Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В АГРАРНОМ ВУЗЕ'

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В АГРАРНОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
36
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / АГРАРНЫЙ ВУЗ / УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЗАДАЧА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куламихина Ирина Валентиновна, Есмурзаева Жанбота Бауржановна, Алипичев Алексей Юрьевич

Динамично меняющаяся картина мира и развитие технологий и средств производства обусловливают подготовку нового поколения специалистов для России. Актуальной становится компетентностно ориентированная модель профессионального образования. Использование учебных материалов нового поколения, соответствующих современным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта, является одним из условий достижения качества образования. Учебная литература как главное средство обучения должна обеспечить формирование компетенций будущих специалистов. Целью исследования является определение актуальных проблем учебно-методического обеспечения образовательного процесса по иностранному языку в аграрном вузе с точки зрения их направленности на формирование коммуникативной компетенции обучающихся. При помощи методов проблемного и сравнительного анализа учебных пособий по английскому языку для аграрных вузов, представленных в электронной библиотечной системе «Лань», была дана оценка учебных материалов с точки зрения их компетентностной сообразности, коммуникативной направленности и функциональной полноты. Проведенный анализ показал, что учебные материалы по английскому языку выполняют следующие функции: информирующую, развивающую, управляющую, мотивирующую и систематизирующую. Однако контролирующая составляющая не реализуется в должной мере, поскольку материалы не содержат в полном объеме основные дидактические единицы, подлежащие проверке на этапе контроля знаний. Таким образом, к актуальным проблемам учебно-методического обеспечения процесса обучения иностранному языку в аграрном вузе мы относим проблемы содержательно-дидактического и организационно-методического характера, результативности учебных материалов по английскому языку. Анализ современных педагогических исследований в области теории учебной литературы по иностранным языкам позволил объяснить наличие вышеуказанных проблем методологическим несоответствием: учебные материалы разработаны на основе принципов знаниевой парадигмы, результаты обучения формулируются в виде компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Куламихина Ирина Валентиновна, Есмурзаева Жанбота Бауржановна, Алипичев Алексей Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL AND METHODOLOGICAL SUPPORT FORMATION IN THE EFL TEACHING IN AN AGRICULTURAL UNIVERSITY

The changing picture of the world and the development of technologies and means of production determine training of a new generation of specialists for Russia. The competence-oriented model of vocational education becomes relevant. Using new generation educational materials that meet the modern requirements of the Federal State Educational Standard is the condition for achieving the high quality of education. Educational literature, as the main means of teaching, should ensure the formation of competences of future specialists. We devote the study to the analysis of the effectiveness of textbooks and manuals in a foreign language for agricultural universities in terms of their focus on the students’ communicative competence formation. With the help of the methods of problem and comparative analysis of textbooks in English for agricultural universities, presented in the electronic library system “Lan”, we evaluate educational materials in terms of their competence conformity, communicative orientation, and functional completeness. The analysis has shown that educational materials in English perform the following functions: informing, developing, managing, motivating, and systematizing. However, the controlling component is not implemented, since the materials do not contain in full the basic didactic units that are subject to verification at the stage of knowledge control. Thus, the following issues are referred to the actual problems of educational and methodological support in teaching a foreign language in an agrarian university: problems of a content-didactic and organizational-methodological nature, the effectiveness of educational materials in English. Examining current pedagogical studies in the area of educational literature in foreign languages allowed for an explanation of the above issues due to inconsistency in methodology: educational resources are created utilizing the principles of the knowledge paradigm, learning results are designed as competences.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В АГРАРНОМ ВУЗЕ»



ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

2023, № 06 (июнь) Раздел 5.8. Педагогика

ART 231052 DOI 10.24412/2304-120X-2023-11052 УДК 378.147

Проблемы формирования учебно-методического обеспечения процесса обучения по иностранному языку в аграрном вузе

Educational and methodological support formation in the EFL teaching in an agricultural university

Авторы статьи

L

Authors of the article

L

Куламихина Ирина Валентиновна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков ФГБОУ ВО «Омский государственный аграрный университет им. П. А. Столыпина», г. Омск, Российская Федерация irakula@yandex.ru ОРСЮ: 0000-0003-3900-6365

Есмурзаева Жанбота Бауржановна,

кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков ФГБОУ ВО «Омский государственный аграрный университет им. П. А. Столыпина», г. Омск, Российская Федерация yesmurzaeva@mail.ru ORCID: 0000-0002-0471-1921

Алипичев Алексей Юрьевич,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К. А. Тимирязева», г. Москва, Российская Федерация al_new2003@mail.ru ORCID: 0000-0002- 1098-503Х

Конфликт интересов

Irina V. Kulamikhina,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Foreign Languages Chair, Omsk State Agricultural University, Omsk, Russian Federation irakula@yandex.ru ORCID: 0000-0003-3900-6365

Zhanbota B. Esmurzaeva,

Candidate of Philological Sciences, Associate Professor, Foreign Languages Chair, Omsk State Agricultural University, Omsk, Russian Federation yesmurzaeva@mail.ru ORCID: 0000-0002-0471-1921

Alexey Yu. Alipichev,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Foreign Languages Chair, Russian State Agricultural University - Moscow Timiryazev Agricultural Academy, Moscow, Russian Federation al_new2003@mail.ru ORCID: 0000-0002- 1098-503X

Conflict of interest statement

Конфликт интересов не указан

Conflict of interest is not declared

Для цитирования

I

For citation

Куламихина И. В., Есмурзаева Ж. Б., Алипичев А. Ю. Проблемы формирования учебно-методического обеспечения процесса обучения по иностранному языку в аграрном вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2023. - № 06. - С. 118130. - URL: https://e-koncept.ru/2023/231052.htm. DOI 10.24412/2304-120X-2023-11052

I. V. Kulamikhina, Zh. B. Esmurzaeva, A. Yu. Alipichev, Educational and methodological support formation in the EFL teaching in an agricultural university // Scientific-methodological electronic journal "Koncept". - 2023. -No. 06. - P. 118-130. - URL: https://e-kon-cept.ru/2023/231052.htm. DOI: 10.24412/2304-120X-2023-11052

Поступила в редакцию Received 27.04.23 Получена положительная рецензия Received a positive review 22.05.23

Принята к публикации Accepted for publication 22.05.23 Опубликована Published 30.06.23

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2023 © Куламихина И. В., Есмурзаева Ж. Б., Алипичев А. Ю., 2023

Аннотация

Abstract

L

Динамично меняющаяся картина мира и развитие технологий и средств производства обусловливают подготовку нового поколения специалистов для России. Актуальной становится компетентностно ориентированная модель профессионального образования. Использование учебных материалов нового поколения, соответствующих современным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта, является одним из условий достижения качества образования. Учебная литература как главное средство обучения должна обеспечить формирование компетенций будущих специалистов. Целью исследования является определение актуальных проблем учебно-методического обеспечения образовательного процесса по иностранному языку в аграрном вузе с точки зрения их направленности на формирование коммуникативной компетенции обучающихся. При помощи методов проблемного и сравнительного анализа учебных пособий по английскому языку для аграрных вузов, представленных в электронной библиотечной системе «Лань», была дана оценка учебных материалов с точки зрения их компе-тентностной сообразности, коммуникативной направленности и функциональной полноты. Проведенный анализ показал, что учебные материалы по английскому языку выполняют следующие функции: информирующую, развивающую, управляющую, мотивирующую и систематизирующую. Однако контролирующая составляющая не реализуется в должной мере, поскольку материалы не содержат в полном объеме основные дидактические единицы, подлежащие проверке на этапе контроля знаний. Таким образом, к актуальным проблемам учебно-методического обеспечения процесса обучения иностранному языку в аграрном вузе мы относим проблемы содержательно-дидактического и организационно-методического характера, результативности учебных материалов по английскому языку. Анализ современных педагогических исследований в области теории учебной литературы по иностранным языкам позволил объяснить наличие вышеуказанных проблем методологическим несоответствием: учебные материалы разработаны на основе принципов знаниевой парадигмы, результаты обучения формулируются в виде компетенций.

The changing picture of the world and the development of technologies and means of production determine training of a new generation of specialists for Russia. The competence-oriented model of vocational education becomes relevant. Using new generation educational materials that meet the modern requirements of the Federal State Educational Standard is the condition for achieving the high quality of education. Educational literature, as the main means of teaching, should ensure the formation of competences of future specialists. We devote the study to the analysis of the effectiveness of textbooks and manuals in a foreign language for agricultural universities in terms of their focus on the students' communicative competence formation. With the help of the methods of problem and comparative analysis of textbooks in English for agricultural universities, presented in the electronic library system "Lan", we evaluate educational materials in terms of their competence conformity, communicative orientation, and functional completeness. The analysis has shown that educational materials in English perform the following functions: informing, developing, managing, motivating, and systematizing. However, the controlling component is not implemented, since the materials do not contain in full the basic didactic units that are subject to verification at the stage of knowledge control. Thus, the following issues are referred to the actual problems of educational and methodological support in teaching a foreign language in an agrarian university: problems of a content-didactic and organizational-methodological nature, the effectiveness of educational materials in English. Examining current pedagogical studies in the area of educational literature in foreign languages allowed for an explanation of the above issues due to inconsistency in methodology: educational resources are created utilizing the principles of the knowledge paradigm, learning results are designed as competences.

Ключевые слова

Key words

аграрный вуз, учебно-методическое обеспечение, компетентностный подход, профессиональная ком-муникация,учебно-профессиональная задача

Благодарности

agricultural university, educational and methodological support, competence approach, professional communication, educational and professional task

Acknowledgements

Авторы выражают благодарность научно-педагогическим работникам кафедры иностранных языков экономического факультета Омского ГАУ за апробацию учебников и учебных пособий, представленных в электронной библиотечной системе «Лань».

The authors express their gratitude to the academic staff of the Foreign Languages Chair, Faculty of Economics of the Omsk State Agricultural University for testing textbooks and teaching aids presented in the electronic library system "Lan".

Введение / Introduction

Сельское хозяйство сегодня радикально меняется с точки зрения технологий и развития производства [1]. Подготовка специалистов нового поколения для агропромышленного комплекса становится архиважной задачей для аграрных вузов. Выпускник должен обладать набором универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций для успешной самореализации в профессиональной деятель-

ности. Развитие и совершенствование коммуникативной компетентности как ключевой компетенции XXI века происходит через вузовские языковые дисциплины («Иностранный язык», «Русский язык и культура речи» и т. д.), а также через дисциплины гуманитарного цикла.

Одним из основных условий достижения высокого качества профессионального образования является использование в образовательном процессе учебной литературы нового поколения, соответствующей современным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта ВО 3 ++ (ФГОС ВО 3++). Учебная литература, являясь главным средством обучения, должна обеспечить формирование компетенций будущих специалистов [2]. Центральным компонентом системно-методического обеспечения процесса обучения в вузе являются учебники и учебные пособия как комплекс учебных материалов, направленных на развитие и совершенствование компетенций и личностных качеств студентов, а также умений самостоятельного овладения специальностью [3].

Однако анализ современной практики разработки учебных материалов пособий по иностранному языку для высшей школы позволяет выявить противоречия между необходимостью повышения качества учебной литературы и недостаточной опорой ее разработчиков на современные подходы к проектированию и разработке содержания и форм представления учебных материалов, что создает затруднения в достижении образовательных целей в учебном процессе. Данное противоречие актуализирует проблему современного учебно-методического обеспечения образовательного процесса по иностранному языку в аграрном вузе.

Пересмотр подходов к созданию учебных материалов по иностранному языку для высшей школы обусловлен рядом причин. В первую очередь речь идет о расширении границ науки, которое требует «безбарьерного» взаимодействия ученых разных стран мира и вызывает необходимость повышения уровня владения иностранным языком у профессорско-преподавательского состава и обучающихся вузов [4]. Однако сегодня сохраняется система занятий и заданий, присущих советскому иноязычному образованию: формализм в ущерб коммуникации, отсутствие учета потребностей обучающихся, обучение единственному умению - чтению [5]. Мы полагаем, что в настоящее время требуется обновление методологических подходов к отбору содержания и выбору принципов разработки учебных материалов по иностранному языку, чтобы повысить их коммуникативную направленность. Таким образом, цель нашей работы - определить актуальные проблемы учебно-методического обеспечения образовательного процесса по иностранному языку в аграрном вузе с точки зрения их направленности на формирование коммуникативной компетенции обучающихся.

Обзор литературы / Literature review

Теория учебной литературы по иностранному языку была детально разработана и описана И. Л. Бим, В. П. Беспалько, М. Н. Вятютневым и др. [6-8] Эти российские исследователи сформулировали ряд характеристик учебника по иностранному языку (независимо от собственно языка). Главной целью обучения, по их мнению, является не усвоение определенного объема лексических единиц, грамматических правил и социокультурных знаний (хотя это важно), а формирование умения осуществлять общение на иностранном языке в устной и письменной формах. По мнению М. З. Биболетовой и Н. Н. Трубаневой, значимой является способность учебника реализовать воспитательную и развивающие функции предмета [9].

В научных трудах Е. А. Пичкуренко описаны тенденции развития учебной литературы, разработаны теоретические основы содержания и структура учебников нового поколения. Ключевым моментом в создании учебника должна стать интеграция трех элементов: учебная информация + дидактические инновации + компьютер. Только при таком подходе учебник может стать «центральным звеном в методическом обеспечении учебного процесса» [10].

По мнению Ю. В. Новиковой, учебник иностранного языка должен формировать социокультурные ассоциации для «последующего манипулирования и формирования ценностно-личностных установок у обучающихся», чтобы в дальнейшем стимулировать межъязыковое общение и непосредственный контакт с носителями иноязычной культуры [11].

В зарубежных исследованиях проанализированы отдельные аспекты современной теории и практики разработки учебных материалов по иностранному языку. Так, в работе Д. Миллера [12] представлен сравнительный анализ между языком текстов, обычно используемых на занятиях по развитию навыков чтения (например, биографий, газетных или журнальных статей), и языком текстов, с которыми чаще всего сталкиваются на вводных курсах бакалавриата в университете. Сравниваемые характеристики включают словарь Academic Word List (AWL) [13], функции номинальной модификации и поверхностные характеристики, связанные с удобочитаемостью. Обоснована необходимость обязательного учета потребностей целевой аудитории при разработке учебных материалов [14].

Определение места разрабатываемых материалов в учебном плане, реализация педагогического дизайна (детализация содержания, роли преподавателя и обучающихся, выбор источников учебных материалов, типы учебных заданий) на основе выбранного методологического подхода рассматриваются в работах Л. Вонг [15].

Краткий обзор функций и особенностей учебников представлен Д. Витта. Он анализирует учебные материалы с целью определения роли учебника в овладении учащимся английским языком в мультикультурном и глобализированном мире. Основная цель составления, по его мнению, это обеспечение готового, «под ключ» инструмента для изучения собственно языка, с одной стороны, и культурного многообразия - с другой [16].

Опираясь на известную систему культурной репрезентации, иранские ученые Сасан Балегизаде и Лейли Амири Шайестех свое исследование сосредоточили на контент-анализе учебников грамматики. Вопреки ожиданиям относительно культурной нейтральности учебных материалов, в проанализированных учебниках в значительной степени преобладал практический аспект культуры, который включает поведенческие модели определенного общества, содержащие информацию о повседневной жизни и обычаях. Предполагается, что учащиеся получают больше помощи в развитии своих межкультурных компетенций и содействии эффективному общению с людьми из разных слоев общества за счет использования английского языка в качестве международного [17].

По мнению Э. М. Герреттаз и Б. Джонстона, в существующей литературе по материалам для преподавания иностранных языков практически не рассматривается взаимосвязь между такими материалами, как учебники, и работой в классе. Рассматривая этот вопрос в исследовании, они используют концепцию аудиторной экологии для изучения взаимосвязей между материалами и другими критическими аспектами изучения грамматики на продвинутом уровне [18].

Оценке эффективности учебников посвящены работы Д. Ричардса. К критериям оценивания он относит вопросы, связанные с содержанием самого курса, личности учителя и учащихся, педагогические принципы, лежащие в основе организации материала [19]. Критериальный подход описан и в монографии Б. Томлинсона, Х. Масухары. Представлен опыт изучения и собственно исследование по оценке эффективности разработанных учебных материалов в период с 1993 по 2018 год. Комплексный анализ учебных материалов проведен с учетом таких критериев, как возрастные особенности (Young Learners, Teenagers and Adults), формат (Digital, Published Coursebooks), навыки и умения, разный уровень подготовки и т. д. [20]

Разработанные учеными научно-педагогические основы проектирования и создания учебной литературы требуют уточнения в связи с новыми выдвигаемыми требованиями к образовательным результатам. Так, Н. Ю. Федорова указывает, что теория разработки учебного пособия нуждается в серьезных дополнениях, учитывающих современные тенденции развития учебной литературы, с опорой на современные подходы к организации процесса обучения [21, 22]. Новые образовательные парадигмы, приходящие на смену старым и устоявшимся, недооцениваются создателями современных учебников. Согласимся с Е. И. Пассовым, что от методической концепции авторов зависит содержание, последовательность, дозирование учебного материала, поскольку методы обучения иностранным языкам в большей степени, чем требования и принципы, представляют теорию учебника, так как они одновременно определяют параметры учебных материалов и учебного процесса [23].

Традиционно университетский курс иностранного языка в аграрном вузе является обязательным на всех уровнях высшего образования. В соответствии с требованиями ФГОС ВО 3++ к результатам обучения возникает необходимость использования принципов компетентностного и коммуникативного подходов в разработке учебных материалов. Учет интегративной природы коммуникативной компетенции, ее многокомпонентности обусловлен целью обучения иностранному языку, а именно способностью использовать иностранный язык в общении.

В проведенных нами ранее исследованиях, посвященных анализу понятия коммуникативной компетенции, мы вслед за Е. И. Пассовым выделяем не только языковые, речевые и межкультурные знания и умения на иностранном языке как необходимые компоненты данной способности, но также и умения работать с информацией и различными информационными источниками на основе критического мышления, умения позитивного социального взаимодействия, толерантность в общении, умения самоуправления и рефлексии [24-26]. Согласно И. Озвериру, Я. Херринтон и у. Осам, сложная многокомпонентная структура коммуникативной компетенции должна быть отражена и в содержании учебных материалов, и типах заданий, которые готовят к коммуникации в ситуациях реального общения [27].

С учетом вышесказанного учебные материалы по иностранному языку должны соответствовать следующим критериям.

Компетентностная сообразность учебных материалов по иностранному языку. Согласно компетентностному подходу содержание учебных материалов по иностранному языку должно не только отражать лингвистическую направленность, но и включать профессиональный контекст и универсальные способы учебной и коммуникативной деятельности. Профессиональный контекст представлен в темах, коммуникативных ситуациях и учебно-профессиональных задачах. Учебно-профессиональная задача соединяет в себе триаду компетентностно-сообразного содержания: лингвистического, учебно-профессионального и деятельностного. Именно решение задач в учебном процессе на занятиях по иностранному языку обеспечивает сплав языковой, коммуникативной, мыслительной, исследовательской, командной деятельности.

Коммуникативная значимость учебных материалов. В контексте формирования коммуникативной компетенции меняются акценты в отборе лингвистического содержания учебных материалов. Так, например, в заданиях упор делается не на отработку отдельных грамматических правил и запоминание тематической лексики, а на коммуникативно значимые грамматические формы, коллокации, речевые клише, готовые к использованию в направленной коммуникации. Источниками лингвистического материала служат аутентичные тексты, аудио- и видеозаписи, на основе которых решаются грамматические, лексические, терминологические, речевые, коммуникативные задачи и т. д.

Учебно-профессиональная задача как основная форма организации деятель-ностного содержания учебного материала также должна обладать коммуникативным потенциалом. Для этого она должна быть интегрирована в определенную коммуникативную ситуацию. Коммуникативная ситуация может включать задачи на основе обмена информацией (задачи на запрос и предоставление информации), обмена мнениями и чувствами (задачи на выражение или выяснение мнения), обмена суждениями (задачи на аргументированное рассуждение, дискуссия), «построения» нового знания (эвристические задачи) и т. д.

Полнота дидактических функций учебных материалов. С учетом направленности учебных материалов на формирование и совершенствование коммуникативной компетенции обучающихся полнота дидактических функций учебных материалов по иностранному языку определяется ее многокомпонентным составом и включает в себя информирующую (дают представления о коммуникативных средствах языка для межличностной, академической и профессиональной коммуникации, реалиях и культурных различиях страны изучаемого языка), коммуникативную (задания ориентированы на организацию коммуникации в устной и письменной формах в индивидуальной, парной и групповой работе), развивающую (задания направлены на овладение способами деятельности и развитие умений речевой деятельности, работы с информацией, умений критического мышления, командной работы и т. д.), управляющую (с помощью заданий разного типа можно управлять учебно-познавательной деятельностью и самостоятельной работой обучающихся - увеличивать или уменьшать), мотивирующую (содержание учебных материалов и типы заданий должны отвечать коммуникативным потребностям и возможностям обучающихся), систематизирующую (учебные материалы должны иметь четкую логическую структуру), контролирующую (выполнение учебно-профессиональной задачи должно быть связано с созданием продукта учебной деятельности (высказанное суждение, диалог, доклад, деловое письмо и т. д.), подлежащего оцениванию) функции.

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

Методологической основой нашего исследования являются системный и компе-тентностный подходы. Исследование проведено при помощи методов системного анализа, анализа научной литературы по проблеме исследования. Эмпирический материал получен с использованием методов проблемного и сравнительного анализа отечественных учебных пособий и учебных материалов по английскому языку для аграрных вузов. Выборка для исследования включала 74 учебника и учебных пособий по английскому языку для бакалавров аграрных вузов, размещенных в электронной библиотечной системе «Лань» [28].

Результаты исследования / Research results

На основе выделенных критериев нами был проведен анализ учебных пособий и учебников по английскому языку для бакалавров аграрных вузов (см. табл. 2). Отметим, что Федеральный государственный образовательный стандарт не ограничивает авторов учебных курсов в выборе содержания, форм, средств и методов обучения. Отсутствие единого учебника по иностранному языку для обучающихся аграрных вузов обусловливает создание учебных материалов и разработку учебных пособий самими преподавателями учебной дисциплины с учетом потребностей своих студентов. Сегодня существует множество учебных пособий для аграрных вузов, которые размещены в электронных библиотечных системах: Лань [28], Консультант студента [29], Знаниум [30], Юрайт [31] и другие. Наличие данных систем обеспечивает доступ к образовательным ресурсам разных вузов и, безусловно, способствует цифро-визации образования.

Нами была сделана выборка учебников и учебных пособий по английскому языку для бакалавров аграрных вузов, размещенных в электронной библиотечной системе «Лань» по данным на декабрь 2022 года. По запросу «Английский язык» категория «Вузы» мы получили 2976 записей. Из них число учебных пособий для бакалавров составило 1330 единиц. Количество пособий по английскому языку, представленных аграрными вузами, составило 74 единицы, что составляет 5,6% от общего числа. Отметим, что из 57 аграрных вузов в России в электронной библиотеке представлены пособия только 29 образовательных организаций. Перечень вузов и количество пособий в библиотеке отражены в табл. 1.

Анализ результатов, представленный в табл. 2, показал, что лингвистическое содержание учебных материалов соответствует знаниевой парадигме обучения, т. е. основной акцент делается на обобщение и повторение знаний о грамматике английского языка, развитие навыков использования общеупотребительной/повседневной лексики, освоение минимума профессиональной терминологии. Отдельную группу составляют учебные пособия по грамматике и методические указания по выполнению контрольных работ. При этом авторы-составители предлагают полный курс английской грамматики: от базового до продвинутого уровня. Общее количество таких пособий составило 9 единиц, или 12%. Только некоторые задания построены с использованием профессиональной лексики, другие представлены общеупотребительной лексикой.

В пособиях уделяется большое внимание развитию умений речевой деятельности в области чтения, а именно навыков просмотрового и поискового видов чтения преимущественно оригинальной литературы по специальности или текстов страноведческого содержания. Так, общее количество пособий по чтению составило 38 единиц, или 50 %. Из них 25 пособий носят профессионально ориентированный характер и содержательно относятся к иностранному языку для профессиональных целей. Они включают в себя глоссарии, тексты и задания к ним по таким направлениям подготовки, как агрономия, землеустройство и кадастры, ветеринария, техносферная безопасность, агроинженерия и другие. И таким образом, они позволяют сформировать терминологический аппарат будущего специалиста на английском языке. Количество пособий с текстами для чтения, в которых представлен условный блок «Иностранный язык для общих целей», существенно меньше. Они включают в себя следующие тематические разделы: «Я и мой мир» (биография, рабочий день, хобби), «Учеба в университете», «Мой родной город/страна».

Таблица 1

Перечень аграрных вузов России и количество учебных пособий по английскому языку, представленных в ЭБС «Лань»

№ Название вуза Количество учебников/учебных пособий

1 Красноярский государственный аграрный университет 8

2 Орловский государственный аграрный университет 7

3 Волгоградский государственный аграрный университет 5

4 Казанский государственный аграрный университет 4

5 Уральский государственный лесотехнический университет 4

6 Брянский государственный аграрный университет 4

7 Оренбургский государственный аграрный университет 4

8 Ярославская государственная сельскохозяйственная академия 3

9 Костромская государственная сельскохозяйственная академия 3

10 РГАУ-МСХА им. К. А. Тимирязева 3

11 Иркутский государственный аграрный университет 3

12 Воронежский государственный аграрный университет 3

13 Самарский государственный аграрный университет 2

14 Ижевская государственная сельскохозяйственная академия 2

15 Омский государственный аграрный университет 2

16 Пензенский государственный аграрный университет 2

17 Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет 2

18 Волгоградский государственный аграрный университет 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19 Курская государственная сельскохозяйственная академия 2

20 Дагестанский государственный аграрный университет 1

21 Ставропольский государственный аграрный университет 1

22 Саратовский государственный аграрный университет 1

23 Алтайский государственный аграрный университет 1

24 Новосибирский государственный аграрный университет 1

25 Государственный аграрный университет Северного Зауралья 1

26 Бурятская государственная сельскохозяйственная академия 1

27 Мичуринский государственный аграрный университет 1

28 Приморская государственная сельскохозяйственная академия 1

29 Тверская государственная сельскохозяйственная академия 1

Крайне редко можно встретить в пособиях задания на развитие навыков аналитического или оценочного чтения с использованием приемов критического мышления. Зачастую авторы предлагают готовую для усвоения информацию: прочитать и перевести отдельные слова из текста, познакомиться с готовым глоссарием, выучить грамматическое правило и т. д. Задачный подход к усвоению содержания обучения практически не используется разработчиками учебных материалов. Таким образом, деятельностный компонент содержания представлен только навыками разных техник чтения; отбор языкового материала не соответствует принципам компетентност-ного подхода; учебно-профессиональная задача как форма представления содержания обучения используется в наименьшей степени.

Далее, оценивая учебные материалы по критерию коммуникативной значимости, можно отметить, что задания, представленные в пособиях, главным образом разработаны на основе текста. В пособиях, содержащих разделы общей тематики, тексты для чтения содержат задания на продуктивную речевую деятельность (составить рассказ о себе, о

своем университете и т. д.), то есть задания носят коммуникативно ориентированный характер. Общее количество таких пособий 5 единиц (6% от общего числа). В разделах страноведческой и профессиональной тематики задания к текстам лишены коммуникативного потенциала. Например, учебные материалы по страноведению представлены текстами с разработанными заданиями о географии англоязычных стран (the USA, Great Britain, Australia, New Zealand), истории, культуре, праздниках и традициях. Общее количество таких пособий 5 единиц (6% от общего числа). Отметим, что сами по себе тексты и задания выполняют информирующую и развивающую функции, однако для осуществления коммуникации знаний о стране изучаемого языка недостаточно.

Отмечается высокий процент заданий к текстам профессиональной тематики, направленных на развитие умений перевода предложений с английского языка на русский и обратно. Перевод представляется в пособиях как один из способов усвоения лексики/терминологии и овладения способностью строить высказывания на английском языке. Более того, перевод текстов по специальности используется как способ контроля понимания прочитанного. Проанализировав учебные материалы по критерию коммуникативной значимости, мы пришли к выводу, что их использование в реальном учебном процессе не способствует формированию практических умений деловой коммуникации.

Изучив содержание представленных пособий на предмет полноты дидактических функций, мы отмечаем, что учебные материалы по английскому языку, представленные аграрными вузами в ЭБС «Лань», выполняют следующие функции:

- информирующую. Учебные материалы обеспечивают обучающихся необходимой и достаточной информацией по отдельным аспектам английского языка (грамматике, фонетике, лексике, терминологии, словообразованию), способам отдельных видов речевой деятельности (чтения, монологического высказывания), знакомят обучающихся с реалиями страны изучаемого языка, ее историей и культурой, дают представления о профессиональной деятельности в соответствии с требованиями к дисциплине. Тексты для чтения, грамматические и фонетические пояснения, лексика для освоения, включая профессиональную, представленные в пособиях, отражают предметно-профессиональное содержание дисциплины;

- развивающую. В пособиях представлены задания для развития навыков чтения, лексико-грамматических умений, расширения кругозора (страноведческий материал), формирования терминологической грамотности обучающихся. Однако авторы учебных материалов не предлагают заданий на развитие других видов речевой деятельности, таких как аудирование, говорение, письмо. Мы не обнаружили заданий на развитие аналитических умений при работе с информацией, нет заданий на совместную работу;

- управляющую. В большинстве пособий имеются задания для самостоятельной работы обучающихся;

- мотивирующую. Использование в учебных материалах пособий аутентичных текстов является условием для мотивации обучающихся. Вместе с тем задания соответствуют одному уровню сложности и составлены без учета коммуникативных потребностей обучающихся;

- систематизирующую. Каждое учебное пособие выполняет требование систематического и последовательного изложения учебного материала, что обеспечивает систему знаний, умений и представлений обучающихся в области английского языка, а также последовательное овладение терминологическим аппаратом профессии на английском языке.

Однако нами было обнаружено, что большинство представленных учебных пособий не реализуют в должной мере контролирующую функцию, поскольку они не содержат в полном объеме основные дидактические единицы, подлежащие проверке на этапе контроля знаний или итоговой аттестации.

Также обращает на себя внимание недостаток заданий коммуникативной направленности в учебных пособиях: только 6% учебных пособий имеют коммуникативно ориентированную направленность. Данное обстоятельство затрудняет создание искусственной иноязычной среды на занятиях. Активизация и стимулирование речевой деятельности студентов в устной и письменной формах становятся трудновыполнимыми задачами в учебном процессе, если учебное пособие не реализует коммуникативно-мотивирующую функцию.

Таблица 2

Результаты анализа учебников и учебных пособий по английскому языку для бакалавров аграрных вузов, представленных в ЭБС «Лань»

Критерии Показатели Количество пособий в ед. Количество пособий в %

Компетентностная сообразность учебных материалов Профессионально ориентированное пред-метно-деятельностное содержание 25 33

Организация учебных материалов в форме учебно-профессиональной задачи 20 27

Коммуникативная значимость учебных материалов Коммуникативно значимый лингвистический учебный материал 15 20

Коммуникативные ситуации 10 13

Полнота дидактических функций учебных материалов Наличие аутентичных материалов 30 40

Наличие заданий разных типов 20 27

На основе проведенного анализа мы можем сделать вывод, что учебные материалы имеющихся учебных пособий, с одной стороны, направлены на развитие и совершенствование системы языковых знаний, умений и представлений. С другой стороны, они не способствуют овладению способами речевой деятельности (говорением, аудированием, письмом), аналитической и оценочной деятельности, командной работы. В целом они не обеспечивают компетентностно ориентированное обучение иностранному языку, направленное на подготовку специалистов к осуществлению деловой коммуникации. Низкая коммуникативная значимость заданий также является значительным недостатком существующих пособий по английскому языку. Также результаты анализа указывают на неполноту дидактических функций учебных материалов вследствие однотипных заданий.

На основе сделанных выводов обозначим основные проблемы учебно-методического обеспечения образовательного процесса по иностранному языку в аграрном вузе: 1) проблема содержательно-дидактического характера, 2) проблема организационно-методического характера, 3) проблема результативности образовательного процесса. Анализ педагогических исследований, посвященных теоретическим и практическим аспектам разработки учебной литературы по иностранным языкам, позволяет сделать вывод, что существующие проблемы учебно-методического обеспечения образовательного процесса объясняются методологическим несоответствием. Учебные материалы по своему содержанию и форме представления разработаны в соответствии с принципами знаниевой парадигмы образования, результаты обучения сформулированы в виде компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВО 3++.

Заключение / Conclusion

В исследовании ставится вопрос об эффективности существующих учебников и учебных пособий по иностранному языку, используемых в учебном процессе аграрных вузов, для развития и совершенствования коммуникативной компетенции будущих специалистов для агропромышленного комплекса. На основе проведенного анализа 74 учебников и учебных пособий, представленных в электронной библиотечной системе «Лань» с использованием разработанных критериев, были выявлены актуальные проблемы содержательно-дидактического и организационно-методического характера, а также проблема результативности учебных материалов по английскому языку. Результаты проведенного исследования могут быть использованы при разработке учебных пособий нового поколения, ориентированных на формирование компетенций в учебном процессе.

Ссылки на источники / References

1. Кубрушко П. Ф., Шингарева М. В., Атапина Ю. А. Подготовка кадров для агропромышленного комплекса в системе непрерывного профессионального образования // Агроинженерия. - 2022. - Т. 24. - № 4. - С. 5863. - URL: https://doi.org/10.26897/2687-1149-2022-4-58-63

2. Саадуев М. С. О некоторых аспектах проблемы обновления учебно-методического обеспечения образовательного процесса в вузе // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). - Т. II. - Пермь: Меркурий, 2011. - С. 129-132.

3. Сычева М. В., Борисов А. В. Современный вузовский учебник как средство развития профессиональных компетент-ностей будущих педагогов // Современные образовательные технологии в подготовке педагога с учетом профессионального стандарта: сб. материалов междунар. науч.-практ. конф., Орехово-Зуево, 08 декабря 2016 года. - Орехово-Зуево: Государственный гуманитарно-технологический университет, 2017. - С. 110-115.

4. Шадрова Е. В., Боголепова С. В. "English for Academics": принципы разработки учебного курса // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2015. - № 2. - С. 114-125.

5. Тер-Минасова С. Г. О состоянии дел в области преподавания иностранных языков в высшей школе России // Учитель, учебник, ученик: материалы VII междунар. науч.-практ. конф.: сб. ст., Москва, 22-23 ноября 2013 года / Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова. Т. 1. - М.: Книжный дом Университет, 2014. - С. 27-35.

6. Бим И. Л., Афанасьева О. В., Радченко О. А. К проблеме оценивания современного учебника иностранного языка // Иностранные языки в школе. - 1999. - № 6. - С. 13-17.

7. Беспалько В. П. Учебник: отбор и организация содержания // Школьные технологии. - 2006. - № 5. - С. 72-76.

8. Вятютнев М. Н. Методологические аспекты современного учебника русского языка как иностранного // Русский язык за рубежом. - 1988. - № 3(113). - С. 71-76.

9. Биболетова М. З., Трубанева Н. Н. Роль учебно-методического комплекта по иностранному языку в моделировании современной информационно-образовательной среды // Ценности и смыслы. - 2018. - № 5 (57). - С. 111-127.

10. Пичкуренко Е. А., Владимерец Е. А. Основные тенденции развития учебной литературы // Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ. - 2013. - № 3(59). - С. 165-170.

11. Новикова Ю. В. Школьный учебник иностранного языка как источник формирования социально-культурных ассоциаций // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2022. - № 08 (август). - С. 48-62. -URL: http://e-koncept.ru/2022/221058.htm.

12. Miller D. ESL reading textbooks vs. university textbooks: Are we giving our students the input they may need? // Journal of English for Academic Purposes. - 2011. - 10(1). - Р. 32-46.

13. Coxhead A., Byrd P. Preparing writing teachers to teach the vocabulary and grammar of academic prose. September 2007 // Journal of Second Language Writing. - 2007. - 16(3). - Р. 129-147. DOI: 10.1016/j.jslw.2007.07.002

14. Miller D. ESL reading textbooks vs. university textbooks: Are we giving our students the input they may need?

15. Wong L. How to evaluate curriculum fitness of ELT textbooks: A Hong Kong case study // Masuhara H., Mishan F., Tomlinson B. (eds.) Practice and Theory for Materials Development in L2 Learning. - Newcastle upon Tyne: Cambridge Scholars Publishing, 2017. - Р. 164-187.

16. Vitta J. P. The Functions and features of ELT textbooks and textbook analysis: a concise review // RELC Journal. -2021. - 8. - Р. 1-8. DOI: 10.1177/00336882211035826

17. Baleghizadeh S., Shayesteh L. A. A content analysis of the cultural representations of three ESL grammar textbooks // Cogent education. - 2020. - 7. - Р. 1. DOI: 10.1080/2331186X.2020.1844849

18. Guerrettaz A. M., Johnston B. Materials in the classroom ecology // The Modern Language Journal. - 2013. - 97(3). -Р. 779-796. DOI: org/10.1111/j.1540-4781.2013.12027

19. Richards, J. C. The Role of Textbooks in a Language Program. - Cambridge, UK: Cambridge University Press, 2001. -URL: http://www.cup.org.br/articles/articles_21.html

20. Tomlinson B., Masuhara H. The complete guide to the theory and practice of materials development for language learning. - Wiley Blackwell, New York, 2017. - 417 p.

21. Федорова Н. Ю. Современные аспекты создания профессионально ориентированных учебных пособий по иностранному языку // Научное мнение. - 2017. - № 7-8. - С. 142-146.

22. Федорова Н. Ю. Технология разработки профессионально ориентированного учебного пособия по иностранному языку для студентов гуманитарных специальностей: дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2014. - 257 с.

23. Пассов Е. И. Учебник как феномен сферы иноязычного образования // Иностранные языки в школе. - 2004. - № 4. - С. 39-45.

24. Пассов Е. И. Учебник как феномен сферы иноязычного образования.

25. Куламихина И. В., Есмурзаева Ж. Б. Модель развития коммуникативной компетенции бакалавров при обучении иностранному языку в неязыковых вузах // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2016. -№ 4(26). - С. 107-112. - DOI: 10.17238/issn1998-5320.2016.26.107.

26. Kulamikhina I. V., Esmurzaeva Zh. B., Vasbieva D. G., Alipichev A. Y. Supporting English competence development in university teachers: principles and practices // New Trends and Issues Proceedings on Humanities and Social Sciences. - 2019. - 6(1). - Р. 256-268.

27. Ozverir, I., Herrington, J., & Osam, U. Design principles for authentic learning of English as a foreign language // British Journal of Educational Technology. - 2016. - 47(3). - Р. 484-493.

28. Электронная библиотечная система «Лань». - URL: https://eJanbook.com/

29. Электронная библиотечная система «Консультант студента». - URL: https://www.studentlibrary.ru/

30. Электронно-библиотечная система «Знаниум». - URL: https://znanium.com/

31. Образовательная платформа «Юрайт». - URL: https://urait.ru/

1. Kubrushko, P. F., Shingareva, M. V., & Atapina, Yu. A. (2022). "Podgotovka kadrov dlya agropromyshlennogo kom-pleksa v sisteme nepreryvnogo professional'nogo obrazovaniya" [Training of personnel for the agro-industrial sector in the system of continuous professional education], Agroinzheneriya, t. 24, № 4, pp. 58-63. Available at: https://doi.org/10.26897/2687-1149-2022-4-58-63 (in Russian).

2. Saaduev, M. S. (2011). "O nekotoryh aspektah problemy obnovleniya uchebno-metodicheskogo obespecheniya obrazovatel'nogo processa v vuze" [About some aspects of the problem of updating the methodological support of the educational process at the university], Problemy iperspektivy razvitiya obrazovaniya: materialy mezhdunar. nauch. konf. (g. Perm', aprel'2011 g.), t. II, Merkurij, Perm', pp. 129-132 (in Russian).

3. Sycheva, M. V., & Borisov, A. V. (2017). "Sovremennyj vuzovskij uchebnik kak sredstvo razvitiya professional'nyh kompetentnostej budushchih pedagogov" [Modern university textbook as a means of developing professional competences of student teachers], Sovremennye obrazovatel'nye tekhnologii v podgotovke pedagoga s uchetom professional'nogo standarta: sb. materialov mezhdunar. nauch.-prakt. konf., Orekhovo-Zuevo, 08 dekabrya 2016 goda, Orekhovo-Zuevo: Gosudarstvennyj gumanitarno-tekhnologicheskij universitet, pp. 110-115 (in Russian).

4. Shadrova, E. V., & Bogolepova, S. V. (2015). "English for Academics": principy razrabotki uchebnogo kursa" ["English for Academics": principles of course development], Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 19: Lingvistika i mezhkul'turnaya kommunikaciya, № 2, pp. 114-125 (in Russian).

5. Ter-Minasova, S. G. (2014). "O sostoyanii del v oblasti prepodavaniya inostrannyh yazykov v vysshej shkole Rossii" [On the situation in the field of teaching foreign languages at the higher school of Russia], Uchitel', uchebnik, uchenik: materialy VII mezhdunar. nauch.-prakt. konf.: sb. st., Moskva, 22-23 noyabrya 2013 goda, Moskovskij gosudarstvennyj universitet im. M. V. Lomonosova. T. 1, Knizhnyj dom Universitet, Moscow, pp. 27-35 (in Russian).

6. Bim, I. L., Afanas'eva, O. V., & Radchenko, O. A. (1999). "K probleme ocenivaniya sovremennogo uchebnika in-ostrannogo yazyka" [On the problem of evaluating a modern foreign language textbook], Inostrannye yazyki v shkole, № 6, pp. 13-17 (in Russian).

7. Bespal'ko, V. P. (2006). "Uchebnik: otbor i organizaciya soderzhaniya" [Textbook: selection and organization of content], Shkol'nye tekhnologii, № 5, pp. 72-76 (in Russian).

8. Vyatyutnev, M. N. (1988). "Metodologicheskie aspekty sovremennogo uchebnika russkogo yazyka kak inostran-nogo" [Methodological aspects of the modern textbook of Russian as a foreign language], Russkij yazyk za rubezhom, № 3(113), pp. 71-76 (in Russian).

9. Biboletova, M. Z., & Trubaneva, N. N. (2018). "Rol' uchebno-metodicheskogo komplekta po inostrannomu yazyku v modeli-rovanii sovremennoj informacionno-obrazovatel'noj sredy" [The role of the educational and methodological complex in a foreign language in modeling the modern information and educational environment], Cennosti i smysly, № 5 (57), pp. 111-127 (in Russian).

10. Pichkurenko, E. A., & Vladimerec, E. A. (2013). "Osnovnye tendencii razvitiya uchebnoj literatury" [The main trends in the development of educational literature], Ekonomika. Pravo. Pechat'. Vestnik KSEI, № 3(59), pp. 165-170 (in Russian).

11. Novikova, Yu. V. (2022). "Shkol'nyj uchebnik inostrannogo yazyka kak istochnik formirovaniya social'no-kul'turnyh associacij" [Foreign language school textbook as a source of forming socio-cultural associations], Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal "Koncept", № 08 (avgust), pp. 48-62. Available at: http://e-kon-cept.ru/2022/221058.htm (in Russian).

12. Miller, D. (2011). "ESL reading textbooks vs. university textbooks: Are we giving our students the input they may need?", Journal of English for Academic Purposes, 10(1), pp. 32-46 (in English).

13. Coxhead, A., & Byrd, P. (2007). "Preparing writing teachers to teach the vocabulary and grammar of academic prose", Journal of Second Language Writing, 16(3), pp. 129-147. DOI: 10.1016/j.jslw.2007.07.002 (in English).

14. Miller, D. (2011). Op. cit.

15. Wong, L. (2017). "How to evaluate curriculum fitness of ELT textbooks: A Hong Kong case study", in Masuhara, H., Mishan, F., &Tomlinson, B. (eds.). Practice and Theory for Materials Development in L2 Learning, Newcastle upon Tyne, Cambridge Scholars Publishing, pp. 164-187 (in English).

16. Vitta, J. P. (2021). "The Functions and features of ELT textbooks and textbook analysis: a concise review", RELC Journal, 8, pp. 1-8. DOI: 10.1177/00336882211035826 (in English).

17. Baleghizadeh, S., & Shayesteh, L. A. (2020). "A content analysis of the cultural representations of three ESL grammar textbooks", Cogent education, 7' p. 1. DOI: 10.1080/2331186X.2020.1844849 (in English).

18. Guerrettaz, A. M., Johnston, B. (2013). "Materials in the classroom ecology", The Modern Language Journal, 97(3), pp. 779-796. DOI: org/10.1111/j.1540-4781.2013.12027 (in English).

19. Richards, J. C. (2001). The Role of Textbooks in a Language Program, Cambridge University Press, Cambridge, UK. Available at: http://www.cup.org.br/articles/articles_21.html (in English).

20. Tomlinson, B., & Masuhara, H. (2017). The complete guide to the theory and practice of materials development for language learning, Wiley Blackwell, New York, 417 p. (in English).

21. Fedorova, N. Yu. (2017). "Sovremennye aspekty sozdaniya professional'no orientirovannyh uchebnyh posobij po inostrannomu yazyku" [Modern aspects of making professionally oriented textbooks in a foreign language], Nauch-noe mnenie, № 7-8, pp. 142-146 (in Russian)..

22. Fedorova, N. Yu. (2014). Tekhnologiya razrabotkiprofessional'no orientirovannogo uchebnogo posobiya po inostrannomu yazyku dlya studentov gumanitarnyh special'nostej [Technology for the development of a professionally oriented textbook in a foreign language for students of the humanities]: dis.... kand. ped. nauk, St. Petersburg, 257 p. (in Russian).

23. Passov, E. I. (2004). "Uchebnik kak fenomen sfery inoyazychnogo obrazovaniya" [Textbook as a phenomenon of foreign language education], Inostrannye yazyki v shkole, № 4, pp. 39-45 (in Russian).

24. Ibid.

25. Kulamihina, I. V., & Esmurzaeva, Zh. B. (2016). "Model' razvitiya kommunikativnoj kompetencii bakalavrov pri obuchenii inostrannomu yazyku v neyazykovyh vuzah" [A model for the development of bachelor's communicative competence in teaching a foreign language in non-linguistic universities], Nauka o cheloveke: gumanitarnye issle-dovaniya, № 4(26), pp. 107-112, DOI: 10.17238/issn1998-5320.2016.26.107 (in Russian).

26. Kulamikhina, I. V., Esmurzaeva, Zh. B., Vasbieva, D. G., & Alipichev, A. Y. (2019). "Supporting English competence development in university teachers: principles and practices", New Trends and Issues Proceedings on Humanities and Social Sciences, 6(1), pp. 256-268 (in English).

27. Ozverir, I., Herrington, J., & Osam, U. (2016). "Design principles for authentic learning of English as a foreign language", British Journal of Educational Technology, 47(3), pp. 484-493 (in English).

28. Elektronnaya bibliotechnaya sistema "Lan1" [Electronic library system "Lan"]. Available at: https://eJanbook.com/ (in Russian).

29. Elektronnaya bibliotechnaya sistema "Konsul'tant studenta" [Electronic library system "Student Consultant"]. Available at: https://www.studentlibrary.ru/ (in Russian).

30. Elektronno-bibliotechnaya sistema "Znanium" [Electronic library system "Znanium"]. Available at: https://zna-nium.com/ (in Russian).

31. Obrazovatel'naya platforma "Yurajt" [The educational platform "Yurayt"]. Available at: https://urait.ru/ (in Russian).

Вклад авторов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

И. В. Куламихина - постановка проблемы, разработка концепции статьи, критический анализ литературы.

Ж. Б. Есмурзаева - сбор и анализ статистических данных, критический анализ литературы.

А. Ю. Алипичев - табличное представление и описание результатов.

Contribution of the authors

I. V. Kulamikhina - posing of the problem, development of the concept of the article, critical analysis of the literature.

Zh. B. Esmurzayeva - collection and analysis of statistical data, critical analysis of literature.

A. Y. Alipichev - tabular representation and description of the results.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.