Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН'

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
42
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ / САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ / МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЫШЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аквит Виктория Сергеевна, Никоноров Александр Анатольевич

В статье рассматривается вопрос формирования самостоятельного мышления в процессе преподавания. Описаны методы, благоприятно влияющие на формирование самостоятельности мышления и его показатели, а также причины, препятствующие формированию данного вида мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аквит Виктория Сергеевна, Никоноров Александр Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF FORMATION OF INDEPENDENT THINKING IN THE PROCESS OF TEACHING HUMANITIES

The article deals with the issue of the formation of independent thinking in the process of teaching. The methods that favorably affect the formation of independent thinking and its indicators, as well as the reasons that prevent the formation of this type of thinking, are described.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 1; ББК 87

DOI 10.24412/2687-0185-2021-2-137-138

NIION: 2007-0083-2/21-027 MOSURED: 77/27-005-2021-02-226

© Аквит В.С., Никоноров А.А., 2021

Научная специальность 09.00.13 — философская антропология, философия культуры

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН

Виктория Сергеевна Аквит

преподаватель кафедры социально-экономических и гуманитарных дисциплин Московского областного филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (143100, Московская область, Рузский городской округ, пос. Старотеряево)

E-mail:akvitvs@yandex.ru Александр Анатольевич Никоноров преподаватель кафедры оперативно-разыскной деятельности органов внутренних дел и применения информационных технологий Московского областного филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (143100, Московская область, Рузский городской округ, пос. Старотеряево)

E-mail: nikonorov777@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается вопрос формирования самостоятельного мышления в процессе преподавания. Описаны методы, благоприятно влияющие на формирование самостоятельности мышления и его показатели, а также причины, препятствующие формированию данного вида мышления.

Ключевые слова: философия, самостоятельное мышление, гуманитарные дисциплины, методы формирования мышления.

PROBLEMS OF FORMATION OF INDEPENDENT THINKING IN THE PROCESS OF TEACHING HUMANITIES

Viktoria S. Akvit

teacher of the Department of socio-economic and humanities of the Moscow regional branch of the Moscow University of the Ministry of the Interior of Russia named after V. Ya. Kikot' Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V. Ya. Kikot' (143100, Moscow region, Ruzsky urban district, pos. Staroteryaevo)

E-mail:akvit.vs@yandex.ru Alexander A. Nikonorov teacher of the Department of Operational-Investigation of Internal Affairs Bodies activities and the use of information technology of the Moscow regional branch of the Moscow University of the Ministry of the Interior of Russia named after V. Ya. Kikot' Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V. Ya. Kikot' (143100, Moscow region, Ruzsky urban district, pos. Staroteryaevo)

E-mail: nikonorov777@mail.ru

Abstract.The article deals with the issue of the formation of independent thinking in the process of teaching. The methods that favorably affect the formation of independent thinking and its indicators, as well as the reasons that prevent the formation of this type of thinking, are described.

Keywords: philosophy, independent thinking, humanities, methods of forming thinking.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Аквит В.С., Никоноров А.А. Проблемы формирования самостоятельного мышления в процессе преподавания гуманитарных дисциплин. Криминологический журнал. 2021;(2):137-138.

Один из известных греческих философов, Платон, самостоятельно. В первую очередь, она становится

утверждал, что учить человека, при этом понимая про- частью повседневной жизни, учит видеть проблему со

цесс учения как перекладывание знаний из одной го- стороны, не бояться трудностей, возникающих на жиз-

ловы в другую, бесполезно [1, c.147]. Человек должен ненном пути. Благодаря философии у человека расши-

сам вспомнить, проанализировать и запомнить. ряется круг интересов и общий кругозор, формируется

Каждый человек хотя бы раз в своей жизни заду- целостная картина мира, развивается мысль и способ-

мывался и обращался к философским вопросам, решая ность мыслить, увеличивается широта мышления, в

при этом жизненно важные проблемы. Философия — частности формируется самостоятельное мышление. это не только наука о способах познания мира, не толь- Философия учит нас самостоятельно думать и уметь

ко объективная потребность, но и искусство мыслить отделять главное от второстепенного, существенное от

№ 2/2021

Криминологический журнал

137

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

JäggL

несущественного. Она заставляет человека не просто принимать, а критически оценивать каждый источник информации,благоприятно влияя на познание самого себя.

Но в современном информационном мире проблема развития самостоятельности мышления имеет место быть. В настоящее время доступно огромное количество информации, которую можно без особых усилий получить в Интернете, поэтому самостоятельность мышления проявляется не всегда. Гораздо проще воспользоваться готовым мнением, чем пропустить через себя и обдумать информацию.

Самостоятельное мышление — это самостоятельный выбор сферы интересов, самостоятельный поиск решения проблем, реализации целей и задач, самостоятельное построение ментальной модели и ее уточнение, одна из составляющих в процессе преподавания гуманитарных дисциплин.

Гуманитарным дисциплинам отводится особое место. Они призваны формировать гуманного человека, развивать навыки свободной, правильной и красивой речи, способствовать развитию мышления, знакомить с элементарными приемами научно-критического исследования.

Процесс формирования самостоятельного мышления занимает немалое количество времени. Процесс взаимодействия субъектов образовательного процесса в адекватных условиях с применением определенных методов способствует становлению и развитию данного вида мышления.

В процессе преподавания гуманитарных дисциплин используются различные методы формирования самостоятельного мышления, выбор которых зависит от конкретной цели и задач, этапа формирования, но мы можем выделить следующие группы методов:

Структурно-логические методы — методы. Характеризующиеся поэтапной организацией постановки целей и задач, выбора способа их реализации, диагностики и рефлексии. Например, от простого к сложному.

Тренинговые методы — методы. Характеризующиеся системой деятельности по отработке определенных алгоритмов учебно-познавательных действий и способов решения типовых задач в ходе обучения. Например, тесты и задания я элементами творчества.

Игровые методы — методы. Характеризующиеся игровой формой взаимодействия субъектов образовательного процесса. Например, дискуссии, круглые столы, деловые игры.

Все эти методы служат единым целям формирования самостоятельного мышления и направлены на развитие:

• умения формулировать цели деятельности;

• умения строить планы действий;

• умения реализовывать задуманное;

• умения проявлять инициативу и творчество;

• умения избегать помощи со стороны.

Самостоятельное мышление предполагает продуктивность, а не репродуктивность. Чаще всего студенты

воспроизводят информацию, полученную ранее, при этом ориентируясь на мнение или оценку другого человека, который направляет мысль «по старому руслу». Самостоятельность мышления, его оригинальность и неповторимость приводит к открытию нового знания.

Таким образом, можно сказать, что в целях развития самостоятельности мышления студентов необходимо повысить удельный вес проблемных лекций, обогащать их методологическим материалов, поднимать их теоретический уровень. В выработке самостоятельного мышления огромную роль играют и семинарские занятия, курсовые работы, написание рефератов. К сожалению, ни для кого не секрет, что на семинарах нередко можно наблюдать такое явление, когда студенты зачитывают свои доклады и выступления, без осознания и критического анализа изученного. Студентов необходимо научить выступать не по готовому тексту, а по небольшому плану, используя цитирования, для того чтобы они могли выразить свою точку зрения, самостоятельно решить возникающую проблему.

Подводя итоги всему выше сказанному, мы приходим к выводу о том, что развитие самостоятельности мышления студентов — сложный и многосторонний процесс, требующий особого внимания. Центральное место в решении этой задачи принадлежит преподавателю, его научно-теоретической подготовке, методическому и профессиональному мастерству, способности организовать работу студентов самостоятельно и систематически добывая и пополняя приобретенные знания.

Библиографический список

1. Губин, В.Д. Основы философии: учебное пособие. — Москва: ФОРУМ: ИНФА-М. — 2008. — 288с.

2. Гуманитарное мышление как ключевая компетенция педагога [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://elib.bspu.by/ bitstream/doc/798/1/Курбыко %203-C.pdf

3. Алимов, А.Т. Развитие самостоятельного и творческого мышления в процессе обучения [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://moluch.ru/archive/60/8663/

Bibliographic list

1. Gubin, V.D. Fundamentals of philosophy: textbook. — Moscow: FORUM: INFA-M. — 2008. 288 s.

2. Humanitarian thinking as a key competence of a teacher [Electronic resource]. — Access mode: URL: https://elib.bspu.by/bitstream/doc/798/1/ Kurbiko %20З- C.pdf

3. Alimov, A.T. Development of independent and creative thinking in the learning process [Electronic resource]. — Access mode: URL: https://moluch. ru/archive/60/8663/

138

Криминологический журнал

№ 2/2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.