Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ВЕРБАЛЬНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДОШКОЛЬНИКОВ С АУТИСТИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ'

ОСОБЕННОСТИ ВЕРБАЛЬНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДОШКОЛЬНИКОВ С АУТИСТИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
136
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕРБАЛЬНЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ / СОЦИАЛЬНЫЕ НАВЫКИ / РЕЧЕВЫЕ НАВЫКИ / ДЕТСКИЙ АУТИЗМ / ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Валявко С.М., Володина О.Ю.

Статья посвящена изучению особенностей вербальных коммуникативных навыков дошкольников с расстройством аутистического спектра. В статье раскрывается сущность и компонентный состав вербальных коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с детским аутизмом в сравнении с их сверстниками, имеющими недоразвитие речи первичного генеза. Понимание особенностей коммуникативных и речевых нарушений детей с аутизмом способствует определению приоритетных направлений коррекционной работы. Исследование проведено на базе центра реабилитации инвалидов детства «Наш солнечный мир» в период с октября 2019 г. по февраль 2020 г. В исследовании приняли участие дети в возрасте от 5 до 7 лет с установленным диагнозом «детский аутизм, не отягощенный умственной отсталостью». В качестве сравнительной группы были взяты дети, посещающие занятия по развитию речи в центре «Наш солнечный мир» и имеющие общее недоразвитие речи III уровня. Их уровень развития речи был максимально близок к уровню детей из группы детского аутизма. Результаты исследования показали, что задержка речевого развития детей с аутистическими расстройст вами имеет сходные черты с задержкой речевого развития у детей, не страдающих аутизмом. При этом коммуникативные навыки детей с расстройствами аутистического спектра значительно отстают от их уровня речевого развития. Уровень развития коммуникативных навыков у детей с аутизмом значительно ниже этого показателя у детей с общим недоразвитием речи III уровня, в то время как показатели речевого развития детей из группы с аутизмом немного превышают показатели детей с общим недоразвитием речи из целевой выборки. В ходе исследования выявлена прямая связь между оценкой коммуникативных и речевых навыков детей с детским аутизмом: чем ниже показатели коммуникативных компетенций детей с аутизмом, тем ниже их речевые навыки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Валявко С.М., Володина О.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF VERBAL COMMUNICATIVE SKILLS OF PRESCHOOLERS WITH AUTISM DISORDERS

The article is devoted to the study of the features of verbal communication skills of preschoolers with autism spectrum disorder. The article reveals the essence and component composition of verbal communication skills in senior preschool children with childhood autism in comparison with their peers who have speech underdevelopment of primary genesis. Understanding the characteristics of communication and speech disorders in children with autism helps to determine the priority areas of correctional work. The study was conducted on the basis of CRID “Our Sunny World” in the period from October 2019 to February 2020. The study involved children aged 5 to 7 years old with an established diagnosis of autism, not burdened with mental retardation. As a comparative group children attending classes on the development of speech in CRID “Our Solar World” and having a general speech underdevelopment of the III level were taken. Their level of speech development was closely related to the level of children from the childhood autism group. The results of the research showed that speech retardation in children with autism has similarities with speech retardation in children without autism. At the same time, the communication skills of children with autism spectrum disorders significantly lag behind their level of speech development. The level of development of communication skills in children with autism is significantly lower than that in children with general speech underdevelopment of the III level, while the indicators of speech development of children from the group with autism slightly exceed the indicators of children with general speech underdevelopment from the target sample. The study revealed a direct link between the assessment of the communication and speech skills of children with autism: the lower the indicators of the communicative competencies of children with autism, the lower their speech skills.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ВЕРБАЛЬНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДОШКОЛЬНИКОВ С АУТИСТИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ»

УДК 159.9.07

DOI 10.25688/2223-6872.2021.37.1.5

ОСОБЕННОСТИ ВЕРБАЛЬНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДОШКОЛЬНИКОВ С АУТИСТИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ

С. М. Валявко,

МГПУ, Москва,

valyavko@yandex.ru,

О. Ю. Володина,

МГППУ, Москва, saint_olga@list.ru

Статья посвящена изучению особенностей вербальных коммуникативных навыков дошкольников с расстройством аутистического спектра. В статье раскрывается сущность и компонентный состав вербальных коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с детским аутизмом в сравнении с их сверстниками, имеющими недоразвитие речи первичного генеза. Понимание особенностей коммуникативных и речевых нарушений детей с аутизмом способствует определению приоритетных направлений коррекционной работы.

Исследование проведено на базе центра реабилитации инвалидов детства «Наш солнечный мир» в период с октября 2019 г. по февраль 2020 г. В исследовании приняли участие дети в возрасте от 5 до 7 лет с установленным диагнозом «детский аутизм, не отягощенный умственной отсталостью». В качестве сравнительной группы были взяты дети, посещающие занятия по развитию речи в центре «Наш солнечный мир» и имеющие общее недоразвитие речи III уровня. Их уровень развития речи был максимально близок к уровню детей из группы детского аутизма.

Результаты исследования показали, что задержка речевого развития детей с аутистическими расстройствами имеет сходные черты с задержкой речевого развития у детей, не страдающих аутизмом. При этом коммуникативные навыки детей с расстройствами аутистического спектра значительно отстают от их уровня речевого развития. Уровень развития коммуникативных навыков у детей с аутизмом значительно ниже этого показателя у детей с общим недоразвитием речи III уровня, в то время как показатели речевого развития детей из группы с аутизмом немного превышают показатели детей с общим недоразвитием речи из целевой выборки. В ходе исследования выявлена прямая связь между оценкой коммуникативных и речевых навыков детей с детским аутизмом: чем ниже показатели коммуникативных компетенций детей с аутизмом, тем ниже их речевые навыки.

Ключевые слова: вербальные коммуникативные навыки; социальные навыки; речевые навыки; детский аутизм; общее недоразвитие речи.

Для цитаты: Валявко С. М., Володина О. Ю. Особенности вербальных коммуникативных навыков дошкольников с аутистическими расстройствами // Системная психология и социология. 2021. № 1. (37). С. 61-69. DOI: 10.25688/2223-6872.2021.37.1.5

Валявко Светлана Михайловна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры специальной психологии и психолого-социальных технологий Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: valyavko@yandex.ru

ORCID: 0000-0001-7195-6374

Володина Ольга Юрьевна, тьютор Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей и подростков Московского государственного психолого-педагогического университета, Москва.

E-mail: saint_olga@list.ru

ORCID: 0000-0002-7332-7173

© Валявко С. М., Володина О. Ю., 2021

UDC 159.9.07

DOI 10.25688/2223-6872.2021.37.1.5

PECULIARITIES OF VERBAL COMMUNICATIVE SKILLS OF PRESCHOOLERS WITH AUTISM DISORDERS

S. M. Valyavko,

MCU, Moscow, valyavko@yandex.ru,

O. Yu. Volodina,

MGPPU, Moscow, saint_olga@list.ru

The article is devoted to the study of the features of verbal communication skills of preschoolers with autism spectrum disorder. The article reveals the essence and component composition of verbal communication skills in senior preschool children with childhood autism in comparison with their peers who have speech underdevelopment of primary genesis. Understanding the characteristics of communication and speech disorders in children with autism helps to determine the priority areas of correctional work.

The study was conducted on the basis of CRID "Our Sunny World" in the period from October 2019 to February 2020. The study involved children aged 5 to 7 years old with an established diagnosis of autism, not burdened with mental retardation. As a comparative group children attending classes on the development of speech in CRID "Our Solar World" and having a general speech underdevelopment of the III level were taken. Their level of speech development was closely related to the level of children from the childhood autism group.

The results of the research showed that speech retardation in children with autism has similarities with speech retardation in children without autism. At the same time, the communication skills of children with autism spectrum disorders significantly lag behind their level of speech development. The level of development of communication skills in children with autism is significantly lower than that in children with general speech underdevelopment of the III level, while the indicators of speech development of children from the group with autism slightly exceed the indicators of children with general speech underdevelopment from the target sample. The study revealed a direct link between the assessment of the communication and speech skills of children with autism: the lower the indicators of the communicative competencies of children with autism, the lower their speech skills.

Keywords: verbal communication skills; social skills; speech skills; childhood autism; general speech underdevelopment.

For citation: Valyavko S. M., Volodina O. Yu. Peculiarities of verbal communicative skills of preschoolers with autism disorders // Systems Psychology and Sociology. 2021. № 1 (37). P. 61-69. DOI: 10.25688/22236872.2021.37.1.5

Valyavko Svetlana Mikhailovna, PhD in Psychology, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Special Psychology and Psychological and Social Technologies of the Institute of Special Education and Psychology of the Moscow City University, Moscow, Russia.

E-mail: valyavko@yandex.ru

ORCID: 0000-0001-7195-6374

Volodina Olga Yurievna, tutor of the federal resource center for the organization of comprehensive support for children and adolescents, Moscow State Psychological and Pedagogical University, Moscow, Russia.

E-mail: saint_olga@list.ru

ORCID: 0000-0002-7332-7173

Введение

Актуальность проблемы расстройств аутистического спектра объясняется растущим процентом инвалидов детства, имеющих такой диагноз [14; 19]. Для трети детей,

страдающих аутизмом, характерен мутизм либо недоразвитие функциональной речи [5: с. 23; 8]. Следует отметить, что зачастую ребенок с аутизмом может построить простую фразу и его словарный запас достаточен для общения на бытовом уровне, однако

взаимодействие с другими людьми вызывает у него ряд существенных затруднений [3; 7]. Именно дефицитарность коммуникативной и социальной сфер является превалирующей характеристикой для этого заболевания [11; 18; 20].

По данным Минздрава, различные формы детского аутизма в 2018 г. были диагностированы у более 31 тыс. детей, это означает, что в России около 0,1 % детского населения страдает расстройствами аутистического спектра. Центр по контролю и профилактике заболеваний США отмечает, что в стране (2016 г.) аутизм встречается примерно у 1 из 54 детей, хотя последние результаты опросов родителей позволяют утверждать, что каждый 45-й ребенок в США страдает от этого заболевания1.

Развивая положение Р. Е. Левиной о системном подходе к изучению нарушений речи и общения, Г. В. Чиркина выделяла в ряду актуальных проблем современной науки «изучение соотношения коммуникативных и речевых способностей детей» [4: с. 8]. В связи с этим представляется необходимым провести детальное изучение основных недостатков развития коммуникативной и речевой сфер детей с аутизмом, чтобы на их основе определить приоритетные направления для дальнейшей коррекционной работы.

Организация и методы исследования

Исследование особенностей вербальных коммуникативных навыков дошкольников было проведено на базе центра реабилитации инвалидов детства «Наш солнечный мир» (Москва) в период с октября 2019 г. по февраль 2020 г. В исследовании приняли участие 15 детей в возрасте от 5 до 7 лет с установленным диагнозом «детский аутизм, не отягощенный умственной отсталостью» (заболевания группы F84.0, кроме F84.2, F84.3, F84.4, F84.5). В качестве сравнительной была взята группа детей с общим недоразвитием речи (ОНР)

III уровня в количестве 15 человек, имеющих проблемы в коммуникативном развитии и социализации. Возраст и половой состав детей этой группы был идентичен группе детей с аутизмом. Уровень речевого развития детей с ОНР был максимально близок к группе детей с аутизмом.

В связи со спецификой диагностики детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) был выбран метод стандартизованного наблюдения как наиболее конгруэнтный, для чего была разработана оригинальная схема наблюдения и введена балльная оценка параметров наблюдения2. Для оценки состояния коммуникативных навыков в качестве основы была использована методика А. В. Хаустова «Развитие речевой коммуникации у детей с аути-стическими расстройствами»3. Наиболее значимыми коммуникативными навыками признаются навыки имитации, понимание речи, умение выражать просьбу, социальные навыки, умение называть, комментировать, привлекать внимание, задавать вопросы и отвечать на них, выражать эмоции, навыки поддержания диалога [12: с. 46; 13].

В основу обследования речевых навыков легли материалы диагностики центра «Наш солнечный мир» и элементы методики Г. В. Чиркиной «Обследование звукопроиз-ношения дошкольников и младших школьников» [9: с. 14]. Оценка звукопроизноше-ния, лексического и грамматического строя языка, уровня развития фразовой и связной речи дают наиболее полное представление о состоянии речевых навыков детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Процедура обследования речевых и коммуникативных навыков проходила в четыре этапа. На первом этапе осуществлялась беседа с родителями с целью первичного сбора информации об особенностях поведения и развития ребенка. Кроме того, были собраны

1 Autism Spectrum Disorder (ASD) | Autism | NCBDDD | CDC [Электронный ресурс] // Centers for Disease Control and Prevention. URL: https:// www.cdc.gov/ncbddd/autism/signs.htm (дата обращения: 24.03.2021).

2 Валявко С. М. Изучение личностного развития дошкольников с помощью стандартизированного наблюдения // Системная психология и социология. 2015. № 2 (14). С. 15-24.

3 Хаустов А. В. Развитие речевой коммуникации у детей с аутистическими нарушениями // Детский аутизм: исследования и практика. М.: РОО «Образование и здоровье», 2008. С. 208-235.

общие данные об обследуемом ребенке: его имя, возраст, дата рождения, основной диагноз, данные анамнеза. На втором этапе осуществлялось наблюдение за свободной деятельностью детей, в ходе которой была произведена диагностика личностных и социальных компетенций, особенностей поведения, коммуникативных и речевых навыков ребенка. Это необходимо для уточнения сведений, полученных от родителей. На этом этапе в ходе свободной деятельности при помощи мотивационно значимого материала искусственно создаются ситуации, в которых можно провести оценку. Данные наблюдения протоколируются. На третьем этапе было проведено структурированное занятие с использованием тестовых заданий с целью дополнить диагностические данные, что отражается в протоколе обследования. Четвертый этап заключается в итоговом анализе результатов обследования, определяются основные виды дефицита развития и уровень дезадаптивного поведения.

Для сравнительной оценки результатов использовалась балльная система, в которой цифры 0, 1 и 2 характеризовали степень сфор-мированности или уровень развития изучаемого навыка.

Для оценки уровня сформированности коммуникативной сферы обследуемого ребенка устанавливалась его ведущая деятельность, степень развития навыков подражания и понимания речи с присвоением соответствующего балла. Были обследованы следующие умения детей.

1. Способность выражать просьбу или требования: может ли ребенок попросить один из предметов, поесть или попить, о повторении понравившегося действия самостоятельно или в ситуации выбора, а также просит ли он о помощи. Оценивалась также степень сформированности навыка требовать предметы, игрушки, выполнение любимой деятельности.

2. Уровень развития социальных навыков. Изучалась способность отзываться на свое имя и отвечать на вопросы личного характера. Рассматривалась способность отвечать на приветствие, выражать согласие, либо отказ от предложенного предмета или деятельности. Кроме того, оценивались следующие поведенческие реакции:

просьба поиграть вместе, вежливость в общении, умение делиться, утешить другого человека, оказать помощь, способы выражения чувства привязанности.

3. Возможность обращения к знакомым людям по имени, способность комментировать неожиданные события и действия, умение называть одушевленные и неодушевленные предметы, определять принадлежность собственных предметов. Оценивался навык описывать местонахождение предметов и людей, определять свойства предметов, описывать события в будущем, настоящем и прошедшем времени.

4. Умение привлекать внимание в процессе общения: задавать вопросы о предметах, людях, действиях, требующие распространенного ответа либо ответа да/нет.

5. В ходе исследования проводилась оценка умения выражать текущее эмоциональное состояние, а также способности вербального сообщения о боли или усталости. Оценивалась степень понимания основных эмоциональных реакций собеседника, проявления эмоционального отклика на чувства и переживания партнера по общению.

6. Навыки инициировать, поддержать диалог, соблюдать правила разговора.

Максимальное количество баллов, которое мог получить испытуемый в результате оценки коммуникативной сферы, соответствовало 100.

Следующим этапом проведения обследования являлась оценка речевых навыков ребенка. Характеризовался уровень развития артикуляционной моторики, звукопроизноше-ния, изучалось фонематическое восприятие комбинаций букв, слогов и слов, оценивались тип коммуникации, средство общения и го-лосо-речевая активность ребенка, слоговая структура произносимых слов, лексический и грамматический строй, уровень развития фразовой и связной речи. Общая сумма баллов в разделе оценки речевых навыков могла достичь 100 единиц.

Обсуждение результатов

Рассматривая анамнез целевой группы детей с детским аутизмом, можно обратить

внимание на следующие моменты. Матери всех обследуемых детей не имели серьезных проблем при протекании беременности и в родовой деятельности, все дети родились без видимых признаков отклонений развития и патологий.

Гуление у аутичных детей появлялось в среднем в 3-4 месяца; некоторые родители отмечали необычные интонации или слабую выраженность гуления. А вот лепетная речь зачастую была слабовыраженной, иногда ее не было вовсе. Только у четырех детей присутствовал лепет в шестимесячном возрасте. Большая часть обследуемых детей (12 из 15) первые слова произнесли до 1 года 2 месяцев, но к полутора годам наступил регресс в речевом развитии, его выраженность варьировалась от полной потери ряда приобретенных навыков до более слабого отката в развитии речи. Трое из 15 изучаемых детей с аутизмом имели задержанное речевое развитие с самого начала, первые слова они произнесли в период от двух до трех лет. Далее шел длительный период формирования речи, завершившийся появлением первых фраз к 4-5 годам. Часть обследуемых детей с аутизмом (восемь дошкольников), к моменту проведения диагностики находились в своем речевом развитии на стадии отдельных фраз; элементы связной речи были у семи испытуемых. Но все дошкольники имели специфические речевые особенности, которые позволили объединить их в однородную группу. Их речь была эхолалична, неэмоциональна, их фразы были шаблонны, стереотипны. Большинство обследуемых детей обладали тихим (четверо из них, наоборот, излишне громким), монотонным, слабомодулированным голосом, логическое ударение отсутствовало. Дыхание было слабым, неглубоким, речевой выдох непродолжительным.

Все изучаемые дети с аутизмом практически не использовали речь как средство общения. Они не обращались к взрослым или другим детям с просьбами, часто использовали стереотипные фразы из песен, мультфильмов. В большинстве случаев они воспроизводили только простые короткие предложения на основе заученных речевых штампов, либо по образцу, предложенному взрослым.

Все дети из целевой группы понимали обращенную речь, однако на контакт шли с трудом. Деятельность обследуемых детей была стереотипна, в их лексике присутствовали навязчивые фразы, специфические движения руками, эхолалия. Некоторые дети пели стереотипные песенки, другие — надолго задерживались на различных узких темах (например, бытовая техника) или одном виде деятельности. Для большинства детей с аутизмом было характерно следование по строго определенным маршрутам, чрезвычайная сосредоточенность на своем расписании, крайне негативные реакции на любое изменение среды, а также стереотипные игры (например, выстраивание машинок в ряд). Все изучаемые дети владели навыками самообслуживания на достаточном уровне, хотя многим из них требовалась подсказки или иная помощь.

Характеристики общей моторики неоднородны: часть детей имела нормальное моторное развитие (пятеро детей), часть характеризовалась сниженным тонусом (четыре ребенка), а часть — повышенным тонусом (шестеро детей). Мелкая моторика у всех участников была развита значительно ниже возрастной нормы. Кумулятивные данные представлены в таблице 1.

Дети с аутизмом получили крайне низкую оценку коммуникативных навыков: итоговый суммарный балл колебался от 20 до 57 из 100 возможных. Все обследуемые дети пользовались речью для коммуникации, в качестве средств общения они либо использовали короткие фразы, либо простейшую связную речь. Часть детей крайне слабо владела навыками формулирования вопросов и ответов на них, а часть использовала лишь утвердительные предложения и недлинные фразы. Речевые навыки группы детей с детским аутизмом оценены значительно выше, чем коммуникативные: итоговый балл колебался от 69 до 98 единиц, что соответствует среднему или даже высокому уровню развития. Исходя из приведенных данных, можно сделать вывод, что уровень развития речи в группе детей с детским аутизмом был значительно выше их коммуникативных навыков. Большинство детей имели незначительные проблемы в их речевых навыках и существенные проблемы в коммуникативных.

Таблица 1

Сводная таблица обследования коммуникативных и речевых навыков детей с детским аутизмом и ОНР III уровня (в баллах)

Основной диагноз Результат обследования коммуникативных навыков Результат обследования речевых навыков

Детский аутизм Среднее значение (из 100) 36,4 84,8

Стандартное отклонение 10,4 9,7

Общее недоразвитие речи III уровня Среднее значение (из 100) 89,5 72,3

Стандартное отклонение 3,5 4,9

Для изучения связи между развитием коммуникативных и речевых навыков детей с аутизмом и оценки тесноты установленной связи был применен коэффициент ранговой корреляции Спирмена: г = 0,686.

Критическое значение критерия ранговой корреляции при заданной численности группы (15 детей) составляет 0,52 для уровней статистической значимостир < 0,05, а при уровнях статистической значимости р < 0,01 - 0,66, это означает, что > гКр. Отсюда следует, что корреляция между уровнем коммуникативных навыков детей с детским аутизмом и уровнем их речевых навыков статистически значима и является положительной.

Использование данного статистического инструмента позволило сделать вывод о существовании прямой корреляционной связи между оценкой коммуникативных и речевых навыков детей с детским аутизмом: чем ниже показатели коммуникативных компетенций детей с аутизмом, тем ниже их речевые навыки, и наоборот.

В анамнезе детей, имеющих общее недоразвитие речи III уровня, присутствовали проблемы в течении беременности матери (болезни, токсикоз), сложности во время прохождения родовой деятельности (гипоксия плода), а также травмы в первые месяцы жизни у девяти обследуемых детей. У всех детей с ОНР III уровня отмечались недоразвитие фонематического слуха, а также бедность словарного запаса. Кроме того, в их речи наблюдались дефекты звукопроизношения и отставание в формировании грамматического строя предложений. Закономерной для изучаемой

группы детей стала задержка в развитии речи: первые слова появились после четырех лет. Несмотря на то что речь детей с ОНР отличалась неразборчивостью и аграматичностью, у них присутствовало понимание обращенной речи на достаточно высоком уровне. Как и в случае аутичных детей, наблюдалась недостаточная речевая активность при наличии развернутой фразовой речи и сложности при самостоятельном построении предложений.

Общий уровень развития коммуникативных навыков детей с ОНР III уровня колебался от 82 до 93 баллов из 100 возможных, что соответствует достаточно хорошему уровню сформированности навыка. Обследуемые дети испытывали затруднения в инициации общения; им было сложно привлечь внимание как взрослых, так и сверстников. В процессе взаимодействия дети данной группы старались использовать в основном невербальные средства общения, таким образом избегая необходимости вступления в речевое общение. Изучение речевых навыков детей с ОНР III уровня выявило большие проблемы, чем их коммуникативные навыки. Общая характеристика речевой деятельности изучаемой группы детей отличалась мало-выразительностью, слабомодулированным тихим голосом, темп и ритм речи варьировались в пределах нормы. Степень развития речевых навыков группы детей с ОНР III уровня находилась на среднем уровне и колебалась от 66 до 82,5 баллов из 100 возможных. Существующие нарушения в речевом развитии этих детей, как правило, затрагивали сложные по смыслу и оформлению речевые

структуры. Дети из группы ОНР использовали в речи в основном простые предложения, как и дети с детским аутизмом. При использовании сложных предложений, выражающих пространственные, причинно-следственные и временные связи, наблюдались выраженные недостатки.

Таким образом, проблемы в речевом развитии у детей с ОНР негативным образом влияют на их коммуникативные и социальные навыки, а также на организацию совместной деятельности. Ограниченность словарного запаса, недостаточная сформированность грамматической стороны речи, недостатки связной речи затрудняют дошкольникам с ОНР общение с взрослыми и сверстниками — все это ведет к несформированности коммуникативной компетенции [1; 3]. Однако в ходе проведенного исследования взаимосвязь между оценкой коммуникативных и речевых навыков детей в ОНР III уровня не подтвердилась.

Коэффициент ранговой корреляции Спир-мена: rs = 0,376. Критическое значение критерия ранговой корреляции при заданной численности группы (15 детей) составляет 0,52 для уровней статистической значимости р < 0,05, а при уровнях статистической значимости р < 0,01 — 0,66, т. е. r s < Тр. Результаты вычислений позволяют сделать вывод о том, что уровень коммуникативных навыков детей с ОНР III уровня и уровень их речевых навыков не имеют прямой связи между собой. В представленной выборке не было обнаружено прослеживаемых зависимостей этих двух показателей.

Выводы

1. Результаты исследования позволяют выделить следующие особенности развития коммуникативных навыков в группе дошкольников с диагнозом «детский аутизм»: недостаточный уровень развития вербальных и невербальных средств общения; низкий уровень формирования базовых коммуникативных функций; низкий уровень развития социальных, эмоциональных и диалоговых навыков.

2. Проведенное исследование показывает, что задержка речевого развития детей с аутистическими расстройствами имеет сходные черты с задержкой речевого развития у детей, не страдающих аутизмом. При этом коммуникативные навыки детей с расстройствами аутистического спектра значительно отстают от их уровня речевого развития. Уровень развития коммуникативных навыков детей с детским аутизмом значительно ниже этого показателя у детей с ОНР III уровня, в то время как показатели речевого развития детей из группы с аутизмом немного превышают показатели детей с общим недоразвитием речи из целевой выборки.

3. В ходе исследования выявлена прямая связь между оценкой коммуникативных и речевых навыков детей с детским аутизмом, а именно: чем ниже показатели коммуникативных компетенций детей с аутизмом, тем ниже их речевые навыки. Следует отметить, что в исследованной группе детей с ОНР III уровня не была обнаружена взаимосвязь между оценкой коммуникативных и речевых навыков. Таким образом, в представленной выборке детей с ОНР не было выявлено прослеживаемой зависимости этих двух показателей друг от друга.

Литература

1. Архипова Е. Ф. Если у ребенка общее недоразвитие речи // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2017. № 2 (74). С. 38-43.

2. Валявко С. М. Почему дошкольники с общим недоразвитием речи резистентны к логопедическому воздействию? // Дефектология. 2009. № 2. С. 59-65.

3. Волковская Т. Н. Теоретические аспекты проблемы коммуникативной дезадаптации детей с недостатками речи // Коррекционная педагогика: теория и практика. 2016. № 4 (70). С. 8-12.

4. Коммуникативно-речевая деятельность детей с отклонениями в развитии: диагностика и коррекция / под ред. Г. В. Чиркиной, Л. С. Соловьевой. Архангельск: Поморский университет, 2009. 403 с.

5. Комплексный подход к социализации детей с расстройствами аутистического спектра: учеб.-ме-тод. пособие / [под ред. Е. С. Романовой]; Моск. гор. пед. ун-т, Ин-т психологии, социологии и соц. отношений. М.: Редкая птица, 2019. 124 с.

6. Леонова И. В. Развитие коммуникативных навыков и речи у детей, имеющих РАС и другие нарушения развития. М.: Наш солнечный мир, 2016. 34 с.

7. Лыгина М. А., Куц А. В. Комплексный подход к обучению детей с расстройствами аутистического спектра // Педагогическое образование и наука. 2019. № 4. С. 126-129.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Мамохина У. А. Особенности речи при расстройствах аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2017. Т. 15. № 3. С. 24-31.

9. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / под общ. ред. Г. В. Чиркиной. М.: АРКТИ, 2003. 240 с.

10. Морозов С. А. Комплексное сопровождение лиц с расстройствами аутистического спектра: учеб.-метод. пособие. М.: [б. и.], 2015. 539 с.

11. Романова А. А. Особенности речи детей с аутистическими расстройствами // Дефектология. 2011. № 2. С. 44-51.

12. Хаустов А. В. Формирование коммуникативных навыков у детей с детским аутизмом: дис. ... канд. психол. наук: 13.00.03. М., 2005. 176 с.

13. Хаустов А. В., Красносельская Е. Л., Хаустова И. М. Дети с расстройствами аутистического спектра. Протокол педагогического обследования // Практика управления ДОУ 2014. № 1. С. 32-50.

14. Bailey A. Autism treatment research // Autism Research. 2014. Vol. 7. Iss. 1. P. 1-3. DOI: 10.1002/ aur.1358

15. Ganz J. B. AAC interventions for individuals with autism spectrum disorders: State of the science and future research directions // Augmentative and Alternative Communication. 2015. Vol. 31. Iss. 3. P. 203-214. DOI: 10.3109/07434618.2015.1047532

16. London E. The role of the neurobiologist in redefining the diagnosis of autism // Brain Pathol. 2007. Vol. 17 (4). P. 408-411. DOI: 10.1111/j.1750-3639.2007.00103.x

17. McVey A. J. The neurobiological presentation of anxiety in autism spectrum disorder: A systematic review // Autism Research. 2019. Vol. 12. Iss. 3. P. 346-369. DOI: 10.1002/aur.2063

18. Posserud M. B., Lundervold A.J., Gillberg C. Autistic features in a total population of 7-9-year-old children assessed by the ASSQ (Autism Spectrum Screening Questionnaire) // The Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2006. Vol. 47 (2). P. 167-175. DOI: 10.1111/j.1469-7610.2005.01462.x

19. Russell G. Contextualising autism diagnosis // Autism-Open Access. 2014. Vol. 4. Iss. 1. P. 1-2. DOI: 10.4172/2165-7890.1000128

20. Russell G. Social and behavioural outcomes in children diagnosed with autism spectrum disorders: longitudinal cohort study / G. Russell at el. // The Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2012. Vol. 53 (7). P. 735-744. DOI: 10.1111/j.1469-7610.2011.02490.x

References

1. Arxipova E. F. Esli u rebenka obshhee nedorazvitie rechi [If a child has a general underdevelopment of speech] // Sovremennoe doshkoFnoe obrazovanie. Teoriya i praktika [Modern Preschool Education. Theory and Practice]. 2017. № 2 (74). P. 38-43.

2. Valyavko S. M. Pochemu doshkol'niki s obshhim nedorazvitiem rechi rezistentny' k logopedicheskomu vozdejstviyu? [Why are preschool children with general speech underdevelopment resistant to speech therapy?] // Defektologiya [Defectology]. 2009. № 2. P. 59-65.

3. Volkovskaya T. N. Teoreticheskie aspekty' problemy' kommunikativnoj dezadaptacii detej s nedostatkami rechi [Theoretical aspects of the problem of communicative maladaptation of children with speech disabilities] // Korrekcionnaya pedagogika: teoriya i praktika [Correctional Pedagogy: Theory and Practice]. 2016. № 4 (70). P. 8-12.

4. Kommunikativno-rechevaya deyateFnosf detej s otkloneniyami v razvitii: diagnostika i korrekciya [Communicative and speech activity of children with developmental disabilities: diagnosis and correction] / pod red. G. V. Chirkinoj, L. S. Solov'evoj. ArxangeFsk: Pomorskij universitet, 2009. 403 p.

5. Kompleksnyj podxod k socializacii detej s rasstrojstvami autisticheskogo spektra: ucheb.-metod. posobie [An integrated approach to the socialization of children with autistic spectrum disorders: an educational

and methodological guide] / [pod red. E. S. Romanovoj]; Mosk. gor. ped. un-t, In-t psixologii, sociologii i socz. otnoshenij. M.: Redkaya pticza, 2019. 124 p.

6. Leonova I. V. Razvitie kommunikativnyx navykov i rechi u detej, imeyushhix RAS i drugie narusheniya razvitiya [Development of communication skills and speech in children with ASD and other developmental disorders]. M.: Nash solnechny'j mir, 2016. 34 p.

7. Lygina M. A., Kucz A. V. Kompleksnyj podxod k obucheniyu detej s rasstrojstvami autisticheskogo spektra [Complex approach to teaching children with autism spectrum disorders] // Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka [Pedagogical Education and Science]. 2019. № 4. P. 126-129.

8. Mamoxina U. A. Osobennosti rechi pri rasstrojstvax autisticheskogo spektra [Features of speech in autistic spectrum disorders] // Autizm i narusheniya razvitiya [Autism and Developmental Disorders]. 2017. Vol. 15. № 3. P. 24-31.

9. Metody' obsledovaniya rechi detej: posobie po diagnostike rechevy'x narushenij [Methods of speech examination of children: A manual for the diagnosis of speech disorders] / pod obshh. red. G. V. Chirkinoj. M.: ARKTI, 2003. 240 p.

10. Morozov S. A. Kompleksnoe soprovozhdenie licz s rasstrojstvami autisticheskogo spektra: ucheb.-metod. posobie [Complex support of persons with autistic spectrum disorders: educational and methodological manual]. M.: [b. i.], 2015. 539 p.

11. Romanova A. A. Osobennosti rechi detej s autisticheskimi rasstrojstvami [Features of speech of children with autistic disorders] // Defektologiya [Defectology]. 2011. № 2. P. 44-51.

12. Xaustov A. V. Formirovanie kommunikativnyx navy'kov u detej s detskim autizmom: dis. ... kand. psixol. nauk: 13.00.03 [Formation of communicative skills in children with childhood autism: dis. ... Ph. D.: 13.00.03]. M., 2005. 176 p.

13. Xaustov A. V., Krasnoselskaya E. L., Xaustova I. M. Deti s rasstrojstvami autisticheskogo spektra. Protokol pedagogicheskogo obsledovaniya [Children with autistic spectrum disorders. Protocol of the pedagogical examination] // Praktika upravleniya DOU [Practice of Management of DOW]. 2014. № 1. P. 32-50.

14. Bailey A. Autism treatment research // Autism Research. 2014. Vol. 7. Iss. 1. P. 1-3. DOI: 10.1002/ aur.1358

15. Ganz J. B. AAC interventions for individuals with autism spectrum disorders: State of the science and future research directions // Augmentative and Alternative Communication. 2015. Vol. 31. Iss. 3. P. 203-214. DOI: 10.3109/07434618.2015.1047532

16. London E. The role of the neurobiologist in redefining the diagnosis of autism // Brain Pathol. 2007. Vol. 17 (4). P. 408-411. DOI: 10.1111/j.1750-3639.2007.00103.x

17. McVey A. J. The neurobiological presentation of anxiety in autism spectrum disorder: A systematic review // Autism Research. 2019. Vol. 12. Iss. 3. P. 346-369. DOI: 10.1002/aur.2063

18. Posserud M. B., Lundervold A.J., Gillberg C. Autistic features in a total population of 7-9-year-old children assessed by the ASSQ (Autism Spectrum Screening Questionnaire) // The Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2006. Vol. 47 (2). P. 167-175. DOI: 10.1111/j.1469-7610.2005.01462.x

19. Russell G. Contextualising autism diagnosis // Autism-Open Access. 2014. Vol. 4. Iss. 1. P. 1-2. DOI: https://doi.org/10.4172/2165-7890.1000128

20. Russell G. Social and behavioural outcomes in children diagnosed with autism spectrum disorders: longitudinal cohort study / G. Russell at el. // The Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2012. Vol. 53 (7). P. 735-744. DOI: 10.1111/j.1469-7610.2011.02490.x

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.