному способу мышления, снимая «технократический снобизм», формируя ответственность при принятии технических решений за судьбы ближних и человечества в целом. В современном мире возрастают роль и значение не только профессиональной грамотности и компетентности специалиста, но и его нравственно-этических черт, чувства ответственности за последствия своей деятельности [2].

На сегодняшний день ситуация такова, что проблема гуманитаризации образования в России находится в стадии осмысления. За рубежом философ-ско-мировоззренческую основу гуманизации и гуманитаризации образования составляет система идей, включающая: овладение принципами организованности мира, который окружает человека; учет и понимание духовной компоненты человеческого бытия, природы человеческой души, человека и человечества в целом; учет общих принципов функционирования природных сил и законов; учет экономически целесообразной деятельности человека и ее последствий в организованном мире; взаимозависимость этических доминант и системы социальных координат, изменение этой системы в соответствии с принципами антропоцентрической этики.

Теоретический базис гуманитарного образования включает следующие компоненты: философский, обеспечивающий целостное знание о мире, обществе и человеке; исторический, позволяющий познать законы эволюции культуры, науки, общества и поведения людей; культурологический, основанный на изучении закономерностей развития культурных систем, общественных ценностей, вы-

текающих из религиозных, политических и социальных интересов; психологический, объясняющий поведение людей с точки зрения их мотивов, социальных установок и т. д.; социологический, основанный на изучении поведения людей в социуме и функционировании общественных институтов [2].

Гуманитаризация образования предполагает совершенствование преподавания родного языка, в том числе и для представителей национальных меньшинств. Помимо утилитарной задачи, сохранение языка имеет и общекультурное значение. В. Гумбольдт отмечал, что язык - это лицо народа, в нем фиксируется и сохраняется картина мира, свойственная тому или иному культурному сообществу («языковому коллективу»). Именно через сферу языка человек может непосредственно ощутить свою принадлежность к мировой истории и одновременно глубже понять свою культурно-историческую уникальность.

В гуманитаризации образования выделяют два направления. Первое направление касается подготовки профессионалов гуманитарных специальностей: культурологов, социологов, филологов, историков, философов, правоведов, психологов и др. Второе направление - это общегуманитарное образование в негуманитарных вузах. Следует отметить, что еще в XIX в. подчеркивалась необходимость приобщения к гуманитарной культуре специалистов в любой сфере деятельности. В. Гумбольдт в основу новой модели университета положил принцип, согласно которому без гуманитарного образования не может быть образованной личности. Без развитых нравственных интересов и убеждений научные знания выродятся в презирающий все «духовный материализм» и «безыдейный элитаризм».

Выражаясь современным языком, В. Гумбольдт предвидел и опасался технократизма как типа мышления и действия без контроля совести. Выдающиеся деятели современности, представители точных и естественных наук К. Циолковский, В. Вернадский, И. Губкин, Н. Вавилов, А. Ухтомский, А. Чижевский, А. Туполев, С. Илюшин, А. Колмогоров видели в гуманитарной культуре способ обогащения мысли, расширения кругозора и возвышения творческого человеческого духа. Приобщение к гуманитарной культуре помогает преодолеть узость мышления, зацикленность и ограниченность, формирует стремление к всестороннему изучению объекта исследования, избавляет от синдрома, который принято называть «профессиональным идиотизмом» [5]. Перечисленные выше направления в гуманитаризации образования имеют существенные отличия, что связано с особенностями технических и гуманитарных вузов, а также со спецификой тех сфер, для которых готовятся будущие специалисты.

Возникает вопрос, что обусловливает невысокую эффективность гуманитарного образования в российских вузах? Во многом - идейный кризис

системы воспитания. Практика показывает, что сам по себе предмет не способен обеспечить высокий уровень воспитания. Речь идет не только о предметах обращенных к рациональной сфере, но и о предметах гуманитарного направления в том виде, в каком они сегодня преподаются студентам. Именно в гуманитарной сфере огромная роль принадлежит педагогу, через личность которого студент приобщается к гуманитарной культуре. Далее, для гуманитарного образования, как и для многих других направлений образовательной деятельности, остро стоит вопрос о качестве. Проблема заключается в отсутствии разработанных критериев оценки результатов формирования личностного, мировоззренческого и профессионального ядра, в неопределенности самого понятия «гуманитарное образование» и т. д. [2].

Существенные проблемы развития гуманитарного образования лежат в мировоззренческой плоскости. На сегодняшний день важнейшей задачей является смысловая, мировоззренческая интеграция гуманитарных наук, потребность в которой появляется на каждой новой ступени развития гуманитарного знания. Новый междисциплинарный синтез, которого требует интеграция, должен соответствовать современному периоду и масштабу решаемых проблем. Необходимы поддержка комплексных междисциплинарных программ и проектов, организационная интеграция вузовской и академической наук, реализация отдельных исследовательских начинаний, организация научного поиска и решения важных проблем [6]. Одной из концептуальных проблем гуманитарного образования и воспитания в современной России является то, что его содержание не соответствует основным составляющим личностного бытия. Поэтому образовательная деятельность не способствует формированию личности в единстве всех составляющих человеческой экзистенции.

Решение данного комплекса задач может вывести образование на новый уровень. Но для этого необходимо проделать огромную работу: изучить исторический опыт и тенденции высшего гуманитарного образования в России; оценить потребность в специалистах гуманитарного профиля; изучить зарубежные концепции высшего гуманитарного образования и гуманитаризации высшей школы; разработать оптимальную модель интеграции гуманитарного образования с отраслевой наукой и практикой; выработать систему условий оптимизации гуманитарной подготовки специалистов; корректировать государственные стандарты высшего гуманитарного образования; создать дифференцированные программы базовых предметов социально-гуманитарного цикла и подготовить новое поколение учебных пособий, учебников по социально-гуманитарным дисциплинам [2].

Для дальнейшего развития гуманитарного образования как социального института, обеспечивающего приобщение к достижениям отечественной и

мировой культуры и комплексное развитие личности, необходимо разработать новую образовательную философию. С одной стороны, концепция гуманитарного образования должна строиться на понимании образования как социального института подготовки человека к труду, профессии, с другой стороны, как важнейшей социокультурной системы, гуманизирующей существование человека и общества, обеспечивающей всестороннее развитие личности, ее общественное признание и самоутверждение. То есть традиционное определение образования как процесса вооружения учащихся знаниями, умениями и навыками должно быть заменено более широким взглядом на образование. Образование - это становление Человека, обретение им своего неповторимого человеческого образа. А.В. Луначарский справедливо отмечал: «Образованный человек - человек, в котором доминирует образ человеческий» [3].

Разрабатывая новую концепцию образования важно представлять, на какой образ человека оно будет ориентировано. В трудах Н.О. Лосского и П.А. Флоренского человек рассматривается как высшая духовная ценность культуры. Только познавая культуру и творя ее, человек становится неотъемлемой частью человечества, обретает духовную сущность. Н.А. Бердяев в работе «Смысл истории» отмечал: «Каждый человек по своей внутренней природе есть некий великий мир - микрокосмос, в котором отражается и пребывает весь реальный мир и все великие исторические эпохи; он представляет собой какой-то отрывок вселенной, в котором заключен этот маленький кусочек, он являет собой некоторый мир, который может быть по состоянию сознания данного человека еще закрытым, но, по мере расширения и просветления его сознания, внутренне раскрывается» [7].

Размышляя об историческом развитии человеческих культур, Н.А. Бердяев большое значение придавал национальной индивидуальности. Он полагал, что человек входит в человечество как национальный человек, как русский, немец, англичанин или француз и все творческое в культуре носит на себе печать национального гения [7]. Марксистская философия, многие годы определявшая развитие нашего общества, так называемой «новой исторической общности советских людей», ставила в центр культуры абстрактного человека, функционирующего по известному алгоритму культурного бытия абстрактного общества. История показала, что игнорирование национального характера в культуре, образа жизни и духа конкретных народов является источником возникновения национальных конфликтов, искажения национального самосознания, безответственного, разрушительного отношения к ценностям культуры.

В результате изменений, произошедших в нашем обществе в эпоху тоталитаризма, были утрачены многие традиции русской интеллигентности, гуманности, духовности, свободомыслия и другие

черты человека культуры. Возник и развился человек массовый, мало отличающийся от всех других. Социологи отмечают такие его черты, как неглубокую историческую память, авторитаризм, настороженное отношение к окружающим, страх перед будущим, агрессивность и т. п. [3].

В качестве глобальной цели современного образования мы рассматриваем человека культуры. Содержание личности современного человека культуры характеризуется освоением общечеловеческих ценностей, деятельность - креативностью, поиском творческих решений, а его поведение отличает автономность и саморегуляция. Ядро нового типа личности - субъектные свойства, определяющие меру ее свободы, духовности, гуманности, жизнетворчества. Задача современного образования заключается в том, чтобы, как утверждал великий русский писатель Ф.М. Достоевский, воссоз-

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Матюхин В.А. Преодоление кризисных явлений в системе образования США (1980-1990 гг.): Методология и результаты // Обзорная информ. - НИИВО. - М., 1995. - Вып. 1. - 40 с.

2. Запесоцкий А.С. Образование: Философия, культурология, политика. - М.: Наука, 2003. - 456 с.

3. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в педагогических теориях и системах. - М.-Ростов, 1999. -С. 250-258.

4. Чулаки М.М. Хранители огня // День науки в Санкт-Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов: Матер. конф. - СПб., 1996. - С. 84.

дать в человеке неповторимый образ человеческий, отыскать человека в человеке. Эта целевая установка должна стать исходной при разработке новой концепции образования.

Подведем итог, гуманитарное образование -это основной ресурс духовного возрождения России и в силу этого - стратегическое направление государственной политики. Гуманитарное образование целесообразно рассматривать как важнейший механизм культурной преемственности, форму сохранения и развития культурного достояния нации и всего человечества, фактор жизнеспособности молодого поколения. Гуманитарный вуз должен стать формой воспроизводства и трансляции культурных норм, идей, ценностей, пространством генерирования общественной идеологии, способом подготовки человека к существованию в обществе и культуре [2].

5. Иванов В.Г. Роль духовной культуры в развитии самостоятельности мысли личности // День науки в Санкт-Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов: Матер. конф. -СПб., 1996. - С. 110-111.

6. Пуляев В.Т. Гуманитарная культура и современное общество: Целостность, Самопознание, Самоорганизация // День науки в Санкт-Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов: Матер. конф. - СПб., 1996. - С. 93.

7. Бердяев Н.А. Смысл истории. - М.: Мысль, 1990. - С. 19.

Поступила 30.09.2009г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.