Научная статья на тему 'Проблемы формирования системы малого инновационного предпринимательства'

Проблемы формирования системы малого инновационного предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
122
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Управленец
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / СИСТЕМА МАЛОГО ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ИССЛЕДОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛЫХ КОМП / INNOVATIONS / THE SYSTEM OF SMALL INNOVATIVE ENTREPRENEURSHIP / RESEARCH OF THE INNOVATION ACTIVITY IN SMALL COMPANIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Савельева Ирина Николаевна

В статье представлены результаты исследования инновационной деятельности малого предпринимательства. Выявлены ключевые проблемы, связанные с формированием системы малого инновационного предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of forming the system of small innovative entrepreneurship

The results of the research of the innovation activity in small entrepreneurship are presented in the article. Key problems, concerning the formation of the system of small innovative entrepreneurship are revealed.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования системы малого инновационного предпринимательства»

Проблемы формирования системы малого инновационного предпринимательства

Для реализации инновационного сценария социальноэкономического развития в условиях усиливающейся конкуренции на мировых рынках России необходима сильная, динамично развивающаяся национальная инновационная система. Опыт зарубежных стран показывает, что важную роль в реализации инновационной стратегии страны и становлении национальной инновационной системы играет малое инновационное предпринимательство, которое способно в короткие сроки осваивать нововведения и продвигать их на рынок, привлекать в инновационную сферу частный капитал, организовывать альянс с крупным бизнесом и государством в реализации инновационных проектов. Тем не менее к настоящему времени в России не сформировалась эффективная система малого инновационного предпринимательства; существует лишь набор разрозненных малых инновационных предприятий и институтов развития, не объединенных единой политикой и стратегией.

Одним из этапов формирования системы малого инновационного предпринимательства (МИП) является этап диагностики.

В рамках разработанной автором методики формирования системы МИП было проведено диагностическое исследование, направленное на выявление проблем и перспективных направ-

лений формирования системы малого инновационного предпринимательства в Свердловской области. В процессе исследования было опрошено 92 респондента, из них 47 представителей малых, в том числе инновационных предприятий, и 45 экспертов, представляющих науку, высшее образование, крупные и средние предприятия области.

Результаты исследования по выборке «малое инновационное предпринимательство» показали, что по отраслевой направленности деятельности 24% предприятий представляют высокотехнологичные отрасли (информационные технологии, биотехнологии и др.); 76% -традиционные отрасли промышленности (металлургия, машиностроение, химия, энергетика и др.). Среднее число инновационных проектов на любой стадии реализации составило 2,8 проекта для всех отраслей, при этом наибольшее количество инновационных проектов зафиксировано в высокотехнологичных отраслях (в среднем 4 проекта).

Большинство предприятий являются одновременно создателями и пользователями инновационных продуктов/ услуг. Распределение предприятий по характеру участия в инновационном процессе представлено на рис. 1.

Распределение по видам инновационных проектов показало, что инновации, реализуемые малым бизнесом, являются преимущественно продуктовыми и технологическими (рис. 2).

Савельева Ирина Николаевна

Старший преподаватель кафедры мировой экономики

Уральский государственный экономический университет

620144, РФ, г. Екатеринбург ул. 8 Марта / Народной Воли, 62/45 Контактный тел.: (343) 251-96-10 E-mail: irinasavelyeva2008@yandex.ru

Ключевые слова

ИННОВАЦИИ

СИСТЕМА МАЛОГО ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

ИССЛЕДОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛЫХ КОМПАНИЙ

Аннотация

В статье представлены результаты исследования инновационной деятельности малого

предпринимательства. Выявлены ключевые проблемы, связанные с формированием системы малого инновационного предпринимательства.

60,0 Пользователь и одновременно создатель инноваций

20,0 Пользователи инноваций

Рис. 1. Распределение предприятий-респондентов по характеру участия в инновационном процессе

toy words

INNOVATIONS

THE SYSTEM OF SMALL INNOVATIVE ENTREPRENEURSHIP

RESEARCH OF THE INNOVATION ACTIVITY IN SMALL COMPANIES

Summary

The results of the research of the innovation activity in small entrepreneurship are presented in the article. Key problems, concerning the formation of the system of small innovative entrepreneurship are revealed.

CPRAVLENETS / 5-6/21-22/2011

УПРАВЛЕНЕЦ / 5-6/21-22/2011

Irina N. Savelyeva

Sr. Lecturer of Global Economics Dprt.

The Urals State University of Economics

620144, RF, Ekaterinburg,

ul. 8 Marta / Narodnoy Voli, 62/45

Phone: (343) 251-96-10

Е-mail: irinasavelyeva2008@yandex.ru

Problems of forming

the system of small innovative

entrepreneurship

Низкая доля организационных и маркетинговых инноваций подтверждает гипотезу о том, что одной из серьезных проблем малых инновационных предприятий является отсутствие инновационной модели бизнеса, предполагающей поддержку продуктовых и технологических инноваций комплексными организационными и маркетинговыми решениями.

60.0 -Г

50.0 -

40.0

годового объема выручки по усредненным оценкам респондентов (которые варьировались по отраслям в диапазоне от 17% в традиционных отраслях до 38,3% в высокотехнологичных отраслях). Это соответствует структуре затрат инновационных предприятий, где затраты на материальные ресурсы существенно ниже доли затрат на собственно инновационную деятельность, в том

*

I 30,0 І

20,0

10,0

0,0

Используются

Распространяются

Создаются

Используются и создаются

Продуктовые Технологические Организационные Маркетинговые Виды инноваций

Рис. 2. Распределение предприятий-респондентов по видам инноваций

Средняя численность персонала, непосредственно занятого в инновационном процессе, составила 28%, при этом количество персонала, занятого в инновационном процессе на предприятиях в традиционных отраслях составило 23,8%; на предприятиях высокотехнологичных отраслей данный показатель существенно выше - 43,4%.

Предприятия тратят на собственно инновационную деятельность 22,3% от

11,0 Уровень отдельного предприятия

числе на оплату труда высококвалифицированных специалистов. На практике это приводит к невозможности использовать «серые» схемы ведения бизнеса и делает данную группу предприятий более уязвимыми к изменениям в налоговом законодательстве.

Ответы респондентов относительно уровня инновационности продукции/ услуг показали, что 32% предприятий осуществляют инновации международ-

30,0 Международный уровень

ного уровня, 44% оценивают уровень инновационности своей продукции/ услуг соответствующей российским показателям, 20% предприятий - региональному уровню, 12% - уровню отдельного предприятия (рис. 3).

Только 8% предприятий осуществляют защиту интеллектуальной собственности на международном уровне, 44% - на российском уровне, 36% - на уровне предприятия (в режиме ноу-хау), и 24% не производят защиту интеллектуальной собственности вообще (рис. 4). Неудовлетворительные показатели международной патентной активности малых фирм связаны с недостаточностью финансовых ресурсов на осуществление патентного поиска и зарубежного патентования, а также низкой ориентированностью малых фирм на зарубежные рынки.

В данном исследовании была предпринята попытка оценить инновационную деятельность, а также внутреннюю среду для производства инноваций на малых инновационных предприятиях (респондентам предложено оценить ряд показателей по шкале от 1 до 5, где 1 - очень плохо, 2 - плохо, 3 - удовлетворительно, 4 - хорошо, 5 - очень хорошо, табл. 1):

7,0 Международный уровень

19,0 Региональный уровень

40,0 Национальный уровень

Рис. 3. Оценка уровня инновационности продукции/услуг предприятий-респондентов

40,0 Национальный уровень

Рис. 4. Распределение предприятий по уровню защиты интеллектуальной собственности

Таблица 1. Показатели инновационной деятельности предприятия

Показатель Средняя оценка

Учет потребностей рынка в деятельности предприятия 3,9

Усилия высшего менеджмента по развитию инновационной культуры 3,8

Оценка инновационности компании со стороны клиентов 3,3

Внутренняя среда на предприятии для развития инновационной деятельности 3,2

Скорость принятия решений по инновациям на предприятии 3,1

Степень доступности новых технологий, созданных другими участниками инновационного процесса 3,0

Мотивация к инновационной деятельности у сотрудников 2,9

Степень развитости инновационной культуры на предприятии 2,8

Отношение реализованных инновационных идей к общему числу предложений (чем больше реализованных идей, тем выше оценка) 2,8

Продолжительность времени, прошедшего с момента инициирования инновации до выхода на рынок (чем больше продолжительность времени, тем ниже оценка) 2,6

Достаточность финансовых ресурсов у предприятия для реализации инновационных идей 2,6

Качество вузовских НИР 2,5

Результативность сотрудничества с вузами, НИИ в инновационной сфере 2,4

Анализ полученных данных показывает, что малые инновационные предприятия стремятся учитывать потребности рынка в производстве инновационной продукции/услуг: средняя оценка - 3,9, что выше удовлетворительной оценки. Большие усилия прикладывает руководство компаний к развитию инновационной деятельности на предприятиях (средняя оценка - 3,8). В то же время такие показатели, как «мотивация к инновационной деятельности у сотрудников» и «степень развитости инновационной культуры на предприятии» оценены респондентами ниже удовлетворительного уровня: 2,9 и 2,8 балла соответственно. Это свидетельствует как о присущих любому инновационному предприятию внутренних процессах сопротивления инновациям, так и об общем низком уровне инновационной культуры и менеджмента на предприятиях малого бизнеса.

Неудовлетворительными являются оценки респондентов по показателям «отношение реализованных инновационных идей к общему числу пред-

ложений» - 2,8 и «продолжительность времени, прошедшего с момента инициирования инновации до выхода на рынок» - 2,6, что позволяет сделать вывод о достаточно низкой результативности инновационной деятельности и скорости внедрения инноваций на предприятиях малого инновационного бизнеса. Ниже удовлетворительной (2,6) был оценен показатель «достаточность финансовых ресурсов у предприятия для реализации инновационных идей», что коррелирует с данными многочисленных исследований в области предпринимательства и еще раз доказывает необходимость развития финансовой инфраструктуры для малого инновационного предпринимательства.

Для успешного развития малого инновационного бизнеса большое значение имеет связь с научной средой, в том числе с высшими учебными заведениями. В данном исследовании наименьшие оценки респонденты поставили альтернативам «качество вузовских НИР» - 2,5 балла и «результативность со-

трудничества с вузами, НИИ в инновационной сфере» - 2,4 балла. Полученные данные свидетельствуют о нарушенных связях между малым инновационным бизнесом и научной средой; в ряде случаев респонденты высказывали разочарование от совместной деятельности. Исследование подсистемы генезиса инноваций дало следующие результаты: большинство малых инновационных предприятий проводят собственные исследования - 84% опрошенных; 24% копируют (имитируют) иностранные компании. Меньше всего малые инновационные предприятия тратят средства на покупку лицензий у зарубежных компаний - всего 4% опрошенных (рис. 5).

Данные результаты свидетельствуют о том, что воспринятая западными средними и малыми инновационными компаниями модель «открытых инноваций» не получила своего признания и развития в российских условиях.

Это может быть следствием инерционных процессов развития малого инновационного бизнеса в РФ, а также относительно низкого уровня развития финансовой и информационной инфраструктуры инновационной деятельности.

В результате исследования подсистемы жизненного цикла было установлено, что большинство предприятий имеют инновационные разработки, находящиеся на различных стадиях жизненного цикла (рис. 6). На стадии «зарождение идеи» реализуют инновационную деятельность 64% предприятий; стадию «освоение» отметили 72% предприятий; 60% предприятий тиражируют инновации и только 28% заявили, что реализуют инновации в стабильных условиях. Большое количество «стартапов» подтверждает идею о необходимости системной поддержки со стороны государства, поскольку

■ Создает СП с российскими компаниями

■ Создает СП с зарубежными партнерами

Покупает лицензию на изготовление у зарубежных фирм

Покупает лицензию на изготовление у российских компаний

■ Имитирует иностранные компании

■ Проводит собственные исследования

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0.0 20.0 40.0 60.0 80.0 100.0

Рис. 5. Распределение предприятий в зависимости от источников инноваций

UPRAVLENETS / 5-6/21-22/2011

УПРАВЛЕНЕЦ / 5-6/21-22/2011

Таблица 2. Оценка информационной и инфраструктурной подсистем малого инновационного предпринимательства

Фактор Средняя оценка

1. Использование информационных и коммуникационных технологий в деловых операциях 3,6

2. Использование автоматизированных систем управления 3,0

3. Доступность услуг для развития инновационной деятельности в режиме онлайн 3,1

4. Нормативная база, касающаяся использования информационных технологий 2,7

5. Нормативная база в области инноваций 2,2

6. Наличие и доступ к специализированным информационным ресурсам в области инноваций и малого инновационного предпринимательства 2,4

7. Уровень развития производственно-технологической (или материальной) инфраструктуры МИП 2,4

8. Уровень развития финансовой инфраструктуры 2,2

9. Уровень развития кадровой инфраструктуры 2,5

10. Уровень развития консалтинговой инфраструктуры 2,2

11. Степень развития инновационной инфраструктуры в целом 2,5

Зарождение (осознание потребности и возможности изменений, поиск новшества)

Ругинизация(реализация нововведения в стабильных условиях)

Диффузия (тиражирование, 1 многократное 1

повторение нововведения) 1 31 0

Освоение (эксперимент, осуществление производственных изменений)

Рис. 6. Распределение инновационных

проектов по стадиям жизненного цикла

данная группа предприятий испытывает большие трудности, связанные с финансированием инновационной деятельности, недостаточностью опыта в ведении бизнеса, высокими рисками на ранних этапах реализации проектов и др.

В целях исследования информационной и инфраструктурной подсистем респондентам было предложено оценить по шкале от 1 до 5 (где 1 - очень плохо, 2 - плохо, 3 - удовлетворительно, 4 - хорошо, 5 - очень хорошо) развитость факторов, представленных в табл. 2.

Результаты анализа ответов респондентов показывают, что только информационная подсистема по показателям «использование информационных и коммуникационных технологий в деловых операциях», «использование автоматизированных систем управ-

ления» и «доступность услуг для развития инновационной деятельности в режиме он-лайн» оценивается как удовлетворительная. Оценки ниже удовлетворительного уровня для всех элементов инфраструктуры показывают, что усилия, предпринимаемые для развития инновационной инфраструктуры в стране пока не дали ощутимых результатов.

Критическим фактором для развития инновационной деятельности в малом бизнесе является доступность различного рода ресурсов. Результаты опроса показали, что наиболее доступными для исследуемых предприятий являются «связь» и «Интернет», наименее доступными - «финансы» и «кадры» (рис. 7).

Меры государственного воздействия, способствующие развитию инновационной деятельности в малом бизнесе, были названы в порядке убывания значимости (табл. 3).

Ответы большинства респондентов показывают, что «невмешательство в дела малого инновационного предпринимательства» со стороны государства и надзорных органов яв-

ляется самой желаемой мерой для предпринимателей, что отражает скептические настроения и разочарование в государственной поддержке малого инновационного бизнеса среди предпринимателей. Наиболее значимыми являются меры, связанные с совершенствованием нормативно-правовой базы в области инноваций и предпринимательства, а также меры прямого и косвенного финансового воздействия на инновационную деятельность.

В ответах на вопросы о вариантах кооперации, которые могли бы способствовать развитию инновационной деятельности в малом бизнесе, ответы распределились, как показано в табл. 4.

Наиболее значимой, по мнению респондентов, является кооперация с крупным бизнесом; данный вид кооперации был характерен для зарубежных стран на начальных этапах становления системы малого инновационного предпринимательства. В настоящее время в странах-лидерах инноваций набирает обороты кооперация в рамках частногосударственного партнерства, развитие которой в нашей стране требует

29,0

100%

90%

80%

70%

60%

50%

40%

30%

20%

10%

"5",%

Г'4",%

"3",%

"2",%

ГГ',%

1"0",%

“I-----------------------1-----------------------1----------------------1-----------------------1-----------------------1----------------------1-----------------------1-----------------------1-----------------------1

ф к л і- 2 2 о» I-

<в га 2

Рис. 7. Оценка доступности ресурсов для малых инновационных предприятий

Таблица 3. Меры государственного воздействия, способствующие развитию инновационной деятельности в малом бизнесе

Ранг Мера государственного воздействия

1 Невмешательство в дела МИП со стороны государства и надзорных органов

2 Совершенствование нормативно-правовой базы в области инноваций и малого предпринимательства

3 Увеличение финансирования из госбюджета

4 Налоговые льготы

5 Участие МП в разработке стратегии инновационного развития

6 Развитие МП в проектах государственно-частного партнерства

7 Активная политика государства в отношении МИП

Таблица 4. Варианты кооперации, способствующие развитию инновационной деятельности в малом бизнесе

Ранг Вариант кооперации

1 Кооперация с крупным бизнесом

2 Кооперация с международными партнерами

3 Кооперация с вузами

4 Участие МП в проектах государственно-частного партнерства

Таблица 5. Влияние факторов инфраструктуры на развитие инновационной деятельности в малом предпринимательстве

Ранг Фактор инновационной инфраструктуры

1 Развитие финансовых институтов поддержки

2 Подготовка и переподготовка кадров для МИП

3 Развитие информационной инфраструктуры

4 Развитие организационной инфраструктуры

5 Развитие производственной инфраструктуры

6 Развитие транспортной инфраструктуры

создания соответствующей правовой базы и реализации мер по снижению входных барьеров для малых инновационных предприятий. Большое значение респонденты придают кооперации с международными партнерами, что требует совершенствования нормативной правовой базы в области трансфера технологий, а также развития информационных и консультационных услуг в данной области.

В части совершенствования инновационной инфраструктуры наибольшее влияние на формирование системы малого инновационного предпринимательства, по мнению респондентов, могут оказать развитие финансовых институтов и подготовка кадров для работы на инновационных предприятиях (табл. 5).

Таким образом, в ходе исследования были обозначены следующие проблемы в развитии инновационной деятельности в малом бизнесе.

Назрела необходимость решения политических задач в области развития системы малого инновационного предпринимательства, поскольку налицо разочарование в существующей инновационной политике в отношении малого бизнеса.

Актуальным остается вопрос нормативной правовой поддержки инновационной деятельности в малом бизнесе.

Одной из основных проблем, тормозящих развитие малого инновационного предпринимательства, является неразвитость финансовых институтов в области поддержки инновационной деятельности. Специфика инновационного предпринимательства такова, что в структуре затрат на создание продукции значительная часть расходов связана с сертификацией, созданием интеллектуальной собственности и управлением ею, проведением исследований и созданием опытных образцов, поэтому трудности, связанные с финансированием научных разработок, неразвитость финансовой инфраструктуры и недружественная система налогообложения препятствуют формированию системы МИП в РФ.

Остро стоит кадровая проблема для малого инновационного предпринимательства: респонденты отмечают как слабое развитие кадровой инфраструктуры, так и низкую мотивацию сотрудников МИП к инновационной деятельности.

Слабо развиты кооперационные связи у малых инновационных пред-

приятий с крупным бизнесом, вузами, государством. Требует своего развития международная кооперация.

Проблема развития производственной инфраструктуры показывает неэффективность работы технопарков, центров коллективного пользования и др. и делает необходимым разработку программ в этой области.

Серьезной проблемой в развитии системы МИП является присутствие устаревших моделей бизнеса на большинстве малых инновационных предприятий, характеризующихся отсутствием восприятия модели «открытых инноваций», а также инновационной модели бизнеса, подразумевающей комплексный подход к созданию и продвижению инноваций.

Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что процесс формирования системы малого инновационного предпринимательства не завершился и требует активного участия органов власти и структур поддержки малого инновационного предпринимательства.

Формирование системы малого инновационного предпринимательства обусловливает необходимость изменения государственной инновационной

политики в отношении данного сектора экономики.

Приоритетными направлениями в этой области должны стать:

• повышение осознания роли инноваций в малом бизнесе как важнейшего инструмента экономического развития;

• системный подход к инновациям и развитию малого инновационного предпринимательства;

• формирование приоритетов и стратегии развития малого инновационного предпринимательства;

• совершенствование нормативной правовой базы в области малого инновационного предпринимательства;

• развитие инфраструктуры поддержки инновационной деятельности прежде всего в финансовой, кадровой и производственной областях;

• формирование инновационной культуры в предпринимательской среде.

UPRAVLENETS / 5-6/21-22/2011

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.