Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МАГИСТРОВ ВУЗА: ИНТЕГРАТИВНО-РАЗВИВАЮЩИЙ ПОДХОД'

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МАГИСТРОВ ВУЗА: ИНТЕГРАТИВНО-РАЗВИВАЮЩИЙ ПОДХОД Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАТИВНО-РАЗВИВАЮЩИЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куламихина Ирина Валентиновна, Камышева Елена Юрьевна

Научная проблема обусловлена противоречиями между необходимостью формирования у магистрантов системных универсальных характеристик личности и отсутствием системности в самом предметном преподавании, разобщенностью между дисциплинами профессионального и гуманитарного циклов. Проблема развития совокупности универсальных компетенций магистрантов решается посредством создания организационно-педагогических условий в учебном процессе при обучении профессиональному иностранному языку. Методологической основой исследования является интегративно-развивающий подход к развитию универсальных компетенций магистрантов, а также были использованы идеи педагогической интеграции как интеграции целей, содержания, форм, методов и результатов образования в определении системы условий. Разработана система организационно-педагогических условий развития совокупности универсальных компетенций магистрантов, включающая: осуществление целеполагания с учетом направленности на совокупность универсальных компетенций магистрантов; конструирование интегративного предметно-деятельностного содержания обучения; организацию субъект-субъектного взаимодействия в учебном процессе через интеграцию компетентностно-сообразных методов и технологий обучения; организацию комплексного оценивания совокупности универсальных компетенций. Определены критерии результативности развития совокупности универсальных компетенций магистрантов в учебном процессе - наличие созданных организационно-педагогических условий в учебном процессе и динамика развития универсальных компетенций в процессе изучения профессионального иностранного языка. Предложенная система организационно-педагогических условий может быть использована при разработке рабочей программы и фонда оценочных средств дисциплины «Профессиональный иностранный язык» в соответствии с требованиями ФГОС ВО 3++.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Куламихина Ирина Валентиновна, Камышева Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF UNIVERSAL COMPETENCIES IN MASTER’S STUDENTS: INTEGRATIVE APPROACH

The scientific problem is caused by contradictions between the need in the development of systemic universal characteristics in Master’s students and the lack of systemic approach to teaching universal competencies in the classroom. The problem of the development of universal competencies in Master’s students is solved through creation of organizational and pedagogical conditions in the educational process when teaching a profession-related foreign language. The methodological basis of the study is an integrative approach to the development of universal competencies in Master’s students, and the ideas of pedagogical integration of goals, content, methods and results in the educational process. A system of organizational and pedagogical conditions for the development of universal competencies in Master’s students has been developed, including: setting a goal focus on the development of the unity of universal competencies in Master’s students; designing an integrative activity-based learning content; organization of teacher-student interaction in the educational process through the integration of competence-based teaching methods and strategies; organization of a complex assessment of universal competencies. The assessment criteria of the effectiveness of the development of universal competencies in Master’s students include two indicators: the availability of organizational and pedagogical conditions in the educational process and the dynamics of the development of universal competencies in Master’s students. The proposed system of organizational and pedagogical conditions can be used when designing an educational program and assessment tools of the discipline “Profession-related foreign language” in accordance with the requirements of the Federal State Educational Standard of Higher Education 3++.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МАГИСТРОВ ВУЗА: ИНТЕГРАТИВНО-РАЗВИВАЮЩИЙ ПОДХОД»

ISSN 1998-5320 (Print) ISSN 12587-943Х (Online)

УДК 378.147

Педагогические науки

DOI: 10.57015/issn1998-5320.2022.16.4.9

Научная статья

И. В. Куламихина1 Е. Ю. Камышева2

И irakula@yandex.ru

'Омский государственный аграрный университет им. П. А. Столыпина, г. Омск, Российская Федерация 2Российский государственный гуманитарный университет, г. Москва, Российская Федерация

Организационно-педагогические условия развития универсальных компетенций магистров вуза: интегративно-развивающий подход

Аннотация: Научная проблема обусловлена противоречиями между необходимостью формирования у магистрантов системных универсальных характеристик личности и отсутствием системности в самом предметном преподавании, разобщенностью между дисциплинами профессионального и гуманитарного циклов. Проблема развития совокупности универсальных компетенций магистрантов решается посредством создания организационно-педагогических условий в учебном процессе при обучении профессиональному иностранному языку. Методологической основой исследования является интегративно-развивающий подход к развитию универсальных компетенций магистрантов, а также были использованы идеи педагогической интеграции как интеграции целей, содержания, форм, методов и результатов образования в определении системы условий. Разработана система организационно-педагогических условий развития совокупности универсальных компетенций магистрантов, включающая: осуществление целеполагания с учетом направленности на совокупность универсальных компетенций магистрантов; конструирование интегративного предметно-де-ятельностного содержания обучения; организацию субъект-субъектного взаимодействия в учебном процессе через интеграцию компетентностно-сообразных методов и технологий обучения; организацию комплексного оценивания совокупности универсальных компетенций. Определены критерии результативности развития совокупности универсальных компетенций магистрантов в учебном процессе - наличие созданных организационно-педагогических условий в учебном процессе и динамика развития универсальных компетенций в процессе изучения профессионального иностранного языка. Предложенная система организационно-педагогических условий может быть использована при разработке рабочей программы и фонда оценочных средств дисциплины «Профессиональный иностранный язык» в соответствии с требованиями ФГОС ВО 3+ + .

Ключевые слова: интегративно-развивающий подход, компетентностный подход, организационно-педагогические условия, универсальные компетенции, коммуникативная компетенция.

Дата поступления статьи: 15 марта 2022 г.

Для цитирования: Куламихина И. В., Камышева Е. Ю. (2022) Организационно-педагогические условия развития универсальных компетенций магистров вуза: интегративно-развивающий подход. Наука о человеке: гуманитарные исследования, том 16, № 4, с. 74-83. DOI: l0.570l5/issm998-5320.2022л6.4.9.

Organizational and pedagogical conditions for the development of universal competencies in Master's students: integrative approach

Abstract: The scientific problem is caused by contradictions between the need in the development of systemic universal characteristics in Master's students and the lack of systemic approach to teaching universal competencies in the classroom. The problem of the development of universal competencies in Master's students is solved through creation of organizational and pedagogical conditions in the educational process when teaching a profession-related foreign language. The methodological basis of the study is an integrative approach to the development of universal competencies

Scientific article

I. V. Kulamikhina1 E. Yu. Kamysheva2

irakula@yandex.ru

'Omsk State Agrarian University named after P. A. Stolypin, Omsk, Russian Federation 2Russian State University for the Humanities, Moscow, Russian Federation

© И. В. Куламихина, Е. Ю. Камышева, 2022

ISSN 12587-943Х (Online)

Pedagogical Science

in Master's students, and the ideas of pedagogical integration of goals, content, methods and results in the educational process. A system of organizational and pedagogical conditions for the development of universal competencies in Master's students has been developed, including: setting a goal focus on the development of the unity of universal competencies in Master's students; designing an integrative activity-based learning content; organization of teacher-student interaction in the educational process through the integration of competence-based teaching methods and strategies; organization of a complex assessment of universal competencies. The assessment criteria of the effectiveness of the development of universal competencies in Master's students include two indicators: the availability of organizational and pedagogical conditions in the educational process and the dynamics of the development of universal competencies in Master's students. The proposed system of organizational and pedagogical conditions can be used when designing an educational program and assessment tools of the discipline "Profession-related foreign language" in accordance with the requirements of the Federal State Educational Standard of Higher Education 3+ + .

Keywords: integrative approach, competence-based approach, organizational and pedagogical conditions, universal competencies, communicative competence.

Paper submitted: March 15, 2022.

For citation: Kulamikhina I. V., Kamysheva E. Yu. (2022) Organizational and pedagogical conditions for the development of universal competencies in Master's students: integrative approach. Russian Journal of Social Sciences and Humanities, vol. 16, no. 4, pp. 74-83. DOI: I0.570i5/issni998-5320.2022.i6.4.9.

Введение

В современном мире образование играет ключевую роль в формировании человеческого капитала, составными элементами которого являются знания, умения, индивидуальные особенности и установки, позволяющие человеку быть эффективным в общественной и профессиональной деятельности (Кузьминов и др., 2018). Изменяющиеся условия рынка труда актуализируют такие компоненты человеческого капитала, как универсальные компетенции, включающие как когнитивные, так и некогнитивные характеристики, благодаря которым человек добивается успеха в личной, социальной и профессиональной сферах. В исследованиях прослеживается возрастающая роль универсальных компетентностей, к которым относят компетенции в области коммуникации, кооперации, аналитического мышления, креативного действия, образующих ядро общего человеческого капитала (Kuzminov и др., 2019; Levy и др., 2004; Аникин, 2017).

Введение федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования третьего поколения (ФГОС ВО 3 + + ) непосредственно связано с задачами развития человеческого капитала, а именно формирования универсальных компетенций выпускников как ключевых элементов человеческого капитала.

Изменение целей обучения в вузе повлекло изменения в определении содержания обучения, отборе методов организации учебного процесса, подходов к разработке оценочных средств и процедур с ориентацией на формирование компетенций (Белкина и др. 2018; Gruppen и др., 2016).

В научно-педагогических исследованиях последнего времени проблема реализации ком-петентностного подхода в образовании получила всестороннее развитие на теоретическом и прикладном уровне. Проблема формирования и оценивания универсальных компетенций в образовательном процессе вуза была проанализирована Т. В. Пащенко, П. С. Сорокиным. Вопросами проектирования содержания компетентностного образования занимались В. С. Лазарев, В. В. Репкин, В. И. Слободчиков, Б. Д. Эльконин. Большой вклад в разработку современных концепций содержания образования в компетентностном формате внесли А. В. Хуторской (концепция личностно ориентированного содержания образования) (Хуторской, 2017); В. В. Давыдов (концепция деятельностного содержания образования); Ю. В. Громыко (концепция мыследеятельностного содержания образования). К проблеме модернизации системы оценивания обучающихся вуза, включая разработку инновационных оценочных средств в условиях компетентностного подхода, обращались Е. И. Казакова, И. Ю. Тарханова (Казакова и др., 2018), Т. Ю. Медведева, А. С. Кривоногова (Медведева и др., 2016). Проблемой формирования универсальных компетенций посредством воспитательной деятельности занимались исследователи О. О. Андронникова, Н. С. Беззубова (Андронникова и др., 2017). При этом в настоящее время не

достаточно изучена проблема формирования универсальных компетенций магистров на основе идей интеграции и развития в образовательном процессе вуза в рамках преподавания отдельной дисциплины.

Проблема нашего исследования заключается в выявлении организационно-педагогических условий развития универсальных компетенций магистрантов в образовательном процессе вуза в рамках преподавания дисциплины «Профессиональный иностранный язык». Решение поставленной проблемы будет осуществляться на основе идей педагогической интеграции как интеграции целей, содержания, форм, методов и результатов образования (Шипилина, 2018).

Целью нашего исследования является разработка системы организационно-педагогических условий развития совокупности универсальных компетенций магистрантов в образовательном процессе вуза на основе интегративно-развивающего подхода.

Методы

Методологической основой нашего исследования является интегративно-развивающий подход, согласно которому обучающийся является основным субъектом образовательной деятельности, поэтому образовательный процесс должен строиться с учетом возможностей и потребностей личности обучающегося. В этом случае образовательный процесс становится условием развития личности, а интеграция является средством достижения результата развития личности обучающегося (Шипилина, 2018). Методологически важными для разработки системы организационно-педагогических условий развития универсальных компетенций магистрантов являются положение компетентностного подхода о том, что компетенция - это совокупность взаимосвязанных качеств личности - знаний, умений, навыков, способов деятельности, и концепция «деятельностного содержания образования» (Хуторской, 2017).

Результаты

Согласно концепции нашего исследования развитие универсальных компетенций магистрантов при изучении профессионального иностранного языка будет результативным, если в учебном процессе будут созданы определенные организационно-педагогические условия. Для определения и обоснования системы организационно-педагогических условий мы отталкивались, во-первых, от самого понятия «условие», которое означает обстановку, в которой осуществляется что-либо, или обстоятельства, от которых что-нибудь зависит (Ожегов и др., 1993). Во-вторых, содержание организационно-педагогических условий вытекает из особенностей организации учебного процесса при изучении дисциплины «Профессиональный иностранный язык». В-третьих, организационно-педагогические условия направлены на систематическое включение универсальных компетенций на этапах целеполагания, конструирования содержания обучения, выбора методических подходов и осуществления оценивания результативности обучения профессиональному иностранному языку. Таким образом, организационно-педагогические условия в нашем исследовании рассматриваются как педагогические обстоятельства, необходимые для организации учебного процесса, направленного на развитие совокупности универсальных компетенций магистрантов. Система организационно-педагогических условий включает: осуществление целеполагания с учетом направленности на совокупность универсальных компетенций магистрантов; конструирование интегративного предметно-деятельностного содержания обучения; организацию субъект-субъектного взаимодействия в учебном процессе через интеграцию компетентностно-сообразных методов и технологий обучения; организацию комплексного оценивания совокупности универсальных компетенций.

В рамках компетентностного подхода целью обучения гуманитарным дисциплинам является развитие универсальных компетенций магистрантов, перечень которых определен в ФГОС ВО 3+ + . Указанный набор универсальных компетенций включает в себя компетенции мышления, взаимодействия и саморазвития. Так, целью обучения дисциплине «Профессиональный иностранный язык» является развитие коммуникативной компетенции магистрантов

ISSN 12587-943Х (Online)

Pedagogical Science

для осуществления академического и профессионального взаимодействия на иностранном языке с использованием современных коммуникативных технологий (УК-4). В проведенных нами ранее исследованиях, посвященных вопросам содержания и структуры коммуникативной компетенции, делается вывод о ее сложной интегративной природе, характеризующейся целостностью взаимосвязанных структурных компонентов - когнитивного, мотивационно-ценност-ного, операционального (Куламихина и др., 2016; Куламихина, 2016). В содержании структурных компонентов выделяются следующие группы умений: совокупность языковых, речевых, межкультурных знаний и умений на иностранном языке; умения работать с информацией и различными информационными источниками, умения социального взаимодействия, толерантность в общении, умения самоуправления и рефлексии (Куламихина и др., 2016; Куламихина, 2016). Очевидно, что в структурных компонентах коммуникативной компетенции отражены характеристики компетенций мышления, взаимодействия и саморазвития.

Таким образом, на структурно-содержательном уровне отмечается взаимосвязанность универсальных компетенций, их взаимообусловленность, многофункциональность и комплексность. Посредством использования разных универсальных компетенций можно решать задачи (учебные, профессиональные, научные) в разных областях жизни (личной, социальной, профессиональной, научной). Вместе с тем для решения одной задачи могут быть задействованы несколько компетенций. Мы разделяем мнение А. В. Хуторского о том, что предметная компетенция имеет в своем основании общекультурное измерение (Хуторской, 2017). Таким общекультурным измерением являются универсальные компетенции, которые лежат в основе организации образовательного процесса на занятиях по профессиональному иностранному языку. С этой точки зрения переосмыслению подвергается цель обучения профессиональному иностранному языку, которая трактуется как развитие совокупности универсальных компетенций магистрантов. Необходимо отметить, что в этой совокупности коммуникативная компетенция играет системообразующую роль. Для достижения цели необходимо решать следующие задачи в учебном процессе: 1) развитие когнитивных способностей магистрантов, включающих совокупность языковых, речевых, межкультурных знаний и умений на иностранном языке; умения работать с информацией и различными оригинальными информационными источниками на основе критического мышления; 2) развитие личностных способностей магистрантов, включающих потребности в общении и расширении контактов, умения социального взаимодействия, толерантное отношение к партнеру общения; 3) развитие деятельностных способностей магистрантов, включающих умения самоуправления и рефлексии по поводу своей деятельности и общения. Таким образом, осуществление целеполагания с учетом направленности на совокупность универсальных компетенций является первым необходимым условием ее развития у магистрантов в учебном процессе.

Проблема развития универсальных компетенций магистрантов непосредственно связана с вопросами конструирования содержания обучения в соответствии с требованиями компетент-ностного подхода, определяющего значимость деятельностного компонента содержания обучения, необходимость налаживания межпредметных связей.

Интегративное содержание обучения профессиональному иностранному языку конструируется на основе принципа дидактического синтеза, воплощающего идеи интеграции взаимодополняющих методологических подходов (Махмутов и др., 1989). Реализация данного принципа позволяет разрешить противоречия между необходимостью развития у магистрантов системных характеристик личности будущего профессионала и отсутствием системности в самом предметном преподавании, разобщенностью между дисциплинами профессионального и гуманитарного циклов. Принцип дидактического синтеза определяет необходимость включения в содержание обучения не только лингвистической составляющей, но также деятельностной и профессиональной.

Содержание обучения профессиональному иностранному языку, направленного на развитие совокупности универсальных компетенций магистрантов, представлено двумя направлениями. Первое направление - когнитивное - ведет к формированию интегративной системы предметных

знаний и умений, обеспечивающих возможность практического использования иностранного языка в ситуациях академического и профессионального взаимодействия. В предметном содержании дисциплины «Профессиональный иностранный язык» лингвистический компонент неразрывно связан с профессионально-предметным контекстом. А. В. Хуторской отмечает, что предметное содержание является средой или средством развития личностных способностей и качеств обучающихся (Хуторской, 2017). Профессионально-предметный контекст включает темы, ситуации общения, коммуникативные задачи из смежных дисциплин основной образовательной программы. Объединение знаний иностранного языка и профессиональных знаний в целостную систему повышает образовательную ценность знаний и умений практического владения иностранным языком как средства решения академических и профессиональных задач в межкультурной коммуникации. В конечном итоге интеграция предметных знаний из разных дисциплин в процессе изучения профессионального иностранного языка способствует формированию целостной профессиональной картины мира магистрантов.

Лингвистическая составляющая содержания обучения также переосмысливается в контексте формирования совокупности универсальных компетенций. Лингвистическое содержание обучения представлено готовыми к использованию в коммуникации грамматическими формами, словосочетаниями, речевыми клише. Источниками языкового материала служат аутентичные тексты, на основе которых магистранты осваивают грамматические правила, лексику, правила пунктуации и т. д. Магистранты добывают лингвистические знания непосредственно из реальности, представленной аутентичными текстами. Такая работа с языковым материалом, включенным в определенный контекст, способствует также развитию творческого и критического мышления обучающихся, а использование грамматических форм, речевых клише, словосочетаний в речевой деятельности дает возможность развития коммуникативных умений. Формирование коммуникативной компетенции через речь в процессе решения коммуникативных задач обусловлено принципами компетентностного подхода.

Второе направление содержания обучения - деятельностное - ведет к развитию универсальных способов деятельности магистрантов, включая компетенции критического мышления, исследовательские компетенции, способы и приемы самостоятельной и коллективной деятельности, рефлексии, умения командной работы. Эти компетенции и способы деятельности формируются в процессе решения конкретной учебной ситуации. Интеграция когнитивного и дея-тельностного содержания достигается за счет включения предметного содержания обучения в учебно-познавательные и профессионально ориентированные задачи и коммуникативные ситуации. Решение задач в учебном процессе обеспечивает сплав мыслительной, проектной, исследовательской, командной, коммуникативной, рефлексивной деятельности магистрантов. Таким образом, конструирование интегративного предметно-деятельностного содержания обучения, представленного в виде учебно-профессиональных задач и коммуникативных ситуаций является вторым необходимым организационно-педагогическим условием развития совокупности универсальных компетенций магистрантов.

Направленность обучения профессиональному иностранному языку на развитие совокупности универсальных компетенций магистрантов определяет новый формат учебного процесса, построенного на субъект-субъектном взаимодействии его участников. Благодаря реализации компетентностно-сообразных методов и технологий обучения возможна организация субъект-субъектного взаимодействия участников образовательного процесса. К последним мы относим технологии критического мышления, обучение, основанное на решении задач, проектное обучение, обучение в сотрудничестве, интерактивное обучение, стратегии образовательного скаффолдинга. Интеграция данных методических подходов обеспечивает организацию учебного процесса, наиболее благоприятного для развития совокупности универсальных компетенций в плане освоения и когнитивного, и деятельностного компонентов содержания. В основу данных подходов положены принципы активности личности в обучении; коммуникативности,

ISSN 12587-943Х (Online)

Pedagogical Science

субъект-субъектного взаимодействия, смыслопорождающей и коллективно-распределенной деятельности обучающихся.

При помощи технологий критического мышления возможно организовывать смыслопорож-дающую коммуникативную деятельность магистрантов в учебном процессе. Это является необходимым условием формирования и развития, с одной стороны, компетенций аналитического и креативного мышления, с другой - компетенций коммуникации, включая лингвистическую, социокультурную, профессионально-предметную компетенции (Анисимова, 2015). Такие технологии, как сократовские дискуссии, проблемные коммуникативные ситуации, написание эссе на проблемные темы, реферирование текста, применение интеллект-карт в обучении, активизизируют мыслительно-речевую деятельность магистрантов, вовлекают их в процесс анализа и оценки информации, способствуют развитию самостоятельности в обучении и мышлении (Куламихина и др., 2018).

Компетентностный подход актуализирует методы проблемного обучения, предусматривающие освоение учебного материала через решение задач и коммуникативных ситуаций в коллективной, групповой и парной работе. В зависимости от целей обучения на занятии задачи могут быть лингвистическими, исследовательскими, смысловыми, но с определенной коммуникативной значимостью для студентов. Решение задач может включать обмен информацией (задачи на восполнение пробелов информации), обмен мнениями и эмоциями (задачи на выяснение мнения) или обмен суждениями (задачи на аргументированное рассуждение), «построение» нового знания (эвристические задачи) и т. д. Результатом решения задачи могут быть информация, речевые действия, суждения и оценки, форма взаимодействия. В учебном процессе задачи могут выполнять разные функции: организационную, развивающую, коммуникативную, оценочную и мотивационную. Обучение, основанное на решении задач, сочетается с другими методами обучения - проектным обучением, обучением в сотрудничестве и интерактивным обучением.

Организация субъект-субъектного взаимодействия в учебном процессе с использованием методов обучения в сотрудничестве и методов интерактивного обучения отвечает принципам ком-петентностно-ориентированного обучения профессиональному иностранному языку. Интерактивное обучение предполагает использование в учебном процессе аутентичного языкового материала, доступного благодаря различным средствам коммуникации, таким как e-mail, Интернет, социальные сети и др. На основе аутентичного языкового материала в сочетании с визуальными средствами можно создавать коммуникативно-значимые задания и ролевые игры. Обучение в сотрудничестве может быть организовано в виде коллективной, групповой или парной работы в соответствии со следующими положениями: 1) распределение видов деятельности или социально-ролевых позиций между членами группы; 2) взаимозависимость членов группы между собой с сохранением личной ответственности за результаты деятельности; 3) осуществление совместной деятельности на основе коммуникации; 4) создание стимулов, обеспечивающих положительную мотивацию к учебной деятельности и общению (поощрение, соревнование). В результате организованного взаимодействия усиливается познавательная и коммуникативная активность магистрантов, магистранты лучше усваивают содержание изучаемого предмета, овладевают компетенциями командной работы, развивают коммуникативную компетенцию, критическое мышление и другие профессионально важные универсальные компетенции.

Развитию универсальных компетенций магистрантов благоприятствуют стратегии образовательного скаффолдинга, благодаря которым можно решать целый ряд задач, а именно:

1) развитие умений самоорганизации и самоуправления своей учебной деятельностью, включая умения самостоятельного целеполагания, отбора необходимого содержания, выбора способов решения проблемной задачи, самоконтроля и самооценки;

2) формирование ответственности за результаты учебной деятельности;

3) повышение мотивации к самостоятельности в решении сложных задач;

4) развитие мышления и навыков совместной деятельности магистрантов.

Наиболее эффективными стратегиями скаффолдинга с точки зрения развития самостоятельности обучающихся являются педагогические технологии «угасающей» поддержки,

например подготовка презентаций, ролевые игры, проектные технологии. Они основаны на командной работе, носят менее инструктивный характер, более центрированы на обучающихся, повышают их ответственность и самостоятельность в решении учебной задачи. Однако, когда магистрантам требуется дополнительная помощь, педагогическая поддержка может быть усилена за счет более детального объяснения или использования менее сложных заданий для создания ситуации успеха. Преподаватель также может организовывать в учебном процессе когнитивную (демонстрация и моделирование, объяснение, инструктирование, структурирование с помощью вспомогательных графических (опорных) схем, «направляемые» вопросы) и моти-вационную поддержку магистрантам для упреждения неудач обучающихся в решении учебных задач. Итак, третьим необходимым условием развития совокупности универсальных компетенций магистрантов является организация субъект-субъектного взаимодействия участников учебного процесса через интеграцию компетентностно-сообразных методов и технологий обучения.

Систематическое интегрирование универсальных компетенций в учебный процесс на уровне осуществления целеполагания, конструирования содержания обучения и организации субъект-субъектного взаимодействия в учебном процессе приводит к результативности развития совокупности универсальных компетенций, среди которых центральное место занимает коммуникативная компетенция. Результативность данного развития определяется, с одной стороны, наличием интегративного предметно-деятельностного содержания обучения и интегративного учебно-методического обеспечения, с другой стороны, динамикой развития универсальных компетенций в учебном процессе. В свою очередь мы можем оценить динамику развития универсальных компетенций по следующим показателям: наличие совокупности языковых, речевых, межкультурных знаний и умений на иностранном языке; наличие умений критического мышления в работе с информацией; наличие умений социального взаимодействия; толерантное отношение к партнеру общения; наличие умений самоуправления своей деятельностью и общением. Данные показатели отражают характеристики структурных компонентов коммуникативной компетенции, включающей компетенции мышления, взаимодействия и саморазвития.

Компетентностно-сообразное оценивание уровня развития универсальных компетенций является комплексным. Оцениванию подлежат не только продукты учебной деятельности магистрантов (презентация, эссе, проект, доклад, др.), но и сама деятельность обучающихся (ее качество, полнота, результативность, командная работа, самостоятельность, логичность, др.). Кроме того, формы оценивания могут включать экспертную оценку, взаимооценку и самооценку компетенций (анкетирование, обсуждение, рефлексия).

Основными подходами к разработке оценочных средств являются коммуникативный и личностно ориентированный, поскольку системообразующим компонентом интегративного результата развития универсальных компетенций является коммуникативная компетенция. С помощью инновационных оценочных средств, включающих оценочные кейсы и портфолио достижений, оцениваются индивидуальные достижения магистрантов и фиксируется динамика развития универсальных компетенций.

Компетентностно-ориентированные оценочные средства не исключают возможности применения традиционного тестирования для измерения уровня ЗУНов по иностранному языку. Тесты закрытого типа с множественным выбором, установлением соответствия, последовательности или тесты открытого типа, обладающие более высоким уровнем творчества, в большей степени соответствуют компетентностному формату. Такие тесты могут быть включены в структуру оценочного кейса или портфолио. Однако, для оценивания коммуникативно-личностных качеств обучающихся, умений взаимодействовать с другими людьми, уровня самоорганизации и самоуправления необходимо использовать другие оценочные средства. Исследователями отмечается, что компетенции проявляются только в деятельности, они могут быть зафиксированы и оценены в речевых действиях, коммуникативном поведении, проявляемом отношении, формулируемых суждениях и оценках, ситуациях взаимодействия и диалога (Хуторской, 2017; Зимняя, 2004).

ISSN 12587-943Х (Online)

Pedagogical Science

Возникает необходимость во включении в состав портфолио или оценочного кейса методов комплексного оценивания универсальных компетенций. В исследованиях указывается на состоятельность задачного подхода к оцениванию компетенций (Белкина и др., 2018; Хуторской, 2017; Зимняя, 2004). Таким образом, решение учебно-профессиональной задачи становится основным интегративным средством измерения совокупности универсальных компетенций. Проблемная ситуация, ролевая игра, написание эссе, подготовка и проведение презентации являются примерами учебно-профессиональной задачи для оценивания уровня универсальных компетенций. Итак, четвертым организационно-педагогическим условием является организация комплексного оценивания совокупности универсальных компетенций магистрантов в учебном процессе.

Выводы

В данном исследовании проблема развития совокупности универсальных компетенций магистрантов решается посредством создания организационно-педагогических условий в учебном процессе при обучении профессиональному иностранному языку. Итогом работы стала разработанная система организационно-педагогических условий, включающая осуществление целеполагания с учетом направленности на совокупность универсальных компетенций магистрантов; конструирование интегративного предметно-деятельностного содержания обучения; организацию субъект-субъектного взаимодействия в учебном процессе через интеграцию компетентностно-сообразных методов и технологий обучения; организацию комплексного оценивания универсальных компетенций. Предложенная система организационно-педагогических условий направлена на развитие:

1) когнитивных способностей магистрантов, включающих совокупность языковых, речевых, межкультурных знаний и умений на иностранном языке; умений работать с информацией на основе критического мышления;

2) личностных способностей магистрантов, включающих умения социального взаимодействия и толерантное отношение к партнеру общения;

3) деятельностных способностей магистрантов, включающих умения самоуправления своей деятельностью и общением.

Реализация системы организационно-педагогических условий в процессе преподавания дисциплины «Профессиональный иностранный язык» обеспечивает результативность развития совокупности универсальных компетенций, среди которых центральное место занимает коммуникативная компетенция. Критериями результативности являются наличие в учебном процессе созданных организационно-педагогических условий и динамика развития универсальных компетенций в учебном процессе.

Практическая значимость разработанной системы организационно-педагогических условий развития совокупности универсальных компетенций магистрантов состоит в том, что она может быть использована при разработке рабочей программы и фонда оценочных средств дисциплины «Профессиональный иностранный язык» в соответствии с требованиями ФГОС ВО 3 + + .

Источники

Андронникова О. О., Беззубова Н. С. (2017) Методологические подходы к выделению универсальных компетенций, формируемых в воспитательном пространстве вуза. Вестник Кемеровского государственного университета, № 1 (69), с. 85-89.

Аникин В. А. (2017) Человеческий капитал: становление концепции и основные трактовки. Экономическая социология, том 18, № 4, с. 120-156.

Анисимова А. Т. (2015) Приоритетность смыслопорождающей деятельности в овладении иностранным языком. Филологические науки. Вопросы теории и практики, № 3 (45), ч. 3, с. 15-17.

Белкина В. В., Макеева Т. В. (2018) Концепт универсальных компетенций высшего образования. Ярославский педагогический вестник, № 5, с. 117-126.

Зимняя И. А. (2004) Ключевые компетенции как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М-во образования и науки РФ. Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов Моск. гос. ин-та стали и сплавов. М., ИЦПКПС, 38 с.

Казакова Е. И., Тарханова И. Ю. (2018) Оценка универсальных компетенций студентов при освоении образовательных программ. Ярославский педагогический вестник, № 5, с. 127-135.

Педагогические науки

Кузьминов Я. И., Фрумин И. Д. (2018) Двенадцать решений для нового образования: Доклад Центра стратегических разработок и Высшей школы экономики; под общ. ред. Я. И. Кузьминова, И. Д. Фрумина. M., НИУ ВШЭ, 105 с. URL: https://publications.hse.ru/pubs/share/direct/2i806i758.pdf

Куламихина И. В., Есмурзаева Ж. Б. (2016) Mодель развития коммуникативной компетенции бакалавров при обучении иностранному языку в неязыковых вузах. Наука о человеке: гуманитарные исследования, № 4 (26), с. 107-112.

Куламихина И. В. (2016) Структурно-функциональная модель иноязычной коммуникативной компетенции бакалавров вуза. Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ, № 3 (6), с. 28.

Куламихина И. В., Есмурзаева Ж. Б. (2018) Особенности развития и оценивания критического мышления бакалавров сельскохозяйственного вуза в процессе обучения иностранному языку. Вестник Оренбургского государственного педагогического университета, № 1 (25), с. 227-240.

Mахмyтов M. И., Артемьева Л. А. (1989) Вопросы интегративного потенциала дидактики. Проблемы интеграции процесса обучения в СПТУ; под ред. M. И. Mахмyтова [и др.]. M., Изд-во Акад. пед. наук СССР, с. 4-44.

Mедведева Т. Ю., Кривоногова А. С. (2016) Требования к оцениванию результатов подготовки обучающихся вуза в условиях компетентностного подхода в практико-ориентированной реализации образовательных программ. Вестник Mининского университета, № 4 (17). URL: https://vestnik. mininuniver.ru/jour/article/view/285/286

Ожегов С. И., Шведова M. Ю. (1994) Толковый словарь русского языка. M., Азъ, 907 с.

Хуторской А. В. (2017) Mетодологические основания применения компетентностного подхода к проектированию образования. Высшее образование в России, № 12 (218), с. 85-91.

Шипилина Л. А. (2018) Mетодология профессионально-педагогических исследований: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям 6.44.03.04; 6.44.04.04 - «Профессиональное обучение (по отраслям)»; 6.44.06.01 - «Образование и педагогические науки». Омск, Изд-во ОмГПУ, 282 с.

Gruppen L. D., Burkhardt J. C., Fitzgerald J. T., Funnell M., Haftel H. M., Lypson M. L., Mullan P. B., Santen S. A., Sheets K. J., Stalburg C. M., Vasquez J. A. (2016) Competency-based education: programme design and challenges to implementation. Medical Education, vol. 50, pp. 532-539.

Kuzminov Ya., Sorokin P., Froumin I. (2019) Generic and specific skills as components of human capital: new challenges for education theory and practice. Foresight and STI Governance, vol. 13. no 2, pp. 19-41.

Levy F., Murnane R. J. (2004) Education and the changing job market. Educational Leadership, vol. 62, no. 2, pp. 80-84.

References

Andronnikova O. O., Bezzubova N. S. (2017) Metodologicheskie podhody k vydeleniju universal'nyh kompetencij, formiruemyh v vospitatel'nom prostranstve vuza [Methodological approaches to the allocation of universal competencies formed in the educational space of the university]. Bulletin of the Kemerovo State University, no 1 (69), pp. 85-89 (In Russian).

Anikin V. A. (2017) Chelovecheskij kapital: stanovlenie koncepcii i osnovnye traktovki [Human capital: formation of the concept and basic interpretations]. Economic Sociology, vol. 18, no 4, pp. 120-156 (In Russian).

Anisimova A. T. (2015) Prioritetnost' smysloporozhdajushhej dejatel'nosti v ovladenii inostrannym jazykom. Filologicheskie nauki [Priority of meaning-generating activity in mastering a foreign language]. Philological Sciences. Questions of theory and practice, no 3 (45), ch. 3, pp. 15-17 (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Belkina V. V., Makeeva T. V. (2018) Koncept universal'nyh kompetencij vysshego obrazovanija [The concept of universal competencies of higher education]. Yaroslavl Pedagogical Bulletin, no 5, pp. 117-126 (In Russian).

Gruppen L. D., Burkhardt J. C., Fitzgerald J. T., Funnell M., Haftel H. M., Lypson M. L., Mullan P. B., Santen S. A., Sheets K. J., Stalburg C. M., Vasquez J. A. (2016) Competency-based education: programme design and challenges to implementation. Medical Education, vol. 50, pp. 532-539.

Kazakova E. I., Tarhanova I. Ju. (2018) Ocenka universal'nyh kompetencij studentov pri osvoenii obrazovatel'nyh program [Evaluation of the universal competencies of students in the development of educational programs]. Yaroslavl Pedagogical Bulletin, no 5, pp. 127-135 (In Russian).

Khutorskoy A. V. (2017) Metodologicheskie osnovanija primenenija kompetentnostnogo podhoda k proektirovaniju obrazovanija [Methodological foundations for the application of the competence-based approach to the design of education]. Higher education in Russia, no 12 (218), pp. 85-91 (In Russian).

Kulamihina I. V., Esmurzaeva Zh. B. (2016) Model'razvitija kommunikativnoj kompetencii bakalavrov pri obuchenii inostrannomu jazyku v nejazykovyh vuzah [Model of bachelors' foreign communicative competence development in university education]. The Science of Person: Humanitarian Researches, no 4 (26), pp. 107-112 (In Russian).

Kulamihina I. V. (2016) Strukturno-funkcional'naja model' inojazychnoj kommunikativnoj kompetencii bakalavrov vuza [Structural and functional model of foreign language communicative competence of university bachelors]. Research and Scientific Electronic Journal of Omsk SAU, no 3 (6), p. 28 (In Russian).

Kulamihina, I. V., Esmurzaeva Zh. B. (2018) Osobennosti razvitija i ocenivanija kriticheskogo myshlenija bakalavrov sel'skohozjajstvennogo vuza v processe obuchenija inostrannomu jazyku [Features of

ISSN 12587-943Х (Online)

Pedagogical Science

the development and evaluation of critical thinking of bachelors of an agricultural university in the process of teaching a foreign language]. Vestnik of Orenburg State Pedagogical University, no 1 (25), pp. 227-240 (In Russian).

Kuzminov Ja. I., Frumin I. D. (2018) Dvenadcat' reshenij dlja novogo obrazovanija: Doklad Centra strategicheskih razrabotok i Vysshej shkoly jekonomiki [Twelve solutions for new education: report of the Center for Strategic Research and the Higher School of Economics]; under the general editorship of Ya. I. Kuzminov, I. D. Frumin. Moscow, HSE Publ., 105 p. Available at: https://publications.hse.ru/ pubs/share/direct/2i8o6i758.pdf (In Russian).

Kuzminov Ya., Sorokin P., Froumin I. (2019) Generic and specific skills as components of human capital: new challenges for education theory and practice. Foresight and STI Governance, vol. 13. no 2, pp. 19-41.

Levy F., Murnane R. J. (2004) Education and the changing job market. Educational Leadership, vol. 62, no. 2, pp. 80-84.

Mahmutov M. I., Artemjeva L. A. (1989) Voprosy integrativnogo potenciala didaktiki. Problemy integracii processa obuchenija v SPTU [Questions of the integrative potential of didactics. Problems of integration of the learning process in vocational schools]; under the general editorship of M. I. Makhmutova. Moscow, Acad. ped. sciences of the USSR, pp. 4-44 (In Russian).

Medvedeva T. Ju., Krivonogova A. S. (2016) Trebovanija k ocenivaniju rezul'tatov podgotovki obuchajushhihsja vuza v uslovijah kompetentnostnogo podhoda v praktiko-orientirovannoj realizacii obrazovatel'nyh programm [Requirements for evaluating the results of training university students in the context of a competency-based approach in the practice-oriented implementation of educational programs]. Vestnik of Minin University, no 4 (17). Available at: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/ article/view/285/286 (In Russian)

Ozhegov S. I., Shvedova M. Ju. (1994) Tolkovyj slovar' russkogo jazyka [Dictionary of the Russian language]. Moscow, Az Publ., 907 p. (In Russian).

Shipilina L. A. (2018) Metodologija professional'no-pedagogicheskih issledovanij: uchebnoe posobie dlja studentov vysshih uchebnyh zavedenij, obuchajushhihsja po napravlenijam 6.44.03.04; 6.44.04.04 - "Professional'noe obuchenie (po otrasljam)"; 6.44.06.01 - "Obrazovanie i pedagogicheskie nauki" [Methodology of professional and pedagogical research: a textbook for students of higher educational institutions studying in the directions 6.44.03.04; 6.44.04.04 - "Vocational training"; 6.44.06.01 -"Education and Pedagogical Sciences"]. Omsk, OmGPU Publ. House, 282 p (In Russian).

Zimnjaja I. A. (2004) Kljuchevye kompetencii kak rezul'tativno-celevaja osnova kompetentnostnogo podhoda v obrazovanii [Key competencies as a result-targeted basis of the competency-based approach in education]. Ministry of Education and Science of the Russian Federation. Research Centre for Quality Problems of Specialist Training. Moscow State Institute of Steel and Alloys. Moscow, ITsPKPS, 38 p. (In Russian).

Информация об авторах

Куламихина Ирина Валентиновна

Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков. Омский государственный аграрный университет им. П. А. Столыпина, г. Омск, РФ. ORCID ID: 0000-0003-3900-6365. E-mail: irakula@yandex.ru

Autor's information

Irina V. Kulamikhina

Cand. Sc. (Pedagogy), Associate Professor, Associate Professor of the Department of Foreign Languages. Omsk State Agrarian University named after P. A. Stolypin, Omsk, Russian Federation. ORCID ID: 0000-0003-3900-6365. E-mail: irakula@yandex.ru

Камышева Елена Юрьевна

Кандидат педагогических наук, доцент, доцент

кафедры иностранных языков, факультет

международных отношений,

политологии и зарубежного регионоведения.

Российский государственный гуманитарный

университет, г. Москва, РФ.

ORCID ID: 0000-0003-0798-7154.

E-mail: ejkamysheva @yandex.ru

Elena Yu. Kamysheva

Cand. Sc. (Pedagogy), Associate Professor, Associate Professor of the Department of Foreign Languages, Faculty of International Relations, Political Science and Foreign Regional Studies. Russian State University for the Humanities, Moscow, Russian Federation. ORCID ID: 0000-0003-0798-7154. E-mail: ejkamysheva @yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.