ИССЛЕДОВАНИЕ
Рубцова О.Л.1
1 Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург
Проблемы государственной поддержки российского малого бизнеса
АННОТАЦИЯ:
В статье рассматриваются проблемы, сдерживающие эффективность государственной поддержки малого бизнеса в России. Предлагается выявить и исследовать лучшие практики по поддержке малого бизнеса и их распространение на региональном и муниципальном уровнях.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: малый бизнес, государственная поддержка, эффективность государственной поддержки
JEL: D92, H32, L25
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:
Рубцова, О.Л. (2015). Проблемы государственной поддержки российского малого бизнеса. Российское предпринимательство, 16(17), 2697-2706. doi: 10.18334/гр.16.17.1848
Рубцова Ольга Леонидовна, доцент кафедры экономического образования Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург ([email protected])
ПОСТУПИЛО В РЕДАКЦИЮ: 20.08.2015 / ОПУБЛИКОВАНО: 18.09.2015
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП: http://dx.doi.org/10.18334/rp.16.17.1848
(с) Рубцова О.Л. / Публикация: ООО Издательство "Креативная экономика"
Статья распространяется по лицензии Creative Commons CC BY-NC-ND (http://creativecommons.Org/licenses/by-nc-nd/3.0/)
ЯЗЫК ПУБЛИКАЦИИ: русский
Введение
Перед российской экономикой стоит задача замещения импортных товаров отечественными аналогами. Эта задача может быть реализована во многом благодаря активной работе малых предприятий, но развитие малого бизнеса в России значительно отстает от многих стран Виленский, 2011; Калашников, 2009; Коняхина, 2007; Руденко 2015; Соловьёва 2010; Aidis, Adachi, 2007; Aidis, Estrin, Mickiewicz, 2008; Astrakhan, Chepurenko, 2003; Nichter, Goldmark, 2009). Власти нашей страны стараются оказывать всестороннюю поддержку малому бизнесу, выделяя для этого немалые бюджетные средства.
Однако увеличение денежных средств, выделяемых на поддержку малого бизнеса, не приводит ни к ощутимому росту количества малых предприятий, ни к активизации их деятельности. Государственная поддержка малого бизнеса сопровождается рядом проблем, которые сдерживают ее результативность.
Критерии выбора малых предприятий для государственной поддержки
Первая проблема связана с критериями выбора малых предприятий для оказания государственной поддержки. Возникает вопрос: «Есть ли смысл поддерживать весь малый бизнес или необходимо поддерживать малый бизнес в сфере производства и инноваций, который, к сожалению, составляет только незначительную его часть?». Так, в 2011 году из городского бюджета Санкт-Петербурга выделили деньги на старт не только инновационных, но и вполне ординарных видов бизнеса: пекарен, ателье, автосервисов, туркомпаний и мультимедийных экспозиций.
Заявляя о старте программы, комитет экономического развития, промышленной политики и торговли Санкт-Петербурга (КЭРППиТ) объявил, что в 2011 году она будет направлена на создание компаний исключительно в сфере инноваций. Если в России основная масса малых предприятий сосредоточена и успешно развивается в сфере торговли, есть ли необходимость тратить бюджетные деньги на их поддержку?
С другой стороны, в сфере торговли сосредоточена наибольшая часть малого бизнеса страны, и торговые фирмы выполняют социальную функцию, т.к., во-первых, создают условия для сбыта продукции других малых предприятий, которые не могут пробиться в сетевую торговлю, во-вторых, создают рабочие места, в том числе и для социально незащищенных слоев населения.
2699
В последние годы приоритет в государственной поддержке отдается социальному предпринимательству. В Санкт-Петербурге в 2013 году в качестве приоритетного направления поддержки малого бизнеса были выбраны инфраструктурные проекты, строительство детских садов и создание программ дневного обучения детей.
В настоящее время регионы сами могут выбирать приоритеты в государственной поддержке малого бизнеса. Некоторые считают, что целесообразна не массовая поддержка малого бизнеса, а так называемая «точечная», т.е. поддержка сильных компаний, которые ведут вперед региональную экономику, определяют ее лицо.
«Отталкиваясь от концептуальных идей Й. Шумпетера, И.М. Кирцнера, С. Шейна и Д. Стори, мы позволим себе предположить, что государственная поддержка должна быть адресной, только для существующих предприятий, которые уже показали свою перспективность», - отмечает Н.В. Кубикова (Кубикова, 2015).
Необходимо учитывать, что разные виды бизнеса на разных этапах развития нуждаются в различных видах поддержки.
Принципы распределения средств из федерального бюджета на поддержку малого бизнеса
Вторая проблема связана с тем, что до недавнего времени большинство бюджетных средств на поддержку малого бизнеса выделялось тем регионам, где больше малых и средних предприятий. Средства распределялись из расчета удельного веса количества субъектов малого и среднего предпринимательства, зарегистрированных на территории региона. Таким образом, больше средств получали крупные регионы, где больше малых предприятий. Но возникал вопрос о том, как стимулировать развитие малого бизнеса в тех регионах, где небольшое количество малых предприятий. По каким критериям распределять бюджетные средства регионам на поддержку малого бизнеса?
Согласно постановлению Минэкономразвития России № 1605 в 2015 году распределение будет осуществляться исходя из доли населения в субъекте Российской Федерации, потенциала развития сектора малого и среднего предпринимательства в регионе, эффективности реализации мероприятий, расчетной бюджетной обеспеченности1.
1 Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2014 № 1605 «О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации
Федеральный закон от 29.06.15 № 156-ФЗ установил новые критерии, по которым компании относят к субъектам малого и среднего бизнеса 1 . Согласно этому закону, большинство субъектов предпринимательской деятельности попадают в категорию малого бизнеса и смогут рассчитывать на государственную поддержку. При этом бюджетные средства, выделенные на поддержку малого бизнеса, в 2015 году не выросли, и их уже придется перераспределять на большее количество представителей малого бизнеса.
Поэтому важно определить приоритетные отрасли и четкие критерии представителей бизнеса, которые могут претендовать на получение государственной поддержки.
Коррупция
Третья проблема связана с коррупцией. Неоднократно были выявлены факты злоупотребления бюджетными средствами, выделенными на поддержку малого бизнеса. В 2012 году в Санкт-Петербурге по программе «Грант начинающим субъектам малого предпринимательства на создание собственного бизнеса» ряд лиц получили деньги по подложным документам с недостоверной информацией. В отношении директоров фирм, пытавшихся получить субсидии на создание несуществующих фирм, были возбуждены уголовные дела. По версии следствия, в аферах участвовали сотрудники КЭРППиТ Санкт-Петербурга. Исходя из показаний задержанных директоров, «откаты» чиновникам достигали 15% от суммы субсидий, когда речь шла о действующих фирмах, и 50%, когда получатель господдержки оказывался «пустышкой»2. В Ленинградской области в 2013 году были выявлены факты мошеннического хищения бюджетных средств, выделяемых молодежи и представителям незащищенных категорий населения для развития предпринимательской деятельности3.
Следует признать, что сложно избежать нарушений и злоупотреблений при выдаче бюджетных субсидий малому бизнесу.
на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства».
1 Федеральный закон от 29.06.15 № 156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
2 Костринский, Г. (2014, 5 ноября). Малому бизнесу не нужны субсидии Смольного // Фонтанка. Петербургская интернет-газета.
3 Гуркин, С. (2013, 7 февраля). Обыски в правительстве Ленобласти: МВД сообщает о хищении 20 млн рублей, выделенных на малый бизнес // Деловой Петербург.
2701
Невостребованность бюджетных средств на поддержку малого бизнеса
Некоторые виды поддержки, прописанные в законе «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», не в достаточной мере реализованы, т.к. отсутствует конкретный механизм и средства для их реализации. В то же время есть примеры, когда средства, предусмотренные на финансовую поддержку малого бизнеса, в ряде регионов не были востребованы в полном объеме. Например, в 2014 году субсидии, выделенные на поддержку малого бизнеса в Санкт-Петербурге, оказались не востребованы малым бизнесом города. За
месяц до окончания срока подачи заявок в казне осталось около 2/3 от
<_> 1
изначально заложенной суммы1.
Несмотря на многообразие программ поддержки малого бизнеса и растущее количество средств, выделяемых на государственную поддержку, за поддержкой обращается небольшое количество предпринимателей. Часто предприниматели не знают о действующих программах поддержки. Так, несмотря на то что в Петербурге до недавнего времени действовало около 20 программ господдержки малого бизнеса, за этой поддержкой обращалось менее 1% петербургских бизнесменов 2 . Большинство представителей малого бизнеса не рассчитывают на государственную поддержку и даже не изучают возможности в этом плане. Директор Ассоциации предпринимателей малого и среднего бизнеса С. Веснов признает, что члены организации не подавали заявки на получение субсидий из-за недоверия к комитету 3 . Многие предприниматели считают, что поддержку получают только «свои».
Замечено, что и госзаказ теперь не пользуется большой популярностью4.
Невостребованность бюджетных средств на поддержку малого бизнеса во многом объясняется высокими требованиями к получателям поддержки.
Высокие требования к получателям поддержки
Предприниматели, участники программ государственной поддержки, часто сталкиваются с проблемой сложного
1 Костринский, Г. (2014, 5 ноября). Малому бизнесу не нужны субсидии Смольного // Фонтанка. Петербургская интернет-газета.
2 Там же.
3 Там же.
4 Агаркова, Л. (2015, 20 июля). Малым предприятиям расширяют доступ к сокращающейся господдержке // Деловой Петербург.
администрирования документов, необходимых для подачи заявок на получение поддержки и оформления соответствующей отчетности. Предприниматели сталкиваются с необходимостью участвовать в дополнительных образовательных программах для получения поддержки.
Многие предприниматели опасаются не справиться с большим объемом бумаг, необходимых для участия в программах, а также необходимостью отчитываться перед государством о потраченных средствах. Отбор потенциальных получателей господдержки во многом зависит от технической организации процедуры помощи, качества работы бухгалтера и юриста, в то время как значение и перспективы бизнеса зависят от других составляющих.
Оценка эффективности государственной поддержки
Достаточно сложно оценить эффективность различных программ государственной поддержки малого бизнеса. Например, практически невозможно подсчитать эффективность программ по популяризации предпринимательства в школах и вузах. Мероприятия, связанные с популяризацией предпринимательства, исключены в 2015 году из программ поддержки малого предпринимательства, финансируемых за счет средств федерального бюджета, как неэффективные. Прямые субсидии признаны неэффективной мерой поддержки.
Эффект от использования бюджетных средств, потраченных на поддержку малого бизнеса, проявляется, как правило, в долгосрочной перспективе. В то же время государству необходимо сейчас искать эффективные меры поддержки, а для этого проводить анализ эффективности той или иной меры поддержки малого бизнеса. Согласно постановлению № 1605 в 2015 году будут установлены индивидуальные показатели результативности для каждого вида субсидий, а недостижение этих показателей повлечет возврат денег в федеральный бюджет1. Следует отметить, что в последние годы акцент в программах поддержки, реализуемых субъектами Российской Федерации, сместился в сторону создания объектов инфраструктуры поддержки малого бизнеса, таких, как технопарки, промышленные парки, бизнес-инкубаторы. На наш взгляд, нет уверенности в том, что эти вложения
1 Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2014 № 1605 «О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства».
2703
будут более эффективны. Эти объекты инфраструктуры в основном ориентированы на инновационный малый бизнес, который составляет небольшую часть от российского малого бизнеса.
Необходимо принимать во внимание, что формирование и оценку эффективности политики в сфере малого бизнеса осуществляют администрации субъектов РФ. Получается, что качество работы оценивают сами разработчики и исполнители программ стимулирования малого предпринимательства.
Заключение
На наш взгляд, для создания в нашей стране эффективной системы государственной поддержки малого бизнеса необходимо искать решение рассмотренных проблем. Бюджетные средства следует тратить только на эффективные меры, и, несмотря на то что часто сделать это довольно сложно, проводить анализ эффективности различных мер поддержки, искать и устанавливать критерии эффективности этих мер.
Для каждого направления поддержки могут быть установлены свои критерии эффективности. Нужно искать новые эффективные программы. На наш взгляд, заслуживает внимания образовательная программа для молодежи «Бизнес для меня». Цель программы — помощь молодым и предприимчивым в реализации бизнес-идей, обучение практическим навыкам ведения бизнеса, презентация возможностей по поддержке, которую реализует городская администрация Санкт-Петербурга для начинающих предпринимателей.
В 2015 году в Ленинградской области стартовала новая программа бизнес-акселерации для предпринимателей. В рамках программы 50 предпринимателей области в течении 9 месяцев обучаются привлечению инвестиций, маркетинговым технологиям, разработке и продвижению брендов, проведению рекламных компаний, подбору персонала, а также совершенствуют знания в области бизнес-планирования и построения бизнес-моделей. Задача проекта помочь малому бизнесу вырасти в средний, а также дать возможность новым проектам и идеям развиваться и формировать благоприятный инвестиционный климат в регионе.
Программы государственной поддержки могут носить отраслевой характер. Интересна новая идея поддержки малого торгового бизнеса — строительство для него логистических центров при поддержке государства. Это начинание позволит поставлять продукты питания от
производителей, которые не в состоянии своевременно обеспечить поставки в объемах и по стандартам, предъявляемым торговыми сетями1.
Необходимо тщательное исследование лучших мировых практик поддержки малого бизнеса в целях их применения в нашей стране. Важно выявить и исследовать оптимальные практики организации работы по поддержке малого бизнеса и их распространение на региональном и муниципальном уровнях.
Вместе с тем для малого бизнеса гораздо важнее улучшение предпринимательской среды, чем увеличение бюджетных средств, выделяемых на государственную поддержку малого бизнеса.
Сейчас бизнесмен не может планировать свою деятельность на перспективу, т.к. правила часто меняются, и бизнес вынужденно несет потери. Малому бизнесу не столько надо помогать, сколько нужно создавать благоприятные условия для начала, становления и развития предпринимательской деятельности на территории страны через определенную систему мероприятий.
ИСТОЧНИКИ:
Виленский , А. В. (2011). Парадокс поддержки малого бизнеса: предварительные итоги кризиса. Вопросы экономики, 6, 149-156
Воробьева, И.В., Лукичёва Т.А. (2014). Использование зарубежного опыта для реализации стратегии национального брендинга в легкой промышленности России. Экономика и управление, 9 (107), 23-26.
Калашников, А.А. (2009). Современные проблемы развития малого и среднего бизнеса в России. Региональная экономика: теория и практика, 38, 34-38.
Коняхина, О.Н. (2007). Бизнес-инкубирование как новый виток в развитии малого предпринимательства России. Экономика и управление, 5, 45-47.
Кубикова, Н.В. (2015). К вопросу о государственной поддержке предпринимательства. Теория и практика общественного развития, 12, 38-40.
Руденко, Л.Г. (2015). Модель инфраструктурной поддержки малого предпринимательства. Российское предпринимательство, 10, 1432-1441.
Соловьёва О.А. (2010). Формирование государственной системы поддержки малого предпринимательства в транзитивной экономике, Монография, Челябинск
Aidis, R., Adachi, Y. (2007). Russia: Firm entry and survival barriers. Economic Systems, 31(4), 391-411. doi: 10.1016/j.ecosys.2007.08.003
Aidis, R., Estrin, S., Mickiewicz, T. (2008). Institutions and entrepreneurship development in
Russia: A comparative perspective. Journal of Business Venturing, 23(6), 656-672. doi: 10.1016/j.jbusvent.2008.01.005
1 Крючкова, Е. (2014, 3 октября). Белый дом уменьшает размеры розницы. Газета «Коммерсантъ»,179, 6.
2705
Astrakhan, I., Chepurenko, A. (2003). Small business in Russia: any prospects after a decade?.Futures, 35(4), 341-359. doi: 10.1016/S0016-3287(02)00085-X
Nichter, S., Goldmark, L. (2009). Small Firm Growth in Developing Countries. World Development, 37(9), 1453-1464. doi: 10.1016/j.worlddev.2009.01.013
Доклад Государственного совета Российской Федерации «О мерах по развитию малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Режим доступа:http://www.smeforum.ru/upload/iblock/f81/f810c5d73204a810a2889cfc43d6 aae9.pdf
Министерство экономического развития Российской Федерации. (2015). Направления государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в 2015 году. Режим доступа:
http://nisse.ru/upload/iblock/e7b/Направления%20господдержки%20в%202015%20 году_Минэкономразвития%20РФ.pdf
Федеральный закон от 29.06.15 № 156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Olga L. Rubtsova, Associate Professor of the Chair of Economic Education, Herzen State Pedagogical University of Russia, Saint-Petersburg
The problems of state support for Russian small businesses
ABSTRACT:
The article reviews the problems that suppress the effectiveness of state support for Russian small businesses. The author suggests identifying and studying the best practices of support for small business and their distribution at the regional and municipal levels. KEYWORDS: small business, state support, effectiveness of state support