Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦЕЙСКОГО'

ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦЕЙСКОГО Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
35
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Область наук
Ключевые слова
LEGAL CULTURE OF THE POLICE / PERFORMANCE OF THE POLICE IN THE CONTEXT OF A PROFESSIONAL LEGAL CULTURE / THE FACTORS INFLUENCING THE LEGAL CULTURE OF THE POLICE / IMAGE AND LEGAL CULTURE OF THE POLICE / THE INTERACTION OF THE POLICE AND SOCIETY BASED ON A HIGHLY DEVELOPED LEGAL CULTURE / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА ПОЛИЦЕЙСКОГО / ЭФФЕКТИВНОСТЬ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ / ФАКТОРЫ / ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРАВОВУЮ КУЛЬТУРУ ПОЛИЦЕЙСКОГО / ИМИДЖ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА ПОЛИЦИИ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПОЛИЦИИ И ОБЩЕСТВА НА ОСНОВЕ ВЫСОКОРАЗВИТОЙ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Беседа Ирина Ивановна

Статья посвящена теоретическому изучению проблем определения правовой культуры полицейского в контексте выполнения им своих профессиональных обязанностей. В исследовании раскрываются факторы, которые влияют на формирование правовой культуры полицейского и затем на его функционирование в качестве защитника правопорядка. Автор дает оригинальное определение правовой культуры полицейского, формулируются рекомендации в соответствии с современными условиями по повышению качества и актуальности правовой культуры защитников правопорядка с целью повышения эффективности их служебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF FUNCTIONAL CONCEPTUALIZATION OF LEGAL CULTURE IN THE CONTEXT OF POLICE PROFESSIONAL ACTIVITIES

The article is devoted to the theoretical study of the problems of determining the legal culture of a police officer in the context of performing their professional duties. The study reveals the factors that influence the formation of the legal culture of a police officer, and then it’s functioning as a defender of law and order. The author gives an original definition of the police officer’s legal culture. The recommendations are formulated in accordance with modern conditions to improve the quality and relevance of the legal culture of the law enforcement defenders in order to increase the effectiveness of their official activities.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦЕЙСКОГО»

УДК 340.114.5 : 351.74 ББК 67.7

Беседа Ирина Ивановна Beseda Irina Ivanovna

адъюнкт Ростовского юридического института МВД России.

Adjunct, the Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. E-mail: irinabeseda77@gmail.com

ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦЕЙСКОГО

Problems of functional conceptualization of legal culture in the context

of police professional activities

Статья посвящена теоретическому изучению проблем определения правовой культуры полицейского в контексте выполнения им своих профессиональных обязанностей. В исследовании раскрываются факторы, которые влияют на формирование правовой культуры полицейского и затем на его функционирование в качестве защитника правопорядка. Автор дает оригинальное определение правовой культуры полицейского, формулируются рекомендации в соответствии с современными условиями по повышению качества и актуальности правовой культуры защитников правопорядка с целью повышения эффективности их служебной деятельности.

Ключевые слова: правовая культура полицейского, эффективность служебной деятельности полиции в контексте профессиональной правовой культуры, факторы, влияющие на правовую культуру полицейского, имидж и правовая культура полиции, взаимодействие полиции и общества на основе высокоразвитой правовой культуры.

Перед нашей страной сегодня стоят серьезные задачи и вызовы, адресованные не отдельным государственно-правовым институтам, а правовой и политической системе в целом. Россия выходит на новый виток развития в политической, экономической, международной сферах. И если раньше научно-технический прогресс коренным образом не влиял на правовое регулирование, то сейчас новейшие технологии заставляют по-другому смотреть на систему общественных отношений. Появляются нетрадиционные субъекты и объекты права - нейронные сети, искусственный интеллект, криптовалюты и т. д. Общество подходит к тому рубежу, который требует глубоко осмысления и адекватного научного дискурса о правосубъективности нового качест-

The article is devoted to the theoretical study of the problems of determining the legal culture of a police officer in the context of performing their professional duties. The study reveals the factors that influence the formation of the legal culture of a police officer, and then it's functioning as a defender of law and order. The author gives an original definition of the police officer's legal culture. The recommendations are formulated in accordance with modern conditions to improve the quality and relevance of the legal culture of the law enforcement defenders in order to increase the effectiveness of their official activities.

Keywords: legal culture of the police, performance of the police in the context of a professional legal culture, the factors influencing the legal culture of the police, image and legal culture of the police, the interaction of the police and society based on a highly developed legal culture.

ва. В этих условиях обязанности, возложенные на полицейских законом [1], приобретают новые смысловые и функциональные нагрузки. Сегодня среди ученых-юристов активно обсуждаются проблемы соотношения права и сверхтехнологий, которые продуцируют новые виды общественных отношений, влекущие необходимость их адекватного правового регулирования [2, с. 33].

Наиболее вероятный сценарий заключается в том, что после преодоления данного рубежа одни страны станут сверхтехнологичными и передовыми, а другие безнадежно отстанут в развитии. На все эти вызовы времени должна будет ответить российская правовая система [3, с. 93]. Но нельзя забывать, что все новые правовые нормы действуют на основе

старых правовых принципов. Поэтому юридическое наследие предыдущих поколение является фундаментом деятельности современных государственных служащих, в том числе и сотрудников правоохранительных органов. Например, без патриотизма невозможно жертвовать своей жизнью ради других людей (как это вытекает из текста присяги сотрудника органов внутренних дел), а без этой жертвы сущностные характеристики службы нивелируются [4, с. 123]. Данные характеристики находят свое отражение в правовой культуре сотрудника полиции, которая существенного отличается от правовой культуры других субъектов правоотношений. Она занимает особое место во всей системе правовых средств и во многом отвечает за нормальное функционирование основополагающих институтов права.

Необходимо учитывать, что общество складывается из нескольких поколений, и современный мир характеризуется тем, что культура разных поколений, в том числе и правовая существенно различается. Это проявляется в современных трендах эволюции российского общества, в особенности молодежи, которые зачастую влекут деформацию правосознания и коррозию правовой культуры [5, с. 38]. Данные процессы неизбежно отражаются на деятельности полицейских, в том числе, детерминируя такое негативное явление как, деформация правосознания и правовой культуры, вплоть до их перерождения. Например, дело экс-полковника полиции Захарченко получило широкий общественный резонанс, ярко выраженную негативную медийную окраску и «отбросило тень» на все правоохранительные органы. Такая ситуация отрицательно сказалась на доверии общества сотрудникам полиции, что повлекло за собой двойной контрпродуктивный эффект: общество не поддерживает полицию, не доверяет ей и не помогает, а это играет на руку криминалу. В итоге страдает само общество от разгула преступности, а реализация правоохранительной функции сотрудниками органов внутренних дел существенно усложняется.

В современной России на формирование правовой культуры полицейских оказывает влияние значительное количество факторов. Их можно разделить на два основных вида: первый - внешние, связанные с воздействием общества на органы внутренних дел, правоохранительные органы и всех государственных

служащих; второй фактор - это внутреннее состояние, корпоративные условия функционирования полицейского. И те и другие факторы влияют на профессиональную деятельность и правовую культуру. В динамике эти два элемента взаимосвязаны и взаимно обусловлены, их формирование в современных российских реалиях протекает достаточно сложно и нелинейно. Это связано с тем, что целая череда проблем современного российского общества влияет на самих государственных служащих. К таким проблемам можно отнести отсутствие целостной эффективной системы правового воспитания у детей и подростков; отсутствие комплексных систем, помогающих обеспечить в игровой доступной форме внеучебное время; влияние медийных ресурсов на сознание российской молодежи [6, с. 327]. Сегодня наибольшее воздействие на сознание подрастающего поколения оказывают посредством смартфонов виртуальные ресурсы. Эта сфера в настоящее время полностью отдана на откуп тем, кто контролирует информационные технологии и финансы. Данную ситуацию необходимо в корне менять, так как сотруднику полиции и правоохранительной функции отводятся второстепенные роли. Такая схема таит в себе значительные риски. В любом случае фундаментальной ценностью выступает безопасность, без которой невозможно функционирование ни одного общества, ответственность за эффективную реализацию данной функции в первую очередь лежит на сотрудниках полиции, что накладывает соответствующий отпечаток на их профессиональную правовую культуру. Поэтому необходим комплекс мер, которые, с одной стороны, не нарушат требование статьи 7 Конституции Российской Федерации [7], гарантирующей свободное развитие личности, а с другой - обеспечат национальную безопасность как фундаментальный публичный интерес.

Проблемы современного общества отчетливо проявляются в кризисе духовной сферы. Они связаны с понятиями патриотизма, верности долгу, честности и другими. Та модель, которая сложилась сегодня в российской системе в определенном сегменте, впитала в себя худшие качества советской социалистической модели и худшие качества капиталистической модели. В таких условиях эффективно работать сотруднику органов государственной вла-

__и /П и

сти чрезвычайно сложно. С одной стороны, материальные сложности и социальные тренды, вытекающие из антиправовой ментально-сти [8, с. 340], могут подталкивать сотрудника к коррупционным проявлениям и превышению должностных полномочий, а, с другой стороны, очень часто государственная служба в рыночных условиях проигрывает предложениям, поступающим из частного сектора экономики. Тогда профессионалы своего дела уходят в другие организации, покидают государственную службу, получая высокую заработную плату и более комфортные условия труда. Отток профессиональных кадров из государственной службы также влияет на качество деятельности органов государственной власти, эффективность реализации ими своих функций, так как уровень правовой культуры падает. Здесь проявляется комплексность проблемы - ее нельзя решить только материальными, духовными, поощрительными или карательными мерами. Должно иметь место их разумное сбалансированное сочетание. Но при этом нельзя забывать о виртуальной сфере, которая с каждым днем играет все большее и большее значение в жизни общества, особенно молодежи, а вновь поступающие на службу сотрудники полиции из ее числа.

В России формируется правовое государство, которое не может развиваться без искоренения правового бескультурья и принятия законов «на быструю руку». Правовая реформа реализуется и в настоящее время. По всей видимости, правовое реформирование в условиях современных технологий будет носить перманентный характер. Очевидно, что уровень правовой культуры населения трансформируется, и нужно понимать, какими будут последующие стадии трансформации.

Молодежь стала более информированной и имеет доступ к информационным массивам, в том числе правовым. Сложно полемизировать с В.Е. Семеновым в том, что «молодежь лучше старшего поколения адаптируется к социально-экономическим и политическим условиям. Ее отличает особая активность в развитии частного сектора экономики, ее привлекают формы деятельности с высокой оплатой труда. Развивается практицизм, расчетливость, мобильность. Но переход к рыночной экономике создал огромные трудности в воспитании правовой культуры» [9, с. 33]. Новая си-

туация, когда практически у каждого гражданина имеется смартфон с видеокамерой, способной зафиксировать правонарушение и выложить в интернет-ресурс для опубликования, должна быть максимально использована сотрудниками правоохранительных органов. Технические решения позволят закрепить принцип неотвратимости наказания и положительно повлиять на массовую правовую культуру населения в контексте необходимости соблюдения закона. В свою очередь, это должно сдерживать недобросовестных государственных служащих от совершения правонарушения и поступков, умаляющих авторитет органов государственной власти. В этих условиях требуется неукоснительное соблюдение планов развития российского общества. К примеру, человек с низкой правовой культурой не может полноценно участвовать в политической жизни страны и в полной мере осознавать важность своего выбора. Он легко поддается манипуляциям недобросовестных участников политического процесса, которые транслируют искаженную или ложную информацию. Повышение уровня правовой культуры граждан будет способствовать развитию полноценного диалога между всеми участниками демократических процессов. Результатом должно стать истинное доверие народа к представителям власти, которые защищают его собственный выбор. Здесь можно вспомнить слова великого мыслителя Древнего Китая Конфуция. Он говорил, что государство подобно семье. Глава государства подобен отцу и должен заботиться обо всех своих подданных так же, как добропорядочный отец заботится обо всех членах своей семьи [10, с. 274]. И две главные страты народа (элита и само общество) должны соотноситься, как соотносятся в семье старшие и младшие. Старшие любят младших и о них заботятся, а младшие уважают старших и им подчиняются. Точно так же, если в государстве чиновники будут любить народ и заботиться о нем, а народ будет уважать чиновников и им подчиняться, то наступит подлинная гармония, процветание и благополучие. И такое государство будет не только сильным, но и конкурентноспособным на любой международной арене. Тем не менее история показывает, что даже общество с высокой правовой культурой должно охраняться от противоправных посягательств.

Высокий уровень правовой культуры полицейских предполагает, что они не выходят за рамки профессиональной этики, не подвержены постороннему негативному мнению, проявляют уважение к закону и соблюдают принцип справедливости. Правовая культура тесно связана с правовым воспитанием, поскольку только через правовоспитательный процесс можно добиться от субъектов правоотношений понимания закона, а значит, и первой ступени к уважению закона и признанию его в качестве базовой ценности. Это создаст фундамент для реализации принципа законности. Но следует помнить, что в российском правовом менталитете сложилась правовая традиция, в соответствии с которой правовыми народ признает лишь те законы, которые направлены на процветание государства и общества в варианте справедливого компромисса. В противном случае возникает феномен правового нигилизма, при котором требования закона попросту игнорируются. Этот фактор выступает одним из ключевых в работе современного российского полицейского и должен учитываться при формировании профессиональной правовой культуры сотрудника органов внутренних дел.

Проанализировав основные условия, влияющие на профессиональную деятельность защитника правопорядка, можно сформулировать следующее определение: правовая культура полицейского - это совокупности правовых ресурсов, сформированных на таком уровне, который позволяет в полном объеме реализовать правоохранительную функцию, возложенную на органы внутренних дел законами Российской Федерации.

Но нельзя упускать из вида всеми признанный факт: право - это сложный и многогранный культурный феномен. Оно изменяется в результате накопления и обобщения правовой практики, а также в ходе формирования док-тринального, законодательного, прецедентного и иных источников права. Совокупность правовых средств определяет уровень и качество правовой культуры общества. Накопленные характеристики являются имманентными для конкретного общества и при их трансформации качество и уровень правовой культуры меняются сообразно степени корреляции. Безусловно, эти процессы отражаются на правовой культуре всех членов общества, в том чис-

ле полицейских - носителей ее особого вида. В качестве примера можно привести смену российской монархической парадигмы на республиканскую. После уничтожения социально-политической элиты, сформированной в царской России, уровень правовой культуры населения резко снизился. Это также касается и правовой культуры государственных служащих, которая претерпела необратимые изменения после революционных событий и в результате последствий гражданской войны. Этот тектонический сдвиг определил переход общества на правовую культуру нового качества. Разумеется, все эти процессы отразились на правовой культуре защитников правопорядка. В условиях принципиальной замены правовых систем наглядно демонстрируется сущность правовой культуры правоохранителей. Если в царской России были полицейские, то с приходом к власти большевиков провозглашалось, что милиция станет подлинной народной защитницей и будет охранять только лишь интересы трудящегося населения. Тем не менее, очевидно, что основная функция защитника правопорядка - хоть в имперской, хоть советской социалистической парадигме -борьба с преступлениями. И в царском периоде, и в советском мы обнаружим, что основная часть преступлений в большинстве случаев будет связана с хищением чужого имущества. Отсюда можно сделать вывод, что основной задачей защитников правопорядка является защита имущества населения. Здесь актуализируется схема К. Маркса с базисом и надстройкой [11, с. 15]: в качестве элементов надстройки выступают право и политика, которые определяют принципы и цели развития государства и общества, а также режим регулирования их реализации. Они в большей мере влияют на формирование правовой культуры полицейского, который должен охранять и общественный порядок, и государственный строй.

Следующим важным фактором профессиональной деятельности полицейского выступает его имидж. Он на текущий момент зачастую воспринимается обществом как стереоти-пизированный образ чиновников. Имидж государственного служащего является важным фактором воздействия на массовое сознание и правовой менталитет общества. Народ должен видеть в государственном служащем, в том числе полицейском, своего защитника и не-

примиримого борца за интересы людей. Народ не уважает государственного служащего за то, что тот его не любит, а тот его не любит за то, что народ его не уважает. Этот замкнутый круг разрывается при формировании положительного имиджа полицейского. Но этот имидж должен быть подлинным, а не иллюзорным, поскольку иллюзорный имидж неустойчив, и в случае его коррозии эффект взаимодействия с обществом будет негативным. Одним из ключевых критериев имиджа полицейского должен являться народный патриотизм, поэтому необходимо разрабатывать и принимать концепцию взаимодействия полиции и гражданского общества, которая сможет создать устойчивую почву для взаимного доверия и уважения, что и станет новым уровнем повышения качества правовой культуры защитника правопорядка.

Но нельзя забывать о современных технологиях, виртуальном и медийном пространстве. Например, в Китае введена система рейтинговой оценки государственных служащих наподобие той, которая существует в рейтинге электронных приложений. Он выставляется народом в электронной общедоступной форме и влияет на начисление премий, повышение в должности, переизбрание и другие значимые элементы служебной деятельности. Следует подробно изучить этот опыт и решить, насколько он может быть полезен в формировании правовой культуры государственных служащих, в том числе полицейских Российской Федерации.

Будучи частью всего общества, полицейский является, с одной стороны, носителем общей правой культуры, а с другой стороны, в результате специализированного обучения и специфического воспитания у него сформирована специальная правовая культура, соответствующая роду его профессиональной деятельности. Взаимосвязь между правовой культурой общества и правовой культурой полицейского взаимообусловлена. То есть правовая культура общества оказывает влияние на правовую культуру полицейского так же, как и полицейский оказывает влияние на формирование внутренней правовой культуры корпоративной группы и всей правовой культуры социума. Эта система должна функционировать в режиме органичного симбиоза, когда общество понимает, что потраченные средства на содержание полиции более выгодны, чем ущерб от преступных дея-

ний, и относится к полицейскому с благодарностью, а полицейский относится с уважением к обществу, которое за счет бюджета обеспечивает его довольствие.

В настоящее время существует большое количество путей повышения качества правовой культуры полицейского. Конечно же, главный путь - это воспитание и образование будущих защитников правопорядка, но здесь, как и в остальных явлениях, которые носят масштабный характер, требуется комплексный подход. Разумеется, необходимо применять передовой зарубежный опыт, то есть монито-рить и анализировать, какие явления на современном этапе развития человеческого общества и государства являются передовыми в сфере правовой культуры полицейских, детерминировать, за счет чего достигается максимальная эффективность деятельности сотрудников правоохранительных органов, и оценивать, насколько эти методы применимы в современных российских условиях.

Необходимо понимать, как создать систему, в которой органично сочетаются материальные и моральные стимулы, поддержка общества, использование виртуального пространства и других значимых факторов. Для этого необходимо, во-первых, использовать моральную систему стимулов, которая подчеркивает, что полицейский находится на правильном пути в своей профессиональной деятельности и саморазвитии; во-вторых, применять материальную систему стимулов, которая в условиях монетизации благ российского общества должна финансово закреплять все достижения, связанные со служебной деятельностью полицейского, и обеспечивать ему такой уровень жизни, который позволяет не отвлекаться от своих прямых должностных обязанностей и иметь возможность постоянного саморазвития; в-третьих, необходимо активнее внедряться в виртуальной пространство через приложения, группы в соцсетях и иные информационные ресурсы.

На наш взгляд, пришло время законодательно прописать комплекс мер, связанных с формированием системы взаимоотношений гражданского общества и органов государственной власти, в которых они будут дополнять друг друга в режиме взаимопомощи и взаимодействия. Без народной поддержки полицейскому невозможно эффективно реализовывать

свои должностные обязанности в условиях функционирования правового государства.

Подводя итог изложенному, можно констатировать, что правовая культура полицейского представляет собой особую разновидность правовой культуры общества. Дело в том, что уровень правовой культуры общества как всей совокупности правовых средств показывает ее качество и степень развития. Полицейский неотрывно связан с обществом, потому что он охраняет основы общественного строя, общественного порядка, которые, в свою очередь, держатся на правовом порядке, возникающем в результате принятия и применения нормативных правовых актов. Основная цель работы полицейского - это защита существующих законов, борьба с преступностью. Они подразумевают реализацию функций полицейским, которые и связаны с его правовой культурой.

Литература

1. Федеральный закон от 07.02.2011 № З-ФЗ (ред. от 06.02.2020) «О полиции» // СПС «Кон-сультантПлюс».

2. Петрова Д.А., Гайворонская Я.В., Ма-мычев А.Ю. Смертоносные автономные системы: этические, юридические, политические проблемы и перспективы их решения // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2019. Т. 11. № 4.

3. Baranov P.P., Mamychev A.Yu., Mordovt-sev A.Yu. and others. Human rights and freedoms in the digital era: problems and perspectives of their establishment in the Eurasian space // Journal of politics and law. 2019. Vol. 12. № 4.

4. Федоренко С.П., Воскобоев А.И., Код-зов А.Б. Правовая культура полицейского как фактор формирования образа современной полиции // Образ современного полицейского: сборник материалов Международной научно-теоретической конференции / отв. ред. В.Б. Рож-ковский. Ростов н/Д, 2019.

5. Болдырев С.Н. Правовая культура общества и культура юридической техники // Философия права. 2011. № 1 (44).

6. Петров А.В., Котрикова Т.Ю. Профессиональная правовая культура в системе правовой культуры общества // Вестник Нижегородского университета имени Н.И. Лобачевского. 2013. № 3-1.

Конечно же, правовая культура полицейского обусловлена целым рядом фактором - в первую очередь трендами и динамикой развития общественных отношений, где в последнее время особую значимость получили современные технологии [12, с. 125]. Они прочно вошли в жизнь общества, особенно молодежи, и играют значительную, если не сказать решающую, роль в развитии общественных отношений. Виртуализация общественных отношений носит повсеместный характер и в перспективе будет в большей степени влиять на их развитие и конфигурацию. Поэтому деятельность полицейского должна быть определена не только текущими задачами и реальной жизнью общества, но и выстраиваться в контексте стратегического формирования правовой культуры сотрудника органов внутренних дел в обозримом будущем.

Bibliography

1. Federal law of 07.02.2011 № 3-FL (as amended on 06.02.2020) «On the police force» // LRS «ConsultantPlus».

2. Petrova D.A., Gaivoronskaya Ya.V., Mamychev A.Yu. Deadly autonomous systems: ethical, legal, political problems and prospects for their solution // Territory of new opportunities. Bulletin of the Vladivostok state University of economics and service. 2019. Vol. 11. № 4.

3. Baranov P.P., Mamychev A.Yu., Mordovt-sev A.Yu. and others. Human rights and freedoms in the digital era: problems and perspectives of their establishment in the Eurasian space // Journal of politics and law. 2019. Vol. 12. № 4.

4. Fedorenko S.P., Voskoboev A.I., Kod-zov A.B. Legal culture of the police officer as a factor in forming the image of the modern police // The modern police can be scanned: proceedings of the International scientific-theoretical conference / executive ed. V.B. Rozhkovsky. Rostov-on-Don, 2019.

5. Boldyrev S.N. Legal culture of society and culture of legal technology // Philosophy of law. 2011. № 1 (44).

6. Petrov A.V., Kotrikova T.Yu. Professional legal culture in the system of legal culture of society // Bulletin of the Lobachevsky University of Nizhny Novgorod. 2013. № 3-1.

7. Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote 12.12.1993) (as amended,

7. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СПС «Кон-сультантПлюс».

8. Мордовцев А.Ю., Мамычев А.Ю., Шес-топал С.С. Сущность и содержание российской правовой ментальности // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 4 (21).

9. Семенов В.Е. Воспитание правовой культуры молодежи // Северо-Кавказский юридический вестник. 2012. № 2.

10. Прибытков А.А., Чекменева Т.Г. О взглядах выдающегося мыслителя Конфуция на государственное устройство // Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества: сборник материалов IV Международной научно-практической конференции / отв. ред.: Д.В. Буя-ров, Д.В. Кузнецов. Благовещенск, 2014.

11. Жуков В.Н. Базис и надстройка в социологии права советских юристов 1920-х годов // Право и государство: теория и практика. 2015. № 9 (129).

12. Мамычев А.Ю., Мирошниченко О.И. Моделируя будущее права: проблемы и противоречия правовой политики в сфере нормативного регулирования систем искусственного интеллекта и роботизированных технологий // Правовая политика и правовая жизнь. 2019. № 2.

amended Laws of the Russian Federation on amendments to the Constitution of the Russian Federation from 30.12.2008 № 6-FCL, from 30.12.2008 № 7-FCL from 05.02.2014 № 2-FCL, from 21.07.2014 № 11-FCL).

8. Mordovtsev A.Yu., Mamychev A.Yu., Shestopal S.S. Essence and content of the Russian legal mentality // Azimuth of scientific research: economics and management. 2017. Vol. 6. № 4 (21).

9. Semenov V.E. Education of legal culture of youth // North Caucasus legal Bulletin. 2012. № 2.

10. Pribytkov A.A., Chekmeneva T.G. On the views of the outstanding thinker Confucius on the state structure // Russia and China: history and prospects of cooperation: materials of the IV International scientific and practical conference / executive ed.: D.V. Buyarov, D.V. Kuznetsov. Blagoveshchensk, 2014.

11. Zhukov V.N. Basis and superstructure in the sociology of law of Soviet lawyers of the 1920s // Law and state: theory and practice. 2015. № 9 (129).

12. Mamychev A.Yu., Miroshnichenko O.I. Modeling the future of law: problems and contradictions of legal policy in the field of regulatory regulation of artificial intelligence systems and robotic technologies // Legal policy and legal life. 2019. № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.