СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гладких Б.А. Информатика от абака до Интернета. Введение в специальность. - Томск: Изд-во НТЛ, 2005. - 484 с.
2. Человек и новые информационные технологии: завтра начинается сегодня. - СПб.: Речь, 2007. - 320 с.
3. Запесоцкий А.С. Образование: Философия, культурология, политика. - М.: Наука, 2003. - 456 с.
Поступила 30.09.2009г.
УДК 378
ПЕРСПЕКТИВЫ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ
М.В. Крыгина
Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники E-mail: [email protected]
Снижение уровня гуманитарного образования в российских вузах определяет необходимость пересмотреть теоретико-методологические основы гуманитарного образования, а также условия реализации образовательного потенциала гуманитарной культуры. Рассматривается комплекс задач, решение которых может вывести образование на новый уровень.
Ключевые слова:
Гуманитарная культура, образовательный потенциал гуманитарной культуры, гуманитаризация образования. Key words:
Humanitarian culture, educational potential of humanitarian culture, education humanitarization.
В настоящее время в большинстве вузов России сокращается объем преподавания гуманитарных дисциплин. «Чрезмерное внимание к техническим и профессиональным навыкам оставило мало времени на изучение искусств и гуманитарных наук, которые обогащают повседневную жизнь, помогают сохранить цивилизацию и развивать чувство человеческой общности» [1]. Снижение уровня гуманитарной культуры среди молодых специалистов заставляет задуматься о дальнейших перспективах гуманитарного образования в российских вузах.
Академик Д. Лихачев предсказывал, что XXI в. станет веком гуманитарной культуры. Он подчеркивал, что гуманитарная культура человека любой профессии определяется не только его пониманием искусства, а должна рассматриваться в широком, мировоззренческом контексте. Философия, искусство, религия, наука, мораль образуют контур человечности, который способствует воспитанию милосердия и толерантности. Без необходимого уровня общей культуры не получают должного развития точные науки, требующие большого интеллектуального напряжения, а проекты, осуществляемые без гуманитарной экспертизы, приводят к техногенным катастрофам [2]. Вот почему необходимо усилить гуманитарную подготовку специалиста любого профиля. Гуманитарная культура оберегает человека от примитивного прагматизма и технократического снобизма, а также повышает жизнестойкость и творческий потенциал личности. Гуманитарное образование способствует формированию человека в его целостности, а не просто специалиста, функционера.
Для того чтобы гуманитарные дисциплины заняли достойное место в учебных программах российских вузов, необходимо пересмотреть теоретико-методологические основы гуманитарного образования, а также условия реализации образовательного потенциала гуманитарной культуры. Предшествующий опыт, накопленный в сфере образования и воспитания, при всей его ценности не способствует эффективному решению задач стоящих перед высшей школой. Традиционные организационные структуры и образовательные концепции создавались в иной историко-культурной и общественно-политической ситуации, поэтому сегодня они не способны выступать в качестве общественных институтов социализации, адаптации и личностного развития. В российском обществе неуклонно растет социальная и этническая напряженность. Люди с различными ценностными ориента-циями, стилями и образами жизни, этнокультурными традициями утратили способность к продуктивному взаимодействию [2].
Можно говорить об общем снижении культурного уровня населения, разрушении культурной среды, утрате культурных смыслов образования. В свое время известный русский писатель Ф.М. Достоевский произнес фразу, ставшую крылатой: «Красота спасет мир». В настоящее время обстоятельства складываются так, что спасать надо красоту, и уже не раз приходилось слышать: «Мир спасет красоту». Так и с образованием. Образование спасет культуру, если возьмет на себя функцию воспитания человека культуры. Только через человека возможно сохранение, возрождение и развитие
культуры как целостного явления, которое превращает людей, населяющих определенное пространство в народ, нацию (Д. Лихачев), как среды, которая растит и питает личность (П. Флоренский), как взаимопорождения и диалога прошлых, настоящих и будущих культур (М. Бахтин, В. Библер) [3].
Гуманитаризацию вузовского образования мы рассматриваем сегодня как важнейшее условие сохранения культуры. Она направлена на общегуманитарное развитие личности, воспитание духовной элиты общества - «истинных гуманитариев», которых в обществе меньшинство, но которые выполняют важнейшую функцию: сохранить и передать следующим поколениям лучшие достижения отечественной и мировой культуры, ибо массовая культура, в каждом поколении доступная большинству, гибнет почти бесследно [4]. Образованность населения, оцениваемая в количественных средних показателях, еще не является залогом успешного развития страны и общества в целом.
Специалист, не отягощенный нравственно -стью, руководствующийся в принятии решений сугубо технологическими критериями, может поставить природу и общество на грань необратимой катастрофы. Постепенно растет понимание того, что литература, искусство, эстетика, история не только облагораживают душу, но и приобщают инженера, конструктора, техника к альтернативному способу мышления, снимая «технократический снобизм», формируя ответственность при принятии технических решений за судьбы ближних и человечества в целом. В современном мире возрастают роль и значение не только профессиональной грамотности и компетентности специалиста, но и его нравственно-этических черт, чувства ответственности за последствия своей деятельности [2].
На сегодняшний день ситуация такова, что проблема гуманитаризации образования в России находится в стадии осмысления. За рубежом философ-ско-мировоззренческую основу гуманизации и гуманитаризации образования составляет система идей, включающая: овладение принципами организованности мира, который окружает человека; учет и понимание духовной компоненты человеческого бытия, природы человеческой души, человека и человечества в целом; учет общих принципов функционирования природных сил и законов; учет экономически целесообразной деятельности человека и ее последствий в организованном мире; взаимозависимость этических доминант и системы социальных координат, изменение этой системы в соответствии с принципами антропоцентрической этики.
Теоретический базис гуманитарного образования включает следующие компоненты: философский, обеспечивающий целостное знание о мире, обществе и человеке; исторический, позволяющий познать законы эволюции культуры, науки, общества и поведения людей; культурологический, основанный на изучении закономерностей развития культурных систем, общественных ценностей, вы-
текающих из религиозных, политических и социальных интересов; психологический, объясняющий поведение людей с точки зрения их мотивов, социальных установок и т. д.; социологический, основанный на изучении поведения людей в социуме и функционировании общественных институтов [2].
Гуманитаризация образования предполагает совершенствование преподавания родного языка, в том числе и для представителей национальных меньшинств. Помимо утилитарной задачи, сохранение языка имеет и общекультурное значение. В. Гумбольдт отмечал, что язык - это лицо народа, в нем фиксируется и сохраняется картина мира, свойственная тому или иному культурному сообществу («языковому коллективу»). Именно через сферу языка человек может непосредственно ощутить свою принадлежность к мировой истории и одновременно глубже понять свою культурно-историческую уникальность.
В гуманитаризации образования выделяют два направления. Первое направление касается подготовки профессионалов гуманитарных специальностей: культурологов, социологов, филологов, историков, философов, правоведов, психологов и др. Второе направление - это общегуманитарное образование в негуманитарных вузах. Следует отметить, что еще в XIX в. подчеркивалась необходимость приобщения к гуманитарной культуре специалистов в любой сфере деятельности. В. Гумбольдт в основу новой модели университета положил принцип, согласно которому без гуманитарного образования не может быть образованной личности. Без развитых нравственных интересов и убеждений научные знания выродятся в презирающий все «духовный материализм» и «безыдейный элитаризм».
Выражаясь современным языком, В. Гумбольдт предвидел и опасался технократизма как типа мышления и действия без контроля совести. Выдающиеся деятели современности, представители точных и естественных наук К. Циолковский, В. Вернадский, И. Губкин, Н. Вавилов, А. Ухтомский, А. Чижевский, А. Туполев, С. Илюшин, А. Колмогоров видели в гуманитарной культуре способ обогащения мысли, расширения кругозора и возвышения творческого человеческого духа. Приобщение к гуманитарной культуре помогает преодолеть узость мышления, зацикленность и ограниченность, формирует стремление к всестороннему изучению объекта исследования, избавляет от синдрома, который принято называть «профессиональным идиотизмом» [5]. Перечисленные выше направления в гуманитаризации образования имеют существенные отличия, что связано с особенностями технических и гуманитарных вузов, а также со спецификой тех сфер, для которых готовятся будущие специалисты.
Возникает вопрос, что обусловливает невысокую эффективность гуманитарного образования в российских вузах? Во многом - идейный кризис
системы воспитания. Практика показывает, что сам по себе предмет не способен обеспечить высокий уровень воспитания. Речь идет не только о предметах обращенных к рациональной сфере, но и о предметах гуманитарного направления в том виде, в каком они сегодня преподаются студентам. Именно в гуманитарной сфере огромная роль принадлежит педагогу, через личность которого студент приобщается к гуманитарной культуре. Далее, для гуманитарного образования, как и для многих других направлений образовательной деятельности, остро стоит вопрос о качестве. Проблема заключается в отсутствии разработанных критериев оценки результатов формирования личностного, мировоззренческого и профессионального ядра, в неопределенности самого понятия «гуманитарное образование» и т. д. [2].
Существенные проблемы развития гуманитарного образования лежат в мировоззренческой плоскости. На сегодняшний день важнейшей задачей является смысловая, мировоззренческая интеграция гуманитарных наук, потребность в которой появляется на каждой новой ступени развития гуманитарного знания. Новый междисциплинарный синтез, которого требует интеграция, должен соответствовать современному периоду и масштабу решаемых проблем. Необходимы поддержка комплексных междисциплинарных программ и проектов, организационная интеграция вузовской и академической наук, реализация отдельных исследовательских начинаний, организация научного поиска и решения важных проблем [6]. Одной из концептуальных проблем гуманитарного образования и воспитания в современной России является то, что его содержание не соответствует основным составляющим личностного бытия. Поэтому образовательная деятельность не способствует формированию личности в единстве всех составляющих человеческой экзистенции.
Решение данного комплекса задач может вывести образование на новый уровень. Но для этого необходимо проделать огромную работу: изучить исторический опыт и тенденции высшего гуманитарного образования в России; оценить потребность в специалистах гуманитарного профиля; изучить зарубежные концепции высшего гуманитарного образования и гуманитаризации высшей школы; разработать оптимальную модель интеграции гуманитарного образования с отраслевой наукой и практикой; выработать систему условий оптимизации гуманитарной подготовки специалистов; корректировать государственные стандарты высшего гуманитарного образования; создать дифференцированные программы базовых предметов социально-гуманитарного цикла и подготовить новое поколение учебных пособий, учебников по социально-гуманитарным дисциплинам [2].
Для дальнейшего развития гуманитарного образования как социального института, обеспечивающего приобщение к достижениям отечественной и
мировой культуры и комплексное развитие личности, необходимо разработать новую образовательную философию. С одной стороны, концепция гуманитарного образования должна строиться на понимании образования как социального института подготовки человека к труду, профессии, с другой стороны, как важнейшей социокультурной системы, гуманизирующей существование человека и общества, обеспечивающей всестороннее развитие личности, ее общественное признание и самоутверждение. То есть традиционное определение образования как процесса вооружения учащихся знаниями, умениями и навыками должно быть заменено более широким взглядом на образование. Образование - это становление Человека, обретение им своего неповторимого человеческого образа. А.В. Луначарский справедливо отмечал: «Образованный человек - человек, в котором доминирует образ человеческий» [3].
Разрабатывая новую концепцию образования важно представлять, на какой образ человека оно будет ориентировано. В трудах Н.О. Лосского и П.А. Флоренского человек рассматривается как высшая духовная ценность культуры. Только познавая культуру и творя ее, человек становится неотъемлемой частью человечества, обретает духовную сущность. Н.А. Бердяев в работе «Смысл истории» отмечал: «Каждый человек по своей внутренней природе есть некий великий мир - микрокосмос, в котором отражается и пребывает весь реальный мир и все великие исторические эпохи; он представляет собой какой-то отрывок вселенной, в котором заключен этот маленький кусочек, он являет собой некоторый мир, который может быть по состоянию сознания данного человека еще закрытым, но, по мере расширения и просветления его сознания, внутренне раскрывается» [7].
Размышляя об историческом развитии человеческих культур, Н.А. Бердяев большое значение придавал национальной индивидуальности. Он полагал, что человек входит в человечество как национальный человек, как русский, немец, англичанин или француз и все творческое в культуре носит на себе печать национального гения [7]. Марксистская философия, многие годы определявшая развитие нашего общества, так называемой «новой исторической общности советских людей», ставила в центр культуры абстрактного человека, функционирующего по известному алгоритму культурного бытия абстрактного общества. История показала, что игнорирование национального характера в культуре, образа жизни и духа конкретных народов является источником возникновения национальных конфликтов, искажения национального самосознания, безответственного, разрушительного отношения к ценностям культуры.
В результате изменений, произошедших в нашем обществе в эпоху тоталитаризма, были утрачены многие традиции русской интеллигентности, гуманности, духовности, свободомыслия и другие
черты человека культуры. Возник и развился человек массовый, мало отличающийся от всех других. Социологи отмечают такие его черты, как неглубокую историческую память, авторитаризм, настороженное отношение к окружающим, страх перед будущим, агрессивность и т. п. [3].
В качестве глобальной цели современного образования мы рассматриваем человека культуры. Содержание личности современного человека культуры характеризуется освоением общечеловеческих ценностей, деятельность - креативностью, поиском творческих решений, а его поведение отличает автономность и саморегуляция. Ядро нового типа личности - субъектные свойства, определяющие меру ее свободы, духовности, гуманности, жизнетворчества. Задача современного образования заключается в том, чтобы, как утверждал великий русский писатель Ф.М. Достоевский, воссоз-
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Матюхин В.А. Преодоление кризисных явлений в системе образования США (1980-1990 гг.): Методология и результаты // Обзорная информ. - НИИВО. - М., 1995. - Вып. 1. - 40 с.
2. Запесоцкий А.С. Образование: Философия, культурология, политика. - М.: Наука, 2003. - 456 с.
3. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в педагогических теориях и системах. - М.-Ростов, 1999. -С. 250-258.
4. Чулаки М.М. Хранители огня // День науки в Санкт-Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов: Матер. конф. - СПб., 1996. - С. 84.
дать в человеке неповторимый образ человеческий, отыскать человека в человеке. Эта целевая установка должна стать исходной при разработке новой концепции образования.
Подведем итог, гуманитарное образование -это основной ресурс духовного возрождения России и в силу этого - стратегическое направление государственной политики. Гуманитарное образование целесообразно рассматривать как важнейший механизм культурной преемственности, форму сохранения и развития культурного достояния нации и всего человечества, фактор жизнеспособности молодого поколения. Гуманитарный вуз должен стать формой воспроизводства и трансляции культурных норм, идей, ценностей, пространством генерирования общественной идеологии, способом подготовки человека к существованию в обществе и культуре [2].
5. Иванов В.Г. Роль духовной культуры в развитии самостоятельности мысли личности // День науки в Санкт-Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов: Матер. конф. -СПб., 1996. - С. 110-111.
6. Пуляев В.Т. Гуманитарная культура и современное общество: Целостность, Самопознание, Самоорганизация // День науки в Санкт-Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов: Матер. конф. - СПб., 1996. - С. 93.
7. Бердяев Н.А. Смысл истории. - М.: Мысль, 1990. - С. 19.
Поступила 30.09.2009г.