Научная статья на тему 'Проблемы государственной поддержки совмещения основных и альтернативных видов сельскохозяйственного производства'

Проблемы государственной поддержки совмещения основных и альтернативных видов сельскохозяйственного производства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГИЭИ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
аграрный туризм / альтернативное сельскохозяйственное производство / государственная поддержка / сельские территории / сельское хозяйство / сельскохозяйственная продукция / сельскохозяйственное производство / совмещенное производство / agricultural tourism / alternative agricultural production / government support / rural areas / agriculture / agricultural products / agricultural production / combined production

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Овчинникова Н. В., Генералов И. Г., Шамин А. Е.

Введение. Существующая система государственной поддержки не учитывает особенности совмещения основных и альтернативных видов сельскохозяйственного производства и требует изменений в нормативных документах с указанием конкретных механизмов их реализации. Цель исследования заключается в выявлении проблем государственной поддержки совмещения основных и альтернативных видов сельскохозяйственного производства. Материалы и методы. Методологическую основу исследования составили следующие методы: абстрактно-логический, монографический, экономико-статистический и опрос. В совокупности на основе данных Министерства сельского хозяйства и продовольственных ресурсов и Министерства туризма и народных промыслов Нижегородской области они позволили выявить ключевые проблемы, сдерживающие развитие сельского туризма в Нижегородской области. Результаты. В процессе исследования стратегических региональных документов сделан вывод, что государственная региональная политика развития альтернативных видов сельскохозяйственного производства и аграрного туризма в РФ носит в целом пассивный характер и лишь в нескольких регионах она находится на достаточном уровне. Несмотря на слабую нормативно-правовую базу, Нижегородская область входит в число регионов, где совмещение основных и альтернативных видов сельскохозяйственного производства может быть сбалансировано. Обсуждение. На основе опроса глав малых форм хозяйствования (в том числе занимающихся альтернативными видами сельскохозяйственного производства) (152 респондента) было выделено 9 ключевых проблем, сдерживающих развитие альтернативных видов сельскохозяйственного производства в регионе. Заключение. Признание необходимости государственной поддержки совмещения основных и альтернативных видов сельскохозяйственного производства не сопровождается разработкой конкретных мероприятий, что является негативным условием их развития, что свидетельствует о целесообразности определения рамочных условий и приоритетов в данной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of state support for combining basic and alternative types of agricultural production

Introduction. The existing system of state support does not take into account the peculiarities of combining the main and alternative types of agricultural production and requires changes in regulatory documents indicating specific mechanisms for their implementation. The purpose of the study is to identify the problems of state support for combining basic and alternative types of agricultural production. Materials and methods. The following methods formed the methodological basis of the study: abstract-logical, monographic, economic-statistical and survey. Together, based on data from the Ministry of Agriculture and Food Resources and the Ministry of Tourism and Folk Crafts of the Nizhny Novgorod Region, they revealed key problems holding back the development of rural tourism in the Nizhny Novgorod Region. Results. In the process of studying strategic regional documents, it was concluded that the state regional policy for the development of alternative types of agricultural production and agricultural tourism in the Russian Federation is generally passive in nature and in only a few regions it is at a sufficient level. Despite the weak regulatory framework, the Nizhny Novgorod region is one of the regions where the combination of basic and alternative types of agricultural production can be balanced. Discussion. Based on a survey of heads of small-scale economic forms (including those engaged in alternative types of agricultural production) (152 respondents), 9 key problems were identified that hinder the development of alternative types of agricultural production in the region. Conclusion. Recognition of the need for state support for combining basic and alternative types of agricultural production is not accompanied by the development of specific measures, which is a negative condition for their development, which indicates the advisability of determining framework conditions and priorities in this area.

Текст научной работы на тему «Проблемы государственной поддержки совмещения основных и альтернативных видов сельскохозяйственного производства»

WW^WW^V РРГМПНД пкн&я иптрлгптля яwnнпмикл

РЕ! ИОПАЛЬНАЯ И ОТРАСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА

Научная статья УДК 338.43

DOI: 10.24412/2227-9407-2024-5-91-100 EDN: AKBRXE

Проблемы государственной поддержки совмещения основных и альтернативных видов сельскохозяйственного производства

Надежда Владимировна Овчинникова1 Иван Георгиевич Генералов2, Анатолий Евгеньевич Шамин3

12 3Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, Княгинино, Россия '/в^гоуа. nadez@yandex.ruм

2ivan.generalov.91@bk.ru, https://orcid.org/0000-0003-2195-8640 3 ngiei-126@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-2382-274X

Аннотация

Введение. Существующая система государственной поддержки не учитывает особенности совмещения основных и альтернативных видов сельскохозяйственного производства и требует изменений в нормативных документах с указанием конкретных механизмов их реализации. Цель исследования заключается в выявлении проблем государственной поддержки совмещения основных и альтернативных видов сельскохозяйственного производства.

Материалы и методы. Методологическую основу исследования составили следующие методы: абстрактно-логический, монографический, экономико-статистический и опрос. В совокупности на основе данных Министерства сельского хозяйства и продовольственных ресурсов и Министерства туризма и народных промыслов Нижегородской области они позволили выявить ключевые проблемы, сдерживающие развитие сельского туризма в Нижегородской области.

Результаты. В процессе исследования стратегических региональных документов сделан вывод, что государственная региональная политика развития альтернативных видов сельскохозяйственного производства и аграрного туризма в РФ носит в целом пассивный характер и лишь в нескольких регионах она находится на достаточном уровне. Несмотря на слабую нормативно-правовую базу, Нижегородская область входит в число регионов, где совмещение основных и альтернативных видов сельскохозяйственного производства может быть сбалансировано.

Обсуждение. На основе опроса глав малых форм хозяйствования (в том числе занимающихся альтернативными видами сельскохозяйственного производства) (152 респондента) было выделено 9 ключевых проблем, сдерживающих развитие альтернативных видов сельскохозяйственного производства в регионе. Заключение. Признание необходимости государственной поддержки совмещения основных и альтернативных видов сельскохозяйственного производства не сопровождается разработкой конкретных мероприятий, что является негативным условием их развития, что свидетельствует о целесообразности определения рамочных условий и приоритетов в данной сфере.

Ключевые слова: аграрный туризм, альтернативное сельскохозяйственное производство, государственная поддержка, сельские территории, сельское хозяйство, сельскохозяйственная продукция, сельскохозяйственное производство, совмещенное производство

Для цитирования: Овчинникова Н. В., Генералов И. Г., Шамин А. Е. Проблемы государственной поддержки совмещения основных и альтернативных видов сельскохозяйственного производства // Вестник НГИЭИ. 2024. № 5 (156). С. 91-100. DOI: 10.24412/2227-9407-2024-5-91-100. EDN: AKBRXE

© Овчинникова Н. В., Генералов И. Г., Шамин А. Е., 2024

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License. The content is available under Creative Commons Attribution 4.0 License.

91

^^WWW^^WW огг/плм i л \m скгтпвл i гглшлшгс

nZUlUWAL SEL1 ипяь CLUlVUMlLà_

Nadezhda V. Ovchinnikova1B, Ivan G. Generalov2, Anatoly E. Shamin3

12 3 Nizhny Novgorod State Engineering and Economic University, Knyaginino, Russia

1 fedorova.nadez@yandex.ru я

2 ivan.generalov.91@bk.ru, https://orcid.org/0000-0003-2195-8640

3 ngiei-126@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-2382-274X

Introduction. The existing system of state support does not take into account the peculiarities of combining the main and alternative types of agricultural production and requires changes in regulatory documents indicating specific mechanisms for their implementation. The purpose of the study is to identify the problems of state support for combining basic and alternative types of agricultural production.

Materials and methods. The following methods formed the methodological basis of the study: abstract-logical, monographic, economic-statistical and survey. Together, based on data from the Ministry of Agriculture and Food Resources and the Ministry of Tourism and Folk Crafts of the Nizhny Novgorod Region, they revealed key problems holding back the development of rural tourism in the Nizhny Novgorod Region.

Results. In the process of studying strategic regional documents, it was concluded that the state regional policy for the development of alternative types of agricultural production and agricultural tourism in the Russian Federation is generally passive in nature and in only a few regions it is at a sufficient level. Despite the weak regulatory framework, the Nizhny Novgorod region is one of the regions where the combination of basic and alternative types of agricultural production can be balanced.

Discussion. Based on a survey of heads of small-scale economic forms (including those engaged in alternative types of agricultural production) (152 respondents), 9 key problems were identified that hinder the development of alternative types of agricultural production in the region.

Conclusion. Recognition of the need for state support for combining basic and alternative types of agricultural production is not accompanied by the development of specific measures, which is a negative condition for their development, which indicates the advisability of determining framework conditions and priorities in this area.

Keywords: agricultural tourism, alternative agricultural production, government support, rural areas, agriculture, agricultural products, agricultural production, combined production

For citation: Ovchinnikova N. V., Generalov I. G., Shamin A. E. Problems of state support for combining basic and alternative types of agricultural production // Bulletin NGIEI. 2024. № 5 (156). P. 91-100. DOI: 10.24412/2227-94072023-5-91-100. EDN: AKBRXE

Problems of state support for combining basic and alternative types of agricultural production

Abstract

Государственная поддержка изначально является инструментом, позволяющим пропорционально развивать отрасли народного хозяйства. В сельском хозяйстве система государственной поддержки сложилась в следующих направлениях: животноводство, растениеводство и развитие сельских территорий. Однако в последнее время всё большее значение приобретают альтернативные виды сельскохозяйственного производства, развитие которых способствует повышению экономической эффективности хозяйственной деятельности сельхозтоваропроизводителей, чья система государственной поддержки находится ещё на стадии формирования.

Введение

Анализ нормативно-правовой базы в области развития сельскохозяйственного производства показывает, что на федеральном уровне в Российской Федерации государственная политика развития его альтернативных видов не сформирована. Это во многом обусловлено занимаемым промежуточным положением данных видов сельскохозяйственного производства с другими отраслями народного хозяйства. Ярким примером альтернативного вида сельскохозяйственного производства следует считать аграрный туризм, статус которого не имеет официального закрепления, а лишь упоминается в отраслевых документах как Министерства сельского хозяйства, так и Министерства туризма, что при-

VWWWWW рргипнл пкнля и птрлгtifra я жпнпмнк'л VWWWWW

¿^¿m^i^^i^^^i^^i^, РЕ! И ОПАЛ ID ПАЯ И ОМГЛСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА

водит к непроработанности мер поддержки проектов в данном направлении. Отсутствие взаимосвязи различных министерств и ведомств, ответственных за развитие альтернативных видов сельского хозяйства, является ключевым фактором, сдерживающим развитие данного направления.

Рабочая гипотеза исследования сформирована исходя из того, что существующая государственная поддержка малых форм хозяйствования в рамках совмещения основных и альтернативных видов сельскохозяйственного производства требует изменений.

В рамках подтверждения выдвинутой гипотезы была поставлена цель исследования, которая заключается в выявлении проблем государственной поддержки совмещения основных и альтернативных видов сельскохозяйственного производства.

Материалы и методы

В процессе исследования использованы следующие методы: абстрактно-логический - при обосновании и обобщении нормативных документов федерального и регионального уровня, касающихся государственной поддержки сельскохозяйственного производства и сельского туризма; монографический - при изучении опыта совмещения сельскохозяйственного и туристского производства и его государственной поддержки в регионах; экономико-статистический - при обобщении результатов опроса; опрос, который позволил выявить ключевые проблемы, сдерживающие развитие сельского туризма в Нижегородской области.

Результаты

Альтернативные виды сельскохозяйственного производства формируются в условиях использования животных несельскохозяйственного назначения в конкретной территории (например, разведение оленей, кабанов и других животных в Нижегородской области), появления нетрадиционных видов сельскохозяйственной продукции, ориентированной на уникального потребителя (например, оленье молоко, рога и др.).

Сельское хозяйство Российской Федерации носит сезонный характер, а т. к. в некоторых регионах продолжительность сезона совсем невелика, то возникает вопрос о занятости работников сельского хозяйства в то время, когда урожай собран и все необходимое для следующей посевной кампании подготовлено. Стоит отметить, что в ряде регионов нашей страны вследствие длительного кризисного

периода аграрного сектора довольно большое число сельскохозяйственных предприятий прекратило свое существование, оставив местное население без работы и средств к существованию. В связи с этим в рамках «Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 г.» [1; 2; 3] особое внимание уделено развитию так называемых альтернативных видов занятости работников сельского хозяйства, в том числе аграрному туризму. Помимо обеспечения занятости работников сельского хозяйства в период отсутствия необходимости выполнения сельскохозяйственных работ, альтернативные виды сельскохозяйственного производства могут привлечь дополнительные инвестиции и обеспечить дополнительные доходы как крупным сельскохозяйственным предприятиям, так и малым формам хозяйствования, послужить импульсом для возрождения пришедших в упадок сельскохозяйственных предприятий [4; 5; 6; 7]. Развитие несельскохозяйственных видов деятельности должно стать приоритетным направлением повышения уровня благосостояния жителей сельских территорий, закрепления трудоустройства в местах их проживания. Местные органы самоуправления, а также региональные органы власти должны уделять повышенное внимание диверсификации сельской экономики, прежде всего на основе развития малого и среднего бизнеса [8; 9; 10; 11]. Однако заметим, что в ряде отраслевых документов по развитию сельскохозяйственного производства нет запланированных адресных мероприятий по развитию его альтернативных видов, при этом отсутствуют механизмы межведомственного взаимодействия. Более детально данная проблема была рассмотрена авторами на примере реализации мероприятий стратегий и программ по развитию аграрного туризма, который во многом связан с альтернативными видами сельскохозяйственного производства.

Поскольку в соответствии с федеральной практикой на региональном уровне в реализации политики развития сельского хозяйства и иных видов деятельности альтернативные виды сельскохозяйственного производства практически не упоминается, то в целях определения региональных подходов к регулированию развития данного направления в России было проведено исследование стратегических документов, имеющих отношение к регулированию деятельности в сфере аграрного туризма (таблица 1).

! REGIONAL AND SECTORAL ECONOMICS

Таблица 1. Нормативные документы, регулирующие деятельность альтернативных видов сельскохозяйственного производства (на примере сельского туризма)

Table 1. Regulatory documents regulating the activities of alternative types of agricultural production (for example, rural tourism)

Федеральные органы / Federal authorities Нормативные документы

Министерство сельского Нижегородской области /

хозяйства / Прочие ведомства / Other departments Regulatory documents

Ministry of Agriculture of the Nizhny Novgorod region

1. Стратегия устойчивого 1. ФЗ «Об основах туристской 1. Региональный проект «Развитие развития сельских террито- деятельности» / Federal Law «On the Basics сельского туризма» / Regional pro-рий РФ на период до 2030 of Tourist Activity». ject «Development of rural tourism». года / Strategy for Sustainable 2. ФЗ «О развитии малого и среднего бизне- 2. Региональный закон «Об осо-Development of Rural Areas of са на территории Российской Федерации» / бенностях развития экологическо-the Russian Federation for the Federal Law «On the Development of Small го туризма и туризма в сельской Period up to 2030. and Medium-Sized Businesses in the Russian местности в Нижегородской обла-

2. Государственная програм- Federation». сти» / Regional law «On features of ма «Комплексное развитие 3. Государственная программа «Экономи- the development of ecological tour-сельских территорий до 2025 ческое развитие и инновационная экономи- ism and tourism in rural areas in the года» / State program «Inte- ка» / State program «Economic Development Nizhny Novgorod region».

grated development of rural and Innovative Economy». 3. Постановление Правительства

areas until 2025». 4. Государственная программа «Развитие «Об учреждении гранта Прави-

3. ФЗ «О крестьянском (фер- культуры и туризма на 2013-2024 годы» / тельства Нижегородской области мерском) хозяйстве» / Federal State program «Development of culture and в форме субсидии на развитие Law «On Peasant (Farm) tourism for 2013-2024». сельского туризма» / Government Economy». 5. Стратегия развития туризма в Российской Decree «On the establishment of a

4. ФЗ «О личном подсобном Федерации на период до 2035 года / Tourism grant from the Government of the хозяйстве» / Federal Law «On development strategy in the Russian Federation Nizhny Novgorod Region in the Personal Subsidiary Plots» for the period up to 2035. form of a subsidy for the develop-

6. Концепция ФЦП «Развитие внутреннего ment of rural tourism» и въездного туризма в Российской Федерации (2019-2025 годы)» / The concept of the

federal target program «Development of domestic and inbound tourism in the Russian Federation (2019-2025)».

7. Государственная программа «Развитие туризма» / State program «Tourism Development»

Источник: составлено авторами на основании данных1,2

Анализ нормативной документации, относящейся к области исследования, свидетельствует, что на государственном уровне нашли отражение пять групп факторов, влияющих на развитие аграрного туризма: кадровые, документационные, проблемы взаимодействия, факторы продвижения и прочие, в отношении которых и должна осуществляться государственная поддержка.

Российская Федерация, несмотря на значительный аграрно-туристский потенциал, значительно отстает от зарубежных стран по развитию сельского туризма. Согласно данным Всемирной ту-

ристской организации, в 2020 г. РФ вошла в список 30 стран-лидеров по доходам, полученным от организации туризма (24 место), которые составили 12,3 млрд долл., что на 29,3 % больше, чем в 2018 г. Туризм в сельской местности является новым направлением аграрно-туристической индустрии России. Целью развития аграрно-туристской деятельности является повышение объемов выпускаемой сельскохозяйственной продукции малыми формами хозяйствования, повышение качества жизни в сельской местности, а также в регионах в целом [12; 13; 14].

WW^WW^V рргмпнд пкнд я и птрагïtfra я яwnunмикл

РЕ1 ИипАЛРПАЯ И 01 ГАСЛЕРАЯ ЭКипиМИКА

В процессе исследования стратегических региональных документов, посвященных развитию аграрного туризма, сделан вывод, что государственная региональная политика развития альтернативных видов сельскохозяйственного производства в РФ носит в целом пассивный характер. Только в Саратовской области разработан специальный стратегический документ - план мероприятий («дорожная карта») «Развитие сельского туризма на территории Саратовской области на период до 2016 года». При том, что во всех субъектах Российской Федерации приняты и действуют стратегические документы в области развития туризма, только в 38 субъектах Российской Федерации в их содержании упоминается аграрный туризм, предлагаются прямые или косвенные меры его поддержки. Причем в 15 регионах (Еврейская автономная область, Владимирская, Курганская, Курская, Пензенская, Сахалинская, Свердловская, Тамбовская, Московская области, Приморский и Ставропольский края, Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Крым, Удмуртская Республика) в подобных документах аграрный туризм (и альтернатив-

ные виды сельскохозяйственного производства) выделен как один из приоритетов, но никакие адресные мероприятия по его развитию не планируются. Еще в трех субъектах Российской Федерации (Белгородская, Ярославская области, Республика Тыва) упоминается поддержка проектов в области аграрного туризма, но конкретные мероприятия не разработаны. В Алтайском и Хабаровском краях, Амурской, Волгоградской, Воронежской, Калининградской, Калужской, Ленинградской, Нижегородской, Новгородской, Смоленской, Тверской, Челябинской областях, республиках Калмыкия, Карелия, Марий Эл, Татарстан, Хакасия, Чувашской Республике разработаны меры поддержки аграрного туризма, но при этом отсутствуют механизмы межведомственного взаимодействия [15; 16; 17; 18].

Различие в нормативно-правовом обеспечении развития аграрного туризма и, как следствие, альтернативных видов сельскохозяйственного производства обусловлено неравными возможностями совмещения сельскохозяйственного и туристского производства в регионах РФ (рисунок 1).

Балл / Point

Северный / Northern Центральный / Central Поволжский / Volga ЦЧР / CBE region Южный / South

region

^ Уровень развития сельскохозяйственного производства / Level of agricultural production development s Уровень развития туризма на сельских территориях регионов / Level of tourism development in rural areas of the regions = Агрегированная оценка / Aggregated valuation

Рис. 1. Оценка ведения совмещенного сельскохозяйственного

и туристского производства в европейской части РФ Fig. 1. Assessment of combined agricultural and tourist production in the European part of the Russian Federation Источник: отставлено авторами с использованием данных [19; 20]

Высокий уровень совмещения сельскохозяйственного и туристского производства в европейской части РФ наблюдается в Южном и Центральном районах РФ, где агрегированная оценка соста-

вила 8 и 7 баллов соответственно. В Центральном районе уровень развития туризма на сельских территориях опережает уровень развития сельскохозяйственного производства. Агрегированная оценка

! REGIONAL AND SECTORAL ECONOMICS

остальных районов свидетельствует об их среднем уровне ведения совмещенного сельскохозяйственного и туристского производства, а наиболее сбалансированным среди них является Поволжский район (набирает 6 баллов как по уровню развития сельскохозяйственного производства, так и по уровню развития туризма на сельских территориях), куда также входит и Нижегородская область.

Обсуждение В рамках исследования подробно рассмотрена государственная поддержка Нижегородской области, которая отражена в паспорте регионального проекта «Развитие сельского туризма». В результате его критического анализа выявлено, что государственная поддержка предполагает унифицированный для всех муниципальных образований региона механизм её получения. Также в механизме не учи-

тываются особенности местности, организации инфраструктуры, обеспеченности кадрами и прочие особенности муниципалитетов.

Важно, чтобы государственная поддержка носила адресный подход. В связи с этим было проведено социологическое исследование мнения глав малых форм хозяйствования области об эффективности государственной поддержки в области развития сельского туризма, исследование проводилось при поддержке Российского союза сельской молодежи (РССМ). Было опрошено 152 респондента из числа:

1) глав малых форм хозяйствования региона;

2) владельцев объектов сельского туризма.

В ходе исследования были выявлены ключевые проблемы, сдерживающие развитие сельского туризма в целом, включая государственную поддержку (таблица 2).

Таблица 2. Ключевые проблемы, сдерживающие развитие агарного туризма в Нижегородской области Table 2. Key problems holding back the development of agar tourism in the Nizhny Novgorod region

Число ответов / Number of responses

18

Нет четкой поддержки альтернативных видов сельскохозяйственного производства / No clear support for alternative agricultural production

Отсутствие комплексного подхода к развитию альтернативных видов сельскохозяйственного производства и аграрного туризма на его основе / Lack of an integrated approach to the development of alternative agricultural production and agricultural tourism based on it Низкий уровень развития логистической и туристической инфраструктуры / Low level of development of logistics and tourism infrastructure

Слабая информированность сельхозтоваропроизводителей об альтернативных видах сельскохозяйственного производства / Poor awareness of agricultural producers about alternative types of agricultural production

Дефицит кадров на сельских территориях для сельского туризма / Shortage of personnel in rural areas for rural tourism

Нет продвижения сельских территорий на федеральном уровне, как перспективного направления развития туризма / There is no promotion of rural areas at the federal level as a promising direction for the development of tourism

Отсутствие координации между Министерством сельского хозяйства и продовольственных ресурсов и Министерством туризма и промыслов Нижегородской области / Lack of coordination between the Ministry of Agriculture and Food Resources and the Ministry of Tourism and Crafts of the Nizhny Novgorod Region

Отсутствие упрощенных режимов для сельхозтоваропроизводителей, занимающихся развитием альтернативных видов сельскохозяйственного производства / Lack of simplified regimes for agricultural producers engaged in the development of alternative types of agricultural production

Сложный процесс перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли рекреационного использования / Complex process of conversion of agricultural land to recreational land Источник: составлено авторами на основании данных

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

24

21

17

16

6

5

2

VWWWWW рргипнл пкнля и птрлгtifra я жпнпмнк'л VWWWWW ¿^¿m^i^^i^^^i^^i^, рег ИипАЛРпАЯ И о 1 ГАСЛЕРАЯ жипимпкА

В результате анализа ключевых проблем, сдерживающих развитие сельского туризма в Нижегородской области, можно отметить, что методы и механизм государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей, занимающихся сельским туризмом в Нижегородской области, нуждаются в совершенствовании в следующих направлениях:

1) совершенствование механизма государственной поддержки, который должен учитывать потенциальные возможности сельскохозяйственных организаций и стимулировать их деятельность;

2) нормативно-законодательное утверждение механизма государственной поддержки на региональном уровне;

3) передача части функций государственной поддержки сельскохозяйственной отрасли с федерального уровня на региональный;

4) разработка специальных программ и мер поддержки для развития альтернативных видов сельскохозяйственного производства, включая субсидии, гранты и льготные кредиты для малых форм хозяйствования;

5) обучение и консультирование предпринимателей, занимающихся развитием альтернативных видов сельскохозяйственного производства, по вопросам управления бизнесом, маркетинга и продвижения своих услуг;

6) создание инфраструктуры для развития альтернативных видов сельскохозяйственного производства и агротуризма, включая развитие гостиничного и ресторанного бизнеса, строительство туристических маршрутов и объектов развлечений;

7) проведение маркетинговых кампаний и продвижение альтернативных видов сельскохозяйственного производства на региональном и федеральном уровнях для привлечения большего числа туристов;

8) улучшение условий труда и жизни жителей сельских территорий через развитие альтернативных видов сельскохозяйственного производства, создание новых рабочих мест и дополнительного дохода для местного населения.

Кроме того, необходимо обеспечить доступ к современным технологиям и обучению для представителей малых форм хозяйствования, чтобы повысить качество услуг и конкурентоспособность. Также важно содействовать созданию партнерских отношений между различными участниками сель-ско-туристического бизнеса, что способствует обмену опытом и расширению сети партнеров.

Заключение

Анализ положений нормативно-правовой базы, касающихся альтернативных видов сельскохозяйственного производства, сформированных в области аграрного туризма, сельского хозяйства, региональной политики в части развития сельской местности, позволили сформулировать следующие выводы:

- отсутствует база стратегических документов развития альтернативных видов сельскохозяйственного производства и аграрного туризма; в существующей нормативно-правовой базе не определен понятийный аппарат, феномен альтернативных видов сельскохозяйственного производства и агроту-ризма практически не упоминается, отсутствуют адресные меры поддержки и мероприятия, направленные на его развитие;

- на федеральном уровне отсутствует специальная нормативно-правовая база развития альтернативных видов сельскохозяйственного производства и аграрного туризма, например, система качества услуг аграрного туризма, реализуемая общественными организациями, действует только в некоторых субъектах Российской Федерации, но не является обязательной, а также не выступает объектом рекламы, пропаганды и прочих мер продвижения;

- межведомственное взаимодействие не налажено, взаимодействие между Минсельхозом РФ и Минкультуры РФ (Ростуризмом) по вопросам развития сельского туризма отсутствует;

- межотраслевые интеграционные процессы присутствуют исключительно на локальном (муниципальном) уровне в рамках отдельных проектов;

- координация используемого инструментария между федеральным и региональным уровнем отсутствует.

Отсутствие стратегических документов в области развития альтернативных видов сельскохозяйственного производства и аграрного туризма на федеральном уровне приводит к неопределенности в отношении приоритетов его развития (регионы, направления и пр.). Признание приоритетности аграрного туризма во многих случаях не сопровождается разработкой конкретных мероприятий по его развитию. Целесообразно формирование государственной политики развития альтернативных видов сельскохозяйственного производства и аграрного туризма, определяющее рамочные условия и приоритеты его развития на федеральном уровне и конкретные формы и проекты на региональном.

^^WWW^^WW вггтмд! лмп сггтппл т сглилмггг

nZUlUWAL SEL1 ипяь CLUlVUMILb_

Примечания:

1 Министерство сельского хозяйства Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://mcx.gov.ru/ (дата обращения 16.02.2024 г.).

2 Министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области в 2022 году [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://mcx-nnov.ru (дата обращения 16.02.2024 г.).

3 Молодёжь села [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.молодëжьсела.рф/ (дата обращения 16.02.2024 г.).

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Абряндина В. В. Развитие малых форм хозяйствования на основе организации сельского туризма // Аграрная наука. 2015. № 6. С. 27-29. EDN: TZEXDP.

2. Цёхла С. Ю., Карлов Л. С. Межотраслевая кооперация и взаимодействие в развитии сельского туризма // Экономическая среда. 2020. № 3 (33). С. 50-55. EDN: QJOMKO.

3. Шарипов С. А., Афанасьев В. И. Малый аграрный бизнес в Татарстане: состояние и перспективы развития // Агропродовольственная политика России. 2017. № 5 (65). С. 11-17. EDN: YUDCQJ.

4. Феденева И. Н., Комарова Л. К. Перспективные направления развития сельского туризма на территории Новосибирской области // Сервис plus. 2016. Т. 10. № 2. С. 34-44. EDN: VXEJXT.

5. Аникина А. В. Сельский туризм как один из факторов развития сельскохозяйственного производства // Приволжский научный журнал. 2014. № 3 (31). С. 206-211. EDN: SNZLEX.

6. Ермалинская Н., Фильчук Т., Евтушенко В. Развитие сельского туризма как формы агробизнеса в Беларуси: условия, тенденции и практический опыт // Аграрная экономика. 2018. № 6 (277). С. 61-72. EDN: ZAJMWT.

7. Николаева И. К. Формирование кластера традиционных отраслей сельского хозяйства (коневодство и оленеводство) в Республике Саха (Якутия) // Вестник Башкирского государственного аграрного университета. 2014. № 3 (31). С. 125-129. EDN: SXXWYJ.

8. Жуковская Е. А. Агроэкотуризм как направление развития сельского хозяйства (на примере СФО) // Экономика сельского хозяйства России. 2022. № 11. С. 70-76. EDN: UWXWSY.

9. Ванчикова Е. Н., Сангадиева И. Г., Перинов С. Б., Ишигенов И. В., Логинов И. С. Форсайт: диверсификация сельского хозяйства для устойчивого развития сельских территорий // Экономический анализ: теория и практика. 2022. Т. 21. № 12 (531). С. 2293-2313. EDN: YOKFQE.

10. Комарова Е. И. Сельский туризм как тренд развития внутреннего туризма в России // Экономика и предпринимательство. 2023. № 7 (156). С. 398-401. EDN: HOLHNM.

11. Мамраева Д. Г., Борбасова З. Н., Ташенова Л. В. Мировой опыт развития сельского туризма // Проблемы агрорынка. 2019. № 2. С. 108-115. EDN: HLLPZC.

12. Хисматуллин М. М., Мухаметгалиев Ф. Н., Авхадиев Ф. Н., Асадуллин Н. М. Туризм как инструмент развития сельских территорий // Теория права и межгосударственных отношений. 2022. Т. 1. № 9 (21). С. 358-366. EDN: IJPUFO.

13. Нохрина Л. Концептуальные подходы к формированию европейской модели развития сельского туризма // Аграрная экономика. 2019. № 12 (295). С. 55-61. EDN: ZERLJI.

14. Костяев А. И. Развитие туризма в сельской местности // Никоновские чтения. 2020. № 25. С. 127-130. EDN: TJPBNG.

15. Калугина Н. А., Молдажанов М. Б., Пуричи В. В. Сельский туризм как фактор оздоровления экономики села региона // Экономика. Профессия. Бизнес. 2020. № 2. С. 50-55. EDN: YOSPPT.

16. Андреева М. В., Крюкова И. В., Яковлева Е. Н. Проектный подход к развитию сельского туризма // Вестник университета. 2022. № 12. С. 63-71. EDN: GBGZUS.

17. Попов А. А. Эксплуатация сельскохозяйственных участков в целях развития сельского туризма // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Юриспруденция. 2023. № 22. С. 27-30. EDN: BGILHU.

18. Полухина А. Н., Рукомойникова В. П. Сельский туризм как инновационный способ развития АПК России // Туризм и гостеприимство. 2019. № 1. С. 22-29. EDN: ACGGQT.

19. Абряндина В. В., Здоров М. А. Туризм сельских территорий. 2015. 172 с. EDN: UKJQJZ.

Вестник НГИЭИ. 2024. № 5 (156). C. 91-100. ISSN 2227-9407 (Print) Bulletin NGIEI. 2024. № 5 (156). P. 91-100. ISSN 2227-9407 (Print)

VWWWWW рргипнл пкнля и птрлгtifra я жпнпмнк'л VWWWWW

¿^¿m^i^^i^^^i^^i^, гЕ! ИОПАЛРПАЯ И ОТРАСЛЕВАЯ ЖОПОМИКА

20. Беденко Н. Н., Досаева А. Л., Скудалова О. В. Управление развитием сельского туризма в условиях экономики замкнутого цикла // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2023. № 2 (62). С. 33-45. EDN: PMJMOD.

Дата поступления статьи в редакцию 16.02.2024; одобрена после рецензирования 20.03.2024;

принята к публикации 21.03.2024.

Информация об авторах: Н. В. Овчинникова - аспирант, Spin-код: 4673-3491; И. Г. Генералов - к.э.н., доцент кафедры «Сервис», Spin-код: 3763-1273;

А. Е. Шамин - д.э.н., профессор кафедры «Экономика и автоматизация бизнес-процессов», Spin-код: 4772-3987.

Заявленный вклад авторов: Овчинникова Н. В. - сбор и обработка материалов, подготовка текста статьи. Генералов И. Г. - анализ и дополнение текста статьи. Шамин А. Е. - формулирование основной концепции исследования.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

REFERENCES

1. Abrjandina V. V. Razvitie malyh form hozjajstvovanija na osnove organizacii sel'skogo turizma [Development of small forms of management based on the organization of rural tourism], Agrarnaja nauka [Agrarian science], 2015, No. 6. pp. 27-29. EDN: TZEXDP.

2. Cjohla S. Ju., Karlov L. S. Mezhotraslevaja kooperacija i vzaimodejstvie v razvitii sel'skogo turizma [Inter-sectoral cooperation and interaction in the development of rural tourism], Jekonomicheskaja sreda [Economic environment], 2020, No. 3 (33), pp. 50-55. EDN: QJOMKO

3. Sharipov S. A., Afanas'ev V. I. Malyj agrarnyj biznes v Tatarstane: sostojanie i perspektivy razvitija [Small agricultural business in Tatarstan: state and development prospects], Agroprodovol'stvennaja politika Rossii [Agri-food policy of Russia], 2017, No. 5 (65), pp. 11-17. EDN: YUDCQJ.

4. Fedeneva I. N., Komarova L. K. Perspektivnye napravlenija razvitija sel'skogo turizma na territorii Novosi-birskoj oblasti [Promising directions for the development of rural tourism in the Novosibirsk region], Servis plus [Service plus], 2016, Vol. 10, No. 2, pp. 34-44. EDN: VXEJXT.

5. Anikina A. V. Sel'skij turizm kak odin iz faktorov razvitija sel'skohozjajstvennogo proizvodstva [Rural tourism as one of the factors in the development of agricultural production], Privolzhskij nauchnyj zhurnal [Volga Scientific Journal], 2014, No. 3 (31), pp. 206-211. EDN: SNZLEX.

6. Ermalinskaja N., Fil'chuk T., Evtushenko V. Razvitie sel'skogo turizma kak formy agrobiznesa v Belarusi: uslovija, tendencii i prakticheskij opyt [Development of rural tourism as a form of agribusiness in Belarus: conditions, trends and practical experience], Agrarnaja jekonomika [Agrarian economy], 2018, No. 6 (277), pp. 61-72. EDN: ZAJMWT.

7. Nikolaeva I. K. Formirovanie klastera tradicionnyh otraslej sel'skogo hozjajstva (konevodstvo i olenevodstvo) v Respublike Saha (Jakutija) [Formation of a cluster of traditional agricultural industries (horse breeding and reindeer husbandry) in the Republic of Sakha (Yakutia )], Vestnik Bashkirskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta [Bulletin of the Bashkir State Agrarian University], 2014, No. 3 (31), pp. 125-129. EDN: SXXWYJ.

8. Zhukovskaja E. A. Agrojekoturizm kak napravlenie razvitija sel'skogo hozjajstva (na primere SFO) [Agroecotourism as a direction of agricultural development (on the example of the Siberian Federal District )], Jekonomika sel'skogo hozjajstva Rossii [Economics of Agriculture of Russia], 2022, No. 11, pp. 70-76. EDN: UWXWSY.

9. Vanchikova E. N., Sangadieva I. G., Perinov S. B., Ishigenov I. V., Loginov I. S. Forsajt: diversifikacija sel'skogo hozjajstva dlja ustojchivogo razvitija sel'skih territorij [Forsyth: diversification of agriculture for sustainable

Вестник НГИЭИ. 2024. № 5 (156). C. 91-100. ISSN 2227-9407 (Print) Bulletin NGIEI. 2024. № 5 (156). P. 91-100. ISSN 2227-9407 (Print)

^^WWW^^WW вггтмд! лмп сггтппл т сглилмггг

jjfyify^^^p^^ REGlONAL AND SECl ORAL ECONOMlCS_

rural development], Jekonomicheskij analiz: teorija i praktika [Economic analysis: theory and practice], 2022, Vol. 21, No. 12 (531), pp. 2293-2313. EDN: YOKFQE.

10. Komarova E. I. Sel'skij turizm kak trend razvitija vnutrennego turizma v Rossii [Rural tourism as a trend in the development of domestic tourism in Russia], Jekonomika i predprinimatel'stvo [Economy and entrepreneurship], 2023, No. 7 (156), pp. 398-401. EDN: HOLHNM.

11. Mamraeva D. G., Borbasova Z. N., Tashenova L. V. Mirovoj opyt razvitija sel'skogo turizma [World experience in the development of rural tourism], Problemy agrorynka [Problems of the agricultural market], 2019, No. 2, pp. 108-115. EDN: HLLPZC.

12. Hismatullin M. M., Muhametgaliev F. N., Avhadiev F. N., Asadullin N. M. Turizm kak instrument razvitija sel'skih territorij [Tourism as an instrument for the development of rural areas], Teorija prava i mezhgosudarstvennyh otnoshenij [Theory of law and interstate relations], 2022, Vol. 1, No. 9 (21), pp. 358-366. EDN: IJPUFO.

13. Nohrina L. Konceptual'nye podhody k formirovaniju evropejskoj modeli razvitija sel'skogo turizma [Conceptual approaches to the formation of a European model for the development of rural tourism], Agrarnaja jekonomika [Agrarian economy], 2019, No. 12 (295), pp. 55-61. EDN: ZERLJI.

14. Kostjaev A. I. Razvitie turizma v sel'skoj mestnosti [Development of tourism in rural areas], Nikonovskie chtenija [Nikon readings], 2020. No. 25, pp. 127-130. EDN: TJPBNG.

15. Kalugina N. A., Moldazhanov M. B., Purichi V. V. Sel'skij turizm kak faktor ozdorovlenija jekonomiki sela regiona [Rural tourism as a factor in improving the rural economy of the region], Jekonomika. Professija. Biznes [Economics. Profession. Business], 2020, No. 2, pp. 50-55. EDN: YOSPPT.

16. Andreeva M. V., Kijukova I. V., Jakovleva E. N. Proektnyj podhod k razvitiju sel'skogo turizma [Project approach to the development of rural tourism], Vestnik universiteta [University Bulletin], 2022, No. 12, pp. 63-71. EDN: GBGZUS.

17. Popov A. A. Jekspluatacija sel'skohozjajstvennyh uchastkov v celjah razvitija sel'skogo turizma [Operation of agricultural plots for the development of rural tourism], Vestnik obrazovatel'nogo konsorciuma Srednerusskij uni-versitet. Serija: Jurisprudencija [Bulletin of the educational consortium Central Russian University. Series: Jurisprudence], 2023, No. 22, pp. 27-30. EDN: BGILHU.

18. Poluhina A. N., Rukomojnikova V. P. Sel'skij turizm kak innovacionnyj sposob razvitija APK Rossii [Rural tourism as an innovative way of developing the agro-industrial complex of Russia], Turizm i gostepriimstvo [Tourism and hospitality], 2019, No. 1, pp. 22-29. EDN: ACGGQT.

19. Abrjandina V. V., Zdorov M. A. Turizm sel'skih territorij [Tourism of rural areas], 2015, 172 p. EDN: UKJQJZ.

20. Bedenko N. N., Dosaeva A. L., Skudalova O. V. Upravlenie razvitiem sel'skogo turizma v uslovijah jekonomiki zamknutogo cikla [Management of rural tourism development in a closed-cycle economy], Vestnik Tver-skogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Jekonomika i upravlenie [Bulletin of Tver State University. Series: Economics and Management], 2023, No. 2 (62), pp. 33-45, EDN: PMJMOD.

The article was submitted 16.02.2024; approved after reviewing 20.03.2024; accepted for publication 21.03.2024.

Information about the authors: N. V. Ovchinnikova - graduate student, Spin-code: 4673-3491;

I. G. Generalov - Ph. D. (Economy), associate professor of the chair «Service», Spin-code: 3763-1273;

A. E. Shamin - Dr. Sci. (Economy), professor of the chair «Economics and business process automation», Spin-code:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4772-3987.

Contribution of the authors: Ovchinnikova N. V. - collection and processing of materials, writing of the draft. Generalov I. G. - analysing and supplementing the text. Shamin A. E. - developed the theoretical framework.

The authors declare no conflicts of interests.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.