Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ АКТИВИЗАЦИИ УЧАСТИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ПРЕСТУПНОСТИ'

К ВОПРОСУ ОБ АКТИВИЗАЦИИ УЧАСТИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ПРЕСТУПНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
114
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОРЬБА С ПРЕСТУПНОСТЬЮ / ПОМОЩЬ ПОЛИЦЕЙСКИМ / АКТИВНАЯ ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ЗНАНИЕ ПРАВА / ПРАВОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / FIGHTING CRIME / HELPING POLICE OFFICERS / ACTIVE CITIZENSHIP / LEGAL CULTURE / KNOWLEDGE OF LAW / LEGAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тимко С. А.

В статье рассматривается проблема привлечения населения к деятельности по противодействию преступности. Автор акцентирует внимание на ключевой роли в успешности и эффективности подобного взаимодействия с сотрудниками органов внутренних дел правовой культуры граждан. Характеризуются такие составляющие правовой культуры, как знание гражданами правовых предписаний и запретов, умение применять свои знания на практике, осознание россиянами ответственности за состояние правопорядка и активная гражданская позиция. Указывается, что знание права является залогом правомерного поведения и грамотного предупреждения противоправных деяний. Однако знания могут остаться нереализованными, если у гражданина отсутствует стремление или хотя бы готовность их применить при возникновении соответствующей ситуации. Аргументируется мнение о том, что имидж полицейских, отношение и доверие полицейским со стороны общества также способны влиять на процесс совместной деятельности по охране общественного порядка, предупреждению правонарушений. Подводя итог исследованию, автор подчеркивает, что инициатива в антикриминальном сотрудничестве граждан и полиции должна принадлежать последней. Государству, в лице соответствующих министерств, необходимо информировать, обучать и мотивировать население к участию в противодействии преступности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF INCREASING PUBLIC PARTICIPATION IN COUNTERING CRIME

The article deals with the problem of attracting the population to anti-crime activities. The author focuses on the key role of legal culture of citizens in the success and effectiveness of such interaction with employees of internal Affairs bodies. Such components of legal culture as citizens‘ knowledge of legal regulations and prohibitions, the ability to apply their knowledge in practice, awareness of responsibility for the state of law and order, and active citizenship are characterized. It is indicated that knowledge of the law is the key to lawful behavior and competent prevention of illegal acts. However, knowledge may remain unrealized if a citizen does not have the desire or at least the willingness to apply it when the appropriate situation arises. It is argued that the image of police officers, the attitude and trust of the police on the part of society can also influence the process of joint activities to protect public order and prevent offenses. Summing up the research, the author emphasizes that the initiative in anti-criminal cooperation between citizens and the police should belong to the latter. The state, represented by the relevant ministries, should inform, train and motivate the population to participate in combating crime.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ АКТИВИЗАЦИИ УЧАСТИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ПРЕСТУПНОСТИ»

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПНОСТИ

УДК 343.9 С. 61—66

К ВОПРОСУ ОБ АКТИВИЗАЦИИ УЧАСТИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ПРЕСТУПНОСТИ

Тимко С. А.

Омская академия МВД РФ E-mail: [email protected].

В статье рассматривается проблема привлечения населения к деятельности по противодействию преступности. Автор акцентирует внимание на ключевой роли в успешности и эффективности подобного взаимодействия с сотрудниками органов внутренних дел правовой культуры граждан. Характеризуются такие составляющие правовой культуры, как знание гражданами правовых предписаний и запретов, умение применять свои знания на практике, осознание россиянами ответственности за состояние правопорядка и активная гражданская позиция.

Указывается, что знание права является залогом правомерного поведения и грамотного предупреждения противоправных деяний. Однако знания могут остаться нереализованными, если у гражданина отсутствует стремление или хотя бы готовность их применить при возникновении соответствующей ситуации. Аргументируется мнение о том, что имидж полицейских, отношение и доверие полицейским со стороны общества также способны влиять на процесс совместной деятельности по охране общественного порядка, предупреждению правонарушений.

Подводя итог исследованию, автор подчеркивает, что инициатива в антикриминальном сотрудничестве граждан и полиции должна принадлежать последней. Государству, в лице соответствующих министерств, необходимо информировать, обучать и мотивировать население к участию в противодействии преступности.

Ключевые слова: борьба с преступностью, помощь полицейским, активная гражданская позиция, правовая культура, знание права, правовое просвещение.

ON THE ISSUE OF INCREASING PUBLIC PARTICIPATION

IN COUNTERING CRIME

TimkoS.A.

Omsk Academy of the Ministry of the Interior Affairs

of the Russian Federation E-mail: [email protected].

The article deals with the problem of attracting the population to anti-crime activities. The author focuses on the key role of legal culture of citizens in the success and effectiveness of such interaction with employees of internal Affairs bodies. Such components of legal culture as citizens' knowledge of legal regulations and prohibitions, the ability to apply their knowledge in practice, awareness of responsibility for the state of law and order, and active citizenship are characterized.

It is indicated that knowledge of the law is the key to lawful behavior and competent prevention of illegal acts. However, knowledge may remain unrealized if a citizen does not have the desire

Тимко С. A.

61

or at least the willingness to apply it when the appropriate situation arises. It is argued that the image of police officers, the attitude and trust of the police on the part of society can also influence the process of joint activities to protect public order and prevent offenses.

Summing up the research, the author emphasizes that the initiative in anti-criminal cooperation between citizens and the police should belong to the latter. The state, represented by the relevant ministries, should inform, train and motivate the population to participate in combating crime.

Keywords: fighting crime, helping police officers, active citizenship, legal culture, knowledge of law, legal education.

Введение

Противодействие преступности не может быть эффективным без помощи населения. Содействие граждан органам и лицам, участвующим в противодействии преступности, происходит на всех этапах: в ходе предупреждения противоправных деяний, их расследования, исполнения уголовных наказаний. Однако приходится констатировать, что после распада Советского Союза готовность россиян помогать правоохранителям в их профессиональной деятельности, невелика. Представляется, это связано, главным образом, с отсутствием единой конструктивной государственной идеологии при господстве культа потребления, насилия и жестокости [1, с. 48], а также с отсутствием целенаправленной, системной деятельности государства по формированию и повышению правовой культуры населения. Как верно отмечает Е. Ф. Усманова, именно «от уровня правовой культуры зависит реализация норм права, воплощение нормативных требований в обыденной жизни, осмысление и оценка человеком правовой действительности, принятие решений и совершение действий, которые имеют правовые последствия» [6, с. 68]. Особого внимания в правовоспитательной работе с населением требуют ознакомление с правовыми нормами, выработка безусловной привычки их соблюдения и умений пользоваться, а также, что особенно важно — развитие активной гражданской позиции.

Описание исследования

Знание права населением в деятельности по противодействию преступностью является отправным (но не всегда определяющим) моментом. Оно лежит в основе правомерного поведения — общественно необходимого, желательного или допустимого с точки зрения интересов общества поведения граждан, выражающего их волю и соответствующего праву, его идеям, принципам, нормам [3, с. 28]. Традиционно речь идет о знании основ права, касающихся правовых запретов, правовых предписаний, правомочий обыденной жизни. Для активизации участия россиян в борьбе

с преступностью особую актуальность приобретает усвоение ими сведений о целях борьбы с правонарушениями и формах помощи сотрудникам правоохранительных органов в этом, видах общественных формирований правоохранительной направленности, координационных, консультативных, экспертных и совещательных органов (советов, комиссий) по вопросам охраны общественного порядка, создаваемых при правоохранительных органах, правах и обязанностях их участников, институте общественного контроля, способах правомерной защиты от противоправных посягательств и правилах поведения в критических ситуациях, источниках, из которых можно получить информацию о вышеуказанном и т. п.

Знание права позволяет гражданам не только действовать в рамках дозволенного, но и грамотно реализовать права в сфере воздействия на преступность, исполнять гражданские и социальные обязанности.

Однако знания права недостаточно для участия в правоохранительной работе. С одной стороны, граждане должны уметь применять свои знания на практике. С другой стороны, гражданам необходимо разделять долю ответственности (в части ее моральной составляющей) за состояние правопорядка, а также понимать важность помощи полицейским и готовности оказать содействие, ведь как справедливо пишет О. И. Цыбулевская, «взаимная ответственность государства и личности предполагает не только юридические, но и духовные начала в отношениях между государством как носителем публичной власти и личностью как участником ее осуществления» [4, с. 103].

Умение пользоваться правом (использовать и применять нормы права) обеспечивает защиту собственных интересов (как, например, при использовании права на необходимую оборону— ст. 37 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ)), в случае необходимости позволяет предупредить преступление или задержать правонарушителя: задержать лицо, совершившее преступление, для доставления органам власти и пресечения возможности совершения им новых преступлений,

62

ТимкоС. А.

не боясь быть наказанным за причинение вреда — ст. 8 УК РФ; причинить вред охраняемым уголовным законом интересам для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам лиц, интересам общества или государства в состоянии крайней необходимости— ст. 39 УК РФ; причинить вред охраняемым уголовным законом интересам при обоснованном риске для достижения общественно полезной цели — ст. 41 УК РФ. Возможно и такое поведение вне уголовно-правового поля, без причинения физического или материального вреда. Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» в качестве одной из форм участия граждан в охране общественного порядка указал участие в деятельности общественных объединений правоохранительной направленности. В числе основных направлений их деятельности содействие правоохранительным органам в охране общественного порядка; участие в предупреждении и пресечении правонарушений; распространение правовых знаний, разъяснение норм поведения в общественных местах1. Первые два направления предполагают вероятность конфликта (возможно, с применением физической силы) между дружинником и нарушителем. Умение пользоваться своими правами, сориентироваться в сложившейся ситуации, объясниться с правонарушителем обеспечит уверенные действия дружинников, минимальную конфликтогенность и причинение вреда обеим сторонам.

Как уже говорилось, умение использовать знания в противодействии преступности проявляется при наличии у лица активной гражданской позиции. Знания и умения останутся не реализованными, если нет желания это сделать. Именно эта составляющая правовой культуры сегодня требует особого внимания со стороны государства. Равнодушное созерцание происходящего стало нормой для россиян. Примеров пресечения, предотвращения преступлений либо элементарного информирования полицейских о наблюдаемых посягательствах, а тем более ставших известными фактах готовящихся или совершенных преступлений не много. Остаются без разумной реакции со стороны окружающих насилие, как в общественных местах, так и в быту, нездоровый интерес посторонних мужчин к несовершеннолетним, различные формы хищений, дача и получение взяток и пр. В ряде случаев

1 Об участии граждан в охране общественного порядка: Федеральный закон от 2 апр. 2014 г. № 44-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_161195/ (дата обращения: 26.06.2020].

знание прав, не подкрепленное осознанием важности и необходимости оказания помощи сотрудникам, напротив, затрудняет взаимодействие. Яркий пример, знакомый многим сотрудникам органов внутренних дел (далее — ОВД), — отказ граждан, знающих, что соответствующей обязанности у них нет, выступать в роли понятых при осуществлении процессуальных действий.

Сопутствующим проявлению социальной активности гражданами является позитивное восприятие ими полицейских и одобрение предпринимаемых усилий по защите жизни, здоровья, прав и свобод населения, противодействию преступности, охране общественного порядка, собственности и по обеспечению общественной безопасности. Результаты социологических опросов последних пяти лет свидетельствуют о стабильно-позитивном в целом тренде роста показателей оценки гражданами Российской Федерации деятельности полиции. К примеру, по данным ФГКУ «ВНИИ МВД России» 42 % опрошенных доверяют органам внутренних дел в вопросах защиты личных и имущественных интересов; 45,7 % чувствуют себя защищенными от преступных посягательств на жизнь, здоровье, имущество и т. д.2 По данным Фонда общественного мнения, в 2019 г. работой полиции в целом были удовлетворены 65 % граждан; 25 % из них сочли, что полиция справляется со своими обязанностями на отлично и хорошо3.

ВЦИОМ установил, что треть россиян положительно оценивают работу полиции в их регионе (36%), еще почти половина — средне (47 %) — итого 83 %. Образ полицейского, сложившийся в сознании россиян, скорее положительный. Выбирая из нескольких пар противоположных по значению характеристик, наши соотечественники видят типичного российского полицейского как опрятного (77 %), сильного и крепкого (56 %), вежливого (55 %), готового помочь (55 %), храброго (54 %) и работящего (54%) человека4.

Тем не менее, опросы, проводимые администраторами групп в социальных сетях, мнения самих полицейских не столь оптимистичны. Например, на вопрос: «Что вы чувствуете при виде полицейских?» из более, чем 11 тысяч

2 Общественное мнение // Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации. URL: https://MBA.pcJ)/publicopinion (дата обращения: 28.06.2020].

3 Полиция: отношение и оценки работы // Фонд Общественное Мнение. URL: https://fom.ru/Bezopasnost-i-pravo/14228 (дата обращения: 28.06.2020].

4 Полиция и граждане: мониторинг общественных оценок // ВЦИОМ. URL: https://wciom.ru/index. php?id=236&uid=9990 (дата обращения: 28.06.2020].

ТимкоС. А.

63

опрошенных, 72 % ответили — «дискомфорт», 25 % — безразличие1.

В ходе проводимого нами опроса сотрудников ОВД на вопрос: «По Вашему мнению, отношение населения к полиции сегодня лучше, чем в 2000—2011 годах к милиции?» тоже были получены весьма неутешительные ответы. 69 % опрошенных сотрудников ОВД говорят о негативном настрое россиян: по мнению 40 % респондентов, оно одинаково негативное, как ранее, так и сейчас, а 29 % полагают, что отношение к полиции стало даже хуже, чем до реформ. Почти треть опрошенных полицейских настроены менее пессимистично: 12 % свидетельствуют, что отношение граждан к полиции ранее и сейчас одинаково позитивное, 19 % говорят, что оно стало даже лучше. Следует сказать, что, несмотря на преобладание, по мнению полицейских, негативного отношения к ним граждан, готовность последних оказывать содействие, оценивается не столь критично. 27% отмечают, что, как правило, отказываются помочь. Со слов 19 %, чаще всего, при необходимости, оказывают помощь. 52 % считают, что выраженной тенденции нет2.

Безусловно, в последнее десятилетие ведомством предпринимаются существенные усилия для формирования благоприятного имиджа полицейского среди населения. Осуществляется информирование о проделанной работе посредством традиционных СМИ, информационно-телекоммуникационной сети Интернет, отчетов перед гражданами. Совершенствуется профессиональное мастерство сотрудников и контролируется выполнение ими служебных обязанностей, работа с населением. Это позволило достигнуть определенных успехов. Негативных высказываний граждан в адрес сотрудников ОВД, по сравнению с началом 2000-х гг., действительно стало меньше, уменьшился поток обличающих полицейских в различных противоправных деяниях со стороны СМИ. Однако, полагаем, интенсивность такой информационно-пропагандистской работы должна быть выше. Особенно в современный период важно акцентировать внимание на успешно проведенных предупредительных мероприятиях, проведенных сотрудниками ОВД и последствиях противоправного деяния, которых удалось избежать; фактах мужества и героизма, проявленных полицейскими как при выполнении служебного долга, так и вне служебного времени; фактах оказания гражданами содействия ОВД в раскрытии и расследовании преступлений,

1 Те^гат-канал «Невластный телевизор». URL: https://t.me/nevlastny/355 (дата обращения: 28.06.2020).

2 В 2018—2020 гг. были опрошены 445 сотрудников органов внутренних дел, проходящих службу в различных субъектах Российской Федерации.

установлении и задержании лиц, подозреваемых в их совершении; своевременно излагать официальную позицию ведомства о правонарушениях с участием известных, «медийных» лиц (представителей СМИ, известных политиков, представителей общественности, чиновников, деятелей культуры и т. п.).

Вывод

Инструментами формирования правовой культуры, которые влияют на эффективность участия граждан в противодействии преступности, являются правовое просвещение, правовое информирование и правовая пропаганда.

Деятельность по правовому просвещению граждан сегодня реализуется достаточно широко: в отношении обучающихся в образовательных организациях различного уровня, сотрудников многих государственных учреждений, в целом населения посредством СМИ и т. п. Однако формирование понятийного аппарата, суждений касается общих представлений о праве, базовых обязанностях, ограничениях и правилах поведения. МВД России тоже уделяет внимание правовому информированию: работают официальный сайты в информационно-телекоммуникационной сети интернет, страницы в социальных сетях, размещаются сообщения в традиционных СМИ, проводятся встречи с населением и пр.).

Необходимо указать, что общим для просвещения и информирования недостатком является, как указывалось выше, слабый акцент на задачи, формы, способы оказания гражданами помощи сотрудникам правоохранительных органов. Значение правовой пропаганды, способной сформировать у граждан необходимую систему понятий, устойчивых алгоритмов поведения и мышления на основе представлений, оценок микро- и макросреды, опрометчиво вообще нивелируется. Примеры убеждения в необходимости следования определенным правилам, стереотипам поведения, моральной ответственности за происходящее вокруг, формирования положительного имиджа полицейского минимальны. Это, на наш взгляд, является едва ли не основным фактором, затрудняющим взаимодействие правоохранительных органов с населением в целях противодействия преступности.

Заключение

Общество с высоким уровнем правовой культуры априори отличается более низкой криминальной пораженностью. В нем граждане не только живут в рамках установленных ограничений, но активно воздействуют на девиантную часть населения, не допуская

64

Тимко С. А.

с их стороны противоправного поведения. Характер, интенсивность подобного антикриминогенного воздействия напрямую зависят от знания гражданами своих прав в сфере противодействия правонарушениям и возможностей их реализовать в деятельности общественных формирований или индивидуально, а также желания это делать. На формирование таких знаний и мотивации направлены правовая пропаганда, правовое просвещение и правовое информирование. Осуществляться они должны в рамках государственной идеологии, поскольку «любое социальное преобразование достигнет заявленной цели только при условии идеологического оправдания, а принятый правовой акт, наверняка, будет воспринят общественностью благосклонно, если будет носить характер идеологического манифеста» [5, с. 121].

Хочется особо подчеркнуть, что инициатива в обучающей и пропагандистской работе должна исходить от государства и направлена на все общество, государственные и общественные институты1. Именно посыл

1 Это утверждение не является умозрительным. В 70-х годах прошлого века в нашей стране уже был такой опыт, когда посредством системной политики государства по правовому просвещению, правовому

руководства страны соответствующим министерствам — внутренних дел, юстиции, образования и науки, культуры, связи и массовых коммуникаций, Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации (Росгвардии), Федеральной службе по финансовому мониторингу (Рос-финмониторингу), Следственному комитету Российской Федерации заставит их разработать соответствующие ведомственные нормативные правовые акты и организовать работу по формированию и повышению правовой культуры населения на высоком уровне. Должный контроль обеспечит реализацию имеющихся на сегодняшний момент и вновь принятых положений закона.

информированию и правовой пропаганде при активной роли МВД СССР под руководством министра H.A. Щело-кова была существенно повышена правовая культура населения и сотрудников ОВД и, как следствие, снижен негатив к сотрудниками милиции, развито небывалое сотрудничество граждан и сотрудников ОВД.

Сегодня о необходимости реализации комплекса мер при государственной поддержке говорят не только правоведы, но и специалисты других наук — психологи, педагоги. При этом абсолютно справедливо, делается акцент и на необходимости повышения правовой культуры самих правоохранителей [2; 7].

Список литературы

1. Игнатов, А. Н. Кризис духовной сферы как фактор детерминации экстремизма, терроризма и криминального насилия в целом / А.Н.Игнатов // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. — 2015. — № 3 (41). — С. 48—50.

2. Калягин, Ю. С. Правосознание в контексте психологии содействия граждан субъектам оперативно-розыскной деятельности / Ю. С. Калягин, Е. Н. Тверитинова, А. Г. Есипов // Юридическая психология. — 2014, —№1, —С. 36—40.

3. Правовая культура : учебное пособие / Л. М. Балакирева, В. Ю. Гулакова, А. М. Дроздова [и др.]. — Ставрополь : Изд. СКФУ 2015. — 374 с.

4. Правовая политика. Право. Правовая система : монография / под ред. А. В. Малько. — Москва : Юрлитинформ, 2013. — 342 с.

5. Сисакьян, А. К. Конституционное правосознание и государственная идеология / А. К. Сисакьян // Правопорядок: история, теория, практика. — 2020. — № 1 (24). — С. 119—126.

6. Усманова, Е. Ф. Совершенствование правовой культуры и ее роль в развитии общественного сознания гражданского общества / Е. Ф. Усманова // Правопорядок: история, теория, практика.— 2018. — № 2 (17). — С. 66—69.

7. Янбухтин, Р. М. Полиция как социальный институт (теоретико-методологические и практические аспекты / Р. М. Янбухтин // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. — 2014. — № 12-1 (50). — С. 205—210.

References

1. Ignatov, А. N. Krizis dukhovnoy sfery kak faktor determinatsii ekstremizma, terrorizma i kriminalnogo nasiliya v tselom / A.N.Ignatov // Vestnik Kaliningradskogo filíala Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii. — 2015. — № 3 (41). — S. 48—50.

2. Kalyagin,Yu. S. Pravosoznanie v kontekste psikhologii sodeystviya grazhdan subektam operativno-rozysknoy deyatelnosti / Yu. S. Kalyagin, Ye. N. Tveritinova, A. G. Yesipov // Yuridicheskaya psikhologiya. — 2014, —№1, —S. 36—40.

3. Pravovaya kultura : uchebnoe posobie / L. M. Balakireva, V. Yu. Gulakova, A. M. Drozdova [i dr.],— Stavropol: Izd. SKFU, 2015. — 374 c.

ТимкоС. A.

65

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.