Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ФИЛОСОФСКО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ'

ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ФИЛОСОФСКО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
103
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ / ИСТОРИЧЕСКОЕ ПРОШЛОЕ / ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ / ОБЪЕДИНЯЮЩИЙ ФАКТОР / ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ / ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Николаев Олег Эдуардович, Николаева Наталья Владимировна

В статье рассматривается проблема единства национальной русской идеи, дается философско-исторический анализ основам объединения различных народов на единой государственной территории в различные исторические периоды. Авторы подытоживают вывод о духовных истоках исторического единства народов на территории России, отмечают аспекты духовности, выступающие объединяющим началом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Николаев Олег Эдуардович, Николаева Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE NATIONAL IDEA IN MODERN RUSSIA: PHILOSOPHICAL AND HISTORICAL ASPECT

The article examines the problem of the unity of the national Russian idea, gives a philosophical and historical analysis of the foundations of the unification of different peoples on a single state territory in different historical periods. The authors summarize the conclusion about the spiritual origins of the historical unity of peoples on the territory of Russia, note aspects of spirituality that act as a unifying principle.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ФИЛОСОФСКО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 1; ББК 87

DOI 10.24412/2687-0185-2021-2-139-141

NIION: 2007-0083-2/21-028 MOSURED: 77/27-005-2021-02-227

© Николаев О.Э., Николаева Н.В., 2021

Научная специальность 19.00.13 — философская антропология, философия культуры

ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ФИЛОСОФСКО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Олег Эдуардович Николаев,

доцент кафедры оперативно-разыскной деятельности ОВД и применения информационных технологий Московского областного филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя

кандидат юридических наук

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (143100, Московская область, Рузский городской округ, пос. Старотеряево)

E-mail: oleg67n@gmail.com Наталья Владимировна Николаева доцент кафедры

социально-экономических и гуманитарных дисциплин Московского областного филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя

кандидат философских наук, доцент

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (143100, Московская область, Рузский городской округ, пос. Старотеряево)

E-mail: sicleph@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается проблема единства национальной русской идеи, дается философско-исторический анализ основам объединения различных народов на единой государственной территории в различные исторические периоды. Авторы подытоживают вывод о духовных истоках исторического единства народов на территории России, отмечают аспекты духовности, выступающие объединяющим началом.

Ключевые слова: национальная идея, историческое прошлое, духовное наследие, объединяющий фактор, духовные ценности, этнокультурные особенности.

FORMATION OF THE NATIONAL IDEA IN MODERN RUSSIA: PHILOSOPHICAL AND HISTORICAL ASPECT

Oleg E. Nikolaev

associate professor of the department operational investigative activities of the Internal Affairs Directorate and application of information technology

Moscow regional branch

Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', PhD in Law Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (143100, Moscow region, Ruzsky urban district, pos. Staroteryaevo)

E-mail: oleg67n@gmail.com Natalia V. Nikolaeva associate professor of the department socio-economic and humanitarian disciplines Moscow regional branch Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot'

PhD in Philosophy, Associate Professor Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (143100, Moscow region, Ruzsky urban district, pos. Staroteryaevo)

E-mail: sicleph@mail.ru

Abstract. The article examines the problem of the unity of the national Russian idea, gives a philosophical and historical analysis of the foundations of the unification of different peoples on a single state territory in different historical periods. The authors summarize the conclusion about the spiritual origins of the historical unity of peoples on the territory of Russia, note aspects of spirituality that act as a unifying principle. Keywords: national idea, historical past, spiritual heritage, unifying factor, spiritual values, ethno-cultural characteristics.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Николаев О.Э., Николаева Н.В. ПФормирование национальной идеи в современной России: философско-историче-ский аспект. Криминологический журнал. 2021;(2):139-141.

Историко-культурный путь России, а также его особенности и перспективы подробно изучены в трудах отечественных философов-классиков: Н.М. Карамзина, П.Я. Чаадаева, И.В. Киреевского, А.С. Хомя-

кова, К.С. Аксакова, Ю.Ф. Самарина, исследователей культурно-цивилизационного развития России — Н.А. Бердяева, Л.П. Карсавина, П.Н. Савицкого, И.А. Ильина и других.

Многие из них задавались главным вопросом о содержании русской национальной идеи, ее духовных и историко-культурных истоках, перспективах. Исследование природы этнокультурной константы русского характера и поиски путей ее оформления порождали главный вопрос о природе русской идеи, ее истоках, определяющих ее уникальный характер.

Постоянство и поступательный характер всей русской истории заключается не только в своеобразии русской культуры, но и в специфике современного исторического этапа ее развития. Природа русской национальной идеи и постоянство ее духовных начал на протяжении всего периода развития государственности имеет объективные исторические предпосылки.

В дореволюционной России единство национального сознания определялось, в первую очередь, территориальным единством. Не делалось разницы между коренными народами, испокон веков проживавшими на определенных территориях и инородцами — народами, которые, по мнению исследователя Н.С. Трубецкого [1] воспринимались не «хозяевами», а «домочадцами» на русских землях.

Революция 1917 года разрушила этот негласный паритет, и русский народ уравнялся в правах на территории наравне с другими. Он потерял свои функции хозяина своих территорий, но продолжал оставаться носителем русской государственности. Главным наряду с равными. Единство государственной территории обеспечивала именно русская традиция. Она на протяжении всей последующей истории играла главную роль в социокультурном объединении всех населяющих территорию России общностей.

После революции таким объединяющим многонациональное государство фактором стала государственная идеология, которая имея тоталитарный механизм насаждения, была направлена на формирование единого и логически выверенного социального идеала общества будущего. Несмотря на одержимое уничтожение советской властью православия и его традиций, новая власть заимствовала психологические механизмы идеологический пропаганды новой идеи, заместив лишь идеалы. Православный крест на звезду, Царство Божие на светлое коммунистическое будущее, литургию на партийные собрания. Моральные основы формирования советского человека в светлом будущем мало чем отличались от православных добродетелей: честность, справедливость, самопожертвование, направленность сознания и воли на светлое будущее, а также терпение в тяжелом строительстве коммунистического общества.

Залогом эффективности этой идеологии в деле объединения народов вокруг национальной идеи стала

главенствующая роль пролетариата. Он взял на себя задачу объединить разные этнокультурные исторические «корни»-народы в дерево-исполин — советское государство. Объединяющим началом этой национальной идеи был образ главного врага пролетариата — капитализма и империализма. Главный лозунг пролетариата «Пролетарии всех стран — соединяйтесь!» был лучшей иллюстрацией идеи единства.

Благодаря этой установке национальной идеи советский электорат обосновывал действия по сохранению идеи целостности русского народа в условиях мирного сосуществования поликонфессионального общества, оправдывал борьбу с различного рода сепаратистскими проявлениями, националистическими идеями, которые при определенных обстоятельствах могут расцениваться как сепаратистские или перерастать в них. Таким образом, развитие идеи национального единства на пролетарской почве обеспечило советскому пролетариату «культурный иммунитет» от разного рода сепаратистских тенденций на долгие десятилетия.

По прошествии нескольких десятилетий, события перестроечного этапа развития российского общества показали несостоятельность пролетарской идеологии в новых рыночных условиях. Национальная идея по инерции оставалась неизменной в своем главном содержании в исторической памяти старшего поколения.

Молодежь была переориентирована на «ценности» Запада как наиболее прогрессивные и демократические в расслоившемся обществе. Эти ценности либерализма, утилитаризма, прагматизма в европейской культуре в течение долгих десятилетий взращивались в капиталистических контурах рыночной экономики, каждому члену общества была доступна свобода в меру его обучения и стараний. Юридизированное мировоззрение европейцев на рубеже тысячелетий накопило огромный ментальный опыт договорных отношений, главной ценностью которых были социальные лифты. Русский ментальный опыт к этому времени, накопивший огромный инерционный запас неактуальных и бездейственных коммунистических лозунгов таких практик не накопил. Он представлял собой масштабную стихию деятельной силы молодого поколения, но не обладал рыночными моделями социального развития на разных структурных уровнях, не имел четких критериев и стратегий развития.

Расслоение усиливалось и образ врага, взращенный коммунистической идеологией, стал ежедневно являться воочию в облике нажившегося на разграблении умирающего государства предприимчивого и беспринципного меньшинства. Дикий капитализм с криминальным лицом никогда не был так близко. И

140

Криминологический журнал

№ 2/2021

русская идея уже не давала защищенности «хозяевам» территории, не работали ее ориентиры и принципы. Стала складываться стихийная модель рынка при слабой правовой системе в переходный кризисный этап.

Сохранение социально-культурных устоев общества, его традиций и фундаментальных ценностей, языка и культуры требовали поиск новых источников идеи объединения народов. Обращение к историческому прошлому, анализ пережитого историко-культурного опыта народов, которых некогда объединяли этнокультурные истоки, позволили актуализировать фундаментальную и устойчивую систему общечеловеческих ценностей, которые в русской культуре при всех стараниях атеистической власти, не утратили своей действенности в регулировании социальных отношений — патриотические ценности.

Источником патриотизма в русской культуре и в дореволюционной России и в пережитой Отечественной войне были большей частью ценности русской православной культуры, духовного наследия Византии. В войне 1941-1945 гг. наряду с атеистами в бою свои жизни отдавали и русские священники, представители разных национальностей, этнических групп, которые в большинстве своем отстаивали свою землю, свои святыни, могилы предков и малую Родину. Идея единства нации не была прервана в годы безбожия, сохранялась в своем гуманистическом содержании братолюбия, утратив лишь ритуальное оформление.

Как никогда сегодня актуальны идеи И.А. Ильина, Н.С. Трубецкого, Л.А. Тихомирова, утверждавших особенности национальной идеи в духовных основах православной традиции.

Сегодня российский народ возвращается к собственной, веками сложившейся системе ценностей. Они оказались наиболее действенными и оздоравлива-ют нацию, создавая гармоничный баланс между историческим прошлым и настоящим, между духом и телом, преходящим и вечным.

Все отмеченные здесь качества, которые, по-видимому, можно было бы объединить одним термином «всечеловечность», позволяют русскому народу

эффективно выполнять функцию своеобразного «центра притяжения», интегративного ядра, консолидирующего вокруг себя в рамках национальной государственной суперобщности все другие российские общности.

Ее главное сущностное содержание — полинациональность, органическое соединение различных народов, культур, конфессий, традиций: «Россия не Русь, но союз народов, объединившихся вокруг Руси... Россия не нация, но целый мир» [2]. Россия должна дать образец мирного сотрудничества народов «не под гнетом, а под водительством великой нации», — писал Г. Федотов. А задача политиков найти «гибкие, но твердые формы этой связи, обеспечивающей каждой народности свободу развития в меру сил и зрелости» [2].

Такое единство, с одной стороны, способствует преодолению раскола, как в сознании, так и в социуме, утверждению общего образа жизни и государственности, а, с другой, сохранению этнонационального, конфессионального и культурного плюрализма. В России за века выкристаллизовалось, окрепло и получило юридическое закрепление равноправие народов, представляющее собой ценность, характеризующую наше Отечество как особую цивилизацию, в которой «всяк сущий в ней язык» фактически равен с другими и имеет все возможности для саморазвития и самовыражения.

Библиографический список

1. Русская идея: Сборник произведений русских мыслителей / Сост. Е.А. Васильев. М.: Айрис-пресс, 2004. С. 373-376.

2. Федотов г. Не нация, но целый мир // Вестник РСХД. Париж. 1929. https://www.yabloko.ru/ Publ/Articles/fedot-2.html

Bibliographic list

1. Russian idea: Collection of works of Russian thinkers / Comp. E.A. Vasiliev. M.: Iris-press, 2004 . P. 373-376.

2. Fedotov G. Not a nation, but the whole world // Bulletin of the RSKhD. Paris. 1929 https://www. yabloko.ru/Publ/Articles/fedot-2.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.