УДК 338.242
В.В. Карпов, А.А. Кораблева
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГ О И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА1
Статья посвящена методическим основам моделирования государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. В ней обозначена актуальность проблематики, раскрыты терминологические аспекты, выбраны подходы, вид и стандарт моделирования, определено место механизма господдержки субъектов малого и среднего предпринимательства в графической модели. Представлен фрагмент разработанной графической модели действующего механизма господдержки предпринимательства. Уточнен подход к определению эффективности этого механизма.
Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, государственная поддержка, графическое моделирование.
Роль малого и среднего предпринимательства в условиях рыночной экономики является одной из ключевых. Такие компании способны быстро реагировать на изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создают дополнительные рабочие места, являются основным источником формирования среднего класса. Именно малое и среднее предпринимательство (далее - МСП) способно дать отечественной экономике необходимую насыщенность рынка, тенденцию к устойчивости цен и конкурентную среду, мотивирующую на внедрение новых технологий и повышение качества товаров. А в союзе с крупными компаниями субъекты МСП могут получать значительную выгоду как для себя, так и для рыночной экономики в целом. Тем не менее на практике отечественное МСП оказывает на макроэкономические показатели не столь существенное влияние, как в других странах: доля МСП в ВВП России составляет около 22%, в США -50%, в Китае - более 60%. В связи с этим государственная поддержка МСП является одним из приоритетных направлений долгосрочного социально-экономического развития России.
Поставленная перед авторами задача состояла в моделировании механизма государственной поддержки субъектов МСП в России с целью разработки предложений по его совершенствованию. Эта задача потребовала, прежде всего, определения методических основ моделирования такого механизма. В более подробном виде она раскрывается в следующих вопросах:
- что именно понимается под механизмом государственной поддержки субъектов МСП;
- какие подходы и вид моделирования следует использовать в данном случае;
1 Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситета 2014 г.
- с помощью каких методик и технических средств можно представить модель государственной поддержки субъектов МСП;
- где в этой модели находится механизм государственной поддержки МСП;
- как оценить эффективность действующего механизма государственной поддержки субъектов МСП с целью его совершенствования [1. С. 55].
В различных источниках под механизмом государственной поддержки МСП понимается совокупность взаимосвязанных элементов, инструментов, методов организации и управления, обеспечивающих функционирование системы государственной поддержки МСП [2. С. 295]. Такое определение раскрывает сущность предмета исследования и акцентирует внимание на его важнейших составляющих, среди которых ключевое значение имеют государственные программы (подпрограммы). И, по мнению многих авторов, наиболее значимым направлением господдержки субъектов МСП является финансовая поддержка.
Исследование существующих процессов, механизмов - обязательная часть любого проекта развития системы. В процессе моделирования выявляются «узкие места» системы, что служит отправной точкой для ее совершенствования. Для решения поставленной задачи может подойти математическое, экономико-математическое, компьютерное, статистическое, графическое моделирование. Исследуемой теме посвящено довольно много публикаций, и в основном авторы приводят различные графические модели или схемы, в которых в обобщенном виде отражаются ключевые элементы господдержки субъектов МСП, наличие связей, иерархии между ними и желаемые результаты. Основное преимущество графических моделей - наглядность и наилучшее восприятие этих моделей сторонними читателями.
Так, в работе Н.Б. Завьяловой и др. схематично показана иерархия программ государственной поддержки МСП: федеральная, региональная, муниципальная программы [3. С. 84]. От последней в качестве результатов исходит расширение деловых возможностей, финансово-имущественная поддержка субъектов МСП, обучение и консультирование предпринимателей, улучшение условий ведения бизнеса, информационное обеспечение. Эта схема акцентирует внимание на самых главных организационно-правовых инструментах системы господдержки МСП (программах) и в общем виде - на ожидаемой полезности этой поддержки с точки зрения ее получателей.
Р.Б. Гамидуллаев приводит структурную схему системы государственной поддержки малого инновационного предпринимательства, в которой выделяет программно-целевой блок (подразумевающий программно-целевое обеспечение государственной поддержки), организационно-правовой блок (нормативно-правовое обеспечение господдержки, содействие внешнеэкономической деятельности, международное сотрудничество, интеграция с крупным бизнесом) и функционально-ресурсный блок (кадровое, информационное, финансово-кредитное, инфраструктурное, технологическое обеспечение) [2. С. 298]. Более подробно суть схемы раскрывается в текстовой и табличной форме.
В статье О.Н. Зубатых, Е.А. Колесниченко схематично отражены инструменты поддержки малого бизнеса в рамках государственно-частного парт-
нерства, такие как правовое обеспечение и защита малого предпринимательства, финансово-кредитная, информационно-методическая, налоговая поддержка и антимонопольная политика [4. С. 57]. Компиляция подобных схем приведена на рис. 1.
Результат
Финансово- Обучение, консуль- Расширение деловых
имущественная тирование, инфор- возможностей, улуч-
поддержка МСП мационное обеспе- шение условий веде-чение МСП ния бизнеса
Рис. 1. Пример графического отображения механизма государственной поддержки
субъектов МСП
Из него видно, что механизм государственной поддержки субъектов МСП включает организационно-правовой, программно-целевой и функционально-ресурсный блоки. Основным инструментарием реализации этого механизма являются государственные программы. В результате субъекты МСП получают финансово-имущественную, информационную и иную поддержку.
Однако представленный рисунок и подобные ему, строго говоря, можно назвать схемой, но не моделью. Для комплексного анализа и моделирования государственной поддержки субъектов МСП наиболее приемлем системный подход, при котором объектная область исследования рассматривается как система. А непосредственно для моделирования механизма господдержки МСП следует использовать стандарты графического моделирования.
Отметим, что, несмотря на множество трактовок понятия системы, существует общепризнанное понимание ее как совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, образующих целостность, единство. Зачастую смешиваются понятия системного подхода и системного анализа или ведутся дискуссии о взаимосвязи между ними. Во избежание терминологической нечеткости обозначим, что системный анализ - строгая математическая
теория анализа сложных систем. В отношении оценки эффективности управления федеральными программами системный подход применяют В.А. Да-далко, Е.Р. Михалко, Э.А. Савчук и др. [5].
Статическое (структурное) и динамическое (процессуальное) состояние системы неразрывно связаны между собой, что определяет использование наряду с системным процессного подхода. Он рассматривает деятельность и управление как процесс, что соотносится с нашим пониманием механизма государственной поддержки субъектов МСП и в отличие от функционального подхода ориентирует на результат, а не на функцию, на что указывают А.О. Блинов, О.С. Рудакова [6. С. 57] и другие авторы. В процессном подходе контролируются «входы» (ресурсы) и «выходы» (результаты) на границах функций и бизнес-процессов (рис. 2). А сам бизнес-процесс понимается как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы.
Рис. 2. Отличие процессного и функционального подходов
Определившись с видом и подходами к моделированию господдержки субъектов МСП, необходимо выбрать стандарт моделирования. Наиболее удобным языком графического моделирования системы считается методология IDEF0 (Integrated DEFinition), предполагающая графическое и текстовое описание модели [7]. Модель IDEF0 в общем виде отображает выполняемые системой функции и связи между ними. Сначала создается контекстная диаграмма (рис. 3), отражающая основную функцию системы, а затем она декомпозируется (детализируется) до необходимого уровня. Вход функционального блока представляет материал или информацию, которая должна быть использована или преобразована блоком в результат (выход). Стрелки входа необязательны, так как не все действия могут преобразовать или изменять что-либо. При решении нашей задачи входом модели могут быть денежные средства - ресурс, обеспечивающий результативность механизма (выход модели).
К управляющим элементам модели следует отнести нормативно-правовые документы. Влияние на механизм должны оказывать цели более высокого уровня - цели развития экономики страны, отдельных отраслей и видов деятельности, реализации социально-экономической политики. Механизмом модели являются министерства, ведомства, иные органы власти и
подразделения, участвующие в процессе государственной поддержки МСП, программное обеспечение и иной инструментарий. В модели обязательно должна присутствовать обратная связь. К ней относятся информация об эффективности и результативности механизма, неизрасходованные ресурсы. Конечная цель моделирования - создание модели «как будет», в которой отразятся предложения исследователей по совершенствованию механизма государственной поддержки МСП.
Управление С1
Вход II
( \
Основная функция системы
Выход О1
Механизм М1
Рис. 3. Принцип построения контекстной диаграммы модели в стандарте ГОЕБО
Широкое распространение стандарта ГОЕБО позволяет в рамках данной статьи не рассматривать его подробно, а сразу обратить внимание на следующий момент. В соответствии с терминологией ГОЕБО механизм в модели обозначается дугой, входящей в функциональный блок снизу. Здесь механизмы показывают средства, инструментарий, с помощью которого осуществляется выполнение функций. То есть механизм является частью системы, которая «запускает» и поддерживает ее функционирование. Такой аспект приводит к вопросам: где именно в графической модели будет отражен механизм государственной поддержки субъектов МСП? он займет всю модель или только ее часть (нижние дуги)?
Взаимосвязь между элементами механизма не так четко просматривается на ГОЕБО-диаграммах, как взаимосвязь между функциями системы, хотя она есть. Например, одно подразделение министерства может выполнять различные функции системы государственной поддержки предпринимательства. С другой стороны, для выполнения определенной функции может понадобиться совместная работа нескольких подразделений и использование одного инструментария, программного обеспечения, методик и источника информации. Тем не менее, приравнивая понятия механизма господдержки субъектов МСП и механизма как нижних дуг модели, мы искусственно создадим ограничения, которые не позволят рассмотреть проблему в полном объеме. То есть созданная графическая модель со всеми элементами, функциями, взаимосвязями и будет представлять механизм государственной поддержки субъектов МСП.
Небольшие графические модели можно создавать в ручном режиме или средствами текстовых редакторов со встроенными графическими приложениями. Однако для решения серьезной задачи используются так называемые
CASE-средства (англ. Computer-Aided Software Engineering) - программные продукты для моделирования программ, систем. Есть мнение, что их выбор во многом зависит от личных предпочтений разработчиков. Но для реализации структурного (функционально ориентированного) подхода и использования IDEFO-методологий наилучшим образом подходит All Fusion Process Modeler (ранее BPwin). Этот программный продукт содержит стандарты моделирования, обладает интуитивно-понятным графическим интерфейсом, быстр и легок в освоении, что позволяет сосредоточиться на анализе самой предметной области. Наличие в All Fusion Process Modeler встроенных стандартов моделирования снимает необходимость создания «Соглашения по моделированию бизнес-процессов» - документа, в котором прописываются правила моделирования, внешний вид и сущность всех используемых графических объектов.
В качестве иллюстрации созданных моделей господдержки субъектов МСП на рис. 4 представлена диаграмма верхнего уровня модели «как есть». В модели сложно отразить всю многовариатность системы (механизма) государственной поддержки МСП, поэтому на модель накладываются определенные ограничения. Отправной точкой моделирования механизма государственной поддержки субъектов МСП послужили указанные на федеральном портале малого и среднего предпринимательства программы господдержки субъектов МСП (www.smb.gov.ru).
Методическим центром по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования развития субъектов МСП выступает Минэкономразвития РФ. В то же время господдержка субъектов МСП осуществляется по линии Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ, Министерства труда и социальной защиты РФ, Министерства образования и науки РФ и др. За исключением подпрограммы по линии Минтруда, в других подпрограммах (по линии указанных министерств) присутствуют цели и ключевые индикаторы, касающиеся непосредственно субъектов МСП. Анализ нормативных документов относительно указанных на рис. 4 госпрограмм и интервьюирование экспертов позволили декомпозировать эту диаграмму, выявить особенности и недостатки действующего механизма. Однако подробная демонстрация практических результатов исследования выходит за рамки данной публикации, поэтому вернемся к методическим вопросам.
В отношении господдержки субъектов МСП в разных источниках употребляются понятия эффективности и результативности, что потребовало дополнительного изучения этих понятий.
М.А. Волкова отмечает, что оценка эффективности государственной поддержки МСП может осуществляться с позиции различных заинтересованных сторон: государства, региона и самих малых и средних предпринимательских структур [8. С. 439]. В зависимости от того, кто выступает субъектом оценки, могут применяться различные целевые установки, методы, критерии и выводы. В работе Р.Б. Гамидуллаева предложена методика оценки эффективности господдержки малого инновационного предпринимательства, однако в заключении автор говорит о результативности поддержки, т.е. не разграничивает эти понятия [9. С. 4]. С. А. Попов проводит анализ эффективности про-
Гос. программа "Эконом. развитие и инновационная авононниг^Расгюриж.
Минэкономразвития РФ Минтруд Рои и и
МиноегвюэРоссии
Информация о достижмии поимгигай результативности программ
МиноВрнауки России Государственные заказчики
-01
Правительство РФ
Рис. 4. Верхний уровень модели механизма государственной поддержки субъектов МСП «как есть» (ав^)
грамм государственной поддержки малого предпринимательства [10. С. 2249]. В то же время официальные документы оперируют понятием результативности предоставления субсидий региональным бюджетам в рамках государственной поддержки МСП [11]. В Приказе Минэкономразвития России от 14.07.2011 № 343, посвященном подготовке Соглашения по софинан-сированию мероприятий государственной поддержки МСП, говорится о том, что оценка эффективности использования субсидии осуществляется путем анализа достижения значений показателей результативности предоставления субсидии [12].
Итак, результативность отражает взаимосвязь между поставленными в программных документах целями и достигнутыми результатами. Она оценивается с позиции того, все ли результаты соответствуют установленным целям и в какой мере. Понятие эффективности имеет несколько трактовок. В общем виде она определяется через отношение конечного результата (эффекта) к затраченному на его достижение ресурсу. Соответственно, чем большее значение принимает это отношение, тем эффективность выше. Социологический подход связывает эффективность с достижением результата [13. С. 102], что практически приравнивает понятия эффективности и результативности. Но здесь важно не уйти в крайность, когда цель оправдывает средства, например, использование незаконных методов управления. Такую потенциальную проблему можно свести к нулю, указав в модели определенные принципы функционирования механизма государственной поддержки МСП.
Обобщая проведенный анализ понятий, закрепим, что эффективность механизма государственной поддержки проявляется не только в достижении значений результативности программных документов. Использование исключительно этого критерия не позволит «приподняться» над проблемой. Поэтому оценка эффективности механизма господдержки МСП должна учитывать и объективные мнения экспертов в этой области. Кроме того, очевидна необходимость разработки критериев оценки развития МСП в регионах, на основании которых и можно судить об эффективности механизма господдержки субъектов МСП.
Подводя итоги исследования, еще раз подчеркнем, что под механизмом государственной поддержки МСП понимается совокупность взаимосвязанных элементов, инструментов, методов организации и управления, обеспечивающих функционирование системы господдержки МСП. Для моделирования механизма господдержки субъектов МСП с целью анализа его эффективности и разработки предложений по его улучшению целесообразно использовать системный и процессный подходы. Системный поход здесь означает, что государственная поддержка субъектов МСП является элементом более крупной системы и не только влияет на малые и средние хозяйствующие субъекты, но и выступает инструментом реализации социально-экономической политики страны. Процессный подход подводит к использованию широко известного стандарта графического моделирования ГОЕР0, позволяющего создавать наглядную функциональную модель, для чтения которой практически не требуется специальной подготовки. А это может являться большим преимуществом для заказчиков моделирования. Сформированная таким образом модель «как есть» раскрывает участников, этапы, инст-
рументарий и особенности действующего механизма господдержки субъектов МСП. На ее основе создается модель «как будет» (to-be), отражающая предложения по повышению ее эффективности. Последняя проявляется не только в достижении запланированных в госпрограммах целей и индикаторов, но и в оценке этого механизма экспертами регионального уровня с использованием специально разработанной системы показателей.
Литература
1. Карпов В.В., Кораблева А.А. Методико-методологические основы моделирования государственной поддержки предпринимательства // Двадцатые Апрельские экономические чтения: материалы междунар. науч.-практ. конф. / под ред. д.э.н., проф. В.В. Карпова и д.э.н., проф. А.И. Ковалева. Омск: РОФ «ФРСР», 2014. С. 55-58.
2. Гамидуллаев Р.Б. Анализ механизмов государственной поддержки малого инновационного предпринимательства // Изв. ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2012. № 28. С. 295-301.
3. Завьялова Н.Б., Сагинова О.В., Сидорчук Р.Р., Скоробогатых И.И. Уровень государственной поддержки малого бизнеса с точки зрения ее получателей // Маркетинг и маркетинговые исследования. 2013. № 2 (104). С. 82-93.
4. Зубатых О.Н., Колесниченко Е.А. Государственно-частное партнерство как фактор развития малого бизнеса в регионах России в посткризисный период // Социально-экономические явления и процессы. 2011. № 9. С. 53-57.
5. Дадалко В.А., Михалко Е.Р., Савчук Э.А. Экономико-математическая модель оценки эффективности управления комплексом федеральных целевых программ в сферах обеспечения безопасности и научно-технического развития России // Экономические науки. 2010. № 6. С. 223-230.
6. Блинов А.О., Рудакова О.С. Процессный подход в системе менеджмента современных организаций // Экономика и управление: проблемы, решения. 2014. № 1. С. 56-62.
7. Методология функционального моделирования IDEF0. Руководящий документ. М.: Госстандарт России, 2000. 75 с.
8. Волкова М.А. Оценка эффективности государственного механизма управления экономикой региона в сфере поддержки малого бизнеса // Вестн. Сиб. гос. аэрокосм. ун-та им. академика М.Ф. Решетнева. 2009. № 2 С. 438-442.
9. Гамидуллаев Р. Б. Разработка методики оценки эффективности государственной поддержки малого инновационного предпринимательства в РФ // Государственное управление. Электронный вестник. 2012. № 32. С. 4.
10. Попов С.А. Комплексный анализ оценки эффективности управления программами поддержки малого предпринимательства // Фундаментальные исследования. 2013. № 10-10. С. 2249-2252.
11. Постановление Правительства РФ от 27.02.2009 № 178 (ред. от 28.06.2012) «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства» // Справ. правовая система «Консультант-Плюс».
12. Приказ Минэкономразвития России от 14.07.2011 № 343 (ред. от 13.07.2012) «Об утверждении формы соглашения между Министерством экономического развития Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства» // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс».
13. Литвинова О.С. Понятие «эффективность» и его критерии в парламентской деятельности // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 5-2 (31). С. 101-107.
V.V. Karpov1, A. A. Korableva2
1 Omsk Branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation, Omsk, Russia. E-mail: [email protected]
2 Complex Scientific Department for Regional Issues, Omsk Scientific Center of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, Omsk, Russia
E-mail: [email protected]
THE METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF MODELING THE MECHANISM OF STATE SUPPORT FOR SMALL AND MEDIUM BUSINESS. Keywords: Small and Medium Business; State support; Graphic modeling.
This article is connected to the methodological foundations of modeling the mechanism of state support for small and medium businesses. The study emphasizes the urgency of the problem, exposes terminological aspects, selects approaches, chooses the type and standard of modeling, and defines the place of the mechanism of state support for small and medium-sized enterprises in the graphic model. A fragment of the graphic model which has been developed of the current mechanism of state support for businesses is presented. Lastly, an approach to determine the effectiveness of this mechanism is specified in the article.
The mechanism of state support for small and medium-sized enterprises (SMEs) is understood as a set of interrelated elements, tools, and organizational and management methods. They ensure the functioning of the state support system for SMEs. During simulation of the mechanism of state support for SMEs, so-called "bottlenecks" have been identified, and form the starting point for the improvement of the system. Different methods of modeling may be suitable for the task. The main advantage of graphic models is their clarity and the fact that they are better perceived by readers. Therefore, this type of modeling has been used in the study.
To model the mechanism of state support for SMEs, it is advisable to use systemic and process approaches. In this case, a systemic approach means that state support for SMEs is an element of a larger system and acts as a tool to implement socio-economic policy in the country. The process approach leads to the use of the well-known IDEF0 standard of graphical modeling, allowing a functional visual model to be created. Almost no special training is needed to read such a model. The "as is" model was created in this way and reveals the participants, stages, tools and features of the existing mechanism of state support for SMEs. On its basis, the "to be" model was created, reflecting a proposal to improve its effectiveness.
The effectiveness of the state support mechanism is manifested not only in achieving performance values for program documents. An effectiveness assessment of the mechanism of state support for SMEs should take into account the objective opinions of experts in this field. Moreover, there is an obvious necessity to come up with criteria to evaluate the development of SMEs in the regions. On the basis of these criteria the effectiveness of the mechanism of state support for SMEs can be judged.
References
1. Karpov V.V., Korableva А.А. [Methodical and procedural fundamentals of modeling the state support of business]. Dvadtsatyye Aprel'skiye ekonomicheskiye chteniya: Materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [20th April Readings: Proc. of Int. Sci. Conf.]. Omsk. ROF «FRSR», 2014, pp. 55-58. (In Russ.).
2. Gamidullayev R.B. Analysis of the mechanism of state support for small innovation business. IzvestiyaPGPUim. V.G. Belinskogo, 2012, no. 28, pp. 295-301.
3. Zav'yalova N.B., Saginova O.V., Sidorchuk R.R., Skorobogatykh I.I. The sufficiency of state support from the viewpoint of its recipients. Marketing i marketingovyye issledovaniya, 2013, no. 2 (104), pp. 82-93.
4. Zubatykh O.N., Kolesnichenko EA. Gosudarstvenno-chastnoye partnerstvo kak faktor raz-vitiya malogo biznesa v regionakh Rossii v postkrizisnyy period. Sotsial'no-ekonomicheskiye yav-leniya iprotsessy, 2011, no. 9, pp. 53-57.
5. Dadalko VA., Mikhalko E.R., Savchuk EA. Ekonomiko-matematicheskaya model' otsenki effektivnosti upravleniya kompleksom federal'nykh tselevykh programm v sferakh obespecheniya bezopasnosti i nauchno-tekhnicheskogo razvitiya Rossii. Ekonomicheskiye nauki, 2010, no.6, pp. 223230.
6. Blinov А.O., Rudakova O.S. A process approach in modern organizations' system of man-agementent. Ekonomika i upravleniye: problemy, resheniya, 2014, no. 1, pp. 56-62.
7. Metodologiya funktsional'nogo modelirovaniya IDEF0. Rukovodyashchiy dokument. Moscow, Gosstandart Rossii, 2000. 75 p.
8. Volkova M.A. Efficiency assessment of the state mechanism of region's economy management in the sector of the support for small business. Vestnik sibirskogo gosudarstvennogo aerokos-micheskogo universiteta imeni akademikaM.F. Reshetneva, 2009, no. 2, pp. 438-442.
9. Gamidullayev R.B. Developing methods of efficiency assessment of the state support for small innovation business in the Russian Federation. Gosudarstvennoye upravleniye, 2012, no. 32, p. 4.
10. Popov S.A. The complex analysis of the efficiency assessment of the management of small business support programs. Fundamental'nyye issledovaniya, 2013, no. 10-10, pp. 2249-2252.
11. RF Government Resolution 'On Budget Allocation and Granting Federal Subsidies to the Constituent Entities of the Russian Federation for the State Support of Small Business' of February 27, 2009 No. 178. Available at: http://www.consultant.ru/ (accessed 25 May 2014). (In Russian).
12. Order of the RF Ministry of Economic Development and Trade 'On Approving the Form of Agreement between the RF Ministry of Economic Development and Trade and the Supreme Body of Executive Power of a Constituent Entity of the Russian Federation on Granting Federal Subsidies to the Constituent Entities of the Russian Federation for Co-financing the State Support for Small Business' of Activity for the State Support of Small Business' of July 14, 2011 No. 343. Available at: http://www.consultant.ru/ (accessed 25 May 2014). (In Russian).
13. Litvinova O.S. The concept of 'efficiency' and criteria for assessing it in parliamentary activities. Istoricheskiye, filosofskiye, politicheskiye i yuridicheskiye nauki, kul'turologiya i iskusstvove-deniye. Voprosy teorii ipraktiki. 2013, No. 5-2 (31), pp. 101-107.
Поступила в редакцию DD.MM.2014 Received December DD, 2014
For referencing:
Karpov V.V., Korableva A.A. Metodicheskiye osnovy modelirovaniya mekhanizma gosu-darstvennoy podderzhki malogo i srednego predprinimatel'stva [The methodological foundations of modeling the mechanism of state support for small and medium business]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomika - Tomsk State University Journal of Economics, 2014, no. 4 (28), pp. 63-73.