Научная статья на тему 'Проблемы государственного финансового контроля за исполнением дотационных бюджетов субъектов российской Федерации'

Проблемы государственного финансового контроля за исполнением дотационных бюджетов субъектов российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
517
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / ФИНАНСЫ / КОНТРОЛЬ / ДОТАЦИИ / БЮДЖЕТ / УРОВНИ / МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Асанова А. З.

В статье рассматриваются некоторые проблемы, с которым сталкивается существующая на сегодняшний день система государственного финансового контроля. В частности: отсутствие четкого, закрепленного на законодательном уровне определения понятия «дотационный бюджет» и, соответственно, уровней дотационности, с которыми непосредственно должна быть связана частота и периодичность проверки со стороны органов государственного финансового контроля. Для решения подобных проблем предлагается рассмотреть возможность внесения изменений в действующую редакцию Бюджетного кодекса РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Асанова А. З.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы государственного финансового контроля за исполнением дотационных бюджетов субъектов российской Федерации»

Государственные финансы

ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ДОТАЦИОННЫХ БЮДЖЕТОВ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

А. З. АСАНОВА,

консультант Министерства регионального развития

Российской Федерации

В статье рассматриваются некоторые проблемы, с которыми сталкивается существующая на сегодняшний день система государственного финансового контроля. В частности: отсутствие четкого, закрепленного на законодательном уровне определения понятия «дотационный бюджет» и, соответственно, уровней дотационности, с которыми непосредственно должна быть связана частота и периодичность проверки со стороны органов государственного финансового контроля. Для решения подобных проблем предлагается рассмотреть возможность внесения изменений в действующую редакцию Бюджетного кодекса РФ.

Ключевые слова: государство, финансы, контроль, дотации, бюджет, уровни, межбюджетные трансферты.

среди последствий финансово-экономического кризиса выделяются: замедление темпов роста экономики; спад производства; снижение поступлений в бюджеты всех уровней налоговых доходов; сокращение собственной доходной базы регионов, что лишает их возможности проводить полноценную инвестиционную политику, самостоятельно исполнять свои расходные обязательства. Под их влиянием возрастает доля финансовой помощи из федерального бюджета, предоставляемой бюджетам субъектов российской Федерации.

на сегодняшний день в рФ наблюдается тенденция сокращения количества так называемых регионов-доноров и увеличения регионов-реципиентов. В 2006 г. к регионам-донорам относились 24 субъекта российской Федерации; в 2007 г. — 19;

в 2008 г. — 11. В 2009 г. дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности не предоставляются лишь 8 из 83 субъектов российской Федерации: Липецкой, Вологодской, Ленинградской, самарской, свердловской, тюменской областям, городам санкт-Петербургу и Москве.

По объему прав и ограничений, степени самостоятельности в финансово-бюджетной сфере органы государственной власти субъектов российской Федерации — территорий-доноров, обеспечивающие реализацию возложенных на них публичных функций за счет собственного налогового потенциала, практически не отличаются от объема прав органов власти территорий-реципиентов. не имеет особенностей и организация контроля за расходованием государственных средств, проводимого органами государственного финансового контроля на территориях-реципиентах. Это позволяет последним без особых ограничений проводить социальную политику за счет бюджета другого уровня, по существу — за счет налогоплательщиков других территорий. Это не мотивирует органы власти регионов и муниципалитетов к отказу от поступающих из вышестоящего бюджета межбюджетных трансфертов и увеличению собственного налогового потенциала. Введение Бюджетным кодексом российской Федерации с 2008 г. дифференциации прав органов государственной власти субъектов рФ и муниципальных образований в зависимости от степени их финансовой самодостаточности к ощутимым результатам привести не может. Это обус-

ловлено прежде всего несовершенством механизма такой дифференциации, когда уровень бюджетной самодостаточности определяется по совокупному объему предоставляемых трансфертов — дотаций и субсидий, имеющих по своей природе различное целевое назначение.

В условиях возрастания объемов предоставляемых из федерального бюджета межбюджетных трансфертов субъектам российской Федерации (большей частью нецелевого характера) со стороны федерального центра возникает необходимость обеспечения четкого, действенного, результативного и оперативного контроля за их использованием. Особенно важным является контроль за расходованием бюджетных средств в дотационных субъектах (а точнее, контроль за исполнением дотационных бюджетов).

существующая система государственного финансового контроля сталкивается сегодня с определенными трудностями, которые особенно ярко прослеживаются в процессе осуществления контроля за расходованием средств федерального бюджета в дотационных субъектах рФ. В частности, среди первоочередных проблем, требующих решения, можно выделить:

— отсутствие четкого, закрепленного на законодательном уровне определения понятия «дотационный бюджет» и, соответственно, уровней дотационности, с которыми непосредственно должна быть связана частота и периодичность проверки со стороны органов государственного финансового контроля;

— низкий охват проверкой со стороны федеральных контрольных органов дотационных бюджетов субъектов российской Федерации (например, счетная палата ежегодно осуществляет комплексную проверку в среднем только 5 дотационных бюджетов);

— отсутствие законодательно прописанной ответственности за несоблюдение условий предоставления финансовой помощи из центра;

— дублирование полномочий счетной палатой российской Федерации и росфиннадзором в процессе контроля;

— отсутствие отлаженной системы взаимодействия органов государственного финансового контроля на разном уровне;

— несовершенство законодательной базы, регламентирующей государственный финансовый контроль.

для решения указанных выше проблем целесообразно в Бюджетном кодексе рФ закрепить

понятие «дотационный бюджет», определив его, к примеру, как бюджет, в силу ряда условий не обеспеченный достаточными собственными доходами для полного осуществления своих расходных обязательств и получающий из федерального бюджета, образующего согласно действующему законодательству Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов российской Федерации, определенный объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, .

соответственно нужно откорректировать критерии отнесения субъектов рФ к группам регионов, для которых используются различные формы и инструменты ограничений, установленные статьей 130 Бюджетного кодекса. Вместо учета доли всех межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (за исключением субвенций) в объеме собственных доходов консолидированных бюджетов субъектов рФ как критерия, являющегося основанием для применения в отношении данных регионов дополнительных ограничений, следует учитывать только дотации из Федерального фонда финансовой поддержки регионов. Это позволит вычеркнуть из списка высокодотационных ряд регионов, ставших таковыми в большей степени из-за получения значительных объемов субсидий на софинансирование расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов рФ по предметам ведения субъектов российской Федерации и предметам совместного ведения российской Федерации и субъектов рФ.

Одновременно целесообразно ежегодно в качестве приложения к закону о бюджете на очередной год утверждать список высокодотационных и среднедотационных регионов (в зависимости от установленных критериев дотационности), бюджеты которых необходимо более тщательно контролировать федеральными органами государственного финансового контроля (перечни дотационных бюджетов утверждались в качестве приложения к федеральному закону о федеральном бюджете в период с 2002 по 2005г., но не имели прикладного характера). дотационный бюджет должен подвергаться ежегодной проверке со стороны федеральных органов государственного финансового контроля. Важно предусмотреть в Бюджетном кодексе рФ положение о том, что обязанность контроля за исполнением бюджета дотационного субъекта возлагается на счетную палату российской Федерации, которая, в свою очередь, может предоставлять результаты контрольных мероприятий, помимо

Государственной Думы, Правительству рФ. Иначе при отсутствии четкого разграничения контрольных полномочий деятельность счетной палатой и росфиннадзора на практике часто пересекается (см. таблицу), что отрицательно сказывается на оперативности контроля и уровне полного охвата проверками дотационных бюджетов субъектов российской Федерации.

Для улучшения качества финансовой дисциплины в дотационных субъектах российской Феде-

рации и своевременного искоренения нарушений в процессе использования федеральных средств на региональном уровне необходимо усилить механизм предварительного и текущего контроля со стороны контрольных органов. Превентивная функция контроля на этапе планирования расходов субъекта рФ обеспечивает предотвращение нерационального использования бюджетных средств, достоверность планирования, а также выявление резервов повышения эффективности бюджетных

Дублирование контрольных функций Счетной палатой Российской Федерации и Федеральной службой финансово-бюджетного надзора

Признаки, по которым возможно частое дублирование функций Счетная палата Российской Федерации Росфиннадзор

Объект контроля Федеральный бюджет (исполнение доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов) Федеральный бюджет (использование средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов)

содержание контрольных мероприятий Контроль за исполнением федерального бюджета на основе принципа законности; экспертиза проектов федерального бюджета, иных нормативно-правовых актов и документов, затрагивающих вопросы федерального бюджета и финансов российской Федерации; проведение комплексных ревизий и тематических проверок по отдельным разделам и статьям федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; обеспечение единой системы контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов контроль за соблюдением требований бюджетного законодательства российской Федерации получателями финансовой помощи из федерального бюджета; проведение мероприятий по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений законодательства российской Федерации в финансово-бюджетной сфере; организация формирования и ведения единой информационной системы контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере

результат контрольных мероприятий Представления и предписания, направляемые по результатам проведенных контрольных мероприятий органам государственной власти российской Федерации, руководителям проверяемых предприятий, учреждений и организаций для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности должностных лиц Представления или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений в процессе проверки

Периодичность контроля Ежегодная проверка годового отчета об исполнении бюджета субъекта рФ, в бюджете которого доля межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) из федерального бюджета в течение двух из трех последних отчетных лет превышала 60 % объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта рФ; по другим направлениям контроля не регламентирована законодательством, контрольные мероприятия осуществляются согласно утвержденному коллегией счетной палаты рФ плану проверок Ежегодная проверка годового отчета об исполнении бюджета субъекта рФ, в бюджете которого доля межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) из федерального бюджета в течение двух из трех последних отчетных лет превышала 60 % объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта рФ; контрольные мероприятия согласно ежегодному плану работы росфиннадзора, утверждаемому Министром финансов рФ

расходов. результаты последующего контроля должны являться ценным информационным ресурсом при корректировке направлений бюджетной политики.

Кроме четкого определения понятия «дотационный бюджет» и корректировки критериев, по которым бюджет того или иного субъекта российской Федерации может быть отнесен к дотационному, необходимо на законодательном уровне установить ответственность региональных органов власти за нарушения в процессе исполнения бюджетов, в частности, за выявленное нецелевое расходование средств, нарушение правил использования предоставляемых из федерального бюджета межбюджетных трансфертов и др. На сегодняшний день ответственность за нарушения бюджетного законодательства регламентируется нормами главы 28 Бюджетного кодекса рФ, требующей существенной доработки. В соответствии со статьей 282 Бюджетного кодекса рФ установлены только виды санкций, которые должны применяться за нарушения бюджетного законодательства. Однако конкретный размер штрафов, порядок их применения в Бюджетном кодексе не прописаны.

следует отметить также, что Бюджетный кодекс рФ предусматривает 18 составов правонарушений. Но ответственность согласно статьям 15.14, 15.15. и 15.16 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена только за 3 состава бюджетных правонарушений. Целесообразно закрепить в Бюджетном кодексе понятие бюджетного правонарушения, утвердить четкий перечень бюджетных правонарушений и установить конкретные санкции за каждое из них.

Внесение подобных корректив в бюджетное законодательство российской Федерации позволит выстроить более четкую и оперативную систему контроля за исполнением дотационных бюджетов субъектов рФ, что обеспечит повышение качества управления государственными финансами на региональном уровне.

Список литературы

1. Бюджетный кодекс российской Федерации.

2. Бюллетени счетной палаты российской Федерации.

3. Материалы Министерства регионального развития российской Федерации.

ФИНАНСЫ и кредит

59

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.