№ 3 (28), 2008 "Культурная жизнь Юга России"
■ 141
Т. Н. КУРИЦЫНА
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ МЕНЕДЖМЕНТУ
Статья посвящена актуальным проблемам образования студентов-менеджеров, возникающим в процессе перехода от традиционных форм обучения к инновационным.
Ключевые слова: менеджмент, синергетика, компетенция.
Проблемы формирования профессиональных компетенций у студентов определяют основное направление реформ в области современной педагогики высшей школы.
Актуальными задачами реформирования системы российского образования в области менеджмента являются постоянно возрастающие требования к качеству обучения с учетом Болонского процесса, предполагающего интернационализацию образования. Слепое копирование западных моделей разрушает позитивные национальные технологии. Разумное использование принципов Болонской декларации должно сочетаться с достижениями высшей отечественной школы:
- ориентацией на ценности и приоритеты в культуре и истории России;
- учетом потребностей развития экономики в составе специальностей и специализаций;
- формированием единого общероссийского образовательного пространства через структуру профессиональных знаний, установленных государственными образовательными стандартами;
- фундаментальностью знаний, формирующих стратегическое мышление, концептуальностью в подходе к решению профессиональных задач;
- повышением практической значимости высшей школы через профориентацию посредством учебных, производственных, преддипломных практик;
- гуманизацией всех отраслей знания.
Для решения задач реформирования системы российского образования необходимо создать особые педагогические условия, которые позволят сочетать положительный западный опыт с нашими традициями, одна из которых - специальная система обучения, формирующая личность.
Воспитательный процесс в вузе направлен на формирование доминирующих качеств личности, ее профессиональной компетенции, которая у студентов разных специальностей имеет индивидуальные черты, так как их интеллектуальное развитие неодинаково. К сожалению, современное высшее образование часто понимают утилитарно как систему подготовки профессионалов в своем деле.
Профессиональная подготовка представляет собой высший уровень обучения специальности. Она предполагает глубину знаний в своей области, способность и мотивированность к непрерывному обучению, умение прогнозировать, стремление к самообразованию, самоутверждению на
основе познания своих способностей. Главную роль в этом играет содержание образования, обогащенное методологией и методикой, педагогическими приемами и воспитательной работой.
Перекос в сторону технократизма и прагматизма, сложившийся в настоящее время в высшей школе, не соответствует требованиям современного образования, предполагающим гармонизацию деятельности человека и общества. Поэтому обучение менеджеров заставляет всерьез задуматься над развитием личности студента, которая будет дисгармоничной (а значит, ущербной) в условиях усеченного образования.
Особую роль в предотвращении деструктивных процессов играет воспитание, которое в современных условиях, когда обучение стало «услугой», осуществляется значительно сложнее, ведь акценты, расставленные в этом новом понятии, размывают основное предназначение образования - формирование личности. Бизнес в погоне за прибылью игнорирует такие понятия, как нравственность, культура, что рано или поздно действует разрушительно. Чаще всего это наблюдается на раннем этапе экономического становления некоторых организаций, когда исповедуется принцип: «Цель оправдывает средства». Противостоять такому процессу может педагогическая система, воспитывающая не бездумного исполнителя, а инициативную, самодостаточную личность, способную поднять качество своей работы на уровень творчества, грамотно построить стратегию и тактику, что по-настоящему даст толчок развитию бизнеса.
Что же можно считать воспитательным фактором в образовании? Это, прежде всего, те знания, которые направлены на создание гуманитарных ценностей и развитие мышления. К сожалению, циклы гуманитарных дисциплин в технических вузах недостаточно представлены, что объясняется невозможностью расширить их объем за счет снижения нагрузки по профильным дисциплинам. Решить эту проблему нам помогают интенсификация обучения, внедрение гуманитарных знаний в область точных наук, бинарность обучения, мастерство преподавателя, методика презентации знаний, способствующая пробуждению творческого начала, развитию у студентов креативности.
Важным элементом воспитательной деятельности является организационная и социально-психологическая среда образовательного процес-
2 "Культурная жизнь Юга России"
№ 3 (28), 2008
са, культура делового общения среди сотрудников, преподавателей и студентов, тот микроклимат вуза, который обучаемый принесет с собой на производство. Хорошо если в учебном заведении сформирована своя корпоративная этика, включающая целый комплекс атрибутивной и поведенческой культуры. Это гарантия того, что выпускник вуза получит базис, позволяющий ему в дальнейшем не только влиться в сложившийся коллектив, но и влиять на него, способствуя его укреплению.
В отличие от других специалистов менеджер, стремясь к экономическому эффекту в своей работе, должен не только обладать профессионализмом в узком смысле этого слова, но и владеть высокой культурой делового общения, которая поможет ему решать поставленные перед ним задачи значительно эффективней. В процессе обучения студентов - будущих менеджеров необходимо не столько способствовать механическому накоплению интеллектуального багажа, сколько создавать новое качество знания, заключающееся в постоянной потребности его расширять, углублять и совершенствовать, т. е. диверсифицировать. Это проявится в многообразии приемов: расширении содержания образования (состава дисциплин и их взаимодействия), методов и технологий подачи учебного материала, его оценок. Синергизм и диверсификация способствуют повышению уровня обучения, а значит, растет мотивация.
Высокая степень последней создает условия развития профессиональной компетенции, а это -главная задача в процессе подготовки студентов-менеджеров. Ее реализация связана с возникновением особой креативной среды, и важное место здесь играет опыт управленческой деятельности, который закладывается уже в вузе, где начинается его освоение. Для этого предназначены специальные формы учебных занятий: обсуждение ситуаций, деловые и ролевые игры, проектирование функциональных систем, моделирование.
Весьма актуальна для формирования профессиональных компетенций модель обучения действием, которая предполагает преодоление разрыва между теорией и практикой. Роль преподавателя здесь трансформируется: он выступает организатором процесса постановки конкретной проблемы, помогает студентам найти практический путь решения. При таком подходе кроме практических вопросов удается выработать навыки культуры делового общения, этические, моральные, психологические нормы, представления о толеран-
тности и социальной ответственности. На освоение опыта работают также и специализированные практики.
Воспитательный фактор этих форм обучения состоит в техническом оснащении, уровне исполнения, значимости и приближенности к реальным профессиональным требованиям, а самое главное - в той позиции, которую занимает студент в процессе обучения: является ли он пассивным участником, или знания приходят к нему в сотворчестве, поиске и интеллектуальном труде, умеет ли он добывать знания, чувствует ли постоянную потребность профессионального и личностного роста. Многое зависит от того, какую позицию по отношению к студенту занимает его преподаватель, способен ли он на креативное обучение, действует ли он по принципу: «Учитель, воспитай ученика, который заставит тебя же у него научиться». Для современной профессиональной подготовки менеджеров необходимо синергетическое образование, которое включает не только развитие специальных навыков, но и такое содержание, при котором структура, объем и характер знаний дают эффект их самовозрастания и обладают воспитательным потенциалом.
Основой синергетического образования является хорошая фундаментальная подготовка, креативность, сформированный творческий потенциал, устойчивость знаний, способность их пополнения и самодостаточность. Но креативность нельзя искусственно насаждать. Надо создавать условия для ее проявления: формировать образное и голографическое мышление, развитое воображение, здоровый скептицизм, методологическую культуру, системность знаний. Это позволит решить актуальную проблему при подготовке современного специалиста-менеджера в вузе -сформировать личность, имеющую необходимые профессиональные компетенции.
Литература
1. Андреев А. А. Знания или компетенции? // Высшее образование в России. 2005. № 2. С. 3-11.
2. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. М., 2000.
3. Короткое Э. М. Управление качеством образования. М., 2006.
4. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. М., 1993-1999.
5. Селезнева Н. А. Качество высшего образования как объект системного исследования. М., 2003.
T. N. KURITSYNA. PROBLEMS OF THE PROFESSIONAL SKILLS FORMING IN THE TRAINING COURSE OF STUDENTS-MANAGERS
This article is dedicated to disputable problems of education of students-managers. These problems arise in the process of transition from a traditional form of teaching to the innovative one.
Key words: management, synergetic, competence.