УДК [330.34:001.895](477)
Чикаренко И.А.,
Днепропетровский региональный институт государственного управления Национальной академии государственного управления при Президенте Украины; начальник учебно-методического управления, доцент кафедры менеджмента и управления проектами, кандидат наук по государственному управлению, доцент
(Украина, г. Днепропетровск)
ОРИЕНТИРЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УКРАИНЕ: ЕВРОИНТЕГРАЦИОННЫЙ АСПЕКТ
В
В статье рассматриваются современное состояние и проблемы развития инновационной сферы в Украине. Определяются базовые принципы и ориентиры инновационной деятельности в контексте реализации евроинтеграционной политики Украины.
Ключевые слова: инновационная деятельность, инновационная инфраструктура, инновационная политика, евроинте-грационные ориентиры.
ведение. В последнее время украинские политики все большее внимание уделяют вопросам укрепления международных экономических связей Украины с Россией, Белоруссией и другими государствами, а также ее интеграции в Европейский союз. Сегодня европейский выбор для Украины — это не «модный тренд» или географическая близость с Европой. Это прежде всего выбор путей инновационного развития страны в направлении европейской цивилизацион-ной модели, с помощью которых можно достичь прогресса во всех сферах жизнедеятельности общества — экономической, социальной, политической.
Очевидно, что одну из основополагающих ролей в обеспечении правильного выбора ориентиров и приоритетов инновационного развития играет действующая в стране система публичного управления, от эффективности и результативности которой зависит, сможет ли Украина встать на рельсы сбалансированного развития и достичь устойчивых позиций на мировом (европейском) рынке.
Украина уже имеет определенный потенциал для внедрения новых, но уже признанных в Европе концепций, подходов и моделей публичного управления, новых отношений в экономике и политике, новых технологий в производстве, новых взглядов на уровень и качество жизни своего населения. Стратегическим курсом политики правительства Украины предусмотрены осуществление всевозможных реформ и институциональных изменений, гармонизация национального законодательства с европейским, модернизация существующей системы публичного управления и ее адаптация к современным европейским реалиям. Вышеизложенное обусловливает необходимость перехода Украины на инновационную модель развития, для реализации которой необходимо четко определить евроинтеграционные ориентиры в сфере инновационной деятельности, что, собственно, и является целью данной статьи.
Формированию новой парадигмы публичного управления, соответствующего европейским стандартам и принципам, в частности на основе популярной сегодня концепции New Public Management (NPM), проблеме его адаптации к отечественным условиям и реалиям на государственном, региональном и местном уровнях, определению концептуальных и инструментальных средств его реализации посвящены научные разработки и публикации украинских ученых, таких как В. Аверьянов, Г. Атаманчук, В. Бакумен-ко, В. Баштанник, Т. Безверхнюк, О. Бейко,
B. Вакуленко, И. Грицяк, С.Давиденко, В. Кравченко, В. Мамонова, Т. Маматова, Н. Липов-ская, Ю. Наврузов, П. Надолишный, Н. Ниж-ник, Л. Прокопенко, С. Романюк, О. Рудик,
C. Саханенко, А. Саханова, В. Стрельцов, С. Серегин, Ю. Шаров и др.
Сегодня, говоря о качестве и результативности публичного управления, которое непосредственно отображается на уровне социально-экономического развития государства или его отдельной территории, становится очевидным, что важнейшую роль в обеспечении этого развития играют инновации. Именно при продуцировании последних происходит ускорение трансфера знаний и технологий, обусловливающих переход к экономике знаний и информацион-
ному сообществу, к которым стремится весь цивилизованный мир. Реализация инновационной деятельности позволяет уменьшить структурную безработицу и повысить занятость населения, стимулирует рост и поддержку всех сфер жизнедеятельности как отдельных территориальных общин, так и населения целых регионов. В этом контексте формирование эффективной инновационной политики, модернизация Национальной инновационной системы (НИС), развитие инновационной инфраструктуры как в регионах, так и в целом по стране, совершенствование системы управления инновационной деятельностью являются одними из важнейших системных факторов обеспечения конкурентоспособности национальной экономики, улучшения качества жизни населения, повышения уровня национальной безопасности государства в целом.
Исследованиям теоретического и методологического характера в сфере реализации инновационной деятельности, формирования НИС и ее инфраструктуры уделяется достаточно большое внимание как зарубежными, так и отечественными теоретиками и практиками. Так, необходимо отметить научные разработки таких авторов, как Й. Шумпетер, который еще в 30-х годах прошлого столетия предоставил собственную дефиницию понятия «экономическая инновация» [1], и Б. Лундвалл, который в 80-х годах того же столетия выделил и обосновал категорию «национальная инновационная система» [2].
Значительный вклад в исследование инновационных процессов, эволюции и становления инновационного типа экономики, в теорию развития НИС и формирование соответствующей инновационной политики внесли И. Ансофф, П. Дру-кер, Дж. Кейнс, Г. Нельсон, М. Портер, Дж. Сакс, Дж. Стиглиц, П. Фишер, К. Фри-ман, Е. Харгадон и другие зарубежные ученые, в частности стран бывшего СНГ: российские — С.А. Агарков, Ю. Арутюнов, М.О. Грязнова, Л. Гуриева, С. Древинг, В. Иванов, Н. Ивлева, А. Илларионов, Н. Кондратьев, Е.С. Кузнецова, Д. Ливанов, М. Рогачев, О. Савина, Д. Тюкаев, А. Юда-нов и др., белорусские — Д. Алехин, Н. Богдан, Л. Нехорошева и многие другие.
Проблемам и перспективам развития инновационной деятельности, определению потенциальной возможности ее влияния на формирование национального инновационного продукта, другим приоритетным вопросам в сфере формирования и реализации НИС в Украине, в частности применению кластерного подхода к инновационному развитию, посвящены труды отечественных научных работников и практиков С. Архиереева, Я. Базилюка, Е. Бобровской, О. Волкова, В. Гееца, М. Денисенко, Я. Жалило, В. Ивченко, В. Ильчука, Г. Канафоцкой, С. Карташова, А. Кондра-шихина, И. Лисенко, И. Лобас, М. Пашуты, Т. Савостенко, А. Савченко, В. Семиножен-ко, О. Травянко, Л. Федуловой, О. Хименко, М. Шарка и др.
Отдельно следует отметить фундаментальный труд В. Гусева [3] в сфере разработки методологии формирования и внедрения государственной инновационной политики, определения ее приоритетов, создания системы показателей для мониторинга реализации политики, формирования НИС и стратегии инновационного развития, и А. Орлова, который в своей монографии обосновал концепцию государственного управления в сфере разработки, фиксации и внедрения социальных инноваций [4] и тем самым внес вклад в методологию становления и развития инновационной теории государственного управления. Также следует отметить исследования академика Национальной академии наук Украины С. Соколенко, который сделал значительный вклад в развитие теории и практики внедрения кластерной модели инновационного развития страны и является основателем виртуальной Школы украинских кластеров [5, 6].
Однако, при такой неоспоримой актуальности и динамике развития исследований в инновационной сфере, а также достаточно широком спектре научных публикаций на эту тему, вопросы разработки концептуальных подходов для определения эффективных инструментов и механизмов формирования, реализации и регулирования инновационной деятельности на государственном и региональном уровне являются недостаточно изученными в теоретико-ме-
тодологическом аспекте. Так, остаются мало раскрытыми вопросы возможного позитивного влияния менеджмент ориентированного публичного управления на развитие инновационной деятельности, формирования системы управления инновационным развитием на уровне территориальных общин, улучшения инновационного потенциала муниципального образования и внедрения кластерной модели развития экономики с применением антикризисных технологий для перехода от кризисного состояния к устойчивому сбалансированному развитию на основе инновационной деятельности. Существующие подходы и концепции инновационного развития, по нашему мнению, должны не носить, как довольно часто это бывает, дескриптивный или декларативный характер, а подкрепляться действующей нормативно-правовой базой и адекватными ситуации моделями, инструментами, методиками их реализации.
Учитывая евроинтеграционные ориентиры государственной политики Украины, инновационная деятельность также должна обеспечиваться адекватной современным европейским требованиям и стандартам инновационной инфраструктурой, в состав которой, по закону Украины «Об инновационной деятельности» [7], входят предприятия, организация, учреждения, их объединения, ассоциации любой формы собственности, которые предоставляют услуги по обеспечению инновационной деятельности необходимыми ресурсами — интеллектуальными, материальными, финансовыми, техническими и т.п.
Анализируя опыт высокоразвитых в экономическом аспекте государств, можно сделать вывод о том, что в обеспечении их инновационного развития одна из основных ролей принадлежит всевозможным техно- и научным паркам, инновационным центрам, бизнес-инкубаторам, кластерным и другим современным интеграционным объединениям, составляющим основу инновационной инфраструктуры страны. Авторы российской монографии [8] так определяют ключевые элементы инновационной инфраструктуры:
1. Технопарковые структуры: — научные парки, технологические и исследовательские парки;
— инновационные, инновационно-технологические и бизнес-инновационные центры;
— центры трансферта технологий;
— инкубаторы бизнеса и инкубаторы технологий;
— виртуальные инкубаторы;
— технополисы и др.
2. Информационно-технологические системы:
— базы научной и технологической информации;
— технико-юридической и технико-экономической информации;
— другие базы данных.
Говоря о бизнес-инкубаторах, необходимо отметить, что они прежде всего рассматриваются как часть инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, параллельно являясь инструментом реализации социально-экономической и инновационной политики государства. Бизнес-инкубаторы могут быть как самостоятельной хозяйственной единицей с правами юридического лица, действующего, как правило, с целью поддержки нетехнологичного малого бизнеса, так и осуществлять свою деятельность в составе технопарка и быть ориентированными на работу в области высоких, в частности нано- и биотехнологий, с целью поддержки малого и среднего инновационно ориентированного бизнеса в научно-технической сфере.
Подобные инновационные институции должны способствовать внедрению новой культуры производства, которая будет основываться на принципах социальной ответственности и социальной справедливости, обеспечивать эффективность современной интеграционной модели развития образования, науки, реального сектора экономики и бизнеса. Ключевая роль при этом отводится социальному (государственно-частному) партнерству, на основе которого становятся возможными более широкое привлечение потенциальных инвесторов, улучшение деловой атмосферы, повышение имиджа власти и увеличение доверия к ней как на местном, так и на общенациональном уровне.
Сегодня в Украине назрела необходимость формирования такой инноваци-
онной системы, которая бы, во-первых, учитывала ведущий зарубежный опыт и лучшие практики реализации инновационной деятельности; во-вторых, подкреплялась соответствующей нормативно-правовой базой, интегрирующей «социальные» (общественные) интересы с экономическими, в-третьих, ощущала на себе регулирующую роль и поддержку государства. А учитывая провозглашенный государством курс на европейскую интеграцию, одним из возможных путей развития инновационной деятельности в Украине является ее реализация на основе модели, которая бы базировалась одновременно на идеологии экономики рыночного типа европейского характера и современных менеджмент ориентированных концепциях, подходах и моделях, в частности проектных и сетевых (кластерных) [9; 10]. Именно последние как специфическая форма объединений предприятий, организаций, учреждений разных форм собственности могут стать основным рычагом развития инновационной системы государства.
О необходимости и целесообразности скорейшего внедрения «кластерных технологий» в развитие экономики Украины говорится уже достаточно давно. Так, в ноябре 2011 г. во время заседания Комитета предпринимателей базовых отраслей промышленности Торгово-промышленной палаты Украины были приняты соответствующие рекомендации по совершенствованию законодательства для повышения конкурентоспособности Украины на основе создания и развития научных кластеров [11]. Участники заседания отметили, что необходимыми предпосылками внедрения новой модели развития страны являются безотлагательная системная экономическая реформа, децентрализация власти и развитие местного самоуправления на основе принципов Европейской Хартии местного самоуправления [12], а также принятие концепции и стратегии инновационного развития государства.
В случае принятия правительством положительного решения относительно разработки и реализации инновационной политики Украины на основе кластеризации экономки и поддержки кластерных
инициатив (толчком к чему должна стать утвержденная стратегия инновационного развития) необходимо повысить роль Торгово-промышленной палаты, которая в соответствии с законодательством «создана для содействия развитию национальной и региональной экономик, их интеграции в мировую хозяйственную систему путем создания благоприятных условий для предпринимательской деятельности и технической связи предприятий Украины с зарубежными предприятиями» [11].
Учитывая вышеизложенное, одним из приоритетных заданий, стоящих в данный момент перед центральной и местной властью, является создание адекватной современным условиям инновационной инфраструктуры и упрощение доступа организаций безнес-сектора к новейшим технологиям (производственным, информационным, биологическим и т.п.). Однако на этом пути возникает много новых проблем, одна из которых — это недостаточная популярность решений органов власти у бизнеса, в т.ч. инновационно ориентированного, и, как следствие этого, низкий уровень доверия, ведущий к отсутствию стимулов налаживания партнерских отношений для реализации инновационно-инвестиционных проектов.
Опыт показывает, что большинство инновационных проектов эффективнее реализуется на местном, а не на национальном уровне, и результаты их реализации быстрее ощущаются целевой группой населения именно локальной территории. Это обусловлено тем, что на отдельной территории с соответствующей «специализацией», то есть присущими именно ей характерными чертами и особенностями, природно-географическим, демографическим, производственным и научно-технологическим потенциалом и условиями осуществления хозяйственной деятельности, значительно проще построить инновационную инфраструктуру (выделить экономическую зону, создать техно- и научные парки, сформировать кластеры и т.п.). Именно на локальной территории лучше реализуются фундаментальные и прикладные научные исследования, которые зачастую осуществляются на заказ бизнеса, в частности крупного, и им же финансиру-
ются. При этом права интеллектуальной собственности на созданный инновационный продукт также принадлежат крупному бизнесу. Но, в свою очередь, бизнес, который является одновременно и основным заказчиком, и потребителем конечного инновационного продукта, не заинтересован в непосредственном сотрудничестве с малым и средним бизнесом, который, как свидетельствует зарубежный опыт, и представляется основной движущей силой модернизации и прогресса. Вместе с тем крупный бизнес не очень поощряет и сотрудничество с органами государственного управления и органами местного самоуправления, которые не всегда способны быть гибкими и мобильными [11].
Кроме того, одной из основных проблем формирования современной НИС Украины является то, что инженерная школа мирового уровня, которая существовала в Украине еще с советских времен и основывалась на единстве триады «образование — наука — промышленность», сегодня находится в «упадке», в отличие от России, где исторически сложившаяся русская инженерная школа признана основой строительства новой инновационной экономики. Сегодня в Украине испытывается как недостаток высококвалифицированных интеллектуальных кадров — научных и инженерно-технических, так и острая потребность в финансировании проектировочных работ, научных разработок и их внедрений. Если эта проблема решится, тогда за счет укрепления своего инновационного потенциала (интеллектуального, производственного, информационно-технического, финансового и др.) Украина сможет повысить свою конкурентоспособность на мировом рынке. Понимая это, современное правительство обязалось как можно быстрее осуществить модернизацию всей системы публичного управления, начатую Президентом Украины В. Януко-вичом в 2010 г. [13], тем самым решив проблему осуществления экономической и социальной реформы, что непосредственно будет влиять на активизацию инновационных процессов в стране.
Еще одним из основных требований формирования современной инноваци-
онной системы в Украине является обязательная разработка региональных и отраслевых целевых программ инновационного развития. В этих программах необходимо предусмотреть создание сетевых инновационных структур, в частности кластерных, которые будут осуществлять свою деятельность с учетом специфики территории и будут непосредственно заинтересованы в повышении ее конкурентоспособности. Особую роль в формировании современной инновационной системы Украины играет сотрудничество с международными структурами, в частности благотворительными фондами и гранто-дающими организациями, которые предоставляют потенциальную возможность получения дополнительного финансирования на выполнение проектов инновационного развития и способствуют успешной реализации инновационной политики.
Таким образом, для создания эффективной инновационной системы в Украине, деятельность которой основана на ведущем мировом и европейском опыте реализации и обеспечения инновационной деятельности, необходимо придерживаться следующих базовых требований и принципов, которые были разработаны на основе наших предыдущих исследований [9]:
1. Усовершенствование нормативно-правовой базы, обеспечивающей правовую регламентацию элементов инновационной инфраструктуры, льготные условия для реализации отдельных видов инновационной деятельности, «движение» интеллектуальной собственности и т.п. в соответствии со стратегическими приоритетами инновационного развития (в этом контексте, как отмечал С. Соколенко, следуют обратить внимание на целесообразность утверждения, в частности, таких документов, как стратегия инновационного развития Украины или концепция развития НИС Украины на долгосрочный период, концепция кластеризации национальной экономики, концепция кластерной политики, стратегия развития кластеров на уровне государства / региона / муниципального образования и т.п. [11]. Проекты некоторых из отмеченных документов в свое время уже предлагались Государственным агентством
Украины по инвестициям и инновациям, Комитетом по вопросам науки и образования Верховной Рады Украины, Министерством экономики Украины, Национальной академией наук Украины, другими учреждениями и ведомствами).
2. Формирование последовательной и эффективной государственной инновационной политики Украины с фокусом не только на регуляцию и контроль деятельности отдельных (изолированных) предприятий и учреждений, а на содействие их кооперации в инновационные сети и кластеры, на организацию общих технологических платформ и т.п.; учет региональных «инновационных» интересов в политике национального масштаба и их интеграция в национальную и региональные стратегии социально-экономического развития.
3. Государственная поддержка приоритетных отраслей экономики, в частности в инновационной сфере; создание системы мотивации и стимулов, предоставление возможных преференций и льгот в сфере производства конкурентоспособных продуктов и услуг; развитие инновационной инфраструктуры, выявление новых потенциальных возможностей для организации, реализации и развития инновационной деятельности с учетом возможностей дополнительного финансирования (софинансирования) через проектную и грантовую деятельность.
4. Системная модернизации НИС Украины в направлениях создания благоприятных рыночных условий для внедрения инноваций, преодоления разрыва инновационного процесса между стадией возникновения нового знания и стадией внедрения в практическую деятельность; укрепление и развитие коммерческого и социального (государственно-частного) партнерства в инновационной сфере, что позволит стимулировать одновременно и спрос на инновационный продукт, и его предложение; совершенствование инновационной инфраструктуры на основе реализации концепции кластеризации экономики (в частности, на уровне отдельных территорий) с учетом их приоритетов, определенных национальной стратегией социально-экономического развития страны.
5. Повышение социальной ответственности бизнеса (степень социальной ответственности бизнеса напрямую зависит от уровня развития инновационной инфраструктуры, т.е. от среды, в которой он может реализовать свои интересы с одновременным удовлетворением потребностей всех заинтересованных сторон; при этом соблюдение принципа социальной ответственности повышает жизнеспособность и эффективность предпринимательской среды и способствует легитимизации их деятельности в глазах общественности).
6. Применение рыночных, менеджмент ориентированных подходов (стратегических, программно-целевых, проектных, маркетинговых и т.д.) к реализации инновационной деятельности в Украине с целью обеспечения ее эффективности; создание (совершенствование) организационно-правового механизма ее реализации, институ-ционализация функций анализа, контроля и регулирования инновационной деятельности на уровне территориальных общин; усиление роли местных органов власти и управления в обеспечении и стимулировании научно-исследовательской деятельности организаций и учреждений, находящихся на данной территории.
7. Обеспечение информационно-консультационной, научной и учебно-методической поддержки деятельности организаций, предприятий и учреждений разных форм собственности по созданию инновационной инфраструктуры, в частности на основе сетевых и кластерных моделей, создание системы повышения квалификации основного и руководящего кадрового состава в этой сфере.
8. Популяризация и распространение информации о мировом опыте и лучших практиках реализации инновационной деятельности, в частности на основе формирования и развития кластеров как действенного механизма интенсификации инновационного процесса (возможно, с помощью создания консультационно-правового центра с территориальными отделениями (филиалами), который будет осуществлять деятельность по координации и коррекции мероприятий по формированию кластеров, предоставлять консалтин-
говые и юридические услуги их инициаторам (потенциальным партнерам — членам кластера), в частности с возможностью оказания этих услуг в режиме on-line, т.е. дистанционно.
9. Активизация процессов инициации инновационных идей и разработки соответствующих инновационных проектов; формирование системы оценивания и отбора приоритетных инновационных инвестиционных проектов, в частности по реализации кластерных инициатив, определение критериев и индикаторов успешности их реализации; определение возможностей софи-нансирования проектов, предусмотрение соответствующей части финансирования в государственном и местном бюджетах на следующий бюджетный год.
10. Действующая система страхования инновационно-инвестиционных проектных рисков; реализация возможности диверсификации рисков с целью предотвращения их негативных проявлений и уменьшения потерь как финансового, так и нефинансового характера.
11. Эффективный инновационный менеджмент на всех уровнях управления с применением информационных, в частности, CALS-технологий, обеспечивающих интеграцию всевозможных стратегий и нацеливающих на трансформацию отдельных бизнес-процессов в высокоавтоматизированный, комплексный процесс управления жизненным циклом проекта (Continuous Acquisition and Life Cycle Support — технология сквозной компьютерной поддержки продукта проекта на всех этапах его жизненного цикла — от возникновения нового знания к его внедрению в практическую деятельность).
На основе вышеизложенных требований и принципов, направленных на модернизацию НИС Украины, утверждение инновационной модели ее развития и осуществление серьезного технологического рывка, обеспечивающего экономический рост и достойные конкурентные позиции государства на рынке, и учитывая особенности современного социально-экономического состояния страны, нами определены евроинтеграционные ориентиры реализации инновационной деятельности (рис. 1).
Евроинтеграционные ориентиры реализации инновационной деятельности (ИД)
Концептуальный уровень
Адекватная европейским стандартам и принципам инновационная политика
Надлежащее нормативно-
правовое обеспечение инновационной сферы
Ин
Государственная поддержка
ИД, в т.ч. высокотехнологических отраслей производства
Развитая инновационная инфраструктура (ИС)
струментально- прикладной уро
Применение менеджмент ориентированных подходов к управлению ИД
- включение ИД в - соответствие -активизация и - наличие - эффективный
состав европейским стимулирование действующих инновационный
стратегических нормам, деятельности инновационных менеджмент,
приоритетов стандартам и инновационно структур - интегрирующий
развития страны правилам в сфере ориентированного ключевых лучшие практики
- создание реализации ИД и бизнеса элементов ИС (в и опыт в сфере
благоприятных управления ею - стимулирование т. ч. реализации ИД и
условий для - правовая спроса на институциональ- управления ею
реализации ИД регламентация инновационный ных, сетевых, - маркетинговый,
(правовых, элементов продукт технопарковых, стратегический,
экономических, инновационной - осуществление интеграционных проектный,
рыночных, инфраструктуры, мер по поддержке объединений, кластерный
организцационных в т.ч. кластеров отечественной предприятий подходы
и т.п.) - отсутствие инновационной малого бизнеса, - концепции
- содействие двойных продукции на информационно- управления
кооперации и стандартов в международном технологических знаниями,
укрепление сфере рынке, развитие систем и т. п.) изменеиями,
социального реализации ИД и экспортного - эффективное рисками,
партнерства в ее потенциала использование качеством и т. п.
сфере инфраструктурно- - преференции и государствен- - подходы и
продуцирования го обеспечения льготы для ных ресурсов, методики для
инноваций определенных направляемых оценивания ИД и
- повышение видов ИД, в т. ч. по на развитие ее
социальной реализации ключевых инновационного
ответственности инновационно инновационных проектов элементов ИС потенциала
- ообеспечение
ориентированного
бизнеса 100%
финансирования
научно-
исследовательских
работ в
приоритетных
сферах ИД
Надлежащее информационное, организационное, научное, методическое обеспечение ИД
- свободный доступ к справочной, патентной, аналитической, технической, рекламной и др. информации в сфере ИД
- проведение информационно-коммуникационных мероприятий, в т.ч. выставок инновационных проектов и продуктов
- сертификация, стандартизация инновационной продукции на уровне
стандартов ЕС
- оказание консультационной, научно-методической помощи
- подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров для ИД
Выводы. Таким образом, учитывая опыт экономически развитых стран мира относительно реализации инновационной политики и формирования национальных инновационных систем, можно выделить следующие евроинтеграционные ориентиры обеспечения инновационной деятельности в Украине:
— соответствующая европейским стандартам и принципам национальная инновационная политика и нормативно-правовая база;
— развитая инновационная инфраструктура, в состав которой входят современные интеграционные и сетевые объединения европейского типа;
— государственная поддержка и стимулирование процессов софинансирования инновационных проектов коммерческими и некоммерческими организациями;
— применение менеджмент ориентированных подходов и концепций к управлению инновационной деятельностью, в частности на основе стратегического, про-
вень
ектного, кластерного подходов, концепции управления знаниями, качеством, рисками и т.п., на центральном, региональном и местном уровнях;
— надлежащее информационно-консультационное, организационное, научное, учебно-методическое обеспечение как процессов формирования ключевых элементов инновационной инфраструктуры, так и реализации самои инновационной деятельности.
Что касается утверждения, что инновационная деятельность в Украине должна опираться на менеджмент ориентир ован-ные подходы, отметим, что результатами наших предыдущих исследований [9; 10] было подтверждено, что именно проектный и кластерный подходы в комплексе обеспечивают реализацию стратегических приоритетов инновационной деятельности, системную интеграцию и координацию всех видов ресурсов (материальных, финансовых, интеллектуальных, технических и других) и могут стать одним из наиболее действенных механизмов обеспечения эффективности реализации национальной инновационной политики.
Библиографический список
1. Шумпетер Й. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия / Й.А. Шумпетер; предисл. В.С. Ав-тономова. - М.: ЭКСМО, 2007. - 864 с.
2. Lundvall, B-A. National Innovation Systems: Towards a Theory of Innovation and Interactive Learning / Ed. B-A. Lundvall. London, 1992.
3. Гусев В.О. Державна шновацшна политика: методолом формування i впрова-дження: монографiя / В.О. Гусев. Донецьк: Юго-Восток, 2011. 624 с.
4. Орлов О.В. 1нновацшш процеси в державному управлшт: монографiя / О.В. Орлов. Х.: Вид-во ХарР1 НАДУ «Мапстр», 2012. 248 с.
5. Школа украинских кластеров [Электронный ресурс] // Украинские кластеры [сайт]. [2013]. URL: http:// ucluster.org (дата обращения: 23.09.2013).
6. Соколенко С. 1нновацшш кластери — мехашзм пщвищення конкурентоспро-можноси репону [Электронный ресурс]
// Формування та розвиток репональних KAacrepiB як один i3 шструменив пщви-щення конкурентоспроможноси репону: матер. круглого столу, м. Полтава, 11 липня 2008 р. [сайт]. [2013]. URL: http://ucluster. org/sokolenko/2008/07/innovacijny-klastery-...regionu. (дата обращения: 12.03.2013).
7. Про шновацшну дяльтсть: закон Укра!ни вщ 04.07.2002 № 40-IV // Вщом. Верховно! Ради Укра!ни. 2002. № 36. Ст. 266.
8. Агарков С.А. Инновационный менеджмент и государственная инновационная политика: монография / С.А. Агарков, Е.С. Кузнецова, М.О. Грязнова. — М.: Изд-во «Академия естествознания», 2011.
9. Чикаренко 1.А. Теоретико-правов! засади формування Нащонально! шнова-цшно! системи в Украш [Электронный ресурс] // Публiчне адмшстрування: тео-рiя та практика: Електр. збiрн. наук. праць.
2010. № 2(4). [2010]. URL: http://www.dndu. dp.ua/zbirnik/2010-02/10ciaisu.pdf. - 19 с.
10. Чикаренко 1.А. Iмплементацiя сучас-них менеджмент-орiентованих пiдходiв у реалiзацiю концепцп кластеризацп еко-номiки мiста // Державне управлшня та мiсцеве самоврядування. Д.: ДР1ДУ НАДУ,
2011. Вип. 2 (9). С. 217-226.
11. Рекомендацп щодо вдосконалення законодавства з пiдвищення конкурентоз-датностi економiки на основi створення i розвитку промислових кластерiв: схвале-но на Засiданнi Комiтету шдприемщв ба-зових галузей промисловостi ТПП Укра!-ни 15.11.2011 р. [сайт]. [2011]. URL: http:// ucluster.org/blog/2011/11/...-klasteriv/ (дата обращения: 12.03.2013)
12. Про ратифжащю Свропейсько! хартп мiсцевого самоврядування: закон Укра!ни № 452/97-ВР вiд 15 липня 1997 р. [Электронный ресурс]. URL: http:// zakon.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main. cgi?nreg = 994_036. (дата обращения: 12.03.2013)
13. План модершзацн державного управлшня: пропозицн щодо приведення державного управлшня та державно! служ-би Укра!ни у вiдповiднiсть iз принципами i практиками демократичного урядування / А. Вишневський, В. Афанасьева, Р. Гекамон [та ш.]; за заг. ред. Т. Мотренка. К.: Центр
адаптаци державно! служби до стандартiв Свропейського союзу, 2010. 396 с.
Bibliography
1. Shumpeter Y. Theory of economic development. Capitalism, socialism and democracy / Y. А. Shumpeter; introduction. V. S. Av-tonomova. М.: EKSMO, 2007. 864 p.
2. Lundvall, B-A. National Innovation Systems: Towards a Theory of Innovation and Interactive Learning / Ed. B-A. Lundvall. London, 1992.
3. Gusev V.O. State innovation policy: the methodology of formation and implementation: manuscript / V. О. Gusev. Donetsk: South-East, 2011. 624 p.
4. Orlov O.V. Innovation processes in public administration: manuscript / O.V. Orlov. Kharkov: Kharkov RIPA «Magistr», 2012. 248 p.
5. School of Ukrainian clusters [Electronic recourse] // Ukrainian clusters [site]. [2013]. URL: http://ucluster.org (date: 23.09.2013)
6. Sokolenko S. Innovation clusters — a mechanism of the region's competitiveness raising [Electronic recourse] // Regional clusters formation and development as one of the tools of the region's competitiveness raising: materials of the round-table discussion, Poltava, 11 July 2008 [site]. [2013]. URL: http://ucluster.org/soko-lenko/2008/07/innovacijny-klastery-...re-gionu. (date: 12.03.2013)
7. On innovation activity: Law of Ukraine, 04.07.2002 № 40-IV // Information of the Ver-hovna Rada of Ukraine. 2002. № 36. Art. 266.
8. Agarkov S. A. Innovation management and state innovation policy: manuscript / S.A. Agarkov, E.S. Kuznetsova, М.О. Gryaznova.
M.: Publishing House «Academy of Science», 2011.
9. Chikarenko I.A. Theoretic and legal principles of formation of the National innovation system in Ukraine [Electronic recourse] // Public administration: theory and practice: Electron. materials of scientific papers. 2010. № 2(4). [2010]. URL: http://www.dndu. dp.ua/zbirnik/2010-02/10ciaisu.pdf. - 19 p.
10. Chikarenko I.A. Implementation of the modern management-oriented approaches in the realization of the concept of the city economy clustarization // Public administration and local government. Dnipropetrovsk: DRIPA NAPA, 2011. Is. 2 (9). P. 217 - 226.
11. Recommendations as to improvement of legislation on ecomony competitiveness raising on the base of formation and development of the industry clusters: approved on the meeting of the Committee of the basic branches of industry of TIH of Ukraine. 15.11.2011. [site]. [2011]. URL: http://uclus-ter.org/blog/2011/11/...-klasteriv/. (date: 12.03.2013)
12. On ratification of the European Charter of local self-government: Law of Ukraine № 452/97-VR, 15.07.1997. [Electronic recourse]. URL: http://zakon.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi?nreg = 994_036. (date: 12.03.2013)
13. Plan of public administration modernization: proposals as to adaptation of public administration and public service of Ukraine to the principles and practices of democratic governance / A. Vyshnevsky, V. Afanasyava, R. Gekamon [and others]; ch. red. by T. Motrenko. K.: Centre of public service adaptation to the standarts of the European Union, 2010. 396 p.
Chykarenko IA., e-mail: [email protected]
Dnipropetrovsk Regional Institute of Public Administration of the National Academy of Public Administration, Office of the President of Ukraine; head of academic department, ass. prof. of project management department; PhD in Public Administration, ass. prof. (Ukraine, Dnipropetrovsk)
UKRAINIAN INNOVATIVE ACTIVITY ORIENTIERES: EUROINTEGRATIONAL ASPECT
The modern consisting and problems of Ukraine innovative sphere development are re-searche in this article. The basic principles and orientieres of realization of innovative activity are determined in the context of realization of Ukraine eurointegrational policy.
Key words: innovative activity, innovative infrastructure, innovative policy eurointegration-al orientieres.