УДК 330.341.1
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В УКРАИНЕ
Лященко О. В., старший преподаватель Института последипломного образования инженерно-педагогических работников Университета менеджмента образования (г. Донецк)
Аннотация: В статье рассмотрена роль региональной инновационной составляющей в государственном развитии, определены основные проблемы формирования и реализации инновационной региональной политики, уточнено понятие «региональная инновационная политика», предложена схема ее формирования и развития.
Ключевые слова: инновационная деятельность, национальная конкурентоспособность, региональная инновационная политика.
PROBLEMS OF FORMATION OF REGIONAL INNOVATION
POLICY IN UKRAINE
Lyashenko Olga senior lecturer at the Institute of Postgraduate Education Engineering teaching staff of the University Education Management (Donetsk)
Abstract: In this article the role of regional innovation component in the development of the state, the basic problems of development and implementation of innovative regional policy clarifies the concept of "regional innovation policy," suggested the scheme of its formation and development.
Keywords: innovation, national competitiveness, regional innovation policy.
Развитие инновационных структур в Украине сегодня сдерживает несовершенная нормативно-правовая база. Не выполняются нормы статей действующих законов касающихся финансирования и стимулирования научно-технической, образовательной сферы и развития инновационной деятельности. Формирование и внедрение региональной инновационной политики потребует технологической, отраслевой и структурной организации региональной экономики. Несовершенство системы государственного регулирования в инновационной сфере приводит к снижению темпов инновационного развития, высокой ресурсоемкости национальной экономики, низкого качества продукции и услуг, неконкурентоспособности отечественных предприятий, а также неэффективного использования средств, в том числе государственного и местных бюджетов, выделяемых для осуществления мероприятий в инновационной сфере. Актуальность инновационных проблем обусловливает их дальнейшее исследование и анализ.
Цель статьи состоит в исследовании теоретических положений, усовершенствовании методологических подходов и практических рекомендаций касающихся формирования и реализации региональной инновационной
политики. Национальная инновационная политика включает два уровня: государственный и региональный. Несмотря на имеющуюся нормативно-правовую базу в Украине, проблема формирования и реализации региональной инновационной политики требует дальнейшего исследования и поисков новых путей решения.
Как отмечается в «Концепции реформирования государственной политики в инновационной сфере» причинами этих проблем являются [1]:
- неопределенность принципов государственной политики в инновационной сфере по функционированию рынка инноваций и технологий, формирования инновационной культуры;
- отсутствие системного подхода относительно определения приоритетов государственной политики в инновационной сфере, государственного заказа на инновационную продукцию;
- субъективный подход к обеспечению развития инновационной деятельности, пренебрежение принципом научного обоснования стратегических решений по развитию национальной экономики;
- несовершенство законодательства в инновационной сфере, отсутствие механизма стимулирования создания, производства и потребления инновационной продукции;
- низкая эффективность финансовых инструментов и механизма, а также выполнение государственных программ и осуществления мероприятий в инновационной сфере, функционирования государственных и частных объектов инновационной инфраструктуры;
- неопределенность принципов и механизма государственно-частного партнерства в инновационной сфере, основ создания и функционирования технологических платформ (объединение органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, научных и производственных организаций и учреждений);
- низкий уровень ведения инновационной деятельности предприятиями независимо от формы собственности;
- отсутствие эффективного механизма распределения результатов интеллектуального труда между изобретателем, юридическим лицом, в котором он работает, и государством;
- низкий уровень международного сотрудничества в инновационной сфере.
Роль инновационной политики в развитии региона отмечает З.Р. Костак, который сосредотачивает внимание на разграничении средств регионального регулирования инновационной деятельности на макро- и микроинст-рументы[2]. «Инновационная политика, - отмечает Л.И. Федулова, - это комплексная система мер по стимулированию разработки, сопровождения, управления, планирования и контроля процессов инновационной деятельности в сфере науки, техники и материального производства, обеспечивающих создание необходимых условий реализации текущих и перспективных целей социальной составляющей развития государства» [3, с. 113].
Согласно Закону Украины «Об инновационной деятельности» под инновационной политикой следует понимать государственное управление процессом создания благоприятных условий для инновационной деятельности, формирования инновационных идей и проектов, конструирование научно-исследовательских образцов нововведений, их освоение и продвижение на рынок [4]. Существенным недостатком региональной инновационной политики остается ее основная направленность на управление «процессом создания благоприятных условий», а не конечными результатами социально-экономических изменений. Анализ различных точек зрения на сущность инновационной политики дает нам основания уточнить данное понятие.
Таким образом, под региональной инновационной политикой, на наш взгляд, понимается совокупность установленных целей и приоритетов развития инновационной деятельности в регионе, которая с помощью различных инструментов и методов направлена на создание социально-экономических, организационных и правовых условий развития инновационной деятельности региона, обеспечения его конкурентоспособности, а также формирование мотивационных факторов активизации инновационных процессов. Инновационная политика представляет собой систему мер по интенсификации интеллектуальных инструментов, созданию условий быстрого доступа к интеллектуальным ресурсам, а также совокупность мер, способствующих унификации национальных и международных стандартов продвижения новых научно-технических результатов к конечному пользователю.
Региональная инновационная политика является неотъемлемой составляющей государственной инновационной политики. Учитывая особенности того или иного региона, она определяет, с одной стороны, отношение государства к его инновационным и научно-техническим проблемам, а с другой - обеспечивает участие научного и инновационного комплекса региона в решении социально-экономических и научно-технических проблем государства. Стимулирование инновационных процессов в регионах должно базироваться на принципах научно обоснованной стратегии инновационного развития регионов и реализовываться в рамках государственной инновационной политики.
В последние годы, при реализации национальной инновационной политики выделяют пять основных тенденций, а именно [5]:
- отличие между инновационной и технологической политикой становится менее выраженной;
- большое внимание уделяется интернационализации технологического развития, при этом способность принимать зарубежные технологии становится решающим фактором конкурентоспособности;
- промышленная политика постепенно концентрируется на агрегированных блоках развития (ресурсных областях и кластерах), состоящие из нескольких взаимосвязанных отраслей;
- инвестиции в человеческий капитал и организационные изменения становятся все более осознанными;
- растет понимание важности инновационной политики для благосостояния экономики в целом и необходимости координации инновационной политики с общей макроэкономической политикой.
Как справедливо, на наш взгляд, отмечает М.А. Гусаков, инновационная политика не может рассматриваться в изоляции от более широких социальных целей [6, с. 16]. Она должна быть скоординирована с социальной, промышленной, образовательной политикой и другими программами и планами государственного регулирования, которые влияют на социально-экономическую динамику государства.
Инновационное развитие промышленности региона невозможно без селективного подхода, нацеленного на развитие приоритетных инновационных технологий. Эта политика должна стимулировать актуальные для региона высокотехнологические разработки в промышленности. Важнейшим теоретическим вопросом при формировании и реализации механизма регионального регулирования инновационной деятельности является определение принципов, на которые он опирается.
Реализация региональной инновационной политики обеспечивается органами государственного и муниципального управления через систему методов и инструментов (средств) государственного регулирования. Методы регионального регулирования инновационной деятельности - прямые и опосредованные способы влияния органов государственного и регионального управления на поведение субъектов инновационной деятельности с целью повышения интереса к созданию, расширению и освоению инноваций и реализации на этой основе инновационной модели развития страны.
Инструменты региональной инновационной политики можно классифицировать на основе подхода «спрос - предложение». На основе данного подхода регионы осуществляют влияние через стимулирование спроса на инновационные продукты. Инструменты регулирования спроса - это договоры органов регионального и муниципального управления с субъектами инновационной деятельности касающихся разработки и производства инновационных продуктов и услуг. Инструменты регулирования предложения включают выдачу грантов, субсидий, кредитов, а также создание технопарков, выставок, ярмарок и т. д.
Рассматривая структуру инновационной политики региона необходимо учитывать множество различных составляющих, которые включают функции, принципы, задачи, инструменты и методы, а также стратегическую цель. Инновационную политику можно представить в виды схемы (рис. 1).
Рисунок 1. Схема формирования и развития инновационной политики
Регионы испытывают потребность в разработке стратегий развития, направленных на повышение их конкурентоспособности на основе нового подхода к системе управления региональной инновационной политикой. Основным способом реализации региональной инновационной политики должны стать проекты, основным реципиентом которых, прежде всего, будет отдельный регион.
Последовательность определения и выбора системы управления региональной инновационной политикой состоит из следующих этапов: стратегические аспекты формирования региональной инновационной политики; определение специфики построения региональной инновационной политики; выбор направлений региональной инновационной политики; стратегические изменения в региональной инновационной политике; контроль за реализацией региональной инновационной политики с применением выбранной системы управления.
При формировании и реализации региональной инновационной политики необходимо учитывать экономические и социальные приоритеты, возможности и интересы всех субъектов инновационной деятельности, обеспечение роста инновационной продукции в валовом региональном продукте, а также необходимость устойчивого социально-экономического развития региона. Первоочередной задачей региональных органов управления должно быть, прежде всего, создание благоприятного инновационного климата и условий для развития инновационной деятельности, а также оказания содействия развитию инфраструктуры и механизмов поддержки инновационной деятельности.
Библиографический список
1. Концепщя реформування державно! полынки в шновацшнш сферi вщ 10 вересня 2012 р. № 690-р. [Електронний ресурс]. - Режим доступу: Ийр/^ако^.гаёа^оу.иа.
2. Костак З.Р. Вплив регюнально! шновацшно! полынки на розвиток економши региону/ З.Р. Костак// Науковий вюник НЛТУ Укра!ни. - 2009. - Вип. 19.4. - С.171-176.
3. Федулова Л.1. Концептуальш засади державно! регионально! промислово! полiтики умовах iнновадiйного розвитку /Л.1. Федулова// Стратегiчнi прiоритети. - 2008. - № 1(8). - С. 112-119.
4. Закон Укра!ни «Про шновацшну дiяльнiсть» № 40-1У вщ 4 липня 2002 року: [Електронний ресурс]. - Режим доступу: zakon.rada.gov.ua.
5. Рубанов М.М. Роль держави в регулюванш шновацшно! дiяльностi на регюналь-ному рiвнi /М.М. Рубанов// Теорiя та практика державного управлшня. - 2011. - Вип. 4(35). - [Електронний ресурс]. - Режим доступу: www.nbuv.gov.ua/portal/Soc.../20.pdf.
6. Гусаков М. А. Формування потенцiалу шновацшного розвитку економши та суспь льства / М. А. Гусаков // Фшанси Укра!ни. - 2010. - № 5. - С. 103-114.