Научная статья на тему 'Методические основы моделирования государственной поддержки предприятий малого бизнеса'

Методические основы моделирования государственной поддержки предприятий малого бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
624
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SMALL ENTERPRISES / STATE SUPPORT / REGIONAL ECONOMY / STATE SUPPORT MODELING / SUBSIDIZING / ENTERPRISE STRUCTURES / ПРЕДПРИЯТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / МОДЕЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ / МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ / СУБСИДИРОВАНИЕ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ СТРУКТУРЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузнецов Ю.В., Быкова Н.В.

В представленной статье автором проведен обзор нормативно-правового регулирования государственной поддержки малого предпринимательства, определены проблемы государственной поддержки предприятий малого бизнеса. В качестве решения обозначенных проблем разработаны основы моделирования государственной поддержки малого бизнеса. Целью представленной статьи явилась разработка методических основ моделирования государственной поддержки предприятий малого бизнеса. Методами исследования выбраны функционально-структурный метод, сравнительный анализ, описание, а также метод моделирования. В рамках статьи автором выявлены проблемы государственной поддержки предприятий малого бизнеса. Среди проблем выделены налоговые отчисления, административные барьеры, неравномерность выделения субсидий бюджетам субъектов РФ. В результате проведенного исследования автором обозначены наиболее перспективные методы распределения государственных финансовых ресурсов для государственной поддержки предприятий малого бизнеса, предложены подходы к основам моделирования малого предпринимательства путем структурирования механизма государственной поддержки. Представленные рекомендации в дальнейшем могут найти практическое применение на разных уровнях государственного управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кузнецов Ю.В., Быкова Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodical foundations of modeling the mecanism of state support for small business enterprises

In the submitted article, the author has carried out the review of standard and legal regulation of the state support for small business. In the article it was defined problems of state support. As the solution it was developed bases of state support modeling for small business. As methods it was chosen the functional and structural method, the comparative analysis, the description as well as modeling method. Within article the author has revealed problems of the state support of the enterprises of small business which are knitted with the low level of a market demand. Are distinguished from problems big tax with assignments, numerous administrative barriers, not financial means and support from the state, unevenness of allocation of subsidies to budgets of territorial subjects of the Russian Federation from the federal budget. As a result the author has designated the most perspective methods of distribution of the state financial resources for the state support of the enterprises of small business. The offered approaches to bases of modeling of small and average business are designated in the way by the state support. The submitted recommendations can find further practical application at the different levels of public administration.

Текст научной работы на тему «Методические основы моделирования государственной поддержки предприятий малого бизнеса»

УДК: 334.02

Методические основы моделирования государственной поддержки

предприятий малого бизнеса

Д-р экон. наук Кузнецов Ю.В. tour@econ.pu.ru Быкова Н.В. Bykova_natalia@bk.ru Санкт-Петербургский государственный университет 191123, Россия, Санкт-Петербург, ул. Чайковского, 62

В представленной статье автором проведен обзор нормативно-правового регулирования государственной поддержки малого предпринимательства, определены проблемы государственной поддержки предприятий малого бизнеса. В качестве решения обозначенных проблем разработаны основы моделирования государственной поддержки малого бизнеса. Целью представленной статьи явилась разработка методических основ моделирования государственной поддержки предприятий малого бизнеса. Методами исследования выбраны функционально-структурный метод, сравнительный анализ, описание, а также метод моделирования. В рамках статьи автором выявлены проблемы государственной поддержки предприятий малого бизнеса. Среди проблем выделены налоговые отчисления, административные барьеры, неравномерность выделения субсидий бюджетам субъектов РФ. В результате проведенного исследования автором обозначены наиболее перспективные методы распределения государственных финансовых ресурсов для государственной поддержки предприятий малого бизнеса, предложены подходы к основам моделирования малого предпринимательства путем структурирования механизма государственной поддержки. Представленные рекомендации в дальнейшем могут найти практическое применение на разных уровнях государственного управления.

Ключевые слова: предприятия малого бизнеса, государственная поддержка, региональная экономика, моделирование государственной поддержки, механизм государственной поддержки, субсидирование, предпринимательские структуры.

DOI: 10.17586/2310-1172-2016-9-2-80-86

Methodical foundations of modeling the mecanism of state support

for small business enterprises

D.Sc. Kuznetsov Yu.V. tour@econ.pu.ru Bykova N.V. Bykova_natalia@bk.ru Sankt-St. Petersburg state university 191123, Russia, St. Petersburg, Tchaikovsky St., 62

In the submitted article, the author has carried out the review of standard and legal regulation of the state support for small business. In the article it was defined problems of state support. As the solution it was developed bases of state support modeling for small business. As methods it was chosen the functional and structural method, the comparative analysis, the description as well as modeling method. Within article the author has revealed problems of the state support of the enterprises of small business which are knitted with the low level of a market demand. Are distinguished from problems big tax with assignments, numerous administrative barriers, not financial means and support from the state, unevenness of allocation of subsidies to budgets of territorial subjects of the Russian Federation from the federal budget. As a result the author has designated the most perspective methods of distribution of the state financial resources for the state support of the enterprises of small business. The offered approaches to bases of modeling of small and average business are designated in the way by the state support. The submitted recommendations can find further practical application at the different levels of public administration.

Keywords: small enterprises, state support, regional economy, state support modeling, subsidizing, enterprise structures.

Одним из приоритетных направлений долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации является государственная поддержка малого предпринимательства. Исследование особенностей развития малого предпринимательства имеет научный, государственный и практический интерес, в связи с тем,

большинство социально-экономических проблем российского общества взаимосвязано с вопросами его функционированием и развитием в современных рыночных условиях.

Основные проблемы развития малого бизнеса в РФ связаны с низким уровнем рыночного спроса, большими налоговыми отчислениями, административными барьерами, недоступностью финансовых средств со стороны государства.

Решению этих проблем будет способствовать модернизация ресурсных и общесистемных мер государственного регулирования, включающая: обеспечение доступа к государственным заказам, более гибкую систему льготных режимов налогообложения и налоговые каникулы для начинающих предпринимателей, реализацию разработанных «дорожных карт», направленных на ослабление административной нагрузки, субсидии и гранты начинающим предпринимателям, развитие инфраструктуры поддержки малого бизнеса. Согласно стратегии развития малого предпринимательства в России на период до 2030 г. увеличение оборота капитала должно составить в 2,5 раза; доля занятых в рассматриваемой сфере - 35 % (в 2014 г. доля занятых -13,5 %); повышение производительности труда в два раза. Чтобы достичь стратегических показателей, необходимо реализовать соответствующие меры поддержки малого бизнеса. В связи с этим представляется актуальным разработка методических основ моделирования государственной поддержки предприятий малого бизнеса.

В международной практике этому сектору экономики уделяется особое внимание, в развитых странах доля малого предпринимательства в ВВП составляет от 70 до 90 % [Росстат, 2016]. В России эта доля гораздо ниже, в пределах 20 % при слабом росте [Росстат, 2016]. Каким образом совершенствовать действующий механизм государственной поддержки на федеральном и региональном уровне, как достичь требуемого роста доли МСП в российской экономике - это вопросы, обусловливающие актуальность исследуемой темы. К данной проблематике проявляют интерес многие авторы, каждый из которых пытается раскрыть один из аспектов данной темы.

В рамках данной статьи под механизмом государственной поддержки малого предпринимательства предлагается понимать структуру взаимосвязанных элементов, инструментов, методов управления, обеспечивающих эффективное функционирование и развитие системы государственной поддержки предприятий малого бизнеса. Этот механизм требует постоянного мониторинга на соответствие современным условиям функционирования и развития предпринимательских структур.

Совершенствованию механизма государственной поддержки малого предпринимательства на федеральном и региональном уровнях в России и за рубежом посвящено много экономической литературы [Богачкова, Усачев, Киреенко, Лучко, Маренко]. По мнению многих авторов, наиболее значимой является финансовая поддержка субъектов МСП [Богачкова, 2015, с. 54]. В настоящем исследовании рассмотрен процесс предоставления субсидий из федерального бюджета региональным бюджетам.

В ходе исследования разработана усовершенствованная модель поддержки малого предпринимательства. Моделирование механизма государственной поддержки МСП осуществлялось с помощью методологии IDEF0 -наиболее известной методологии моделирования бизнес-процессов, позволяющей отобразить иерархию и взаимосвязь между функциями системы. Ее широкое распространение позволяет не рассматривать в рамках статьи методические аспекты ее использования [Лучко, 2014, с. 26].

Ключевое значение в механизме государственной поддержки малого предпринимательства имеют государственные программы. На них приходится около 96 % расходов федерального бюджета. Государственные программы направлены на достижение целей и приоритетов, установленных Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. [Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., 2009]

Моделирование действующего механизма государственной поддержки затруднялось тем, что возникают случаи, когда федеральная целевая программа (ФЦП), входящая в состав государственной программы, может обеспечивать реализацию одной или нескольких подпрограмм данной государственной программы, а также случаи, когда подпрограмма государственной программы обеспечивает реализацию ФЦП, входящих в состав государственной программы, и иных подпрограмм.

Ведомственные целевые программы могут как входить в государственные программы, так и не входить в них [Богачкова, 2015, с. 52]. Этот пример поясняет, что в модели сложно отразить всю многовариантность механизма государственной поддержки малого предпринимательства, поэтому на модель были наложены ограничения. При этом важным моментом в механизме господдержки малого предпринимательства является его эффективность. Отправной точкой моделирования послужили указанные на федеральном портале малого предпринимательства программы господдержки. Модель механизма государственной поддержки малого предпринимательства была создана путем анализа нормативно-правовой базы и интервьюирования экспертов.

На контекстной диаграмме модели отражена основная функция механизма - государственная поддержка малого предпринимательства (рис. 1)

Рис. 1. Модель «Существующий механизм государственной поддержки малого предпринимательства в России»

Управляющее воздействие на процесс господдержки малого предпринимательства оказывает ряд законодательных и нормативно-правовых документов, представим структурно на рис. 2.

Рис. 2. Нормативно-правовые акты оказывающие управляющее воздействие на процесс господдержки малого предпринимательства

Нормативные документы устанавливают критерии малого предпринимательства, порядок и условия предоставления юридическим и физическим лицам субсидий на поддержку предпринимательской деятельности, антимонопольные мероприятия и т.д. «Входом» модели обозначены средства (субсидии) федерального и региональных бюджетов. «Выходом» модели является развитие малого предпринимательства, получивших государственную поддержку, а также информация о достижении показателей результативности программ господдержки, которая определяет обратную связь по управлению моделью [Лучко, 2014, с. 19]. Органы

исполнительной власти должны реагировать на эту информацию и при необходимости вносить изменения в механизм государственной поддержки малого предпринимательства.

Далее контекстная диаграмма модели была декомпозирована. Диаграммы декомпозиции отражают функциональные блоки согласно уровням управления или процессов [Богачкова, 2015, с. 55]. На диаграмме декомпозиции первого уровня находятся следующие функциональные блоки:

- государственная поддержка малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства;

- содействие самозанятости безработных граждан;

- поддержка субъектов малого предпринимательства в сельской местности;

- поддержка малого предпринимательства в научно-технической сфере;

- разработка или внесение изменений в целевые программы.

В целях анализа действующего механизма господдержки малого предпринимательства указанные функциональные блоки также были декомпозированы, что позволило сопоставить цели и задачи программ, ответственных, целевые индикаторы и пр.

В результате проведенного моделирования и анализа действующего механизма государственной поддержки малого предпринимательства были раскрыты взаимосвязи между органами государственной власти по реализации господдержки.

Методическим центром по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования развития малого предпринимательства выступает Минэкономразвития России [Киреенко 2014, с. 119]. Действующие государственные программы отводят малому предпринимательству различные роли.

На практике субъект малого предпринимательства может подавать заявки на участие во всех перечисленных программах. Это ведет к необходимости согласования заявок между уполномоченным органом субъекта РФ и ведомствами для устранения возможной «двойной» субсидии на один проект, дублирования функций, роста межведомственных согласований и увеличения и без того коротких сроков освоения бюджетных средств на местах. В основном такая ситуация касается получения субсидий по лизингу.

Несмотря на то, что в нормативно-правовой документации прописаны правила предоставления субсидий субъектам РФ на господдержку малого предпринимательства, регионы не имеют четкого представления о сумме субсидий. Планирование средств на господдержку малого предпринимательства на уровне субъектов РФ происходит в условиях неопределенности. После прохождения в первой половине года конкурсных отборов, принимаются решения о финансовых выплатах на федеральном уровне. Сложностью в освоении этих сумм является получение средств в конце года.

Региональные бюджеты получают субсидии лишь в октябре-ноябре 2015 г., и до конца года субъект РФ должен использовать эти средства. Допускается их освоение в будущем периоде, однако это расценивается как неэффективное использование федеральных средств. Следует отметить, что перечень направлений господдержки субъектов малого предпринимательства ограничен. В настоящее время из 25 возможных направлений субъект РФ может использовать не более 12, что искусственно снижает его возможности.

Другая проблема заключается в том, что по установленным критериям отбора конкурсных заявок производится оценка результативности и уровня развития МСП в регионе за прошлые периоды. Однако критерии учитывают состояние прошлого периода, в то время как для планирования выделения средств было бы правильно оценивать и перспективы развития малого предпринимательства в каждом субъекте РФ.

Известны случаи, когда условия предоставления субсидий оказывались невыполнимыми для субъектов РФ. В некоторых источниках приводят пример, когда в регионах было освоено менее половины выделенных денег из-за того, что ссуду нельзя было использовать ни на зарплаты, ни на рекламу, ни на закупку товаров [Лучко, 2014, с. 11]. Из-за длительности процессов распределения, перераспределения и получения субсидий часть регионов отказывается от средств федерального бюджета на государственную поддержку малого предпринимательства, используя региональные ресурсы. Это еще раз подтверждает необходимость смещения сроков получения субсидий регионами к началу финансового года. Высвобожденные средства федерального бюджета перераспределяются в другие регионы, что увеличивает асимметрию в субсидировании субъектов РФ и уровне развития малого предпринимательства в России [Киреенко 2014, с. 117].

Таким образом, моделирование и анализ действующего механизма государственной поддержки МСП в России позволяют сделать вывод о том, что этот механизм достаточно логичен. Он включает этапы разработки, согласования и утверждения государственных программ (в том числе объемов средств на программы и конкретные мероприятия), этапы реализации программ и мониторинга их эффективности. Тем не менее с точки зрения получателей средств (субъектов РФ) существуют определенные проблемы в действующем механизме господдержки МСП. В частности, он недостаточно прозрачен как для субъектов РФ, так и для субъектов МСП. На региональном уровне проблематика развития малого предпринимательства в министерствах зачастую «теряется», а на первый план выходит решение отраслевых (ведомственных) задач.

Крайне непродуктивным для регионального уровня оказывается выделение федеральных средств в конце года. Субъекты РФ ограничены в направлениях и мероприятиях государственной поддержки малого предпринимательства. В итоге можно сделать вывод о том, что субъекты РФ нуждаются в большей самостоятельности по выбору направлений и условий использования федеральных субсидий на поддержку МСП.

Выявленные недостатки существующего программно-целевого механизма государственной поддержки субъектов малого предпринимательства в России позволили сформулировать ряд предложений по его совершенствованию.

Несомненно, существуют и должны существовать общее видение и политика федерального уровня развития малого предпринимательства в России. Однако результат деятельности любой системы или ее элементов должен быть ориентирован на потребителя [Киреенко 2014, с. 117], следовательно, механизм государственной поддержки МСП должен ориентироваться на интересы субъектов РФ и субъектов малого предпринимательства как конечных получателей федеральных средств. Он должен учитывать приоритеты субъектов РФ в собственном развитии.

Чтобы эти приоритеты не шли вразрез с целями государственной политики, на федеральном уровне могут быть установлены общие правила и задано небольшое число «широких» направлений развития малого предпринимательства, как это и происходит в настоящее время. Для реализации такого подхода в рамках проведенного исследования была предложена единая для всех министерств и ведомств методика определения лимитов федеральных субсидий для субъектов РФ исходя из комплексного анализа потенциала развития предпринимательства в регионах по ключевым направлениям (рис. 3). Усиление взаимодействия региональных исполнительных органов власти с субъектами РФ видится, прежде всего, в повышении информированности предпринимателей о мерах государственной поддержки.

Анализ действующей схемы механизма господдержки малого предпринимательства (см. рис. 3) позволяет выделить место нового инструментария в схеме работы федеральных министерств, где Минэкономразвития России, являясь методическим центром, взаимодействует с другими министерствами и ведомствами по поводу распределения федеральных субсидий.

Правительство РФ

1 г * ¿

' . ..Л

объем средств на государственные программы и их подпрограмм

Минэкономразвития РФ

1. Модель обеспечения эффективного распределения государственных финансовых ресурсов

2. Обоснование государственных программ и их подпрограмм

Федеральные министерства

4. Расчет объемов федеральных субсидий для субъектов РФ

J ь

Субъ екты РФ

Рис. 3. Разработанная схема механизма господдержки малого предпринимательства

Речь идет об использовании более совершенной методики расчетов в определении объемов федеральных субсидий для субъектов РФ, раскрыть которую подробно в рамках данной статьи не представляется возможным. Предложенная методика заключается в том, что Минэкономразвития России совместно с федеральными министерствами разрабатывает показатели мониторинга уровня развития малого предпринимательства по

ключевым направлениям господдержки (сводные индексы оценки уровня развития малого предпринимательства и интегральный индекс). Все это позволит построить рейтинг регионов, сформировать лимиты федеральных субсидий для каждого субъекта РФ по направлениям поддержки малого предпринимательства, включая регионы, в которых имеется отставание в развитии малого предпринимательства, но есть рост индексов развития малого предпринимательства и определенный потенциал.

Итак, исследование позволяет сделать ряд выводов. Определено, что под механизмом государственной поддержки малого предпринимательства предложено понимать структуру взаимосвязанных элементов, инструментов, методов управления, обеспечивающих эффективное функционирование и развитие системы государственной поддержки предприятий малого и среднего бизнеса. Действующий механизм государственной поддержки малого и среднего предпринимательства содержит определенные недостатки и проблемы, как в процессах, так и в функциях органов государственной власти. В результате анализа процессов и функций данного механизма предлагается совершенствование механизма государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, среди которых: использование федеральными министерствами усовершенствованных методов обеспечения эффективного распределения государственных финансовых ресурсов; изменение подхода к формированию направлений развития малого предпринимательства в России путем повышения в этом процессе роли субъектов РФ.

Также необходима активизация работы с субъектами малого предпринимательства по их информированию о мерах государственной поддержки. Есть основания полагать, что такие изменения механизма государственной поддержки малого предпринимательства позволят реализовать единый и понятный всем участникам принцип распределения субсидий по субъектам РФ и повысить заинтересованность и активность субъектов РФ в более эффективном управлении полученными федеральными средствами.

Литература

1. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"

2. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 05.10.2015) "О защите конкуренции" (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2016)

3. Богачкова Л.Ю. Регулирование развития малого и среднего бизнеса в России / Л.Ю. Богачкова, А.А. Усачев // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3, Экономика. Экология. - 2015. - № 3 (32) - С. 52-61.

4. Возможна ли теория предпринимательства в России? // Исследуя предпринимательство. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2014. С. 369-397.

5. Волкова М.А. Оценка эффективности государственного механизма управления экономикой региона в сфере поддержки малого бизнеса // Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М.Ф. Решетнева. - 2009. - № 2. - С. 439.

6. Гамидуллаев Р.Б. Анализ механизмов государственной поддержки малого инновационного предпринимательства // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. - 2012. - № 28. - С. 295.

7. Гамидуллаев Р.Б. Разработка методики оценки эффективности государственной поддержки малого инновационного предпринима- тельства в РФ // Государственное управление: электронный вестник. 2012. № 32. С. 4.

8. Государственная финансовая программа поддержки малого и среднего предпринимательства. URL: http://www.smb.gov.ru/measuresupport/programs (дата обращения 02.03.2016)

9. Киреенко А.П. Применение программно-целевого метода для государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в регионах Сибирского федерального округа // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2014. - № 4 (96). - С. 117-132.

10. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.

11. Лучко О.Н. Когнитивное моделирование как инструмент поддержки принятия решений / О.Н. Лучко, В. А. Маренко. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2014. - С. 118

12. Лукьянова Н.Ю., Солдатова С.Э. Роль статистического и экономико-математического моделирования в прикладных научных исследованиях// Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. -2013. - № 3. - С. 73-79.

13. Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 02.08.2010 № 588 (ред. от 28.03.2014).

14. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики - Электронный ресурс. Режим доступа: www.gks.ru (дата обращения 02.03.2016).

15. Попов С.А. Комплексный анализ оценки эффективности управления программами поддержки малого предпринимательства // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 10. - С. 249-252.

References

1. The federal law from 7/24/2007 N 209-FZ (an edition from 12/29/2015) "About development of small and average business in the Russian Federation"

2. The federal law from 7/26/2006 N 135-FZ (an edition from 10/5/2015) "About protection of the competition" (with amendment and additional, вступ. in force with 1/10/2016)

3. Bogachkova L.Yu. Regulation of development of small and medium business in Russia / L.Yu. Bogachkova, A.A. Usachev//Bulletin of the Volgograd state university. Series 3, Economy. Ecology. - 2015. - No. 3 (32) - Page 52-61.

4. Whether the theory of business in Russia is possible?//Investigating business. M.: Publishing house of Higher School of Economics National Research University, 2014. P. 369-397.

5. Volkova M. A. An assessment of efficiency of state mechanism of management of region economy in the sphere of support of small business//the Bulletin of the Siberian state space university of a name of the academician M. F. Reshetnev. - 2009. - No. 2. - P. 439.

6. Gamidullayev R. B. The analysis of mechanisms of the state support of small innovative business//News of PGPU of V. G. Belinsky. - 2012. - No. 28. - P. 295.

7. Gamidullayev R. B. Development of a technique of an assessment of an effective sta of the state support small innovative predprinima-telstvo in the Russian Federation//Public administration: electronic messenger. - 2012. -No. 32. - P. 4.

8. State financial program of support of small and average business. URL: http://www.smb.gov.ru/measuresupport/programs (date of the address 3/2/2016)

9. Kireenko A.P. Application of a program and target method for the state support of small and average business in regions of Siberian Federal District //News of Irkutsk state economic academy. - 2014. - No. 4 (96). - P. 117-132.

10. The concept of long-term social and economic development of the Russian Federation for the period till 2020: it is approved as the order of the Government of the Russian Federation of November 17, 2008 No. 1662-r.

11. Onions O.N. Cognitive modeling as instrument of support of decision-making / O.N. Luchko, V.A. Marenko. — Novosibirsk: Publishing house of the Siberian Branch of the Russian Academy of Science, 2014. - P. 118

12. Lukyanova N. Yu. A role of statistical and economic-mathematical modeling in applied scientific researches / N. Yu. Lukyanova, S.E. Soldatov//the Bulletin of the Baltic federal university of I. Kant. - 2013. - No. 3. - P. 73-79.

13. About the statement of the Order of development, realization and assessment of efficiency of state programs of the Russian Federation: the resolution of the Government of the Russian Federation from 8/2/2010 No. 588 (an edition from 3/28/2014).

14. The official site of Federal State Statistics Service - the Electronic resource. Access mode: www.gks.ru (date of the address 3/2/2016).

15. Priests S. A. Complex analysis of an assessment of effective management of programs of support of small business//Basic researches. - 2013. - No. 10. - P. 249-252.

Статья поступила в редакцию 25.03.2016 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.