Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ С МЕНТАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ'

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ С МЕНТАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
16
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дети / ментальные нарушения / элементарные коммуникативные умения и навыки / тьютор / children / mental disorders / basic communication skills / tutor

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Елена Юрьевна Шебанец, Елена Владимировна Демкина, Мария Эдуардовна Паатова

Статья посвящена актуальной проблеме формирования у детей с ментальными нарушениями элементарных коммуникативных умений и навыков. Коммуникативные навыки необходимы для того, чтобы взаимодействовать с социумом, налаживать хорошие взаимоотношения с окружающими людьми, быть вовлечённым в социальные взаимоотношения. Важным признаком ментальных нарушений является нарушение коммуникативного поведения, проявляющегося в отсутствии явного желания контактировать с окружающими людьми, в задержке речевого развития. Дети с ментальными нарушениями не только боятся идти на контакт, но и не могут отвечать взаимностью, когда с ними начинают контактировать другие люди. Цель исследования —обосновать проблемы формирования у детей с ментальными нарушениями элементарных коммуникативных умений и навыков. Исследование осуществлялось на базе муниципального бюджетного учреждения «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» г. Майкопа Республики Адыгея. В нем приняли участие дети с ментальными нарушениями 5-10 лет. Уровень сформированности коммуникативных навыков у детей с ментальными нарушениями был исследован с помощью опросника «Оценка социальных и коммуникативных навыков», включающий четыре этапа: беседу, интервьюирование, коммуникативные соблазны и провокации, моделирование коммуникативных ситуаций. Также в ходе проведенного нами исследования был разработан и проведён опрос среди родителей, имеющих детей с ментальными нарушениями. Особенности элементарных коммуникативных умений и навыков у детей ментальными нарушениями проявляются в том, что у таких детей из-за отсутствия определённых навыков коммуникации возникают проблемы в процессе социализации. Такие дети отличаются отстранённостью от окружающего мира, боязнью завязывать новые социальные связи и отсутствием желания поддерживать уже существующие связи. Знания о проблемах формирования у детей с ментальными нарушениями элементарных коммуникативных умений и навыков позволят определить основные направления деятельности тьютора с детьми с ментальными нарушениями, способствующие положительной социализации и адаптации ребенка в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Елена Юрьевна Шебанец, Елена Владимировна Демкина, Мария Эдуардовна Паатова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHALLENGES IN THE ACQUISITION OF ELEMENTARY COMMUNICATION SKILLS IN CHILDREN WITH MENTAL DISORDERS

This article focuses on the pressing issue of facilitating the development of elementary communication skills in children with mental disorders. Communication skills are crucial for social interaction, forming relationships, and participating in social connections. A key indicator of mental disorders is impaired communicative behavior, characterized by a lack of inclination to engage with others and delayed speech development. Children with mental disorders not only exhibit fear in initiating contact but also struggle to respond when approached by others. The aim of this study is to investigate the challenges associated with cultivating elementary communication skills in children with mental disorders. The research was conducted at the Municipal Budgetary Institution “Center for Psychological, Pedagogical, Medical and Social Assistance” in the city of Maykop, Republic of Adyghea, involving children aged 5-10 years with mental disabilities. The examination of communication skill development in these children employed the “Assessment of Social and Communication Skills” questionnaire, comprising four stages: conversation, interviewing, communicative temptations and provocations, modeling of communicative situations. In addition, a survey was developed and administered to parents of children with mental disabilities as part of our research. The unique characteristics of elementary communication skills in children with mental disorders are evident in their difficulties socializing due to deficiencies in key communication skills. These children exhibit detachment from their surroundings, fear of establishing new social connections, and a lack of motivation to maintain existing ones. Understanding the challenges involved in developing elementary communication skills in children with mental disabilities will guide tutors in their interventions and promote positive socialization and adaptation of the child in society.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ С МЕНТАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ»

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ

УДК 376:316.613 ББК 74.50 Ш 36

DOI: 10.53598/2410-3004-2023-4-328-51-59

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ С МЕНТАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

(Рецензирована)

Елена Юрьевна ШЕБАНЕЦ

ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет», г. Майкоп, Россия [email protected], https://orcid. огд/0000-0002-8507-9154

Елена Владимировна ДЕМКИНА

ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет», г. Майкоп, Россия [email protected], https://orcid.org/0000-0002-1376-868X

Мария Эдуардовна ПААТОВА

ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет», г. Майкоп, Россия [email protected], http:// orcid.org/ 0000-0003-2168-2576

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме формирования у детей с ментальными нарушениями элементарных коммуникативных умений и навыков. Коммуникативные навыки необходимы для того, чтобы взаимодействовать с социумом, налаживать хорошие взаимоотношения с окружающими людьми, быть вовлечённым в социальные взаимоотношения. Важным признаком ментальных нарушений является нарушение коммуникативного поведения, проявляющегося в отсутствии явного желания контактировать с окружающими людьми, в задержке речевого развития. Дети с ментальными нарушениями не только боятся идти на контакт, но и не могут отвечать взаимностью, когда с ними начинают контактировать другие люди. Цель исследования —обосновать проблемы формирования у детей с ментальными нарушениями элементарных коммуникативных умений и навыков. Исследование осуществлялось на базе муниципального бюджетного учреждения «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» г. Майкопа Республики Адыгея. В нем приняли участие дети с ментальными нарушениями 5-10 лет. Уровень сформированности коммуникативных навыков у детей с ментальными нарушениями был исследован с помощью опросника «Оценка социальных и коммуникативных навыков», включающий четыре этапа: беседу, интервьюирование, коммуникативные соблазны и провокации, моделирование коммуникативных ситуаций. Также в ходе проведенного нами исследования был разработан и проведён опрос среди родителей, имеющих детей с ментальными нарушениями. Особенности элементарных коммуникативных умений и навыков у детей ментальными нарушениями проявляются в том, что у таких детей из-за отсутствия определённых навыков коммуникации возникают проблемы в процессе социализации. Такие дети отличаются отстранённостью от окружающего мира, боязнью завязывать новые социальные связи и отсутствием желания поддерживать уже существующие связи. Знания о проблемах формирования у детей с ментальными нарушениями элементарных коммуникативных умений и навыков позволят определить основные направления деятельности тьютора с детьми с ментальными нарушениями, способствующие положительной социализации и адаптации ребенка в обществе.

Ключевые слова: дети, ментальные нарушения, элементарные коммуникативные умения и навыки,тьютор.

Для цитирования: Шебанец Е.Ю., Демкина Е.В., Паатова М.Э. Проблемы формирования у детей с ментальными нарушениями элементарных коммуникативных умений и навыков // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Педагогика и психология. 2023. Вып. 4(328). С. 51-59. DOI: 10.53598/2410-3004-2023-4-328-51-59.

ORIGINAL RESEARCH PAPER

CHALLENGES IN THE ACQUISITION OF ELEMENTARY COMMUNICATION SKILLS IN CHILDREN WITH MENTAL DISORDERS

Elena Yu. SHEBANETS

Adyghe State University, Maykop, Russia

[email protected], https://orcid. org/0000-0002-8507-9154

Elena V. DYOMKINA

Adyghe State University, Maykop, Russia

[email protected], https://orcid.org/0000-0002-1376-868X

Mariya E. PAATOVA

Adyghe State University, Maykop, Russia

[email protected], http://orcid.org/ 0000-0003-2168-2576

Abstract: This article focuses on the pressing issue of facilitating the development of elementary communication skills in children with mental disorders. Communication skills are crucial for social interaction, forming relationships, and participating in social connections. A key indicator of mental disorders is impaired communicative behavior, characterized by a lack of inclination to engage with others and delayed speech development. Children with mental disorders not only exhibit fear in initiating contact but also struggle to respond when approached by others. The aim of this study is to investigate the challenges associated with cultivating elementary communication skills in children with mental disorders. The research was conducted at the Municipal Budgetary Institution "Center for Psychological, Pedagogical, Medical and Social Assistance" in the city of Maykop, Republic of Adyghea, involving children aged 5-10 years with mental disabilities. The examination of communication skill development in these children employed the "Assessment of Social and Communication Skills" questionnaire, comprising four stages: conversation, interviewing, communicative temptations and provocations, modeling of communicative situations. In addition, a survey was developed and administered to parents of children with mental disabilities as part of our research. The unique characteristics of elementary communication skills in children with mental disorders are evident in their difficulties socializing due to deficiencies in key communication skills. These children exhibit detachment from their surroundings, fear of establishing new social connections, and a lack of motivation to maintain existing ones. Understanding the challenges involved in developing elementary communication skills in children with mental disabilities will guide tutors in their interventions and promote positive socialization and adaptation of the child in society.

Keywords: children, mental disorders, basic communication skills, tutor.

For citation: Shebanets E.Yu., Dyomkina E.V., Paatova M.E. Problems of developing elementary communication skills in children with mental disorders // Bulletin of the Adyghe State University. Ser.: Pedagogy and Psychology. 2023. Issue 4 (328). P. 51-59. DOI: 10.53598/2410-3004-2023-4-328-51-59.

Введение. В настоящее время говорят об эпидемии ментальных нарушений, необходимо разобраться, так ли это. Исследователи отмечают, что существует тенденция к увеличению детей с ментальными нарушениями. Статистика неумолима, ВОЗ приводит следующие данные: на 44 здоровых рождается один ребёнок с искажённым видом дизонтогенеза. Своевременная помощь в развитии детям с ментальными нарушениями в настоящее время недостаточна развита, это подчёркивают такие ученые, как О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг и др. Современные тенденции по форсированию элементарных коммуникативных навыков у детей с ментальными нарушениями актуальна, так как именно недостаток сформированных умений и навыков элементарной коммуникации является ограничивающим фактором адаптации детей с ментальными нарушениями. Ключевые дефициты, возникающие в процессе интеграции, заключаются: в недостатке социально-эмоциональной взаимности; в дефиците невербального коммуникативного поведения при общении; в дефиците развития, поддержания и понимания отношений.

Коммуникативные умения и навыки, проявляющиеся в общении с социумом, включают в себя способности, связанные с использованием различных, вербальных и невербальных средств общения для достижения взаимопонимания и оказания влияния на людей. Сюда можно отнести умение слушать собеседника, понимать, что он хочет донести до нас, поддерживать разговор и уметь выражать свои мысли. Коммуникативные навыки необходимы для того, чтобы взаимодействовать с социумом, налаживать хорошие взаимоотношения с окружающими людьми, быть вовлечённым в социальные взаимоотношения. Посредством этих умений и навыков мы становимся не только способными выражать свои эмоции, мысли и чувства, но и понимать мысли, чувства и эмоции других людей. Человек рождается с определёнными способностями к коммуникации, но это не значит, что данный процесс нельзя развить. Успешность коммуникативной способности определяется задатками тех или иных умений и навыков. Способность к эффективной коммуникации включает основные и дополнительные компоненты (см. таблица 1).

Таблица 1

Основные и дополнительные компоненты коммуникативных способностей

Компоненты Характеристика

Основные

Гностические Способность быстро и точно распознавать предметы, явления, анализировать их и успешно оперировать отражёнными образами

Экспрессивные Способность ясно и чётко выражать свои мысли и чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики

Интеракционные Способность адекватно влиять на партнёров

Дополнительные

Общительность Умение налаживать контакты, способность к взаимообогащающему и конструктивному общению с другими людьми

Эмпатия Осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения происхождения этого переживания

Социально- психологическая адаптация Приспособление индивида к группе и взаимоотношениям в ней, выработка собственного стиля поведения

Развитие речи Обозначение этапов и методик, связанных с овладением средствами как письменной, так и устной речи

Отсутствие коммуникативных способностей в совокупности с психологическими нарушениями рассматривается под понятием «коммуникативные расстройства». Коммуникативное расстройство — это любое расстройство, которое влияет на способность человека понимать, обнаруживать или применять язык и речь для эффективного диалога с другими [1].

Важным признаком ментальных нарушений является нарушение коммуникативного поведения, проявляющегося в отсутствии явного желания контактировать с окружающими людьми, в задержке речевого развития. Дети с ментальными нарушениями не только боятся идти на контакт, но и не могут отвечать взаимностью, когда с ними начинают контактировать другие люди. Реакции на это могут быть разными: некоторые замыкаются в себе, некоторые начинают проявлять агрессию,

а некоторые могут даже начинать плакать. Одной из основных проблем является то, что происходит сильный дефицит общения. Впоследствии интересы ребёнка становятся ограниченными, происходит недостаток невербального общения.

Несформированность достаточным образом средств коммуникации у детей с ментальными нарушениями усугубляется таким типом мышления, при котором невозможно осознать важность коммуникации. Им недоступно понимание, что с помощью коммуникации можно получить желаемое и добиться чего-либо. При этом они могут аффективно реагировать, если что-то не получается. Дети с ментальными нарушениями имеют коммуникативные ограничения в деятельности, они, как правило, самостоятельно не могут заниматься чем-то без подсказок. Такие дети отстраняются от контакта, тем самым усугубляя своё речевое развитие. Происходит частичное, а потом и полное формирование языковых штампов (стилистически окрашенных средств речи, которые осознаются носителями данного языка как устойчивый, «готовый к употреблению» и потому наиболее «удобный» знак для выражения определённого языкового содержания) и неологизмов (слов, недавно появившихся в языке).

Если речь ребёнка с ментальными нарушениями достаточно сформирована, она не часто используется в диалоге спонтанно и в соответствии с её функциональной важностью. То есть ребёнок не сможет ответить на резко заданный вопрос, потому что при его образе мышления невозможно сформировать логически правильный ответ на заданный вопрос. Это могут быть такие элементарные вопросы, как «Как тебя зовут?», «Чем занимаешься?» и так далее. Более того, они часто дают плохую реакцию на такие вопросы, особенно если их задают не в присутствии близких им людей.

Таблица 2

Основные особенности и трудности детей с ментальными нарушениями в процессе усвоения экспрессивной речи

Особенность в усвоении экспрессивной речи Описание особенности

Трудности наблюдаются в понимании интонаций окружающих людей Ребенок сам с трудом проявляет какую-либо интонацию в процессе коммуникации, естественно, это приводит и к трудности понимать интонации других людей. Вы можете повышать на него голос, удивляться, он может не понять вашу интонацию, не дать правильную реакцию.

Наличие прямых и отсроченных эхолалий (симптом расстройства речи, проявляющийся неконтролируемым автоматическим повторением слов или фраз, произнесённых другим человеком) Ребёнок может начать повторять все слова и фразы. Грамотно подготовленные люди, которые знают, что это является особенностью ребёнка с расстройством аутмстического спектра, сразу поймут, что это проявление эхолалии. Остальные же будут думать, что ребёнок это делает намеренно.

Трудности употребления личных местоимений Ребёнок не использует местоимения «я», «мой», «мне» и так далее. Если даже обращается с просьбой отдать ему какой-либо предмет, это будет звучать в повелительной форме «Дай игрушку!»

Часто повторяющиеся высказывания, которые могут употребляться без видимого значения, специфические особенности Можно разговаривать с ребенком на одну тему, а он будет повторять одну и ту же фразу, никак не связанную с тематикой беседы.

Таким образом, основным дефицитом в развитии речи являются семантические нарушения. Это такие виды нарушений, которые могут проявляться в непонимании

детьми с ментальными нарушениями значения слов и, как следствие, в отсутствии способности использовать их в соответствии с конкретным назначением.

Материалы и методы. Одной из важнейших задач работы тьютора с детьми с ментальными нарушениями является формирование конкретных средств коммуникации, социально-бытовой адаптации и навыков, позволяющих ребенку «вписываться» в его социальное окружение: воспитание интереса к окружающему миру, потребность в общении; развитие и обогащение эмоционального опыта ребенка; формирование коммуникативных умений и навыков; формирование социально-бытовых умений и навыков самообслуживания[2].

Формирование у детей с ментальными нарушениями элементарных коммуникативных умений и навыков должно быть направлено на следующие основные области деятельности тьютора, такие, как социально-коммуникативная, речевая, познавательная. В таблице 3 представлено описание областей, их задач и форм работы.

Таблица 3

Основные области деятельности тьютора

Области Задачи Формы работы

Социально-коммуникативная Развитие эмоций, обеспечение положительного эмоционального настроя, формирование понимания ласкового обращения и развитие ответных позитивных реакций ребенка Занятия, беседы, телесно-ориентированные игры (по кочкам..., сорока-ворона ...) с/р игры, игры на формирование вербального и невербального общения, игры на установление контакта (упражнения «мимическая гимнастика» и «заколдованный ребенок»)

Речевая Приобретение навыков использования разговорной речи в повседневной жизни Использование разговорной речи в повседневной жизни. Игры, направленные на тренировку правильного выдувания воздуха (упражнения «Надувание щек» и «Оскал»

Познавательная Формирование представлений о предметах быта, название отдельных признаков и действия с ними, развитие исследовательской и манипулятивной деятельности, развитие интереса к предметам, развитие познавательной активное™, переключение от деструктивной активности к конструктивной Д/игры, строительные игры, конструкторы, игры тактильные с водой (дождик идет), песком, крупой (покормим птичек, варим кашку, разложим по тарелочкам), с льдинкой, снегом, мыльными пузырями); настольно-печатные игры, игрушки, сенсорные игры

Основное направление деятельности тьютора с детьми с ментальными нарушениями — это положительная социализация и адаптация ребенка в обществе. Работа с детьми с ментальными нарушениями делится на два этапа: установление эмоционального контакта, преодоление негативизма в общении со взрослыми, нейтрализацию страхов и преодоление трудностей целенаправленной деятельности ребенка на развитие определённых коммуникативных навыков для дальнейшего использования в повседневной жизни.

Результаты исследования и их обсуждение. Исследование проводилось на базе муниципального бюджетного учреждения «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» г. Майкопа Республики Адыгея. В исследовании

приняли участие дети с ментальными нарушениями от 5 до 10 лет. Уровень сформированное™ коммуникативных навыков у детей с ментальными нарушениями был исследован с помощью известного опросника «Оценка социальных и коммуникативных навыков», разработан A.B. Хаустовым, включает четыре этапа: беседу, интервьюирование, коммуникативные соблазны и провокации, моделирование коммуникативных ситуаций. Адаптирован для детей с ментальными нарушениями [3].

Диагностические данные нескольких респондентов по сформированное™ коммуникативных навыков у детей с ментальными нарушениями представлены в таблице 4.

Исходя из данных, приведённых в таблице 4, можно сделать следующие выводы: никто из испытуемых не набрал по баллам норму (от 35 до 42 баллов); отдельные участники (2 и 3) испытывают сильные затруднения в сфере коммуникативной деятельности, так как по некоторым показателям сформированное™ тех или иных навыков коммуникации и умений они не набирали баллы. Согласно диагностическим данным, будет разработано содержание деятельности тьютора по развитию коммуникативных навыков у детей с ментальными нарушениями.

Также в ходе проведенного нами исследования был разработан и проведён опрос среди родителей, имеющих детей с ментальными нарушениями. Для удобства проведения опроса была использована Google-форма. Родителям были предложены следующие вопросы:

1. Избегает ли ребенок контакта с вашими глазами в течение 1-2 секунд?

2. Улыбается ли ребенок матери/отцу?

3. Реагирует ли Ваш ребенок на обращенную к нему речь, выполняет ли просьбы типа «подойди ко мне, дай мне» и т.п.?

4. Занимает ли Ваш ребенок сам себя предметами/игрушками, своими пальчиками и т.д.?

5. Бывает ли у Вашего ребенка проявление сложных эмоций (интерес, любопытство, удивление, негодование, недовольство, гнев и т.д.?

6. Играет ли ребенок абстрактными предметами обихода (крышки, коробочки, баночки, кастрюли, ниточки, шнурки, пакетики, палочки и т.д.)?

7. Сторонится ли ребенок других детей на детской площадке?

Мы получили следующие результаты:

— дети избегают контакта с вашими глазами в течение 1-2 секунд (ответили 100% респондентов);

— дети улыбаются родителям (ответили 25% респондентов);

— дети реагируют на обращенную к нему речь, выполняют просьбы типа «подойди ко мне, дай мне» и т.п. (ответили 50% респондентов);

— дети сами себя занимают предметами/игрушками, своими пальчиками (ответили 25% респондентов);

— дети проявляют сложные эмоции (интерес, любопытство, удивление, негодование, недовольство, гнев и т.д. (ответили 100% респондентов, причем это негативные эмоции: гнев, крик, агрессивность, недовольство);

— дети играют абстрактными предметами обихода (крышки, коробочки, баночки, кастрюли, ниточки, шнурки, пакетики, палочки и т.д.) — 75% респондентов;

— дети сторонятся других детей на детской площадке (75%).

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о том, что родители замечают те или иные отклонения у своих детей. В некоторых моментах дети перестают отвечать им на вопросы, не реагируют на просьбы, не смотрят в глаза более двух секунд, эти и многие другие факторы говорят о том, что дети с ментальными нарушениями испытывают большие трудности в социализации из-за плохо развитых коммуникативных навыков.

Диагностические результаты респондентов с ментальными нарушениями

Таблица 4

возраст Оценка сформированности социально ответной реакции у ребёнка с расстройствами аутистического спектра Оценка сформированности ком му н и кати в н ых навыков у ребёнка с расстройствами аутистического спектра Оценка сформированности умений называть, комментировать и описывать предметы, людей, действия, события Оценка сформированности умений выражать эмоции, чувства; сообщать о них

1 (6 лет) Трудности в выражении отказа от предложенного предмета - ребёнок не даёт реакции на предметы, не знакомые ему, и не интересуется ими вовсе. Самая большая трудность происходит в личной сфере: испытуемый вовсе игнорирует вопросы личного характера (как зовут, сколько лет, как зовут родителей и т.д.) Трудности в выражении реакции на такие просьбы, как: «надуть щёки», «показать, где лицо у куклы», «назвать цвет машинки» - ребёнок не даёт реакции на предметы, не знакомые ему, и не интересуется ими вовсе. Самая большая трудность происходит в проявлении таких видов реакции, как реакция на просьбы «сморщить лоб», «посадить куклу», «перевернуть куклу лицом вниз», испытуемый вовсе игнорирует такие виды просьб. Трудности в умении называть различные предметы, различных персонажей из книг и мультфильмов, знакомых людей по имени -ребёнок не даёт реакции на предметы, не знакомые ему, и не интересуется ими вовсе Испытывает определённые трудности в выражении грусти и удивления, умении сообщать об усталости

2 (5 лет) Трудности в выражении согласия или отрицания -ребёнок не даёт реакции на предметы, не знакомые ему, и не интересуется ими вовсе. Самая большая трудность происходит в личной сфере: испытуемый вовсе игнорирует вопросы личного характера (как зовут, сколько лет, как зовут родителей и т.д.). Трудности в выражении реакции на такие просьбы, как: «надуть щёки» и «сморщить лоб» - ребёнок вовсе не даёт реакции на такие виды просьб. Трудности в умении называть различные предметы, различных персонажей из книг и мультфильмов, знакомых людей по имени -ребёнок не даёт реакции на предметы, не знакомые ему, и не интересуется ими вовсе Трудности в выражении чувства радости, грусти и удивления - дают реакции только знакомым людям. Умения сообщать об усталости у испытуемого отсутствует вовсе.

(Л « (Л

а 2

2 14-1 ч

I ?

55 Ы >§

О* гп

« £

О £

■о ^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^ ш

я -а

« ш

Р

и £

± с

X П) Ш X

00 "а о- ■<

1 -£ -

* г

^ <

Ы -с м ? ю 2

к *

Ы "а

го I

ш ш

возраст Оценка сформированности социально ответной реакции у ребёнка с расстройствами аутистического спектра Оценка сформированности ком му н и кати в н ых навыков у ребёнка с расстройствами аутистического спектра Оценка сформированности умений называть, комментировать и описывать предметы, людей, действия, события Оценка сформированности умений выражать эмоции, чувства; сообщать о них

3 (10 лет) Трудности в выражении отказа от предложенного предмета/деятельности, согласия или отрицания как реакции - испытуемый игнорирует вопросы данного характера. Также трудность происходит в личной сфере: испытуемый вовсе игнорирует вопросы личного характера (как зовут, сколько лет, как зовут родителей и т.д.) Трудности в выражении реакции на такие просьбы, как: «надуть щёки», «сморщить лоб», «закрыть левый глаз» - ребёнок вовсе не даёт реакции на такие виды просьб. Трудности в умении называть различные предметы, различных персонажей из книг и мультфильмов, знакомых людей по имени - ребёнок не даёт реакции вовсе на данные виды просьб. Это говорит нам о том, что именно с формированием умений называть, комментировать и описывать предметы, людей, действия, события будет проводиться работа в большей степени. Трудности в выражении чувства радости, гнева, отклик на просьбу «рассердиться», грусти и удивления - испытуемый не даёт реакции вовсе.

4(10 лет) Трудности в выражении отказа от предложенного предмета/ деятельности - испытуемый игнорирует вопросы данного характера. Также трудность происходит в личной сфере: испытуемый вовсе игнорирует вопросы личного характера (как зовут, сколько лет, как зовут родителей и т.д.) Трудности в выражении реакции на такие просьбы, как: «надуть щёки», «сморщить лоб» - ребёнок вовсе не даёт реакции на такие виды просьб Трудности в умении называть различные предметы, различных персонажей из книг и мультфильмов, знакомых людей по имени - ребёнок не даёт реакции на такие просьбы малознакомым людям. В просьбе назвать родных по имени ребёнок не даёт реакции вовсе. Это говорит нам о том, что именно с формированием умений называть, комментировать и описывать предметы, людей, действия, события будет проводиться работа в большей степени. Трудности в выражении чувства радости и удивления. В выражении грусти, гнева и усталости испытывает большие трудности - испытуемый не даёт реакции вовсе.

(Л « (Л

а 2

2 14-1

4

5 ?

X Ы >§

- гп

" £ « £

■о ^

^ ш

» ш

я -а « ш

Р

и =

"а <

а>

§ ^

о тз

3 Я)

»■£

V П)

? "о

00 "а

о- ■<

Я = £ -

* г

^ <

Ы -С м ? ю 2

к *

Ы "а

го I

ш ш

ь

В качестве одного из первых компонентов в коммуникативную компетентность входит способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, удовлетворительное владение определёнными нормами общения и поведения, владение «техникой» общения (правилами вежливости и др.). Деятельность тьютора с детьми с ментальными нарушениями должна быть направлена в первую очередь на формирование коммуникативных умений и навыков: подбор оптимальных коррекционных методик для развития коммуникативных навыков у детей с ментальными нарушениями в соответствии с их личностными особенностями; организацию и проведение индивидуальных коррекционно-развивающих занятий, направленных на развитие коммуникативных навыков; развитие и коррекцию коммуникативных навыков.

Таким образом, особенности коммуникативных навыков у детей ментальными нарушениями проявляются в том, что у таких детей из-за отсутствия определённых навыков коммуникации возникают проблемы в процессе социализации. Такие дети отличаются отстранённостью от окружающего мира, боязнью завязывать новые социальные связи и отсутствием желания поддерживать уже существующие связи. Нередко проявление трудностей в общении, сопровождающихся такими факторами, как отсутствие ответной улыбки, отсутствие языка мимики и жестов, отсутствие возможности вести диалог и неадекватная реакция на просьбы. Иногда может казаться, что ребёнок не слышит просьбу, «занят своими делами». Часто родители думают, что ребёнок вредничает, не хочет выполнять их поручения, но на самом деле это связано с нарушениями их восприятия. Дети с расстройством аутистического спектра не примеряют на себя социальные роли и не любят играть со своими сверстниками. Овладевать навыками коммуникации такие дети могут с помощью определенных упражнений, карточек с изображениями, бесед, в некоторых случаях с помощью клавиатуры компьютера, иллюстрациями. Дети с ментальными нарушениями могут показывать понимание происходящего больше, чем это ожидается окружающими.

Примечания:

1. Словарь Гринвуда по образованию. 2021. URL: https://translated.turbopages.org/ proxy_u/en-ru.ru.fle6aefb-6474a7bc-033f8f38-74722d776562/https/www. overdrive, com/ media/607809/the-greenwood-dictionary-of-education.

2. Шебанец Е.Ю., Дёмкина Е.В., Паатова М.Э. Организация деятельности тьютора по сопровождению детей с особыми образовательными потребностями // Организация инклюзивного образования в системе общего образования в России и зарубежных странах: коллективная монография / отв. ред. А.Ю. Нагорнова. Ульяновск: Зебра, 2023. С. 108-116.

3. Хаустов A.B. Формирование навыков речевой коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра: учеб.-метод, пособие. М.: ЦПМССДиП, 2020. 87 с.

References:

1. Greenwood Dictionary of Education. — 2021. — URL: https://translated.turbopages. org/proxy_u/en-ru.ru.fle6aefb-6474a7bc-033f8f38-74722d776562/https/www. overdrive, com/ media/607809/the-greenwood-dictionary- of-education.

2. Shebanets E.Yu., Dyomkina E.V., Paatova M.E. Organization of tutor activities to support children with special educational needs / Organization of inclusive education in the general education system in Russia and foreign countries: collective monograph / executive ed. by A.Yu. Nagornova. Ulyanovsk: Zebra, 2023. 158 pp.

3. Khaustov A.V. Formation of speech communication skills in children with autism spectrum disorders: educational manual / A.V. Khaustov. Moscow: TsPMSSDiP, 2020. 87 pp.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Статья поступила в редакцию 17.11.2023; одобрена после рецензирования 29.11.2023; принята к публикации 30.11.2023.

The authors declare no conflicts of interests.

The paper was submitted 17.11.2023; approved after reviewing 29.11.2023; accepted for publication 30.11.2023.

© Шебанец Е.Ю., Демкина E.B., Паатова М.Э., 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.