Научная статья на тему 'Формирование региональной системы развития малого и среднего предпринимательства в современных экономических условиях'

Формирование региональной системы развития малого и среднего предпринимательства в современных экономических условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
397
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / КОГНИТИВНЫЙ АНАЛИЗ / РАЗВИТИЕ / СИСТЕМА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / REGION / SMALL AND MEDIUM ENTERPRENEURSHIP / COGNITIVE ANALYSIS / DEVELOPMENT / SYSTEM / PUBLIC POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коробов Сергей Александрович

В связи с растущим значением малого и среднего предпринимательства как важнейшего элемента инновационно-ориентированной экономики, реализация мер по поддержке и стимулированию малого и среднего предпринимательства на уровне региона должна осуществляться с учетом рационального освоения имеющихся у региональных органов власти ресурсов. Поэтому для разработки и принятия эффективных (рациональных) решений в сфере управления развитием малого и среднего предпринимательства актуально применение инструментов когнитивного анализа современной технологии системного анализа. В статье оценены с помощью 4 сформулированных авторских критериев государственные меры по формированию региональной системы развития малого и среднего предпринимательства; представлена когнитивная карта взаимовлияния ресурсов при их освоении в процессе формирования региональной системы развития малого и среднего предпринимательства; разработан алгоритм формирования региональной системы развития малого и среднего предпринимательства. Исследование базируется на комплексном и компаративном анализе государственных мер по формированию региональной системы развития малого и среднего предпринимательства в контексте ресурсно-ориентированного подхода, графическом анализе в рамках когнитивного моделирования причинно-следственных связей между имеющимися у региональных органов власти ресурсов, а также стадий формирования региональной системы развития малого и среднего предпринимательства в современных экономических условиях, представленных в виде алгоритма. Автор приходит к выводу, что инструменты когнитивного анализа могут успешно применяться при формировании региональной системы развития малого и среднего предпринимательства, так как позволяют обеспечить максимальную социально-экономическую эффективность освоения имеющихся у региона ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Коробов Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE REGIONAL SYSTEM OF SMALL AND MEDIUM ENTERPRISES IN THE CURRENT ECONOMIC CONDITIONS

In connection with the growing importance of small and medium enterprises as a crucial element of innovation-oriented economy, the implementation of measures to support and promote small and medium enterprises at the regional level should be based on rational development of existing regional authorities’ resources. Therefore, for the development and adoption of effective (rational) decisions in management development of small and medium business, it is important to use the cognitive tools of analysis modern technologies of system analysis. The article assesses the government measures on the formation of a regional system of development of small and medium enterprises using 4 author ’s criteria; provides a cognitive map of the interaction of resources at their development in the process of formation of regional system of development of small and medium enterprises; presents the algorithm of formation of regional system of small and medium business development. The study is based on comprehensive and comparative analysis of the state measures for formation of regional system of small and medium enterprises development in the context of the resource-oriented approach, graphical analysis in the framework of cognitive modeling causal relationships between existing regional authorities, resources, and stages of formation of regional system of development of small and medium enterprises in modern economic conditions, represented in the form of an algorithm. The author comes to the conclusion that the tools of cognitive analysis can be successfully applied in the formation of a regional system of development of small and medium enterprises, as they allow to provide the maximum socio-economic efficiency of harnessing the region’s resources.

Текст научной работы на тему «Формирование региональной системы развития малого и среднего предпринимательства в современных экономических условиях»

www.volsu.ru

DOI: https://doi.org/ 10.15688/jvolsu3.2016.3.5

УДК 658.114 ББК 65.292

ФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

Сергей Александрович Коробов

Кандидат экономических наук, и. о. заведующего кафедрой менеджмента, Волгоградский государственный университет korobovfamily@mail.ru, econmanag@volsu.ru

просп. Университетский, 100, 400062 г Волгоград, Российская Федерация

Аннотация. В связи с растущим значением малого и среднего предпринимательства как важнейшего элемента инновационно-ориентированной экономики, реализация мер по поддержке и стимулированию малого и среднего предпринимательства на уровне региона должна осуществляться с учетом рационального освоения имеющихся у региональных органов власти ресурсов. Поэтому для разработки и принятия эффективных (рациональных) решений в сфере управления развитием малого и среднего предпринимательства актуально применение инструментов когнитивного анализа - современной технологии системного анализа. В статье оценены с помощью 4 сформулированных авторских критериев государственные меры по формированию региональной системы развития малого и среднего предпринимательства; представлена когнитивная карта взаимовлияния ресурсов при их освоении в процессе формирования региональной системы развития малого и среднего предпринимательства; разработан алгоритм формирования региональной системы развития малого и среднего предпринимательства. Исследование базируется на комплексном и компаративном анализе государственных мер по формированию региональной системы развития малого и среднего предпринимательства в контексте ресурсно-ориентированного подхода, графическом анализе в рамках когнитивного моделирования причинно-следственных связей между имеющимися у региональных органов власти ресурсов, а также стадий формирования региональной системы развития малого и среднего предпринимательства в современных экономических условиях, представленных в виде алгоритма. Автор приходит к выводу, что инструменты когнитивного анализа могут успешно применяться при формировании региональной системы развития малого и среднего предпринимательства, так как позволяют обеспечить максимальную социально-экономическую эффективность освоения имеющихся у региона ресурсов.

Ключевые слова: регион, малое и среднее предпринимательство, когнитивный анализ, развитие, система, государственная политика.

о <м

^и Развитие малого и среднего предпринимательства (МСП) является важной экономи-

а

^ ческой характеристикой, выступающей пока© зателем качества экономических институтов,

таких как развитие конкуренции, рынок, защита прав собственности. Оно также показывает степень экономической свободы в обществе; свидетельствует о качестве и предпринима-

тельской инициативе человеческого капитала; отражает степень развития информационных технологий, позволяющих индивидам работать индивидуально и создавать удаленные предприятия и отдельные рабочие места [9, р. 21; 10, р. 110].

Основными целями государственной политики в области развития МСП являются обеспечение благоприятных условий для развития предпринимательства, обеспечение конкурентоспособности субъектов предпринимательства, оказание содействия в продвижении товаров и услуг на рынки, обеспечение занятости населения, в том числе путем развития самозанятости [1; 8, р. 3]. В настоящее время поддержка МСП осуществляется на различных уровнях - федеральном, ведомственном и региональном.

Важную роль в стимулировании МСП играет эффективное функционирование региональной системы развития МСП, формирование которой может быть обеспечено в том числе посредством применения инструментов когнитивного анализа.

Главной функцией региональной системы развития МСП является увеличение основных региональных социально-экономических показателей сферы предпринимательства, а именно: общего количества субъектов МСП, зарегистрированных на конкретной территории; численности работников на малых и средних предприятиях; инвестиций в основной капитал на малых и средних предприятиях; оборота субъектов МСП; объема налоговых поступлений в консолидированный бюджет региона [2, с. 33].

Основой разрабатываемого алгоритма формирования региональной системы развития МСП является процесс рационального освоения имеющихся у региональных органов власти ресурсов. Таким образом, при управлении процессом формирования и развития государственной поддержки и регулирования МСП в регионе рациональные управленческие решения или воздействия органов власти должны быть направлены на процесс максимальной социально-экономической эффективности освоения конкретных ресурсов.

Для комплексного и сравнительного анализа государственных мер по формированию региональной системы развития МСП в кон-

тексте ресурсно-ориентированного подхода сформируем их в 2-уровневом представлении:

1. Меры, применяемые в условиях стабильного социально-экономического развития страны.

2. Меры, применяемые в кризисных условиях функционирования экономики.

Естественно, что подобная трансформация мер носит субъективный характер. Кроме того, допускается применение одних и тех же мер как в условиях стабильности, так и в условиях кризиса, поэтому в первую очередь будем делать акцент на тех мерах по развитию МСП, которые наиболее актуальны именно в кризисных условиях. Разграничение государственных мер на антикризисные и стабильные будем проводить еще по одному признаку - оперативность их выполнения с точки зрения выравнивания социально-экономической ситуации в кратком промежутке времени. Антикризисные меры будут отождествляться с тактическими мерами управления системы государственной поддержки и регулирования МСП, а стабильные меры - со стратегическими решениями, нацеленными на долгосрочное устойчивое развитие рассматриваемого экономического процесса.

Система развития МСП в регионах практически сформирована. Отличие - только в объемах финансовых средств, направляемых в рамках государственных программ, в разрезе муниципальных, региональных и федеральных источников. Поэтому каждую предлагаемую меру будем оценивать по качественному принципу, исходя из ее эффективности в кризисных условиях экономики, по трем критериям:

1. Малоэффективна.

2. Среднеэффективна.

3. Высокоэффективна.

Степень эффективности предлагаемых мер будет оцениваться количественно, исходя из оценки влияния на увеличение основных региональных социально-экономических показателей сферы предпринимательства.

Оценочный анализ эффективности государственных мер будем проводить с помощью отчетов по финансовой поддержке, представленных на федеральном портале МСП в разделе «Мониторинг мер поддержки».

В таблице представлены результаты экономической оценки государственных мер по формированию региональной системы развития МСП. Основными критериями оценки являются: - основная проблема, на которую направлена государственная мера, - Р;

- применимость в стабильных условиях экономического развития (стратегия) -

- применимость в условиях антикризисного управления (тактика) - К;

- эффективность в условиях антикризисного управления - Е.

Таблица

Оценка государственных мер по формированию региональной системы развития МСП по авторским критериям

Перечень государственных мер | S \ K \ E

1. Ins - институциональный ресурс P: низкий уровень институтов саморегулирования предпринимательства; слабая корпоративная культура предпринимательства

1.1. Упрощение системы налогообложения субъектов МСП на региональном и местном уровнях, а именно: мораторий на рост фискальной нагрузки; снижение налоговой нагрузки на этапе начала бизнеса; налоговое стимулирование МСП через специальные налоговые режимы; направления совершенствования системы уплаты страховых взносов малыми и средними предприятиями; передача налоговых поступлений от субъектов МСП наместный уровень + высокая

1.2. Развитие нормативно-правового обеспечения мер по снижению административного давления на малый и средний бизнес (риск-ориентированный подход при осуществлении контрольно-надзорной деятельности, смягчение обязательных требований (в том числе в рамках процедур лицензирования и сертификации); развитие системы защиты прав предпринимателей) + + высокая

1.3. Развитие государственных инструментов регулирования вопросов обязательного и добровольного страхования деятельности субъектов МСП + + средняя

1.4. Создание и развитие государственных инструментов упрощенного налогового и таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности субъектов МСП + + высокая

1.5. Расширение системы государственных закупок для субъектов МСП + + высокая

1.6. Разработка системы государственного стимулирования лицензионных соглашений в сфере интеллектуальной деятельности МСП + + низкая

1.7. Становление и развитие института - Уполномоченного по защите прав предпринимателей + + средняя

1.8. Приоритетное развитие МСП в отдельных сферах (социальное предпринимательство, образование, здравоохранение и пр.) — + средняя

2. М - материальный ресурс Р: ограниченность финансовых ресурсов для начала ведения предпринимательской деятельности, а также для процессов ее интенсификации и диверсификации; высокая стоимость заемных ресурсов для субъектов МСП

2.1. Создание и развитие системы государственных инструментов гарантий и страхования кредитов субъектов МСП + + высокая

2.2. Государственная поддержка коммерческих банков, ориентированных в своем кредитном портфеле на субъекты МСП — + высокая

2.3. Создание и развитие фондов поддержки и развития предпринимательства на местном и региональном уровнях + + средняя

2.4. Создание и развитие свободных экономических зон, в том числе с привлечением иностранных инвестиций + - средняя

2.5. Создание и развитие системы государственных инструментов микрофинансирования субъектов МСП + + высокая

3. Inf - информационный ресурс P: низкая информированность субъектов МСП о состоянии товарных рынков, конкурентной ситуации, потребительских предпочтениях, потребностях крупного бизнеса, механизмах государственно-частного партнерства

3.1. Создание и развитие системы информационного обеспечения деятельности субъектов МСП через сеть региональных информационно-аналитических центров + + средняя

3.2. Создание информационных бюллетеней, посвященных изменениям в законодательстве, регулирующем деятельность субъектов МСП + + средняя

3.3. Развитие форм и методов государственной статистической отчетности о хозяйственной деятельности субъектов МСП + - низкая

3.4. Реализация комплекса мер по популяризации предпринимательской деятельности среди молодежи: создание программы стимулирования молодежного предпринимательства + + средняя

3.5. Развитие выставочной деятельности российских субъектов МСП + + средняя

3.6. Реализация комплекса мер по повышению престижа ведения предпринимательской деятельности + + низкая

3.7. Организация мониторинга и оценки эффективности государственной поддержки МСП с учетом лучших международных практик + + средняя

Окончание таблицы

Перечень государственных мер | 3 | К \ Е

4. Т - технический ресурс Р: ограниченная доступность производственных помещений и высокотехнологического оборудования для МСП; высокая стоимость энергосберегающих технологий; слабая государственная поддержка процессов внедрения программ энергосбережения

4.1. Создание и развитие системы субсидирования кредитных и лизинговых операций субъектов МСП + + высокая

4.2. Создание и развитие технологической инфраструктуры поддержки субъектов МСП: бизнес-инкубаторов, технопарков, технополисов, техноградов и т.д. + + средняя

4.3. Создание и развитие мер технологической модернизации субъектов малого и среднего инновационного предпринимательства + + высокая

4.4. Имущественная поддержка МСП + + средняя

4.5. Внедрение программ энергосбережения для МСП + + низкая

5. О - организационный ресурс Р: отсутствие прямых и доступных каналов сбыта на межрегиональные и международные рынки для МСП

5.1. Развитие программ и проектов внешнеэкономической деятельности субъектов МСП + + средняя

5.2. Повышение доступа субъектов МСП к инженерно-технологическим сетям и реализация гибкой тарифной политики + + высокая

5.3. Создание и развитие механизмов формирования рыночных ниш для субъектов МСП на локальных рынках (через раскрытие информации), создание альтернативных сбытовых каналов, продвигающих продукцию на новые рынки (в том числе на экспорт) + + высокая

5.4. Развитие системы кооперации в рамках территориально-отраслевых комплексов (кластеров) в приоритетных отраслях развития российской экономики (сельское хозяйство, транспортная логистика, глубокая переработка производимых сельскохозяйственных культур и др.) + + высокая

5.5. Расширение возможностей доступа субъектов МСП к закупкам работ, товаров, услуг у крупного бизнеса через систему субконтрактации. Встраивание МСП в цепочки поставщиков + + высокая

6. А - человеческий ресурс Р: дефицит грамотных управленческих кадров для МСП

6.1. Создание и развитие системы обучения населения навыкам ведения предпринимательской деятельности + — низкая

6.2. Создание и развитие системы государственных учебных стандартов для высших и средних учебных заведений, осуществляющих подготовку и переподготовку в сфере малого предпринимательства + низкая

6.3. Создание и развитие государственной системы стимулирования предприятий и организаций, осуществляющих обучение и переподготовку кадров в сфере малого предпринимательства + - низкая

6.4. Разработка и апробирование примерных учебных программ для повышения квалификации работников, занятых в сфере малого предпринимательства + — низкая

6.5. Повышение финансовой грамотности начинающих и действующих предпринимателей + + средняя

6.6. Стимулирование выпускников зарубежных технических вузов к созданию предприятий в России + + средняя

Примечание. Составлено автором по: [4].

Естественно, что нельзя утверждать об обособленном характере каждого из ресурсов при формировании региональной системы развития МСП. Все эти ресурсы комплексно взаимосвязаны между собой. Причем однозначно влияние конкретного ресурса сказывается на освоении и других ресурсов. Подобное влияние ресурсов носит взаимный характер.

Применим для разработки алгоритма формирования региональной системы развития МСП модель И.К. Адизеса [5].

В процессе формирования региональной системы развития МСП управляющий орган (исполнительный орган государственной власти, ответственный за развитие предпринимательства) сталкивается с задачей рациональ-

ного выбора того или иного ресурса (его составляющих). Выбор ресурса определяется с точки зрения его функциональной результативности и экономической эффективности.

Так как все ресурсы в той или иной степени необходимы для улучшения предпринимательского климата и увеличения основных социально-экономических показателей предпринимателей, то функциональная результативность конкретного ресурса определяется его способностью оказывать влияние на использование в процессе формирования региональной системы других ресурсов. Чем сильнее это влияние и чем выше оказывается влияние на все другие ресурсы со стороны конкретного ресурса, тем выше результативность

этого ресурса, тем он более функционален. Например, развитие государственных инструментов налогового и таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности субъектов МСП (институциональный ресурс) однозначно имеет сильное влияние на создание свободных экономических зон, в том числе с привлечением иностранных инвестиций (материальный ресурс), а это, в свою очередь, ведет к созданию и развитию технологической инфраструктуры поддержки субъектов МСП (технический ресурс).

Для формализации данного процесса в рамках когнитивного моделирования постро-

им когнитивную карту - структурную схему причинно-следственных связей, определяющих влияние (взаимовлияние) ресурсов друг на друга при их освоении в процессе формирования региональной системы развития МСП [3, с. 639]. На схеме (рис. 1) ресурсы, осваиваемые в процессе формирования системы, интерпретируются в виде вершин графа, влияние (взаимовлияние) ресурсов друг на друга - в виде дуг. Обозначение каждой дуги осуществляется комбинированным символом, включающим символ влияющего ресурса (символ перед стрелкой и символ ресурса, на который оказывается влияние (символ

Рис. 1. Когнитивная карта взаимовлияния ресурсов при их освоении в процессе формирования региональной системы развития МСП Примечание. Составлено автором.

после стрелки Например, влияние освоения человеческого ресурса А на освоение технического ресурса Т в процессе формирования системы будет обозначаться как Т^А.

Количественно влияние одних ресурсов на другие в когнитивной карте интерпретируется показателем уровня взаимосвязи между вершинами графа. Условно для обозначения показателей влияния одних ресурсов на другие будем использовать обозначения соответствующих дуг.

Под экономической эффективностью конкретного ресурса при его освоении в процессе формирования региональной системы развития МСП нами рассматривается его способность к проявлению экономичности. Ресурс является наиболее экономически эффективным, если он менее затратный [7, р. 12].

Очевидно, что организационный, информационный и институциональный ресурсы системы государственной поддержки и регулирования МСП в большей степени затратные по людским ресурсам [6, р. 153]. Материальный, человеческий и технический ресурсы государственной поддержки и регулирования МСП в большей степени затратные в финансовом аспекте.

Кроме того, следует учитывать, что ресурс обладает большей экономической эффективностью, если на его освоение в процессе формирования региональной системы развития МСП со стороны остальных используемых в этом процессе ресурсов оказывается влияние в меньшей степени (в пределе - не оказывается вообще).

Очевидно, что при определении рационального порядка освоения ресурсов в процессе формирования региональной системы развития МСП следует руководствоваться максимальной функциональной результативностью и минимальной экономической эффективностью каждого ресурса.

Таким образом, на основе применения ресурсно-ориентированного подхода и элементов когнитивного моделирования для органов государственной власти может быть решена задача формирования содержания рационального управленческого решения как порядка или очередности освоения ресурсов в процессе формирования региональной системы развития МСП.

На основании ресурсно-ориентированного подхода и инструментов когнитивного анализа предложим алгоритм формирования региональной системы развития МСП в современных экономических условиях (см. рис. 2).

Основными принципами формирования региональной системы развития МСП в современных экономических условиях, по нашему мнению, являются:

1. Принципы преемственности и соответствия показателей региональной системы заданным федеральным целям единой российской системы государственной поддержки и регулирования МСП.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Принцип разграничения полномочий между федеральными, региональными и муниципальными органами власти как инструмент регулирования единой системы развития МСП.

3. Принципы результативности, эффективности, реалистичности, измеряемости и ресурсной обеспеченности, основанные на получении максимального социально-экономического эффекта в условиях ограниченности имеющихся факторов и ресурсов региональной системы развития МСП с учетом рисков и неопределенности прогнозирования развития мега- и макроэкономики.

4. Принцип ответственности, характеризующий прямую ответственность руководителей органов исполнительной власти за эффективное формирование и функционирование региональной системы развития МСП в условиях изменчивости внешних и внутренних социально-экономических условий развития подконтрольных им территорий.

5. Программно-целевой принцип, заключающийся в едином сквозном вертикальном управлении государственных, региональных и муниципальных программ, увязанных по приоритетам, срокам, ресурсам и исполнителям в рамках единой системы государственной поддержки и регулирования МСП.

В процессе осуществления алгоритма формирования региональной системы развития МСП в современных экономических условиях необходимо, на наш взгляд, учитывать следующие ключевые особенности:

1. «Дорожные карты», направленные на улучшение инвестиционного климата, разрабатываемые Агентством стратегических ини-

Разработка стратегии государственного регулирования и поддержки МСП на уровне

региона

Рис. 2. Алгоритм формирования региональной системы развития МСП в современных экономических условиях Примечание. Составлено автором.

циатив и утверждаемые распоряжениями Правительства Российской Федерации, являются приоритетными для федеральных и региональных органов власти в стратегическом управлении системами развития МСП.

2. В рамках стратегического процесса управления системой развития МСП происходит освоение региональных государственных программ. Государственные программы принимаются исполнительным органом власти исходя из имеющихся у региона ресурсов. Причем региональные власти должны в процессе стратегического управления системы развития МСП обеспечить заданные сверху федеральные цели, которые диктуются задающими Минэкономразвития РФ векторами в рамках собственных приказов, дорожными картами Агентства стратегических инициатив, утвержденными Правительством Российской Федерацией, а также утвержденным планом первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого

развития экономики и социальной стабильности в 2016-2017 годах.

3. Региональные органы власти несут прямую административную ответственность не только за целевой порядок расходования бюджетных средств, но и за бюджетную эффективность государственных расходов. В частности, таким региональным органом, ответственным за контроль бюджетной эффективности государственных расходов, является Контрольно-счетная палата, выводы которой напрямую касаются руководителей органов исполнительной власти региона. Учитывая данную ситуацию, органы исполнительной власти обязаны обеспечить максимальную эффективность бюджетных расходов исходя из социально-экономического развития региона, выраженную, как правило, в создании дополнительных рабочих мест, увеличении налогооблагаемой базы, роста заработной платы, развития инфраструктурного обес-

печения, снижения неэффективных бюджетных расходов.

4. Ответственный орган исполнительной власти за развитие МСП следует наделять следующими функциональными полномочиями: развитие МСП, лицензирование и декларирование торговли, общественного питания и бытовых услуг, защита прав потребителей, инвестиции и внешнеэкономическая деятельность.

5. Координационный орган управления системой развития регионального предпринимательства на мезоуровне должен быть сформирован при участии федеральных и региональных органов государственной власти, ответственных за сельское хозяйство, потребительский рынок, труд и занятость населения, промышленность и экологию, регистрацию и налогообложения.

6. Необходимо внедрение на региональном уровне стандарта по мониторингу предпринимательского климата в муниципалитетах. В частности, в данный стандарт могут входить:

- среднее время получения разрешения на строительство;

- количество проверок, проведенных в отношении одного юридического лица и индивидуального предпринимателя;

- эффективность работы Совета предпринимателей;

- доля заключенных контрактов с субъектами малого предпринимательства по процедурам торгов и запроса котировок в общей стоимости заключенных муниципальных контрактов;

- количество субъектов малого предпринимательства в расчете на 1 тыс. чел. населения в муниципальном образовании;

- доля среднесписочной численности работников субъектов малого предпринимательства в среднесписочной численности работников всех предприятий и организаций, и др.

7. Основные ресурсы государственного регулирования и поддержки МСП на мезоу-ровне должны быть отражены в единой региональной государственной программе.

В результате экономическая оценка системы отчетов, представленных на федеральном портале МСП в разделе «Мониторинг мер

поддержки», позволила определить приоритетность применения государственных мер по формированию региональной системы развития МСП. Автор пришел к выводу, что антикризисные меры отождествляются с тактическими мерами управления системы государственной поддержки и регулирования МСП, а стабильные меры - со стратегическими решениями, нацеленными на долгосрочное устойчивое развитие рассматриваемого экономического процесса. При этом все ресурсы (и соответствующие им меры) комплексно взаимосвязаны между собой. Причем однозначно влияние конкретного ресурса сказывается на освоении и других ресурсов. Подобное влияние ресурсов носит взаимный характер.

Основной целью представленной автором когнитивной карты взаимовлияния ресурсов при их освоении в процессе формирования региональной системы развития МСП является формализация причинно-следственных связей, определяющих влияние (взаимовлияние) ресурсов друг на друга при их освоении, и создание основы для решения задачи формирования содержания рационального управленческого решения как порядка или очередности освоения ресурсов в процессе формирования региональной системы развития МСП.

Разработанный автором алгоритм формирования региональной системы развития МСП в современных экономических условиях является эффективным и удобным инструментом, позволяющим реализовать государственные меры по формированию региональной системы развития МСП в контексте когнитивной карты взаимовлияния ресурсов и представить полученные результаты органам государственной и муниципальной власти для формирования региональной системы развития МСП в современных экономических условиях.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Епинина, В. С. Использование актуальных технологий и инструментов государственного менеджмента в субъектах Российской Федерации / В. С. Епинина // Управление экономическими системами. -2012. - №№ 47. - Электрон. текстовые дан. - Режим до-

ступа: http://uecs.ru/otraslevaya-ekonomika/item/1706-2012-11-26-08-05-01, свободный. - Загл. с экрана.

2. Коробов, С. А. Формирование векторов государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (на примере Волгоградской области) / С. А. Коробов, С. И. Фомина // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3, Экономика. Экология. - 2011. - N° 1. - С. 31-39.

3. Мосейко, В. О. Когнитивное моделирование при формировании управленческих решений: потенциал ресурсно-факторного анализа / В. О. Мосейко, С. А. Коробов, А. В. Тарасов // Креативная экономика. - 2015. - Т. 9, № 5. - С. 629-644. -D0I:10.18334/ce.9.5.267.

4. Отчеты по финансовой поддержке. Федеральный портал малого и среднего предпринимательства. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://smb.gov.ru/ statistics/navy/report/, свободный. - Загл. с экрана.

5. Adizes, I. K. Managing Corporate Lifecycles: An updated and expanded look at the Corporate Lifecycles / I. K. Adizes. - Paramus, NJ : Prentice Hall Press, 1999. - 358 p.

6. Dierckx, M. Information Technology and Innovation in Small and Medium-Sized Enterprises / M. Dierckx, J. Stroeken // Technological Forecasting and Social Change. - 1999. - № 60. - P. 149-166. -DOI: 10.1016/S0040-1625(98)00043-2.

7. Frolov, D. P. Entrepreneurial Activity Self-Production Conditions within Territorial Clusters / D. P. Frolov, V. O. Moseiko, S. A. Korobov // Asian Social Science. - 2015. - Vol. 11, № 20. - P. 9-15. -DOI: 10.5539/ass.v11n20p9.

8. Moseiko, V. O. Socio-Economic Systems' Competitiveness Assessment Method / V. O. Moseiko, S. A. Korobov, D. P. Frolov // Asian Social Science. -2015. - \bl. 11, № 20. - P. 1-8. -DOI:10.5539/ass.v11n20p1.

9. Musil, R. Towards a location sensitive R&D policy. Local buzz, spatial concentration and specialisation as a challenge for urban planning -Empirical findings from the life sciences and ICT clusters in Vienna / R. Musil, J. Eder // Cities. - 2016. -№ 59. - P. 20-29. - DOI:10.1016/j.cities.2016.05.023.

10. Rahbauer, S. Adoption of green electricity by German small and medium-sized enterprises (SMEs) - a qualitative analysis / S. Rahbauer, L. Menapace, K. Menrad, T. Decker // Journal of Cleaner Production. - 2016. -№ 129. - P. 102-112. - DOI: 10.1016/j.jclepro.2016.04.113.

REFERENCES

1. Epinina V.S. Ispolzovanie aktualnykh tekhnologiy i instrumentov gosudarstvennogo menedzhmenta v subyektakh Rossiyskoy Federatsii

[The Use of Modern Technologies and Tools of Public Management in the Regions of the Russian Federation]. Upravlenie ekonomicheskimi sistemami, 2012, no. 47. Available at: http://uecs.ru/otraslevaya-ekonomika/ item/1706-2012-11-26-08-05-01.

2. Korobov S.A., Fomina S.I. Formirovanie vektorov gosudarstvennoy podderzhki subyektov malogo i srednego predprinimatelstva (na primere Volgogradskoy oblasti) [Formation of State Support Vectors for Small and Medium Businesses (Exemplified by the Volgograd region)]. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3, Ekonomika. Ekologiya [Science Journal of Volgograd State University. Global Economic System], 2011, no. 1, pp. 31-39.

3. Moseyko V.O., Korobov S.A., Tarasov A.V. Kognitivnoe modelirovanie pri formirovanii upravlencheskikh resheniy: potentsial resursno-faktornogo analiza [Cognitive Modeling When Making Administrative Decisions: the Potential of Resource and Factor Analysis]. Kreativnaya ekonomika, 2015, vol. 9, no. 5, pp. 629-644. DOI: 10.18334/ce.9.5.267.

4. Otchetypo fmansovoypodderzhke. Federalnyy portal malogo i srednego predprinimatelstva [Reports on the Financial Support. Federal Portal for Small and Medium Enterprises]. Available at: http://smb.gov.ru/ statistics/navy/report.

5. Adizes I.K. Managing Corporate Lifecycles: An updated and expanded look at the Corporate Lifecycles. Paramus, NJ, Prentice Hall Press, 1999. 358 p.

6. Dierckx M., Stroeken J. Information Technology and Innovation in Small and Medium-Sized Enterprises. Technological Forecasting and Social Change, 1999, no. 60, pp. 149-166. DOI: 10.1016/S0040-1625(98)00043-2.

7. Frolov D.P., Moseiko V.O., Korobov S.A. Entrepreneurial Activity Self-Production Conditions within Territorial Clusters. Asian Social Science, 2015, vol. 11, no. 20, pp. 9-15. D0I:10.5539/ass. v11n20p9.

8. Moseiko V.O., Korobov S.A., Frolov D.P. Socio-Economic Systems' Competitiveness Assessment Method. Asian Social Science, 2015, vol. 11, no. 20, pp. 1-8. D0I:10.5539/ass.v11n20p1.

9. Musil R., Eder J. Towards a Location Sensitive R&D Policy. Local Buzz, Spatial Concentration and Specialisation as a Challenge for Urban Planning -Empirical Findings From the Life Sciences and ICT Clusters in Vienna. Cities, 2016, no. 59, pp. 20-29. D0I:10.1016/j.cities.2016.05.023.

10. Rahbauer S., Menapace L., Menrad K., Decker T. Adoption of Green Electricity by German Small and Medium-Sized Enterprises (SMEs) - a Qualitative Analysis. Journal of Cleaner Production, 2016, no. 129, pp. 102-112. DOI: 10.1016/j .jclepro.2016.04.113.

FORMATION OF THE REGIONAL SYSTEM OF SMALL AND MEDIUM ENTERPRISES IN THE CURRENT ECONOMIC CONDITIONS

Sergey Aleksandrovich Korobov

Candidate of Economic Sciences, Acting Head of Department of Management, Volgograd State University korobovfamily@mail.ru, econmanag@volsu.ru Prosp. Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation

Abstract. In connection with the growing importance of small and medium enterprises as a crucial element of innovation-oriented economy, the implementation of measures to support and promote small and medium enterprises at the regional level should be based on rational development of existing regional authorities' resources. Therefore, for the development and adoption of effective (rational) decisions in management development of small and medium business, it is important to use the cognitive tools of analysis - modern technologies of system analysis. The article assesses the government measures on the formation of a regional system of development of small and medium enterprises using 4 author's criteria; provides a cognitive map of the interaction of resources at their development in the process of formation of regional system of development of small and medium enterprises; presents the algorithm of formation of regional system of small and medium business development. The study is based on comprehensive and comparative analysis of the state measures for formation of regional system of small and medium enterprises development in the context of the resource-oriented approach, graphical analysis in the framework of cognitive modeling causal relationships between existing regional authorities, resources, and stages of formation of regional system of development of small and medium enterprises in modern economic conditions, represented in the form of an algorithm. The author comes to the conclusion that the tools of cognitive analysis can be successfully applied in the formation of a regional system of development of small and medium enterprises, as they allow to provide the maximum socio-economic efficiency of harnessing the region's resources.

Key words: region, small and medium enterpreneurship, cognitive analysis, development, system, public policy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.