Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ'

СОВРЕМЕННАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
30
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновации / инновационная политика / инновационная экономика / innovation / innovation policy / innovation economy

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Самороковская Елена Владимировна

Инновационный социально ориентированный тип экономического развития в России предполагает превращение инноваций в ведущий фактор экономического роста во всех секторах экономики. Инновационная экономика невозможна без создания соответствующих условий и институтов для её ускоренного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN INNOVATION POLICY IN RUSSIA

An innovative, socially oriented type of economic development in Russia suggests the transformation of innovations into a leading factor in economic growth in all sectors of the economy. An innovative economy is impossible without creating appropriate conditions and institutions for its accelerated development.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ»

САМОРОКОВСКАЯ Елена Владимировна,

специалист,

Воронежский государственный технический университет (ВГТУ)

e-mail: samorokovskaja@mail.ru

СОВРЕМЕННАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ

Инновационный социально ориентированный тип экономического развития в России предполагает превращение инноваций в ведущий фактор экономического роста во всех секторах экономики. Инновационная экономика невозможна без создания соответствующих условий и институтов для её ускоренного развития.

Ключевые слова: инновации, инновационная политика, инновационная экономика.

SAMOROKOVSKAYA Elena Vladimirovna,

Specialist, Voronezh State Technical University (VSTU),

e-mail: samorokovskaja@mail.ru

MODERN INNOVATION POLICY IN RUSSIA

An innovative, socially oriented type of economic development in Russia suggests the transformation of innovations into a leading factor in economic growth in all sectors of the economy. An innovative economy is impossible without creating appropriate conditions and institutions for its accelerated development.

Keywords: innovation, innovation policy, innovation economy.

issn 2076-4715_Вестник экономической теории. 2015. № 7.

Одним из основных субъектов финансирования инноваций являются венчурные фонды. Венчур — это инвестиционная компания, работающая исключительно с инновационными предприятиями и проектами. Осуществляя инвестиции в ценные бумаги перспективного предприятия, венчурные фонды ожидают получения чрезвычайно высокой прибыли. При этом риски получения сверхприбыли крайне высокие [1, 79-95.].

Как показывает практика, из 10 представленных проектов лишь один успешный, два неудачные, а семь гарантируют нормальную прибыль. Для минимизации рисков венчуры производят отбор проектов, прошедших техническую экспертизу, состоящую из нескольких этапов. Такая стадия развития инновации именуется «начальной» или «стартапом» (англ. «start-up») [2, 61-68.].

Зачастую разработчику нового продукта не хватает финансирования для превращения технической идеи в проект. В подобной ситуации государство должно вкладывать средства не только в проекты, достигшие некоторой зрелости, но и подготавливать почву для появления таких проектов, т.е. начать инвестировать в проекты, находящиеся на «посевной» стадии (англ. seed), когда существует только идея, но не сам проект. Другими субъектами инвестирования на «посевных» стадиях развития могут быть частные компании - так называемые «бизнес-ангелы». Они используют механизм инвестирования, в соответствии с которым финансирование предоставляется на длительный срок, без залогов и гарантий, за долю (пакет акций) в компании. Снижение рисков таких вложений обеспечивается за счет инвестирования одновременно в несколько компаний, тщательной проверки и отбора проектов, участия в управлении бизнесом. Цель вложений бизнес-ангелов - рост стоимости проинвестированных ими компаний за счет разработки и продвижения на рынок высокотехнологичных продуктов. Основной доход бизнес-ангел получает на "выходе" через продажу своей доли (пакета акций) за стоимость значительно превышающую первоначальные вложения. Помимо финансов, бизнес-ангелы привносят в компанию ценнейший вклад - опыт в сфере ее деятельности и управленческие навыки, чего обычно не хватает компаниям на начальных стадиях, а также свои свя-

46

issn 2076-4715_Вестник экономической теории. 2015. № 7.

зи. Зачастую в ходе реализации проекта та идея, которая была на старте, трансформируется до неузнаваемости на финише. Благодаря помощи бизнес-ангелов появились «Intel», «Yahoo», «Amazon», «Google», «Fairchild Semiconductors» и многие другие ведущие технологические бренды.

По числу бизнес-ангелов и по масштабам их деятельности Россия существенно уступает США и странам Западной Европы. Увеличение такого рода людей привело бы к увеличению инновационных производств. Главным государственным инструментом «популяризации» деятельности бизнес-ангелов является уменьшение налогового бремени инвесторов, вкладывающихся в проекты на ранних стадиях. Так, в США лицам, инвестирующим в рискованные проекты, разрешается учитывать потери от таких вложений при расчете подоходного налога и налога на доходы на капитал. Российским законодательством подобное не предусмотрено.

Что же касается венчурного финансирования, то его история началась в России в начале 1990-х, с создания Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ). Основной целью являлся отбор и финансовая поддержка перспективных научных проектов.

Период 2005-2006 годов явился этапом существенной активизации усилий Правительства Российской Федерации по развитию института венчурных инвестиций в стране. Были созданы «Российская корпорация нанотехнологий» (РОСНАНО) и «Российская венчурная компания» (РВК).

В 2007 году Правительство Российской Федерации внесло имущественный взнос в размере 130 млрд. руб. для обеспечения деятельности РОСНАНО. Однако, как показали проверки Генеральной прокуратуры. в 2007 г. объем освоенных средств составил лишь 10 млрд. руб., половина из которых поступила на текущее финансирование госкорпорации.

Согласно распоряжению Правительства Российская корпорация нанотех-

нологий первой из государственных корпораций завершила реорганизацию и с

11 марта 2011 года перерегистрирована в открытое акционерное общество

«РОСНАНО». За пять лет деятельности РОСНАНО было запущено 44 совре-

47

issn 2076-4715_Вестник экономической теории. 2015. № 7.

менных производства по всей России. Продажи нанотехнологической продукции проектных компаний РОСНАНО выросли с 1 млрд. руб. в 2010 г. до 23 млрд. руб. в 2012 г. В 2012 г. РОСНАНО одобрило к финансированию 16 новых проектов с общим бюджетом 99,2 млрд. руб., включая софинансирование со стороны компании в объеме 29,7 млрд. руб. [http://www.rusnano.com].

Столь низкие цифры вызывают критику некоторых специалистов: свободные средства, направленные на депозиты в банки приносят данным организациям существенную прибыль. Однако представители венчурного бизнеса заявляют, что объем выделяемых средств напрямую связан с потребностями рынка, иначе говоря, спрос на инновации со стороны бизнеса остается низким. Российские компании в условиях недостаточной конкуренции заинтересованы в получении прибыли, а не в затратах на рискованные инновации. Об этом свидетельствуют и расходы российских предприятий на НИОКР, преимущественно не превышающие 10% от выручки. Для сравнения, американские компании тратят в год до 20% чистой выручки на создание и улучшение своих товаров и производственных возможностей [http://www.issras.ru].

Стимулировать спрос на инновации со стороны бизнеса государство может с помощью ужесточения требований, предъявляемых к предприятиям по части экологичности. Так, в Норвегии установлен самый высокий в Европе налог на выбросы двуокиси углерода, что поспособствовало выработке самостоятельных инновационных решений некоторыми норвежскими компаниями. Однако подобного рода меры носят краткосрочный результат и эффективны в комплексе с другими.

По-настоящему огромный спрос на инновации можно вызвать, повысив конкуренцию на российских рынках. В конкуренции за потребителя появляются основные компоненты, которые способствуют спросу на инновации: компания может оставаться на рынке и сохранять способность конкурировать, только при условии, если она является более эффективной. Использование инновационных технологий повышает эффективность производства и доставки продуктов, эффективность управления компанией, дает возможность оперативно об-

48

новлять перечень товаров и услуг. Осуществить это возможно лишь благодаря государственной поддержке мелкого и среднего бизнеса. Поддержка эта обычно заключается в снижении налогового бремени или выделении субсидий [3, 38-40].

На развитие таких идей, направлен, подписанный 28 сентября 2010 г. Д. А. Медведевым Федеральный закон «Об инновационном центре «Сколково». Целью создания иннограда является разработка и коммерциализация новых технологий. Российская «Кремниевая долина» будет работать по пяти приоритетным направлениям модернизации — это энергетика, информационные технологии, телекоммуникации, биомедицинские технологии, ядерные технологии. Многие специалисты критикуют данный проект, называя его ненаучным, указывают на то, что направления, объявленные приоритетными, «не должны осуществляться вместе на сравнительно небольшом участке земли по причине того, что все они неодинаковы и требуют совершенно разных средств, технологических и инфраструктурных затрат, уровня контроля и безопасности». Однако сейчас подписаны соглашения о сотрудничестве с такими мировыми компаниями, как «NOKIA», «Siemens», «Microsoft», «Intel».

Стимулировать инновационную деятельность возможно и с помощью снижения налогов для предприятий. К главным косвенным способам поощрения инновационной активности относятся льготное налогообложение и налоговые кредиты для корпораций, осуществляющих государственные или собственные программы НИОКР. В налоговых системах большинства стран ОЭСР, расходы на исследования и разработки рассматриваются либо как капитальные затраты и подлежат амортизации в течение 5 лет с момента их осуществления, либо как расходы бизнеса и вычитаются из налогооблагаемой базы в текущем отчетном периоде. Выбор метода списания затрат на НИОКР остается за самим предпринимателем. Налоговые кредиты позволяют вернуть часть затраченных средств на НИОКР. Так, налоговые кредиты составляют во Франции 0,425 затрат бизнеса на НИОКР, в Испании - 0,349, в Канаде - 0,326, в Индии - 0,269,

в Бразилии - 0,254. Таким образом, осуществление научных разработок не является для предприятий убыточным [http://www.expert.ru].

Стоит также заметить, что в нормативном поле отсутствует такая отрасль, как «инновационное законодательство». В отсутствие комплексного нормативного правового акта регулирование инновационной деятельности осуществляется несколькими Федеральными законами, относящимися к различным отраслям (налоговому, образовательному праву, законодательству о малых предприятиях и др.). Многие эксперты отмечают необходимость создания подобной правовой отрасли [4].

Итак, для эффективной и оперативной реализации инновационной политики в России необходимо:

- увеличение числа венчурных организаций, бизнес-ангелов и масштабов их деятельности;

- государственная поддержка институтов, научно-исследовательских центров;

- льготная система налогообложения, субсидии, налоговые кредиты для организаций, занимающихся разработкой и внедрением в свое производство высоких технологий;

- государственная поддержка малого и частного бизнеса с целью увеличения конкуренции;

- установление экологических налогов [5].

Построение инновационной экономики — это процесс длительный, капиталоемкий, требующий изменений в законодательной и институциональной сфере, а также в менталитете. Но процесс жизненно важный, поскольку от его результатов зависит положение России на мировой экономической арене.

Такими мы увидели некоторые основные аспекты современной инновационной политики в России.

Литература

1. Булатов А. С. Экономика: учебник. - М.: Магистр, 2009.

2. Лобкович Э. И. Основы экономической теории: учебник. - Мн.: Мисан-та, 2005.

3. Жданова О. А. Роль инноваций в современной экономике. - Пермь: «Меркурий», 2011.

4. Общая экономическая теория: учебное пособие. / Под ред. И. Т. Коро-година. - 2-е изд., перераб. и доп. - Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2003. -392 с.

5. Чубайс А. Инновационная экономика в России / Вопросы экономики. М.: Некоммерческое партнерство Редакция журнала «Вопросы экономики». 2011. № 1.

References

1. Bulatov A. S. Economics: a textbook. - M .: Master, 2009.

2. Lobkovich E. I. Basics of economic theory: a textbook. - Minsk: Mi-Santa,

2005.

3. Zhdanova O. A. The role of innovation in the modern economy. - Perm: «Mercury», 2011.

4. General economic theory: study guide. / Ed. I. T. Korogodin. - 2nd ed., revised edition and add. - Voronezh: Voronezh State University, 2003. - 392 p.

5. Chubais A. Innovative economy in Russia / Economic issues. M .: Nonprofit partnership Editorial office of the journal «Economic Issues». 2011. № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.