Научная статья на тему 'УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ: ПОНЯТИЕ, ХАРАКТЕРИСТИКИ И ИХ ПРОЯВЛЕННОСТЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ: ПОНЯТИЕ, ХАРАКТЕРИСТИКИ И ИХ ПРОЯВЛЕННОСТЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
247
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ / БУДУЩИЕ ПЕДАГОГИ / СТУДЕНТЫ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дроботенко Юлия Борисовна, Назарова Наталья Александровна

Сегодня много говорится о значимости универсальных компетенций для современного человека, его жизнедеятельности в целом и профессиональной деятельности в частности. В данной статье универсальная компетенция рассматривается как интегративная целостность знаний, умений, мета-навыков и личностных характеристик, которая является частью профессиональной компетенции и интегрируется в нее через универсальные умения. Авторы определяют универсальные умения УК-4 и рассматривают их роль в формировании ПК по направлению «Педагогическое образование», сравнивают наборы универсальных умений будущих педагогов и будущих инженеров и предлагают рекомендации по развитию универсальных умений на примере дисциплины «Иностранный язык» для студентов неязыковых специальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дроботенко Юлия Борисовна, Назарова Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNIVERSAL SKILLS OF FUTURE TEACHERS: THE CONCEPT, CHARACTERISTICS AND THEIR MANIFESTATION IN THE PROFESSIONAL ACTIVITY

Nowadays the importance of universal competencies for a modern person, their life in general and professional activity in particular is widely discussed. In this article, a universal competence is considered as an integrative entity of knowledge, skills, meta-skills and personal characteristics, which is a part of professional competence and is integrated into it through universal skills. The authors define the universal skills of the UC-4 and consider their role in the professional competences development on the specialty "Pedagogical Education", compare the universal skills sets of future teachers and future engineers and offer recommendations for the development of universal skills on the example of the subject "Foreign language" for non-linguistic students.

Текст научной работы на тему «УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ: ПОНЯТИЕ, ХАРАКТЕРИСТИКИ И ИХ ПРОЯВЛЕННОСТЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Диаграмма результатов анкетирования студентов

Из приведенных данных следует, что 14% опрошенных студентов оказались не готовы к данному формату обучения начертательной геометрии. Около 43% не смогли в полной мере адаптироваться к онлайн-обучению и испытывают значительные сложности в освоении дисциплины. 36% испытывали определенные трудности с выполнением заданий, но, тем не менее, были согласны продолжать обучение, используя все инструменты онлайн-обучения. И лишь 7% положительно восприняли дистанционную форму проведения занятий.

К очевидным плюсам дистанционного образования можно отнести:

- обучение дисциплине в индивидуальном темпе, скорость изучения материалов устанавливается самим студентом в зависимости от его личных обстоятельств и желаний;

- возможность повторно пересматривать те или иные фрагменты учебного курса;

- доступность обучения независимо от географического и временного положения.

К минусам мы относим:

- необходим стабильный интернет и техническое оснащение;

- отсутствие «живого общения»;

- на самостоятельное ознакомление с материалами и выполнение заданий требуется больше времени, чем при традиционном обучении.

Выводы. Онлайн-образование сегодня - это отличная возможность для многих студентов закончить высшие учебные заведения в настоящих нестабильных реалиях, несмотря на все плюсы и минусы дистанционного обучения. И пока не известно, каким образом будет развиваться дальнейшая ситуация в мире, но преподавание начертательной геометрии и других графических дисциплин будет тесно связано с дистанционными образовательными технологиями. В настоящий момент новые технологии преподавания графических дисциплин еще не стали полноценной альтернативой традиционным подходам к обучению, но на наш взгляд будущее уже невозможно представить без дистанционного образования.

Литература:

1. Буркова, С.П. Использование электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в обеспечении дисциплины «Начертательная геометрия и инженерная графика» / С.П. Буркова, Г.Ф. Винокурова, Р.Г. Долотова // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 3.; URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=13550 (дата обращения: 27.10.2020).

2. Вольхин, К.А. Использование информационно-коммуникационных технологий преподавателем в процессе обучения начертательной геометрии / К.А. Вольхин. - М.: Издательский дом МЭИ, 2014. - 604 с.

3. Дмитренко, Г.А. Мультимедийные средства обучения при изучении начертательной геометрии / Г.А. Дмитренко, Т.Е. Скоробогатова, Т.Д. Куприянов // Электронные образовательные технологии: решения, проблемы, перспективы. - 2019.

4. Лызлов, А.Н. Начертательная геометрия. Задачи и решения: учебное пособие / А.Н. Лызлов, М.В. Ракитская, Д.Е. Тихонов-Бугров. - Санкт-Петербург: Лань, 2021. - 96 с.

5. Серга, Г.В. Начертательная геометрия : учебник / Г.В. Серга, И.И. Табачук, Н.Н. Кузнецова. - 3-е изд., испр. и доп. -Санкт-Петербург: Лань, 2021. - 444 с.

Педагогика

УДК 373

доктор педагогических наук, профессор Дроботенко Юлия Борисовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный педагогический университет» (г. Омск); кандидат педагогических наук, доцент Назарова Наталья Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный педагогический университет» (г. Омск)

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ: ПОНЯТИЕ, ХАРАКТЕРИСТИКИ И ИХ ПРОЯВЛЕННОСТЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. Сегодня много говорится о значимости универсальных компетенций для современного человека, его жизнедеятельности в целом и профессиональной деятельности в частности. В данной статье универсальная компетенция рассматривается как интегративная целостность знаний, умений, мета-навыков и личностных характеристик, которая является частью профессиональной компетенции и интегрируется в нее через универсальные умения. Авторы определяют универсальные умения УК-4 и рассматривают их роль в формировании ПК по направлению «Педагогическое образование»,

сравнивают наборы универсальных умений будущих педагогов и будущих инженеров и предлагают рекомендации по развитию универсальных умений на примере дисциплины «Иностранный язык» для студентов неязыковых специальностей.

Ключевые слова: универсальные компетенции, профессиональная деятельность, универсальные умения, будущие педагоги, студенты неязыковых специальностей.

Annotation. Nowadays the importance of universal competencies for a modern person, their life in general and professional activity in particular is widely discussed. In this article, a universal competence is considered as an integrative entity of knowledge, skills, meta-skills and personal characteristics, which is a part of professional competence and is integrated into it through universal skills. The authors define the universal skills of the UC-4 and consider their role in the professional competences development on the specialty "Pedagogical Education", compare the universal skills sets of future teachers and future engineers and offer recommendations for the development of universal skills on the example of the subject "Foreign language" for non-linguistic students.

Key words: universal competencies, professional activity, universal skills, future teachers, non-linguistic students.

Исследование выполнено в рамках гранта фонда развития науки ОмГПУ

Введение. Универсальные компетенции человека, дающие ему возможность быть организованным, вежливым, анализирующим, развивающимся, безусловно, в целом влияют на его успешность в любом виде деятельности. Но, углубляясь в тему прикладного характера данных компетенций к конкретной профессиональной области, появляется понимание, что в структуре универсальной компетенции есть некая составляющая, «скрепляющая» ее с определенной профессией. Под универсальной компетенцией понимается интегративная целостность знаний, умений и навыков, реализуемая как в учебной деятельности, так и в жизнедеятельности, обеспечивающая решение задач профессионального роста и развития личности. Универсальная компетенция является необходимой частью профессиональной компетенции и интегрируется в нее через универсальные умения.

Цель статьи - определить универсальные умения будущих педагогов в структуре их профессиональных компетенций.

Изложение основного материала статьи. Теоретический анализ научных исследований (А.Г. Асмолов, В.В. Белкина, А.О. Бударина, О.Ю. Иванова, Е.И. Казакова, Ю.А. Карпушина, И.И. Казанцева, Т.В. Макеева, А.И. Субетто, Ю.А. Тарабарина, И.Ю. Тарханова, И.Д. Фрумин и др.), посвященных универсальным компетенциям, позволил нам выделить следующие компоненты в структуре УК: знания; мета-навыки (креативность, критическое мышление, коммуникация, сотрудничество, рефлексия и саморегуляция); совокупность черт характера (сознательность, смелость, способность быстро восстанавливаться, моральные качества, лидерство) [3].

Самой «профессионально окрашенной» признана знаниевая составляющая универсальной компетенции. Она связана со знанием особенностей профессиональной деятельности в современном мире; специфики профессиональных задач; норм, образцов и правил профессионального поведения в определенной профессиональной области.

Однако сегодня всё чаще встает вопрос о «профессиональной окраске» остальных составляющих универсальной компетенции. Рассмотрим профессиональную специфику всех составляющих универсальной компетенции будущих педагогов, обусловленных особенностями профессионально-педагогической деятельности в современных условиях развития общества (Таблица 1). Описываемая профессионально-ориентированная специфика представлена на основе анализа трудовых действий, взятых из профессионального стандарта педагога.

Таблица 1

Профессионально-ориентированная специфика составляющих универсальной компетенции будущих педагогов

Составляющие универсальной компетенции Характеристика профессионально-ориентированной специфики составляющих универсальной компетенции будущих педагогов

знаниевая составляющая знание особенностей профессионально-педагогической деятельности в современных условиях развития общества (поликультурный контекст педагогической деятельности, проблемы современного ребенка, миссия учителя, статус педагогической профессии, требования к педагогу, педагогические ценности, образ жизни учителя); знание специфики решения профессионально-педагогических задач, связанных с обучением, воспитанием, развитием и сопровождением обучающихся (цели, содержание и методы); знание норм, образцов и правил профессионального поведения (современные родители, современные дети, деловая среда)

деятельностная составляющая навыки общения с обучающимися и деловой коммуникации с родителями и коллегами; навыки поведения при реализации различных видов учебной деятельности (игра, проект, исследование); навыки командной работы; навыки самоорганизации (распределение времени, профилактика прокрастинации) и саморегуляции; навыки самостоятельности; навыки критического анализа информации (использования различных стратегий работы с информацией); навыки обратной связи; навыки поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях; навыки толерантности и позитивных образцов поликультурного общения

Личностная составляющая гуманистическая направленность личности педагога (мотивы, интересы, ценности, идеалы педагога); морально-нравственные качества; лидерство и авторитет; сознательность и ответственность; тактичность, уравновешенность и выдержанность; педагогический оптимизм

Восхождение человека к универсальности отражается в его понимании природы труда, профессии; осознании значимости профессиональной деятельности для развития общества; понимании своего места в профессии; представлении о вариативности средств деятельности [2].

Представленные в таблице характеристики показывают, что при реализации дисциплин, формирующих универсальные компетенции, необходимо и содержательно, и организационно учитывать профессиональную специфику.

Универсальная компетенция, проявляющаяся в деятельности (в контексте), представляет собой некий паттерн действий и реакций, который трудно поддается диагностике и оценке, т.к. обусловлен ситуацией, характеристиками субъектов, спецификой решаемых задач [1].

Проявленность уровня сформированности универсальных компетенций лучше фиксировать в процессе осуществления заданий сценарного типа (игр, симуляций, проектов, исследовательских заданий). Для этого требуется в критериях оценки задания установить показатели, при помощи которых возможно будет определить универсальные умения, демонстрируемые студентом.

Универсальные умения занимают важное место в структуре универсальных компетенций, наряду со знаниями, личностными характеристиками и мета-навыками [3]. Они являются той самой необходимой структурной составляющей, через которую универсальные компетенции интегрируются в профессиональные.

Каждая универсальная компетенция имеет свой набор универсальных умений. Поскольку дисциплина «Иностранный язык» ориентирована на УК-4 - «способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)», рассмотрим набор универсальных умений, входящих в данную компетенцию и интегрирующих в структуру профессиональных компетенций будущих педагогов на ее примере.

Анализируя основную профессиональную программу бакалавриата за 2021 год по направлению «Педагогическое образование» (с двумя профилями), профиль «Физика и Математика» (https://omgpu.ru/sveden/get_opop/opop/126/Cplan.pdf), рассмотрим содержание профессиональных компетенций, зафиксированных в этом документе. Например, ПК-1 - «способен успешно взаимодействовать в различных ситуациях педагогического общения». Педагогическое общение понимается в научно-методической литературе как профессиональное общение учителя с учащимися, с их родителями и коллегами, имеющее определенные педагогические и воспитательные цели. Развитие этой компетенции возможно у студентов только при наличии сформированных универсальных коммуникативных умений, то есть не зная правил построения общения и не сформировав умения ведения диалога или беседы, умения взаимодействия и сотрудничества в повседневной жизни, невозможно развивать эти навыки сразу в профессиональной деятельности (Рис. 1, ).

Универсальные умения УК-4

- умение воспринимать информацию в письменной и устной форме;

- умение ведения беседы, диалога, переговоров;

- умение применения речевого этикета;

- умение осуществлять общение в письменной форме;

- умение взаимодействовать и сотрудничать.

ППК - 1 (направление «Пед. образование»): ПК-1.1. Владеет профессионально значимыми педагогическими речевыми жанрами.

ПК-1.2. Создает речевые высказывания в соответствии с этическими,

коммуникативными, речевыми и языковыми нормами. ПК-1.3. Реализует различные виды речевой деятельности в учебном, научном и педагогическом общении.

Рисунок 1. Интеграция универсальных умений УК-4 в структуру ПК-1 будущих педагогов

Как видно из Рис. 1, для успешного освоения ПК-1 студентам педагогического вуза необходимо развивать целый ряд универсальных умений УК-4, которые помогут им более эффективно перейти на новый уровень профессиональной подготовки. Универсальные умения УК-4 включают в себя, в большей степени, коммуникативные умения [4].

Интересно отметить и то, что универсальные умения других УК также оказывают непосредственное воздействие на развитие ПК-1 у студентов педагогических специальностей, как например, в структуре УК-1 - «способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач» следующие универсальные умения оказывают самое непосредственное воздействие на развитие ПК-1:

- умение формирования критических суждений;

- умение обобщения и преобразования информации;

- умение работы с научными текстами и другой литературой по специальности.

В структуре УК-2 - «способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений» развитие таких универсальных умений как:

- умение распознавать трудности и проблемы в процессе обучения;

- умение решать возникающие проблемы;

- умение обосновывать принятие решений;

- позволяет наблюдать положительную динамику формирования и развития ПК-1.

В структуре каждой универсальной компетенции есть такие универсальные

формированию и развитию ПК. Так, умение работать самостоятельно и умение обстоятельствах (УК-6), умение сотрудничать (УК-3), и умение учитывать точки зрения и интересы других (УК-5) также способствуют развитию ПК-1 студентов по направлению «Педагогическое образование». При этом, интересно то, что многие универсальные умения являются «сквозными» для универсальных компетенций, так «умение взаимодействовать и сотрудничать» входит в структуру УК-3 и УК-4, а также и в УК-5, если рассматривать межкультурное взаимодействие.

Для более полного представления интеграции универсальных умений в профессиональную деятельность мы проанализировали образовательную программу бакалавриата 2021г по направлению 08.03.01 «Строительство» по профилю «Промышленное и гражданское строительство» (г. Томск) (https://tsuab.ru/upload/iblock/b3c/0P0P_PGS_2019_.pdf), чтобы проследить степень интеграции умений в ПК у будущих инженеров и сравнить с ПК будущих педагогов. Результаты показывают, что формулировка УК будущих специалистов педагогического вуза и специалистов технического вуза полностью совпадают. Изучение и анализ ПК указанных направлений показывает, что они совершенно разные, поскольку они составляются по типам задач профессиональной деятельности.

умения, которые способствуют адаптироваться в изменяющихся

ПКС-1 будущих инженеров звучит как «способность выполнять работы по архитектурно-строительному проектированию при строительстве и реконструкции зданий и сооружений промышленного и гражданского назначения». Успешное развитие данной компетенции также требует интеграции определенного набора универсальных умений, но их ранжирование уже другое, чем то, которое требовалось для развития ПК-1 по педагогическому направлению, а именно: универсальные проектные умения (УК-2); умения работать с информацией (УК-1); умения работать в команде (УК-3); коммуникативные умения (УК-4) (Рис. 2).

Универсальные умения УК-2

- умение определять и формулировать цель поставленного задания / проекта;

- умение найти способы решения поставленных задач;

- умение реализовать эти способы на практике;

- умение презентовать полученные результаты.

Универсальные умения УК-1

- умение работать с информацией, критический анализ, синтез и планирование.

Универсальные умения УК-3

- умение работать в команде.

Универсальные умения УК-4

- умение взаимодействовать сотрудничать.

ПКС-1

- способность выполнять работы по архитектурно-строительному проектированию при строительстве и реконструкции зданий и сооружений промышленного и гражданского назначения при строительстве и реконструкции.

Рисунок 2. Интеграция универсальных умений в структуру ПКС-1 будущих инженеров

Анализ других ПК показал, что в отличие от педагогического вуза, где коммуникативные универсальные умения УК-4 пронизывают почти все профессиональные компетенции будущих педагогов, ПК будущих инженеров объединяют проектные универсальные умения УК-2, в чем и заключается специфика технических вузов.

Таким образом, приобретение и развитие профессиональных способностей невозможно без формирования универсальных умений, которые интегрируются в структуру профессиональных компетенций и обеспечивают успешность процесса обучения студентов. В зависимости от специфики вуза разрабатывается свой набор универсальных умений, обеспечивающих преемственность УК и ПК. Принципиальными моментами при разработке и отборе универсальных умений в структуре универсальных компетенций, ориентированных на интегрированный образовательный результат, являются следующие:

• несмотря на «надпрофессиональность» универсальных компетенций, стержнем их формирования является профессиональный контекст образовательных программ;

• неразрывность и сквозной характер процесса формирования универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций;

• формирование универсальных компетенций осуществляется в ходе освоения предметного содержания дисциплин, производственных практик и научно-исследовательской работы [5].

Выводы. В результате проведенного исследования были разработаны рекомендации по развитию универсальных умений в структуре профессиональных компетенций.

Преподавателям дисциплин, ориентированным на развитие УК в образовательных программах, рекомендуется при разработке рабочей программы своей дисциплины ознакомится с ОПК и ПК специальности, на которой они работают, и на их основе разработать группы универсальных умений, обеспечивающих преемственность УК с ОПК и ПК.

Далее, в соответствии с этими уровнями внести корректировки в Тематический план дисциплины. Например, первая тема дисциплины «Иностранный язык» - Тема 1. Семейные традиции, уклад жизни. Досуг и развлечения в семье. Для будущих педагогов, принимая во внимание формулировку их ПК-1, в эту тему можно добавить раздел или подтему «Подросток и его отношения с родителями», где будущие педагоги будут не просто развивать универсальные коммуникативные умения, но и приближаться через них к профессиональному педагогическому общению.

В тоже время, в техническом вузе в первую тему можно добавить другую подтему «Коллеги или вторая семья», поскольку формулировка ПК-1 будущих инженеров предполагает сотрудничество и взаимодействие с коллегами в процессе проектирования. Следовательно, нужно делать акцент на другой профессиональный контекст универсальных умений, чтобы достичь высокого уровня развития профессиональных компетенций будущих инженеров.

После корректировки содержательного компонента дисциплины преподавателям рекомендуется подобрать соответствующие методы обучения, а также выбрать подходящий способ организации учебной деятельности. Поскольку умения - это прежде всего способы выполнения действия, то интерактивные методы обучения, такие как дискуссионные, проектные, сценарные, игровые и т.д., являются наиболее эффективными для формирования универсальных умений в процессе обучения иностранному языку.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что преемственность между универсальными, общепрофессиональными и профессиональными существует и осуществляется через универсальные умения, а это позволяет нам заявлять о важности дисциплин, направленных на развитие универсальных компетенций, как например, «Иностранный язык», и прекращения их недооценивания на фоне профессионально-ориентированных предметов.

Литература:

1. Азарьева, В.В. Разработка комплексного подхода к оценке качества образования [Текст] / В.В. Азарьева, А.Б. Звездова, Е.С. Мартюкова // Качество. Инновации. Образование. - 2016. - № 8-10 (135-137). - С. 5-10.

2. Белкина, В.В., Макеева Т.В. Концепт универсальных компетенций высшего образования / В.В. Белкина, Т.В. Макеева // Ярославский педагогический вестник. - 2018. - № 5. - С. 117-126.

3. Дроботенко, Ю.Б., Назарова Н.А., Смагина И.Л., Панасенко Е.В. Мягкие навыки и универсальные компетенции: соотношение понятий, структура и оценка = Softskillsanduniversalcompetencies: relationshipofconcepts, structureandassessment // Сборник статей конференции International Scientific Conference "Eurasian Educational Space: Traditions, Reality and Perspectives", 2021 = SHS Web Conf. International Scientific Conference "Eurasian Educational Space: Traditions, Reality and Perspectives" Glazov, Russia, May 12, 2021. Volume 121,2021.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Измерение и оценка сформированности универсальных компетенций обучающихся при освоении образовательных программ бакалавриата, магистратуры, специалитета: коллективная монография / под. науч. ред. д.п.н. И.Ю. Тархановой -Ярославль.: РИО ЯГПУ, 2018. - 383 с.

5. Казакова, Е.И., Тарханова И.Ю. Оценка универсальных компетенций студентов при освоении образовательных программ / Е.И. Казакова, И.Ю. Тарханова // Ярославский педагогический вестник. - 2018. - № 5. - С. 127-135.

Педагогика

УДК 378.14

кандидат педагогических наук, доцент Дубцова Марина Михайловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Забайкальский государственный университет» (г. Чита); кандидат педагогических наук, доцент Старчакова Ирина Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Забайкальский государственный университет» (г. Чита)

ТЕХНОЛОГИЯ ДИАЛОГОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ МАГИСТРАНТОВ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы реализации технологии диалогового взаимодействия в профессиональной подготовке студентов магистратуры в рамках изучения дисциплины «Современные средства педагогических измерений в географии». Суть технологии в создании педагогом ситуации учебного диалога с целью поиска и выработки единого подхода к решению проблемы. Одной из ведущих форм организации диалоговой деятельности является учебная дискуссия как равноправное субъект - субъектное взаимодействие, позволяющее студенту самореализоваться и раскрыть свой творческий потенциал.

Ключевые слова: учебный диалог, диалоговое взаимодействие, технология обучения, учебная дискуссия, процесс обучения, оценивание результатов обучения, профессиональная подготовка студентов.

Annotation. The article deals with the implementation of the technology of dialog interaction in the professional training of master's students in the framework of the study of the discipline "Modern means of pedagogical measurements in geography". The essence of the technology is to create a situation of educational dialogue by the teacher in order to find and develop a unified approach to solving the problem. One of the leading forms of organization of dialogical activity is educational discussion as an equal subject - subject interaction that allows students to self-actualize and unleash their creative potential.

Key words: educational dialogue, dialog interaction, learning technology, educational discussion, learning process, evaluation of learning outcomes, professional training of students.

Введение. Современное профессиональное образование предполагает самостоятельное определение обучающимися своего образовательного маршрута, осознание и постановку цели собственного образования, нахождение способов ее достижения. Все это позволяет обучающимся самореализовываться в процессе их профессиональной подготовки. Вместе с тем, репродуктивный, монологичный характер обучения, предполагающий одностороннее воздействие педагога, оказывается сегодня неэффективным для самореализации образовательного потенциала будущих специалистов. При таком воздействии практически не происходит развития познавательной активности обучающихся, заложенных в них психологических, умственных и других особенностей, учебного творчества, будущих профессиональных качеств. В этой связи очевидным представляется реализация современных образовательных технологий, предполагающих активное взаимодействие субъектов образовательного процесса, в частности, технологии диалогового обучения в процессе профессиональной подготовки студентов.

Изложение основного материала статьи. Проблема диалогического взаимодействия в психолого-педагогической литературе рассматривается с различных позиций. Так, проблема моделирования диалогической ситуации и технологических элементов ситуации диалога рассматривается в исследовании О.В. Гасовой; вопросы диалогизации образовательного процесса, роли диалога в формировании компетентности студентов, функции учебного диалога рассмотрены в работах А.Ю. Чистобаевой, проблемы эвристического обучения на основе диалога исследовали А.Д. Король и А.В. Хуторской; формы диалогического обучения описываются в работах С.Б. Ступиной и др.

Не смотря на то, что идеи диалогизации обучения существуют еще со времен Сократа (сократическая беседа, которая ассоциировалась с подведением ученика к новым знаниям) [7, C. 2] и активно развивались и развиваются многими философами и педагогами, вопросы реализации диалогового взаимодействия в процессе профессиональной подготовки студентов вуза все еще недостаточно разработаны. А.Д. Король, говоря о диалогической природе человека, считает, что данный фактор недостаточно учтен в существующей системе образования и педагогических исследованиях. Согласно автору, «диалог чаще всего рассматривается с позиции ведущей роли учителя, тогда как для самореализации образовательного потенциала ученика необходима инициация вопрошающей деятельности ученика, а не учителя» [3, C. 13]. Поэтому актуальной представляется организация в ходе процесса профессионального обучения студентов учебного диалога именно с позиции межсубъектного диалогового взаимодействия самих обучающихся.

Диалог - информативное и экзистенциальное взаимодействие между коммуницирующими сторонами, посредством которого происходит понимание. Диалог может трактоваться как выбор сторонами совместного курса взаимодействия [4]. Технология диалогового взаимодействия - одна из технологий личностно-ориентированного образования, сущность которой состоит в создании педагогом на школьном уроке или учебном студенческом занятии ситуации диалога с целью подготовки обучающихся к поиску самостоятельного решения проблемы или близкой к жизненным реалиям ситуации в ходе межличностного диалогового взаимодействия обучающихся. Педагог же на протяжении занятия направляет эту деятельность и по завершению его подводит итог. В психолого-педагогической литературе подчеркивается, что данная технология способствует большей целенаправленности и эффективности процесса обучения, повышению интереса к изучаемому материалу, развитию творческого мышления обучающихся, их самореализации. Это происходит за счет приобретения обучающимися умений выстраивать диалог, слушать, формулировать вопросы оппоненту и ответы на его

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.