Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
17
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИЙ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Машкова Л.Р., Рафиков Р.И.

Проблема государственного регулирования инновационной деятельности особенно остро стоит на сегодняшний день в связи с экономической нестабильностью, как в регионах, так и в стране в целом. Это обусловлено тем, что в условиях экономического кризиса снижается уровень ВВП, ВНП, национального дохода и других не менее важных экономических показателей. Наиболее важной и первостепенной задачей для государства в этот период становится снижение кризисных явлений. Развитие и поддержка инноваций уходит на второй план.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF STATE REGULATION OF INNOVATIVE ACTIVITIES IN THE RUSSIAN FEDERATION

The problem of state regulation of innovation activity is especially acute today due to economic instability, both in the regions and in the country as a whole. This is due to the fact that the economic crisis reduces the level of GDP, GNP, national income and other equally important economic indicators. The most important and paramount task for the state in this period is the reduction of crisis phenomena. The development and support of innovation is taking second place.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

и принципы формирования / Матюнина М.В., Столяренко А.В., Чумак А.Н. // NovaInfo.Ru. 2016. - Т. 3. - № 48. - С. 215-223. - Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=26330115

7. Семенов, А. К. Теория менеджмента: учебник / А. К. Семенов, В. И. Набоков - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2015. - 492 с.

8. Федулин, А. А. Гостиничный менеджмент: учебное пособие / коллектив авторов; под. ред. д-ра, истор.наук, проф. А. А. Федулина. - М.: КНОРУС, 2016. - 432 с.

УДК 338

Машкова Л.Р. студент 4 курса факультет экономико-математический

Рафиков Р.И. старший преподаватель Нефтекамский филиал БашГУ Россия, г. Нефтекамск ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. Проблема государственного регулирования инновационной деятельности особенно остро стоит на сегодняшний день в связи с экономической нестабильностью, как в регионах, так и в стране в целом. Это обусловлено тем, что в условиях экономического кризиса снижается уровень ВВП, ВНП, национального дохода и других не менее важных экономических показателей. Наиболее важной и первостепенной задачей для государства в этот период становится снижение кризисных явлений. Развитие и поддержка инноваций уходит на второй план.

Ключевые слова: инновации, инновационная деятельность, налоговое стимулирование инноваций, национальная инновационная система, государственное регулирование инноваций.

Mashkova L.R. student

4 year Department of Economics and Mathematics

Neftekamsk branch of BashGU Russia, Neftekamsk Rafikov R.I.

Senior Lecturer of the Department of Economics and Management

Neftekamsk branch of BashGU Russia, Neftekamsk PROBLEMS OF STATE REGULATION OF INNOVATIVE ACTIVITIES IN THE RUSSIAN FEDERATION Annotation. The problem of state regulation of innovation activity is

especially acute today due to economic instability, both in the regions and in the country as a whole. This is due to the fact that the economic crisis reduces the level of GDP, GNP, national income and other equally important economic indicators. The most important and paramount task for the state in this period is the reduction of crisis phenomena. The development and support of innovation is taking second place.

Keywords: innovations, innovative activity, tax stimulation of innovations, national innovation system, state regulation of innovations.

Инновационная деятельность направлена на практическое использование научного, научно-технического результата и интеллектуального потенциала в целях получения нового или улучшенного производимого продукта, способа его производства и удовлетворения потребностей общества в конкурентоспособных товарах и услугах, совершенствование социального обслуживания. Повышение активности инновационной деятельности является одним из главных факторов в рыночной экономике, который способствует росту производительности труда, сокращению безработицы и инфляции. Производительность возрастает в основном на базе инноваций, капиталовложений и повышения уровня образования и профессиональной подготовки работающих.

Государство осуществляет регулирование инновационной деятельности прямыми и косвенными методами. Главное место в системе прямого государственного регулирования занимает финансирование НИОКР и инновационных проектов из бюджетных средств, правовое регулирование, формирование инновационной инфраструктуры.

Поскольку выделяемые государством средства на науку всегда ограниченны и не удовлетворяют все существующие потребности в финансировании, возникает задача определения приоритетных направленийнаучно-технического развития. Среди них: -информатизация народного хозяйства; -комплексная автоматизация отраслей народного хозяйства; -ускоренное развитие атомной энергетики; -применение принципиально новых материалов; -ускоренное развитие биотехнологии 172.

Однако стоит заметить, что при увеличении потенциальных объектов коммерциализации результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ сокращается реальный объем государственных финансовых ресурсов, выделяемых для спонсирования и развития.

Основными проблемами, тормозящими рост и развитие инноваций, являются ограниченность материальных и финансовых ресурсов, технологическая отсталость, слабая законодательная база в сфере инноваций

172 Потехин И.П. Инновационный менеджмент: учеб. пособие. - Ижевск: Институт экономики и управления, 2005. - С. 78.

и ничтожная доля спонсорских средств, выделяемых из государственного бюджета.

Особое внимание следует уделить именно государственному регулированию инновационной деятельности, так как в переходный период именно от него зависит стабильность и перспективность инвестиций. Помимо спонсорских мероприятий государство способно влиять на инвестиционный климат страны косвенными мерами, а именно налоговым законодательством. Государство способно регулировать налоговую политику в сфере инноваций путем сокращения налогооблагаемой базы, а также путем уменьшения налоговых ставок и разнообразными налоговыми вычетами и льготами.

В настоящее время налоговая система не учитывает переходный характер рыночной экономики и неэффективна. Одной из мер, способной в значительной степени оказать поддержку новаторам, является освобождение от налогов той части прибыли организации, которая предназначена для внедрения инноваций и финансирования НИОКР.

Также не менее эффективной мерой может стать применение прогрессивной системы налогообложения. Целесообразно ввести повышенный налог на сверхприбыль предприятий и освободить от налога все предприятия, которые используют эту самую сверхприбыль для развития инноваций.

В целом стоит отметить, что наше государство нуждается в ряде программ налогового стимулирования инновационной деятельности. В этих программах целесообразно проработать таки мероприятия, как:

1. Освобождение от НДС всех операций государственных научных и научно-образовательных учреждений, академических институтов по приобретению оборудования и материалов для проведения исследовательских работ;

2. Ведение льготной ставки по налогу на доходы физических лиц вознаграждений авторам открытий, изобретений и промышленных образцов;

3. Введение в Налоговый Кодекс РФ отдельной главы, регулирующей инновационную деятельность в РФ;

4. Проведение государством политики ускоренной амортизации для всех организаций, занимающихся инновационной деятельностью;

5. Государственная поддержка ученых путем повышения заработной платы, предоставления льгот, субсидий и др.

Также в целом остается нерешенным вопрос о взаимодействии системы образования и субъектов инновационной деятельности. В этом аспекте целесообразно продумать выход на новый уровень отечественной системы образования. Важным шагом в этом направлении станет создание инновационных центров при учебном заведении для проведения НИОКР и использования вузовских разработок, а также внесение соответствующих изменений в закон о высшем образовании.

Использование всех элементов действующего законодательства в

совокупности дадут положительный результат и принимать данные изменения нужно с учетом интересов субъектов рынка, иначе их эффективность будет низкой.

Для реализации вышеназванных мер понадобятся значительные бюджетные расходы, но при правильном использовании они будут оправданы, так как в мировой экономической науке доказано, что вклад научных достижений в рост ВВП превышает 50%.

Практически общепризнанно, что в нашей стране на данный момент нет экономических условий для развития инновационной деятельности. Поэтому прежде всего здесь и надо сосредоточить усилия государства. Государство должно взять на себя инициативу в финансировании инновационной деятельности.

Таким образом, предлагаемые меры должны способствовать изменению структуры российского налогового законодательства, законодательства в сфере образования и инновационной деятельности, которое обеспечит благоприятный инновационный климат, что приведет к созданию в РФ цивилизованного рынка интеллектуальной продукции. Без активных действий государства в области регулирования инновационной деятельности и целевой государственной поддержки развития российских конкурентоспособных отраслей и технологии, движения вперед в данной области, к сожалению, не достигнуть.

Использованные источники:

1. Потехин, И.П. Инновационный менеджмент: учебное пособие / И.П. Потехин. - Ижевск: Институт экономики и управления, 2005. - 354 с.

2. Афанасьев, М. Мировая конкуренция и кластеризации экономики / М. Афанасьев // Вопросы экономики. - 2005. - № 4. - С. 75-86.

3. Балацкий, Е. Инновационный сектор промышленности / Е. Балацкий // Экономист. - 2004. - № 1. - С. 20-33.

4. Дробышевская, Л.Н. Инновационная экономика в зеркале устойчивого развития / Л.Н. Дробышевская // Финансы и кредит. - 2005. - № 12. - С. 4247.

5. Горский, М. Господдержка спроса на инновации: госзакупки и техплатформы [Электронный ресурс]: URL: http://polit.ru/article/2013/12/23/ps innov 4/ (дата обращения 19.04.2017 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.