Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ГИГИЕНЫ ГОРОДА '

ПРОБЛЕМЫ ГИГИЕНЫ ГОРОДА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
49
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ГИГИЕНЫ ГОРОДА »

порте, а также экспрессного метода определения синильной кислоты, инсектицидных лаков и красок.

Вместе с тем научным сотрудникам, гигиенистам предстоит еще многое сделать для дальнейшего улучшения санитарно-гигиенических условий труда и быта работников железнодорожного транспорта и условий пассажирских перевозок.

Поступила 27/У1 1967 г.

УДК 614.78

ПРОБЛЕМЫ ГИГИЕНЫ ГОРОДА

Д. Н. J1оранский (Москва)

Двадцатый век характеризуется не только бурным развитием науки и техники, но и резкой интенсификацией роста городов. Оба процесса взаимосвязаны и взаимообусловлены. Так, развитие производительных сил в сельском хозяйстве сокращает затраты труда на производство единицы сельскохозяйственной продукции, что позволяет освободить множество рабочих рук на селе и целесообразно использовать их в городе. Это обусловливает рост городского населения и одновременное уменьшение сельского. Подобную закономерность хорошо иллюстрируют данные соотношения городского и сельского населения в нашей стране с 1913 по 1966 г. В 1913 г. городское население России составляло 18%, в 1940 г. — 33%, в 1958 г. —48%, в 1963 г. —52%, а на 1/1 1967 г. в городах проживало уже более 54% всего населения.

По данным ВОЗ, с 1800 по 1950 г. число проживающих в городах с населением более 100 000 выросло с 16 млн. почти до 314 млн., т. е. за 150 лет увеличилось примерно в 20 раз.

Процесс роста городского населения сопровождается как увеличением старых городов, так и образованием новых. Например, численность населения крупнейших городов нашей страны в 1959 г. и на 1/1 1966 г. составляла соответственно в Москве 5 086 000 и 6 464 000 человек, в Ленинграде 3 321000 и 3 671 000, в Киеве 1 104 000 и 1 371 000 человек. За это же время население таких городов, как Баку, Ташкент, Горький, Харьков, Новосибирск, превысило 1 000 000 человек. Если в 1959 г. было 25 городов с населением более 500 000 человек, то в 1966 г. их количество увеличилось до 30. Вместе с тем возникали и новые города. Так, в 1956 г. в СССР было 1569 городов, а к 1964 г. их количество достигло 1802.

Дальнейший рост городов и городского населения связан с правильным размещением производительных сил, имеющим большое политическое и экономическое значение. Как указано в отчетном докладе ЦК КПСС XXIII съезду КПСС, дальнейшее освоение природных богатств восточных районов связано с осуществлением ряда социально-экономических мер, которые, в частности, помогут закреплению работающих там кадров и привлечению новых сил. Одной из таких мер является создание городов с широко развитым благоустройством и обслуживанием проживающего в них населения.

При строительстве новых, а также расширении и реконструкции старых городов нужно не только ликвидировать недостатки, присущие городам старого типа, но и наметить обоснованные перспективы их роста (не только на ближайшие 5—10 лет, но и на более значительное время) с учетом тенденций развития производительных сил, коммуникаций и других градообразующих факторов. Журнал «Шпигель^ (ФРГ) писал: «Результаты отсутствия предусмотрительности и планирования на будущее отчетливо видны на примере таких явлений, как облака ядовитого „смога" над Лондоном и Рурской областью, как вымирание рыбы в Рейне и Миссисипи, как ежедневный транспортный хаос на площадях Мюнхена или миллионные города, расползающиеся во все стороны, подобно каше (лучший образец — Лос-Анжелос)».

В советском социалистическом государстве в отличие от капиталистического мира с его частной собственностью на землю и домовладения градостроительство базируется на началах государственного планирования, что позволяет избежать извращений и ошибок, присущих капитализму. Известно, что сразу после ликвидации последствий гражданской войны, в годы первых пятилеток наши партия и правительство приступили к рассмотрению вопросов планировки, застройки и благоустройства городов. В июне 1931 г. Пленум ЦК ВКП(б) рассматривал важнейшие вопросы развития городов Советского Союза и городского хозяйства Москвы. В 1933 г. было издано постановление ЦИК и СНК СССР «О составлении и утверждении проектов планировки и социалистической реконструкции городов и других населенных мест Союза ССР». Таким образом, проблема градостроительства в СССР целиком находится в руках государства.

Современный город представляет собой сложный комплекс объектов промышленности, обслуживания населения, общественных учреждений, жилых массивов, зон отдыха трудящихся и т. д. От гигиенической обоснованности взаимного размещения этих со-

ставляющих, систем связи между ними, правильности внутригородской планировки и многих других сложных и подчас еще не решенных вопросов зависит здоровье проживающих в городах людей. Переплетение сложного комплекса технических, экономических, гигиенических, эстетических и других требований при создании городов часто вызывает противоречия между ними, причем правильное разрешение этих противоречий в конечном счете определяет здоровье нынешнего и будущих поколений городского населения.

Только плановое развитие городов и городского хозяйства может правильно решить эти проблемы. «Города и поселки должны представлять собою рациональную комплексную организацию производственных зон, жилых районов, сети общественных и культурных учреждений, бытовых предприятий, транспорта, инженерного оборудования и энергетики, обеспечивающих наилучшие условия для труда, быта и отдыха людей», — так определяет направление градостроительства Программа КПСС.

Сложный комплекс современного города должен в первую очередь оцениваться с точки зрения создания оптимальных условий для проживающего в нем населения. При этом нужно учитывать плотность размещения, этажность и определенную площадь жилых и вспомогательных помещений, количество и качество воды, расходуемой на бытовые нужды, систему сбора и удаления мусора, а также нечистот, определенный уровень шумового фактора, качество воздуха улиц и квартир, их естественную освещенность и инсоляцию, время, затрачиваемое на поездки к месту работы и обратно, к объектам бытового обслуживания, обеспеченность населения детскими и школьными учреждениями, медицинской помощью и многое другое, что связано с бытом, условиями питания и труда.

Следовательно, проблема современного города является не только архитектурно-планировочной проблемой, но и социально-гигиенической; рассматривать ее надо с позиций охраны здоровья (в том числе и психического) больших групп населения и отдельных лиц. На службу гигиенических исследований должны быть поставлены и экономические расчеты, определяющие экономическую выгоду и, что особенно важно, перспективный экономический эффект. Так, повсеместное строительство пятиэтажных домов без лифтов, с высотой потолков 2,5 м, совмещенными санузлами и сведенными до минимума подсобными помещениями в пересчете на 1 м2 оказалось более дешевым, чем сооружение домов повышенного благоустройства. Однако при этом не учитывали стоимость отчуждаемых под строительство земель, прокладывание коммуникаций, увеличение длины транспортных и коммуникационных путей, а в связи с этим и расширение границ города, увеличение времени на поездку к месту работы и обратно.

Это вовсе не означает полного отказа от строительства зданий небольшой этажности. Однако необходимо признать бесспорным, что независимо от этажности здания должны иметь полный комплекс удобств, способствующих созданию оптимальных условий для проживания в них. При этом этажность застройки городов должна строго дифференцироваться в зависимости от климатических зон, перспектив развития их с учетом роста народонаселения и промышленности, а также характера самого города, т. е. основного его назначения как культурного или промышленного центра.

Есть основания предполагать, что еще большее развитие получат небольшие и средние города с необходимым комплексом благоустройства. Задача гигиенистов состоит в том, чтобы вместе с архитекторами и строителями дать оптимальные нормативы для малых, средних и крупных городов.

Гигиенические институты страны широко изучают влияние отдельных факторов внешней среды на городских жителей. Результатом этих работ являются развитие санитарного законодательства применительно ко всем отраслям санитарной практики, разработка предельно допустимых концентраций (ПДК) многих веществ в объектах внешней среды. Но мало внимания уделяется проверке (где это возможно) в натурных условиях экспериментально установленных ПДК, лишь недавно обозначились теоретические и практические успехи в изучении и разработке приемов использования ПДК в условиях комбинированного действия вредных веществ.

Наметившаяся за последнее время в работе некоторых научно-исследовательских институтов тенденция к изучению комплексного воздействия вредных веществ (например, поступающих в организм респираторным путем или через желудочно-кишечный тракт) еще не получила достаточного распространения, а сам круг комплексно изучаемых веществ сравнительно невелик.

Проблема гигиены города, пожалуй, как никакая другая, имеет дело с целым «букетом» факторов, оценить действительную роль которых можно только при их всестороннем комплексном изучении. В нем должны принимать участие не только гигиенисты, но и практические врачи, физиологи, психологи и др. Необходимо тщательно выявлять структуру заболеваемости населения городов, тесно увязывая эту работу с параметрами характерной внешней среды. Очень важно установить закономерности и связь заболеваемости сердечно-сосудистыми, вирусными, нервно-психическими и онкологическими заболеваниями с загрязнением воздушной среды уличным шумом и другими неблагоприятными воздействиями, присущими городам. Широкие исследования в этом направлении не только дадут параметры оптимальных решений градостроительства, но и помогут осуществить важнейшие проблемы современного здравоохранения.

Большое значение в гигиенической проблеме современного города имеет оценка показателей физического развития подрастающего поколения, наиболее чувствительного

к неблагоприятным влияниям факторов внешней среды. Однако такая оценка не должна ограничиваться характеристикой роста ребенка, его веса и окружности грудной клетки в возрастном разрезе; следует выявлять положительно и отрицательно действующие факторы для устранения допущенных ошибок и просчетов.

В заключение необходимо еще раз подчеркнуть, что город — это сложный механизм, а гигиена его — большая комплексная проблема, изучающая общие закономерности проживания, труда и отдыха населения в условиях различных городов.

Поступила 1 О/УII 1967 г.

УДК 614.3/.4(470.312)

РАЗВИТИЕ САНЭПИДСЛУЖБЫ В ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ

А. И. Дёжина, М. С. Зускович (Тула)

Восемьдесят лет назад, в 1887 г., при городской управе Тулы была образована санитарная комиссия. По описанию санитарного врача Н. П. Белоусова, Тулу в то время населяло 85 624 жителя. Город был застроен в основном маленькими частными домами. Канализация отсутствовала; 22,4% всех усадеб не имели отхожих мест, а помойные ямы имелись в 19% всех усадеб. Город задыхался в собственных нечистотах. К 1891 г. стала совершенно очевидна необходимость устройства ассенизационных полей, и в 1892 г городское управление решило устроить поля запахивания нечистот. Недоставало воды, на 1 человека ежедневно расходовалось 0,62 ведра ее (около 6 л). Лишь в 1893 г. был построен водопровод для водоснабжения центральной части Тулы.

После Великой Октябрьской социалистической революции санитарная организация Тулы вначале находилась при городском общественном управлении и состояла из 2 санитарных врачей, 2 фельдшеров, 2 объездчиков и 2 отрядов по дезинфекции. Работу их направлял городской санитарный совет, возглавляемый В. П. Грушецким. В обязанности санитарной организации входили осмотр торгово-промышленных заведений, школь-но-санитарный надзор за учащимися городских начальных школ, разработка противоэпидемических мероприятий, учет, составление и выпуск бюллетеней в Туле, производство дезинфекции и изоляция заразных больных.

В состав организованного в июне 1918 г. губернского отдела народного здравия вошло санитарное бюро — рабочий орган губернского санитарного совета, первым председателем которого был Е. Г. Лазарев. Связь губернского санитарного совета с уездами устанавливалась через уездные санитарные советы во главе с санитарными врачами. На них возлагалась профилактика и борьба с эпидемиями.

К 1921 г. насчитывалось 12 уездных санитарных врачей, 12 их помощников, 12 жилищно-санитарных инспекторов, 36 оспопрививателей, 2 десятника по дезинфекционному делу и 12 дезинфекторов. По существующему тогда положению уездный санитарный врач обязан был изучить уезд в санитарном отношении: исследовать условия жизни, заболеваемость и смертность населения, обследовать фабрики, заводы, промышленные и ремесленные учреждения, школы, пищевые объекты и источники водоснабжения. О результатах осмотров с выводами и предложениями санитарный врач докладывал местному или губернскому санитарному совету. Уездный санитарный врач участвовал в разработке проектов обязательных санитарных постановлений, следил за их выполнением, составлял протокол о неисполнении санитарных требований и направлял его в административные комиссии. Вместе с тем он занимался популяризацией гигиенических знаний среди населения, давал заключения о планах всех больниц и других объектов, осматривал местности, назначенные для застройки, и давал свои заключения, вел санитарную статистику, представлял губернскому и уездному отделам народного здравия ежегодно полные отчеты о санитарном состоянии города или уезда по роду его деятельности.

В начале 1919 г. в Туле было создано городское санитарное бюро, возглавляемое доктором А. Н. Юргенсоном. В состав бюро входили 4 санитарных врача, санитарный фельдшер, школьный и больничный врачи, санитарный техник, инженер-архитектор, химик-бактериолог, ветеринарный врач. Санитарное бюро, являясь рабочим органом городского санитарного совета, руководило постановкой санитарного дела в городе, занималось разработкой данных о движении населения, изучением жизни и здоровья рабочих, учащихся и пр., вело наблюдение за движением эпидемических заболеваний, изучало ход и причины их развития, принимало меры борьбы с ними, наблюдало за качеством питьевой воды и пищевых продуктов, за их исследованием, следило за правильностью работы полей запахивания и пр. Для исследования была организована санитарная лаборатория с химиком-бактериологом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.